что значит право поступать вне конкурса
Минобрнауки обновило правила приёма в вузы
«Вторую волну» не вернули, но есть другие изменения. Предполагается, что новая редакция будет действовать с 1 марта 2022 года до 1 сентября 2027-го.
В Порядок приёма на обучение по образовательным программам высшего образования (утверждён приказом от 21.08.20 №1076), который действует всего год, внесены изменения. Источник — приказ Минобрнауки от 13.09.21 №753, он был зарегистрирован в Минюсте 14.09.21.
Это те новшества, о которых стало известно летом (мы упоминали о них, рассказывая о проблемах приёмной кампании — 2021), но кое в чём их изменили по сравнению с изначально предполагавшимся вариантом.
Сразу скажем главное: вторую волну приёма, отказ от которой в этом году и стал причиной проблем с поступлением у многих абитуриентов, не вернули. Остаётся одна волна, как было и в этот раз.
Что с альтернативой ЕГЭ?
Пункт 18 Порядка, который в первоначальном варианте этих поправок вызвал больше всего вопросов и волнений, в финальной версии изменился. Напомним, в обнародованном летом проекте было написано так:
«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного организацией минимального количества баллов (результат ЕГЭ, или результат общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, или результат вступительного испытания на базе профессионального образования, или результат централизованного тестирования, признаваемый в соответствии с порядком, установленным организацией высшего образования)».
Из-за того, что там через союз «или» перечислялись ЕГЭ и вступительные экзамены самого вуза, многие поняли этот пункт таким образом: якобы всем абитуриентам дадут варианты на выбор — поступить по результатам ЕГЭ или общеобразовательного вступительного экзамена, который проводит сам вуз. Чтобы можно было сдать, например, и ЕГЭ, и общеобразовательный экзамен в вузе, посмотреть, где выше получились баллы, — и предъявить на конкурс наиболее выгодные результаты.
Однако в Минобрнауки значение этого пункта объяснили для «Российской газеты» по-другому: если у поступающего есть результаты сразу нескольких ЕГЭ по одним и тем же предметам, но за разные годы (напомним, результаты действительны четыре года, поэтому можно сдавать его каждый год и иметь набор разных итогов), то, согласно этому пункту, не сам абитуриент выбирает, какой результат предъявить, а вуз автоматически учитывает для него наивысший по баллам результат.
В финальном варианте Порядка пункт 18 сформулирован так, что из него следует именно такое толкование:
«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов вступительных испытаний, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного минимального количества баллов, в соответствии с установленными на основании пунктов 15 — 17.1 Порядка перечнем и формой вступительных испытаний».
Для поступающих на базе среднего общего образования (после 11-го класса) возможность зачесть вместо ЕГЭ (то есть не дополнительно к нему, а вместо него) вступительный экзамен в вузе, как и раньше, не предусмотрена. Для них баллы за вступительные в вузе по-прежнему могут быть лишь дополнительными к баллам ЕГЭ (как обычно — в отдельных университетах, которым предоставлено право проводить такие допэкзамены, например в МГУ имени М. В. Ломоносова).
А вот возможность учесть либо ЕГЭ, либо вступительные испытания, проводимые самим вузом (в зависимости от того, где баллы выше), касается лишь тех, кто поступает не сразу после школы, а с дипломом о среднем специальном образовании (СПО). Ведь ничто не мешает им и сдать ЕГЭ, и пройти испытания в университете. К тому же у них может быть действительный результат ЕГЭ, который они сдавали ещё до поступления в колледж, если эти ребята пошли туда после 11-го класса. Как раз у таких абитуриентов могут быть одновременно результаты ЕГЭ и экзамена в вузе по одному и тому же предмету, но с разными баллами. Однако, если из предложенной летом формулировки пункта 18 Порядка следовало, что в таком случае для поступления нужно зачесть наивысший результат либо ЕГЭ, либо вступительного в вузе, то из финальной формулировки это напрямую не следует. Вероятно, на этот счёт понадобятся отдельные разъяснения Минобрнауки. Кстати, в порядке приёма выпускников на базе профессионального образования кое-что поменялось. Об этом ниже.
Как принимать абитуриентов с профессиональным образованием
Для абитуриентов на базе профессионального образования вуз может проводить несколько различных по содержанию вариантов вступительного испытания.
При этом вступительные испытания для поступающих на базе среднего профессионального образования (СПО) устанавливаются в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ СПО, родственных программам бакалавриата или специалитета, на которые ведётся приём. Родственность образовательных программ определяет вуз. Что касается экзамена по русскому языку, то проводить ли его с учётом профиля СПО или без учёта, каждый университет решает самостоятельно.
Как и раньше, вуз может установить, что формой вступительного испытания на базе СПО является ЕГЭ, и не проводить свои вступительные экзамены.
Победителям олимпиад немного ограничили льготы
В новой редакции пункта 26 Порядка сказано:
«При приёме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует право на приём без вступительных испытаний для подачи заявления о приёме на обучение только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право). Право на приём без вступительных испытаний может быть использовано поступающим при подаче заявления о приёме на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы».
В прежней редакции Порядка была аналогичная норма, но наряду с ней действовала ещё такая оговорка: «Каждое из указанных особых прав может быть использовано поступающим при одновременном поступлении на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы». В новой редакции её нет.
Получается, не имеет значения, сколько грамот о победах в разных олимпиадах предъявит абитуриент, на основании их всех он сможет подать заявление о приёме вне конкурса только на одну программу.
Многопрофильный конкурс и целевой приём
Установлено, что на места в пределах целевой квоты по общему правилу проводится однопрофильный конкурс. Провести многопрофильный тоже можно, но предварительно надо распределить контрольные цифры между специальностями или направлениями подготовки. Эта возможность будет зависеть также от того, детализировал федеральный государственный орган свою целевую квоту или нет. Если детализировал, то поступающий участвует в конкурсе по одной детализированной квоте по данной специальности или направлению подготовки.
Напомним, многопрофильный конкурс проводится:
Как принимать граждан Республики Беларусь
Новая редакция Порядка закрепила возможность приёма граждан Беларуси на основании результатов проводимого в их стране централизованного тестирования. Эти результаты приравниваются к результатам общеобразовательного вступительного испытания (то есть к ЕГЭ), если абитуриент не сдавал в соответствующем году российский ЕГЭ. Но важно, чтобы это тестирование было пройдено в текущем или предшествующем календарном году. Порядок признания результатов белорусского централизованного тестирования в качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний вуз устанавливает сам.
Некоторые изменения в процедуре приёма
Кроме прочего, поправки затронули процедуру приёма. Их несколько, мы назовём самые важные.
Продлены сроки основного этапа зачисления — теперь он будет длиться с 3 по 9 августа.
Дистанционная подача документов в электронной форме сохраняется наряду с очной и почтовой, причём вуз обязан предоставить абитуриентам возможность подавать документы всеми тремя способами (но конкретно через суперсервис — только в случае его использования).
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Льготы при поступлении в вуз
Какие бывают и кому положены
Учиться в вузе можно на бюджете или по договору. На бюджете — это когда государство или регион полностью оплачивает обучение. По договору — когда студент платит за обучение самостоятельно или за него это делает какая-то организация.
В вуз поступают по результатам ЕГЭ и иногда по результатам дополнительных испытаний, если у вуза есть на это право и он устраивает такие испытания. Поступить на бюджет можно только на конкурсной основе — по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний. Вуз принимает на бюджет тех, кто набрал больше баллов.
Но есть категории абитуриентов, которые имеют право поступить на бюджет по льготе — без конкурса, по специальной квоте или в преимущественном порядке.
Основные положения о порядке поступления в вуз
В вузе может быть несколько программ обучения: бакалавриат, специалитет и магистратура. На бакалавриат и специалитет поступают абитуриенты после 11 класса или колледжа. В магистратуру — только с высшим образованием.
п. 5, п. 7 приказа
Минобрнауки РФ
от 14.10.2015 № 1147
Для поступления на обучение нужно подать заявление о приеме и принести необходимые документы. Абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов и в одном заявлении указать до трех специальностей, на которые он хотел бы поступить. В заявлении указывают и форму обучения — бюджетную или договорную.
Сначала вуз зачисляет поступающих без экзаменов и по квоте. Потом — всех остальных.
Виды льгот при поступлении в вуз
Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.
п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Право на зачисление без экзаменов имеют:
Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.
Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.
Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.
Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.
Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:
Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.
Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.
Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.
За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.
Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.
Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.
Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.
Другие достижения абитуриентов:
При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.
Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».
Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.
Категории абитуриентов, которые могут поступить по льготе
Право на преимущественное зачисление есть у таких абитуриентов:
п. 35, п. 36 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Дети военнослужащих имеют право на поступление по квоте и преимущественное зачисление в вуз, если родитель погиб при исполнении, умер из-за увечья или заболевания, которое получил на службе. А также если их родители служили по контракту или уволились с военной службы из-за возраста или состояния здоровья при условии, что общая продолжительность их военной службы 20 лет или больше.
Военнослужащие имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах вуза в следующих случаях:
Эти категории льготников имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения экзаменов.
Победители олимпиад имеют право поступить в вуз без экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету по профилю олимпиады — по выбору абитуриента.
При потере кормильца назначается специальная пенсия, но она не дает права поступить в вуз по льготе. Но если студент потерял обоих или единственного родителя, он имеет право на государственную социальную стипендию.
Молодые матери и дети из многодетных семей поступают в вуз наравне с остальными абитуриентами. Федеральные льготы для них не предусмотрены.
Как воспользоваться льготами
Чтобы воспользоваться льготами, подавайте в вуз необходимые для поступления документы, в том числе с правом на льготу. В заявлении укажите, что есть право на льготу, и приложите подтверждающий документ.
Если абитуриент имеет право поступить в вуз без вступительных испытаний, он может подать документы только в один вуз и только по одному направлению. Но одновременно может подать заявления на другие направления о приеме в общем порядке, без использования особого права. В тот же или другой вуз.
Право на 100 баллов абитуриент может использовать при поступлении на обучение по различным условиям или основаниям приема.
Например, абитуриент выбирает между филфаком и факультетом журналистики. Он может использовать свое право на 100 баллов по русскому языку для поступления на оба направления.
Куда обращаться. Абитуриент подает документы на поступление в вуз лично, отправляет их через представителя, почтой или в электронном виде, если вуз принимает электронные копии.
Необходимые документы. Для поступления в вуз понадобятся следующие документы:
Заявление о приеме документов нужно взять в приемной комиссии, если абитуриент подает документы лично. Если отправляет документы почтой, заявление нужно скачать на сайте вуза и заполнить.
Вот документы, которые подтверждают право на льготу:
Подойдут оригиналы и копии документов — заверять их нотариально не нужно.
Порядок оформления. Абитуриент подает документы в вуз и ждет списка поступающих. Вуз должен опубликовать список не позднее 27 июля — на официальном сайте и на информационном стенде.
Сначала вуз зачисляет льготников: поступающих без экзаменов, на места в пределах особой или целевой квоты. Потом — абитуриентов, пользующихся преимущественным правом, а затем — всех остальных.
Когда вуз вывешивает первые списки, абитуриенту нужно найти в них себя и посмотреть, по какой основе обучения его собираются зачислить — на бюджет, по квоте или как-то еще.
Если он согласен с основой обучения, то подает заявление о согласии на зачисление. В нем указывает условие поступления и основание приема по конкурсу, в соответствии с результатами которого хочет быть зачисленным. Еще понадобятся оригиналы подтверждающих документов. Подать подтверждающее заявление нужно до 28 июля.
Далее вуз зачисляет на оставшиеся бюджетные места. Подать заявление о согласии на зачисление нужно до 1 августа. Если бюджетные места закончились, но остались места по квоте, вуз может зачислить на них поступающих без вступительных испытаний.
После этого начинается вторая волна зачисления — подать заявление о зачислении нужно до 6 августа.
При поступлении на бюджет абитуриент может подать заявление о согласии на зачисление 1—2 раза. Он может сначала подать заявление, передумать и снова подать, а вуз не вправе ему в этом отказать.
Что делать, если отказали
Если абитуриент все сделал правильно, но вуз отказал в зачислении на бюджет, нужно попросить письменный отказ. Его можно обжаловать в апелляционной комиссии, в прокуратуре или в суде.
Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.
Вне конкурса: как поступить на юрфак, минуя основной поток
Roman Samborskyi / Shutterstock.com |
Приближается 1 сентября. Для старшеклассников, которые серьезно задумываются о своем будущем, это не только начало нового учебного года, но и причина настроиться на поступление в вуз. Многие из них предпочтут получить юридическое образование – конкурс на данную специальность остается стабильно высоким, а значит, есть и большой спрос на профессию юриста.
Самый очевидный путь к зачислению на юрфак – как следует готовиться к ЕГЭ (как правило, требуется сдать русский язык, историю и обществознание) и, возможно, к дополнительным вступительным испытаниям, если их ввел конкретный вуз. А в итоге – надеяться попасть в первую или вторую волну зачисления.
Однако существуют способы поступить в вуз, в том числе в престижное учебное заведение, вне конкурса, через особые списки зачисленных, а в отдельных случаях – даже без вступительных испытаний. Для этого, возможно, потребуется гораздо больше усилий, чем для подготовки к ЕГЭ, но зато заветное место на юридическом факультете может стать гарантированным для абитуриента. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался, какие пути поступления на юрфак открыты перед старшеклассниками и в каких испытаниях, помимо единого госэкзамена, можно попробовать свои силы.
Участие в олимпиадах школьников
Какие существуют виды вузов? Узнайте из материала «Высшие учебные заведения (вузы)» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!
Любая ученическая олимпиада потребует от учащегося вдумчивого подхода, глубоких знаний и, соответственно, предварительной подготовки. Но оцениваются эти интеллектуальные вложения весьма достойно – по закону право на прием без вступительных испытаний имеют победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (п. 1 ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – закон об образовании). То же касается членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам (правда, необходимо, чтобы они соответствовали профилю всероссийской олимпиады). Данная норма распространяется на все без исключения вузы.
К слову, по данным приемных комиссий вузов, без экзаменов в 2017 году, например, в МГУ имени М.В. Ломоносова поступило 33 абитуриента, а в НИУ ВШЭ – 6 человек.
Однако следует отметить, что поступление без вступительных экзаменов не означает, что сдавать ЕГЭ вообще не надо. Как минимум, требуется сдать обязательные предметы (русский язык и математику), чтобы получить аттестат. Кроме того, в этом году действовало правило, по которому победителям и призерам олимпиад школьников нужно подтвердить результаты олимпиады 75 баллами ЕГЭ по профильному предмету (п. 42 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры).
«Всеросс» всему голова
Всероссийская олимпиада школьников, победа или призерство в которой дает право поступить без экзаменов в любой вуз страны, проводится ежегодно в рамках учебного года в период с 1 сентября по 30 апреля (п. 22 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, далее – Порядок). Учащиеся 4-11 классов могут поучаствовать в испытаниях по 18 предметам и 6 иностранным языкам (п. 3 Порядка). Но потенциальных студентов юрфаков должно в первую очередь интересовать право – победитель или призер именно по этому предмету претендует на приоритетное зачисление в выбранный им вуз.
Можно попробовать принять участие и в других испытаниях в рамках всероссийской олимпиады, например, по русскому языку, обществознанию или истории. Призовое место по одной из них позволит получить дополнительные баллы при поступлении в вуз. К примеру, 100 баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, насчитают ее победителю или призеру в МГУ.
Напомним, что всероссийская олимпиада делится на четыре этапа, для каждого из которых определен период проведения: школьный (не позднее 1 ноября), муниципальный (не позднее 25 декабря), региональный (не позднее 25 февраля) и заключительный (не позднее 30 апреля). Участие в ней является бесплатным и добровольным (п. 10, п. 37 Порядка).
Что интересно, школьникам можно выполнить и задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они обучаются, и если удастся выиграть на одном этапе – участник переходит на следующий и решает задания для выбранного им класса (п. 38 Порядка).
К слову об этапах – участвовать в муниципальном, региональном или заключительном этапах могут не только те, кто набрал необходимое количество баллов на предыдущем уровне. Если школьнику, к примеру, удалось занять призовое место в прошлом году на определенном этапе олимпиады, допустим, региональном, то в следующем он может сразу прийти на тот же региональный этап, не проходя предыдущие (п. 46, п. 54, п. 64 Порядка).
«Высшая проба», «Ломоносов» и другие
Существуют и другие олимпиады, благодаря которым можно получить бонусы при поступлении в вуз. Особенности их проведения также определены нормативно. Олимпиады школьников проводятся ежегодно с 1 сентября по 1 апреля и включают не менее двух этапов, причем заключительный проводится в очной форме (п. 3 Порядка проведения олимпиад школьников). Они также являются бесплатными.
В то же время для таких испытаний предусмотрена своя специфика – перечень олимпиад и их уровни утверждает Минобрнауки России на предстоящий учебный год до 1 сентября. Такой перечень для грядущего учебного года существует пока только в виде проекта документа. В соответствии с данным проектом, в будущем году в число олимпиад войдут такие, как Московская олимпиада школьников, Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умницы и умники», Олимпиада школьников «Ломоносов», Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!», Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба», олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета и другие.
Данные испытания позволяют либо получить 100 баллов ЕГЭ, либо поступить в вуз без экзаменов. Но конкретные преимущества определены только в документах определенного вуза.
Так, например, в 2017 году право на прием без вступительных испытаний в МГУ имели победители и призеры олимпиады школьников 2017 года «Ломоносов» по праву за 11 класс. Однако данную льготу можно было реализовать при наличии не менее 75 баллов за ЕГЭ по обществознанию. Кроме того, максимальное количество баллов ЕГЭ по обществознанию при поступлении в данный университет могли получить победители или призеры Олимпиады школьников «Покори Воробевы горы!», Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба», Олимпиады школьников Санкт-Петербургского государственного университета.
В МГЮА котировались уже перечисленные, а также Кутафинская олимпиада школьников по праву, Междисциплинарная олимпиада школьников имени В.И. Вернадского, Межрегиональная олимпиада по праву «ФЕМИДА», Московская олимпиада школьников, Олимпиада МГИМО МИД России для школьников, Олимпиада школьников «Россия в электронном мире», Олимпиада школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умницы и умники». Как правило, они давали преимущество в виде 100 баллов по ЕГЭ.
А, например, в НИУ ВШЭ учитывались результаты Олимпиады «Высшая проба», Олимпиады НИУ ВШЭ для студентов и выпускников, Московской олимпиады школьников «Ступени», Конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» и Международной олимпиады молодежи.
Задания «со звездочкой»: как подготовиться к олимпиаде
Система олимпиад предполагает отбор школьников с творческими способностями, заинтересованных в какой-либо области знаний. На это и ориентированы олимпиадные задания – их уровень предполагает, что учащийся специально готовился к испытанию. Однако задания не являются тайной – вопросы прошлых лет находятся в открытом доступе. Более того, организаторы олимпиад школьников в срок до 1 сентября обязаны разработать, утвердить и опубликовать на своем официальном сайте или официальном сайте олимпиады условия и требования по ее проведению, олимпиадные задания прошлых лет и критерии их оценивания (п. 14 Порядка проведения олимпиад школьников).
Поскольку олимпиад школьников достаточно много, задания могут друг от друга отличаться. Поэтому разберем, как составляются вопросы для всероссийской олимпиады – на примере методических рекомендаций, разработанных для использования в 2017 году.
Так, на школьном, муниципальном и региональном этапах олимпиады по праву учащимся предстоит выполнять различные письменные задания. Анализ вопросов прошлых лет показал, что «олимпийцам», нацеленным на победу, нужно ориентироваться в конституционном, гражданском, трудовом, налоговом, уголовном и процессуальном законодательстве. От них потребуются знания, касающиеся государственного устройства страны. Могут встретиться и задания, связанные с международными отношениями, в частности, с внешней торговлей – один из вопросов затрагивал ИНКОТЕРМС (международные правила, содержащие толкование торговых терминов).
В числе прочего, участникам олимпиады нужно было определить правильность или ошибочность утверждений – выбрать один верный вариант ответа из предложенных. Например, право собственности – это право: а) вещное, б) обязательственное, в) исключительное, г) относительное. Также могут попасться задания на установление соответствия (соотнести, какие родственники могут быть наследниками 1, 2 и 3 очередей).
Кроме того, от школьников ждут правильного написания и раскрытия правовых терминов (что такое аллонж – лист, прикрепленный к векселю, на котором воспроизводятся передаточные надписи ), а также перечисления признаков какого-либо института права, например, местного самоуправления. Наряду с этим в число олимпиадных заданий входят такие, как заполнение пропущенных слов и словосочетаний в текстах нормативно-правовых актов, анализ текста и правовые задачи. Школьники могут столкнуться с необходимостью расшифровать аббревиатуры (МКАС при ТПП РФ, ОБХСС, УИК РФ) и перевести латинские выражения (Imperitia pro culpa habetur – Незнание вменяется в вину).
Заключительный этап несколько отличается от остальных – он состоит из трех туров, причем первые два письменные, а последний, заключительный, представляет собой устную защиту эссе. В целом типы заданий финальной стадии сходны с уже рассмотренными – от участников требуется выбрать один или несколько правильных ответов, определить ошибочно или верно какое-либо утверждение, установить соответствие. Также могут встретиться задания, требующие заполнить пропуски в схемах (например, в схеме форм предварительного расследования), указать правовые термины для представленных определений, заполнить пропуски в тексте, разгадать правовой кроссворд. Потребуются и навыки работы с текстом, его анализа и толкования.
В то же время задания заключительного этапа можно назвать гораздо более сложными, чем вопросы предыдущих стадий олимпиады – это показывает анализ материалов олимпиады по праву прошлых лет. Так, в частности, не исключено, что, проанализировав отрывок из исторического правового акта, участнику нужно будет указать название документа и год его принятия. Возможно, наряду с этим придется проанализировать и сопоставить с современными реалиями и сам документ. Для этого школьникам потребуются хотя бы базовые знания истории государства и права, как зарубежной, так и отечественной, причем в последнем случае можно столкнуться и с историческим законодательством – от Русской правды до норм, действовавших в Российской империи.
Однако, несмотря на значительный объем необходимой для усвоения информации, подготовиться к олимпиаде хотя и непросто, но вполне реально, учитывая, что в тех же методических рекомендациях содержатся рекомендуемая литература и сайты.
Так, школьникам помогут учебники по обществознанию и основам права, специальные издания, посвященные всероссийской олимпиаде школьников по праву (куда входят методические пособия, материалы и комментарии), а также вузовские учебники по теории государства и права и по гражданскому праву. Опираться на учебники теории государства и права можно без сомнений. Но стоит отметить, что учебники по праву, касающиеся динамично развивающихся отраслей (например, по гражданскому праву), имеют свойство достаточно быстро устаревать в связи с частыми изменениями законодательства. Поэтому целесообразным будет обращаться к актуальным версиям нормативно-правовых актов, приведенных в учебном пособии.
В числе сайтов, которые рекомендованы к использованию школьниками, указаны портал ГАРАНТ.РУ, официальный сайт Президента РФ (www.kremlin.ru), сервер органов государственной власти (www.gov.ru), федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru), федеральный портал российских олимпиад школьников (www.rosolymp.ru) и некоторые другие.
Целевое обучение
В общих чертах суть такой формы обучения заключается в том, что государственный орган или организация обеспечивают абитуриенту бюджетное место в вузе, а он взамен должен, закончив учебное заведение, отработать в данной организации определенный срок – как правило, несколько лет. Например, «целевики» от прокуратуры должны работать в ней после выпуска из вуза не менее пяти лет (п. 3 ст. 43.5 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Учебные заведения вправе проводить целевой прием в пределах определенных контрольных цифр, квота устанавливается ежегодно (ч. 1-2 ст. 56 закона об образовании). Это означает, что абитуриенты зачисляются по отдельным спискам – вне общего потока.
Права и обязанности сторон
Оформляются отношения в рамках целевого набора следующим образом – между вузом и госорганом или организацией заключается договор о целевом приеме, а орган или организация уже заключают договор о целевом обучении непосредственно с гражданином (ч. 3 ст. 56 закона об образовании).
Существенными условиями договора о целевом обучении являются:
То есть такого рода отношения предполагают, что гражданина, который отучился, но отказался работать в организации, обеспечившей ему целевое место, ждут неблагоприятные последствия, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении. Он будет обязан возместить в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере указанных расходов (ч. 7 ст. 56 закона об образовании).
Но с другой стороны, если орган не обеспечит гражданину трудоустройство, то он в свою очередь должен будет выплатить ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Договор о целевом обучении может заключаться как с абитуриентом, так и с уже обучающимся – на любом этапе учебы (п. 10-11 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении»; далее – Постановление № 1076). При этом несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей или законных представителей (п. 12 Постановления № 1076).
Цели «целевика»
Обеспечить заинтересованному абитуриенту бюджетное место в вузе может и государственный, и региональный органы, и орган местного самоуправления, заключившие договор с тем или иным вузом. Соответственно, число учебных заведений с целевыми местами довольно велико, в их числе – ведущие юридические вузы страны. Так, в этом году в рамках целевого набора в МГУ было зачислено 38 абитуриентов, в МГЮА – 140, а в Высшую школу экономики – 10, о чем сообщается на официальных сайтах вузов.
Анализ списков поступивших показал, что целевыми местами на юридическом факультете МГУ располагают, в частности, Генеральная прокуратура РФ, Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Московский областной суд, Следственный комитет РФ, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Управление делами Президента РФ, ФНС России и некоторые другие органы.
А, например, в МГЮА были предусмотрены целевые места от Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии, ФАС России, ФСИН России, ФССП России, Девятого арбитражного апелляционного суда, Московского областного суда и других органов.
Конкурс вне конкурса: как получить целевое место
В рамках целевого набора существует свой, отдельный конкурс, участие в котором также потребует от абитуриента времени и сил. В частности, чтобы получить целевое место от прокуратуры, кандидату необходимо собрать документы (в числе которых автобиография, школьный аттестат или справка об успеваемости, характеристика с последнего места учебы, медицинские справки).
Кроме того, кандидаты, поступающие в институты прокуратуры по целевому обучению (такой институт есть, к примеру, в МГЮА), проходят профессиональный психологический отбор для определения их профпригодности к прохождению службы в органах прокуратуры и целевому обучению. Направления для поступления выдаются на основании комплексной оценки деловых, личных качеств кандидатов, а также результатов ЕГЭ.
Соискателю скорее всего придется также пройти собеседования – с прокурором и в управлении кадров. В ряде случаев (например, такое требование выдвигает прокуратура Москвы), нужно будет после собеседования написать небольшой диктант, а также мини-сочинение о прокуратуре.
В прошлом году сбор документов и собеседования в прокуратуре начинались в феврале, однако целесообразным будет узнать о целевом наборе в интересующем госоргане заранее.
К слову, в прошлом году портал ГАРАНТ.РУ рассказывал, каким характеристикам должны соответствовать граждане, которые хотели бы поучаствовать в конкурсе на целевое обучение от Минюста России. В октябре 2016 года министерство организовало его для студентов третьего курса бакалавриата и студентов третьего и четвертого курсов специалитета. Предполагалось, что по итогам конкурса со студентами будут заключены договоры о целевом обучении с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в Минюсте России.
В числе прочего от кандидатов требовалось пройти тестирование и индивидуальное собеседование для оценки их теоретических знаний и личностных качеств. В рамках тестирования участникам предстояло продемонстрировать свои знания русского языка и культуры речи, теории государства и права, а также конституционного права России. Для удачного прохождения тестирования участники должны были ответить правильно на 80% вопросов и более.
Поступление в вуз – важный этап жизни, требующий от старшеклассника сознательного подхода и напряженной предварительной подготовки. Не исключено, что тем, кто хочет попасть в вуз гарантированно, вне общего конкурса, придется потратить не намного меньше усилий, чем тем, кто попытается поступить в общем потоке. Победа в олимпиаде требует от школьника высокого уровня знаний и творческого подхода, а целевой набор – готовности впоследствии несколько лет проработать в определенном государственном органе. Однако оба пути открыты для целеустремленных абитуриентов, готовых успешно закончить вуз и стать востребованными на рынке специалистами.