что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе

Пешеход на «зебре»: надо ли уступать дорогу, если траектории пешехода и автомобиля не пересекаются?

что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Смотреть фото что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Смотреть картинку что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Картинка про что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Фото что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе
Francescoscatena / Depositphotos.com

По мнению ГИБДД, обязанность водителя транспортного средства уступить дорогу пешеходу, пересекающему проезжую часть, поставлена в зависимость именно от необходимости не создавать помех в его движении:

В качестве иллюстрации к последнему доводу приведено даже дело из судебной практики (решение ВС РФ от 17 апреля 2012 г. № АКПИ12-205).

Между тем, автолюбитель из Белгорода не смог добиться именно такой формулировки от самого Верховного Суда РФ – ранее автомобилиста, по его утверждению, привлекли по ст. 12.18 КоАП РФ именно за то, что он повернул направо на улицу, имеющую по две полосы в каждом направлении, в тот момент, когда пешеход, переходящий эту улицу, уже пересек двойную сплошную линию разметки и по отношению к автомобилю находился на полосе встречного движения, отдаляясь от него, соответственно, траектории их движения не пересекались (Решение Верховного Суда РФ от 9 сентября 2020 г. № АКПИ20-555).

Может ли правонарушение, предусмотренное ст. 12.18 КоАП РФ, быть признано малозначительным? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в Энциклопедии судебной практики в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Не сумев добиться отмены штрафа, автолюбитель обратился в ВС РФ, требуя признать п. 1.2, п. 13.1 ПДД частично недействующими – якобы они обязывают водителя прекратить движение через нерегулируемый перекресток при нахождении на нем пешехода даже в тех случаях, когда траектория движения пешехода уже не пересекается с траекторией движения автомобиля, тем самым создают ограничение права водителя свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам.

Верховный Суд РФ иск отклонил, отметив, что:

Источник

Что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе

СТАТЬЯ НАПИСАНА С УЧЕТОМ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ О ПРОПУСКЕ ПЕШЕХОДОВ (С 29.11.2014 ГОДА).

Сразу скажем, что речь сейчас пойдет о том, обязательно ли водителю останавливаться, если пешеход уже начал переходить проезжую часть, но находится ещё за несколько полос до водителя? Или можно, снизив скорость для полного контроля за ситуацией, медленно проехать, если это не создаст помех пешеходу?

ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЧИТАЙТЕ ДО КОНЦА! ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ!

что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Смотреть фото что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Смотреть картинку что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Картинка про что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Фото что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе

Вопрос этот довольно неоднозначный. И, хотя из смысла Правил дорожного движения и КоАП РФ, вроде бы можно прийти к более-менее однозначному ответу, но при изучении судебной практики этот однозначный ответ рассыпается в пыль. Начнем по порядку. Пешеходы имеют преимущество в движении по проезжей части как минимум в двух случаях.

п. 13.1 ПДД: если водитель на перекрестке поворачивает направо или налево, то он должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Тут, вроде бы, всё просто. Понятие «уступить дорогу» в п. 1.2 ПДД не заставляет водителя обязательно останавливаться. Водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это вынудит пешехода изменить скорость или направление своего движения. Поэтому, если дорога имеет несколько полос, и пешеход только начал переходить проезжую часть с другой стороны (и между ним и водителем ещё несколько метров), то создать помех водитель не может, а, значит, и останавливаться, вроде бы, не надо.

Но даже в таком простом вопросе при изучении судебной практики довелось увидеть решение судьи с совершенно противоположным выводом.

п. 14.1 ПДД: Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

После изменений в ПДД, вступивших в силу с 29.11.2014 г. здесь также говорится «уступить дорогу». То есть теперь прописано более понятно, т.к. понятие «уступить дорогу» разъяснено в ПДД (в рассматриваемом случае водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это вынудит пешехода изменить скорость или направление своего движения).

То есть, если водитель проехал по переходу, когда пешеход переходит дорогу вдалеке, и этот пешеход не снизил скорость и не изменил направление своего движения, то водитель не нарушил его преимущества. Однако, как предугадать поведение пешехода? Это просто невозможно. Кто-то пойдет по пешеходному переходу «напролом», не смотря на едущие машины. А кто-то на широкой дороге остановится за несколько метров до двигающихся машин и испугается переходить (т.е. водитель в этом случае нарушит преимущество пешехода, т.к. вынудит его снизить скорость движения).

В ст. 12.18 КоАП РФ предусмотрено наказание за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, пользующимся преимуществом в движении (штраф 1500 руб.). Исходя из этой нормы, опять же всё просто. Понятия «уступить дорогу» и «преимущество» даны в п. 1.2 ПДД. И ни одно из этих понятий не обязывает водителя в любом случае прекратить движение, то есть остановиться перед пешеходным переходом.

Поэтому, проанализировав нормы ПДД и КоАП РФ, можно прийти к выводу, что если дорога довольно широкая и пешеход только начал переходить проезжую часть вдалеке от водителя, то водителю не обязательно останавливаться, но обязательно надо полностью контролировать ситуацию. И если придётся, то немедленно остановиться для того, чтобы пешеход мог беспрепятственно пройти.

Правда, есть одно большое НО! При изучении судебной практики складывается вывод, что далеко не все инспекторы ДПС придерживаются такого же мнения, кроме того, судьи, являющиеся профессиональными юристами, часто соглашаются с этими инспекторами ДПС и считают, что водитель обязан остановиться перед пешеходным переходом и пропустить пешехода.

Подумаем, почему так?

Представьте себя на месте пешехода (причем, пешеходы – это не только мужчины с сильной психикой, это ещё и хрупкие женщины, пожилые люди, дети). Так вот, если пешеход готов перейти проезжую часть, а водители, хоть и медленно, но продолжают движение, будет ли такой пешеход уверен, что его пропустят водители по всей ширине проезжей части? Пешеход вряд ли рискнет перейти проезжую часть.

И вот противоположная ситуация: пешеход подошел к переходу, и видит, что машины со всех направлений остановились, пропуская его. Он, внимательно следя, не приближается ли какая-то машина на большой скорости, сможет более уверенно перейти проезжую часть.

Именно поэтому можно согласиться и с мнением судей и инспекторов ДПС, которые считают, что водители должны останавливаться перед переходом (п. 14.1 ПДД), или при выезде с перекрестка (п. 13.1 ПДД), если проезжую часть собирается переходить пешеход.

Вывод! Подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу или при выезде с перекрестка, лучше остановиться и пропустить всех пешеходов (конечно, останавливаться следует осторожно, притормаживая заблаговременно, чтобы не создать аварийной ситуации, т.е. чтобы едущие сзади водители тоже успели затормозить).

Обязательно надо следить за окружающей обстановкой и действовать по ситуации, стараясь обеспечить максимальную безопасность.

Ну а для тех, кто уже начал спорить с таким выводом и не хочет останавливаться, приведем простой пример – переход со светофором по требованию. Ведь если пешеход нажал на кнопку светофора, то красный загорится для обоих направлений (по всей ширине проезжей части), и остановиться необходимо всем водителям, как бы далеко от них ни шел пешеход. Так что вывод вполне логичен.

Источник

Как и когда нужно пропускать пешеходов и какое наказание грозит за нарушение

что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Смотреть фото что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Смотреть картинку что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Картинка про что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Фото что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе

О приоритете пешеходов на переходах знают все водители. Но что именно означает это преимущество? Когда пешеходов нужно пропускать, а когда у них нет приоритета? И уж тем более не все помнят, что есть пешеходы, имеющие безусловный приоритет даже вне пешеходного перехода. Давайте разберем все нюансы и заодно вспомним, что ждет водителя, нарушившего ПДД при встрече с пешеходом.

Для начала, как всегда, напомним основные понятия. По поводу пешеходов все ясно: это все, кто находится на дороге вне транспортного средства, включая тех, кто движется на роликах, самокате или скейте, катит инвалидную коляску или движется в ней, а также ведет рядом с собой велосипед или мотоцикл. А вот с пешеходным переходом есть нюансы, которые помнят не все. Во-первых, на переходе может не быть горизонтальной разметки («зебры») – переход может быть обозначен исключительно знаками 5.19.1 и 5.19.2. А во-вторых, при отсутствии разметки переходом считается весь участок дороги на расстоянии между этими знаками: знак 5.19.1 устанавливается справа на ближней границе перехода, а знак 5.19.2 – на левой стороне дороги в конце перехода.

что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Смотреть фото что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Смотреть картинку что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Картинка про что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе. Фото что значит пропустить пешехода на пешеходном переходе

Отдельное условие – регулирование. Пешеходные переходы бывают регулируемыми и нерегулируемыми. Пункт 14.1 ПДД поясняет, что трактовка здесь та же, что и для перекрестков: переход, где очередность движения определяется светофором или регулировщиком – регулируемый, а при отсутствии светофора и регулировщика, а также неработающем светофоре или его желтом мигающем сигнале – нерегулируемый.

Этот вопрос тоже оказывается каверзным для некоторых водителей, считающих, что переход разрешен только в обозначенных местах. Однако пункт 4.3 ПДД указывает, что пешеходы действительно обязаны переходить дорогу по переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин, но не только. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Иначе говоря, переходить дорогу пешеход может в любом месте, где нет ограничений, указанных выше. Вопрос лишь в том, в каком случае у него есть приоритет, а в каких – нет.

Обозначим все случаи, когда пешеход при переходе дороги имеет приоритет.

Отдельно напомним о существовании пункта 14.2 ПДД, который обеспечивает безопасность пешеходов, переходящих многополосную дорогу. Он указывает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.

Отдельным пунктом выделим исключение: пешеходов, имеющих безусловный приоритет при переходе дороги в любом месте. Пункт 14.5 ПДД указывает, что во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью. Разумеется, это распространяется на предусмотренные правилами условия – к примеру, движение пешеходов по автомагистралям запрещено во всех случаях.

Условий, когда у пешеходов нет приоритета в движении, значительно меньше.

Еще один вопрос касается того, каких пешеходов водитель обязан пропустить и как действовать. Здесь следует помнить два условия.

Во-первых, пункт 14.1 указывает, что на нерегулируемом переходе водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. То есть водитель не обязан пропускать пешеходов, приближающихся к проезжей части или стоящих рядом с ней. Однако это не отменяет его обязанности по обеспечению безопасности движения: если по ситуации ясно, что пешеход собирается начать переход, стоит как минимум заранее снизить скорость. Не зря на пешеходные переходы не распространяется условие из пункта 6.14 ПДД, разрешающего водителям продолжать движение, если он не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению.

Во-вторых, стоит учитывать формулировку, использованную в пункте 14.1. Как мы помним, там сказано, что водитель обязан уступить дорогу пешеходам, и определение этого действия четко обозначено в правилах. Согласно ПДД, уступить дорогу – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Проще говоря, если водитель может пересечь переход, не создавая помех идущему пешеходу, он может продолжить движение: например, на многополосной дороге при условии полной видимости и отсутствии других автомобилей, когда пешеход только вступил на противоположную сторону проезжей части. Это условие позволяет в том числе обжаловать штрафы с камер автоматической фиксации: если водитель действительно не создавал никаких помех пешеходу, он имеет шансы оспорить постановление о правонарушении.

Несмотря на приоритет во многих дорожных ситуациях, у пешеходов также есть обязанности. Обозначим самые важные.

Прежде всего, отметим, что пункт 4.5 обязывает даже пешеходов, имеющих приоритет, заботиться о собственной безопасности. В нем сказано, что на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Во-вторых, даже на переходе пешеходы имеют вполне четкие обязанности: пункт 4.6 указывает, что, выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Кроме того, на регулируемых перекрестках пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, а продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.

Еще одна важная обязанность пешеходов – обозначать себя на дороге в темное время суток. Пункт 4.1 ПДД гласит, что при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Таким образом, в случае происшествия с пешеходом вне населенного пункта водитель может оспорить свою вину не только из-за нарушения пешеходом условия «не создавать помех автомобилям» из пункта 4.5, но и из-за несоблюдения пешеходом требования безопасности.

Все случаи непредоставления водителем преимущества пешеходу подпадают под статью 12.18 КоАП. Согласно ей, невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2500 рублей.

Источник

Что нужно знать пешеходу

Правила дорожного движения (далее — ПДД) должны соблюдать все участники дорожного движения, в том числе и пешеходы. Поэтому, если вы пешеход, необходимо знать ПДД и помнить о том, что может грозить за их нарушение.

Что должен соблюдать пешеход

Вы как пешеход обязаны (п. 7, 17, 20 ПДД):

— двигаться согласно светофорам, дорожным знакам и другим элементам, регулирующим дорожное движение;

— не создавать опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимовежливыми;

— не выпускать детей одних на проезжую часть дороги (далее — автодорога) (кроме жилых и пешеходных зон);

— не загрязнять дороги и окружающую среду;

— обозначать себя фликером, если идете в темное время суток по краю автодороги;

— уйти с автодороги, если к вам приближается транспортное средство (далее — автомобиль) с включенными синими или сине-красными маячками (автомобили ГАИ, МЧС и др.);

— переходить автодорогу в разрешенных местах:

по пешеходному переходу;

на перекрестке по линии тротуаров или обочин (только если нет наземного пешеходного перехода).

На заметку
Обочина примыкает к внешнему краю автодороги и располагается с ней на одном уровне. Отличить их легко, так как обочина выделяется дорожной разметкой или иным конструктивным способом (подп. 2.34 п. 2 ПДД);

по кратчайшему пути на участке, где автодорога хорошо просматривается в обе стороны (только если поблизости нет пешеходных переходов и перекрестков) (подп. 17.2, 17.3 п. 17 ПДД).

Вам как пешеходу запрещено (п. 18, 20 ПДД):

— идти по краю автодороги, если есть другие разрешенные пути.

Обратите внимание!
Вы можете идти по краю автодороги только в случае, если нет других вариантов для движения: тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины. При этом идти можно только навстречу движению автомобилей (ч. 1, 2 подп. 17.1 п. 17 ПДД).
По автодороге в жилой и пешеходной зонах вы можете ходить даже при наличии тротуаров или обочин. Но при этом нельзя препятствовать движению автомобилей (п. 135 ПДД);

— задерживаться и останавливаться на автодороге;

— переходить автодорогу в неположенном месте;

— переходить дорогу, если по ней приближается автомобиль с включенными синими или сине-красными маячками;

— выходить на автодорогу из-за стоящего автомобиля или иного объекта (дерево, дом и др.), не убедившись в отсутствии приближающихся автомобилей.

Что грозит пешеходу за нарушение ПДД

Под нарушением ПДД на практике обычно понимается невыполнение обязанностей и нарушение запретов, которые установлены для участников дорожного движения. За такое нарушение вы как пешеход можете привлекаться к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Если в результате нарушения ПДД вы причинили вред другому лицу или его имуществу, то он может потребовать с вас возмещения такого вреда. Данное требование он вправе заявить, даже если вас уже привлекли к административной или уголовной ответственности. При этом он должен доказать вашу вину в произошедшем (ч. 1 п. 1 ст. 933 ГК).

Так, вы можете нести гражданскую ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вреда, а также материального ущерба.

Пример
В результате ДТП был поврежден автомобиль. Авария произошла по причине действий пешехода, который внезапно выбежал на дорогу перед двигающейся машиной. Ее водителю пришлось резко затормозить, из-за чего машина съехала в кювет и была повреждена. Виновником аварии признан пешеход, который был привлечен к административной ответственности за нарушение ПДД.
Владелец автомобиля вправе предъявить виновнику ДТП иск, чтобы возместить вред, причиненный его имуществу, на основании ст. 933 ГК.

За нарушение ПДД вам могут дать штраф в размере от 1 до 3 БВ (ч. 1 ст. 18.20 КоАП). При этом от ответственности могут осовбодить за отдельные административные проступки и значительные правонарушения при наличии определенных обстоятельств. Например, если правонарушение совершено впервые и нарушитель согласен на вынесение письменного предупреждения (ч. 1, 2 ст. 8.3 КоАП), которое с 1 марта 2021 г. больше не является административным взысканием.

Пример
Сотрудник ГАИ остановил пешехода, который шел по краю дороги по ходу движения автомобилей. Пешеход ранее к ответственности за нарушение ч. 2 подп. 17.1 п. 17 ПДД не привлекался, поэтому ему было объявлено письменное предупреждение. В нем разъяснили, что он должен был двигаться навстречу движению автомобилей, и предупредили об ответственности за повторное нарушение.

За нарушение ПДД в виде повреждения, загрязнения автодороги или другого дорожного сооружения на вас могут наложить штраф в размере от 2 до 5 БВ (ст. 18.29 КоАП).

Размер штрафа может быть и больше, если вы (ч. 2 — 4 ст. 18.20 КоАП):

1) нарушили ПДД в состоянии алкогольного опьянения. То же касается и нарушения в состоянии, вызванном наркотиками и иными веществами, — штраф от 3 до 5 БВ;

2) отказываетесь пройти освидетельствование (проверку на нахождение в состоянии, вызванном алкоголем, наркотиками и иными веществами) — штраф в размере от 3 до 5 БВ;

3) при нарушении ПДД создали аварийную обстановку — штраф в размере от 3 до 8 БВ. То есть ваши действия заставили других участников изменить скорость, направление движения или принять иные меры по обеспечению своей или чужой безопасности, или повлекли повреждение их транспортных средств и имущества. Например, вы резко выскочили на дорогу из-за припаркованного автомобиля, и водителю автомобиля, проезжавшему по дороге, пришлось резко затормозить (примечание к ст. 18.1 КоАП);

4) при нарушении ПДД причинили другому человеку легкое телесное повреждение или ушли с места ДТП, являясь его участником, — штраф в размере от 5 до 20 БВ.

Пример
Пешеход в состоянии алкогольного опьянения выбежал на проезжую часть дороги. В результате этого произошло ДТП: столкнулись два автомобиля. В данном случае пешеход может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.20 КоАП в виде штрафа.

К уголовной ответственности вас могут привлечь за нарушение ПДД, если (ст. 321 УК):

1) при этом вы причинили тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение. Наказание в данном случае может быть в виде:

исправительных работ сроком до 2 лет;

ограничения свободы сроком до 2 лет;

лишения свободы сроком до 2 лет;

Источник

Обязанности пешеходов

Обязанностям пешеходов посвящен раздел 4 Правил дорожного движения, в котором предусмотрены практически все ситуации, которые могут возникнуть в процессе их передвижения по дорогам и прилегающим к ним территориям.

2. Для уменьшения вероятности наезда транспортных средств на пешеходов, движущихся по краю проезжей части, Правила требуют от пешеходов двигаться навстречу транспортному потоку. При таком порядке движения пешеходы видят приближающиеся транспортные средства и могут при необходимости своевременно принять меры предосторожности. В отличие от пешеходов, лицам, передвигающимся в инвалидных колясках без двигателя, ведущим в руках велосипед, мопед, мотоцикл, предписано двигаться по ходу движения

транспортных средств. Вызвано это тем, что коляска, велосипед, мопед, мотоцикл имеют сзади световозвращатели красного цвета, а спереди – белого. Нарушение установленного Правилами порядка движения может повлечь неправильную ориентировку водителей транспортных средств в темное время суток.

3. В целях обеспечения безопасности движения и с учетом опыта ряда стран, в частности, Финляндии, Швеции, Норвегии, Эстонии и других в текст пункта включена рекомендация пешеходам иметь прикрепленные на одежде или нести в руках световозвращающие элементы, существенно улучшающие для водителей видимость пешеходов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

1. Движение организованных пеших колонн по проезжей части создает серьезные помехи для движения транспортных средств, приводит к значительному сужению проезжей части, усложняет маневрирование, резко снижает пропускную способность дороги. Поэтому в рассматриваемом пункте Правил четко регламентируется порядок их движения. В понятие «пешая колонна» не случайно добавлено слово «организованная». Пешая колонна приобретает черты организованной при наличии спереди и сзади колонны сопровождающих с сигнальными устройствами: днем – с флажками красного цвета, ночью – с фонарями соответствующего цвета. Правила ограничивают движение организованных пеших колонн следующими условиями:

а) двигаться только по направлению движения транспортных средств (это условие по существу запрещает пропуск пеших колонн по улицам с односторонним движением в случаях, если их движение должно быть направлено навстречу транспортному потоку);

б) колонна по ширине должна быть организована не более чем по четыре человека в ряд. Сопровождающие колонну лица должны двигаться спереди и сзади колонны по линии ее левого края. Практика показывает, что расстояние, на котором следует располагаться сопровождающим относительно колонны, должно быть около 10 м спереди и сзади нее. Свет фонарей должен быть ориентирован определенным образом: переднего сопровождающего (фонарь белого цвета) – вперед, заднего сопровождающего (фонарь красного цвета) – назад относительно направления движения. В любом случае движение организованных пеших колонн по проезжей части допускается как исключение из общего правила. Иными словами, если есть возможность провести группу людей по тротуару или обочине, то проводить ее надо именно там. В соответствии со СНиП 2.07.01-89 ширина пешеходной части тротуаров в городах колеблется в широких пределах (до 4,5 м), а на автомобильных дорогах ширина обочины может быть от 1,75 до 3,75 м (СНиП 2.05.02-85).

2. Правила запрещают водить группы детей по проезжей части. Для организованных групп детей могут использоваться только тротуары и пешеходные дорожки, а при их отсутствии возможно использование в этих целях и обочин. В последнем случае введены дополнительные ограничения на движение (лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых). Порядок сопровождения взрослыми групп детей при следовании их по обочине Правилами не регламентируется.

являющиеся по существу развязками транспортных и пешеходных потоков в разных уровнях. Эти переходы гарантированно обеспечивают безопасность движения и являются более предпочтительными, чем наземные в одном уровне. Такие переходы обозначают соответствующим знаком 6.6 «Подземный пешеходный переход» и знаком 6.7 «Надземный пешеходный переход».

2. Правила разрешают при отсутствии обозначенных пешеходных переходов переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин, если, конечно, в этих местах не установлены ограждения, препятствующие переходу. Ширина полосы проезжей части, которую можно использовать пешеходам для перехода дороги на перекрестке при отсутствии пешеходных переходов, определяется шириной соответствующих тротуаров или обочин. Таким образом, запрещается двигаться по диагонали перекрестка или по другой траектории, выходящей за пределы названной полосы.

При наличии на дороге разделительных полос, пешеходных или дорожных барьерных ограждений пересечение пешеходами проезжей части не допускается.

Для обеспечения безопасности пешеходов на пешеходных переходах иногда применяют вызывное пешеходное устройство, с помощью которого пешеходы могут «вызвать» по запросу разрешающий для них зеленый сигнал. После нажатия соответствующей кнопки на табло появляется надпись «Ждите», а через определенное время включается зеленый сигнал для пешеходов и, соответственно, красный для транспортных средств. Регулируемыми считаются также пешеходный переход, на котором пешеходный светофор отсутствует, а пешеходы при пересечении проезжей части руководствуются сигналами транспортных светофоров, и переход, где порядок движения определяется сигналами регулировщика.

Считается, что ситуация становится критической, если водитель во избежание наезда на неожиданно вышедшего на проезжую часть пешехода прибегает к экстренному торможению. Перед выходом на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии приближающегося транспортного средства. В противном случае пешеход вправе выходить на проезжую часть только после того, как убедится, что водитель его видит и снижает скорость или что расстояние до транспортного средства и скорость последнего позволяют совершить переход не переходя на бег, равно как и не заставляют водителя экстренно тормозить во избежание наезда.

2. Пересечение проезжей части вне пешеходного перехода рассматривается как более опасная ситуация по сравнению с нерегулируемым пешеходным переходом. В местах, не оборудованных соответствующими знаками и (или) разметкой, пешеход не должен при выходе на проезжую часть создавать помех для движения транспортных средств. Это означает, что пешеход не должен при пересечении проезжей части заставлять водителей прибегать к торможению или маневрированию для предотвращения наезда. Таким образом, при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеход не пользуется приоритетом перед транспортными средствами. Это общее положение. Из него есть одно исключение, оговоренное в пункте 13.1 Правил: пешеход, переходящий проезжую часть на перекрестке по линии тротуаров или обочин, имеет преимущество перед выезжающими с перекрестка транспортными средствами, завершающими правый

или левый поворот. Неосмотрительное появление пешехода на проезжей части чаще всего происходит в условиях ограниченной обзорности. Поэтому данный пункт Правил еще раз подчеркивает необходимость убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств, прежде чем выйти на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия (например, ограждения места производства работ на дороге).

4.6 Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Требование скорейшего и безостановочного движения через проезжую часть дороги носит общий характер и не зависит от степени оборудования перехода техническими средствами организации движения. Задержка или остановка пешехода допускаются лишь по причине, связанной с обеспечением безопасности движения. Такие ситуации часто возникают на широких дорогах (4 полосы движения и более) при интенсивных транспортных потоках. Но Правила четко оговаривают место возможной остановки: на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При наличии островка безопасности пешеходы должны ожидать возможности дальнейшего движения только на нем. Для дальнейшего движения на нерегулируемом переходе пешеход должен убедиться в возможности перехода и ждать появления приемлемого интервала в транспортном потоке, а на регулируемом переходе – продолжить движение по разрешающему сигналу светофора или регулировщика.

4.7 При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.

Данное требование по смыслу аналогично пункту 3.2 Правил, который касается только водителей транспортных средств. Если пешеходы находятся уже на проезжей части (например, переходят дорогу по разрешающему сигналу светофора), то они немедленно должны освободить ее, т.е. в зависимости от того, какой тротуар (обочина, островок безопасности) ближе, вернуться либо продолжить путь, сделав это по возможности быстрее.

Из всех происшествий с пешеходами примерно 4% вызвано наездами на них в зоне мест остановок маршрутных транспортных средств. В целях обеспечения безопасности пешеходов Правила конкретно определяют место ожидания маршрутных транспортных средств и такси: только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках (рис. 4.1.), а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. Специальная посадочная площадка обычно приподнята над проезжей частью на 0,2 – 0,3 м (для трамвая высота посадочной площадки должна быть не более 0,3 м от головки рельса). Посадочная площадка выполняет две функции: обеспечивает безопасность находящихся на ней людей и повышает удобство и быстроту посадки и высадки пассажиров. При движении от тротуара (обочины) к приподнятой посадочной площадке и обратно пешеход обязан выполнять требования пунктов 4.4 – 4.7 Правил и не создавать помех для движения транспортных средств. Но эти требования в зоне мест остановки действуют только при отсутствии маршрутного транспортного средства. В случае остановки маршрутного транспортного средства на обозначенном месте остановки вступает в силу требование пункта 14.6 Правил, обязывающее водителя уступить дорогу пешеходам, идущим к этому транспортному средству или от него. Однако и в этом случае пешеход в интересах собственной безопасности должен перед выходом на проезжую часть убедиться, что водитель приближающегося транспортного средства видит его, снижает скорость и готов его пропустить. Во всех иных ситуациях ожидать маршрутное транспортное средство следует на тротуаре или обочине, а выходить на проезжую часть в отсутствие маршрутного транспортного средства или при его движении запрещается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *