что значит портретная характеристика

Тема: «Жанры речи: портретная характеристика человека»

что значит портретная характеристика. Смотреть фото что значит портретная характеристика. Смотреть картинку что значит портретная характеристика. Картинка про что значит портретная характеристика. Фото что значит портретная характеристика

От внешности – к душе

(интегрированный урок русского и английского языка в 7 классе)

Тема: «Жанры речи: портретная характеристика человека»

Цели: а) создать условия для формирования у учащихся умений составлять портретную

характеристику человека; с помощью деталей, наиболее важных для написания

портретной характеристики, отражать внутренний мир человека, его черты характера,

настроение через описание внешности;

б) способствовать развитию культуры речи учащихся, пополнению их словарного запаса

фразеологизмами, употребляемыми при составлении портретной характеристики;

в) создать условия для воспитания положительного отношения к знаниям.

Форма работы: коллективно-групповая.

У доски два учителя ( учитель русского языка и литературы и английского языка).

Приветствие на двух языках. Объявление темы и целей урока.

Сегодня мы узнаем, как через описание внешности можно отразить внутренний мир человека. Научимся с помощью деталей, наиболее важных для написания портретной характеристики, отражать внутренний мир человека, его черты характера, настроение через описание внешности.

II. Повторение изученного материала.

1. Словарная минутка.

А) Записать в тетрадь словарные слова, изученные в разделе «Портретная

Источник

§ 5. Портрет

Портрет персонажа — это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика). Портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека».

Для традиционных высоких жанров характерны идеализирующие портреты. Вот строки о графе Гвенелоне из «Песни о Роланде»:

Он плащ, подбитый горностаем, сбросил.

Остался только в шелковом камзоле.

Лицом он горд, сверкают ярко очи,

Широкий в бедрах стан на диво скроен.

Подобного рода портреты нередко изобилуют метафорами, сравнениями, эпитетами. Вот что сказано о героине поэмы «Шах-Наме» персидского поэта XI в. Фирдоуси:

Два лука — брови, косы — два аркана.

В подлунной не было стройнее стана

Ушные мочки, словно день, блистали,

В них серьги драгоценные играли.

Как роза с сахаром — ее уста:

Жемчужин полон ларчик нежный рта.

Идеализирующие портреты сохранились в литературе вплоть до эпохи романтизма. Так, героиня пушкинской «Полтавы» «свежа, как вешний цвет», стройна, «как тополь киевских высот», ее движения напоминают лебедя «плавный ход» и «лани быстрое стремленье», «звездой блестят ее глаза; ее уста, как роза, рдеют». А в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» о красавице полячке, в которую влюбился Андрий, говорится, что она была «черноглазая и белая как снег, озаренный утренним румянцем солнца», и что глаза ее, «глаза чудесные, пронзительно ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство».

Совсем иной характер имели портретные живописания в произведениях смехового, комедийно-фарсового характера. Здесь, по словам М.М. Бахтина, внимание сосредоточивалось не на духовном, а «на материальном начале в самом человеке»[479]. Характеризуя образность повестей Ф. Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле, ученый говорил, что центром реальности для писателя было человеческое тело, подаваемое гротескно (о гротеске см. с. 95–96). Вот, к примеру, портретная характеристика Гаргантюа-ребенка: «мордашка была славная, число подбородков доходило едва ли не до восемнадцати»; «ляжки были очень красивые и всему его сложению соразмерные». В подобных портретах нет места ни стройности фигуры человека, ни выражению его глаз, зато присутствуют щеки, носы, животы и так далее.

При всей их противоположности идеализирующие и гротескные портреты обладают общим свойством: в них гиперболически запечатлевается одно человеческое качество: в первом случае — телесно-душевное совершенство, во втором — материально-телесное начало в его мощи, говоря современным языком — витальная энергия.

Со временем (особенно явственно в XIX в.) в литературе возобладали портреты, раскрывающие сложность и многоплановость облика персонажей. Здесь живописание наружности нередко сочетается с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом. Вспомним характеристику внешности лермонтовского Печорина (глава «Максим Максимыч»), сообщающую о его фигуре и одежде, о чертах его лица, цвете и выражении глаз («глаза не смеялись, когда он смеялся Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»). А вот слова повествователя-автора об Обломове в начале романа И.А. Гончарова: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица Ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, быть может, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам».

Портрет героя, как правило, локализован в каком-то одном месте произведения. Чаще он дается в момент первого появления персонажа, т. е. экспозиционно. Но литература знает и иной способ введения портретных характеристик в текст. Его можно назвать лейтмотивным. Яркий пример тому — неоднократно повторяющиеся на протяжении толстовского романа упоминания о лучистых глазах княжны Марьи.

В литературных портретах внимание авторов нередко сосредоточивается более на том, что выражают фигуры или лица, какое впечатление они оставляют, какие чувства и мысли вызывают, нежели на них самих как на живописуемой данности. «Несмотря на то) что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, — говорится о матери Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского, — лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щеки впали и высохли от забот и горя, и все-таки это лицо было прекрасно».

До максимального предела эта «неживописующая» тенденция портретирования доведена в «Поэме горы» М.И. Цветаевой, где внешний облик любимого человека как бы подменен выражением чувства лирической героини:

Без примет. Белым пробелом –

Весь. (Душа, в ранах сплошных,

Рана — сплошь.) Частности мелом

Отмечать — дело портных.

Вороной, русой ли масти –

Пусть сосед скажет: он зряч.

Разве страсть — делит на части?

Часовщик я или врач?

Ты как круг, полный и цельный.

Цельный вихрь, полный столбняк.

Я не вижу тебя отдельно

От любви. Равенства знак.

Если это и портрет, то умопостигаемый, скорее же — своего рода «антипортрет».

Портреты запечатлевают не только статическое во «внешнем» человеке, но и жестикуляцию, мимику, которые динамичны по своей сути. При этом дает о себе знать интерес писателей-портретистов к тому, что Ф. Шиллер называл грацией, отличая ее от красоты архитектонической (красоты строения): «Грация может быть свойственна только движению», это «красота движимого свободного тела». Она возникает «под воздействием свободы» и «зависит от личности», хотя в то же время и безыскусственна, непреднамеренна: в мимике и жестах чувства и импульсы сказываются непроизвольно; узнав же, что человек «управляет выражением своего лица согласно своей воле, мы перестаем верить его лицу»[480].

Рисуя портреты женщин, русские писатели неоднократно отдавали предпочтение грации перед красотой форм лица и фигуры. Вспомним восьмую главу «Евгения Онегина», где Татьяна с безыскусственностью и изяществом ее облика (мужчины «ловили взор ее очей», хотя «Никто б не мог прекрасной / Ее назвать») сопоставлена «С блестящей Ниной Воронскою,/ Сей Клеопатрою Невы», которая «Затмить соседку не могла,/ Хоть ослепительна была». Нечто аналогичное — в «Войне и мире» (глава, изображающая петербургский бал). Лицо Наташи «сияло восторгом счастья. Ее оголенные плечи и руки были худы и некрасивы. IB сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки». Но едва князь Андрей, пригласивший младшую Ростову, «обнял этот тонкий, подвижный стан вино ее прелести ударило ему в голову».

Обратим внимание на рассказ А.П. Чехова «Красавицы» (1888). Он построен на сопоставлении облика двух девушек. В первой из них героя-рассказчика поражают черты фигуры и лица: «Красоту армяночки художник назвал бы классической и строгой. Вы видите черты правильные волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и, все движения молодого тела слились вместе в один цельный, гармоничный аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту».

