что значит потенциальная проблема
Различают следующие виды проблем
Существующие проблемы (фактические, актуальные) – проблемы, которые пациент переживает в настоящее время (тревога, страх, боль и т.п.).
Потенциальные проблемы – проблемы, которые могут возникнуть или развиться в процессе заболевания.
Пример: 1. При проблеме нарушенной подвижности (неподвижности) пациента потенциальной проблемой будет риск нарушения целостности кожных покровов (развитие пролежней).
При обследовании у пациента могут быть выявлены две, три и более проблем одновременно. В таких случаях медсестра должна установить их приоритетность для определения последовательности их разрешения с учетом степени опасности и риска для жизни и здоровья пациента. По приоритетности проблемы классифицируют на первичные, промежуточные и вторичные.К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи. Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства. Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.
На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке сестринского диагноза.
Понятие сестринского диагноза абсолютно ново для нашего здравоохранения и в лечебно-профилактических учреждениях не применяется. До недавнего времени понятие “диагноз” относилось только к профессии врача. История развития сестринского диагноза весьма сложно и противоречива. Впервые этот термин появился в 1950г..В 1953 г. американская исследовательница Фрай высказала предположение, что сестринская помощь может стать более эффективной, если будут ставиться сестринские диагнозы, но американская ассоциация медицинских сестер не поддержала эту идею. К концу 70-х годов после многочисленных споров большинство исследователей сошлись во мнении, что сестринский диагноз — это клинический диагноз, устанавливаемый профессиональной сестрой и характеризующий существующие или потенциальные проблемы здоровья пациента, требующие сестринского вмешательства. В 1973 г. в США состоялась первая научная конференция по классификации сестринских диагнозов. Всего перечень сестринских диагнозов включает 114 основных наименований. Сестринский диагноз существенно отличается от врачебного:
Пример: 2. Врачебный диагноз – острый аппендицит, а сестринский диагноз – острая боль в животе, лихорадка, тошнота и рвота, страх перед операцией.
В основу классификации сестринских диагнозов положены нарушения основных процессов жизнедеятельности организма, что позволило разделить сестринский диагноз на 14 групп.
Примеры сестринских диагнозов:
— нарушение восприятия и ощущения (нарушение вкуса, слуха, зрения);
— нарушение памяти (амнезия);
— нарушение мышления (снижение интеллекта);
— нарушение кровообращения (отеки, аритмия);
— нарушение дыхания (затруднение дыхания, кашель, удушье);
— нарушение мочевыделения (задержка мочи, недержание мочи) и др.
Сестринские диагнозы – основа для построения плана оказания сестринской помощи.
Третий этап – планирование ухода за пациентом.
Цель этапа: определение желаемых результатов (целей) сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств.
Требования к постановке целей:
1. Цели должны быть реальными, достижимыми (нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг.).
3. Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции. Неправильно: «У пациента не будет кашля к моменту выписки», так как это область компетенции врача. Правильно: «Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки».
4. Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры. Неправильно: «Медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина». Правильно: «Пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю».
5. Диагностичность (возможность проверки достижения).
По видам различают цели:
— краткосрочные (рассчитанные на 1-2 недели);
— долговременные (рассчитанные более чем на 2 недели).
В структуре целей должны быть отражены:
— критерий- дата, время и т.д.;
— условие – с помощью чего или кого будет достигнут результат. См. пример долее.
После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме пациента.
Сестринская проблема: стул со склонностью к запорам.
Цели: краткосрочная – у пациента будет стул не реже одного раза в два дня (время индивидуально);
долговременная – пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки.
План сестринских вмешательств, направленных на достижение поставленных целей:
1.Обеспечить кисло-молочную растительную диету (творог, овощи, черный хлеб, фрукты, зелень) – диета № 3.
2. Обеспечить достаточный прием жидкости (кисло-молочные продукты, соки, сульфатные минеральные воды) до 2 литров в день.
3. Попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15-20 минут после приема стакана холодной воды натощак).
4. Обеспечить пациенту достаточную двигательную активность.
5. Обеспечить прием слабительных и постановку очистительных клизм по назначению врача.
6. Регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской документации.
7. Обучить пациента особенностям питания при запорах. Рекомендовать расширение режима двигательной активности.
Четвертый этап – выполнение плана сестринских вмешательств.
Цель этапа: выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом и их документирование.
Выделяют три вида сестринских вмешательств:
1. независимые – действия, выполняемые медицинской сестрой в соответствии с ее самостоятельными профессиональными решениями, без непосредственных указаний и назначений со стороны врача (в примере 3 это действия № 1-4);
2. зависимые— действия, выполняемые медицинской сестрой на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением (в примере 3 это действие № 5);
3. взаимозависимые –взаимные действия медсестры и врача, с другими работниками здравоохранения, родственниками пациента и т.д.
Ответственность медицинской сестры при всех видах вмешательств одинаково высока.
Выполнение действий осуществляется медсестрой в соответствии с разработанным ею планом.
Каждый этап сестринского процесса документируется, данные заносятся в карту сестринского ухода.
Пятый этап – оценка результатов.
Цель этапа: оценка реакции пациента на сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных данных.
К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:
— прогресс в достижении целей;
— ответная реакция пациента на вмешательство (как пациент переносит процедуры, всем ли доволен пациент, что ему хотелось бы изменить);
— соответствие полученного результата ожидаемому.
Оценка эффективности и качества ухода за пациентом проводиться медицинской сестрой регулярно, через определенные промежутки времени.
Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, медсестра должна поставить подпись и дату в строке, соответствующей цели.
Цель: пациент будет уметь измерять артериальное давление самому себе самостоятельно к 5 сентября.
Оценка: пациент измерил артериальное давление и оценил его результаты правильно 5 сентября.
Если цель не достигнута, необходимо выявить причины, пересмотреть цель и сроки ее реализации, а также внести необходимые коррективы в план сестринского ухода.
Все этапы сестринского процесса должны быть отражены в медицинской документации.
На первом этапе сестринского процесса полученные в ходе обследования данные медицинская сестра заносит в сестринскую историю болезни.В настоящее время дискутируется вопрос о том, какой должна быть сестринская история болезни. Мы предоставляем вариант учебной сестринской истории болезни (см. приложение в учебнике И.В.Яромич «Сестринское дело»).
Кроме того, каждый этап сестринского процесса документируется, данные заносятся в карту сестринского ухода (план сестринского ухода).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
II этап сестринского процесса: сестринская диагностика
Как только медицинская сестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестринского процесса – установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.
Проблемы пациента – это проблемы, которые существуют у пациента и препятствуют ему в достижении состояния оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, включая состояние болезни и процесс умирания. На данном этапе формулируется клиническое суждение медицинской сестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь.
Целью сестринской диагностики является разработка индивидуального плана ухода за больным для того, чтобы пациент и его семья могли адаптироваться к изменениям, возникшим из-за проблем со здоровьем. В начале данного этапа медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых у данного пациента нарушено. Нарушение потребностей приводит к возникновению у пациента проблем.
По характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние различают сестринские диагнозы:
1) физиологические, например, недостаточное или избыточное питание, недержание мочи;
2) психологические, например, тревога о своём состоянии, дефицит общения, досуга или семейной поддержки;
3) духовные, проблемы связанные с представлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти;
4) социальные, социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность, переменой места жительства.
В зависимости от времени проблемы подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы имеют место в данный момент, это проблемы «здесь и сейчас». Например, головная боль, отсутствие аппетита, головокружение, страх, беспокойство, дефицит самоухода и т.п. Потенциальные проблемы не существуют в настоящее время, но могут появиться в любой момент. Возникновение этих проблем необходимо предвидеть и предотвратить усилиями медицинского персонала. Например, риск аспирации рвотными массами, риск инфицирования, связанный с оперативным вмешательством и снижением иммунитета, риск развития пролежней и т.п.
Как правило, у пациента одновременно регистрируется несколько проблем, поэтому существующие и потенциальные проблемы могут быть подразделены на приоритетные – наиболее значимые для жизнедеятельности пациента и требующие первоочерёдного решения, и второстепенные – решение которых может быть отсрочено.
Приоритетными являются:
1) неотложные состояния;
2) проблемы, наиболее тягостные для пациента;
3) проблемы, способные привести к ухудшению состояния пациента или развитию осложнений;
4) проблемы, решение которых приводит к одновременному решению других имеющихся проблем;
5) проблемы, ограничивающие способность пациента к самоуходу.
Приоритетных сестринских диагнозов должно быть немного (не более 2-3).
Диагностирование призвано установить проблемы, возникающие у пациента, факторы, способствующие или вызывающие эти проблемы.
Когда информация собрана, её следует проанализировать и определить явные и скрытые неудовлетворённые потребности пациента в уходе. Необходимо определить возможности пациента в плане оказания самопомощи, помощи на дому или необходимости сестринского вмешательства. Для этого медицинский сестре нужны определённый уровень профессиональных знаний, умение формулировать сестринский диагноз.
Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и своё состояние (проблемы) с указанием причин такой реакции, и которое медсестра может самостоятельно предупредить или разрешить.
Общий уход за пациентами
Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Сестринский процесс представляет собой американскую и западноевропейскую модель сестринского дела, которая в настоящее время применяется в 50 странах мира. Эта реформаторская концепция зародилась в США в середине 50-х гг. и за четыре десятилетия полностью доказала свою эффективность.
Сестринский процесс (СП) — это обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Сестринский процесс направлен на поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей организма или на обеспечение спокойной смерти.
Сестринский процесс состоит из пяти этапов.
1. Сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента).
2. Сестринский диагноз (выявление проблем пациента).
3. Планирование (определение целей).
4. Реализация плана ухода за пациентом.
5. Оценка эффективности предоставляемого ухода и коррекция (в случае необходимости).
Сестринский процесс — это своеобразный научный протокол (алгоритм) самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. Врач и медсестра выполняют различные задачи, направленные на решение одной цели. Задачи врача — поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач обследует пациента, для того чтобы выявить нарушения функции внутренних органов и систем и установить их причину. Задачи медсестры — обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах своей компетенции, постараться облегчить его страдания при нарушенном удовлетворении потребностей (возникновение проблем, связанных с болезнью).
Абрахам Маслоу в 1943 г. разработал иерархию потребностей, представленную в виде пирамиды (рис. 1).
Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Как видно из рис. 1, на низшей ступени данной пирамиды — физиологические потребности. Без удовлетворения потребностей низшего порядка невозможно думать об удовлетворении потребностей высшего уровня.
Потребность с точки зрения ее медицинского обеспечения — это психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. По теории А. Маслоу, их четырнадцать.
7. Поддерживать температуру тела.
8. Спать и отдыхать.
10. Избегать опасности.
12. Иметь жизненные ценности.
13. Работать, играть и учиться.
14. Одеваться и раздеваться.
1-й этап СП. Необходимо выяснить, удовлетворение каких именно потребностей и в какой степени нарушено. То есть проводится идентификация нарушений удовлетворения основных потребностей, что документируется в сестринской истории болезни.
2-й этап СП — постановка сестринского диагноза. Сестринский диагноз — это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние (табл. 1). Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в Америке в середине 1950-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.
Например, при медицинском диагнозе «острый аппендицит» могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота, рвота, страх перед операцией.
Отличия врачебного диагноза от сестринского
К физиологическим проблемам пациента могут быть отнесены:
— недостаточное или избыточное питание;
— острая или хроническая боль;
— отеки или обезвоживание;
— нарушение речи, памяти, внимания;
Среди психологических и духовных проблем пациента выделяются:
— страх, тревога, беспокойство;
— недоверие к медицинскому персоналу;
— отказ от приема лекарств;
— неэффективная адаптация семьи к наличию заболевания у одного из ее членов;
— конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;
— чувство ложной вины перед близкими из-за своего заболевания и др.
Социальными проблемами пациента могут быть:
— беспокойство о финансовом положении (например, в связи с выходом на инвалидность);
— невозможность купить лекарственные препараты.
Все проблемы пациента можно разделить на имеющиеся (то, что есть сейчас) и потенциальные (то, что может быть). Из имеющихся проблем выделяют приоритетные, т. е. первоочередные проблемы пациента, которые в большей степени тяготят его в настоящий момент. Приоритетных проблем может быть 2 — 3. На них должно быть сконцентрировано основное внимание среднего медицинского персонала.
3-й этап СП — планирование. Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода.
Требования к целям:
— должны быть реальными, достижимыми;
— должны иметь конкретные сроки достижения;
— должны находиться в пределах сестринской компетенции;
— должны формулироваться понятным для пациента языком (без профессиональной терминологии).
По срокам цели могут быть краткосрочные (меньше недели) и долгосрочные (недели, месяцы после выписки).
Каждая цель включает:
— критерий (дата, время, расстояние);
— условия (с помощью кого-либо / чего-либо).
Пример постановки цели: пациент пройдет с помощью костылей 5 м на 7-й день. То есть здесь присутствует: действие — условие — критерий. После формулирования целей медсестра составляет план ухода за пациентом — письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода. Например, если целью является поддержание боли на уровне терпимой в предоперационный период.
План сестринского ухода может включать следующие действия:
— придание пациенту наиболее удобного положения;
— обеспечение приема болеутоляющих средств каждые 2 ч (в соответствии с назначениями врача);
— обучение пациента технике расслабления;
— словесное внушение и отвлечение внимания.
4-й этап СП — реализация плана ухода за пациентом. Сестринские действия подразумевают 3 типа вмешательств:
Зависимое вмешательство — это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача (инъекции различных препаратов, смена повязок, промывание желудка). Однако и в этом случае сестра должна не автоматически выполнять указания врача, а учитывать индивидуальные особенности пациента. Независимое вмешательство — это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе (без указаний врача). Например: обучение пациента приемам ухода за собой, наблюдение за адаптацией пациента к болезни, оказание помощи пациенту в самообслуживании, рекомендации пациенту относительно восстановительной активности и отдыха в течение дня, организация досуга пациента.
Взаимозависимое вмешательство — подразумевает активное сотрудничество с врачом или другим специалистом в области здравоохранения (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК и др.).
5-й этап СП — оценка эффективности ухода. Он включает:
— оценку степени достижения целей (что позволяет измерить качество ухода);
— изучение ответной реакции пациента на факт пребывания в стационаре;
— активный поиск и оценку новых проблем пациента.
Систематическая оценка эффективности ухода требует от медсестры умения мыслить аналитически, сравнивая ожидаемые результаты с достигнутыми. Когда цель не достигнута, медсестра должна выяснить причину. При этом весь сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. Результатом может быть:
— изменение самой цели (с тем, чтобы сделать ее достижимой);
— пересмотр сроков достижения целей;
— внесение необходимых изменений в план сестринской помощи.
Таким образом, сестринский процесс — необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе за пациентом и систематическое внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса — пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.
Мой сайт
II этап сестринского процесса
Проблема пациента— это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья (то есть сестра делает выводы, которые и становятся проблемами- предметами сестринского ухода).
2-й этап СП: Определение потребностей и выявление проблем:
1. Определение проблем.
2. Установление факторов,способствующих или вызывающих развитие проблем.
3. Выявление сильных и слабых сторон пациента.
4. Сестринская история пациента.
Сестринская проблема появляется тогда, когда пациент в силу тех или иных причин (возраст, болезнь, травма или её последствия, отсутствие необходимых знаний и навыков) не в состоянии самостоятельно справляться с удовлетворением жизненно важных потребностей организма. У такого пациента имеет место дефицит самоухода, в активности повседневной жизни он нуждается в физической или консультативной помощи.
Различие медицинского и сестринского диагнозов.
Врачебный диагноз Сестринский диагноз
заболевания, сущности реакции пациента на наличие
патологического процесса, патологического процесса в
происходящего в организме, организме. Например, одышка
например, воспаление легких. (как одно из проявлений
— в основе – нарушение функций воспаления легких)
причины, то есть удовлетворения основных
патофизиологические и человеческих потребностей как
патологоанатомические резу льтат нарушения функций,
изменения. то есть, представления, главным
— не изменяется (если нет образом, самого пациента о его
врачебной ошибки) состоянии здоровья, его
— формулируется в терминах ощущения и жалобы
— формулируется в терминах
Таким образом, медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит. Эта реакция может быть обусловлена не только заболеванием, но и окружающей пациента средой, лекарственной терапией, условиями ЛПУ, личными обстоятельствами.
Классификация сестринских проблем:
2) психосоциальные (психологические, духовные и социальные)
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
— недостаточное или избыточное питание,
— снижение защитных функций организма,
— острая или хроническая боль,
— отеки или обезвоживание,
— застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, дыхательная недостаточность, кровохарканье,
— запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике),
— острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи,
— нарушение речи, памяти, внимания,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
-страх, тревога, беспокойство;
— дефицит семейной поддержки;
— отказ от приема лекарства;
— неэффективное исполнение лечебной схемы;
— нарушение представления о своем внешнем облике;
— неэффективная адаптация семьи к факту наличия
заболевания у одного из ее членов;
— дефицит внимания к будущему ребенку;
— конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;
— чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания;
— чувство ложного стыда.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
— беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность.
Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:
1) НАСТОЯЩИЕ (то, что есть уже сейчас). Например: одышка, отеки, дефицит досуга.
2) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестринского ухода).
Примеры потенциальных сестринских проблем:
— риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;
— риск развития обезвоживания у пациента со рвотой и частым жидким стулом;
— риск падений и травм у пациента с головокружением;
— риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств;
— риск суицидальной попытки (самоубийство).
Таким образом, медсестра должна уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния пациента и постараться в пределах своей сестринской компетенции ему помочь. Задайте себе вопрос: «Что я, как медицинская сестра, могу сделать для облегчения состояния
Обдумав ситуацию, медсестра выписывает в сестринскую историю болезни все проблемы пациента.
Затем устанавливает приоритеты.
Критерии выбора приоритетов:
1.Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.
2.Проблемы наиболее тягостные для пациента в настоящий момент, то, что наиболее беспокоит, является для него главным сейчас, самым мучительным.
Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.
4.Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.