что значит повивальная бабка

Повивальная бабка

Смотреть что такое «Повивальная бабка» в других словарях:

повивальная бабка — повивальница, бабка, повивальщица, бабка пупорезница, акушерка, повитуха Словарь русских синонимов. повивальная бабка сущ., кол во синонимов: 8 • акушерка (9) • … Словарь синонимов

Повивальная бабка — Повитуха принимает роды (европейская гравюра, 1513 год) Повитуха, повивальная бабка, приемница, пупорезка, пуповязница женщина, принимающая роды. Одна из древнейших отраслей народной медицины, оставалась чрезвычайно распространённой до… … Википедия

повивальная бабка — (истор.) название акушерки, применявшееся в России до начала 20 в … Большой медицинский словарь

Повивальная бабка — см. Акушерка … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

повивальная бабка — повив’альная б’абка (Быт.35:17 ; Быт.38:28 ; Исх.1:15 21) женщина, помогающая при родах. На востоке роженице и до сих пор чаще помогают родные и друзья, нежели специальный медицинский работник … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Повивальная бабка — (midwife). Женщина, имеющая опыт принятия родов, иногда обладающая специальной подготовкой, оказывающая услуги родовспоможения в домашних условиях … Психология развития. Словарь по книге

повивальная\ бабка — повив’альная б’абка (Быт.35:17 ; Быт.38:28 ; Исх.1:15 21) женщина, помогающая при родах. На востоке роженице и до сих пор чаще помогают родные и друзья, нежели специальный медицинский работник … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

повивальная бабка, повивальщица — См. повитуха. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

Источник

Значение слова «повитуха»

что значит повивальная бабка. Смотреть фото что значит повивальная бабка. Смотреть картинку что значит повивальная бабка. Картинка про что значит повивальная бабка. Фото что значит повивальная бабка

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПОВИТУ’ХА, и, ж. (простореч.). Женщина, принимающая у рожениц. Баба-п. без акушерского образования.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

повиту́ха

1. устар. то же, что повивальная бабка; женщина, помогающая при родах ◆ Но повитуха, принимавшая на деревне у больной женщины, заразила Катюшу родильной горячкой, и ребёнка, мальчика, отправили в воспитательный дом, где ребёнок, как рассказывала возившая его старуха, тотчас же по приезде умер. Лев Толстой, «Воскресение», 1899 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

что значит повивальная бабка. Смотреть фото что значит повивальная бабка. Смотреть картинку что значит повивальная бабка. Картинка про что значит повивальная бабка. Фото что значит повивальная бабкаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: платьишко — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что значит повивальная бабка

Не выходи в полнолуние

Саломея – так звали легендарную повитуху, которая приняла младенца Христа из девственного лона Марии. Имя Саломеи вошло в христианские апокрифы, она считалась покровительницей рожениц и новорождённых. Поэтому заговоры для облегчения родильных мук всегда сопровождались именем Саломеи.

Женщины, которые помогали рожать, на Руси назывались по-разному: повивальница, повивальщица, повивальная бабка, приёмница, сповивальница, повивалка, бабка-пупорезница. Владимир Даль считал, что большинство этих названий появились от глагола «повивать», что означало «повить чем-то, обвить, обмотать, укутать повязкой». Вполне логично, учитывая, что новорождённого туго укутывали в первую в его жизни пелёнку.

Но возникает вопрос: почему, если «повивальная», то обязательно «бабка»? Ведь повитухой могла быть и очень молодая женщина. И опять ответ следует искать в глубокой древности. В 1651 году появился требник патриарха Иосифа, где в одной из молитв упоминается «баба, отроча приемшая». То есть изначально речь идёт о бабе – особи женского рода. «Бабка» появилась уже позже, в разговорной речи.

Повивальные бабки всегда пользовались уважением. Они выполняли функции, которые можно назвать «внехрамовыми», то есть до крещения младенца в церкви. Но известны случаи, когда повитухи, при отсутствии священника, сами крестили новорождённого и давали ему имя. Так случилось при рождении композитора Антонио Вивальди, который появился на свет очень слабым, да ещё и в день мощного землетрясения в Венеции. Повивальная бабка тогда решила сама его крестить, чтобы в случае чего дитя отправилось на небеса крещёным.

Связь повитухи с роженицей была очень тесной. Ещё до родов бабка общалась с будущей мамой, готовила её, сообщала, что можно делать, а чего нельзя. Запретов было много, и большинство из них появилось ещё в языческие времена. Беременная женщина считалась наделённой особой магической силой, которая оберегала её. Но чтобы эти силы не спугнуть, будущая мама должна тщательно скрывать своё положение, дабы не подвергнуться сглазу. Ей нельзя привлекать к себе внимание, хвастаться отменным здоровьем, а также жаловаться на плохое самочувствие и носить слишком приметные, яркие вещи. Беременной строжайше запрещается ходить на похороны и смотреть на мертвецов – после этого может родиться нежизнеспособный ребёнок. Нельзя подстригать волосы, распускать их при людях, сидеть на пороге дома и выходить из дома в полнолуние… В разных областях России запреты отличались в нюансах, но в основе своей были схожими.

Повитухи запрещали своим подопечным встречаться с ведунами и колдуньями, а тем более затевать с ними споры. Впрочем, повивальные бабки и сами отчасти считались ведуньями. Для своих рожениц они проводили особые ритуалы, призванные отгонять злых духов. В древних руководствах для повитух оккультные обряды наряду с медицинскими ритуалами описываются как важная составляющая вспоможения при родах.

Христианство пополнило ритуалы: требовалась молитва перед иконами при свечах. Это тоже было очень важно, поскольку совместная молитва роженицы с повитухой имела и психотерапевтическую функцию.

Отпереть все замки

Роды могли проходить в доме, но чаще – в бане. Это самое подходящее и чистое место. В день родов бабка заставляла роженицу самостоятельно истопить баню – считалось, что после этого малыш обязательно родится сильным и здоровым. Когда отходили воды, повитуха требовала, чтобы будущая мама спускалась и вновь поднималась на полок, при этом задерживая дыхание и соблюдая особый ритм. Чем не современная дыхательная гимнастика для беременных?

А ещё нужно было расплести косы, развязать все узелки на одежде, отпереть все замки в доме. Так малышу помогали беспрепятственно войти в этот мир.

Рожали русские женщины сидя. Обычно это происходило на специальном стульчаке. Если же роды проходили дома, то над кроватью крепко привязывали кушак, за который роженица держалась руками. Миф о том, что бабы повсеместно рожали в поле и тут же снова принимались за работу, – не более чем выдумка. Но даже если схватки внезапно наступали в поле или в лесу, женщина опускалась на корточки. Сидячая поза помогала ребёнку принять наиболее удобное положение головой вниз.

Во время родов повивальная бабка шептала молитвы и заговоры, делала массаж живота, чтобы облегчить боль, смотрела, в том ли положении ребёнок, а если нет, производила специальные манипуляции для его поворота. В самые мучительные моменты с губ роженицы слетали слова молитвы: «Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, во чистое поле, во синее море. Там у Христа на престоле сидит Пресвятая Матерь Богородица, держит золотые ключи, отмыкает мясные ларцы, отпускает младенца из плоти, из утробы; отпускает младенца из плоти, из горячей крови, чтобы не чуять ни щипоты, ни ломоты, аминь».

Пасти зайцев на том свете

Повивальную бабку семья старалась выбрать одну сразу на несколько поколений. Повивальница не бросала своих подопечных, она так или иначе принимала участие в их жизни, а на свадьбе всегда сидела на почётном месте. Есть даже старинный русский праздник «Бабьи каши» – день, посвящённый повитухам.

Кто же становился повивальными бабками?

В Могилёвской волости считалось, что каждая родившая женщина обязана хоть раз в жизни принять чужие роды, иначе она подвергалась насмешкам и пожеланиям «пасти зайцев на том свете». Приглашение принять роды воспринималось как большая честь, а в случае отказа (так считалось в Саратовской губернии) повитуха могла окаменеть.

Ответственность при этом у повивальниц была огромная. За летальный исход при родах бабка могла и перед судом предстать. И хотя почти любая женщина могла стать повитухой, семьи старались приглашать к своим роженицам проверенных повивальных бабок, за плечами которых многолетний опыт. И ритуал приглашения повитухи у некоторых народов был сложным и долгим. На Украине, к примеру, бабку могли неделями уговаривать и задаривать, а та отказывалась и отказывалась, хотя все понимали, что согласие в итоге будет получено.

Повитуха должна быть здоровой, а главное – «чистой». Иными словами, ей нельзя принимать роды во время менструации. По поверьям, у девочек, принятых «течной бабой», потом долго не наступали месячные. Идеальной повивальной бабкой считалась вдова, вышедшая из «женского возраста», то есть после наступления менопаузы.

Повитуха должна иметь безупречную репутацию: если замужняя, то без измен, если вдова, то без каких-либо связей с мужчинами. Не дай бог, если вдовая повивальная бабка родит! Тогда её клеймили позором, незаконнорождённого отпрыска называли с презрением «бабичем», а его мать – «бабычкой». Но жизнь брала своё, и если не к кому было обращаться, кроме как к опозоренной повитухе, то вся деревня, как это случалось в Белоруссии, вышивала огромный рушник, которым опоясывалась местная церковь. Таким образом бабка избавлялась от греха и вновь считалась «чистой».

Повитуха должна иметь своих детей, выживших с младенчества. Ей нельзя соприкасаться со смертью, только с жизнью! Именно поэтому повивальницы никогда не обмывали покойников.

Почти все простые удовольствия деревенским повитухам были запрещены, разве что рюмка наливочки по праздникам. Но, как водится, любые запреты ведут к их нарушениям. Вот почему русский фольклор изобилует побасенками и прибаутками о повивальных бабках в подпитии.

Официальные отношения повитух с государственной властью начинаются с Ивана Грозного, когда была учреждена Аптекарская палата, в которой хранились рецепты и лекарственные травы. В конце XVI века палата превратилась в Аптекарский приказ. В уставах этих учреждений было прописано, что никакой мужчина-лекарь не имеет права приближаться к роженице под страхом смертной казни. Отсюда следует вывод, что роды и у царственных особ принимали только повивальные бабки.

Пётр I наводнил Россию западными лекарями, к мнению которых относились с уважением. Вот тогда-то и началось вытеснение естественных, на уровне женской интуиции, родов научно обоснованным подходом. Так началась новая эра российской медицины, плодами которой мы пользуемся и поныне.

При императрице Елизавете Петровне лейб-медик Павел Кондоиди в 1754 году подал в Сенат «Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества», в котором говорилось, что все повивальные бабки, российские и иностранные (к тому времени за иноземными врачами подтянулись и медсёстры-акушерки), должны пройти квалификационную аттестацию. Тех, кто прошёл аттестацию и получал разрешение на самостоятельную практику, приводили к присяге на Библии, а поимённый список подавался в полицию для «народного известия». Так повивальные бабки официально стали называться присяжными бабками.

В тексте присяги есть удивительные слова!

«Ежели родины продолжительные будут, к муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду с терпеливостию ожидать настоящего времени, при том же бранливых слов, клятв, пьянств, непристойных шуток, неучтивых речей и прочего совершенно удерживаться».

В присяге содержится два основополагающих принципа: роды должны быть естественными, а повитухам следует придерживаться профессиональной этики. Ещё повивальницы клялись ни в коем случае не помогать в прерывании беременности, ходить без разбору в любое время дня и ночи как к бедным, так и к богатым, а если роженица скончалась до её прибытия, то следовало в кратчайшие сроки сообщить об этом ближайшему врачу, чтобы тот сделал вскрытие и спас младенца.

С середины XIX века деревенский люд массово поехал за лучшей долей в город, соблазнённый перспективами работы на фабриках и заводах. Институт русской традиционной семьи сдавал свои позиции. Всё чаще женщины стали рожать внебрачных детей. С этого времени претерпевает серьёзные изменения и повивальное дело.

После отмены крепостного права в 1861 году появилась официальная иерархия. Самой главной и образованной считалась повивальная бабка, которая должна была иметь высшее медицинское образование и могла работать как в земской медицине, так и в государственной системе здравоохранения. Потом шла сельская повивальная бабка со средним трёхлетним медицинским образованием. Сельская бабка не имела права работать в городе, она принимала роды и готовила повитух из соседних деревень. Повитуха получала диплом о заочном годовом образовании на основании свидетельства повивальной бабки, которая её учила, за подписью городового или уездного врача. Повитуха не могла работать самостоятельно, только с повивальной бабкой.

Повивальные бабки в царской России обучались в специальных повивальных институтах, работали в особых повивальных домах, где рожали неимущие женщины. Возраст «бабок» был от 20 до 45 лет.

В 1900 году только одна Военно-медицинская академия в Петербурге подготовила 500 повивальных бабок, а в 1902-м в России работало 9 тысяч бабок, 3 тысячи из которых – в сельской местности. Кстати, к началу XX столетия в обиходе стало использоваться и более привычное для современного человека слово «акушерка».

Лучшие бабки страны

Цивилизованный подход – дело хорошее, но с развитием прогресса стала умирать преемственность русского повивального дела, которое веками хранило и передавало из поколения в поколение рецепты естественных снадобий для родовспоможения, особую «гимнастику», а также методы ведения беременности. Теперь повивальная бабка оказалась на низшей ступени медицинской иерархии. И если бы не строжайший запрет врачам-мужчинам, особенно немецким, приближаться к беременным женщинам, то, вполне возможно, всех повивальных бабок попросту упразднили бы за ненадобностью. Тем не менее и от мужчин в акушерстве был большой толк.

Помимо владения профессиональными навыками, повивальные бабки и повитухи должны были отличаться благонравием и хорошим воспитанием. Несмотря на это, они частенько попадали в скандальные и криминальные газетные хроники.

«В селе Белоомуте обнаружена «фабрика ангелов». Повивальная бабка Лабушева с крестьянкой Мастрюковой душили младенцев, топили их в реке, зарывали в землю. После допроса полиции Мастрюкова внезапно скончалась, а Лабушева покушалась на самоубийство, но неудачно». Такое сообщение можно было прочесть в газетах 1900-х.

Заразившись революционными идеями, некоторые повивальницы, чьим предназначением было спасать жизни, участвовали в деструктивных мероприятиях: «В ночь на вчерашнее число арестован за химическую обструкцию студент университета Лобанович, у которого обнаружены воззвания коалиционного комитета и колбы с химическими составами. Одновременно арестована повивальная бабка Хая Виленская, у которой обнаружены несколько флаконов для химической обструкции и партийная переписка».

Услугами повивальных бабок пользовались до середины ХХ века. В советское время традиционное повивальное дело было изведено на корню. Но история идёт по спирали.

С 1992 года в 50 странах мира 5 мая отмечается как Международный день акушерок. А в 2005 году в Санкт-Петербурге открылась «Национальная школа традиций повивального дела», где собрались акушеры, которые ведут естественные домашние роды.

Источник

Кто такие повитухи на Руси, какие правила они строго соблюдали и как подтверждали свою квалификацию

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что значит повивальная бабка. Смотреть фото что значит повивальная бабка. Смотреть картинку что значит повивальная бабка. Картинка про что значит повивальная бабка. Фото что значит повивальная бабка

Безупречная репутация

что значит повивальная бабка. Смотреть фото что значит повивальная бабка. Смотреть картинку что значит повивальная бабка. Картинка про что значит повивальная бабка. Фото что значит повивальная бабка

Выбирали повитух тщательно. В городах 18 века просматривали объявления в газетах, а в деревнях старались остановить выбор на тех, кто имеет отличную репутацию. В период правления Екатерины Великой к повитухам предъявлялись такие требования: скромность, порядочное поведение, полный отказ от алкоголя и умение хранить тайны. Существовала Присяга повивальных бабок, которая предусматривала воздержание от спиртного и не разрешала обращаться с роженицами грубо, а также с использованием брани.

Правила для повитух предусматривали и безупречное поведение: следовало быть верной женой, вовремя совершать причастие и получать у священнослужителя благословение на работу. Быть повивальной бабкой дозволялось только тем женщинам, которые уже не могли родить ребенка.

Женщины предпочитали повитух, которые имели собственных детей. Такая «бабка» понимала, как тяжело роженице. Если на счету у повитухи было много случаев детской смертности, ее приглашали лишь в крайнем случае. Некоторые повивальные работницы брали на душу грех и делали аборты (чревоубийства). Это шло вразрез с повивальной этикой и считалось недопустимым.

Как русские повитухи стали дипломы об образовании получать

что значит повивальная бабка. Смотреть фото что значит повивальная бабка. Смотреть картинку что значит повивальная бабка. Картинка про что значит повивальная бабка. Фото что значит повивальная бабка

Иногда повитух представляют, как деревенскую старушку, малограмотную, которая использует в своей работе обряды и заговоры. Это не совсем так. Интересно, но с 1754 года повивальные бабки начали подтверждать свою специализацию дипломами. Когда вышел указ о создании учреждений, обучающих искусству приема родов, каждой женщине, желающей стать повитухой, следовало закончить специальный 6-летний курс. После этого выдавалось официальное разрешение. Кроме того, новоиспеченные специалистки принимали присягу. Женщины, окончившие такие школы, в обязательном порядке заносились в особый полицейский реестр, как, например, пожарные и фонарщики.

Беспокойная жизнь повитух

что значит повивальная бабка. Смотреть фото что значит повивальная бабка. Смотреть картинку что значит повивальная бабка. Картинка про что значит повивальная бабка. Фото что значит повивальная бабка

Чаще всего женщины становились повитухами «по наследству». К примеру, бабушка имела большой опыт в этом деле и поделилась своим опытом с внучкой. Бывало, что несколько родов были удачными, и срабатывало так называемое «сарафанное радио». Многие работали совершенно бескорыстно, но некоторые овладевали специальностью, рассчитывая на заработок.

В соответствии с присягой повитухе следовало бежать к роженице невзирая на ее материальное положение и сословие. Отказаться было нельзя, даже если оплата предлагалась совсем небольшая. Нередко повивальной бабке в качестве вознаграждения предлагали «натуру». Это мог быть домашний текстиль, хлеб, мыло. Постепенно вместо этого стали преподносить деньги. До начала 20 века существовала такая практика, что состоятельные семьи приглашали на роды врача, однако это делалось для подстраховки. На деле они просто находились в отдельном помещении, а повитуха занималась своим делом. Да, повивальная бабка легко справлялась со своими задачами. К тому же в те времена немногие роженицы хотели, чтобы в интимном процессе принимал участие мужчина-врач.
Очень важно было то, что повитухи не пользовались акушерскими щипцами, с которыми были связаны случаи нанесения младенцу вреда. Опыт позволял обойтись без этого даже в сложнейших случаях, например, когда случались первые роды, или у роженицы был слишком узкий таз, а младенец имел большой вес и размеры.

Повитухи знали все акушерские манипуляции, необходимые при сложном положении плода, умели прокалывать пузырь и аккуратно извлекать послед. Есть упоминания о невероятно искусных повивальных бабках Вологодской области, умеющих перерезать пуповину «ногтем», мастерски зажимать сосуды, да так, что не нужно было перевязывать пуповину.

Повитухи высокой квалификации умели «править новорожденного», то есть расправлять и вытягивать при помощи рук различные изъяны ребенка. Одним словом, лепить из малыша человечка с идеальными пропорциями.

Как древние повитухи могли дать фору современным гинекологам и акушерам

что значит повивальная бабка. Смотреть фото что значит повивальная бабка. Смотреть картинку что значит повивальная бабка. Картинка про что значит повивальная бабка. Фото что значит повивальная бабка

В обязанности повитухи входил не только прием родов. Она старалась минимизировать мучения роженицы, используя особые слова, лекарственные отвары, заговоры. Кроме того, «бабка» готовила женщину к родам и осуществляла дальнейший уход за матерью и младенцем.

Повитуха отвечала за подготовку места для процесса родов. У крестьян это могла быть баня, овин или хлев, у состоятельных людей — специальный стул, который устанавливался в спальне. Существовало множество предродовых обрядов. Каждое свое действие «бабка сопровождала особыми заговорами, молитвами.
Когда роженица благополучно разрешалась от бремени, повитуха не сразу покидала ее. Она находилась рядом не менее трех суток. Более того, «бабка» вместо мамочки выполняла домашнюю работу — готовила обед, доила коров, убирала избу. Ведь у только что родившей женщины на это просто не хватало сил.
Интересно, что повитухи ошибались крайне редко. Бывало, что врачи не всегда обнаруживали беременность. Повивальная бабка безошибочно ориентировалась на симптомы и состояние будущей мамы. Они ощупывали живот и выдавали диагноз — беременность, которую отличали от обычного истерического припадка при какой-то болезни или «корчей в животе». Вот так, не имея никаких приборов, типа современного аппарата для УЗД, повитухи ставили правильные диагнозы, опираясь на опыт и собираемые по крупицам знания.

Обручальные кольца всегда овеяны ореолом тайинственности. А ещё с ним происходят порой удивительные истории. Например, как эта, когда больше года девушка носила свое обручальное кольцо, не догадываясь об этом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Наука о бабичьем деле: кто такая повивальная бабка

Как учили повивальных бабок и чем они отличались от акушерок и пупорезок. Почему бабки имели высший допуск секретности и почему их подозревали в колдовстве

что значит повивальная бабка. Смотреть фото что значит повивальная бабка. Смотреть картинку что значит повивальная бабка. Картинка про что значит повивальная бабка. Фото что значит повивальная бабкаДжордж Морланд, жанровая картинка: акушерка передаёт новорожденного родителю (1788 г). Изображение с сайта keywordhut.com

Сегодня весь мир отмечает Международный день акушерки. Этот праздник сравнительно новый – он возник в 1987 году в Голландии, на Международной конфедерации акушерок. А в 1992 году был официально признан.

Само слово «акушерка» пришло к нам из французского языка. Его значение – «помогать при родах». В России же подобных вспомогательниц называли иначе – «повивальная бабка» или же просто «повитуха».

В этот мир – под бабкины напевы

Повивальная бабка выводила рулады:

В городе Вифлееме,
На реке на Ердане,
На камени на Латоре
Спала Пресвятая Богородица.
Спала и почивала,
Свово Спаса-дитю –
Предвечна Бога –
В ясной ночи из утробы дожидала,
Привиделся ей сон страшен и грозен,
Егда являлся Спас многомилостивый:
«Будто я Исуса носила,
Понося его, без болести крестила,
С Иваном Крестителем Крестила,
С бабушкой Саламанидой одевала,
В пелены белые пеленала,
В шелковые поясья повивала,
На горе на Серафиме
Вырастало тут дерево велеко,
Дерево кипарисно прекрасное,
На том дереве явился крест –
Чуден-пречуден и злачён-предлачён.
На этом дереве, на этом кресте
Христа Исуса распинали,
Его кровь в чашу сточали,
Эта кровь – вода святая:
Слепым на зрение,
Хромым на похождение,
Убогим на здравие,
Рождающем женам – вспоможение.

Это была первая песня, слышанная ребенком, новым человеком. Именно в этот момент, вот под эти слова он появлялся на свет. Так пели во Владимирской губернии, однако же в других российских уголках тоже существовали похожие песни.

Повивальная бабка была человеком особенным. Именно она сидела рядом с роженицей и ребенком до того, как он примет крещение – отгоняла нечистую силу. Она же обязательно присутствовала на свадьбе своего восприемника. Если, конечно, доживала – бабка, пусть и повивальная, тоже имела свой срок.

В воспитательных домах – там, где существовали приюты для «сирых и неимущих родительниц» – одна лишь повивальная бабка могла заходить в палату к такой роженице. Следовало соблюдать анонимность – ведь «сирая» изначально решила отказаться от своего отпрыска. Но повивальная бабка имела высший допуск секретности.

Неудивительно, что к тем, кто решил посвятить себя «бабьичему делу», предъявлялись строжайшие требования.

«Всякая повивальная Бабка должна быть… благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва… должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно».

Повивальная бабка могла быть либо незамужней девушкой, либо вдовой – никаких телесных наслаждений она не должна была испытывать. Разве что рюмочку сладкой наливки пропустить – многие повитухи, невзирая на запрет, на этот счет грешили. Но, естественно, не напивались вусмерть, все в пределах допустимого.

А в 1886 году вышло учебное пособие «Полное руководство к изучению Повивального Искусства». В нем было сказано: «Доверие пациенток и уважение со стороны общества приобретаются точным и неуклонным исполнением своих обязанностей, при чем всегда должно руководствоваться религией, предписанием закона, присягой, правилами преподанной науки и чувствами чести и собственного достоинства».

Повитуха, приемница и пупорезка

что значит повивальная бабка. Смотреть фото что значит повивальная бабка. Смотреть картинку что значит повивальная бабка. Картинка про что значит повивальная бабка. Фото что значит повивальная бабка«Искусство повивания или Наука о бабичьем деле» Н.М.Амбодик-Максимовича (титульный лист, 1784 год).Изображение с сайта medline.ru

Формально и теоретически существовала разница между повивальной бабкой и повитухой. Повитуха была рангом ниже, и образование ее было поверхностнее. Но народ довольно плохо в этом разбирался. Постоянно путал эти два понятия. Что повивальная бабка, что повитуха, она же приемница, она же пупорезка – все едино. Не удивительно – врача от фельдшера толком никто не различал, а здесь такие тонкости.

К подготовке повивальных бабок относились с предельной серьезностью. Для их подготовки повсеместно открывались высшие и средние учебные заведения – повивальные институты и повивальные школы соответственно.

Первые же заведения этого рода стали появляться в нашем государстве еще в середине XVIII века. Там преподавали иностранцы, большей частью, немцы. Точнее, немки – для мужчины эта отрасль медицины считалась заповедной, доктор сильного пола не имел права даже прикасаться к чужой беременной жене. Впрочем, встречались исключения. В частности, в начале XIX века в России пользовался популярностью врач Нестор Максимович Амбодик-Максимович, которого многие считают отцом-основателем отечественного акушерства.

Его перу принадлежит фундаментальный труд «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле». Кроме того, доктор Амбодик кардинально переоборудровал родильное отделение Санкт-Петербургской Калинкинской больницы.

Другой доктор, некто Ф.Залесский восхищался: «Замечательно здесь устройство родильной кровати. Эта железная кровать имеет, вместе с лежащею на ней постелью, вышину с лишком полтора аршина, так что акушер не имеет нужды нагибаться к родильнице. Верхний, обитый юфью, тюфяк составлен из нескольких кусков, могущих укладываться различно; в среднем куске сделана овальная выемка и в нее вставляется продолговатый довольно глубокий медный таз, края которого однакож стоят ниже уровня тюфяка… Новорожденному можно здесь немедленно сделать теплое купание… и тут же может ему удобно быть подана всякая помощь, в случае мнимой смерти…

По тем временам – роскошь удивительная, особенно, если учесть, что контингент Калинкинской больницы традиционно состоял из представителей так называемого городского дна.

Столетие назад в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове действовал Императорский клинический повивальный институт. В нем не только обучали, но и принимали роды. Правда, его чаще называли «институтом Отта» – в честь его директора Дмитрия Оскаровича Отта.

Этот незауряный человек был не только талантливым врачом, но и вполне приличным менеджером – именно при нем и именно его стараниями возникло новое здание института. Его выстроили за 4 года, при этом на строительстве работали 400 тысяч рабочих.

Автор проекта, архитектор Леонтий Бенуа писал: «С Д.О.Оттом мы работали очень дружно и согласно, он проводил свои идеи твердо и неуклонно, ставил свое детище на ноги, а я ему в этом помогал».

Условия были роскошными. Специальная система кондиционирования нагоняла в палаты свежий воздух, да не откуда-нибудь, а из сада, разбитого при институте. После чего воздух проходил через тканевые фильтры, увлажнялся над специальным бассейном с фонтанами, затем согревался и уже после этого поступал в помещения. У каждой кровати висел телефон. А специальный концертный зал был оборудован органом фирмы Валькер.

Отт руководствовался вполне определенной задачей – дать возможность «забыться страждущему, рассеять его мрачные мысли и облегчить душевное настроение».

Многие известные люди родились в этом учреждении. В частности, философ Лев Гумилев, сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

В Москве же, на Мясницкой действовало Долгоруковское училище повивальных бабок. Оно появилось в 1882 году при больнице для чернорабочих. А в 1889 году на средства известной московской благотворительницы Агриппины Абрикосовой был открыт бесплатный родильный приют на 59 коек. Еще один открылся после ее смерти, в соответствии с духовным завещанием.

А еще в каждом городе существовала забавная по названию, но весьма ответственная и серьезная по сути должность – городовая повивальная бабка. Она находилась при полиции и принимала роды в экстренных случаях, каковых, ясное дело, было множество.

Кстати, в 1902 году в стране насчитывалось 9000 зарегистрированных повивальных бабок, из которых 6000 жили в городах, а 3000 – на селе.

«Фабрика ангелов» и прочие злодейства

что значит повивальная бабка. Смотреть фото что значит повивальная бабка. Смотреть картинку что значит повивальная бабка. Картинка про что значит повивальная бабка. Фото что значит повивальная бабкаСредневековая книжная миниатюра. Изображение с сайта menysnoweballes.wordpress.com

Роль повитухи была двойственной. Сакральность профессии предполагала, с одной стороны, уважение, доверие и нижайшее почтение общества, а с другой – бабку постоянно подозревали в колдовстве и прочих нехороших шалостях. А если вдруг бабки и впрямь попадались на чем-нибудь этаком, общество и газеты вовсю смаковали событие.

«В селе Белоомуте обнаружена «фабрика ангелов». Повивальная бабка Лабушева с крестьянкой Мастрюковой душили младенцев, топили их в реке, зарывали в землю. После допроса полиции Мастрюкова внезапно скончалась, а Лабушева покушалась на самоубийство, но неудачно».

«В ночь на вчерашнее число арестован за химическую обструкцию студент Университета Лобанович, у которого обнаружены воззвания коалиционного комитета и колбы с химическими составами. Одновременно арестована повивальная бабка Хая Виленская, у которой обнаружено несколько флаконов для химической обструкции и партийная переписка».

Эта газетная заметка относится к 1903 году. Мы видим, что в то время слово «акушерка» уже существовало наряду с «повивальной бабкой», но, правда, только лишь входило в обиход.

Случались и курьезы: «На ст. Петровск, Ташкентской жел. дор., произошел следующий случай. Железнодорожной и станционной администрации потребовалась бабка для забивки свай; она послала телеграмму о немедленной высылке. На следующий день с поездом во втором классе приехала акушерка; она вышла из вагона и спросила попавшегося ей навстречу одного из администраторов станции, где больная, вызвавшая ее по телеграфу. Тут на месте инцидент и выяснился. Оказалось, что усердному телеграфисту не понравилось одно слово «бабка» и он от себя лично приписал перед словом бабка – «повивальная»».

А Николай Лейкин в одном из своих фельетонов упоминал петербургскую вывеску, написанную на трех языках: «Повивальная бабка, Sage femme, Hebamme». Но это уже вопрос брендинга.

Случай в Одессе

что значит повивальная бабка. Смотреть фото что значит повивальная бабка. Смотреть картинку что значит повивальная бабка. Картинка про что значит повивальная бабка. Фото что значит повивальная бабкаИзображение с сайта kara-ls.blogspot.ru

В 1895 году в Одессе произошел совершенно фантастический случай. Через бабку-повитуху «породнились» два известных деятеля отечественной культуры. Драматург Дмитрий Липскеров писал: «Моя бабушка была акушеркой, или, как раньше говорили, «привилегированной повивальной бабкой», то есть – с образованием. Многим одесситам помогала она появиться на свет. В ту ночь к моей бабушке прибежала домработница (тогда они назывались «прислугами») из квартиры номер семь и прокричала:

– Мадам повивальная бабка! Хватайте свой родильный чемоданчик и рысью скачите в квартиру номер семь. Моя хозяйка готова рассыпаться!

Бабушка схватила чемоданчик и рысью побежала в квартиру номер семь. Она привыкла к тому, что ее беспокоили ночью, так как почему-то все одесситки предпочитали рожать именно ночью, а не днем. Так было принято в Одессе. Ночью в квартире номер семь на свет появились двое детей-близнецов. Одному из близнецов предстояло впоследствии стать Леонидом Утесовым, прославленным артистом нашей эстрады».

Конечно же, нечто подобное могло произойти только в Одессе.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *