что значит призрел господь

Почему Бог не принял дар Каина?

Признаюсь, знакомясь с Библией, и этой историей, мне было жалко Каина. Возможно не мне одной. Приходилось мириться с «произволом» Бога, принимая на веру, что так правильно, либо пополнять ряды возмущённых Божьей несправедливостью, понимая, что раз Бог так поступает, то кому же жаловаться…

Я уже делала несколько попыток понять эту ситуацию и отношение Бога к братьям, попробую ещё раз, тем более, что в каждом библейском эпизоде можно найти много смыслов.

Итак, Каин был земледельцем, а Авель пастухом. У Каина дары от земли, а у Авеля от стада. Что плохого в дарах земли, т.к. Бог повелел заботится о земле, т.е. именно так я понимала повеление Бога возделывать и хранить Эдемский сад:

« И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»(Быт.2:15).

Логично было так думать, т.к. повеление даётся после описания Эдемского сада с его насаждениями. А что ещё можно делать с садом?

Возделывать(обрабатывать в подстрочном пер.)

2038
ergazomai
работать, трудиться, производить, вырабатывать, делать, творить, совершать, зарабатывать, наживать (трудом).

хранить
5442
fulassv
1. сторожить, стеречь;
2. хранить, сохранять, беречь;
3. соблюдать;

Это не обязательно работа на грядках: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы работать в нём, творить, и сохранять(беречь, сторожить) его».

А чего хотел Бог от людей изначально? Чем заповедал заниматься:

« И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле»(Быт.1:26).

владычествуют(управляют в подстрочном пер.)
757
arxv
начальствовать, править, управлять, властвовать.

Словарное определение:
1) Начинать;
2) идти впереди, вести ;
3) служить началом, быть причиной ;
4) править, управлять, властвовать, предводительствовать, начальствовать, командовать;
5) быть архонтом.

Делаем смысловой перевод: «… управляют, властвуют, начальствуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле, ведут их за собой».

Нет ничего напоминающего земледелие, а вот под обязанности пастуха очень подходит. Т.к. требуется владычествовать над животными, в том числе скотом, то Авель этим и занимался. А Каин, получается, сам себе выбрал занятие.

Можно вспомнить напутствие-пророчество, данное Богом Адаму после грехопадения:

« Адаму же сказал… проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
в поте лица твоего будешь есть хлеб…»(Быт.3:17-19)

Семья Адама после грехопадения вынуждена была покинуть Эдем и поселиться на обычной земле, которая подверглась проклятию. Дети у Адама родились уже после этих событий. Но как говорится в напутствии-пророчестве, ничего достойного для подношения Богу на проклятой земле уже не вырастет, а только тернии и волчцы. Даже хлеб будет очень трудно получить. Вряд ли здесь говорится только о плодородии земли, потому что до сих пор есть места настолько благоприятные для земледелия, что, чтобы не воткнули – само растёт. Но хлеб является необходимым продуктом для духовного развития человека. А этот «хлеб» не растёт на земле, и Каин не мог его «вырастить»:

«Я есмь хлеб, сшедший с небес… Я есмь хлеб жизни… хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет»(Иоанн.6:41,48,50).

А понятие «земля» в системе библейских образов равнозначна злу, ветхой человеческой природе, поэтому не удивительно, что дары Каина-земледельца Богу не могли быть угодны. Земледелие – это деградация, а земледелец – деградант, дегенерат, вырожденец.

Что значит, например, «деградант»?

Этот термин был заимствован из латинского языка «degradatio», и переводится, как «упадок», «уменьшение», «ухудшение», «вырождение», то есть уже по переводу можно понять, что в этом нет ничего хорошего. Снижение, уменьшение, вырождение мыслительных способностей, упадок внутреннего состояния, изменение поведения в худшую сторону. Всё это и было представлено в Каине и подтверждает его деградацию. Вот такие плоды он получил от «земли».

Хочу привести цитату, которую я прочитала в одной статье. Правда, речь была несколько о другом, но очень живописует Каинов-деградантов, что и подвигло меня написать эту тему:

«Мы все глубже сползаем в тупую, злобно мычающую архаику, пробиваем пласты цивилизации в обратном направлении, от сложного к примитивному, к корням и почве, и с радостью самодовольного дурачья несем в сердце в качестве героя образ совершенного троглодита Данилы Багрова» Дмитрий Губин, журналист

Но всё же Каин стал земледельцем, а Авель пастырем овец. Но как в отношении Каина понятие «земля» выходит за рамки обычной земли, так, и Авель, вряд ли мог довольствоваться лишь обычным пастушеским занятием.

Но можно сказать, что Авель выбрал стезю, заповеданную Богом, добился результатов, и поднёс их Богу. Бог был доволен деятельностью Авеля и его дарами. Авеля характеризует прогресс во внутреннем состоянии, в качестве мышления, и, конечно, в благочестии.

Два брата – разные жизненных пути, различные плоды.

Источник

Толкование на Бытие 4:4

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Бытие 4:4 / Быт 4:4

Андрей Критский

Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго.

Источник: Великий канон, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста. Песнь 1.

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его

Не так легко показать происхождение жертвы, вземлемой от первородных и от тука их, вместо которых пастырь мог бы также принести волну и млеко. Правило разума, повелевающее воздавать Богу видимое почтение приношением того, что для нас есть самое любезное, напрасно приемлется некоторыми за первоначальный закон жертвоприношений. Ибо если по сему правилу приносятся в жертву любимые животные, для чего непозволительно по сему же правилу приносить любимых детей? Для чего кровавые жертвы не приносятся и ныне? Для чего сами израильтяне обязаны были приносить жертву на одном, избранном от Бога месте? Притом всегда было справедливо и по разуму известно самым язычникам, что Богу не угодно всесожжение, что жертва Богу дух сокрушенный (Пс. 50:18−19). Посему приличнее положить, что Авель научился приношению в жертву первородных от Адама, Адам — от Бога, а Бог явил в них Агнца закланного от основания мира (Откр. 13:8) и вместе образ того, как человеки должны представлять тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим. 12:1). Приношение первородных в особенности образует Искупителя, потому что Он есть первородный пред всею тварью (Кол. 1:15) по вечному бытию; первородный между многими братиями (Рим. 8:29) как образ прочих и первый естественный всеобщий наследник благ духовных; первородный из мертвых (Кол. 1:18) по славному своему воскресению. Тук, как вещество удобовоспламеняемое, в жертвоприношении знаменует ревность, с каковою Сын Божий приносит Себя в жертву за человеков, и вместе сердечное расположение верующего, воспламеняемого любовью и Духом Святым.

…Действие, которым Бог призрел на Авеля и на дар его, долженствовало быть чудесное, дабы сей мог быть уверен, что оно точно происходит от Бога. Нередко Бог свидетельствовал свое благоволение о жертвах ниспосланием огня, как то случилось при установлении священства (Лев. 9:24), при воззвании Гедеона к избавлению Израиля (Суд. 6:21), по явлении Давиду Ангела погубляющаго, (1 Пар. 21:26), при освящении храма Соломонова (2 Пар. 7:1), при состязании пророка Илии со жрецами Ваала (3 Цар. 18:38). Догадываются, что сие же знамение дано было Авелю; и Феодотион в своем переводе вместо слова призрел поставил воспламенил. На сие также знамение указывает, по—видимому, Псалмопевец в словах помянет всякую жертву твою, и всесожжение твое испепелит (Пс. 19:4).

…Авель приносит Богу жертву, без сравнения приятнейшую, нежели Каинова, — Иисус приносит жертву крестную, единую достойную Бога и упраздняющую собою все жертвы обрядовые.

Источник: Толкование на Книгу Бытия.

Иероним Стридонский (

Ст. 4−5 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

Откуда мог знать Каин, что Бог принял дары брата, а его дары отверг? Не верно ли то объяснение, которое предложил Феодотион? «И ниспослал Господь огонь в сторону Авеля, на его жертву, а в сторону Каина и его жертвы не ниспослал огня». В те времена часто сходил огонь с неба для потребления жертвы. Мы читаем, что это происходило и при освящении храма Соломоном, и когда Илия соорудил алтарь на горе Кармил (2 Пар. 7:1; 3 Цар. 18:38).

Источник: Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 4−5 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

«И призрел Господь на Авеля… а на Каина и на дар его не призрел…» Различные по своему достоинству, характеру и особенно по внутреннему расположению (настроению) приносившего, жертвы двух братьев сопровождались совершенно различным успехом: Господь «призрел» на жертву Авеля, т. е., как толкует это Иоанн Златоуст, «принял, похвалил намерение, увенчал расположение, был, так сказать, доволен тем, что совершено…»

И в другом месте тот же знаменитый толкователь говорит: «так как Авель принес с надлежащим расположением и от искреннего сердца, то «призрел», сказано, Бог, т. е. принял, одобрил, похвалил… Безрассудство же Каина отвергнул» (Иоанн Златоуст).

Такое же освещение этого факта дается и Апостолом Павлом (Евр. 11:4), которой говорит, что жертва Авеля была полнее (πλειονα), совершеннее жертвы Каина, т. е. больше отвечала основной идее жертвы, так как была проникнута живой и действенной верой, под которой, прежде всего, разумеется вера в обетованного Мессию. Жертва же Каина, в противоположность этому, носила в себе дух гордости, тщеславия, высокомерия и внешней обрядности, создавшей вполне понятные препятствия ее успеху. Так как, судя по контексту, различный успех этих жертв стал известен и самим приносившим их, то несомненно, что вышеозначенное божественное отношение к ним было выражено Каином очевидным, внешним знаком. Основываясь на подходящих сюда библейских аналогиях, думают, что таким знамением были или небесный огонь, устремившийся на принятую жертву, или высокий столб, восходивший от нее к самым небесам (Лев. 9:24; Суд. 6:21; 1 Пар. 21:26; 3 Цар. 18:38 и др.).

«Каин сильно огорчился, и поникло лице его…» Всего точнее мысль еврейского текста передает латинский перевод, где вместо «огорчился» стоит iratus — «разгневался»; именно «разгневался и на брата младшего, перед ним предпочтенного Богом, и на самого Бога, как будто Он нанес ему обиду, явив знамение Своего благоволения не ему, а его брату» (Виссарион).

«И поникло лице его», т. е. черты лица его, под влиянием зависти и злобы, приобрели угрюмое и мрачное выражение. Не печаль, не покаянные чувства или сердечная скорбь о грехе омрачили лицо Каина, а дух беспокойной зависти и глухой затаенной вражды к предпочтенному брату.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Быт. 4:4

Свт. Иоанн Златоуст

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его

Свт. Григорий Нисский

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его

Свт. Кирилл Александрийский

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его

Свт. Андрей Критский

Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго.

Великий канон, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста. Песнь 1.

Свт. Филарет (Дроздов)

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его

Не так легко показать происхождение жертвы, вземлемой от первородных и от тука их, вместо которых пастырь мог бы также принести волну и млеко. Правило разума, повелевающее воздавать Богу видимое почтение приношением того, что для нас есть самое любезное, напрасно приемлется некоторыми за первоначальный закон жертвоприношений. Ибо если по сему правилу приносятся в жертву любимые животные, для чего непозволительно по сему же правилу приносить любимых детей? Для чего кровавые жертвы не приносятся и ныне? Для чего сами израильтяне обязаны были приносить жертву на одном, избранном от Бога месте? Притом всегда было справедливо и по разуму известно самым язычникам, что Богу не угодно всесожжение, что жертва Богу дух сокрушенный (Пс. 50:18-19). Посему приличнее положить, что Авель научился приношению в жертву первородных от Адама, Адам — от Бога, а Бог явил в них Агнца закланного от основания мира (Откр. 13:8) и вместе образ того, как человеки должны представлять тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим. 12:1). Приношение первородных в особенности образует Искупителя, потому что Он есть первородный пред всею тварью (Кол. 1:15) по вечному бытию; первородный между многими братиями (Рим. 8:29) как образ прочих и первый естественный всеобщий наследник благ духовных; первородный из мертвых (Кол. 1:18) по славному своему воскресению. Тук, как вещество удобовоспламеняемое, в жертвоприношении знаменует ревность, с каковою Сын Божий приносит Себя в жертву за человеков, и вместе сердечное расположение верующего, воспламеняемого любовью и Духом Святым.

…Действие, которым Бог призрел на Авеля и на дар его, долженствовало быть чудесное, дабы сей мог быть уверен, что оно точно происходит от Бога. Нередко Бог свидетельствовал свое благоволение о жертвах ниспосланием огня, как то случилось при установлении священства (Лев. 9:24), при воззвании Гедеона к избавлению Израиля (Суд. 6:21), по явлении Давиду Ангела погубляющаго, (1 Пар. 21:26), при освящении храма Соломонова (2 Пар. 7:1), при состязании пророка Илии со жрецами Ваала (3 Цар. 18:38). Догадываются, что сие же знамение дано было Авелю; и Феодотион в своем переводе вместо слова призрел поставил воспламенил. На сие также знамение указывает, по–видимому, Псалмопевец в словах помянет всякую жертву твою, и всесожжение твое испепелит (Пс. 19:4).

…Авель приносит Богу жертву, без сравнения приятнейшую, нежели Каинова, — Иисус приносит жертву крестную, единую достойную Бога и упраздняющую собою все жертвы обрядовые.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

и Авель принесе и той от первородных овец своих и от туков их. И призре Бог на Авеля и на дары его

Блаж. Августин

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4-5 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

Откуда мог знать Каин, что Бог принял дары брата, а его дары отверг? Не верно ли то объяснение, которое предложил Феодотион? «И ниспослал Господь огонь в сторону Авеля, на его жертву, а в сторону Каина и его жертвы не ниспослал огня». В те времена часто сходил огонь с неба для потребления жертвы. Мы читаем, что это происходило и при освящении храма Соломоном, и когда Илия соорудил алтарь на горе Кармил (2 Пар. 7:1; 3 Цар. 18:38).

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

и Авель принесе и той от первородных овец своих и от туков их. И призре Бог на Авеля и на дары его

Ориген

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

«И призрел Господь на Авеля… а на Каина и на дар его не призрел…» Различные по своему достоинству, характеру и особенно по внутреннему расположению (настроению) приносившего, жертвы двух братьев сопровождались совершенно различным успехом: Господь «призрел» на жертву Авеля, т. е., как толкует это Иоанн Златоуст, «принял, похвалил намерение, увенчал расположение, был, так сказать, доволен тем, что совершено…»

И в другом месте тот же знаменитый толкователь говорит: «так как Авель принес с надлежащим расположением и от искреннего сердца, то «призрел», сказано, Бог, т. е. принял, одобрил, похвалил… Безрассудство же Каина отвергнул» (Иоанн Златоуст).

Такое же освещение этого факта дается и Апостолом Павлом (Евр. 11:4), которой говорит, что жертва Авеля была полнее (πλειονα), совершеннее жертвы Каина, т. е. больше отвечала основной идее жертвы, так как была проникнута живой и действенной верой, под которой, прежде всего, разумеется вера в обетованного Мессию. Жертва же Каина, в противоположность этому, носила в себе дух гордости, тщеславия, высокомерия и внешней обрядности, создавшей вполне понятные препятствия ее успеху. Так как, судя по контексту, различный успех этих жертв стал известен и самим приносившим их, то несомненно, что вышеозначенное божественное отношение к ним было выражено Каином очевидным, внешним знаком. Основываясь на подходящих сюда библейских аналогиях, думают, что таким знамением были или небесный огонь, устремившийся на принятую жертву, или высокий столб, восходивший от нее к самым небесам (Лев. 9:24; Суд. 6:21; 1 Пар. 21:26; 3 Цар. 18:38 и др.).

«И поникло лице его», т. е. черты лица его, под влиянием зависти и злобы, приобрели угрюмое и мрачное выражение. Не печаль, не покаянные чувства или сердечная скорбь о грехе омрачили лицо Каина, а дух беспокойной зависти и глухой затаенной вражды к предпочтенному брату.

Толковая Библия.

Источник

Тема: почему призрел?

Опции темы

почему призрел?

«..Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призред Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел.»

Почему Господь от Каина принял дар, а от Авеля нет. Что этим хотела сказать библия?

Да я думаю что нам всё не рассказали. кто то просто очень многое имел против длиноносых любопытцев что значит призрел господь. Смотреть фото что значит призрел господь. Смотреть картинку что значит призрел господь. Картинка про что значит призрел господь. Фото что значит призрел господь

Эй, учёные мужи! Дело-то совсем наоборот было. что значит призрел господь. Смотреть фото что значит призрел господь. Смотреть картинку что значит призрел господь. Картинка про что значит призрел господь. Фото что значит призрел господь

. Однако люди исправно продолжали приносить в жертву плоды земли.

. да, но «без пролития крови не бывает прощения» (К Евреям 9:22)

Ох уж мне эти писаки. что значит призрел господь. Смотреть фото что значит призрел господь. Смотреть картинку что значит призрел господь. Картинка про что значит призрел господь. Фото что значит призрел господь

Интересно, а кто-нибудь Авелю и Каину рассказывал, что нужно приносить в дар?
Если да, то Каин нарушил повеление. Так получается? А может они принесли от того, кто чем занимался? Тогда в чем вина Каина?

потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает (Левит 17:11)

и возьмет священник перстом своим крови от жертвы за грех и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь его выльет к подножию жертвенника всесожжения; и весь тук его сожжет на жертвеннике, подобно как тук жертвы мирной, и так очистит его священник от греха его, и прощено будет ему. (Левит 4:25,26)

Евр.11:6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Каин был неверующим. Как это? С Богом общался и был неверующим? Увы, такое возможно. Был же и Валаам таким же.

1Иоан.4:20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

То есть вера Каина, если можно в данном случае говорить о вере, была мертва.

Каков мог быть мотив Каина приносить жертву ОТДЕЛЬНО от брата? Смотрите Ветхий Завет, некоторые жертвы практиковались коллективные. А тут как раз жертва всесожжения (ещё есть пасха). Ной, к примеру, проносил такую жертву за себя и за всех своих. И Авраам с женой. И тут родственники!

Вот и решил Каин «овощи порознь».

Источник

Толкование на Бытие 4:3

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Бытие 4:3 / Быт 4:3

Иоанн Златоуст (

Ст. 3−5 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

«И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Господу». Смотри, как Создатель природы вложил в совесть познание. Кто, скажи мне, привел его (Каина) к этой мысли (о принесении жертвы Богу)? Никто другой, как только познание, положенное в совести. «Принесе, — говорит, — от плодов земли жертву Господу». Он знал и понимал, что надлежит из своего имения приносить (Богу), как Владыке, какой-нибудь плод; не потому, что Бог нуждается в этом, но для того, чтобы, наслаждаясь столь великим благодеянием (Божиим), показать свою признательность. Бог не имеет ни в чем нужды и ничего не требует от нас; но, снисходя к нам, по Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет это (принесение Ему жертв) ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем добродетели. «И Авель принесе и той от первородных овец своих». Не без цели и не напрасно я в самом начале беседы говорил вашей любви, что Господь наш не смотрит на различие лиц, но награждает намерение, испытывая душевное расположение. Так, вот смотри, было и теперь. Поэтому, возлюбленные, тщательно выслушаем сказанное и посмотрим, что Писание повествует о Каине и что об Авеле; не пройдем этого рассказа без внимания, потому что божественное Писание ничего не говорит просто и как случится; каждый слог, каждая даже черта заключает в себе некоторое скрытое сокровище; таково свойство всего духовного. Итак, что говорит Писание? «И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Господу: и Авель принесе и той от первородных овец своих, и от туков их».

Более проницательные уже из самого чтения понимают сказанное. Но так как мы должны заботиться о всех вообще, — потому что духовное учение не знает различия, — то вот яснее раскроем вам эти слова, и для этого снова повторим их. «Каин, — сказано, — принесе от плодов земли жертву Господу», потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: «принесе и той от первородных овец своих и от туков их». Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но «первородных», то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных (принес) самое драгоценнейшее: «и от туков их», сказано, из самого приятного, наилучшего. О Каине ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес «от плодов земли жертву», что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора. Опять говорю и не перестану говорить: Бог принимает наши приношения не потому, что нуждается в них, но потому, что хочет, чтобы и чрез них выражалась наша благодарность. Тому, кто приносит Богу и притом Ему принадлежащее, кто понимает различие природы (божеской и человеческой) и то, что человек удостаивается такой чести, надлежало, по возможности, исполнять свой долг, и приносить Богу драгоценнейшее. Но смотри, возлюбленный: кто отсюда имел средства познать свой долг, тот справедливо наказывается, теряя свое спасение по беспечности. Ведь и тот не имел какого-либо наставника и этот — руководителя и советника, но каждый приступил к такому жертвоприношению по внушению совести и мудрости, свыше данной человеческому роду; но различие в намерениях и беспечность воли были причиною того, что приношение одного было принято, а другого отвергнуто Богом. «И призре Бог на Авеля и на дары его». Смотри, как исполняется здесь сказанное в Евангелии, что «будут первыи последнии, и последнии первыи» (Мф.19:30). Вот и имеющий преимущество по первородству и прежде принесший (жертву) оказался хуже брата, потому что принес не так, как следовало. Когда оба они принесли жертву, «и призре, — говорит божественное Писание, — Бог на Авеля и на дары его». Что значит: «и призре?» Значит: принял, похвалил намерение, увенчал расположение, был, так сказать, доволен тем, что совершено. Мы, если говорим о Боге и осмеливаемся раскрывать уста о бессмертной той Природе, то, будучи людьми, не иначе можем представлять это, как только при помощи языка. Но вот, что (здесь) удивительно: «призре, — говорит, — «Бог на Авеля и на дары его». Принесение овец Писание назвало дарами, потому что принесено было драгоценное, отборное, непорочное. Итак, Бог призрел на Авеля за то, что он сделал приношение с чистым расположением; призрел и на принесенные дары не за то только, что они были чисты, но за то, что во всех отношениях оказывались драгоценными, как по расположению приносящего, так и потому что (овцы) были первородные, и притом избранные, «и от туков их», и из этих самых наилучшие.

«И призре Бог, — сказано, — Авеля и дары его: на Каина же и на жертвы его не внят». Так как Авель принес с надлежащим расположением и от искреннего сердца, то «призре, — сказано, — Бог» — то есть, принял, одобрил, похвалил; принесенное же назвал дарами, чтобы этим почтить расположение принесшего. «На Каина же и на жертвы его не внят». Замечай точность (в словах) Писания. Словом: «не внят» оно показало отвержение принесенного, а названием принесенных плодов земли жертвою внушает нам еще нечто другое. Смотри, в самом деле, как Писание и самыми событиями и словами дает знать, что Господь желает от нас всего этого для того, чтобы наши внутренние расположения обнаруживались в делах наших и мы знали бы, что находимся под владычеством Господа и Творца, Который привел нас из небытия в бытие. Назвав овец дарами, и плоды земные — жертвою, божественное Писание этим научает нас, что Господь ищет не приведения бессловесных и не приношения плодов земных, но только душевного расположения. Поэтому и теперь, в зависимости от расположения, один был принят с даром, а другой по тому же отвергнут с жертвою. Слова же: «призре на Авеля и на дары его: на Каина же и на жертвы его не внят» — будем понимать богоприлично. Этими словами Писание хочет сказать, что Бог сообщил им познание о том, что Он расположением одного был доволен, а безрассудство другого отринул. Это совершено было со стороны Бога; посмотрим, что следует далее. «И опечали, — сказано, — «Каина зело, и испаде лице его». Что значит: «И опечали Каина зело»? Его печаль происходила от двух причин: не только от того, что сам он был отвергнут, но и от того, что принят был дар брата его. «И опечали, — сказано, — Каина зело, и испаде лице его». Что опечалило его? Два эти обстоятельства опечалили его: и то, что Господь не принял его жертвы, и то, что дар брата был благоприятен Ему. Следовало, узнав причину из того, что произошло, исправить погрешность, потому что человеколюбивый Владыка наш не столько отвращается от нас, когда мы согрешим, сколько в таком случае, когда мы коснеем в грехе; но он (Каин) нисколько не заботился об этом (исправлении).

Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 18.

Григорий Нисский (331/5−

Ст. 3−5 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

Помните и о том, что Авель принес Богу жертву от первородных овец своих и от туков их, а Каин — от плодов земли, но не от первых; и что Бог призрел на жертву Авеля, а на дары Каина не призрел. Какая [духовная] польза [для нас заключается] в этом повествовании? Она состоит в понимании того, что Богу благоугодно все, совершаемое со страхом [Божиим] и верою, но ему не угодно совершаемое хотя и расточительно, но без любви.

Источник: О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу

В описании жертвоприношений Каина и Авеля показываются их время, предметы, неодинаковый успех и следствия от сего для Каина.

Случилось в конце года, что Каин принес от плода земли дар Господу.

В конце года. Буквально с еврейского: в конце дней. Если сие выражение должно иметь знаменование определенного времени, что требует понятие о конце, то конец дней есть или конец седмины, то есть день субботний; или конец месяца, то есть новомесячие; или конец жатвы, которому особенно приличествует жертвоприношение от плодов земли; или конец года, то есть новолетие. Вместо слова год, евреи употребляют: лето дней (Быт. 41:1); а вместо сего кратко говорят: дни (Лев. 25:29). Приношение в жертву плодов земли могло быть действием благодарности за благословение Божие, в их изобилии ниспосланное. Разные виды сея жертвы описаны в книге Левит (Лев. 2:1−16), но жертва Каина, так же как и Авеля, вероятно, была всесожжение, яко род жертвоприношения простейший в обрядах, древнейший и всеобщий в употреблении.

Источник: Толкование на Книгу Бытия.

Ефрем Сирин (

Ст. 3−4 И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Богу: и Авель принесе и той от первородных овец своих и от туков их. И призре Бог на Авеля и на дары его

И бысть… принесе Каин от плодов земли жертву Богу, и Авель принесе… от первородных овец своих и от туков их. Авель принес жертву по выбору, а Каин — без выбора. Авель избрал и принес первородных и туки, Каин же принес или класы (колосья), или вместе с класами и плоды, бывшие в то время. Хотя жертва его была скуднее жертвы брата, но если бы он принес не с небрежением, то и его жертва была бы угодна, как и жертва брата его. Но поскольку когда вместе принесли они в жертву: один — овец из стад своих, а другой — плоды земные, то Каин уже в самом начале жертвоприношения показал свое небрежение, и Бог не восхотел приять от него жертвы, чтобы научить его, как должно приносить ее. У Каина были волы и тельцы, не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал этого, хотя было то удобно (возможно), не позаботился о класах добрых или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения. И поскольку с небрежением принес он жертву, то Бог отверг ее, чтобы Каин не подумал, что Богу неизвестно его небрежение, или что Ему дары приятнее самих приносящих. Бог отверг жертву Каина и за то, что было им сделано, и за то, что готов он был сделать, потому что Каин был и родителям непокорен, и к брату жесток, и пред Богом неблагоговеен. Итак, жертва Авелева была принята по усердию Авеля, и Каинова отринута по небрежению Каина.

Источник: Толкование на Книгу Бытия.

Августин (354−430)

Ст. 3−5 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

Говорят, христиане осуждают священные обряды, жертвоприношения, всесожжения и прочее, что совершается при богослужении в храмах, хотя это самое богослужение было установлено ими или почитаемым ими Богом еще в первоначальные времена, когда было решено, что Бог нуждается в приношении первин. На это надлежит ответить так. Поскольку данный вопрос возникает в связи с тем местом нашего Писания, где сказано, что Каин принес дар Богу от плодов земли, Авель же — первородных от овец, то следует сделать вывод, что жертвоприношение — древнее установление. Причем истинное и священное Писание убеждает нас, что приносить жертвы следует только единому истинному Богу. Однако Бог не нуждается в этих жертвах, ибо в том же Писании прямо утверждается: Я сказал Господу: ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны (Пс 15:2). Принимая или отвергая жертвы, Бог лишь подает тем самым совет человеку. Таким образом, наше богослужение приносит пользу не Богу, но нам самим.

Виссарион (Нечаев) (1822−1905)

Ст. 3−5 И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Богу: и Авель принесе и той от первородных овец своих и от туков их. И призре Бог на Авеля и на дары его: на Каина же и на жертвы его не внят

«И бысть по днех». Указание на время неопределенно, но, вероятно, бытописатель хотел сказать, что Каин и Авель стали приносить жертвы, когда уже возмужали и вступили во владение собственностью, которой свободно могли рас­полагать. Приносить жертвы было издревле правом и обя­занностью отца или главы семейства. Каин и Авель могли сделаться таковыми еще при жизни Адама [как например Иаков при жизни Исаака], который, удерживая верховную власть над ними, мог каждому из них дать часть своего имущества в полновластное их распоряжение, дозволить им жить отдельно от себя, и совершать жертвоприношения.

Жертвы Каина и Авеля — первые из упоминаемых в Библии. Это не значит, однако, что дотоле не было жер­твоприношений. Первая жертва, вероятно, принесена была еще в раю. Догадываются, что кожаные ризы, в которые Бог облек Адама и жену его, сделаны были из кожи живот­ного, принесенного в жертву. Сами ли люди придумали угождать Богу жертвы имеют божественное происхождение. О жертве Авеля Апостол сказал, что он «верою множайшую жертву принесе паче Каина» (Евр. 11:4). Но «вера, — сказал тот же апостол, — от слуха (от слуша­ния), слух же глаголом Божиим [от слова Божия]» (Рим. 10:17). Следственно слово Божие, или заповедь Божия, было основанием для жертвоприношений, и Авель был только исполнителем этой заповеди, усвоив ее с верою. С какою целию установлены Богом жертвы? Без сомне­ния, Сам Бог в них не нуждался, ибо все Ему принадлежит. Жертвы должны были свидетельствовать о зависимости приносящих оные от Бога. Принося в жертву Богу дары благости Его, люди чрез сие должны были исповедывать и свою благодарность к Нему за Его дары, и также свое желание и надежду пользоваться вперед Его милостями. Кроме того, жертвы кровавые имели связь с грехом чело­века. Грех навлек на грешника гнев Божий, соделал его достойным вечного осуждения и проклятия от Бога. Кро­вавые жертвы установлены Богом для умилостивления Его, для утоления Его гнева. «Я дал ее [кровь] вам на жертвен­ник, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очи­щает» (Лев. 17:11). Но каким образом кровь животного может очищать душу? Сама по себе кровь, конечно, не имеет этой силы. «Невозможно, чтобы кровь козлов и тельцев уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Для сей цели может довлеть только Кровь Богочеловека. Правосудный Бог, оскорбленный грехом человека, мог быть умилостивлен только Кровию Безгрешного и Невинного, каковым был один Богочеловек. Кровь Его пролита была во времени, но очистительная сила ее простирается на все времена. Он есть «Агнец Божий, закланный от сложения мира» (Откр. 13:8), по предвечному совету Божию. Он есть Вечный Первосвя­щенник (Пс. 109:4; Евр. 7:21), жертва Которого от вечности ходатайствовала пред правосудием Божиим за всех людей, как тех, которые принадлежат к новозаветной Церкви, так и чад Церкви ветхозаветной, с верою ожидавших Его при­шествия. Вера сия во времена ветхозаветные поддерживае­ма была не только многоразличными обетованиями и про­рочествами о Христе, но вместе кровавыми жертвами. В них Господь предварительно явил жертву, имевшую неког­да принестися на Крестном Жертвеннике. Животные пото­му и были приносимы в жертву, что кровь их, как неповин­ных в грехе человека, прообразовательно указывала на Кровь невинного и святейшего Богочеловека. Не усомним­ся сказать, что ветхозаветные жертвы были не только прообразованием искупления, но и средством к низведению благодати Христовой в души тех, которые, принося жер­твы, верою прозревали в грядущее искупление, и сердцем сокрушенным и смиренным жаждали его. Только под этим условием жертвенная кровь бессловесных могла «очищать душу». «И призре Господь на Авеля и на дары его: на Каина же и на жертву его не внят». Каким образом можно было узнать, что одна жертва благоволительно принята Богом, а другая не принята? Нередко Бог свидетельствовал свое благоволение к жертвам ниспосланием огня на них. Так Он ниспослал огонь на жертву Аарона (Лев. 9:24), на жертвы Гедеона (Суд. 6:21), Давида (1 Пар. 21:26), пророка Илии (3 Цар. 18:38). Догадываются, что сие же знамение дано было Авелю. Причина предпочтения жертвы Авелевой пред Каиновой заключалась не в том, что один принес жертву кровавую, другой бескровную, — эта разность была следствием их неодинаковых занятий, каждый приносил жертву от плодов своих трудов, — а, главным образом, в душевном расположении принесших. «Верою, — говорит Апостол, — Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евр. 11:4); то есть причиною того, что жертва Авеля была угоднее Богу Каиновой, была сердечная его предан­ность Богу, основанная на вере в непреложность Его обетований, и на убеждении, что Ему, как Высочайшему Духу, подобает больше духовное поклонение, чем обрядовое. В Каине же не было этих духовных расположений: принося Богу жертву, он совершал один обряд и не возносился к Богу умом и сердцем. Он думал, что обязанности его к Богу состоят только в исполнении одного обряда. Разность ду­ховных расположений обоих братьев сказалась в самом выборе жертв. Авель, по сердечному усердию к Богу, при­нес Ему в жертв самых лучших животных из своего стада, таких, какими каждый хозяин преимущественно дорожит, то есть первородных и хорошо откормленных [тучных]. О Каине же не говорится, что он выбрал в жертву лучшие из плодов земных. По всей вероятности и по качеству, и по количеству они были незначительны. «Сойдут с рук и эти, — рассуждал он. — Зачем даром пропадать отборным плодам? Лучше они останутся в мою пользу. Бог ведь не станет их употреблять в пищу». Рассуждение, весьма по­хожее на речь Иуды о бесплодной трате драгоценного мира на помазание ног Иисуса Христа.

Источник: Толкование на паремии из книги Бытия.

Ориген (

Ст. 3−5 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

Источник: О молитве.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу

Жертвоприношение первых сыновей Адама

«Спустя несколько времени…» Так переводит наш русский текст хронологическое указание текста еврейского, которое дословно означает: «в конце дней». Проникая в мысль библейского автора, экзегеты различно определяют тот период времени, в конце которого произошло описываемое событие: одни думают, что здесь имеется в виду «год» (точнее — «время новолетия»), другие видят указание на конец месяца, или окончание недели, именно на «субботу», в частности, — на установление «богослужебных времен», освящавшихся принесением жертвы.

«Каин принес от плодов земли»«Авель от первородных стада своего и от тука». Хотя значение этих жертв определялось, по толкованию Апостола Павла, не достоинством приносимого, а внутренним расположением приносившего (Евр. 11:4), однако, поскольку все внутреннее находит соответственное выражение и вовне, не без значения, разумеется, оставались и самые дары. Святой Иоанн Златоуст по этому поводу замечает: «Более проницательные умы уже из самого чтения понимают сказанное… Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое намерение Авеля и то, что он принес не просто от овец, но от «первородных», т. е. дорогих, отборных: далее — что от этих отборных самое драгоценнейшее: и «от туков» сказано, т. е. из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *