что значит познавательно исследовательская деятельность
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.
«Пустая голова не рассуждает:
чем больше опыта, тем больше
способна она рассуждать. «
В сознании ребенка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.
Любой ребенок, так уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное,естественное состояние: рвать, бумагу и смотреть, что получилось, понаблюдать за рыбками в аквариуме, изучить поведение синички за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство.
Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым,неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:
— Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
— Поиск и предложение возможных вариантов решения.
— Обобщение полученных данных.
Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знание и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Он выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской деятельности :
1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребёнка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои потребности, свои интересы,свою волю.
2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.
Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявлять критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.
Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.
В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке могут быть:
• различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
•природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;
•медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
•бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
• мука, соль, сода, свечи, фонарики;
• детские халаты, фартуки;
• схемы для проведения опытов;
• журнал для фиксирования результатов.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей,можно сделать вывод о том:
• исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;
• учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
• облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;
• способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Консультация для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как метод здоровьесохранения и здоровьеобогащения» Эпиграфом моего выступления станут слова китайской пословицы Слайд 2. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность» для родителей подготовительной группы Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к этой проблеме. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что.
Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,.
Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности» Консультация для родителей Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника.
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий —.
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.
Опыт работы по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей» Опыт работы по теме: Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Родительское собрание «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника». Родительское собрание «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника». Цель: Привлечение внимания и заинтересованности.
Использование ТРИЗ-технологии для развития личности дошкольника Аннотация: Рассматриваются особенности эффективных средств ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании. Отмечает роль данной технологии в развитии.
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях лепкой в первой младшей группе» Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях лепкой в первой младшей группе. Выполнила: Чеботарёва Людмила Михайловна, воспитатель.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Бусарова Елена
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Значение познавательно-исследовательской деятельности в психическом развитии и успешной социализации детей дошкольного возраста.
Познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества,как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.
Главная особенность познавательно-исследовательской деятельности – активизировать познавательное поведение дошкольника, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольника должна иметь практико-ориентированный характер и при этом быть личностно ориентированной на потребности и интересы конкретного ребенка.
Познавательно-исследовательская деятельность способствует:
1. Формированию системы знаний об окружающем мире в познавательно-исследовательской деятельности.
2. Развитию познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление воображение).
3. Формированию познавательной активности и познавательно-исследовательской направленности личности.
4. Способствует развитию универсальных интеллектуальных действий.
5.Является основой интеллектуально-когнитивных аспектов готовности ребенка к обучению в школе:
запас знаний об окружающем мире,
уровень развития познавательных интересов- к новому, к самому процессу познания
уровень развития познавательной деятельности,психических процессов:
• сформированность сенсорных эталонов,
• качества восприятия – умение обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,
• качества мышления (умение выделять существенное, сравнивать, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины, явлений, делать выводы)
• высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления
• сформированность символической функции и воображения,
• начало формирования произвольности психических процессов (произвольное внимание, произвольная память и т. д.)
• развитие речи (формирование фонематического слуха – находить отдельные звуки в словах)
Проблеме развития ребенка в процессе познавательно-исследовательской деятельностиуделяли многие исследователи:
Л. А. Венгер. «Сенсорное развитие в дошкольном детстве», Ж. Пиаже «Феномены детского мышления», Н. Н. Поддъяков «Феномен детского экспериментирования», П. Я. Гальперин «Теория поэтапного формирования умственных действий», Д. И. Богоявленская «Интеллектуальная активность», О. М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольников» и др.
Особенно хочется выделить исследования Н. Н. Поддъякова. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Автор исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.
Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познаниесвойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать, или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельностичетко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.
Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.
Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.
Н. Н. Поддъяковым и его сотрудниками было разработано множество оригинальных аппаратов и ситуаций, активизирующих мышление детей. Так, в одном из его исследований ставилась задача подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию кинематических зависимостей (зависимость времени, скорости и расстояния). Детям предлагалась специальная установка, где по желобкам разной длины скатывались одинаковые шарики. Наклон каждого желобка можно было менять с помощью вращающейся ручки. После целого ряда проб дети неожиданно для себя устанавливали, что при определенном наклоне желобков шарик, сбегающий по длинному желобу, обгоняет тот, который сбегает по короткому. В ходе экспериментирования дети научились так регулировать наклон желобков, что ставили себе различные цели и успешно осуществляли их.
Другая установка, разработанная Н. Н. Поддъяковым, представляла собой ящик с ручкой, которую можно было вращать по часовой стрелке или против нее, и в зависимости от этого в специальных окошках появлялись или исчезали картинки. В процессе экспериментирования с этим прибором дети устанавливали зависимости между вращением ручки и сменой картинок.
Тема экспериментаторской деятельности дошкольников продолжает быть актуальной для современных отечественных исследователей Н. А. Рыжова, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, Т. М. Бондаренко, О. А. Воронкевич и др.
Организация познавательно-исследовательской деятельности
в соответствии с ФГОС ДО.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с их интересами (детей).
Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.
Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.
Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.
В обстановке, ориентированной на ребенка,дети:
• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
• работают все вместе и заботятся друг о друге;
• отвечают за свои поступки.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.
Цель и задачи деятельности. (взрослого по руководству познавательно-исследовательской деятельностью детей; ребенка — активно-деятельностное познание окружающего мира)
Цель деятельности взрослого по руководству познавательно-исследовательской деятельностью.
Задачи: 1. Формирование у детей познавательных представлений: о многообразии предметов и явлений окружающего мира, о времени, о пространстве, о себе, о человеке как социальном существе, о знаково-символических средствах.
2. Формирование элементарных математических представлений (сенсорных, геометрических, количественно-числовых, пространственных, временных).
4. Развитие познавательных психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение): развитие произвольности внимания, восприятия, памяти; комплексное формирование составляющих познавательныхпсихических процессов: свойств восприятия (предметность, целостность, константность, избирательность, осмысленность, основных качеств внимания (концентрация, объем, распределение, устойчивость, переключение, продуктивности памяти (объем, быстрота, точность, длительность, готовность, логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, сериация, обобщение, замещение, абстрагирование) и качеств ума (самостоятельность, критичность, глубина, гибкость, пытливость, приемов творческого воображения (схематизация, агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация).
Цель познавательно-исследовательской деятельности ребенка — активно-деятельностное познание окружающего мира.
1. Познание каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств, признаков посредством деятельности обследования и адекватное использование их в продуктивной деятельности;
2. Освоение образных представлений о разнообразных предметах и объектах окружающего мира;
3. Познание разнообразных явлений окружающего мира во всей их взаимосвязи;
4. Освоение элементарных математических представлений (сенсорных, геометрических, количественно-числовых, пространственных, временных).
Сенсорная основа познавательно-исследовательской деятельности.
Сенсорное развитие — первая ступень познания окружающего мира, психологическая основа развития психических функций и свойств личности. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
1. Ведущий характер зрительного восприятия в процессе познания окружающего мира,
2. Взаимосвязь разных видов восприятия в познавательно-исследовательской деятельности.
Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности:
— знакомство с сенсорными свойствами объектов окружающего мира,
— освоение сенсорных эталонов и способов сенсорного обследования предметов и материалов.
— интеграция сенсорных ощущений в познавательно-исследовательской деятельности.
— руководство взрослого сенсорным развитием ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
Сенсорное развитие ребенка —это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 8 лет.
• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для ребенка условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
• Начиная, с четвертого года жизни у детейформируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Мотивация детей на познавательно-исследовательскую деятельность.
игровая (младший и средний дошкольный возраст, собственно познавательная, социально значимая; возрастная специфика мотивационной основы познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах.
I. Сенсорное развитие (знакомство с сенсорными свойствами объектов окружающего мира,
освоение навыков сенсорного анализа и обследования)
Младший дошкольный возраст
(2-4 года) Средний дошкольный возраст
(4-5 лет) Старший дошкольный возраст
Освоение основных сенсорных признаков,свойств и качеств объектов окружающего мира:
— форма (круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная).
Различение цвета, формы, величины предметов.
Сравнение (соизмерение) предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа. Соизмерение предметов по двум сенсорным признакам.
Установление отношений между непрерывными множествами (предметами разной длины, ширины, высоты, массы).
Использование в речи слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира
Освоение основных сенсорных признаков,свойств и качеств объектов окружающего мира:
— форма (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная);
— длина (длинный, короткий);
— ширина (широкий, узкий);
— высота (высокий, низкий);
— толщина (толстый, тонкий);
— масса (тяжелый, легкий);
— глубина (глубокий, мелкий);
— объем (большой, маленький).
Различение цвета, формы, величины предметов.
Сравнение (соизмерение) предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа.
Соизмерение предметов по двум сенсорным признакам.
Установление отношений между непрерывными множествами (предметами разной длины, ширины, высоты, массы).
Активное использование в речи слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира Освоение основных сенсорных признаков объектов (высота, толщина, длина, масса, глубина, объем, площадь, форма, цвет и т. д.).
Выделение, распознавание и анализ, сравнение, сериация, классификация и обобщение сенсорных свойств, качеств, признаков предметов, а также геометрических фигур по различным основаниям (цвет, форма, размер).
Активное использование в речи широкого спектра слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира
II. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Младший дошкольный возраст
(2-4 года) Средний дошкольный возраст
(4-5 лет) Старший дошкольный возраст
Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.
Методический семинар на тему «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.
Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего возраста. Выступление на педсовете Доклад на тему Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего возраста Воспитатель: Сергунова Людмила Николаевна МКДОУ Кутуликский.
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в апельсиновую сказку» Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Воспитатель Г. И. Мукина.
Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой.
Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух вокруг нас» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь.
Познавательно-исследовательская деятельность «Полезные свойства меда» с детьми старшего дошкольного возраста Познавательно исследовательская деятельность «Полезные свойства меда» детьми старшего дошкольного возраста Актуальность: Все дети иногда.
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Вот и подошел к концу летний оздоровительный период. И мы снова встречаемся с коллегами на педсовете, подводя итоги «летней работы». Я познакомила.