что значит праведный гнев
Праведный гнев
Конечно же, праведный гнев существует. И, как любое проявление праведности, может принести немало духовной пользы человеку. Но сначала давайте разберемся, что же представляет собою гнев вообще, без дополнительных определений.
Из личного опыта каждый знает, что гнев — это недовольство чем-либо. Причем недовольство настолько сильное, что человек может потерять над ним контроль и оказаться движимым этой эмоцией помимо собственной воли. Развивается гнев очень быстро. Подобно расширяющимся газам при взрыве, он мгновенно наполняет собой человеческое сердце, требуя выхода наружу в виде каких-либо агрессивных действий или хотя бы слов.
Однако Евангелие предлагает взамен этой очевидной логики нечто парадоксальное и даже абсурдное: «…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
И это ведь не кто-нибудь говорит, а сам Христос — воплотившийся Бог. Законный, казалось бы, гнев в отношении обидчиков Он призывает поменять на благословение, добрые дела и молитву за них.
Но тогда для чего Бог вложил в нашу природу эту способность — гневаться? И какой гнев можно считать праведным?
У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации нравственного выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет.
Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева в моем случае. Ведь ровно то же бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением.
Как забанить дьявола
Праведный гнев и сетевые споры
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Скажите, пожалуйста, можно ли верующему человеку проявлять гнев? Недавно мой знакомый, которому я доверяю, упрекнул меня, что я слишком жестко пытаюсь заставить замолчать некоторых людей в Интернете, которые, как мне кажется, просто хамы и хотят только оскорблять тех, кто с ними не согласен, а также Церковь, духовные ценности. Но вот я не понимаю: проявлять смирение и быть тряпкой для верующего, что ли, одно и то же? Надо просто тихо смотреть, как вытирают ноги о то, что тебе дорого? Но говорят же — «праведный гнев»! Или праведного гнева с точки зрения православия не существует, а гнев и злоба — это одно и то же?
Отвечает Александр Ткаченко:
Дорогой Владимир, конечно же, праведный гнев существует и, как любое другое проявление праведности, может принести немало духовной пользы человеку. Но сначала давайте разберемся, что же представляет собою гнев вообще, без дополнительных определений.
Из личного опыта каждый знает, что гнев — это недовольство чем-либо. Причем недовольство настолько сильное, что человек может потерять над ним контроль и оказаться движимым этой эмоцией помимо собственной воли. Развивается гнев очень быстро. Подобно расширяющимся газам при взрыве, он мгновенно наполняет собой человеческое сердце, требуя выхода наружу в виде каких-либо агрессивных действий или хотя бы слов.
И когда верующий человек видит, как в Интернете хулится его Церковь, Бог или другие святыни, конечно же, странно было бы ожидать, что он останется этим доволен. Безусловно, такое хамское поведение оскорбляет и больно ранит. Ну а как поступает человек, которому намеренно причинили боль и обиду? Вариантов тут не так уж много: слабый — убегает, сильный — вступает в схватку. Такова общая логика выживания в этом мире. Казалось бы, все очевидно.
Однако Евангелие предлагает взамен этой очевидной логики нечто парадоксальное и даже абсурдное: …Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф 5:43-46).
И это ведь не кто-нибудь говорит, а сам Христос — воплотившийся Бог. Законный гнев в отношении обидчиков Он призывает поменять на благословение, добрые дела и молитву за них.
Конечно, можно возразить, что в этих словах Христа речь идет о личных врагах, а не о врагах твоей веры. Однако Новый Завет разрушает привычную для нас логику «симметричного ответа» на хамство и агрессию даже там, где они направлены против христианской веры и учения. Апостол Павел в письме к своему ученику Тимофею пишет: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2 Тим 2:23-26).
Есть ли в этих словах призыв к тому, чтобы быть тряпкой и позволить вытирать ноги о то, что тебе дорого, — судите сами. Но вот запрет для христиан на ссоры с кем-либо и призыв быть кроткими и вежливыми со всеми оппонентами в вероучительных спорах звучит здесь несомненно.
А еще, что очень важно, здесь указана причина — почему с противниками учения Христова следует поступать именно так. Оказывается, они — несвободные люди, попавшие в рабство к диаволу. Им только кажется, что, говоря хулу на Церковь, они выражают свою точку зрения. На самом же деле, они всего лишь исполняют волю поработившего их злобного существа, ненавидящего весь человеческий род без исключения. Поэтому сталкивать людей в спорах, доводящих до гнева друг на друга, — одно из любимых его развлечений. А уж если в такой спор удастся втянуть еще и христианина — это для духа злобы отдельный подарок.
И потом, таких несвободных людей вокруг довольно много. Поэтому «заткнуть» их всех у Вас не получится, даже если Вы решите посвятить этому все свое время без малейшего остатка. А тех, на кого Вы все же успеете излить свой гнев, такое «затыкание» лишь еще более разозлит и укрепит в неприязни к Церкви.
Иисус, посылая учеников на проповедь, призывает их остерегаться людей, потому что люди живут под властью зла: вот, я посылаю вас, как овец среди волков. Чего же еще ожидать кроткой овце в такой кровожадной компании, кроме как — быть разорванной на куски? Но дальше Иисус говорит совсем удивительные слова: …итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (мф 10:16). Не праведный гнев и благородная ярость должны стать христианским ответом на волчий произвол мира, но — мудрость и простота. И все, считающие себя учениками Христа, призваны только к такому «оружию» для защиты своей веры. Любая попытка прибавить к овечьей кротости, змииной мудрости, голубиной простоте еще и какую-нибудь «львиную ярость» тут же выводит человека за пределы евангельских наставлений в область совсем иных взглядов и предпочтений. Как говорил знаменитый бандит и убийца Аль Капоне, добрым словом и пистолетом можно добиться куда большего, чем одним только добрым словом. В Церкви же об этом сказано совсем по-другому, например, у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина:
«От какой бы причины ни возбудился гнев, он ослепляет очи сердечные и, причиняя гибельную язву остроте зрения, не дает созерцать солнце правды. Все равно: золотой ли лист, или свинцовый, или другого какого металла будет положен на глаза — ценность металлов не делает различия в ослеплении».
Когда ведешь сетевой спор, защищая солнце правды Христовой, можно, конечно и пощеголять в таких вот праведно-гневных очках из чистого золота. Но что мне проку в грозном сверкании золотых линз, если, по слову святого, они гарантированно отсекают от света этой правды меня самого?
Бей свою душу
Фото Владимира Ештокина. Коллажи Натальи Федоренковой
Итак, для защиты Христовой истины в сетевых спорах гнев не годится. Тогда какой же гнев можно назвать праведным, если даже применение его против нападающих на истину не считается в Церкви благим делом?
Нечто подобное произошло и с человеческим гневом. После грехопадения человек начал вести огонь из этого «пистолета» по другим людям — изливать свой гнев не на грех и дьявола, а на тех, кого изначально был призван любить как самого себя. Сколько же слез и крови пролито было из-за этого трагического сбоя прицела… Семейные скандалы, ссоры между друзьями, увечья и убийства в состоянии аффекта — все это злые плоды гнева, обрушившегося совсем не на ту цель, ради которой он был вложен в наше естество. Преподобный авва Исаия пишет об этом так:
«В уме есть гнев по естеству, — и без гнева не бывает у человека и чистоты, если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом. Но в нас изменился такой гнев на другой, чтоб гневаться на ближнего из-за всяких вещей, ненужных и бесполезных».
Праведный гнев в действии
Но легко сказать — вонзи меч в дьявола. А как это выполнить на практике?
У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом, о котором Вы спрашиваете, Владимир. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет.
Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева. Ведь ровно то же самое бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением.
Медленно убрать руки…
Фото Владимира Ештокина. Коллажи Натальи Федоренковой
Но для неопытного борца со злом тут есть серьезная опасность подмены — вместо греха разгневаться на самого человека, порабощенного этим грехом и дьяволом. А такой гнев праведным уже никак не назовешь.
Чтобы избежать подобной ошибки в сетевых спорах, есть простой и очень действенный способ: как только руки уже взлетели над клавиатурой, боясь не поспеть за теснящими друг друга обличительными мыслями в адрес еретика, кощунника или просто хама, нужно глубоко вдохнуть, потом — выдохнуть. И… медленно убрать пальцы от кнопок с буквами. После чего подумать об очень важной вещи, которую в пылу споров люди часто забывают. Желаю ли я сейчас добра своему собеседнику? Жалею ли сейчас его, запутавшегося в сетях дьявола и оттуда безумно говорящего хулу на Бога и Церковь? Любовь ли к этому порабощенному врагом чаду Божьему движет сейчас моим сердцем, или же просто мстительное желание под благовидным предлогом причинить ответную боль?
И если окажется, что во мне нет сострадания и любви к человеку, на которого я разгневался, значит, этот мой гнев никакой не праведный, а вполне себе греховный. Тот самый, про который апостол Иаков писал: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак 1:19-20).
Ну а напоследок в этой непростой теме, дорогой Владимир, вот несколько мыслей еще одного святого. Сегодня они звучат буквально как инструкция по технике духовной безопасности для всех православных интернет-спорщиков и гневных борцов за свою веру:
«Мудрость христианская мирна, и подвизающийся для нее должен быть мирен. Мирным нужно быть любителю мудрости и в отношении к другим, не вступать в словопрения, как учит апостол, что ни мало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. И если нужно стать за истину против нападающих на нее, следует делать это со спокойной твердостью, без раздражения, — так, чтобы можно было потом сказать себе в совести: С ненавидящими мир я был в мире (Пс 119:6)».
Что значит праведный гнев
Праведный гнев – это злиться на то, что гневит Бога. И «праведный гнев» — это правильное словосочетание. Потому что Бог в корне не зол. Он принципиально праведен. Божий гнев является побочным продуктом Его праведности.
Бог совершенно прав во всех отношениях, все Его многообразные совершенства действуют вместе в совершенной пропорции, последовательности и гармонии. Бог — это само определение и эталон добра («Никто не благ, как только один Бог» (Марка 10:18). То, что Бог говорит (Евреям 6:5) и что Бог делает (Михей 6:8), хорошо, потому что Он «праведен в целом» (Псалом 19:9) Он прекрасно представляет Свое всеобъемлющее совершенство.
Божья праведность требует от Бога гнева по отношению к такому разрушительному извращению.
Таким образом, наш гнев праведен, когда мы гневаемся на зло, которое оскверняет святость Бога и извращает Его благость.
Что такое грешный гнев?
Но люди, будучи злыми (Луки 11:13), характеризуются не праведным гневом, а греховным гневом. «Гнев человека не производит праведности Божьей», потому что гнев человека больше касается человека, чем Бога (Иакова 1:20).
Мы склонны злиться из-за нашей гордости, но не из-за попирания кем-то Божьей славы. Мы больше склонны злиться из-за причиненных нам незначительных неудобств, чем из-за грубой несправедливости. Мы часто самодовольно гневаемся, как старший брат на своего блудного брата (Лк. 15:28), или эгоистично гневаемся, как Иона, из-за смерти растения, не заботясь о благополучии 120 000 человек (Иона 4:9–11).
Гнев, коренящийся в нашей греховной природе, порождает «раздоры, зависть, гнев, ссоры, клевету, ябеды, гордость и беспорядки» (2 Коринфянам 12:20). Он производит «вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия» (Галатам 5:20). Греховный гнев настолько распространен в нас, что нам нужно регулярно беспокоится о том, чтобы убрать его.
Медлительность праведного гнева
Праведный гнев не выглядит и не ощущается как греховный гнев, потому что праведный гнев Божий управляется и направляется любовью. Бог праведен и является любовью (1 Иоанна 4:8). А любовь терпелива (1 Коринфянам 13:4).
Вот почему Бог неоднократно описывает Себя в Писании как «милосердного, медленного на гнев и преисполненного непреклонной любви и верности» (Исход 34: 6; Числа 14:18; Неемия 9:17; Псалом 86:15; 103:8 ; 145:8; Иоиль 2:13; Иона 4:2; Наум 1:3).
Бог медлителен на гнев, «не желая, чтобы кто-либо погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9). Бог принесет Свой праведный суд на нераскаявшегося виновного (Исход 34:7), но не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих (Плач Иеремии 3:33). И Он действует с размеренной, милосердной, любящей медлительностью.
Если Вы хотите увидеть управляемый любовью гнев в действии, посмотрите на Иисуса.
Иисус знал, что придет судный день, когда Он придет на Землю, как Царь царей и «постигнет Своих врагов гнетом ярости Божьего гнева» (Откровение 19:15–16). Но задолго до суда Он пришел, чтобы принести спасение Своим врагам (Ин. 12:47; Римлянам 5:8). И когда Он пришел спасти, Он редко выражал гнев.
И те, кто ходит ближе всего с Иисусом, также отмечены этим замечательным терпением к грешникам. Они тоже «быстро слышат, медленно говорят, медленно гневаются» (Иакова 1:19). Они действительно злятся, но, как и у Иисуса, их гнев пронизан горем (Марка 3:5). Иногда они переворачивают столы в храме (Иоанна 2:15–17), но они также плачут по Иерусалиму (Луки 13:34).
Как мы должны «злиться»?
Умение гневаться и не грешить требует постоянной практики распознавания (Евреям 5:14), потому что большая часть нашего гнева коренится в нашей гордой, эгоистичной греховной природе. И если мы страдали от тирании грешного человека, эмоционально бывает очень трудно отличить грешный грех от праведного. Но поскольку это то, к чему нас призывает Бог, мы должны в это вникнуть.
Так как же выглядит праведный гнев в христианской жизни?
Праведный гнев направлен на зло, которое оскверняет святость Бога и извращает Его благость. Мы все больше становимся «очень огорченными чувственным поведением нечестивых» и мучаемся «их беззаконными поступками» (2 Петра 2: 7–8). Мы все больше заботимся о репутации Бога, чем о своей. Везде, где нам этого не хватает, мы должны практиковаться в молитве и покаянии.
Праведный гнев управляется Божьей любовью и поэтому медленно выражается, что позволяет сначала совершать искупительные акты любви, если это вообще возможно. Мы искренне хотим, чтобы милость восторжествовала над судом за других (Иакова 2:13), помня о милости Иисуса к нам и о том, что Он сначала пришел с крестом, а потом с мечом.
Иисус сказал: «Если ты любишь Меня, ты будешь соблюдать Мои заповеди» (Иоанна 14:15). И одна из Его библейских заповедей звучит так: «Гневаясь не согрешайте».
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Православная Жизнь
Есть один важный критерий, который отличает греховный гнев от гнева праведного.
В числе наиболее распространённых страстей нашего времени гнев занимает особое место. Не в последнюю очередь из-за того, что современный человек научился мастерски оправдывать гнев тысячей причин. Неудачно сложившиеся обстоятельства, суета, спешка, усталость, плохое самочувствие, стресс… Все мы, конечно, понимаем, что за подобными отговорками стоит банальное неумение себя вести и нежелание с этим что-либо делать. Однако, гневу подвержен каждый и всякий раз, оправдывая чуждой гнев, мы и для себя самих допускаем возможность разгневаться при любом удобном поводе.
К тому же в нашу жизнь прочно вошло убеждение, что гнев сдерживать нельзя, поскольку это якобы вредно для психики и даже оказывает на неё разрушительное влияние. И этот факт не стоит недооценивать: в юные годы я сам крутил пальцем у виска, когда кто-то при мне серьёзно говорил подобные вещи, но вот прошло всего четверть века – и теперь я на исповеди всё чаще слышу вопрос, как быть с гневом, когда, c одной стороны, это грех, а с другой, гнев сдерживать нельзя? Понятно, что в таких условиях даже самый адекватный человек, чувствующий или знающий, что на самом деле разрушительно на душу действует не сдерживание гнева, а сам гнев, имеет немного шансов устоять перед соблазном предпочесть борьбе с грехом поиск возможностей этот гнев оправдать.
А таких возможностей в нашем перекошенном мире нынче хватает. Причём даже для верующих есть свои, так сказать, эксклюзивные возможности. Например, знакомо ли вам понятие «праведный гнев»? Полагаю, знакомо. Правда, это словосочетание знают и неверующие. Коммунисты в своё время заёрзали его почти до дыр. Даже я, проживший при Союзе десятилетие с небольшим, хорошо помню, что «праведным гневом» сердца советских людей наполнялись регулярно и нередко по команде. Например, когда в газетах писали, что ОБХСС выявил очередных расхитителей социалистической собственности, или когда на партсобраниях клеймили позором тунеядцев и пьяниц, а также, когда в программе «Время» рассказывали про ужасы чилийской военщины или когда не уроках истории школьники проходили неумелую стрельбу Фанни Каплан и гражданскую войну в Испании. Естественно, это был никакой не праведный гнев, а, как некогда метко выразился Леонид Филатов, «политическая злость» (надо сказать, хорошо знакомая нам по событиям последних лет в нашей стране), но как раз это и важно. Впрочем, о злости позже.
Гнев действительно может быть праведным. Например, в праведном гневе, вызванном ревностью о доме Божием, Христос выгнал из храма торговцев и менял, превративших святое место в базар. Движимый праведным гневом, пророк Илия казнил жрецов Ваала после жертвоприношения на горе Кармил. С чувством праведного гнева один из новомучеников, расстрелянных в Петрограде с митрополитом Вениамином в 1918 году, «в свой смертный час издевался над палачами». При этом свойственный святым праведный гнев может быть присущ и обычным людям. Например, гнев, направленный не на ближнего, а на врага рода человеческого – прекрасный стимул для борьбы со страстями и для духовной жизни в целом. Трезвое и правдивое отношение к жизни рано или поздно приводит человека к пониманию того, что во всех своих проблемах, невзгодах и бедах виноват исключительно он сам. А потому гнев на кого бы то ни было и за что бы то ни было не только греховен, но безоснователен. Тот, кто до конца честен с собой, гневается только на себя, даже тогда, когда перед ним кто-то действительно виноват. И такой правдивый гнев в определённой мере тоже может быть назван праведным.
В то же время при всей ясности вопроса в гневе несложно обмануться. Попробуйте, гневаясь на грех, не прогневаться на человека, этот грех совершающего. Не спешите удивляться, такое возможно. Есть один важный критерий, который отличает греховный гнев от гнева праведного. И он нам знаком. Это уже упоминавшаяся здесь злость. Именно её отсутствие свидетельствует о гневе как о проявлении духовной ревности, а не как о грехе. И здесь уже неважен предмет гнева. Если в гневе присутствует злость, он греховен по определению и совершенно неважно, что этот гнев у нас вызвало: нанесённая нам обида, ущемление нашего самолюбия, явное преступление или даже кощунство.
Гневаясь со злобой, человек согрешает всегда, сколь бы ни был благовидным предлог: обман при продаже, халатность врача, оскорбление беззащитного, ограбление храма или бесчинство раскольников. И именно тогда, когда гнев, на первый взгляд, обоснован и справедлив, он наиболее опасен. Ведь вред, причиняемый гневом и злобой душе человека, имеет место независимо от того, справедливо ли гневается человек или нет. Но если гнев напрасный, пустой или несправедливый, осознаётся как грех быстрее, острее и чаще, то, обоснованный и оправданный ощущением собственной правоты, он нередко воспринимается как норма и незаметно становится постоянным душевным свойством, проявляясь с течением времени всё чаще, пока, в конце концов, не престаёт нуждаться в какой бы то ни было правоте для собственного оправдания. Стоит ли в итоге удивляться тому, что говорить о «праведном гневе» больше всего любят именно те, кому для преодоления в себе обычного гнева, того, который, по слову Писания, «не творит правды Божией» (Иак. 1:20), вечно недостаёт как не сил, так желания?
Вывод же, как водится, прост: с гневом необходимо бороться. С любым. В том числе и с тем, который, на первый взгляд, кажется правильным или даже праведным. Привычка гневаться вырабатывает в человеке злость, а злость и праведность – вещи несовместимые. Другими словами, на праведный гнев способен лишь тот, кто обычному гневу не оставляет ни единого шанса. В любом же другом случае «праведный гнев» не более чем неуклюжее оправдание привычки к гневу неправедному.
Протоиерей Владимир Пучков
Праведный гнев: как ему научиться?
Такие религии, как ислам, рассказывают истории о том, когда праведник, борясь за свои убеждения, имел право на гнев. В христианстве с этим сложнее. С одной стороны христианам полагается быть мирными, добрыми и терпеливыми. С другой же — все мы помним, что даже Иисус Христос позволял себе эмоциональные порывы.
Где же так грань, в которой находится допустимый праведный гнев и где начинается неправедный?
Значение слова «гнев»: это негативная эмоциональная реакция на раздражитель
Гнев — это реакция человека на что-то, чем он недоволен. Это всегда эмоция, которую трудно сдержать. Что называется, руки чешутся.
А ведь все мы слышали, что гнев — это грех. Но преподобный авва Исаия нас успокаивает и объясняет, что гнев — это нормальное свойство людской природы:
«Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству;
без гнева человек не может иметь чистоты,
т. е. если не будет гневаться
на все всеваемое в нас от врага…
Этот гнев превратился в нас в такое состояние,
что мы воспламеняемся им на ближних своих
за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи».
Преподобный уверен, что гневу надо давать выход на врага. Кто же этот враг? Давайте отметим себе галочкой этот вопрос и ещё к нему вернёмся в будущем. А пока поговорим про разные виды гнева.
Неправедный гнев — это эмоциональные проявления на людей
Нередко бывает, что человек выходит из-под контроля и позволяет физически выразить своё недовольство.
Это свойство христианство определяет как неправедный гнев. Чего же хорошего в человеке, который не контролирует свои действия?
Гнев Каина на Авеля христианство считает примером неправедного гнева, возникшего из зависти (Клодт М. П., «Каин и Авель»). Фото: artpoisk.info
Да и что доводит до гнева? Как правило, мы сами виноваты в той или иной степени по разным причинам:
Но как бы то ни было, за всеми причинами кроется главный признак неправедного гнева: он нацелен на людей. Это негативная критика других. А Христос, между тем, призывал любить ближнего.
А кто же наш ближний? Помните притчу о самаритянине? Ближний — это любой, кто оказался рядом. Тогда на кого можно обращать свой гнев? Что же это за враг такой?
Праведный гнев нацелен на решение проблемы, а не на конфликт
Библия рассказывает о двух видах гнева. О неправедном мы уже поговорили. А каково же значение слова «праведный гнев»? Это энергия, дарованная Богом для того, чтобы человек мог справиться с трудностью.
Именно трудность предстоит одолеть, а не человека. Иными словами, если Вы спорите с глупцом, то Ваш враг не сам он а то заблуждение, которое есть его человека.
Праведный гнев — это не порыв со злобы дать в челюсть оппоненту, а энергетический запал, с которым мы будем разоблачать невежество. Гневаться можно, но без греха, сообщает апостол Павел:
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем».
Праведный гнев исходит из любви, а не из ненависти
Довольно неожиданный выход напрашивается, но гневающийся человек — это тот, кто любит. Праведно гневающемуся человеку не всё равно, что его ближний находится в плену какой-то проблемы. Праведник нацеливает Божественную энергию на помощь ближнему.
Какие же методы здесь приемлемы? Самые разные. Все мы помним, что Иисус Христос не особенно церемонился с торговцами в храме:
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли»
Его методы жёсткие, но они уместны. Как мы видим в этой истории, никто из торговцев не пытается оказать Христу противодействие, хотя Он, с их точки зрения, не представитель какой-либо законной власти, а обычный бродяга.
Иисус изгоняет торговцев из храма
То есть, потенциально группа торговцев могла бы собраться и дать отпор человеку, который бросился на них. Но почему этого не происходит? Вывод очевиден: торговцы не сопротивляются, потому что осознают свою неправоту. Они заслужили эту кару и примеряются с нею.
То есть Спаситель указал людям на их проступок доступным и действующим образом. Это вовсе не значит, что в других случаях этот метод должен сработать.
В случае фарисеев Христос уже использует иное средство воздействия — порицание:
«Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же полны костей мертвецов и скверны всякой. И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония».
Очевидно, что Иисус здесь не являет нам пример неправедного гнева. Он действует не потому, что Его как-то задели действия фарисеев и книжников. Нет. Мессия просто беспокоится о том, что они — заблудшие души.
Многого ли добился бы Христос, если бы кинулся на фарисеев с кулаками, как на торговцев? Нет, ничего. Он взывает к их совести словами — и, видимо, прекрасно понимает, что это сработает.
Вероятно, эти строки сказаны «наперёд», для всего человечества. Но, почём знать, как глубоко восприняли гнев Христа его оппоненты, и как дальше сложилась их судьба.
Для нас тут главный урок в том, что гнев — это не проявление яростного импульса, а пусть импульсивный, но любящий шаг навстречу другому человеку.
Фраза ««Гнев человека не творит правды Божией» говорит, что мы можем опираться только на Бога в вопросах гнева
Как же нам разбираться, как поступать в гневе правильно? Ведь Христу с Его мудростью было ясно, на кого воздействовать кнутом, а на кого пряником.
А что же обычный человек? Как быть?
Библия сообщает нам:
«гнев человека не творит правды Божией».
И звучит это как приговор. Кажется, человеку вообще нельзя действовать. Мы же не боги, не так ли?
Так. Но Бог предусмотрительно оставил нам руководство, Священное Писание, где много посвятил вопросу гнева. Также не стоит отвергать опыт святых отцов Церкви, которые немало написали на счёт подобных эмоциональных переживаний.
Отцы церкви и Библия — источники советов по одолению гнева
«Толковая Библия Лопухина» так комментирует этот стих послания Иакова:
«Еще в Ветхом Завете сказано, что человек в ярости неблагообразен (см. Сир. 13:31).
Все видели людей, объятых яростью,— какой отвратительный и отталкивающий у них вид:
глаза налиты кровью, сверкают гневом, язык изрыгает проклятия, движения резки, грубы, они, кажется, готовы растерзать своего врага.
Следите за собой; когда найдет на вас гнев, вспомните, какой ужасный и неблагообразный вид у гневающихся.
Стремитесь быть скорыми на слушание, медленными на слова, тем более на гнев.
Поставьте себе целью победить свою плоть, а дух освободить от власти плоти.
Да поможет вам Бог в этом великом и святом деле».
Была ли любовь в религиозных войнах? Нет. Есть ли любовь в том, когда христианин агитирует мусульманина предать родную веру? Нет, тут больше гордости и самолюбования.
Любящий человек действует не для себя — мол, я христианин, и вы все тоже должны. Любящий человек смотрит, как его ближнему будет лучше. Если некто счастлив служить Богу в своей религиозной традиции, то из любви мы должны не трогать его и заниматься собой.
Так что праведный гнев ещё нужно уметь применять. И для этого Господь даровал нам ум, который позволяет рассудить о том, где нужно наше участие, а где нет.
Гнев — это сила, которую нужно правильно направить. Христос обличил фарисеев словами — это был самый разумный способ проявить свой гнев в их отношении («Иисус и фарисеи», Художник Джеймс Тиссо). Фото: pravmir.ru
Всегда полезно спрашивать: «для себя я хочу вмешаться в жизнь другого человека или ради него»? «А ему оно нужно»? Если нами действительно движет любовь, мы можем направить божественную энергию во благое дело.
Если же мы поняли, что гнев наш неправеден, его надо пресекать, как рекомендует Святитель Тихон Задонский:
«Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается и питается в сердце. Поэтому и повелит Господь скоро его пресекать, чтобы не перерос в ненависть и злобу, и тем не приложилось к злу большее зло. «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу».
Как пожар, если его не потушить сразу, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед. Поэтому, по увещанию апостола, нужно сразу изгонять гнев из сердца, чтобы, усилившись, не причинил еще больше вреда и не погубил нас самих, гневающихся, и тех, на кого мы гневаемся».
Так что формула праведного гнева такова: