что значит потерпи господа в 26 псалме
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 26:14
Блж. Феодорит Кирский
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
«Потерпи Господа». А как сие возможно? «Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа». Вооруженный мужеством ум и им преодолевающий приражающияся страдания, говорит Пророк, укрепляется, препобеждает и ожидает Божественных обетований, наследником которых делается при содействии тела. Землею же живых называет Пророк жизнь ожидаемую, как изъятую смерти, свободную от тления и печали.
Евфимий Зигабен
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
Потерпи Господа
Это и последующее за сим слово Давид обращает к самому себе и повелевает самому себе петь сии псалмы и ими облегчать свою печаль, чтоб не упасть (духом) от чрезмерной скорби. Потерпи— поставлено вместо пожди и ожидай помощи от Господа.
Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
Сии возглашения, которые Давид обращает здесь к самому себе, доставляют душе бодрость и утешение. Ибо, будучи один, он утешается и ободряется сам собою. А повторяет потерпи Господа—для большего облегчения сердца своего.
Феодорит: В вышеозначенных (словах) Давид подает увещание всем людям.
Еп. Ириней (Орда)
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
Прот. Григорий Разумовский
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
Потерпи значит: ожидай с терпением (см. Пс.24:2, 5:21), терпеливо надейся; мужайся значит будь мужествен, не падай духом, не отчаивайся. Словами сего последнего стиха Давид обращается с увещанием к самому себе, к своей душе и говорит: много терпела ты, душа моя, от злобы и жестокости врагов своих, потерпи же и еще, будь тверда, не отчаивайся: надейся на Господа! Да утвердится сердце твое в Господе, и если желаешь возвратиться к своим единоплеменникам, если хочешь жить в дому Господнем, если надеешься видети благая на земли живых, то не изнемогай в скорбях, мужайся и терпеливо ожидай, пока пройдут вся злая и настанут счастливые дни.
Объяснение священной книги псалмов.
Псалом 26
Псалом 26 – чем он так знаменит и, зачем читать его? Когда еще читаются Псалмы Давида? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.
Что такое Псалом
Псалом – это поэтическое произведение, но книга Псалтирь не случайно стала частью церковного богослужения.
Это – не просто поэзия, а молитвословная поэзия. Существует 150 оригинальных Псалмов, самыми известными из которых считаются Псалом 26, Псалом 50 и Псалом 90. Мы расскажем о том, почему именно они чаще всего читаются православными христианами. Утренние и вечерние богослужения Церкви развились именно вокруг чтения Псалмов. Существуют, так называемые, “утренние” и “вечерние” Псалмы, хвалебные и просительные. Их тематика различна, так как они были написаны в разных условиях. Например, покаянный Псалом 50 Царь Давид писал, сокрушаясь о своих грехах. Этот Псалом очень популярен, потому что чувство сожаления о собственных прегрешениях всегда терзает душу человека. Особенно, если это – нераскаянные грехи.
Псалом – это обращение к Господу. Несмотря на то, что Псалом 26, как и другие Псалмы, был написан человеческой рукой, со страниц Псалтири с нами словно говорит сам Христос. Эти тексты проникнуты горячим желанием автора говорить с Богом, просить Его о защите, восхвалять Его и благодарить. Рифма в оригинальных текстах Псалма не присутствовала, но их структура все равно отличалась от других книг Священного Писания. Афанасий Александрийский говорил о том, что воспевание Псалмов исцеляет пораженную грехом душу человека, а Ефрем Сирин говорил, что Псалмы делают человека собеседником Бога.
Именно поэтому к чтению Псалма 26 и других Псалмов не стоит подходить формально. Каждое слово Псалма человек должен прочувствовать и понять. Существует и толкование Псалмов, которое поможет справиться с возникающими вопросами. Их также можно задать своему духовнику. Но большинство Псалмов интуитивно понятны человеку и близки каждому, ведь проблемы, просьбы и чувства, описанные в них, испытывали многие. Особенно это касается Псалма 26, возносящего хвалу Богу, выражающего восхищение и любовь к Небесному Отцу.
Псалом 26
Псалом Давиду, прежде помазания
Псалом Давида. Прежде помазания.
КАК БЫЛ НАПИСАН ПСАЛОМ 26 И ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ
«Псалом Давиду, прежде помазания» — в своей жизни пророк Давид получил несколько помазаний.
Первое совершил пророк Самуил, когда Давид был еще маленьким и пас стада.
Второе, торжественное, при вступлении на царство после смерти Саула, и на управление Иудиным и Вениаминовым коленами.
Третье помазание совершено было на управление еврейским народом, всеми его 12 коленами.
В этом псалме речь идет о втором помазании, когда Давид, со смертью царя Саула, наконец-то избавился от гонений с его стороны. Пророк Давид неоднократно подвергался нападениям от врагов, но он знал, Кто есть его Защитник и Кому он обязан своему спасению. В стихах этого псалма он выражает свою веру и надежду на Бога — своего могущественного Покровителя и Защитника.
ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 26 ПСАЛМА
Пс.26:1 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?
Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
Во время преследования со стороны Саула, Давид не единожды был буквально на волоске от смерти, но всякий раз милость Божия и Его помощь являлись пророку, тем самым все более укрепляя его в вере. Поэтому в первом стихе псалма Давид возвещает, что нет смысла ему чего-либо бояться — ведь Сам Господь является его Спасителем и Защитником.
Пс.26:2 Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша.
Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами споткнутся и упадут.
Давид неоднократно был в таких ситуациях, когда враги практически настигали его, но всякий раз им как-будто что-то мешало схватить пророка и предать смерти. Или преследователи его не узнавали и он свободно уходил от них, или они сами погибали. А однажды случилось так, что небольшой отряд Давида вскоре должен был быть уничтожен догонявшими его воинами Саула, но в этот момент они получили известие о нападении на их земли могущественного врага и были вынуждены остановить преследование, и отправиться на войну.
Поэтому человек, которого находится под защитой Самого Господа, знает ответ на вопрос: кого мне бояться, когда я уверен что при мне и со мной всегда Господь, Просвещение мое, и Спаситель мой, и Защититель живота моего?
Пс.26:3 Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.
Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду на Него надеяться, но страха у меня не будет.
Пс.26:4 Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати Храм святый Его.
Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его.
Находясь в изгнании, Давид, хоть и разлучен со своей семьей, но в первую очередь, он сетует на то, что не может быть в Храме господнем, любоваться его красотой.
Красота Господня еще, в в переводе с греческого, означает саму радость от Господа, от Его любви и утешения. Это высокое чувство и оно все время находится в сердце. Для истинных верующих утерять это ощущение — и есть настоящий страх.
Пс.26:5 Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя.
Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
Господь укрывает всех, кто любит Его от бед и зол в тайне селения Своего, т.е. в месте, где нет беды, зла, в местах, которые неприступны для врагов, куда не могут добраться ни они сами, ни их стрелы, которые могут причинить боль, не долетают (на камень вознесе мя).
Пс.26:6 И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви.
Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
Давид, хоть и находился в изгнании. но он, как пророк знал, что наступит время, когда Господь поможет победить врагов и тогда он будет прославлять Бога. Поэтому этот стих написан в прошедшем времени, как уже свершившийся факт.
Пс.26:7 Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя.
Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
До этого Давид изливал нам свои чувства к Богу, а начиная с 7-го стиха, пророк молит Господа о милости помощи.
Пс.26:8 Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу.
Сердце мое говорит от Тебя: ищите лица Моего; и я буду искать лица Твоего, Господи.
Бог, если Он есть в человеке, находится в сердце, поэтому мы должны хранить эту любовь и оберегать свое сердце для этой любви, изгоняя от него ложь, зло и привязку к земному.
Пс.26:9 Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой.
Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
Пс.26:10 Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.
Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
В изгнании Давид находился на земле филистимской, далеко от своих родных, поэтому он сравнивает свое положение с потерянным ребенком, у которого нет родителей. Но вместе с этим, он говорит, что он не остался один — Господь принял его.
Пс.26:11 Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради.
Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих.
Ввиду того, что на пути к спасению находятся много врагов (видимых и невидимых, но в первую очередь — внутренних), пророк просит помощи Господа, чтобы Он научил его законам Божиим и укрепил Своею благодатью потому, что всякого человека, идущего по праведному пути, поджидают различные опасности и искушения.
Пс.26:12 Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе.
Не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
Враги пророка оболгали его и распустили о нем ложные слухи, поэтому Давид их называет «свидетелями неправедными», но в конце концов эта ложь обратилась на самих злоумышленников (солга неправда себе).
Пс.26:13 Верую видети благая Господня на земли живых
Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
Хотя Давиду враги причинили много зла и горя, он не ожесточился на мир, он верит в Бога, в Его дары и милость (благая Господня) не только в этом мире, но и в Небесном Царствии.
Пс.26:14 Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.
Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
Пророк призывает не отчаиваться, а с терпением, мужеством и надеждой на Господа (потерпи Господа), ожидать разрешения своих бед и тогда настанет счастливая жизнь.
Псалом 26
Надписания «прежде помазания» нет в еврейской Библии, но есть у LXX-ти и в Вульгате. Это надписание может быть понимаемо как указание, что псалом был написан Давидом прежде его помазания пред народом в царя Израиля. Так как в псалме изображается положение Давида угнетенным и всеми оставленным, даже родителями (а это последнее происходило во времена гонений от Саула, когда родственники Давида боялись входить с ним в сношение), то с большим основанием псалом нужно считать писанным во время гонений от Саула, а не Авессалома, до какого времени едва ли могли дожить родители Давида.
Так как Господь свет мой и крепость моя, то я не боюсь нападения врагов и их полчищ: они погибнут (1–3). Я молю Господа дать мне возможность пребывать в Его скинии, где я не буду бояться врагов, а буду петь Господа (4–6). Но теперь, когда кругом меня враги и я оставлен даже своими родителями, молю Тебя, Господи, защитить меня (7–12). Я верю, что останусь жив и – мужаюсь (13–14).
«Пожрать плоть мою» – съесть мое тело, погубить меня, умертвить. Такою целью задавался Саул в своих многочисленных преследованиях Давида.
«Скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего» – там, во внутренних покоях, где Господь постоянно присутствует. Сравнение взято из обычая хранить сокровища в особо скрытых и безопасных местах. – «Вознес бы меня на скалу» – униженное положение заменил прочным и непоколебимым существованием, как бы поставил на скалу, недоступную и несокрушимую.
Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 26
В сем псалме, во-первых, просит Давид Бога, дабы возвратил его в отечество, чтоб мог всегда иметь случай упражняться в действиях Богослужения, как внутренняго, так и внешняго, ст. 4 и 6. Во-вторых, просит, дабы он, под покровом милости Его находяся, и впредь защищаем и сохраняем был от всякаго бедственнаго приключения, ст. 7 и 12. В-третьих, наконец, утверждает себя надеждою, что он, имея такого помощника и покровителя, каков есть Бог, уповает воспользоваться не токмо благополучием земным, но и вечным на небеси, а к сей благой надежде и других возбуждает, ст. 13 и 14.
Скорбь наводит тьму, а благоденствие приносит свет. Ибо скорбь возмущает и в смятение приводит душу, так что она не удобно видит, что ей делать должно, и потому или в порок нетерпеливости, или в другий некоторый грех впадает. Но когда Бог ниспосланным свыше светом тьму проженет, тогда душа тотчас усматривает, что скорбь, которая во тьме нощной великий страх причиняла, есть один токмо призрак, и что при Божием покровительстве не токмо не может вредить, но еще и удивительную пользу приносит. Сие благодеяние Божие Давид испытав на себе, как от лица своего, так и от лица всех избранных воспевает тако: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Аки бы сказал: невежество и слабость делали меня боязливым в скорби; но когда Господь просветил мою мысль, и мне ясно зреть даровал, что всякое временное бедствие не долговременно и не тяжко, и когда елеем милости Своея исцелил немощь мою: от того времени никого не боюся.
Присовокупляет другий довод, которым удостоверяет себя, что никакого страха бояться не должно. Ибо Господь, глаголет, не токмо просвещает и исцеляет, но и просвещеннаго и исцеленнаго не оставляет, и непрестанно покрывает щитом промысла и благоволения Своего. От кого убо устрашуся? Аще Бог по нас, кто на ны? ( Рим. 8:31 ). И аще царь, полком смертных воинов окруженный, не боится: то раб ли Божий, сопровождаемый покровительством всемогущаго и безсмертнаго Владыки, убоится?
Описывает действие и силу защищения Божия, повествуя о прошедших победах, одержанных над врагами, и тем воодушевляя себя благою надеждою на будущее время. Аки бы сказал: при помощи защищения Божия бывало то, что когда враги, злобствующие на меня, аки псы или голодные львы приближалися ко мне, дабы растерзать и пожрать плоть мою, тогда сии самые враги вдруг изнемогали, и бездыханны пред ногами моими падали: а таким образом усилия их не мне, но им самим во вред обращались. Сию истину доказывают примеры не токмо Давида, но и Христа, и мучеников, и всех святых.
Дабы показать крепкую надежду и непоколебимое упование на Бога, присовокупляет к вышереченным и сие, что не токмо не боится врагов, в малом количестве сущих, но и в великом ополчении готовых на брань, аки бы рекл: понеже защищение Твое безчисленными опытами изведал я, то хотя бы целый полк врагов устремился на меня, не убоится сердце мое; и понеже Господь, крепкий во бранех, покровительствует мне, и Сам вооружается против врагов: то хотя бы все смертные согласились на погибель мою, на Него аз уповаю. Ибо сила Божия, которая с моей стороны стоит, превыше силы их.
Сими словами показывает Давид, что он, будучи изгнан из отечества, удален от жены, разлучен с сродниками, и наконец всего имения лишен, не столько сожалел о сих, сколько мучился печалию о том, что удален был от святилища Божия. Едино, глаголет, просих от Господа, то взыщу. Аки бы сказал: не почитаю за велико урон временных вещей, точию едино стяжати да удостоюся. Сего ради о сем едином пекуся, сего единаго просил, сего единаго прошу, еже жити ми в дому Господни. Не богатства и власти у благодетеля моего ищу, ниже царства и славы, но чтоб непрестанно святому храму приседеть, и тамо на Божественную красоту его взирать, и вся творимая по закону Его созерцать.
Дает причину, чего ради просит жить в дому Господни, и видеть красоту его: понеже де опытом дознал уже, колико милостив был к нему Бог, когда неоднократно скрывал его во святилище Своем от поисков Саула. А от сея, глаголет, толикия милости Божия восприемлю благую надежду, что некогда паки возвращуся в дом Господень, чего единаго прошу и молю.
Сими преносными словами одно и то же означает, то есть, что Бог особливым промыслом Своим так покрывал и защищал его, как бы был он поселен в некоей претвердой и превысокой крепости. Сему подобное изречение читаем у пророка ( Ис. 33:16 ): сей (сиречь праведный) вселится в высоце пещере камене крепкаго. Здесь в Еврейском тексте прошедшее время переменяет Пророк на будущее, и вместо се вознесе, полагает: се вознесет, дабы показать, что он, поставлен будучи на оном высоком камени, смело взирать будет на стрелы врагов, которыми иначе был бы он заметан.
Известно из Священной истории, что верные, жившие под законом, получив некое достопамятное Божие благодеяние, при торжественных обрядах обеты свои воздавали Богу во храме. Давид убо, находяся во изгнании и будучи удален от храма, утешает себя надеждою, что он паки возвратится во отечество, и пришед во святилище, пожрет Богу жертву хвалы. Впрочем, обещавая принесть в возблагодарение Богу священныя песни, прикровенно противополагает оныя суетным мира сего торжествам.
Паки возвращается к вышереченным словам: едино просих от Господа, то взыщу, и молит, дабы Господь услышал сие единое прошение его, горя теплым желанием видеть дом Господень. Чрез глагол воззвах означает сильный вопль, который возсылал к Богу, дабы скорее преклонить Его на помощь. С таким же намерением употребляет и оныя слова: помилуй мя. Ибо чем сильнее угнетаемы бывают верные, тем скорее приобретают милость Божию. Помилуй мя, глаголет, неповинно сие изгнание страждущаго, и услыши мя.
Сии слова не столько требуют изъяснения, сколько благочестиваго размышления и подражания. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, то есть, Тебе глаголет желание мое, что я Тебе единаго ищу, и не словами только сие провещаваю, но и самым сердцем. Ибо взыска Тебе лице мое, то есть: внутренния душевныя очи мои единственно Твоея красоты взыскуют, прочая же вся презирают. И понеже Ты рекл еси в слове Твоем: ищите лица Моего, – убо лица Твоего Господи взыщу: о том всегда буду пещися, дабы не токмо в будущем веке откровенным лицем видеть славу Твою, но еще и в жизни сей насладиться видением славы храма Твоего, где Ты видимым образом являешь присутствие Твое. Молю убо, не отврати лица Твоего от Мене : не укосни воззреть на мя, и исполнить желания моего. Не уклонися гневом от раба Твоего. Не помяни грехов моих, за которые сие изгнание терплю, и не отрини прошения моего.
Нарицая Бога помощником и спасителем, предполагает, что помощника и спасителя дело есть – не презирать и не оставлять беднаго человека, но спасать и о нем пещися.
Понеже уподобил себя младенцу, котораго восприял Бог в Свои недра: сего ради прилично просит, дабы научил его ходить, как научают пестуны или дядьки своих питомцев. Просит убо благодати, дабы мог исполнять заповеди Божии, чего во всей книге псалмов весьма часто и обыкновенно просит. Да и праведно: ибо сей есть единственный путь, руководствующий нас к временному и вечному блаженству, котораго все мы всем сердцем желать должны. Следующия слова: настави мя на стезю правую враг моих ради, означают, что благодать Божия необходимо нужна для нас в странствии сем, по причине множества врагов, как видимых, так и невидимых, которые отвсюду наветуют нам, дабы совратить с праваго пути закона Божия и завести в непроходимыя дебри пороков.
Продолжает то же прошение, и молится, дабы не предан был хотению злобных гонителей своих, которые при всяком случае старалися причинять ему досады и озлобления. Ибо душа часто в Священном Писании полагается за хотение или за волю, как и в сем месте. Таким образом назнаменует, что враги Давидовы весьма сильное желание имели погубить его. К сему присовокупляет, что не токмо скрытными клеветами, и ложными доносами, но и явною силою нападали на него: ибо в Еврейском тексте, вместо солга неправда себе, читается: дышащие нападением. А дышущими нападением нарицает тех, которые ни о чем ином не мыслят, как разве об оружии и убийстве. По переводу седмидесяти толковников, оныя слова, солга неправда себе, означают, что клевета, возводимая на праведника от злых людей, обращается в собственную их погибель. Подобно сему иными словами сказал Даниил ( Дан. 13:59 ), одному из неправедных оных старцев, обвинявших Сусанну: и ты солгал еси на свою главу.
Давид, воодушевляемый упованием на Бога, сквозь самый мрак смертный усматривает луч милости Божия, и сим упованием сохраняет жизнь свою, хотя по мудрованию плотских людей казалась она подверженною неизбежной погибели. Пусть, глаголет, завистники мои тайными своими клеветами, а Саул – явною силою гонят меня: но я, уверен быв помощию Бога моего, несомненно уповаю, что Господь даст мне не токмо в будущей жизни вкусить вечныя радости, но еще и в жизни сей насладиться благодеяниями Его. Здесь заметить должно, что Давид не без причины и не без разсуждения простирается далее, нежели как Бог человеку обещал. Хотя бо благочестие имеет обетование не токмо будущия жизни, но и настоящия ( 1Тим. 4:8 ): однако Давид никогда бы не осмелился взять себе в мысль сего предположения, ежели бы не был удостоверен в том особенным некоторым гласом или предвозвестием. В самом деле, обещан был ему такой преемник, который имел сидеть на престоле его вечно. Таким образом не без причины надеялся жить дотоле, донележе исполнится сие.
Заключает псалом, обращая слово к душе своей и увещавая оную вооружиться терпением и возложить упование на Бога, аки бы рекл: убо душе моя, аще хощеши возвратитися к единопленным, аще желаеши жити в дому Господни, аще веруеши видети благая на земли живых; то не изнемогай в скорбех, ниже взирай к земным утехам, но терпеливно пожди, укрепися о Господе и мужайся, Дóндеже прейдут дни злые и приидут дни благие. Потерпи Господа: то есть, с терпением и упованием пожди помощи и утешения Господня; ибо терпение, со упованием сопряженное, приумножает силы, а приумноженныя силы умножают терпение и упование. Мужайся убо и крепися: крепися же не внешними оружиями, но возбуждая сердце, да мужается, и да продолжает подвиг свой смело. А отсюду паче и паче уповай, и с терпением жди утешителя и помощника Бога, Иже, верен сый и праведен, без сомнения идый приидет, и не закоснит ( Авв. 2:3 ).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»