что значит православный человек

Быть христианином

Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского

что значит православный человек. Смотреть фото что значит православный человек. Смотреть картинку что значит православный человек. Картинка про что значит православный человек. Фото что значит православный человек

Фарисей молился пространно, а мытарь произнес лишь несколько слов: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» – но из храма более оправданным вышел именно он. Это значит, что истинное моление не в многословии, коленопреклонениях, воздеваниях рук и многочисленных поклонах. Истинная молитва, прежде всего, предполагает исследование самого себя и своего душевного состояния, когда мысли и разум молящегося направлены в его душу, и он, чувствуя свою недостойность и греховность и глубоко переживая это, обращается за помощью к Богу.

Во-вторых, истинная молитва – это движение души человека к Небесному Отцу, когда душа почти выходит из тела и устремляется к Царству Божию. В эти мгновения человек ощущает не просто близость с Богом, но и единение с Ним. Когда в сердце пробуждается горячее желание и благодать истинной молитвы, оно жадно тянется к Господу, словно голодный к еде и питью. Во время истинной молитвы человек глух ко всему и тело его ничего не ощущает. Он стоит перед Божиим троном и, чувствуя свое убожество, чувствует при этом и безграничную милость Божию.

В-третьих, истинная молитва делает горячим человеческое сердце и направляет его к добрым делам. В сердце человека она пробуждает добрые намерения и устремления и уничтожает низменные желания и мысли. Молитва заставляет человека делами своими, всей своей жизнью прославлять Господа. Если внешняя жизнь человека выражается в мыслях и действиях, то его духовная жизнь состоит из молитвы и дела. Молитва, которая не претворяется в конкретное дело, не является истинной молитвой. Также и каждое доброе дело, совершенное нами, – это та же молитва, поскольку является плодом последней. В молитве душа человека должна быть смиренна; человек сам должен обличать и обвинять себя, сожалеть о своих грехах и каяться в них, молить Бога о миловании.

Перед молитвой необходимо подготовить к ней душу и сердце. Приступая непосредственно к первой молитве, хорошо настройся на нее и не уподобляйся испытывающим Господа. Прояви скромность, кротость, думай о том, что ты жалкое, лишенные всех духовных достоинств, слабое и греховное создание. Помни, что во время молитвы стоишь перед Господом, пред Которым трепещут ангелы и все небесные силы, но в то же время и перед Всемилостивейшим Отцом, Который насквозь видит наше сердце и ждет, какой духовный дар преподнесем мы ему. В ходе молитвы необходимо, чтобы наши чувства, намерения и душа согласовывались с произносимыми нами словами. После молитвы необходимо, чтобы мы искали возможность осуществления и воплощения в конкретные дела всего того, о чем просили Господа в молитве. Мы плохо живем тогда, когда плохо молимся, и плохо молимся тогда, когда живем плохо. Истинно молится тот, кто в ходе молитвы невольно прослезится.

Если внимательно понаблюдать за нынешними христианами и представить их душевное состояние, то можно заметить, что они вовсе не задумываются о том, насколько это значительно и сложно – быть христианином, сколько труда и внимания требует исполнение духовных обязанностей. С утра до вечера они предаются земной суете и ни разу не обратят своего сердца к Господу. Даже самая малая опасность и препятствие могут поколебать их стремление к Господу и любовь к Нему, поколебать их веру. Апостол Павел свидетельствует, как трудна и важна христианская жизнь. Для внутреннего укрепления, твердости и стойкости, то есть для полноценной духовной жизни, требуется большая жизненная сила и энергия, причем нельзя полагаться только на свои силы, но нужна и помощь Спасителя.

Спаситель излечил человека, который в течение 38 лет был тяжело болен, и сказал ему, чтобы не грешил более, иначе навлечет на себя большую беду. Из этих слов следует, что причиной длительной болезни того человека был грех. И каждый грех наносит человеку телесный или душевный вред. Большой грех вызовет большую беду, малый – меньшую. Первым и самым страшным плодом греха станет то, что через грех человек лишится Божией благодати и тем самым погубит свою душу. Грех является и источником многих телесных мучений человека. Например, чревоугодие, то есть принятие чересчур обильной пищи, становится причиной многих заболеваний; человек, сердце и душа которого полны зависти, становится беспокойным, вянет, чахнет телесно – одним словом, впадает в жалкое состояние. И конечно же, наносят вред организму и порождают болезни лень и безделье, так как человеческий организм по своему строению предназначен для труда и движения. Человек, который грешит, не только себя ввергает в болезни и несчастья, но заранее готовит хвори и испытания своему потомству, ибо его телесные или душевные свойства переходят к детям его и на все его потомство. Об этом свидетельствует вопрос, заданный Спасителю Его учениками по поводу слепого от рождения: «Равви! Кто согрешил – он или родители его, что родился слепым?» Каждый грех является таким семенем, которое в свое время обязательно даст горький плод. Кроме того, кто грешит, тот подает очень плохой пример членам своей семьи и окружающим. Такой человек передает тяжелое наследство потомкам, становящимся невольными наследниками его грехов. Господь намеренно увязал какое-либо несчастье с конкретным грехом, чтобы человек, который по природе своей имеет большую предрасположенность к совершению греха, испугался и остерегся. Противоположностью греха являются благодать и добродетель, которые в этой земной жизни становятся источником утешения и счастья для человека.

Не давайте диаволу, то есть искусителю, такого случая или возможности, используя которые, он смог бы приблизиться к вам и погубить вашу душу. Наш лютый духовный враг – диавол – соблазняет и искушает нас ровно в той степени, в какой мы сами предоставляем повод для этого. Причиной и поводом же всегда являются наши злые наклонности, порочные страсти и небрежность. Некоторые люди, по глупости или из-за фарисейства, все свои грехи приписывают диаволу: «Диавол искусил, враг соблазнил…» Но вспомним слова апостола Павла: «И не давайте места диаволу» (Еф. 4: 27), из которых явствует, что мы сами предоставляем диаволу возможность нас соблазнить. Помни, диавол постоянно наблюдает и испытывает тебя: чем ты плох, какие слабые места, плохие черты характера и наклонности живут в тебе? Если обнаружит, что являешься алчным и корыстным, то именно этим ввергнет тебя во множество грехов; если заметит твою горячность и вспыльчивость, то использует их для твоей погибели. Но чаще всего человек тогда предоставляет диаволу место в своем сердце, когда ленится, бездельничает и праздно проводит свои дни.

Недостаточно христианину избегать греха, он должен также взращивать добродетели. Для спасения души мало не быть хищником – должно быть милосердным; мало не любить ложь – должно быть самоотверженным защитником правды; не только не быть прелюбодеем – но и помыслов нечистых не допускать.

Зажженная свеча учит тому, как душа наша и сердце должны гореть ярким пламенем пред Господом – молитвы, верности и любви.

Одна из основных задач Церкви – заботиться о порядочности человека. Господь Иисус Христос требует от нас такой порядочности, уверенности в себе и своей правоте, чтобы мы естественным образом вызывали доверие и уважение окружающих, чтобы для подтверждения нашей правоты нам не требовалось много клятв, а чтобы слово наше было твердым, как и дела: да – да, а нет – нет – и никаких клятв. Но так ведут себя только такие люди, и другие верят только тем, чья порядочность и честность всем известны. Некоторые в подтверждение своих слов и доводов постоянно клянутся разными клятвами, но, тем не менее, им не верят, ибо окружающим хорошо известно, что этим людям недостает порядочности и честности.

Что же такое порядочность? Порядочность – это то, когда человек всегда говорит правду и искренен, обязательно в точности исполняет все обещания и заповеди, боится и стыдится лжи, неправедного и хитрого поступка; не будет настаивать на том, в чем твердо не убежден, и не станет обещать того, исполнение чего не в его силах. Короче говоря, порядочность – это то, когда слово и дело человека едины. Что должно пробудить и укрепить в сердце человека порядочность? Сознание того, что честь его дана ему Господом, и он обязан все время помнить об этом, беречь и блюсти свою честь, а также высоту и славу человеческой природы вообще. Природа человека обладает такой честью, которую невозможно переоценить, ибо Сам Творец для ее спасения и просвещения не пощадил даже Сына Своего.

Ничто так не приуменьшает и не принижает высоту человеческой природы, как ложь и хитрость. Необходимо помнить, что без порядочности человек не сможет быть ни хорошим христианином, ни хорошим гражданином. Христианство – это исполнение того обещания, которое мы дали Господу при святом крещении, в частности о том, что будем чистыми, правдивыми, любящими Бога и близких. Кто лишен порядочности, тот не сможет исполнить этот обет. Плохим и небрежным христианином является тот, кто не помнит об этом обещании.

В этом земном мире наша жизнь, частная и гражданская, полностью зависит от порядочности. Нет человека, который не был бы связан с кем-нибудь каким-либо условием и обязательством. Наша обязанность – соблюдать эти обязательства, а именно: быть любящими родителями, хранить чувство братства, уважать родственников, быть верными в дружбе, правильно строить взаимоотношения между старшими и младшими, быть честными в торговле… Все эти многочисленные и многогранные отношения базируются на определенных условии, обязательствах и их исполнении. В обществе, где царит порядочность, чтят и уважаются честь и достоинство друг друга, всех членов общества, каждое дело успешно, а где этого нет, там жизнь человека тяжела.

Порядочность необходима людям любой профессии, будь то государственный чиновник, купец или домохозяйка. К сожалению, сегодня многие думают, что порядочностью ничего не добьешься и не выгадаешь и что порядочность приводит человека ко многим неприятностям и скорбям. Такие взгляды распространены и преобладают там, где царят невежество и безнравственность. Представим на минуту, что все это так и что человек может разбогатеть ценой потери порядочности и чести! Человек ни при каких обстоятельствах не вправе идти на такой компромисс со своей совестью, он не должен продавать честь и достоинство за деньги. В такой ситуации человек, если он христианин, должен вспомнить евангельские слова: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 36–37).

Мы часто забываем, каким образом должен человек оберегать и защищать свои честь и достоинство. Мы должны знать, что каждая ложь, каждая подлость, каждая хитрость, каждый низменный поступок лишают нас чести и достоинства. Если уважаешь себя и желаешь заслужить уважение других, то, прежде всего, должен блюсти свою порядочность. Для христианина наиболее ценным сокровищем являются его честь и достоинство, потому лишиться их смерти подобно. Если желаешь называться человеком, храни честь и достоинство, поступая порядочно.

Источник

Кого называть православными? Крещённых? Статистика

Прежде чем говорить о статистике, которая приводит цифры по количеству православных верующих в России, нужно определиться – кого считать православным.

Но исповедовать веру можно в разной степени.

Чтобы начать быть православным христианином, нужно принять Святое Крещение.

Крещённый человек не может «раскреститься» назад, так же как взрослый человек не может вернуться в утробу своей матери. Крестятся только один раз в жизни. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется.

Это важнейший момент в жизни человека! Не приведи, ГОСПОДИ, умереть некрещеным!

Вот слова ХРИСТА: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.» (Ин. 3:3-5)

А если не Царство Небесное, значит – вечный ад?! Увы, других вариантов нет.

В момент Таинства Крещения человек получает первый духовный опыт Святости. В его Освященной Душе сеется Божественное Семя Нового (духовного) Человека по образу ХРИСТА. Духовно рождаясь через принятие этого Таинства, человек усыновляется Богу, становится чадом Церкви Христовой.

Почему о русской душе, духовности так много говорят? Потому, что 50 поколений русских людей (если смена поколений в среднем 20 лет) имеют опыт Святости в Святом Крещении, духовно рождены в церкви от Духа Святого для Вечной Жизни.

Когда нет в человеке Духовного начала, им властвуют животные инстинкты (плоть), и человек уподобляется свирепому зверю, либо впадает в беснование от бес-духовности.

2. Итак, почему статистика разная? Почему количество православных по разным опросам колеблется от 86% до 40% от населения России.
Потому что, критерии определения «православного человека» различны.

А, вслед за священниками, социологи также ведут подсчёт настоящих и «ненастоящих» православных, в зависимости от всего, что им, социологам, кажется «обязательным». А потому и выспрашивают, читали ли люди богословские книги, сколько постились, как молились, какими молитвами и т.п. Можно ли так определить «степень православности»? Разумеется, нет.

Уместно вспомнить в связи с этим величайших Святых – Марию Египетскую (522г.), которая в Церкви была только раз и богословскую литературу не читала, проведя 47 лет в пустыне в молитве. Или Св. мученика Вонифатия, никогда не бывавшем в Церкви, и тысячи воинов-мучеников, которые истязая христиан, сами уверовали и вместе с христианами были казнены. (На заметку страждущим – молитва к Вонифатию помогает избавиться от алкоголизма.)).

Конечно, мы не Святые и не великие исповедники, а потому священники правы, без Церкви, без Святых Таинств и без изучения святоотеческой литературы нам обойтись невозможно.
Но, тем ни менее, даже самые «некудышные» крещенные на всю жизнь остаются православными, и после искреннего покаяния могут быть приняты Церковью, так как остаются её сыновьями, хотя и блудными.
Вымолит ли Церковь их после смерти из ада, и спасутся ли они от вечного адского огня?
Трудно сказать. Впрочем, есть одна обнадёживающая фраза ап. Павла: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3, 12-15).

3. Если считать всех крещённых православных в России, то их 86%. Цифра эта никем не оспаривается, так как она соответствует опросам, в том числе недавнему от Левада-Центр. К тому же, в церквах, как правило, ведётся запись крещаемых и общее число их примерно известно.

4. Чтобы не упрекали, что я ссылаюсь на православные сайты, вот источники, которые трудно заподозрить в симпатии к Православной Церкви.

4.1. По подсчётам вашингтонского «Pew Research Centers», который провёл исследование религиозности наших граждан, с момента распада СССР до 2008 года количество православных христиан в России увеличилось с 31 % до 72 %. Об этом сообщает портал Credo.ru со ссылкой на Радио Ватикана.

4.2 «Левада-центр» узнал о росте количества православных и мусульман в России. Опрос был проведен Аналитическим центром Юрия Левады в сентябре 2012 года, были опрошены 1601 респондент.

За 2 последних года количество православных в России выросло на 3 процентных пункта, а мусульман — на 2. При этом 79% опрошенных считают себя православными, 6% — мусульманами.

К представителям других конфессий (католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм, индуизм и др.) себя относят на более, чем по 1% опрошенных — к каждой из них. Еще 7% не видят себя ни в какой религии. Атеистами себя признали 5% опрошенных.

Большинство опрошенных россиян (63%) поддержали бы предложение усилить административную ответственность за оскорбление чувств верующих (против такого подхода высказались 23%). При этом 59% согласились бы и с предложением внести в Уголовный кодекс поправку, устанавливающую наказание за действия богохульного характера (против — 29%).
При этом большинство респондентов (56%) считают, что можно критиковать патриарха, но при этом хорошо относиться к Русской православной церкви. Каждый пятый из опрошенных (20%) уверен, что с критикой Кирилла выступают только те, кто плохо относится к РПЦ.

А 58% опрошенных считают, что «в трудные периоды истории России православная церковь спасала страну, и сейчас она должна это сделать снова».

Интересно, что согласно данным опроса «Левада-центра» 2014г. число мусульман с 2001 года увеличилось на 1%, в то время как количество причисляющих себя к православию выросло на 19%.

При этом на данный момент 86% жителей России крещены.

5. Интересно, что 11% неверующих сообщили, что редко или время от времени ходят в церковь.
Странные «неверующие»! Скорей всего понятия не имеют о Православии, хотя, вероятно, крещены. Некоторые из них до сих пор думают, что Христианский БОГ – это «добрый дедушка, сидящий на облаке». Особое «спасибо» 70-летней атеистической пропаганде и карикатуристу Жану Эффелю.) В такого «бога», действительно и невозможно, и не надо верить.

«Русь крещена, но не просвещена». Эти слова Лескова особенно актуальны для нашего времени. Но ситуация исправляется. Так что, вполне вероятно, что православных будет ещё больше.

Источник

ПРАВОСЛАВИЕ — что это. Чем отличаются ветви христианства

Православие. Христианство является одной из главных мировых религий. Православие — это одна из его ветвей наряду с католицизмом и протестантизмом, в основном распространено в Восточной Европе: России, Украине, Беларуси, странах Балканского полуострова. Занимает третье место среди всех христианских учений: православными христианами являются 225 миллионов человек, тогда как католиков более миллиарда.

Принципы и законы православия

Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.

Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.

Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.

Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:

Кроме того, на жизнь верующего влияют 10 заповедей, образование которых приписывается Моисею. Они составляют основу всего христианства и не различаются в разных ветвях.

Догмы учения

Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.

Православие основывается на нескольких догмах:

На Четвертом соборе был принят запрет на внесение изменений в действующие догмы. Он исполняется до сих пор.

Появление названия «Православие»

Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.

Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского. В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.

На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:

Интересный факт: в русском языке термины «православие» и «ортодоксальный» являются синонимами и не используются одновременно, как, например, в иудаизме.

История религии

До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.

В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Сегодня православные священники не признают никаких Соборов, созванных после раскола, даже если там присутствовали православные патриархи.

Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.

Некоторые различия

Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.

Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.

ПоложенияКатолицизмПротестантствоПравославие
Отношение к светской властиГлава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властьюСтремятся сотрудничатьЗа все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения
Отношение к людямВажна индивидуальностьВмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуютсяВсе люди — братья и сестры
Душа после смертиДуша проходит Чистилище и очищаетсяХристос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важныДуша попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел
Крест ГосподеньИмеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лицаНе признают ни Крест, ни иконыИмеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир
КрещениеКрещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окроплениеМогут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выборКреститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание
СлужбыСвященники наделены от Бога особой силойНе нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизньСвященник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе
БракНе поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачияРазвод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующимРазводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться
БогородицаНе поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачияРазвод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующимРазводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться
Святой ДухИсходит от Отца и СынаВ равной мере исходит от Отца и СынаИсходит от Отца и передается Сыну
Священное Писание и Священное ПреданиеИмеют равное значениеНе имеют авторитетаПисание является частью Предания

Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.

Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.

Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.

Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *