что значит проанализировать стихотворение
План анализа стихотворения по литературе
Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.
Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении
План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
Пример анализа стихотворения по плану
1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».
2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.
Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.
3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.
4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.
Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.
7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:
В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.
Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Анализ стихотворения
1. Вступление (небольшое, лучше лирическое, настраивающее на восприятие).
2. История создания (если знакома)
3. Общая часть (тема, композиция, настроение)
4. Анализ по частям (от строфы к строфе)
При анализе частей должно быть отражено:
(обязательно должен звучать текст)
5. Особенности ритма, рифмы, размер. как это влияет на настроение, на развитие темы?
6. Каким вам представляется лирический герой стихотворения?
7. Основная мысль стихотворения (зачем автор его написал? что хотел сказать? чем поделиться?)
1. Прочитайте стихотворение.
2. О чем оно? (определите тему)
3. Перечитайте 1 строфу. Какой образ в ней создается?
В тумане моря голубом.
Мы легко представляем себе парус (корабль) в голубом тумане моря.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Вопросительные предложения передают размышления лирического героя о паруснике.
4. Какими средствами и приемами выразительности создается картина? Какова роль средств выразительности?
Таким же образом анализируем каждую строфу.
5. Определить размер стихотворения, особенности ритма, рифмы.
6. Каковы особенности звукописи? (если есть)
7. Чем интересна лексика? (возможно, устаревшие слова, разговорные конструкции и т.д.)
8. Каким вы представляете лирического героя стихотворения? Похож ли он на автора?
9. Соберите анализ в единое целое. Что хотел сказать автор этим стихотворением?
Кто из нас не знает знаменитые пушкинские строки: «Мороз и солнце; день чудесный!» Мы вспоминаем их, когда выходим зимним утром из дома и видим чудесную картину, которая умещается в два слова: «мороз»… и «солнце». И кажется, что даже добавлять ничего не надо. Именно с этих слов начинается знаменитое стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Конечно, это стихотворение о природе, о радости жизни, об ощущении счастья.
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Высокая лексика (негой, взоры, явись), яркие метафоры (северной Авроры, звездою севера) помогают поэту выразить те торжественные чувства, которые рождаются в его душе.
А ведь еще вчера все было совсем по-другому. Об этом вторая строфа:
Вечор, ты помнишь, вьюга, злилась
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
Но это было вчера, а сегодня:
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Но вот он отходит от окна и видит, что и комната преобразилась: теперь она «озарена янтарным блеском» а значит, солнце проникло и сюда. Даже печь начинает трещать «веселым треском», радуясь прекрасному утру. И желание прогуляться («не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?») кажется абсолютно естественным.
И последняя часть стихотворения передает ощущения полного счастья, когда герой вместе со своей возлюбленной садятся в сани и наслаждаются красотой природы, быстрым бегом нетерпеливого коня и конечно, обществом друг друга. И то, что вчера казалось пустым и грустным, сегодня воспринимается совсем по-другому. И даже вынужденное заточение (а мы знаем, что стихотворение написано в Михайловском, куда Пушкин был сослан, поэтому мы и слышим легкую грусть в голосе поэта) кажется не таким страшным, даже «милым». Стихотворение удивительно легкое и светлое. Четырехстопный ямб, чередование мужской и женской рифм, простота изобразительно-выразительных средств создают ощущение естественности и простоты. Каждая строка проникнута теплотой. Мы чувствуем настроение полной гармонии. Великолепная природа, любимый человек, простые радости – а что еще нужно человеку для счастья?
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Чудесное мгновение первой встречи… Как можно его забыть? Оно остается в памяти на долгие годы и согревает душу человека в дня тяжелых невзгод и светлых переживаний. Стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» именно об этом – встречах с возлюбленной, которые дали толчок вдохновению поэта, заставили его сердце биться чаще, ведь любить – значит жить.
Стихотворение имеет лирический сюжет: в нем в поэтической форме поэт запечатлел историю своих чувств, вызванных реальными встречами с Анной Петровной Керн.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты…
Так начинается знаменитое стихотворение, и мы как будто наяву видим первую встречу поэта с Анной в Петербурге в 1818 году. Пушкину девятнадцать лет, он недавно закончил лицей, с восторгом принимал участие в светской жизни города на Неве. И на одном из балов он встретился с ней и был пленен красотой настолько, что и сейчас называет ее «гений чистой красоты» (хотя известно, что Анна Керн не была столько красива). Встреча с ней стала своеобразной точкой отсчета «в томленьях грусти безнадежной» большого города и «в тревогах шумной суеты». Он навсегда запомнил ее «нежный голос» (она действительно в тот вечер много пела) и «милые черты».
Но… грезам юного поэта, мечтавшего о любви, не суждено было сбыться: Анна Керн была замужем за немолодым генералом, а значит, несвободна. «Шли годы», и образ возлюбленной стал забываться, стираться из памяти, тем более, если мы вновь вспомним биографию Пушкина, в этом же году он был отправлен в ссылку, и «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». После Кавказа была ссылка в Михайловское, где поэт оказался совсем один, только няня Арина Родионовна разделила с ним «глушь» и «мрак заточения» (обратим внимание, как меняется характер метафор, когда поэт говорит о ссылке в родовое имение Пушкиных). В тот момент, когда поэт писал это стихотворение, ему казалось, что в его жизни не было ничего, и он остался «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви». Короткое слово «без» безжалостно зачеркивает все, что могло наполнить смыслом жизнь в одиночестве.
Но вот снова появилась Она:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И вновь сравнения заставляют нас вспомнить первую встречу в Петербурге, но сейчас ощущения те же. Пушкин встретился с ней в имении соседей Осиповых (недалеко от Михайловского), где поэт часто бывал. И он снова был ошеломлен ее образом, возникшим из памяти. И любовь возвращается, и вот уже «сердце бьется в упоенье» снова. И снова воскресает сам поэт к жизни:
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Любовь рождает вдохновение, сердце диктует эти строки. Поэту удалось выразить гармонию чувств в гармонии строк.
К слову, четырехстопный ямб делает лирическое повествование плавным, но динамичным, а женская рифма как будто открывает сердце поэта для возможности заглянуть в него и увидеть настоящую любовь.
Может быть, именно поэтому стихотворение до сих пор волнует и наши сердца?
Как делать анализ стихотворения
Всего получено оценок: 291.
Всего получено оценок: 291.
Анализ стихотворение является необходимым навыком для успешной учебы по литературе. В нем раскрывается основная тема и идея, заложенные автором в сюжет. Чтобы анализ получился целостным и раскрыл все аспекты лирического текста, необходимо при его написании следовать четкому плану. Так как делать анализ стихотворения по литературе?
Как делать анализ стиха?
Чтобы объемно и точно проанализировать стихотворение необходимо составить план, в котором по пунктам будут разбираться особенности произведения. Примерный план стихотворения может быть следующим:
Лирический герой часто совпадает с автором, но не всегда. Например, поэт может написать стихотворение от лица бродяги, разбойника или преступника – но ведь это не будет означать того, что сам поэт является бродягой или разбойником.
Существуют следующие стихотворные размеры: ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам научиться, как делать анализ стиха, для которого необходимо не только выделить основную тему и специфику стиха, но и обратить внимание на стихотворные размер и художественно-выразительные средства.
План анализа стихотворения по литературе
Анализировать стихотворение нужно с позиции эмоционального восприятия, темы, сюжета, времени написания, места в творчестве автора. Анализ лучше проводить по плану:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.
Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
‘_ _ _ дактиль;
дольник;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
9. Образ лирического героя, авторское «Я».
— сам автор,
— рассказ от лица персонажа,
— автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
12. Мое восприятие этого стихотворения.
13. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.
Как писать план анализа стихотворения по литературе
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
Пример плана и анализа по нему
Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:
Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий. Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом. Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету. Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным. Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон. Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре. Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом. Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно. Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации. Автор использовал такие художественные средства, как: В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно». Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
|