что значит пусть милостыня запотеет в руке твоей

Милостыня.

Давать или не давать милостыню? Конечно, давать. Всякому ли? Всегда?
Раннехристианский документ Учение Апостолов (Дидахе) советует: «Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь». То есть, пусть монеты, которые ты сжимаешь в руке, покроются потом; подумай, кому даешь. И святитель Василий Великий об этом же: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности. Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой».

Где найти правильное соотношение: надо дать – не надо давать? Не шепчет ли нам в ухо иной раз жадность, а не мудрая осмотрительность.

Сегодня утром, собираясь на службу, открываю электронную почту. И письмо… Короткое письмо от незнакомой мне читательницы моей странички. Прочитал. Перечитал. И настолько это письмо показалось мне в точку, что решил поделиться с вами.

Здравствуйте, отец К.
Не знаю, назвать то, что произошло со мной чудом, однако это меня заставило задуматься.
Часто с дочкой стараюсь ходить в храм, который находится недалеко от нашего дома, у храма обычно сидят люди, просят милостыню, но рука поднимается подать не всем. Есть там один старичок, такой милый, что я не могу мимо пройти и не вложить в его руку денежку. Сначала это были копеечки, потом стала рука сама брать купюры поболее, помню, что есть несколько людей, для них отдельно отбираю и откладываю милостыню.
Однажды собралась в храм и денежку отложила, каждому по купюре, вот я иду по улице до храма и вижу, что того старичка нет, да и других людей знакомых мне тоже, чтобы милостыню подать. И ТУТ СЛЕВА У САМОГО УХА ТАКОЙ РАДОСТНЫЙ ГОЛОС: «НЕТ НИКОГО, И МИЛОСТЫНЮ НЕ НАДО ПОДАВАТЬ». Так радостно кто-то сказал и так отчетливо, что я аж обернулась. Не могла я сама до такого додуматься, было же желание подать. И тут до меня доходит, кто это мог сказать. Аж дрожь пробрала. С тех пор я стараюсь следить за своими мыслями и помогать всем.
Евгения К.

Источник

» Пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать.» / Дидахе /

что значит пусть милостыня запотеет в руке твоей. Смотреть фото что значит пусть милостыня запотеет в руке твоей. Смотреть картинку что значит пусть милостыня запотеет в руке твоей. Картинка про что значит пусть милостыня запотеет в руке твоей. Фото что значит пусть милостыня запотеет в руке твоей

“Дидахе” – учение двенадцати Апостолов

«Дидахе», или «Учение Господа, преподанное народам через двенадцать апостолов», учение-наставление восходящее к 1-2-му веку, которое иногда причисляли к каноническим книгам Нового Завета. Наставление Дидахе на богобоязненную, святую, благочестивую (религиозную) жизнь очень современно для уничтожаемой сынами дьявола, порождениями ехидниными, современными фарисеями церкви Иисуса Христа.

На учение ссылались Евсевий Кесарийский, Афанасий Великий и другие древние христианские писатели, но в новое время текст его стал известен только благодаря находке митрополита Никомедийского Филофея (Вриенниоса), который обнаружил список «Дидахе» в 11 веке.

Didacѕ (Дидахе)
Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов

1. Есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие.
2. Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, ты не делай другому.
3. Слов же сих учение таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь и за гонящих вас, ибо какая (вам за то) благодарность, если вы любите любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага.
4. Удаляйся от плотских и мирских похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую и будешь совершен. Если кто поймет тебя на одну милю, иди с ним две. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай и хитон. Если кто возмет у тебя твое, не требуй назад, ибо ты этого не можешь.
5. Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, [69] что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта.
6. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать.

Источник

Неправильные нищие, или запотевшая милостыня

Иногда дела­ешь все вроде бы пра­вильно, а душа не на месте. У меня так бывает всякий раз, когда иду вдоль шеренги помя­тых лич­но­стей, выпра­ши­ва­ю­щих на под­хо­дах к храму денежку «во славу Божию». Или когда в метро вижу оче­ред­ную печаль­ную жен­щину с кар­тон­кой в руках: «Помо­гите Христа ради! Уми­рает сын-дочь-внук-муж». Или когда под­да­тый инва­лид в армей­ской форме при­стает к води­те­лям, пока машины стоят в пробке у желез­но­до­рож­ного пере­езда.…

Ведь сто раз уже, навер­ное, видел по теле­ви­зору репор­тажи о подоб­ных спо­со­бах «раз­водки на жалость». И в глу­бине души скло­нен счи­тать, что так оно все и есть: денежку, полу­чен­ную возле храма «во славу Божию», помя­тые лич­но­сти тут же потра­тят на горя­чи­тель­ные напитки, у жен­щины из метро никто не уми­рает, а пьяный инва­лид — наем­ник мафии. Все так. Только вот душа… Как-то она все же бес­по­ко­ится, если про­хожу мимо таких «непра­виль­ных» нищих, ничего не подав. Неуютно ей тогда бывает, душе. Мается она потом. Будто спра­ши­вает, мол, что ж ты, хри­сти­а­нин? Тебе ведь ясно запо­ве­дано: про­ся­щему — дай. А ты чего?

А я ей тут же в ответ слова Васи­лия Вели­кого: …нужна опыт­ность, чтобы раз­ли­чить истинно нуж­да­ю­ще­гося и про­ся­щего по любо­с­тя­жа­тель­но­сти. И кто дает угне­тен­ному бед­но­стию, тот дает Гос­поду и от Него полу­чит награду; а кто ссу­жает вся­кого мимо­хо­дя­щего, тот бро­сает псу, кото­рый доку­чает своею без­от­вяз­но­стию, но не воз­буж­дает жало­сти своей нище­тою. Вот так. Поспорь, душа, со свя­ти­те­лем! А если мало этих слов — добавлю еще и из Дидахе: …пусть запо­теет мило­стыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узна­ешь, кому даешь. И в при­дачу укажу еще на Иоанна Крон­штадт­ского, кото­рый очень любил эту цитату и часто упо­ми­нал ее. Короче, неоспо­римо и авто­ри­тетно докажу своей душе, что пода­вать мило­стыню невесть кому — дело душе­вред­ное и бого­про­тив­ное. Вроде бы и докажу, и объ­ясню, и на Отцов сошлюсь… а только мимо все. Она, глупая, все равно чего-то болит, тре­во­жится. И ника­кие авто­ри­теты ей тут не указ…

Мое отно­ше­ние к нищим фор­ми­ро­ва­лось доста­точно долго, под впе­чат­ле­нием ряда наблю­де­ний, встреч и зна­комств с людьми этого круга. О неко­то­рых из них я хотел бы вкратце рас­ска­зать.

После пожара

Смот­реть на это было страшно. По гряз­но­ва­тому весен­нему снегу раз­ме­та­лись цве­та­стым пунк­ти­ром одежки моих детей. Я шел вдоль обо­чины и почти маши­нально под­би­рал желтую Антош­кину кур­точку, синие шта­нишки Никиты, свитер, свя­зан­ный для Глеба бабуш­кой Олей… А потом рас­те­рянно стоял на дороге с охап­кой мокрой испач­кан­ной дет­ской одежды. И не пони­мал, что нужно делать дальше…

За пару дней до этого к нам посту­ча­лась жен­щина с печаль­ными гла­зами. Горь­ким был ее рас­сказ. Сгорел в деревне дом. С двумя малень­кими детьми она оста­лась в одно­ча­сье без крыши над голо­вой, без вещей, без денег. На первое время их при­ютили соседи. Мужа нет, род­ствен­ни­ков тоже. Как жить дальше, не знает. А пока — ходит вот, поби­ра­ется Христа ради.

На дворе стоял девя­но­сто вось­мой год. В каком-то смысле мы тоже были тогда без­дом­ными – с тремя детьми юти­лись в оче­ред­ном съем­ном жилье без удобств. Как тут не помочь чужой беде? Только вот помо­гать-то особо было нечем. Сами едва сво­дили концы с кон­цами. Ну, что делать: собрала жена немножко про­дук­тов, дала немножко денег, изви­ни­лась, что больше нечем поде­литься. Жен­щина побла­го­да­рила. А потом спро­сила, нет ли у нас какой-нибудь одежды для ее детей. Эх, как же мы обра­до­ва­лись, что хотя бы здесь можем помочь! Уж чего-чего, а этого добра у нас было в достатке. Долго выби­рали все самое под­хо­дя­щее, чтоб по сезону, по раз­ме­рам. Набрали два здо­ро­вен­ных пакета. Жен­щина была очень довольна, на про­ща­нье желала нам здо­ро­вья и всех благ.

…А теперь я стоял на гряз­ном про­селке, держал в руках эти вещички и не знал, как с ними посту­пить. На душе было тягостно, словно бы теперь уже мой дом сгорел, а кур­точки, шта­нишки и кофты — это все, что уце­лело на пожаре. Глупо, конечно… Однако бро­сить на дороге я их так и не смог. При­та­щил домой. И тайком, чтобы не огор­чать жену, спря­тал в сарае.

Прошло три месяца. Одна­жды захожу во двор и вижу: жена отсти­ры­вает в корыте эти самые даре­ные пого­рель­цам дет­ские вещи.

– Что, — говорю, — нашла «заначку»?

– Ага, — жена шмыг­нула носом. — Я их еще тогда, на дороге видела. Только не стала тебе гово­рить, чтобы не рас­стра­и­вать. А подо­брать не дога­да­лась.

Помол­чала и доба­вила тихо:

– Там еще и про­дукты были рас­ки­даны…

Думали мы, думали, что же это с нами при­клю­чи­лось, но так и не пришли ни к чему в своих думках. Просто пере­сти­рали все, да и отдали маль­чиш­кам дальше дона­ши­вать.

Двое в поезде

В моей жизни был случай, когда я не подал нищим ничего. Вернее, бывало-то их гораздо больше. Но именно этот вре­зался в память по-осо­бен­ному.

Рас­суж­дая о нищих, мы обычно под­ра­зу­ме­ваем под этим словом некий обоб­щен­ный типаж чело­века, кото­рый пусть и по-своему, но как-то все же устро­ился в жизни. На ум сразу при­хо­дят члены полу­кри­ми­наль­ных сооб­ществ, талант­ли­вые симу­лянты-оди­ночки или обыч­ные туне­ядцы, прин­ци­пи­ально не жела­ю­щие добы­вать хлеб насущ­ный чест­ным трудом. Однако за этими, самыми брос­кими и рас­про­стра­нен­ными вари­ан­тами нищен­ства суще­ствует еще один его пласт. Мы крайне мало знаем о нем, потому что в своей обы­ден­ной жизни прак­ти­че­ски не пере­се­ка­емся с его пред­ста­ви­те­лями. Но если это все же про­ис­хо­дит, такие встречи запо­ми­на­ются на всю жизнь.

В тот день я ехал на при­го­род­ной элек­тричке домой. При­гре­вало апрель­ское солнце. Моло­дой зеле­нью све­ти­лись за окном дере­вья. На душе было хорошо, как это бывает лишь весной в такие вот пого­жие деньки. И тут в вагон вошли двое. Назвать их муж­чи­ной и жен­щи­ной можно было лишь потому, что так уж при­нято назы­вать раз­но­по­лых особей люд­ского рода. Чело­ве­че­ский облик едва уга­ды­вался в них за какой-то совер­шенно неве­ро­ят­ной вето­шью, состав­ляв­шей их одежду. Ничего подоб­ного я не видал на живых людях ни до, ни после. Заса­лен­ные, полу­ис­тлев­шие, гряз­ные до полной потери цвета мерз­кие тряпки, когда-то бывшие кофтой, брю­ками, пиджа­ком…

И лица у них были под стать оде­я­нию: одут­ло­ва­тые, заплыв­шие, не крас­ные даже, а какие-то бурые. Муж­чина был без­гла­зым. Веки над пустыми глаз­ни­цами сви­сали у него до сере­дины щек, как у гого­лев­ского Вия. По чер­ному от грязи ворот­нику бро­дили круп­ные вши. Жен­щина-пово­дырь шла впе­реди него по вагону с помя­той кон­серв­ной банкой в руке. Слепой дер­жался сзади за резинку ее рейтуз. Но окон­ча­тельно вогнал меня в ступор даже не вид их, а запах. Вернее — чудо­вищ­ная, непе­ре­да­ва­е­мая сло­вами вонь. Чем от них несло — амми­а­ком, гнилью, прелью, раз­ла­га­ю­щимся чело­ве­че­ским телом — Бог весть как это все еще можно назвать. Они мед­ленно шли мимо меня, не про­из­нося ни слова. А я смот­рел и смот­рел на них, цепе­нея от уви­ден­ного. Даже в голову мне раньше не при­хо­дило, что люди могут дойти до такого края. Наивно дума­лось, что у нищеты бывают какие-то пре­делы…

Нищие вышли в тамбур и напра­ви­лись в сле­ду­ю­щий вагон. Ото­ро­пев­шие пас­са­жиры пришли в себя и дружно бро­си­лись откры­вать окна. Зазву­чали со всех сторон воз­му­щен­ные вари­а­ции на тему: «Как можно поз­во­лять воню­чим бомжам захо­дить в элек­трички!»

А я думал о том, что перед такой огром­ной чужой бедой чело­век попро­сту бес­си­лен. Да, тогда я рас­те­рялся. И не бросил в их жалкую баночку ни копейки. Но даже если бы я отдал все, что у меня было с собой — деньги, одежду, сумку с кни­гами, — все равно это ничего не изме­нило бы в их страш­ной жизни. Это и жизнью-то назвать язык не пово­ра­чи­ва­ется.

Наташа

Впер­вые она появи­лась у нас в доме с огром­ным живо­том и малень­ким хмурым маль­чи­ком, вце­пив­шимся в ее подол. Моло­дая измож­ден­ная жен­щина на послед­них сроках бере­мен­но­сти про­сила пода­я­ния. Рас­ска­зала свою нехит­рую исто­рию: дет­до­мовка, вышла замуж, жили в Гроз­ном. Нача­лась война, муж погиб. Его род­ствен­ники от нее отка­за­лись. Оста­лась одна с ребен­ком, да еще и бере­мен­ная. Дело про­ис­хо­дило в самый разгар первой чечен­ской кам­па­нии. Я лично знал в нашем краю пару-тройку людей с подоб­ными судь­бами. Сорван­ные войной с родных мест, без жилья, без средств к суще­ство­ва­нию, они нахо­дили себе приют в рос­сий­ской глу­бинке — благо, бро­шен­ных домов в пусте­ю­щих дерев­нях хва­тало на всех…

Наташу посе­лили в недо­стро­ен­ном обще­жи­тии мест­ного ПТУ, в ком­нате без отоп­ле­ния. Для лет­него сезона жилище вполне под­хо­дя­щее. О том же, что будет зимой, она ста­ра­лась не думать. Мы помо­гали ей, чем могли, — день­гами, едой, вещами. Через несколько недель Наташа родила еще одного маль­чика и пере­бра­лась в сосед­ний рай­центр, где власти нашли ей более под­хо­дя­щее жилье. Но нас она время от вре­мени наве­щала, поскольку кор­ми­лась, как и прежде, нищен­ством. Дет­ские посо­бия были тогда совсем мизер­ными, а полу­чить работу в ее поло­же­нии было прак­ти­че­ски нере­ально. Правда, позже она дважды пыта­лась устро­иться убор­щи­цей — сна­чала в школе, потом в Доме куль­туры. Но дети посто­янно хво­рали, при­хо­ди­лось отпра­ши­ваться, брать боль­нич­ные… А тут, в при­дачу ко всем бедам, у нее самой откры­лась язвен­ная болезнь. Ну кому нужна такая убор­щица? Короче, рабо­тать не полу­чи­лось. Теперь, уже с двумя детьми в вечно лома­ю­щейся коляске, она ходила от дома к дому, наде­ясь лишь на люд­ское мило­сер­дие. У нас она иногда оста­нав­ли­ва­лась отдох­нуть часок-другой. Ела очень мало.

Худая, с чер­ными полу­кру­жьями под гла­зами, вечно устав­шая до полу­смерти. К нам в Жиздру она при­ез­жала поби­раться не от хоро­шей жизни — в сосед­нем рай­цен­тре народ был куда жестче. Слу­ча­лось, в подъ­ез­дах тамош­них «хру­ще­вок» ее изби­вали и даже спус­кали с лест­ницы. Мест­ная шпана несколько раз отби­рала у нее собран­ные с таким риском крохи. У нас же она в каждый приезд обхо­дила несколько домов, где ее давно знали. Появ­ля­лась неча­сто — раз в две-три недели. Если Наташи долго не было, мы с женой начи­нали вол­но­ваться: уж не слу­чи­лось ли чего? Зна­ком­ство наше про­дол­жа­лось несколько лет.

Одна­жды я раз­го­во­рился с женой нашего свя­щен­ника, кото­рая тоже все это время помо­гала Наташе. И не сразу смог осмыс­лить услы­шан­ное. Дело в том, что матушке она рас­ска­зы­вала о себе совсем другую исто­рию. Не помню всех подроб­но­стей, но в этом вари­анте Ната­ши­ных зло­клю­че­ний ника­кой Чечни не было и в помине. Зато детей у нее ока­за­лось уже не двое, а… пятеро! И про­пи­сана она была в Овсо­роке — деревне, где еще с после­во­ен­ных времен обос­но­вался цыган­ский табор. Все это матушка своими гла­зами прочла в ее пас­порте, кото­рый Наташа сама пока­зы­вала. А при­ход­ские все­зна­ю­щие бабульки гово­рили еще более инте­рес­ные вещи: будто живет она там пре­спо­койно с мужем-цыга­ном. А к нам ездит, потому что таков наци­о­наль­ный обычай — цыган­ская жена должна про­мыш­лять либо гада­нием, либо попро­шай­ни­че­ством. Вот ведь какая версия: хочешь — верь, хочешь — нет… Я — не хотел. Потому что лично знал Наташу не один год и верил своим глазам больше, чем досу­жим рос­сказ­ням. Ну не укла­ды­ва­лось у меня такое в голове, и все тут!

А закон­чи­лась эта исто­рия сле­ду­ю­щим обра­зом. Одна­жды поехали мы с женой за какой-то надоб­но­стью в тот самый сосед­ний рай­центр. Влезли в битком наби­тый авто­бус. К сере­дине пути в салоне стало попро­стор­ней. Мы пере­бра­лись на заднюю пло­щадку, где осво­бо­ди­лись места. И уви­дели прямо перед собой… Наташу. С пятью детьми. И с коре­на­стым цыга­ном в обнимку. Она сразу же сде­лала вид, будто не заме­чает нас. Мы тоже ста­ра­лись не смот­реть в ее сто­рону. Это стоило нам всем зна­чи­тель­ных усилий, поскольку сидели мы в двух шагах напро­тив друг друга. Вскоре они сошли у какой-то при­до­рож­ной дере­вушки. С тех пор Наташу я больше не встре­чал.

Два смысла мило­стыни

Ни в коем случае не оспа­ри­вая чьей-либо точки зрения, сразу хочу ска­зать: я ста­ра­юсь по мере сил пода­вать каж­дому, кто ко мне обра­ща­ется (за исклю­че­нием, разве что, откро­венно пьяных). Мне кажется, что за всеми этими спо­рами и обсуж­де­ни­ями на тему «кому дать, кому не дать» мы неза­метно ушли в сто­рону от хри­сти­ан­ского пони­ма­ния мило­стыни и теперь рас­смат­ри­ваем ее лишь как соци­аль­ное поня­тие. А ведь это далеко не одно и то же.

В хри­сти­ан­стве мы при­званы делами мило­сер­дия исправ­лять самих себя; учиться любить ближ­него не на словах, а на деле; мило­сты­ней лечить свою душу. Каза­лось бы, оче­вид­ная мысль. Но сего­дня мы почему-то куда более оза­бо­чены совсем дру­гими про­бле­мами: как потра­тит нищий полу­чен­ные от нас деньги? Не напьется ли на них? Не согре­шит ли с их помо­щью? А может быть, он и вовсе под­поль­ный мил­ли­о­нер и афе­рист?

И здесь нам неиз­бежно при­хо­дится делать вывод: подав­ля­ю­щее боль­шин­ство сего­дняш­них нищих — «непра­виль­ные». То есть – не соот­вет­ству­ю­щие нашим высо­ким тре­бо­ва­ниям к насто­я­щему, доб­ро­со­вест­ному нищему, кото­рому мы могли бы вру­чить мило­стыню с твер­дой уве­рен­но­стью в том, что он потра­тит ее исклю­чи­тельно на благое дело. Пыта­ясь уга­дать, как про­ся­щий рас­по­ря­дится полу­чен­ными день­гами, мы, по сути, выно­сим ему при­го­вор. То есть уже загодя счи­таем его мошен­ни­ком, пья­ни­цей, туне­яд­цем и т. д. И самое глав­ное — пони­маем вдруг, что не любим этого чело­века. А значит, денег ему не дадим.

Вот это я и назы­ваю соци­аль­ным под­хо­дом, когда «хоро­шим» нищим мы даем мило­стыню, «плохим» — нет. А ведь и в еван­гель­ские вре­мена нищие едва ли были более нрав­ствен­ным наро­дом, чем теперь. Однако Хри­стос ясно и недву­смыс­ленно сказал: про­ся­щему — дай. Любому. Каж­дому, кто к тебе обра­тится. И вовсе не потому, что он достоин пода­я­ния, а совсем по другой при­чине: каким бы он ни был плохим и нечест­ным, мы все равно при­званы отне­стись к нему с любо­вью. Иначе и сами отпа­дем от Любви Божьей. Вот чего нужно дей­стви­тельно бояться, а не гадать — жулик этот несчаст­ный или нет.

Одна­жды я столк­нулся в мага­зине с нищен­кой, поку­пав­шей пиво на только что выпро­шен­ные у меня деньги. Сперва, конечно, воз­му­тился. А потом поду­мал: ну а что, разве я сам нико­гда не поку­пал себе пивка в охотку? Какая раз­ница-то? Вот, Гос­подь посы­лает мне деньги, и я трачу их по своему усмот­ре­нию. В том числе и на пиво. И нищенке Гос­подь тоже послал деньги, на этот раз — через меня. И она точно так же сво­бодна рас­по­ря­жаться ими. Так что же тогда меня воз­му­щает в ее выборе, за кото­рый я себя, кстати, нико­гда не осуж­дал?

А воз­му­щает меня сле­ду­ю­щее: когда я пони­маю, что поби­рушка может за день насо­би­рать в боль­шом городе денег больше, чем я сам за этот же день зара­ба­ты­ваю, то пода­вать мило­стыню как-то уже и не хочется. Ну не хочется мне, чтобы тот, кому я помо­гаю, жил лучше, чем я! Вот если гаран­ти­ро­вано, что его усло­вия жизни хуже моих, тогда подам без про­блем. Только где ж ее взять, такую гаран­тию? Справку о дохо­дах у нищих спра­ши­вать? Или част­ного детек­тива нани­мать, чтоб про­сле­дил, как они рас­хо­дуют полу­чен­ные от меня сред­ства?

Такие вот мысли… Горь­кие и гадкие, если честно.

Запо­тев­шая денежка

Есть такой святой – Иоанн Мило­сти­вый, пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский. Одна­жды его слуги заме­тили в толпе нищих несколько хорошо одетых девиц, также про­сив­ших пода­я­ния. На вопрос слуг, пода­вать ли мило­стыню и им тоже, он отве­тил: «Если вы дей­стви­тельно рабы Хри­стовы, то пода­вайте так, как Хри­стос пове­лел, не взирая на лица и не рас­спра­ши­вая о жизни тех, кому даете». И ведь это сказал не кто-то, а святой, вошед­ший в исто­рию Церкви под именем Мило­сти­вого. То есть – осу­ще­ствив­шего доб­ро­де­тель мило­стыни так, как она должна быть осу­ществ­лена и всеми нами. Ну как же мне с ним спо­рить? И на каком осно­ва­нии?

Я ста­ра­юсь каж­дому обра­тив­ше­муся дать хотя бы что-нибудь. Не наде­ясь особо изме­нить его жизнь к луч­шему — ну что там изме­нит моя десятка? — а просто для того, чтобы самому остаться чело­ве­ком и не смот­реть на несчаст­ного опу­стив­ше­гося бро­дягу как на ник­чем­ный отброс. В днев­ни­ках Тараса Шев­ченко есть страш­ная запись: «Шел я в декабре по набе­реж­ной. Навстречу босяк. Дай, гово­рит, алтын. Я поле­нился рас­сте­ги­вать свитку. Бог, отве­чаю, подаст. Иду дальше, слышу — плеск воды. Воз­вра­ща­юсь бегом. Ока­зы­ва­ется, нищий мой в про­руби уто­пился. Люди собра­лись, при­става зовут… С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил изме­рить на мне предел чело­ве­че­ской жесто­ко­сти…»

Я не знаю, почему обра­тив­шийся ко мне с прось­бой чело­век ока­зался в бед­ствен­ном поло­же­нии. Не знаю, что им движет. Ничего о нем не знаю, кроме того, что сам он о себе рас­ска­зал. И не дай мне Бог в таких слу­чаях при­нять насто­я­щую люд­скую беду за ловкое мошен­ни­че­ство. Уж лучше я еще сто раз оши­бусь в другую сто­рону, чем хотя бы одна­жды ока­жусь мери­лом жесто­ко­сти для под­линно бед­ству­ю­щего.

Ника­кие свя­то­оте­че­ские цитаты не смогут меня в этом раз­убе­дить. Конечно, фраза из Дидахе о запо­тев­шей в руке мило­стыне — очень силь­ный аргу­мент. Но только в том случае, если она цити­ру­ется вне кон­тек­ста. Потому что стро­кой выше там же, в первой главе Дидахе, напи­сано: Вся­кому про­ся­щему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раз­да­ва­емо от даров каж­дого. Блажен дающий по запо­веди, ибо он непо­ви­нен. Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он непо­ви­нен; а не име­ю­щий нужды даст отчет, зачем и на что он взял…

И цитата из Васи­лия Вели­кого, несмотря на всю свою убе­ди­тель­ность, в данном случае не рабо­тает, поскольку речь в ней идет о совер­шенно иной ситу­а­ции. При­ве­ден­ные мною в начале статьи слова свя­ти­теля взяты из настав­ле­ния чело­веку, кото­рый решил раз­дать все свое иму­ще­ство без остатка. К нему-то обра­ща­ясь, и пишет Васи­лий Вели­кий: …не на себя должно брать раз­да­я­ние имения, но пору­чить тому, на кого воз­ло­жено рас­по­ря­жаться делами бедных. …Ибо нужна опыт­ность, чтобы раз­ли­чить истинно нуж­да­ю­ще­гося и про­ся­щего по любо­с­тя­жа­тель­но­сти. Оста­ется лишь удив­ляться, с какой лег­ко­стью и посто­ян­ством иска­жа­ется смысл этих слов в мно­го­чис­лен­ных пуб­ли­ка­циях, где они при­во­дятся в каче­стве дока­за­тель­ства прямо про­ти­во­по­лож­ной мысли. Васи­лий Вели­кий при­зы­вает собе­сед­ника не зани­маться бла­го­тво­ри­тель­но­стью лично, по при­чине отсут­ствия опыта. У нас же сего­дня эта фраза часто вос­при­ни­ма­ется едва ли не как тре­бо­ва­ние ко всем и каж­дому руко­вод­ство­ваться такой опыт­но­стью. Но ведь нет ее почти ни у кого, за ред­чай­шим исклю­че­нием. И у меня тоже нет.

А вот нищие вокруг – есть. И время от вре­мени обра­ща­ются ко мне с прось­бой о мило­стыне. Плохие, обман­щики, воры, пья­ницы – Бог весть, кто они там такие. И что мне с ними делать? Да, Иоанн Крон­штадт­ский любил повто­рять слова о запо­тев­шей в руке мило­стыне. Но ведь как же он и бла­го­тво­рил при этом! Сколько раз жена корила крон­штадт­ского пас­тыря за то, что он воз­вра­щался вече­ром домой без сапог, пода­рив их на улице оче­ред­ному босяку! Вот бы в чем рав­няться на Пра­вед­ника. Иначе полу­ча­ется, что мило­стыня у меня в руке потеет, а сапоги-то на месте…

Жизнь наша не такая уж и долгая. Как мы ее ни про­жи­вем — в нищете ли, в богат­стве – все равно через какое-то время она закон­чится. И един­ствен­ный ее резуль­тат для всех будет лишь в одном: научи­лись ли мы любить дру­гого чело­века? Научи­лись ли видеть сквозь все его недо­статки образ Божий?

Да, мне трудно с любо­вью отне­стись к нищему. А ему трудно с любо­вью отне­стись ко мне. И купюра в кружку не изме­нит чужой жизни. Но с моей сто­роны она может стать делом любви, а нищему помо­жет смот­реть на меня хотя бы без непри­язни.

Впро­чем, об этом ска­зано еще так: пусть запо­теет мило­стыня твоя в руках твоих, прежде чем узна­ешь, кому даешь. Хоро­шие и пра­виль­ные слова. Вот только к себе я их при­ме­рить никак не могу. Потому что боюсь так и остаться с сопрев­шей в кулаке денеж­кой, для кото­рой не нашлось «достой­ного» нищего.

Источник

Приблизительное время чтения: 15 мин.

что значит пусть милостыня запотеет в руке твоей. Смотреть фото что значит пусть милостыня запотеет в руке твоей. Смотреть картинку что значит пусть милостыня запотеет в руке твоей. Картинка про что значит пусть милостыня запотеет в руке твоей. Фото что значит пусть милостыня запотеет в руке твоей

Иногда делаешь все вроде бы правильно, а душа не на месте. У меня так бывает всякий раз, когда иду вдоль шеренги помятых личностей, выпрашивающих на подходах к храму денежку «во славу Божию». Или когда в метро вижу очередную печальную женщину с картонкой в руках: «Помогите Христа ради! Умирает сын-дочь-внук-муж». Или когда поддатый инвалид в армейской форме пристает к водителям, пока машины стоят в пробке у железнодорожного переезда.

Ведь сто раз уже, наверное, видел по телевизору репортажи о подобных способах «разводки на жалость». И в глубине души склонен считать, что так оно все и есть: денежку, полученную возле храма «во славу Божию», помятые личности тут же потратят на горячительные напитки, у женщины из метро никто не умирает, а пьяный инвалид — наемник мафии. Все так. Только вот душа… Как-то она все же беспокоится, если прохожу мимо таких «неправильных» нищих, ничего не подав. Неуютно ей тогда бывает, душе. Мается она потом. Будто спрашивает, мол, что ж ты, христианин? Тебе ведь ясно заповедано: просящему — дай. А ты чего?

А я ей тут же в ответ слова Василия Великого: …нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своей нищетою. Вот так. Поспорь, душа, со святителем! А если мало этих слов — добавлю еще и из Дидахе: …пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь. И в придачу укажу еще на Иоанна Кронштадтского, который очень любил эту цитату и часто упоминал ее. Короче, неоспоримо и авторитетно докажу своей душе, что подавать милостыню невесть кому — дело душевредное и богопротивное. Вроде бы и докажу, и объясню, и на Отцов сошлюсь… а только мимо все. Она, глупая, все равно чего-то болит, тревожится. И никакие авторитеты ей тут не указ.

Мое отношение к нищим формировалось достаточно долго, под впечатлением ряда наблюдений, встреч и знакомств с людьми этого круга. О некоторых из них я хотел бы вкратце рассказать.

После пожара

Смотреть на это было страшно. По грязноватому весеннему снегу разметались цветастым пунктиром одежки моих детей. Я шел вдоль обочины и почти машинально подбирал желтую Антошкину курточку, синие штанишки Никиты, свитер, связанный для Глеба бабушкой Олей… А потом растерянно стоял на дороге с охапкой мокрой испачканной детской одежды. И не понимал, что нужно делать дальше.

За пару дней до этого к нам постучалась женщина с печальными глазами. Горьким был ее рассказ. Сгорел в деревне дом. С двумя маленькими детьми она осталась в одночасье без крыши над головой, без вещей, без денег. На первое время их приютили соседи. Мужа нет, родственников тоже. Как жить дальше, не знает. А пока — ходит вот, побирается Христа ради.

На дворе стоял девяносто восьмой год. В каком-то смысле мы тоже были тогда бездомными – с тремя детьми ютились в очередном съемном жилье без удобств. Как тут не помочь чужой беде? Только вот помогать-то особо было нечем. Сами едва сводили концы с концами. Ну, что делать: собрала жена немножко продуктов, дала немножко денег, извинилась, что больше нечем поделиться. Женщина поблагодарила. А потом спросила, нет ли у нас какой-нибудь одежды для ее детей. Эх, как же мы обрадовались, что хотя бы здесь можем помочь! Уж чего-чего, а этого добра у нас было в достатке. Долго выбирали все самое подходящее, чтоб по сезону, по размерам. Набрали два здоровенных пакета. Женщина была очень довольна, на прощанье желала нам здоровья и всех благ.

. А теперь я стоял на грязном проселке, держал в руках эти вещички и не знал, как с ними поступить. На душе было тягостно, словно бы теперь уже мой дом сгорел, а курточки, штанишки и кофты — это все, что уцелело на пожаре. Глупо, конечно. Однако бросить на дороге я их так и не смог. Притащил домой. И тайком, чтобы не огорчать жену, спрятал в сарае.

Прошло три месяца. Однажды захожу во двор и вижу: жена отстирывает в корыте эти самые дареные погорельцам детские вещи.

— Что, — говорю, — нашла «заначку»?

— Ага, — жена шмыгнула носом. — Я их еще тогда, на дороге видела. Только не стала тебе говорить, чтобы не расстраивать. А подобрать не догадалась.

Помолчала и добавила тихо:

— Там еще и продукты были раскиданы…

Думали мы, думали, что же это с нами приключилось, но так и не пришли ни к чему в своих думках. Просто перестирали все, да и отдали мальчишкам дальше донашивать.

Двое в поезде

В моей жизни был случай, когда я не подал нищим ничего. Вернее, бывало-то их гораздо больше. Но именно этот врезался в память по-особенному.

Рассуждая о нищих, мы обычно подразумеваем под этим словом некий обобщенный типаж человека, который пусть и по-своему, но как-то все же устроился в жизни. На ум сразу приходят члены полукриминальных сообществ, талантливые симулянты-одиночки или обычные тунеядцы, принципиально не желающие добывать хлеб насущный честным трудом. Однако за этими, самыми броскими и распространенными вариантами нищенства существует еще один его пласт. Мы крайне мало знаем о нем, потому что в своей обыденной жизни практически не пересекаемся с его представителями. Но если это все же происходит, такие встречи запоминаются на всю жизнь.

В тот день я ехал на пригородной электричке домой. Пригревало апрельское солнце. Молодой зеленью светились за окном деревья. На душе было хорошо, как это бывает лишь весной в такие вот погожие деньки. И тут в вагон вошли двое. Назвать их мужчиной и женщиной можно было лишь потому, что так уж принято называть разнополых особей людского рода. Человеческий облик едва угадывался в них за какой-то совершенно невероятной ветошью, составлявшей их одежду. Ничего подобного я не видал на живых людях ни до, ни после. Засаленные, полуистлевшие, грязные до полной потери цвета мерзкие тряпки, когда-то бывшие кофтой, брюками, пиджаком…

И лица у них были под стать одеянию: одутловатые, заплывшие, не красные даже, а какие-то бурые. Мужчина был безглазым. Веки над пустыми глазницами свисали у него до середины щек, как у гоголевского Вия. По черному от грязи воротнику бродили крупные вши. Женщина-поводырь шла впереди него по вагону с помятой консервной банкой в руке. Слепой держался сзади за резинку ее рейтуз. Но окончательно вогнал меня в ступор даже не вид их, а запах. Вернее — чудовищная, непередаваемая словами вонь. Чем от них несло — аммиаком, гнилью, прелью, разлагающимся человеческим телом — Бог весть как это все еще можно назвать. Они медленно шли мимо меня, не произнося ни слова. А я смотрел и смотрел на них, цепенея от увиденного. Даже в голову мне раньше не приходило, что люди могут дойти до такого края. Наивно думалось, что у нищеты бывают какие-то пределы…

Нищие вышли в тамбур и направились в следующий вагон. Оторопевшие пассажиры пришли в себя и дружно бросились открывать окна. Зазвучали со всех сторон возмущенные вариации на тему: «Как можно позволять вонючим бомжам заходить в электрички!»

А я думал о том, что перед такой огромной чужой бедой человек попросту бессилен. Да, тогда я растерялся. И не бросил в их жалкую баночку ни копейки. Но даже если бы я отдал все, что у меня было с собой — деньги, одежду, сумку с книгами, — все равно это ничего не изменило бы в их страшной жизни. Это и жизнью-то назвать язык не поворачивается.

Наташа

Впервые она появилась у нас в доме с огромным животом и маленьким хмурым мальчиком, вцепившимся в ее подол. Молодая изможденная женщина на последних сроках беременности просила подаяния. Рассказала свою нехитрую историю: детдомовка, вышла замуж, жили в Грозном. Началась война, муж погиб. Его родственники от нее отказались. Осталась одна с ребенком, да еще и беременная. Дело происходило в самый разгар первой чеченской кампании. Я лично знал в нашем краю пару-тройку людей с подобными судьбами. Сорванные войной с родных мест, без жилья, без средств к существованию, они находили себе приют в российской глубинке — благо, брошенных домов в пустеющих деревнях хватало на всех…

Наташу поселили в недостроенном общежитии местного ПТУ, в комнате без отопления. Для летнего сезона жилище вполне подходящее. О том же, что будет зимой, она старалась не думать. Мы помогали ей, чем могли, — деньгами, едой, вещами. Через несколько недель Наташа родила еще одного мальчика и перебралась в соседний райцентр, где власти нашли ей более подходящее жилье. Но нас она время от времени навещала, поскольку кормилась, как и прежде, нищенством. Детские пособия были тогда совсем мизерными, а получить работу в ее положении было практически нереально. Правда, позже она дважды пыталась устроиться уборщицей — сначала в школе, потом в Доме культуры. Но дети постоянно хворали, приходилось отпрашиваться, брать больничные… А тут, в придачу ко всем бедам, у нее самой открылась язвенная болезнь. Ну кому нужна такая уборщица? Короче, работать не получилось. Теперь, уже с двумя детьми в вечно ломающейся коляске, она ходила от дома к дому, надеясь лишь на людское милосердие. У нас она иногда останавливалась отдохнуть часок-другой. Ела очень мало.

Худая, с черными полукружьями под глазами, вечно уставшая до полусмерти. К нам в Жиздру она приезжала побираться не от хорошей жизни — в соседнем райцентре народ был куда жестче. Случалось, в подъездах тамошних «хрущевок» ее избивали и даже спускали с лестницы. Местная шпана несколько раз отбирала у нее собранные с таким риском крохи. У нас же она в каждый приезд обходила несколько домов, где ее давно знали. Появлялась нечасто — раз в две-три недели. Если Наташи долго не было, мы с женой начинали волноваться: уж не случилось ли чего? Знакомство наше продолжалось несколько лет.

Однажды я разговорился с женой нашего священника, которая тоже все это время помогала Наташе. И не сразу смог осмыслить услышанное. Дело в том, что матушке она рассказывала о себе совсем другую историю. Не помню всех подробностей, но в этом варианте Наташиных злоключений никакой Чечни не было и в помине. Зато детей у нее оказалось уже не двое, а… пятеро! И прописана она была в Овсороке — деревне, где еще с послевоенных времен обосновался цыганский табор. Все это матушка своими глазами прочла в ее паспорте, который Наташа сама показывала. А приходские всезнающие бабульки говорили еще более интересные вещи: будто живет она там преспокойно с мужем-цыганом. А к нам ездит, потому что таков национальный обычай — цыганская жена должна промышлять либо гаданием, либо попрошайничеством. Вот ведь какая версия: хочешь — верь, хочешь — нет… Я — не хотел. Потому что лично знал Наташу не один год и верил своим глазам больше, чем досужим россказням. Ну не укладывалось у меня такое в голове, и все тут!

А закончилась эта история следующим образом. Однажды поехали мы с женой за какой-то надобностью в тот самый соседний райцентр. Влезли в битком набитый автобус. К середине пути в салоне стало попросторней. Мы перебрались на заднюю площадку, где освободились места. И увидели прямо перед собой… Наташу. С пятью детьми. И с коренастым цыганом в обнимку. Она сразу же сделала вид, будто не замечает нас. Мы тоже старались не смотреть в ее сторону. Это стоило нам всем значительных усилий, поскольку сидели мы в двух шагах напротив друг друга. Вскоре они сошли у какой-то придорожной деревушки. С тех пор Наташу я больше не встречал.

Два смысла милостыни

Ни в коем случае не оспаривая чьей-либо точки зрения, сразу хочу сказать: я стараюсь по мере сил подавать каждому, кто ко мне обращается (за исключением, разве что, откровенно пьяных). Мне кажется, что за всеми этими спорами и обсуждениями на тему «кому дать, кому не дать» мы незаметно ушли в сторону от христианского понимания милостыни и теперь рассматриваем ее лишь как социальное понятие. А ведь это далеко не одно и то же.

В христианстве мы призваны делами милосердия исправлять самих себя; учиться любить ближнего не на словах, а на деле; милостыней лечить свою душу. Казалось бы, очевидная мысль. Но сегодня мы почему-то куда более озабочены совсем другими проблемами: как потратит нищий полученные от нас деньги? Не напьется ли на них? Не согрешит ли с их помощью? А может быть, он и вовсе подпольный миллионер и аферист?

И здесь нам неизбежно приходится делать вывод: подавляющее большинство сегодняшних нищих — «неправильные». То есть — не соответствующие нашим высоким требованиям к настоящему, добросовестному нищему, которому мы могли бы вручить милостыню с твердой уверенностью в том, что он потратит ее исключительно на благое дело. Пытаясь угадать, как просящий распорядится полученными деньгами, мы, по сути, выносим ему приговор. То есть уже загодя считаем его мошенником, пьяницей, тунеядцем и т. д. И самое главное — понимаем вдруг, что не любим этого человека. А значит, денег ему не дадим.

Вот это я и называю социальным подходом, когда «хорошим» нищим мы даем милостыню, «плохим» — нет. А ведь и в евангельские времена нищие едва ли были более нравственным народом, чем теперь. Однако Христос ясно и недвусмысленно сказал: просящему — дай. Любому. Каждому, кто к тебе обратится. И вовсе не потому, что он достоин подаяния, а совсем по другой причине: каким бы он ни был плохим и нечестным, мы все равно призваны отнестись к нему с любовью. Иначе и сами отпадем от Любви Божьей. Вот чего нужно действительно бояться, а не гадать — жулик этот несчастный или нет.

Однажды я столкнулся в магазине с нищенкой, покупавшей пиво на только что выпрошенные у меня деньги. Сперва, конечно, возмутился. А потом подумал: ну а что, разве я сам никогда не покупал себе пивка в охотку? Какая разница-то? Вот, Господь посылает мне деньги, и я трачу их по своему усмотрению. В том числе и на пиво. И нищенке Господь тоже послал деньги, на этот раз — через меня. И она точно так же свободна распоряжаться ими. Так что же тогда меня возмущает в ее выборе, за который я себя, кстати, никогда не осуждал?

А возмущает меня следующее: когда я понимаю, что побирушка может за день насобирать в большом городе денег больше, чем я сам за этот же день зарабатываю, то подавать милостыню как-то уже и не хочется. Ну не хочется мне, чтобы тот, кому я помогаю, жил лучше, чем я! Вот если гарантировано, что его условия жизни хуже моих, тогда подам без проблем. Только где ж ее взять, такую гарантию? Справку о доходах у нищих спрашивать? Или частного детектива нанимать, чтоб проследил, как они расходуют полученные от меня средства?

Такие вот мысли. Горькие и гадкие, если честно.

Запотевшая денежка

Есть такой святой — Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский. Однажды его слуги заметили в толпе нищих несколько хорошо одетых девиц, также просивших подаяния. На вопрос слуг, подавать ли милостыню и им тоже, он ответил: «Если вы действительно рабы Христовы, то подавайте так, как Христос повелел, не взирая на лица и не расспрашивая о жизни тех, кому даете». И ведь это сказал не кто-то, а святой, вошедший в историю Церкви под именем Милостивого. То есть — осуществившего добродетель милостыни так, как она должна быть осуществлена и всеми нами. Ну как же мне с ним спорить? И на каком основании?

Я стараюсь каждому обратившемуся дать хотя бы что-нибудь. Не надеясь особо изменить его жизнь к лучшему — ну что там изменит моя десятка? — а просто для того, чтобы самому остаться человеком и не смотреть на несчастного опустившегося бродягу как на никчемный отброс. В дневниках Тараса Шевченко есть страшная запись: «Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу — плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут. С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости. »

Я не знаю, почему обратившийся ко мне с просьбой человек оказался в бедственном положении. Не знаю, что им движет. Ничего о нем не знаю, кроме того, что сам он о себе рассказал. И не дай мне Бог в таких случаях принять настоящую людскую беду за ловкое мошенничество. Уж лучше я еще сто раз ошибусь в другую сторону, чем хотя бы однажды окажусь мерилом жестокости для подлинно бедствующего.

Никакие святоотеческие цитаты не смогут меня в этом разубедить. Конечно, фраза из Дидахе о запотевшей в руке милостыне — очень сильный аргумент. Но только в том случае, если она цитируется вне контекста. Потому что строкой выше там же, в первой главе Дидахе, написано: Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он неповинен; а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что он взял…

И цитата из Василия Великого, несмотря на всю свою убедительность, в данном случае не работает, поскольку речь в ней идет о совершенно иной ситуации. Приведенные мною в начале статьи слова святителя взяты из наставления человеку, который решил раздать все свое имущество без остатка. К нему-то обращаясь, и пишет Василий Великий: …не на себя должно брать раздаяние имения, но поручить тому, на кого возложено распоряжаться делами бедных. …Ибо нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. Остается лишь удивляться, с какой легкостью и постоянством искажается смысл этих слов в многочисленных публикациях, где они приводятся в качестве доказательства прямо противоположной мысли. Василий Великий призывает собеседника не заниматься благотворительностью лично, по причине отсутствия опыта. У нас же сегодня эта фраза часто воспринимается едва ли не как требование ко всем и каждому руководствоваться такой опытностью. Но ведь нет ее почти ни у кого, за редчайшим исключением. И у меня тоже нет.

А вот нищие вокруг — есть. И время от времени обращаются ко мне с просьбой о милостыне. Плохие, обманщики, воры, пьяницы — Бог весть, кто они там такие. И что мне с ними делать? Да, Иоанн Кронштадтский любил повторять слова о запотевшей в руке милостыне. Но ведь как же он и благотворил при этом! Сколько раз жена корила кронштадтского пастыря за то, что он возвращался вечером домой без сапог, подарив их на улице очередному босяку! Вот бы в чем равняться на Праведника. Иначе получается, что милостыня у меня в руке потеет, а сапоги-то на месте…

Жизнь наша не такая уж и долгая. Как мы ее ни проживем — в нищете ли, в богатстве — все равно через какое-то время она закончится. И единственный ее результат для всех будет лишь в одном: научились ли мы любить другого человека? Научились ли видеть сквозь все его недостатки образ Божий?

Да, мне трудно с любовью отнестись к нищему. А ему трудно с любовью отнестись ко мне. И купюра в кружку не изменит чужой жизни. Но с моей стороны она может стать делом любви, а нищему поможет смотреть на меня хотя бы без неприязни.

Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем узнаешь, кому даешь. Хорошие и правильные слова. Вот только к себе я их примерить никак не могу. Потому что боюсь так и остаться с сопревшей в кулаке денежкой, для которой не нашлось «достойного» нищего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *