что значит прилагательное в переносном значении
Прямое и переносное значение имён прилагательных
Выбранный для просмотра документ Прилагательные в прямом и переносом значении.docx
Имена прилагательные в прямом и переносом значении.
Ф ормировать умение различать прилагательные в прямом и переносном значении.
Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
Учить составлять словосочетания и предложения с прилагательными в прямом и переносном значении.
Развивать связную речь, внимание, мышление.
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: презентация, карточки, железный гвоздь.
Начинаем наше занятие.
Сядут дети, чьи имена заканчиваются на гласный звук. Теперь ученики, чьи имена заканчиваются на согласный звук.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Какой звук в этой скороговорке встречается чаще всего?
Согласные глухие звуки С (мягкий и твердый) встречаются в этой скороговорке чаще всего.
Работа по теме занятия.
Игра «Найди лишнее слово»
На доске вывешены карточки со словами.
Коза, юла, железный, мел.
Лишнее слово – железный, потому, что это слово является прилагательным, а остальные слова – имена существительные.
Что такое имя прилагательное?
Имя прилагательное, это часть речи, которая обозначает признак предмета.
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Что обозначает слово железный?
Предмет, сделанный из железа.
Демонстрация железного гвоздя.
Какими свойствами должен обладать этот предмет?
Твердый, несгибаемый, прочный.
Это прямое значение слова железный. Но у этого слова есть еще переносное значение.
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы поговорим об именах прилагательных в прямом и переносном значении.
Работа над словосочетанием.
Запись на доске: железный гвоздь, железное здоровье.
В словосочетании железный гвоздь имя прилагательное обозначает
«сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это имя прилагательное
обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в
этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие. Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось переносное значение.
Открываем тетради, записываем число, тему занятия: «Иена прилагательные в прямом и переносном значении»
Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащимися) в тетрадь.
Задание: найти слова в переносном значении. Объяснить свой выбор.
Горячее сердце, горячий чай.(слайд 2)
Горячее сердце, сердце, чутко реагирующее на чужую беду и полное любви к своей Родине и своим близким.
Пустой стакан, пустая голова. (слайд 3)
Стальные мышцы, стальной прут(слайд 4)
Золотые серьги, золотые руки. (слайд 5)
Золотые руки. Так говорят о человеке, способном искусно выполнить любую сложную работу. Искусная работа всегда высоко ценится.
Сладкая речь, сладкие конфеты. (слайд 6)
Льняное семя, льняные волосы. (слайд 7)
Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению, качеству)
Физкультминутка. (стихотворение В.Коркина)
Золотые руки –
Руки не из золота. (встали, подняли руки вверх)
Золотые руки
Не боятся холода. (опустили рук, обхватили руками плечи крест накрест)
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти,
Самые нужные
Руки
На свете. (похлопали рука об руку)
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Работа со словосочетаниями. Согласование имен существительных с именами прилагательными. Работа в тетради.
Составить словосочетания из слов. Записать словосочетания в два столбика. В первый столбик слова в прямом значении, во втором – в переносном. Запись на доске учеником с объяснением своих действий; остальные учащиеся ведут запись в тетради.
мягкий характер подушка
мягкая подушка мягкий характер
седые волосы седая зима
Работа с предложением.
Составить предложение со словосочетаниями мягкий характер, мягкая подушка.
Маша спит на мягкой подушке.
У Миши был мягкий характер.
К первому предложению составляется схема.
Предложения записываются на доске и в тетрадях.
Работа по карточкам.
Вставить в предложение нужное слово.
Слова для справок: погода, слова.
Сегодня была очень теплая ….
В свой день рождения Коля услышал много тёплых ….
Вставить в предложение нужное слово.
Слова для справок: тонкий, каменный.
На площади стояла…башня.
У Вани было ….сердце.
Оля вырезала снежинки из ….бумаги.
Проверка работы по карточкам. Оценка работы.
Чему учились на занятии?
Учились различать имена прилагательные в прямом и переносном значении.
Что нового, интересного сегодня узнали?
Выбранный для просмотра документ переносное значение прилагательных.pptx
Имя прилагательное в русском языке: разряды, степени, формы. Морфологический разбор прилагательного
Прилагательные. Примеры
Добрый характер.
Красивая девушка.
Короткое платье.
Большие перемены.
Важно! Признак действия обозначает не прилагательное, а наречие.
Читайте о других частях речи в русском языке
Местоимение указывает на предмет.
Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.
Разряды прилагательных. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные
Прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.
Примеры качественных прилагательных
Умный человек
Медленный поезд
Интересная книга
Большое дерево
Холодное утро
Примеры относительных прилагательных
Золотая цепочка (цепочка из золота)
Ночная прогулка (прогулка ночью)
Нижний ряд (ряд внизу)
Двухлетняя девочка (девочка двух лет)
Кавалерийская походка (походка кавалериста)
Иногда относительные прилагательные употребляются в переносном значении и тогда приобретают значение качественных признаков. Такие относительные прилагательные переходят в разряд качественных. Например, железное здоровье (синоним крепкого здоровья) или золотые руки (умелые руки).
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета кому-то и отвечают на вопрос чей?
Примеры притяжательных прилагательных
Дедушкины часы (часы дедушки)
Васина улыбка (улыбка Васи)
Крокодиловы слезы (слезы крокодила)
Царицын луг (луг царицы)
Краткая и полная форма прилагательных
Синтаксическая роль прилагательного в предложении
В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, оно обозначает признак или качество предмета, лица, явления, но может быть и сказуемым.
Также прилагательное может быть частью составного именного сказуемого:
Ребенок был веселый и разговорчивый.
Он стал образованным и культурным.
Я был раздосадован.
Прилагательное в краткой форме или в форме степени сравнения является сказуемым:
Она богата и успешна.
Сегодня с утра я весел.
Ты умнее меня.
Падеж прилагательных. Склонение прилагательных. Три типа склонения
В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам. Прилагательное имеет тот же падеж, род и число, что и имя существительное, к которому относится. Это называется согласованием:
Хороший человек. Хорошего человека. Хорошему человеку.
Хорошая машина. Хорошей машины. Хорошей машине.
Хорошее настроение. Хорошего настроения. Хорошему настроению.
Хорошие люди. Хороших людей. Хорошим людям.
При склонении изменяются окончания прилагательных.
Урок по русскому языку на тему «Прямое и переносное значение имён прилагательных. Связь прилагательных с именами существительными. Роль прилагательных в предложении» (3 класс)
Выбранный для просмотра документ Комментарии к дист. уроку по русск яз 3 кл для дист обуч.docx
Разработала: Сушенцова Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Щёлковская гимназия № 6» городского округа Щёлково Московской области
Предмет: русский язык
Форма урока: урок-практикум
Тема. Прямое и переносное значение имён прилагательных. Связь прилагательных с именами существительными. Роль имён прилагательных в предложении.
Задачи урока (для учащихся):
— учиться наблюдать за употреблением имён прилагательных в прямом и переносном значении;
— тренироваться в подборе прилагательных и выяснение их роли в предложении;
— тренироваться в подборе прилагательных в прямом и переносном значении.
Урок разработан для дистанционного обучения во время карантина. Поэтому предусмотрено время для разминки, самостоятельной работы, материалы для физкультминутки, для самопроверки, оценивания работы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок по русскому языку на тему «Прямое и переносное значение имён прилагательных. Связь прилагательных с именами существительными. Роль имён прилагательных в предложении» (3 класс) разработан с использованием средства записи SMART и презентацией Power Point для дистанционного обучения. Поэтому предусмотрено время для разминки, самостоятельной работы, для самопроверки и оценивания работы, а также включен материал для физкультминутки.
На уроке учащиеся научаться наблюдать за употреблением имён прилагательных в прямом и переносном значении, тренироваться в подборе прилагательных и выяснении их роли в предложении.
Номер материала: ДБ-1254950
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Когда дети начинают шутить
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русскому языку на тему «Употребление прилагательных в прямом и переносном значении» (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПРИЁМ «ЗХУ» ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ
Повторение об имени прилагательном. 1. Что такое имя прилагательное? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Как оно изменяется? 4.В каком числе изменяется по родам? 5.С какой частью речи связано? 6.Как определить число, род и падеж имени прилагательного?
ябл …ко А О о Молодцы!
Тема урока: «Употребление имён прилагательных в прямом и переносном значении».
Посмотрите, правильно ли ученик понимает значения этих слов? Какие он допустил ошибки и почему?
ПЫЛАЮЩИЕ ЩЕКИ СВЕТЯЩАЯСЯ УЛЫБКА ЗАКОВАННАЯ ВОДА
Он перепутал прямое и переносное значение слова
ПРЯМОЕ прямо указывает на предмет, действие, явление седая голова волчий хвост ПЕРЕНОСНОЕ переносит прямое значение слова на другой предмет седая зима волчий аппетит ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Таким образом, перенос значения слова служит для создания образной и выразительной речи. На основе переносного значения слов создаются: ЭПИТЕТЫ (холодный взгляд)
Переносное значение: Прямое значение: золотая зорька золотая монета горячее желание горячая вода тяжелое чувство тяжелая сумка сердитая зима сердитая соседка сонные березки сонная девочка шелковые косы шелковые нити душистая весна душистый мед Подберите заголовок к каждому столбику. Придумайте 2 предложения, используя словосочетания из каждого столбика.
СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАТЕМ ПРИДУМАЙТЕ ПРИМЕР С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
Работа с учебником страница 199 упражнение №410 упражнение № 411- письменно
ИГРА «Собери словосочетания»
ПРИЁМ «ЗХУ» ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация к уроку русского языка в 3 классе на тему: «Прямое и переносное значение имен прилагательных»
Краткосрочный план
Класс 3 «а»
Предмет
Русского языка
Урок 1
Тема урока:
Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.
Цель:
Обогащать словарный запас, раскрывая смысл фразеологических оборотов и умение употреблять их в речи.
Задачи урока:
1.Формировать знания о прямом и переносном значении имён прилагательных; умение находить и различать их в тексте и правильно употреблять в речи.
2. Развивать речь, орфографическую зоркость, логическое мышление, умение доказывать правильность выбора своего решения, используя изученные правила; навыки группового взаимодействия: взаимопроверка, ОдО
4.Воспитывать внимательность, культуру общения в группах, любознательность.
Результат обучения: (А,Б,В)
А: умеют точно раскрывать смысл фразеологических оборотов, самостоятельно составлять предложения с именами прилагательными в прямом и переносном значении; сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения, вести продуктивный диалог.
Б: могут распознать в тексте имена прилагательные в прямом и переносном значении; умеют самостоятельно классифицировать их по группам, делают выводы
В: знают и понимают, как составить словосочетания на основе прямого значения в переносном значении по аналогии, умеют записывать, читать, сравнивать их между собой.
Вид деятельности (краткий ход урока с указанием подходов и времени)
Действия учителя
Действия ученика
Вводная часть:
3 мин.
Использование ИКТ
1.Организует, активизирует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой
Учитель создаёт «Круг радости»
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка земля,
Здравствуйте, мой друзья!
2.формирует на группы по признакам весны. Раздаёт индивидуальные карточки с учётом качественных прилагательных из стихотворения. Учитывает попадания в каждую группу учеников А,Б,В.
1.Дети читают стихотворение(слайд №1),
проверяют готовность к уроку,
настраиваются на продуктивную работу и групповое взаимодействие.
2.По строчкам из четверостишия
Дети составляют правила в группах.
Основная часть
1.Погружение в тему. (5 мин)
Коллективная работа.
Приём КМ «ЗХУ»
Использование ИКТ.
ОдО Выработать критерии успешности.(2мин)
(слайд №3)
Задание №1 ОдО
ДО «Поймай вопрос» работа в группах (слайд №4)
ОО по баллам (тесты)
ВО Разноуровневые задания
ОдО приём «Сверь с образцом» (слайды № 5-11)
2.Работа по теме урока. (отработка практических навыков)
Работа с рисункам
(слайд № 14-17)
ОДО«Светофор»
3. Проверка понимания.
Работа в тетрадях.
ВО приём «разноуровневые задания»
4.Закрепление пройденного.
НПО, КМ
Приём «Групповая дискуссия»
ОдО взаимооценивание
Работа с учебником.
(слайд № 20)
ОдО «Светофор»,
НПО, КМ
Приём «Групповая дискуссия»
ДО, КМ
Приём «Групповая дискуссия»
ОдО «Светофор»,
взаимооценивание.
Приём «Сформулируй, потом отвечай»
ОдО «Светофор»,
взаимооценивание
1. Актуализация знаний.
Формулировка темы, задач урока.
-Ребята, какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков?
-Назовите прилагательные, которые есть в этом четверостишие.
— Что вы можете сказать о них?
-Вам понятен смысл двух прилагательных?
Представляет таблицу «ЗХУ».
А цель нашего путешествия научиться употреблять и различать имена прилагательные в прямом и переносном значении.(слайд №2)
Учитель предлагает учащимся выработать критерии успешности.
Провести на всех этапах урока взаимооценку групп. Используя рефлексивную таблицу с символами каждой группы (На постере клеют цветы.
Желтый – неполный ответ
Красный – слабый ответ )
-Что такое имя прилагательное?
-На какие вопросы отвечает?
-Как оно изменяется?
-В каком числе изменяется по родам?
-С какой частью речи связано?
-Как определить число, род и падеж имени прилагательного?
«групповая дуэль»
3.Словарная работа
4. Диалог учителя с учениками по проблемному вопросу:
-Посмотрите, правильно ли ученик понимает значения этих слов?
Какие он допустил ошибки и почему?
— Подберите заголовок к каждому столбику.
-Придумайте 2 предложения, используя словосочетания из каждого столбика.
-Разберите по составу.
Писатели и поэты, создавая свои произведения, ищут неожиданные и более точные переносные значения. Попробуйте найти их в тексте.
Работа в группах:
I группа
1.Упр. № 411 стр. 180
Составьте словосочетания со словами в переносном значении:
Волчий хвост – волчий……………….
Золотое перстень- ………………..
2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?
3.Найдите в тексте прилагательные с переносным значением, которое передает чувство автора к изображаемому предмету и является образным определением. Подчеркните их.- Упр.410 стр.179
Вспомните, как они называются?
Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вокруг них шелестят камыши.
II группа
1. Упр. № 411 стр. 180
Составьте словосочетания со словами в переносном значении:
Холодный день- холодный…………
Медвежья шкура – медвежья ………
2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?
3. Найдите в тексте примеры, когда неодушевленные предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью…
Вспомните, как они называются?
Упр.410 стр.179
Тропами потаенными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
III группа
1. Упр. № 411 стр. 180
Составьте словосочетания в переносном значении:
Светлая кофта-…………
Хрупкая ваза – хрупкая ……………
2. Чем отличаются словосочетания с прямым значением от словосочетаний с переносным значением?
3.Найдите в тексте слова, которые употребляются в переносном значении. Это средство очень близко к скрытому сравнению. А знаете, как оно называется? Запишите.
Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков.
I V группа
Работа со словарём Ожегова.
Интересно, что некоторые слова имеют очень много значений, например:
Золотой— 7 значений
Как вы думаете, откуда же берется несколько значений у одного и того же слова?
Вывод: Таким образом, перенос значения слова служит для создания образной и выразительной речи. На основе переносного значения слов создаются:
— метафора (костер рябины красной)
— олицетворение (запела капель)
— эпитет (холодный взгляд)
1. Работа в тетради Записывают число, классная работа;
Прописывают образцы букв и элементов.
-цвет чистого неба, а вот почему «золотое», а не желтое?
Дети заполняют 1 и 2 колонки «ЗХУ»: что вы знаете о прилагательном, и что хотите узнать.
и читают тему урока.
Дети составляют критерии оценивания и заполняют таблицу:
1.Точность и ясность ответов
2. Слаженность в работе.
4. Регламент выступления
2.А: Не участвуют в опросе, выполняют индивидуальное задание по карточкам –тесты. (ОО)
Б и В:участвуют в устном опросе.
3.А: составляют предложения
Б: составляют словосочетания
и В:списывают, вставляют буквы, ставят ударение.
Б и В: разбор картинок, их анализ.
А: синтезируют все ответы и делают вывод.
Все: на экране читают общее правило о правильном употреблении имён прилагательных.
А: выписывают прилагательные и разбирают по частям
Б: составляют предложения
В: подбирают заголовки к каждому столбику слов.
Ребята записывают словосочетания со словами в переносном значении: в той же последовательности что и на карточках, подают сигнал об окончании работы, коллективная проверка
В: могут воспользоваться помощью членов группы.
Учителя с помощью сигнала светофора.
А,Б: оказывают помощь. Взаимопроверку.
Волчий аппетит
Золотой характер
Крепкий орешек
Эпитеты
В:могут воспользоваться помощью членов группы.учителя с помощью сигнала светофора.
Железная воля
Холодный взгляд
Медвежья услуга
2. Самостоятельная работа
В: могут воспользоваться помощью членов группы, учителя с помощью сигнала светофора.
А.Б: Самостоятельно составляют вывод по теме
Олицетворение
В: могут воспользоваться помощью членов группы. Учителя с помощью сигнала светофора.
Светлая душа
Хрупкая девочка
2. Самостоятельная работа
В: могут воспользоваться помощью членов группы. Учителя с помощью сигнала светофора.
Б: Самостоятельно составляют вывод по теме
Ответы детей: метафора
А: работа со словарём Ожегова. Дети ищут и выписывают несколько значений в переносном значении, перечисляют, анализируют и соотносят эти выражения с прямым значением.
А,Б,В: читают все.
Заключительная часть:
1)приём «Собери выражения»
2)ОдО «ЗХУ»
4)Рефлексия. Приём «Цветочная поляна»
1)- Распредели полоски со словами по двум коробкам словосочетания в прямом и переносном значении
2)Заполнение третьей колонки таблицы.
3) Сумативное оценивание учителя (по ходу урока).
4) Красные цветы – очень уверен
Зелёные цветы – не уверен.
Заполняют третью колонку таблицы «ЗХУ»
Ресурсы:
§ Экран «Критерии успешности»
§ Эмблемы с рисунками
§ карточки-со словами в прямом и переносном значении.
§ образцы для самопроверки, светофоры.
§ Презентация по теме
§ рефлексия- плакат «Цветочная поляна»
§ коробочки со словами –прямое и переносное значение