У второй же девушки правильные черты лица отсутствуют («глаза ее были прищурены, нос был нерешительно вздернут, рот мал, профиль слабо и вяло очерчен, плечи узкие не по летам»), но она «производила впечатление настоящей красавицы, и, глядя на нее, я мог убедиться, что русскому лицу, чтобы казаться прекрасным, нет надобности в строгой правильности черт». Секрет и волшебство красоты этой девушки «заключались в мелких, бесконечно изящных движениях, в улыбке, в игре лица, в быстрых взглядах на нас, в сочетании тонкой грации этих движений с молодостью, свежестью, с чистотою души, звучавшею в смехе и голосе, и с той слабостью, которую мы так любим в детях, в Птицах, в молодых оленях, в молодых деревьях». И о ней же немного ранее: «Стоя у окна и разговаривая, девушка то подбоченивалась, то поднимала к голове руки, чтобы поправить волосы, говорила, смеялась, изображала на своем лице то удивление, то ужас, и я не помню того мгновения, когда бы ее тело находилось в покое».

То, что именуется грацией, и — шире — наружность человека в ее нескончаемой динамике, с трудом и далеко не полностью «укладывается» в форму собственно портретных живописаний. И с портретами в литературе соперничают (со временем все более успешно) характеристики форм поведения персонажей, к которым мы и обратимся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

94. Портрет

94. Портрет Стил — это двуногое существо с чересчур длинной шеей, которое около полудня преследует автобус линии S. Он особенно привязан к задней площадке, где и имеет привычку располагаться этот сопляк с гребнем на макушке, окруженным наростом толщиной в палец, немного

ПОРТРЕТ

ПОРТРЕТ Его сухое, строгое лицо Как будто мастер высекал из камня. Шум. Экскаватор, лязгая, в песок Вгрызается железными клыками, Буксуют МАЗы, пенится река, Как искра, гаснет голос в этом гаме, И кажется, что спаяна рука С ковшищем многотонным рычагами. Торчит

ПОРТРЕТ[12]

ПОРТРЕТ[12] IЗнаете ли вы, читатель, что-нибудь таинственнее старого портрета, особенно когда его только что освободили из-под разного хлама, которым он был завален где-нибудь в полутемной лавчонке или в кладовой вашего деревенского дома?Если это портрет в позолоченной

ПОРТРЕТ

ПОРТРЕТ IЗнаете ли вы, читатель, что-нибудь таинственнее старого портрета, особенно когда его только что освободили из-под разного хлама, которым он был завален где-нибудь в полутемной лавчонке или в кладовой вашего деревенского дома?Если это портрет в позолоченной раме,

§ 5. Портрет

§ 5. Портрет Портрет персонажа — это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной

Источник

Лекция № 2. Поэтика портрета. Портрет в литературе

Портрет персонажа. Статический и динамический портрет. Развёрнутый и фрагментарный портрет. Приметы внешнего облика. Бытовой, пейзажный фон, предметный мир вокруг персонажа. Портретно-психологическая характеристика персонажа- психологический портрет. Портреты-описания и портреты-впечатления. Идеализирующие и сатирические портреты. Сложные литературные портреты. Мимика, жесты, формы поведения в литературных портретах.

Портретное описание соединяет в себе статический и динамический портрет. Статический портрет передает объективные, относительно устойчивые и неизменные признаки внешнего облика: указания на рост, особенности телосложения, цвет кожи, глаз и волос. Динамический портрет включает совокупность мимики (движение мышц лица) и жестов, особенности походки и пластики тела, речевую манеру(голос, интонации, характер дикции). Портретное описание может быть развёрнутым (подробным) и фрагментарным (кратким), сведённым к одной или двум деталям.

Портретное описание может быть дано сразу как цельное описание в момент первого знакомства с ним на страницах книги. Важную роль в портрете играет фон – обстановка, среда, окружение, на котором дан изображаемый персонаж. Писатель может соединить портретное описание с бытовым фоном, пейзажным фоном, предметным миром. Так, портрет Марии в поэме «Полтава» дан на фоне панорамы Полтавского края, а портрет Дуни в «Станционном смотрителе дан на бытовом фоне.

В портретном описании можно разграничить чистое описание примет внешнего облика и моменты психологической характеристики персонажа. Часто эти две стороны портретного описания называют «внешний портрет» и «психологический портрет». Переход от внешнего портрета к внутреннему происходит в художественном тексте часто совершенно естественно. Так, И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг», то чуть отстраняясь от своих героев и наблюдая их со стороны, то приближаясь к ним, подглядывая, запоминая жесты, оттенки выражений лица, дает читателю психологические этюды о внутренней жизни человека. Для того, чтобы понять психологический портрет персонажа, важно наблюдать за его жестами, которые называют «безмолвными знаками мысли». Жесты повелительные, вопросительные, жесты отчаяния, беспомощности, грубые, нежные, детские, порывистые помогают проникнуть во внутреннюю жизнь человека.

При внимательном рассмотрении можно выделить портреты-описания и портреты-впечатления, которые передают мнение смотрящего на человека. Считают, что портрет есть изображение не одной, а двух личностей – модели и художника. Эмоциональное, тендецнциозное авторское начало всегда вольно или невольно присутствует в портретном рисунке. Это может быть восхищение, любование, ирония, сожаление, презрение, антипатия, жалость, предупреждение. При воссоздании портретов персонажей авторы часто обращаются к сравнениям, метафорам, которые определённым образом сдвигают восприятие читателем отдельных черт внешности человека. (Портрет Марии в поэме Пушкина «Полтава»). Велика роль деталей в портретных описаниях. Это могут быть детали цветовые, телесные, детали поведения, мимические жесты, звуковые детали. Например, поющий, говорящий, плачущий, смеющийся голос, походка легкая, бесшумная, тяжелая, шумы платья, шуршание лент, стук каблучков. Художественные тексты поражают обилием разноречивых описаний глаз, волос, рук, талии, оттенка голоса и смеха, жестов, элементов костюма. Одежда литературного персонажа всегда значима. Писатель придумывает костюмы персонажей, как художник и костюмер в театре, которые создают эскизы костюмов и воплощают их в жизнь. Одежда выдает пол, возраст, национальность, профессию, общественное положение, вкус, отношение к моде и даже мировоззрение. Одежда часто и ситуативно значима: небрежность, неряшливость, отсутствие каких-то необходимых компонентов (шлема, галстука, украшений) всегда мотивированы внутренним состоянием личности (спешка, волнение, забывчивость, равнодушие, вызов). Особого внимания заслуживают в портретных описаниях детали одежды.

Особым объектом в портретном описании часто оказывается лицо персонажа. Художники обращают внимание на волосы, лоб человека, глаза(очи), нос, щеки(ланиты), губы(уста). Дается харктеристика правильных и неправидьных черт лица, его величины, формы, цвета кожи, национальной специфики (азиатское, славянское, китайское, монгольское), волосяного покрова, формы глаз, носа, рта и подбородка.

Важны для человека и эстетические характеристики (прекрасное, страшное, безобразное), социальные (мужицкое, бандитское, аристократическое, холуйское), интеллектуальные (умное, глупое)

Наряду с прямым проникновением во внутренний мир человека литература хорошо знает также формы его косвенного освоения, при которых черты наружности, позы, движения, жесты, мимика, интонации персонажей предстают как симптомы того, что творится в их душах. Иначе говоря: постигаемый писателями «внутренний человек» одновременно явлен вовне. Для традиционных высоких жанров характерны идеализирующие портреты. Вот строки о графе Гвенелоне из «Песни о Роланде»:

Он плащ, подбитый горностаем, сбросил.

Остался только в шелковом камзоле.

Лицом он горд, сверкают ярко очи,

Широкий в бедрах стан на диво скроен.

Подобного рода портреты нередко изобилуют метафорами, сравнениями, эпитетами. Вот что сказано о героине поэмы «Шах-Наме» персидского поэта XI в. Фирдоуси:

В подлунной не было стройнее стана

Ушные мочки, словно день, блистали,

В них серьги драгоценные играли.

Жемчужин полон ларчик нежный рта.

Идеализирующие портреты сохранились в литературе вплоть до эпохи романтизма. Так, героиня пушкинской «Полтавы» «свежа, как вешний цвет», стройна, «как тополь киевских высот», ее движения напоминают лебедя «плавный ход» и «лани быстрое стремленье», «звездой блестят ее глаза; ее уста, как роза, рдеют». А в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» о красавице полячке, в которую влюбился Андрий, говорится, что она была «черноглазая и белая как снег, озаренный утренним румянцем солнца», и что глаза ее, «глаза чудесные, пронзительно ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство».

Совсем иной характер имели портретные живописания в произведениях смехового, комедийно-фарсового характера. Здесь, по словам М.М. Бахтина, внимание сосредоточивалось не на духовном, а «на материальном начале в самом человеке». Характеризуя образность повестей Ф. Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле, ученый говорил, что центром реальности для писателя было человеческое тело, подаваемое гротескно. Вот, к примеру, портретная характеристика Гаргантюа-ребенка: «мордашка была славная, число подбородков доходило едва ли не до восемнадцати»; «ляжки были очень красивые и всему его сложению соразмерные». В подобных портретах нет места ни стройности фигуры человека, ни выражению его глаз, зато присутствуют щеки, носы, животы и так далее.

Со временем (особенно явственно в XIX в.) в литературе возобладали портреты, раскрывающие сложность и многоплановость облика персонажей. Здесь живописание наружности нередко сочетается с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом. Вспомним характеристику внешности лермонтовского Печорина (глава «Максим Максимыч»), сообщающую о его фигуре и одежде, о чертах его лица, цвете и выражении глаз («глаза не смеялись, когда он смеялся Это признак-или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»). А вот слова повествователя-автора об Обломове в начале романа И.А. Гончарова: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица Ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, быть может, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам».

Без примет. Белым пробелом

Весь. (Душа, в ранах сплошных,

Вороной, русой ли масти

Пусть сосед скажет: он зряч.

Часовщик я или врач?

Ты как круг, полный и цельный.

Цельный вихрь, полный столбняк.

Я не вижу тебя отдельно

От любви. Равенства знак.

Портреты запечатлевают не только статическое во «внешнем» человеке, но и жестикуляцию, мимику, которые динамичны по своей сути. При этом дает о себе знать интерес писателей-портретистов к тому, что Ф. Шиллер называл грацией, отличая ее от красоты архитектонической (красоты строения): «Грация может быть свойственна только движению», это «красота движимого свободного тела». Она возникает «под воздействием свободы» и «зависит от личности», хотя в то же время и безыскусственна, непреднамеренна: в мимике и жестах чувства и импульсы сказываются непроизвольно; узнав же, что человек «управляет выражением своего лица согласно своей воле, мы перестаем верить его лицу».

Обратим внимание на рассказ А.П. Чехова «Красавицы» (1888). Он построен на сопоставлении облика двух девушек. В первой из них героя-рассказчика поражают черты фигуры и лица: «Красоту армяночки художник назвал бы классической и строгой. Вы видите черты правильные волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и, все движения молодого тела слились вместе в один цельный, гармоничный аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту».

У второй же девушки правильные черты лица отсутствуют («глаза ее были прищурены, нос был нерешительно вздернут, рот мал, профиль слабо и вяло очерчен, плечи узкие не по летам»), но она «производила впечатление настоящей красавицы, и, глядя на нее, я мог убедиться, что русскому лицу, чтобы казаться прекрасным, нет надобности в строгой правильности черт». Секрет и волшебство красоты этой девушки «заключались в мелких, бесконечно изящных движениях, в улыбке, в игре лица, в быстрых взглядах на нас, в сочетании тонкой грации этих движений с молодостью, свежестью, с чистотою души, звучавшею в смехе и голосе, и с той слабостью, которую мы так любим в детях, в Птицах, в молодых оленях, в молодых деревьях». И о ней же немного ранее: «Стоя у окна и разговаривая, девушка то подбоченивалась, то поднимала к голове руки, чтобы поправить волосы, говорила, смеялась, изображала на своем лице то удивление, то ужас, и я не помню того мгновения, когда бы ее тело находилось в покое».

1. Каковы виды портретных описаний в художественном тексте.?

2. Что такое статический портрет?

3. Что такое динамический портрет?

4. Чем отличается портрет-описание от портрета-впечатления?

5. Какую роль играет деталь в портретной характеристике?

6. Являются ли жест и мимика элементами портретной характеристики?

7. Как соотносятся внешний и внутренний портрет персонажа?

8. Какую роль в поэтике портрета играет описание одежды образа-персонажа?

9. Какую роль в описании персонажа играет лицо и изображение деталей лица(глаз, губ, носа, лба)?

10. Можно ли считать характеристики человеческого голоса частью общего портрета?

11. Какую роль звуковые образы играют в портретных описаниях?

Источник

Портретная характеристика

что значит портретная характеристика. Смотреть фото что значит портретная характеристика. Смотреть картинку что значит портретная характеристика. Картинка про что значит портретная характеристика. Фото что значит портретная характеристика

Искусство фотохудожника в создании фотопортрета самым непосредственным образом связано с таким понятием, как портретная характеристика. «В искусстве прекрасно только характерное»,— говорил французский скульптор Роден. Основу типического портретного образа составляет обобщение. Однако типического образа не создать, если он не вберет в себя какие-то характерные частности портретной характеристики.

Человек как объект изображения — не только представитель определенной социальной группы, но и отдельная индивидуальность. Можно нарисовать портрет человека вообще, но нельзя изобразить конкретную личность, игнорируя особенности ее внешнего облика, что можно реализовать только путем портретной характеристики. Внешнее, будь то физические черты, костюм или манера держаться,— выразительный показатель внутреннего.

Классическим примером гениального использования портретной характеристики является картина И. Е. Репина «Государственный совет» — целая портретная галерея человеческих типов. Говоря словами В. В. Стасова, мы видим «собрание бесстыдных изобретателей мерзости и преступлений». В реальной действительности, то есть в день заседания совета, эти люди, возможно, выглядели иначе. Но гений наблюдательного художника показал их, допустив сатирическое обобщение. Великий художник достиг этого благодаря острой портретной характеристике каждого образа.

Что же такое портретная характеристика?

Вот как портретную характеристику понимал выдающийся русский художник — непревзойденный мастер психологического портрета В. А. Серов: «Любое человеческое лицо так сложно и своеобразно, что в нем всегда можно найти черты, достойные художественного воспроизведения,— иногда положительные, иногда отрицательные. Я, по крайней мере, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той портретной характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. Поэтому меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры».

В. А. Серов действительно отличался необыкновенным умением использовать портретную характеристику, проникать в глубины душевного мира своих моделей. О его портретах Валерий Брюсов писал, что они «срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами, всеми утаенными от других переживаниями».

Итак, вникать в «сокровенный смысл лица», чтобы раскрыть психологию человека, дать его портретную характеристику, всегда было творческой целью выдающихся портретистов живописи. И фотохудожнику никогда не мешает учиться у них психологическому проникновению в образ.

Творчество Серова представляет особый интерес еще и потому, что ранние его портреты написаны не столько в цветовой гамме, сколько в тональной. «Таковы, например,— пишет исследователь,— портреты Ермоловой, Горького, Ливен, М. А. Морозова, портретная характеристика которых построена на контрастах нескольких больших тональных отношений, довольно близких друг к другу по своим цветовым качествам. ».

Изучая произведения русских живописцев, немало полезного в создании портретной характеристики можно извлечь также из творческого опыта П. Федотова или, скажем,— В. Маковского. Эти художники — наиболее «фотографические» в смысле острого наблюдения жанровых сцен. Федотов мог извлекать значительный социальный смысл из самого обыденного житейского эпизода. К тому же благодаря большому композиционному дарованию оба мастера умели давать своим персонажам точную портретную характеристику и на картинной плоскости.

Портретная характеристика на полотнах кисти выдающихся художников совмещают достоверную передачу черт наружности с глубоким проникновением в душевный мир человека. Изображение характеров — одно из средств исследования общества. Известно немало изображений великих людей, портретная характеристика на которых стала их биографией-характеристикой.

Портретная характеристика выступает убедительнее, если она одухотворена творческой волей мыслящего художника. «Подлинный портретист,— писал народный художник СССР К. Юон,— дает не столько изображение глаз портретируемого, сколько стремится передать его взгляд, он изображает не рот своей модели, а движение губ, передает не столько наружный облик позирующего, сколько ищет выражение его характера, отражение его внутреннего существа во внешних чертах».

Может ли фотограф, пользуясь фотографической техникой, достигнуть подобной портретной характеристики? Ведь известно, что некоторые живописцы отказывают фотографии в способности обобщения и образного истолкования действительности. Они видят преимущество живописца прежде всего в том, что, истолковывая факт, он домысливает его.

Да, фотопортрет исключает домысел — он отображает лишь конкретную реальность. И все же это нисколько не ограничивает возможностей фотографии как искусства, нисколько не снижает возможность создавать портретную характеристику, усиливая тем самым идейно-художественного воздействия фотопортрета.

Некоторые художники не склонны признавать фотографию самостоятельным искусством. Впрочем, это не мешает им считать искусством свои. старательные перерисовки фотоснимков. Говорят, что фотографы и живописцы поделили между собой творческие качества: фотографы взяли себе зоркость, а живописцы — воображение.

При всех суждениях одно несомненно: всякое произведение реалистического искусства представляет собой единство отвлеченного замысла и конкретных наблюдений. Принципиальная цель фотографа та же, что и живописца: используя портретную характеристику, создать портрет-образ. Живописец пишет картину по эскизам и этюдам. Создавая портретную характеристику, он может перерабатывать материал натуры, усиливать экспрессию отдельных черт лица. Фотография не допускает синтезирования. Нельзя документальное изображение подменить монтажной аппликацией, составив лицо человека из нескольких кадров.

Портретная характеристика человека на фотопортрете — также итог авторских раздумий, развитой наблюдательности, композиционного чутья. Все ли знают, какими творческими муками достается создание этой портретной характеристики? Десятки предшествовавших ему кадров носят характер тех же своеобразных этюдов. Не будь их, фотомастер не смог бы получить, наконец, тот единственный снимок, который назовет законченной работой.

Фотохудожник не просто воспроизводит натуру — он также выражает свое отношение к ней. Давно изжила себя легенда о холодном бесстрастии объектива. В том убеждают лучшие фотопортреты. Достаточно посетить любую современную фотографическую выставку, чтобы видеть, что фотограф может быть хорошим психологом и как портретист может в портретной характеристике выражать очень тонкие нюансы своего поэтического восприятия человеческой психологии, может конкурировать с гравюрой и законченным рисунком, художественно вводя соответственные технические элементы в свое произведение.

Тот же великий Репин надписал на своем фотопортрете: «. я не нахожу слов для похвалы фотографу. Сильный фон, черный цвет необыкновенно приятен. И с таким вкусом напечатано, в меру. ».

Похвальные отзывы можно умножить, но, разумеется, не в них дело. Художественный фотопортрет должен давать портретную характеристику, раскрывать индивидуализированный человеческий характер. Чтобы добиться этого средствами фототехники, необходима особая зоркость, соединенная с опытом и вкусом. Фотографируя человека, мастер ищет главную, определяющую черту его характера. Выделять в лице существенное — единственно закономерный путь к созданию правдивой портретной характеристики.

Индивидуальные признаки лица многообразны и каждое имеет свою объемную форму. Задача состоит в том, чтобы выразить эту форму тактично, не доводя до шаржа. Портретная характеристика подразумевает не утрирование физического склада, а пластичное выделение того главного, что делает людей непохожими друг на друга. Суть портретной характеристики — сохранить нерасторжимое единство индивидуального и типического.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *