что значит предоставление автокефалии украинской церкви
Автокефалия Украинской православной церкви
На Украине не утихают споры касающиеся православной церкви. Сейчас их насчитывается три:
Мировым православным сообществом принята лишь первая, которая ещё в 1686 году перешла из-под ведомства Константинополя к Москве. Автокефалия Украинской православной церкви появилась ещё в начале ХХ века, но с тех пор так и не была признана канонической церковью, она никому не подчиняется.
Томос об автокефалии Украинской православной церкви
Для официального признания православной церкви автокефалией издается особый указ – томос. Неоднократно появлялись слухи о том, что Украинская церковь получила заветный томос, но официально документ не был издан, и на это есть ряд причин. Хотя автокефальная церковь на Украине признает себя частью Вселенской церкви, она не состоит ни в одной признанной автокефалии и сама, официально, таковой не является. Вопрос о создании новой автокефальной церкви принимается всеми существующими в настоящий момент православными автокефальными церквями, которых сейчас насчитывается 15, при этом идет вопрос об отделении поместной церкви. Так как Украинская автокефальная православная церковь является неканонической и не имеет «церкви-матери», никто не может присвоить ей такой статус.
На территории Украины находятся около 11 тысяч церквей и храмов, судьбу которых, по действующим там нормам, решают прихожане.
Доля прихожан согласно опросу распределяется следующим образом:
Такие сведения были получены после проведенного весной 2018 года исследования. После реорганизации церкви на Украине именно прихожане будут решать судьбу храмов, поэтому могут возникнуть проблемы с теми, кто будет не согласен с переходом конкретного храма в ведение новой организации.
Политика и автокефалия Украинской церкви
Вопрос о признании на Украине автокефальной православной церкви стоит остро и затрагивает не только верующих.
Автокефалия — это не проблема только украинских православных. Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее «пятая колонна» в Украине»
— заявил Порошенко в июне 2018 года. Именно поэтому в последнее время так часто в Украинских новостях звучат слова «томос» и «автокефалия». Из-за раскола церкви в стране стоит вопрос не только о признании самостоятельности церкви, но также и об объединении уже существующих. Московский патриархат признает только подведомственную церковь, утверждая, что лишь она имеет право получения статуса автокефальной, в то время как на Украине не утихают споры о том, что переход их церкви из-под власти Константинополя был незаконен, и что вопрос о создании новой автокефалии должен решаться Константинопольским патриархатом.
До сих пор не было вынесено окончательное решение. Такие серьезные вопросы решаются всеми автокефалиями, которые должна посетить специальная комиссия. Кроме того церковь, желающая получить томос о признании её автокефалией, должна соблюсти условия такого перехода, которые также будут проверяться комиссией. Особое внимание будет уделено тому, все ли прихожане и священнослужители всех санов, или их подавляющее большинство, стремятся к автокефалии.
Украина на пороге катастрофы: Чего на самом деле хотят борцы за автокефалию
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В поле российских церковных медиа до недавнего времени происходило то же самое, достаточно пересмотреть заголовки новостей и статей за последнее время. И когда представители Константинопольского Патриархата внезапно сделали ряд крайне резких высказываний, это сперва ничего не изменило, вплоть до момента назначения в Киев двух экзархов.
Только сейчас многие начинают понимать, что произошло что-то серьезное. Но, как следует из множества обсуждений, люди часто просто не представляют реалии в которых оказались верующие Украинской Православной Церкви.
Потому, мне, прихожанину УПЦ, проживающему в Киеве, хотелось бы показать ситуацию изнутри, из самого эпицентра.
Например, сейчас в блогерской среде можно все чаще услышать: «Да дайте им наконец автокефалию, это решит все проблемы!»
Разочарую. Не решит. Давайте посмотрим на эти проблемы честно и без прикрас.
Гипотетическая автокефалия Украинской церкви порой преподносится как лучшее средство от раскола. Те, кто так считают, просто не понимают специфику украинского раскола. Под церковным расколом обычно понимается ситуация, когда от единой Церкви отделяется некая часть духовенства и мирян, как правило по причинам догматическим. Но украинский раскол нельзя сравнить ни с расколом 1054 года, ни со старообрядческим расколом XVII века. Здесь все иначе.
Просто напомню ситуацию. Когда на рубеже 80-90-х годов прошлого века на Западной Украине начались массовые захваты православных храмов со стороны униатов, некоторые представители духовенства решили, что их не тронут, если они останутся православными, но отойдут от Москвы. Во всяком случае, именно так тогда мотивировали свои действия автокефалисты.
Я не стану сейчас пересказывать историю автокефальных «церквей», поскольку за перечислением всех этих «Украинских Православных Автокефальных Церквей», «Украинских Православных Автокефальных Церквей Соборноправных» и прочих «Киевских Патриархатов», их объединений и делений, можно потерять суть.
А суть такова: пара-тройка бывших архиереев РПЦ создают свою совершенно новую иерархию и рукополагают свое совершенно новое духовенство. На сегодняшний день, эти структуры представляют собой деноминации, никак не связанные своим прошлым ни с РПЦ вообще, ни с канонической УПЦ в частности. Таким «прошлым» остается разве что Филарет Денисенко.
Иными словами это даже не раскол, а своего рода этнофилетическая секта. Самым главным отличием этого раскола является отсутствие догматических споров. Богословие здесь вообще не играет никакой роли. Украинских раскольников всех мастей объединяет только одно — филетизм и ненависть к Москве.
Среди верующих УПЦ есть люди разных политических взглядов, но их объединяет главное — вера в Христа. У раскольников же вера вторична на фоне главного фетиша в виде национализма.
Эти люди систематически захватывают наши храмы, избивают наших священников и верующих, натравливают на нас радикальных националистов, клевещут и обвиняют в государственной измене. Потому у нас и вызывает недоумение, когда какой-нибудь околоцерковный публицист внезапно начинает переживать не о судьбе гонимых братьев, а о судьбе их гонителей и предлагает дать УПЦ автокефалию, чтобы создать национально озабоченным личностям с тонкой душевной организацией, так страдающих от одной только возможности поминовения Патриарха всея Руси, комфортные условия для возвращения в Церковь.
Но вот в чем проблема, они по сути никогда и не были в Церкви. То есть речь о возвращении не идет.
Наши священноначалие постоянно подчеркивает: преодоление раскола возможно только после покаяния раскольников. И оно происходит. Отдельные лица время от времени приходят в Церковь с покаянием, и она принимает их. Принимает именно живых людей, осознавших всю беду и грех раскола. И здесь нужно быть реалистом. Всех привести в Церковь не получится. Тем более, из среды полной ненависти. И уж тем более, закрыть глаза и сделать вид, что этой ненависти нет, не получится.
Нам по сути предлагают принять в евхаристическое общение без всяких условий собственных нераскаянных гонителей (а их «духовенство» желательно еще и в «сущем сане»). Тех, для кого раскол это не проблема, а насущная необходимость. Они свою беду не осознают. И проблема этих людей не в том, что они якобы слишком любят Украину, а в том, что они ненавидят Москву больше, чем любят Украину и Бога.
Теперь об автокефальном статусе.
Сама по себе автокефалия, предоставленная РПЦ, не означает ее автоматического признания со стороны того же Константинополя и установления мира. Стоит ли снова напоминать судьбу Православной церкви Чешских земель и Словакии, которая получила автокефалию от Московского Патриархата еще в далеком 1951 году? Фанар не признавал эту автокефалию почти полвека и только в 1998 году выдал собственный томос, после чего константинопольские представители стали вести себя на канонической территории Чешской церкви, как у себя дома. Очевидно, что гипотетическую украинскую автокефальную церковь ждет та же участь. Не говоря уже о любой другой структуре, созданной самим Константинополем, будь то автономия или экзархат.
Эти летом священноначалие УПЦ в лице епископов – участников архиерейского совещания заявили, что существующий статус УПЦ вполне достаточен для совершения миссии среди народа Украины.
Я бы еще отметил, что этот статус единственно возможен в современной ситуации, когда в нашей стране идет братоубийственная война и верующие находятся по разные стороны фронта.
Украинская Православная Церковь совершенно самостоятельна в своем управлении, более самостоятельна, чем некоторые автокефальные церкви. Но, при этом, ее епископат может принимать участие в Архиерейском Соборе всей РПЦ, а Митрополит Киевский — постоянный член Священного Синода Русской Церкви. Такой статус, сам по себе уникальный, позволяет максимально использовать миротворческую миссию Церкви. Отнимать его, значит усугублять проблемы.
Но самый главный вопрос: а сможет ли церковный народ принять автокефалию, которая заведомо означает объединение со своими гонителями, которые теперь могут получить от Константинополя канонический статус? От того самого Константинополя, который ранее неоднократно декларировал поддержку канонической Украинской церкви, а теперь внезапно отказался от своих слов ради собственных амбиций.
Чаще всего речь о том, чтобы «отдать» Украинскую Церковь можно услышать от представителей московской околоцерковной «либеральной» тусовки, чье представление об украинских церковных проблемах строится на фантазиях такой же тусовки, только киевской. Каждый как правило общается с себе подобными. Но автокефальные мечтатели из Киева видят и слышат только себя. Нам же приходится общаться с людьми разных слоев со всей Украины. И с архиереями, и со священниками, с монахами и мирянами. У всех разные взгляды, чаяния, опасения и надежды. Еще раз повторю, все гораздо сложнее, чем видится некогда популярным миссионерам, переквалифицировавшимися в скандальных блогеров и бывших чиновников Патриархии, ставших фрондерами.
Сколько верующих Украинской Православной Церкви выходило на крестные ходы во всех городах Украины в дни Крещения Руси, видел весь мир. Тех верующих, которых сейчас хотят загнать в гетто. Это миллионы живых людей. Тех людей, которые из поколения в поколение живут на этой земле, чьи деды, прадеды пережили гонения и те, кто теперь переживают их сами.
Уступить сейчас гонителям, уступить амбициям фанарских архиереев, уступить тем, кто этих самых архиереев подталкивает к конфронтации, означает лишь одно — отдать Украинскую Православную Церковь, которая и так подвергается гонениям, на полное растерзание.
Как только на территории Украины появится параллельная формально каноническая структура, которая не имеет отношения к Русской Православной Церкви, уже существующая каноническая Церковь может быть просто объявлена вне закона, о чем не раз говорилось представителями власти. И, если до сих пор все захваты храмов считались делом, как минимум спорным с юридической точки зрения, то теперь все захваты получат санкцию государства. И мы с этим не сможем сделать ничего, разве только умереть, защищая свои святыни.
Справка об авторе:
Кому на Украине нужна автокефалия и что происходит
Имеют ли православные верующие Украины право на автокефальную Церковь?
В принципе, да — проблема в том, что то, что происходит сейчас, невозможно назвать “процессом предоставления автокефалии”. Автокефалию возможно предоставить только уже существующей канонической Церкви, и делать это может тот Патриархат, к которому она принадлежит. То есть Московский Патриархат мог бы предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви, если бы она обратилась с такой просьбой — чего она пока не делала.
Признание раскольнического сообщества, отделившегося от одной поместной Церкви со стороны другой — это канонический абсурд, и называть это “предоставлением автокефалии” было бы ошибкой.
Кто требует автокефалии?
Отметим еще раз, что единственное сообщество, которое было бы вправе ее требовать — Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — никакой автокефалии не требует. Автокефалию запрашивает, по словам патриарха Варфоломея “досточтимое правительство Украины”. Действительно, запрос исходит именно от светских властей — причем многие государственные деятели, активно добивающиеся автокефалии, не являются членами Православной Церкви даже чисто формально, причисляя себя к неправославным религиозным сообществам или вовсе атеистам.
В действительности мы имеем дело с ситуацией, когда государство создает религиозную структуру под свои, государственные цели — и говорит об этом совершенно открыто. Например, как сказал Президент Петр Порошенко, “Автокефалия – это вопрос нашей независимости и нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее пятая колонна в Украине”.
Юридически, в государстве, которое считает себя светским и демократическим, такое вмешательство государства в дела Церкви является очевидным беззаконием.
Каковы мотивы властей?
Помимо вполне явно озвученных политических причин можно обратить внимание и на то, что национализм (украинский в частности) идеологически не совместим с христианством. Для националиста превыше всего нация, для христианина — Христос.
Националистическое приветствие “слава Украине” является сознательной заменой благочестивого украинского приветствия “слава Иисусу Христу”. Как на это в свое время обращал внимание греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, “Аналогичным проявлением безбожия является замена словами «Слава Украине» вечной хвалы, которую возносят Иисусу Христу: «Слава И(сусу) Христу!» Очевидно, что никто из украинцев не может ничего иметь против возгласа «Слава Украине!», но замена этим словом религиозного прославления Христа является выразительной тенденцией устранить Христа и поставить родину на его место, следовательно, является выражением безбожной тенденции, которая обманывает наивных украинских патриотов. Украина вообще не может существовать, как самостоятельное государство, а тем более, быть славной державой без воли Царя царствующих и Господа господствующих Предвечного Бога И. Христа, нашего Спасителя, Отца и Господина”
Национализм допускает существование определенного рода Церкви — но только в том случае, если ее вероучение и практика полностью подчинена его идеологии.
Петр Порошенко, в связи с предстоящими выборами, остро нуждается в любых средствах для поднятия рейтинга и ищет опереться на патриотический электорат, и подавление Украинской Православной Церкви Московского Патриархата могло бы принести ему определенные очки в этой среде.
Увы, нет — во-первых, потому что такая цель не ставится, во-вторых, потому что грубо попирая каноны и выражая крайнее пренебрежение к правам законного предстоятеля Украинской Церкви, митрополита Онуфрия, можно только углубить, а не уврачевать расколы.
Цель всей борьбы за автокефалию, как это открыто и ясно выражают ведущие ее гражданские власти, состоит в подавлении Украинской Православной Церкви.
Президент Петр Порошенко, выступая на мероприятиях, посвященных 1030 летию Крещения Руси, назвал верующих Украинской Православной Церкви “щупальцами которыми внутри нашего государственного организма орудует страна-агрессор”, причем эти “щупальца” “необходимо обрубить” — и, по его словам, автокефалия нужна именно для этого. Помощник министра внутренних дел, Арсена Авакова, Зорян Шкиряк назвал верующих в общении с Московским Патриархатом “упырями”, которым “нет места на украинской земле”.
Патриарх Варфоломей, увы, участвует в деятельности, направленной на “обрубание щупалец” и “изгнание упырей”.
Имеет ли Патриарх Варфоломей законные канонические права распоряжаться на Украине?
Нет, никоим образом. Каноническая сторона дела подробно рассматривается специалистами в области церковного права, но даже если вы затрудняетесь в толковании канонов, вы можете обратиться к такому свидетелю, как сам Патриарх Варфоломей, который еще до недавнего времени полностью признавал канонические права Московского Патриархата и провозглашал митрополита Онуфрия единственным законным главой Церкви на Украине.
Либо все это время патриарх Варфоломей поддерживал каноническое беззаконие — а все его предшественники на Константинопольской кафедре делали это столетиями до него — либо он совершает каноническое беззаконие сейчас.
С чем связаны упреки в “восточном папизме” которые выдвигаются Патриарху Варфоломею?
Главным образом, с его притязаниями, выдвинутыми в речи перед собранием епископов. Процитируем некоторые из его высказываний :
“Для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая “заквашивает все тесто” (Гал. 5:9) Церкви и истории… Как Первый Престол Православия Вселенский Патриархат несет пророческое служение, проповедуя тайну Соборной Церкви во Христе Иисусе во всем мире во все времена…В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1:1,4). Начало Православной Церкви – Вселенский Патриархат, “в нем жизнь, и эта жизнь есть свет Церквей”.
Покойный митрополит Гортинский и Аркадийский Кирилл, возлюбленный иерарх Матери-Церкви и мой друг, был прав, когда подчеркивал, что Православие не может существовать без Вселенского Патриархата… Вселенский Патриархат … обладает канонической юрисдикцией и всеми апостольскими привилегиями в своей ответственности не только за сохранность единства и взаимообщения Поместных Церквей, но и за общее распространение Православия в современном мире и в исторической перспективе…
Вселенский Патриархат несет ответственность за приведение дел в церковный и канонический порядок, потому что он один обладает канонической привилегией, а также молитвой и благословением Церкви и Вселенских Соборов исполнять этот верховный и исключительный долг как заботливая Мать и родительница Церквей. Если Вселенский Патриархат откажется от этой обязанности и покинет межправославную сцену, Поместные Церкви станут «как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36), расходующие свою энергию в церковных начинаниях, которые смешают смирение веры и надменность власти”
Почему представители Московского Патриархата не согласны с этими притязаниями?
Сложившееся в истории Церкви система управления предполагает равенство Патриархов поместных Церквей, между которыми может существовать различие в первенстве чести — но не власти. Каждый Патриарх обладает полномочиями в рамках своей поместной Церкви, и здесь важную роль играет понятие канонической территории. Ни епископ, ни Патриарх не могут вторгаться на чужую каноническую территорию.
Например, после войны в Южной Осетии православные приходы этой страны обратились с просьбой принять их под омофор Московского Патриархата — но Патриарх отказался это сделать, чтобы не нарушить каноническую территорию Грузинской Православной Церкви.
Первенство Чести Константинопольского Патриарха было связано с тем, что в средние века Константинополь был столицей православной Восточной Римской Империи, важнейшим политическим, культурным и религиозным центром тогдашнего мира. Титул “вселенский” был связан с тем, что “вселенной”, “ойкуменой” в то время называли обитаемый мир — который для жителей Империи к ней, по большей части и сводился. Но увы, Империя постепенно слабела, теряла территории, и, в 1453 году пала под ударами турок. Однако долгое время Патриарх Константинопольский признавался турецкими властями как лидер греческого населения Османской Империи.
После катастрофически неудачной попытки греков восстановить Империю в 1920-тые годы, греческое население подверглось массовому изгнанию из Турции, и в данный момент православное население Стамбула составляет не более ста человек.
Таким образом, притязания Константинопольского Патриархата связаны со славой Православной Империи, от которой к текущему моменту остались только воспоминания.
Более того, с этими притязаниями совершенно не согласуется история его отпадения в унию — которую в 1439 году принял константинопольский патриарх Иосиф в надежде получить западную помощь против турок. Эта надежда не оправдалась, другие православные Патриархи не поддержали унию, и, через некоторое время Константинополь вернулся в Православие. Этот исторический эпизод временного отпадения Константинополя, когда остальные церкви пребывали в Православии, невозможно согласовать с притязаниями этой кафедры на учительство по отношению ко всему православному миру.
Почему текущее поведение Константинопольского Патриархата рассматривается как неприемлемое?
Во-первых, притязания на единоличную власть в Церкви глубоко неприемлемы с точки зрения православной экклезиологии и находятся на грани ереси.
Во-вторых, назначение экзархов без согласования с митрополитом Онуфрием и патриархом Кириллом, которых Константинополь признавал еще недавно, является грубым нарушением как канонов, так и христианской этики.
В-третьих, объединение с крайне враждебными по отношению к канонической Церкви светскими властями, и действия на их стороне против Церкви являются крайне неэтичными и особенно несовместимы с притязаниями на роль пастыря по отношению ко всем православным мира. Для пастыря — то есть того, что призван проявлять самоотверженную заботу и любовь, защищать и ограждать — такое поведение немыслимо.
Может ли текущий конфликт привести к расколу, аналогичному расколу 1054 году?
Русская Православная Церковь делает все, чтобы этого не случилось. Но увы, такого развития событий исключать нельзя. Если некто претендует на духовную власть над вами — вы, в конечном итоге, можете сказать ему либо “да” либо “нет”, и если некто проповедует определенное учение, вы можете либо принять его, либо нет.
2 года с Томосом: история и значение для Украины
6 января 2021 года исполняется 2 года с того дня, как предстоятелю Православной церкви Украины митрополиту Епифанию вручили Томос.
Что такое Томос?
Это уникальный церковный документ, указ. Выпускают его, когда главная церковь хочет предоставить фактическую независимость – автокефалию. Изредка Томос выдают по вопросам, которые касаются положений христианского вероучения, чаще всего он касается церковного устройства.
Кому и зачем нужна единая украинская церковь
Церковь в Украине и отделена от государства, но вопрос этот в первую очередь – политический. Особенно учитывая то, что Украинская Церковь «Московского патриархата», по сути была подразделением Русской Церкви.
С другой стороны, как пояснил в комментарии 24 каналу эксперт по религиозным вопросам, бывший священнослужитель Роман Мельниченко, для церковных людей, кто каким-то образом пользуется церковными услугами – это важное решение. Например, были не редки случаи, когда церковнослужители различных православных конфессий не признают обряды друг друга, считая «не свое «крещение или отпевание покойного «неправильным». После того, как украинская церковь стала единой, канонической, страх, что как-то «неправильно» окрестил или похоронил – просто не имеет оснований.
Аналитик Сергей Фурса отметил, что, по его мнению, различные религиозные организации относятся к верующим как к «большому рынку». А поскольку в Украине 70% людей считают себя верующими и при этом участвуют в выборах, на результаты которых через них влияют и «люди в рясах», поэтому «абсолютно ненормально, что большую часть рынка религии контролировала контора, которую возглавляет КГБшник, и которая непосредственно подчиняется Кремлю» (речь о епископе Русской православной церкви Кирилле).
Ситуация с действующими церковнослужителями
Для священнослужителей Киевского патриархата единая церковь – это большая радость. Киевский патриархат получил канонический статус, что означает, что все их таинства, все их священнослужители – законные и благодатные. Поэтому все останется, как было, пояснил Роман Мельниченко. Ничего не надо переоформлять, никаких дополнительных процедур. Просто вся структура Киевского патриархата станет признанной православным миром.
Что касается сторонников МП, то до сих пор случаются конфликты.
Заметим, РПЦ заявила о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Верующие РПЦ не могут причащаться в храмах Константинопольского патриархата, священники и иерархи не смогут осуществлять совместных богослужений. Такой шаг является в высшей мерой институциональных церковных санкций.
Томос об автокефалии Православной церкви Украины поддерживают 33,3% украинцев. Об этом говорится в результатах опроса Центра Разумкова за декабрь 2020 года.
Что с имуществом церквей?
Все осталось, как было. Мельниченко напомнил – на уровне государства нет разницы, каноническая церковь или нет, главное – чтобы она была законно зарегистрирована: должен быть устав религиозной организации, тогда эта организация может действовать. Поэтому на уровне государства внутрицерковные вещи не влияют ни на устав, ни на регистрацию, ни на имущество религиозной организации.
Почему УПЦ МП против Единой Украинской Церкви?
Потому же, почему вообще Россия против независимой Украины. «Мыжебратья», оккупированный Крым и Донбасс, русский язык как второй государственный и контроль России над церковью в Украине – все это разные лица «русского мира», а по сути – желание кремлевского руководства держать Украину под контролем.
Как Украина получила Томос?
В апреле 2018 года пятый Президент Украины Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху (он же – Константинопольская православная церковь в мировом православном обществе церковь и юрисдикция «первого по чести», первого из настоятелей 14-ти независимых (автокефальных) поместных церквей) о предоставлении автокефалии Украинской церкви.
В сентябре 2018 в Украину прибыли посланцы патриарха Варфоломея (экзархи), которые почти месяц провели в здесь. В частности, священнослужители ездили по украинским церквям, разговаривали со священниками.
9 октября 2018 в Стамбуле началось трехдневное заседание Синода Вселенского патриархата. На этом собрании церковники заслушали отчет экзархов, по результатам которого и было принято разрешение о создании Православной церкви Украины.
27-29 ноября 2018 в Стамбуле прошел Святой и Священный Синод Вселенского патриархата. Члены Синода окончательно согласовали текст Томоса для Православной церкви Украины, этот документ уже не будет меняться. На основе Томоса приняли также проект устава Украинской церкви. Текст Томоса решили не обнародовать до его передачи.
15 декабря 2018 во время Объединительного собора в Киеве православные архиереи объявили об объединении украинских церквей в единую Православную церковь Украины. Ее предстоятелем стал митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний. Кафедральным собором Православной церкви Украины стал Михайловский Златоверхий собор.
5 января 2019 Вселенский патриарх Варфоломей подписал Томос об автокефалии единой Православной церкви Украины. Церемония подписания Томоса состоялась в патриаршем храме Святого Георгия на территории Вселенского патриархата в Стамбуле.
Варфоломей подписал Томос об автокефалии Православной церкви Украины
А уже 6 января 2019 во время литургии в том же храме Варфоломей передал предстоятелю новосозданной Православной церкви Украины Епифанию посох и Томос, который провозглашает автокефалию.
30 января 2019 года ПЦУ получила официальную регистрацию в качестве юридического лица.
Украина получила Томос об автокефалии: смотрите видео
Что значит автокефалия Православной церкви Украины?
Фактически автокефалия означает «превосходство» ПЦУ, чем была до сих пор, равенство ее с другими Автокефальной Православной Церкви.
Директор центра общественно-информационных технологий «Форум» Валерий Дымов в комментарии 24 каналу напомнил, что в 1686 году Киевскую митрополию Константинопольского патриархата присоединили к Московскому патриархату, когда Вселенский патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви выдали противоречивый Томос о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата. По мнению Валерия Дымова, этот процесс был незаконным, и центр православия из Киева в Москву перенесли за деньги.
Скандалы и Филарет
Глава УПЦ КП Филарет сначала выступал активно за создание ПЦУ. Однако вскоре после создания церкви Филарет внезапно не согласился с уставами ПЦУ и обвинил митрополита Епифания в нарушении договоренностей.
В декабре 2019 года Филарет заявил, что Епифаний подчинился Константинопольскому патриарху, якобы разделив единую большую церковь – в частности, Киевский патриархат.
Смотрите видео об истории православной церкви в мире: