что значит проблемный вопрос
Постановка проблемных вопросов на уроках литературы
Шалва Александрович Амонашвили, советский педагог и психолог, автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, писал: «Вопрос, задаваемый педагогом детям, — это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос — это почерк его педагогического мастерства».
Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, интересного для школьника вопроса, ведущего к необходимости сдвига в развитии. Такого рода вопросы — начало, завязка проблемного построения урока.
Все вопросы, применяемые в обучении, М.И. Махмутов делит на:
В.Г. Маранцман конкретнее определяет характерные качества проблемного вопроса, отличающие его от информационных вопросов, рассчитанных на репродуктивную деятельность:
Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения, в которых обнаруживается многосторонняя возможность решения. Проблемный вопрос намечает многие варианты ответов.
В.Г. Маранцман отмечает, что чаще проблемные вопросы имеют альтернативную форму «или-или»:
Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества? (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Кто такой Лука: лжец или человечный человек? (М. Горький «На дне»)
Проблемный вопрос может быть задан и в более «спокойной» форме [В.Г. Маранцман], то есть такой вопрос не задан в форме выбора («или-или»), но предполагает разные варианты ответа, противоречащие друг другу.
Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора? (Н.В. Гоголь «Ревизор»)
На первый взгляд в вопросе нет внешних признаков проблемности. Однако, он предполагает спорные ответы. Одни ученики, вопреки мысли Гоголя, считают, что рассказы Хлестакова о Петербурге ввели чиновников в заблуждение. Другие скажут, что причину обмана видят в страхе чиновников, боязни возмездия за злоупотребления.
Изменяются ли красногвардейцы от начала к концу поэмы? (А.Блок «Двенадцать»)
Этот вопрос тоже неоднозначен, хотя и не имеет строгой формы «или-или», он ведет к поиску и необходимости развернутого доказательства решения.
Таким образом, проблемный вопрос представляет собой самостоятельную форму мысли и проблематизированное высказывание, предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Перед учащимися необходимо ставить вопрос, который требует творческого поиска ответа, выбора верного решения, также стимулирование самостоятельности учащихся в оценивании изучаемой темы.
Проблемный вопрос побуждает ученика к многоступенчатой познавательной деятельности. При традиционном обучении подавляющее большинство вопросов, задаваемых учителем на уроке, требует ответа по памяти. Особенность проблемного вопроса состоит в том, что у ребенка на него нет «готового», выученного ответа. Такие вопросы требуют размышления, исследования, а иногда – даже эксперимента.
Постановка проблемного вопроса и сочетание его с вопросами, требующими осмысленного воспроизведения материала, необходимы на всех этапах изучения литературного произведения в школе: и для выяснения читательского восприятия на вступительных занятиях, и в процессе самого разбора, и на заключительных занятиях.
Список литературы:
Проблемный вопрос
Смотреть что такое «Проблемный вопрос» в других словарях:
проблемный — ая, ое. problème m. Заключающий в себе проблему; посвященный изучению, разрешению какой л. проблемы. Проблемные очерки. Проблемный доклад. Проблемный вопрос. БАС 1. И очерк, разумеется, должен был быть проблемным, как теперь у нас повелось, и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
проблемный — ая, ое. Заключающий в себе проблему, посвящённый изучению какой л. проблемы. П. вопрос. П ая статья. П. доклад. ◁ Проблемность, и; ж. П. очерка … Энциклопедический словарь
проблемный — ая, ое. см. тж. проблемность Заключающий в себе проблему, посвящённый изучению какой л. проблемы. Пробле/мный вопрос. П ая статья. Пробле/мный доклад … Словарь многих выражений
Постановка симптома под вопрос (критика нарушения) — Обычно, когда семья обращается к терапии после продолжительной конфронтации, она уже идентифицировала члена семьи, являющегося для нее источником проблемы. Члены семьи высказывают врачу свой взгляд на конфликт и решения, которые уже были… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Маранцман, Владимир Георгиевич — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики … Википедия
Рублёвка — Это статья о местности в Подмосковье. О Рублёвском шоссе см. Рублёвское шоссе. У этого термина существуют и другие значения, см. Рублёвка (значения). У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проект … Википедия
Концовка текста — заключительная часть текста, реализующая в совокупности с зачином такой категориальный (т. е. существенный и, следовательно, обязательный) признак текста, как отдельность. В соответствии с задачами автора и содержанием текста К. т. реализуется в… … Педагогическое речеведение
Культура Канады — Белый медведь, северная Манитоба … Википедия
Метод проектов — Метод проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф.… … Википедия
комбинированный урок — Комбинированные уроки могут проводиться прежде всего в тех случаях, когда к хорошо усвоенному в предшествующие годы учебному материалу на уроке добавляется небольшая доза новых знаний, которые по содержанию и структурным особенностям похожи на… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Проблемные вопросы в СПИН-продажах: советы и примеры
Опытные продавцы используют СПИН-технику, чтобы привести потенциального покупателя к сделке. Это техника подразумевает, что продавец задает клиенту вопросы в определенном порядке. Сначала продавец выясняет ситуацию, потом находит то, что волнует клиента в текущей ситуации. Затем с помощью вопросов показывает покупателю возможные последствия от нерешенной проблемы. И в последнюю очередь направляет клиента, намекает ему на товар, который решит его проблему.
Люди покупают только тогда, когда осознают потребность в продукте. Потребности в большинстве случаев начинаются именно с проблемы или неудовлетворенности текущей ситуацией. Значит, потенциальному клиенту необходимо помочь выявить эту проблему. Важно, чтобы он понимал проблему четко и ясно, иначе сделка может не состояться.
Проблема – это «узкое место», то есть недоработки в бизнес-процессах клиента (в сегменте В2В) или сложности в жизни (в В2С), которые продавец может улучшить и исправить. В идеале предложение продавца не только устранит проблему, но и принесет покупателю выгоду.
Для этого в технике СПИН используются проблемные вопросы. Вот какие цели преследует продавец, когда задает их:
Ситуационные вопросы вместо проблемных
Главная сложность заключается не в навыке правильно формулировать вопросы, а в боязни их задавать. Менеджеры по продажам боятся показаться чрезмерно настойчивыми или пессимистичными. Из-за этого они предпочитают задавать излишне много ситуационных вопросов.
В результате остаются недовольны обе стороны:
Правила проблемных вопросов
Есть три основных правила, которые нужно учитывать при использовании техники СПИН:
обязательно необходима подготовка к встрече с клиентом. Нужно заранее подготовить варианты ситуационных вопросов, чтобы быстро прояснить текущее положение дел, выявить возможные проблемы и перейти к их выяснению. Для облегчения работы можно подготовить переходные фразы, помогающие перейти с одного этапа СПИН-техники на другой;
В системе СПИН проблемных вопросов может быть несколько. Сначала продавец выясняет проблему, а затем досконально ее изучает. Задавать вопросы можно до тех пор, пока обе стороны не будут ясно осознавать, что нужно клиенту и зачем.
Однако при таком подходе расспросы продавца могут быстро надоесть покупателю. Особенно велика вероятность в крупных сделках, где продавец вынужден долго общаться с потенциальным клиентом. Поэтому нужно использовать разные вопросы.
Кроме того, рекомендуется никогда не отступать от СПИН-последовательности. Если перед проблемным вопросом задать ситуационный, то это снимет напряжение и клиенту будет проще продолжать диалог.
Также стоит использовать прием активного слушания, то есть демонстрировать клиенту полное понимание его слов. Добиться такого эффекта можно с помощью эхо-повторов, уточнений, своевременных пауз.
Всегда ли нужны проблемные вопросы
Роль проблемных вопросов в этой технике велика. Благодаря им получится не просто вытащить наружу потребность клиента, но и больше узнать о его бизнесе или образе жизни. Зачастую во время изучения ответов на проблемные вопросы менеджеры по продажам получают новые знания о целевой аудитории.
Проблемные вопросы подразумевают доверие в отношениях клиента и продавца. Есть ситуации, когда задавать их не рекомендуется или нужно делать это осторожно. Вот три области, в которых менеджер должен быть аккуратен:
С другой стороны, есть ситуации, в которых проблемные вопросы будут наиболее уместны и эффективны:
Проблемные вопросы особенно необходимы в продаже сложных продуктов. Сложные продукты – это дорогие товары, например, оптовые закупки, комплексные решения. Они требуют экспертных консультаций. Во время консультаций не получится обойтись без проблемных вопросов.
Примеры проблемных вопросов
Чтобы использовать проблемные вопросы правильно, необходимо подготовиться к встрече. При планировании разговора рекомендуется опираться на:
Если о конкретном клиенте или сегменте ЦА есть какая-то информация, на ее основании можно составить перечень областей, в которых у покупателя могут быть проблемы. Важно, чтобы продукт мог решить их. Чем больше проблем будет найдено – тем лучше. Необходимо помнить, что после проблемных вопросов последуют извлекающие. Продавцу выгодно увидеть несколько проблем, по которым можно двигаться. Если на первую проблему клиент не отреагирует, всегда можно перейти к следующей.
В сегменте В2В бывает непросто определить возможные проблемы нового клиента. Но есть лайфхак: использовать цепочку стоимости. Она формируется из основной и вспомогательной деятельности компании-потребителя. Если у продавца уже есть несколько клиентов из этой же сферы, можно изучить их цепочку стоимости.
Рекомендуется заранее составить вопросы. Можно использовать разные формы вопросов – прямые и косвенные. Вот как они могут начинаться:
Вот так вопросы выглядят на практике:
При составлении скрипта продаж важно продумать не только сами вопросы, но и связки между ними. Связующие фразы необходимы для более естественного диалога. Вот как могут выглядеть такие связки:
Так как основная цель проблемных вопросов – уточнить потребность клиента, продавцу придется задавать уточняющие вопросы. Дополнительные вопросы либо проясняют детали, либо показывают продавцу, где нужно сосредоточить усилия. Вот в какой форме могут быть дополнительные проблемные вопросы:
Однако самая удачная форма дополнительного вопроса – «Почему?». Если покупатель сам называет свою проблему, не стоит сразу переходить к демонстрации товара. Лучше уточнить у клиента, какие он видит причины проблемы. Например:
Чтобы не пропустить проблему клиента, нужно вслушиваться в слова-маркеры, которые он произносит. Это маяки, которые сигнализируют об истинной причине потребности в покупке. Как только причина будет найдена, можно не затягивать с проблемными вопросами и переходить к извлекающим.
Теоретико-практический семинар «Проблемные вопросы. Условия составления проблемных задач»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проблемные вопросы. Условия составления проблемных задач Теоретико-практический семинар Company Logo LOGO
Company Logo Цели Company Logo
Виды проблемных вопросов На основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель, выделяют вопросы: проверяющие направленность внимания; направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний; помогающие находить различие и сходство в предметах и явлениях; помогающие отбирать факты для доказательств; помогающие находить и обобщать факты; направленные на подтверждение правила; направленные на нахождение причины явления и оценку его значения; направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии; формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Практическое задание № 1 Просмотрите видеофрагмент и определите, к какому виду проблемных вопросов относятся вопросы из задач № 1, № 2, № 3, № 4, № 7 www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Проблемный вопрос Клише для составления проблемных вопросов: почему… чем можно объяснить… может ли это служить доказательством… есть ли взаимосвязь между… можно ли утверждать, что… что изменилось, если бы… какие условия необходимы, чтобы… каким образом это могло повлиять на… как доказать (обосновать)… и т.п.
Проблема терминологии поисковая познавательная задача познавательная задача проблемный вопрос проблемное задание проблемное упражнение проблемная задача или познавательная задача, отождествляемая с «проблемой»
Структура проблемной задачи
Виды проблемных задач Существуют разновидности проблемных задач: 1) исследовательская задача (необходимо исследовать явление и объяснить его причины); 2) изобретательская задача (условие такой задачи должно содержать некое противоречие, решение – только в изобретении чего-то нового); 3) прогнозная задача (необходимо сделать анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий). Сложность задачи обусловлена тремя факторами: а) составом условия: чем больше в нем данных, которые нужно учесть при решении задачи, тем она сложнее; б) расстоянием между вопросом задачи и ответом на нее, т.е. числом суждений, логических звеньев, необходимых для решения задачи (ведущий фактор сложности); в) составом решения, т.е. числом выводов, которые можно сделать в результате решения задачи. www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Изобретательская задача Условие: есть металлическая труба, проложенная под землей, по которой течет вода. Для устранения неполадок в работе системы часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путем простукивания, на слух, не удались. Вопрос: как понять, в какую сторону в трубе течет вода? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя. Решение: можно попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, по которой она движется. На трубу воздействовать нельзя, значит надо воздействовать на воду. Нагреть трубу в одном месте и по тому, в какую сторону будет течь подогретая вода, нагревая и трубу, можно определить ее направление www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Условия составления проблемных задач 1. Любое понятие или обобщение, связанное с каким-либо предыдущим понятием межтемной или внутритемной связью, может быть изучено посредством решения проблемных задач; 2. На простых линейных связях в большинстве случаев конструируются задачи репродуктивного характера, задачи же проблемного характера строятся на сложных связях. 3. Изучение содержания нового материала с помощью проблемных задач невозможно в тех случаях, когда: а) оно является совершенно новым и не имеет связи с ранее изученным материалом; б) когда его нельзя представить как последовательность взаимосвязанных вопросов, приводящих к новым знаниям; в) когда в их содержании нет противоречия. www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Проблемная задача Практическое задание № 2: На основе предложенной информации составьте исследовательскую проблемную задачу Информация: Многие ученые до Александра Флеминга наталкивались на факт антибактериального действия плесени. www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Проблемная задача Практическое задание № 3: На основе информации из учебника составьте проблемную задачу и определите ее структурные элементы www.themegallery.com Company Logo Company Logo
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1392089
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Примеры проблемных вопросов
Проблемный вопрос и его признаки
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС И ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Учебная задача урока может быть поставлена в виде проблемного вопроса. Но не всякий трудный аналитический вопрос является проблемным. Проблемный вопрос (ПВ) всегда предполагает разные возможности его решения.
Признаки проблемного вопроса:
1) многовариантность ответов;
2) сложность (вопрос требует мыслительной аналитической деятельности, обращения к тексту, ответ на него невозможно вычитать, процитировать);
3) доступность ученикам (т. е. ответ лежит в зоне ближайшего развития ребенка и может быть найден благодаря анализу текста произведения);
4) интерес (вопрос должен вызвать активный интерес ребенка, желание найти на него ответ, а значит, формулировать его надо, исходя из читательского и жизненного опыта ребенка, особенностей его психологии);
5) емкость (вопрос должен охватывать либо все произведение, либо его существенно значимые эпизоды, т. е. требовать анализа всего текста или законченной смысловой части — главы, эпизода).
В начальной школе материалом для ПВ может стать разная оценка детьми персонажа, разное отношение к поступку, к представлению о том, кто же из героев прав. В начальной школе с большой осторожностью нужно выносить в качестве проблемных вопросы об авторском отношении, об авторской идее, так как при отсутствии у младших школьников отчетливого представления об авторе и его роли этот вопрос не вызовет у них активного интереса, желания найти ответ.
Также следует учитывать сильные стороны читательского восприятия младших школьников и искать проблемность либо в сфере чувств читателей, либо в сфере их этических оценок, либо в столкновении общих этических представлений с детскими эмоциями.
Проблемность вопроса связана как с эстетической природой произведения, так и с возрастом читателя. То, что вызывает трудности у младших школьников, в старшей школе постигается легко. В начальной школе анализируют произведения, входящие в круг детского чтения, в которых решаются интересные и доступные для понимания ребенка вопросы. Ученикам старшей школы будет уже неинтересно отвечать на них. Именно учителю начальной школы наиболее трудно подобрать вопрос, отвечающий всем признакам проблемности. В этом случае можно строить проблемную ситуацию просто на сложных, но интересных детям вопросах (для них они все равно будут проблемными).
1. Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой?
3. Почему мы сочувствуем похитителям из рассказа «Вождь краснокожих»?
4. Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вернуться?
5. Какие открытия совершил Маленький принц в своих странствиях?
6. Почему Володя, герой рассказа А. П. Чехова «Мальчики», все-таки поехал с Чечевицыным в Америку?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет