что значит путь истина и жизнь
ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ
«Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанн. 14:6)
Если бы кто-то спросил, что для меня значит вера в Иисуса, я бы ответил этой евангельской цитатой. Каждое из ее слов захватывает своей бесконечностью. Каждое дополняется другим. С Богом истина динамична и жизненна, путь осмыслен и увлекателен, жизнь проходит в пути и в свете истины.
Мне не интересен путь без цели, меня ужасает жизнь без смысла, я опасаюсь истины вне жизни. Связка этих слов достойна долгих дискуссий, но сейчас мне хочется сказать о главном, что держит путь, истину и жизнь вместе, что поясняет, воплощает их, персонифицирует. Речь не об абстракциях, речь о личности.
Иисус говорит о Себе. Мы привыкли говорить об истине, пути и жизни в третьем лице Иисус говорит от первого лица. Что значит «Я» применительно к пути, истине и жизни? В Боге и через Бога человек обретает все. Лучше искать Бога, чем блуждать путями, разыскивать истину или прожигать жизнь.
Иисус – главный ориентир во всех, особенно мировоззренческих, смысложизненных, вопросах. Иисус как Воплощенный Бог сочетает в Себе уникальность, исключительность, и универсальность, всеохватность. Есть и конкретика пути, и ясность истины, и полнота жизни.
В Иисусе находим все ответы на вопросы о Боге, мире и человеке. Он содержит в Себе все. Без Него распадается всеобщая связь, дробится универсальный порядок. Пути водят кругами, истина заменяется удобной ложью, жизнь тускнеет. «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис.53:6).
Иисус – начало всего. Он — начало пути. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Иоан.10:9). Путь, который начинается с Иисусом, ведет к достойной цели, будет увлекательным и безопасным.
Бог — начало истины. Есть презумпции веры, без которых познание невозможно, ненаправляемо — «пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». Истина в ее полноте, откровение Бога в его завершенности даны в Иисусе: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан.1:17).
Иисус — начало жизни. Бог дает жизнь, без Него – прозябание, борьба за существование, выживание. Люди устроены зависимыми от Бога: «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян.17:27,28).
Не стоит тешить себя иллюзиями о перерождениях, о все новых последующих шансах. Жизнь дается в ее единственности. Уникальность жизни связана с тем, что ее не проектируют, не сочиняют, а получают от Бога как драгоценнейший дар.
Иисус явил Собой торжество жизни, когда родился чудесным образом и когда воскрес из мертвых. Для Его появления не нужна была причинно-следственная связь зачатия-рождения. Для Его воскресения не понадобилось внешнее вмешательство. Христос имел жизнь в Себе, был источником жизни. Жизнь во всем ее многообразии питается Божественными истоками. В Нем мы живы, без Него умираем.
Путь, истина и жизнь начинаются с Бога. Он – точка отсчета. Вне Его, минуя Его, человек теряет ориентиры. Можно ходить, познавать, жить. Но цели пути, смысла познания и счастья жизни вне Его системы координат не найти.
Все начинается с Личности. Тот, кто знает Иисуса, может найти путь, познать истину и жить с избытком. Напротив, без Бога нельзя идти путем, знать правду, достойно жить. Не получится, невозможно. Многие безуспешно ищут смысл жизни, свой путь, призвание, истинное знание. Кажется, что Бог будет итогом, конечным результатом человеческих усилий. Но на самом деле, Он начало. Не как идея, а как Личность.
Иисус – единственный ключ к самым важным вопросам жизни. Я могу много говорить о пути, иметь обширные познания и опыт жизни, но без Иисуса это лишено смысла, это блуждания в ночи и догадки слепого.
Истина, взятая абстрактно, без связи с Личностью, вырождается в свою противоположность. Наверное, поэтому Достоевский признавался, что предпочел бы остаться с Христом без истины, чем с истиной без Христа.
Христос не только знает путь, Он Сам есть путь.
Христос не только дает нужное для жизни, Он Сам есть жизнь.
Христос не только открывает истину, Он Сам есть истина.
В Иисусе Бог стал видимым. Это путь, ведущий в вечность. Это истина, воплощенная в материи. Это жизнь, торжествующая в смертном теле.
Бог стал видимым на время для ограниченного круга людей, чтобы затем, после воскресения Иисуса, открыться как Дух и стать доступным для всех. Бог присутствует в самых сложных обстоятельствах, пребывает с учениками даже тогда, когда мир этого не видит (Иоанн. 14:17).
Это путь, на котором всегда рядом провожатый. Это истина, которая всегда доступна. Это жизнь, в которой всегда есть высший смысл.
Иисус – единственный путь к Богу. Его единственность всегда вызывала самые жаркие споры. Зерно истины, искра Божья есть во многих идеях и традициях, но лишь как возможность, след, намек. Иисус – тот ориентир, без которого путь превращается в хождение по кругу.
Без Христа любая религия, в том числе христианская, становится лабиринтом мнений и догадок. Ученики спрашивают Иисуса о тайнах религии, а Он говорит о себе. Иисус – единственный ответ на сложные религиозные вопросы, дискуссии о судьбах мира, будущем человека.
Все пути ведут в Рим. Не все пути ведут к Богу. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф.7:13-14). Путь Иисуса – это не удобство широкого мировоззрения, когда можно жить как угодно и надеяться на милость Божью. Это нравственная конкретика, требующая волевых усилий.
Многие пути ведут, но не все из них приводят. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Прит.14:12)
Иисус – это вся полнота истины. Истина удивляет, не вмещается в привычную матрицу. Истина радикальна. Иисус не спекулирует истиной, не угождает подачками, не дает человеку то, что он хочет. Божья Истина целостна и чиста, открывает глаза, исцеляет.
В личности Христа – откровенная правда, разгадка всех тайн человеческого пути. Истина Иисуса доступна, открыта, светла, не эзотерична, не элитарна. Но ее нельзя назвать и дешевой, популистской, удобной.
Тщетная любознательность и циничная софистика от истины далеки. Истина – не только знание, но и жизнь в соответствии с этим знанием.
В спорах истина не рождается. Споры не предполагают серьезных, судьбоносных выводов. Даже задумчивый Пилат упустил свой шанс познать истину и изменить жизнь. «Пилат сказал Ему: что есть истина?» Иоан.18:38. Спросил и продолжил свое дело. Что-то узнал, но ничего менять не стал. Очевидно, нужно мужество и решительность, чтобы посмотреть в глаза истине, принять ее, пойти за ней.
Истина заряжена огромным преобразующим потенциалом. Она освобождает и преображает личность. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:32).
В Иисусе – настоящая жизнь. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». (Иоан.1:4). Жизнь Христа сильнее смерти. Рожденный и Воскресший Христос – торжество жизни. Он отдает Свое другим, раздает Самого Себя, но жизни не становится меньше.
Мы хорошо знаем жизнь мещанскую, эгоистичную, суетную, серую. Полноту, богатство, радость жизни дает Бог.
Иисус дает жизни целостность. Не только духовные, религиозные, но и ежедневные, бытовые измерения наполняются высшим смыслом и светом. Вся совокупность жизни преображается Богом
Уникальность Иисуса открывает дверь в мир настоящего. Есть много путей, истин, образов жизни. Настоящее — всегда в единственном числе.
Можно жить чужой жизнью, ходить за другими по широким путям, потреблять дешевые, но хорошо разрекламированные заменители истин. А можно найти свой путь, следовать за истиной, жить по-настоящему.
Для того, чтобы бродить где попало, верить во что угодно, жить как придется, достаточно катиться по инерции. Для тех же, кто устал от заменителей и тупиков, нужна встреча с Богом. Все настоящее – в Нем.
Это правда, о которой нельзя молчать. Мир без Бога – мир симулякров и распутий. Тоска по настоящему – тоска по Богу. Без Него эту болезнь не вылечить.
Без Него не выбраться. Без Него смысл не понять. Без Него не воскреснуть.
Когда мы вспоминаем о Боге, в жизнь возвращается надежда. Мы затихаем в себе и слышим извне призабытые слова: «Я есмь путь и истина и жизнь». Мы не дошли до этого. Это приходит свыше. Иисус возвращает нам то, что мы так долго искали. Возвращает Себя нам, возвращает нам нас.
Евангелие по Иоанну 14:6
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня
Евфимий Зигабен
глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот
Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Лопухин А.П.
Ст. 6-7 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его
На вопрос Фомы Христос не отвечает прямо. Он только пользуется этим вопросом как поводом к тому, чтобы напомнить апостолам учение о Своем назначении (по вопросу же, который предложил Ему Фома, Он много говорил выше), Христос – Сам путь к истине и жизни, или, иначе говоря, к Отцу-Богу. Некоторые толкователи, например, Сильченков, считают выражения истина и жизнь эпитетами, которые Христос прилагает к Самому Себе: «Христос есть сама истина – вне Его все ложно. Он есть сама жизнь – вне Его нет жизни». Но такое толкование противоречит дальнейшим словам Христа: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Для чего бы Христос стал говорить апостолам еще о прохождении к Отцу как о чем-то необходимом для них, если бы во Христе они имели все и без Отца? Нет, Христос говорит об Отце как об истинной цели всех человеческих стремлений. Люди стремятся к вечной славе, в которой пребывает Отец, а Христос – есть путь, ведущий к этой высокой цели.
Если бы вы знали Меня. Если бы апостолы узнали Христа в Его истинном отношении к Отцу, с Kоторым Он находится в теснейшем единении по существу, то они узнали бы и Отца. Ясно, что Господь признает для апостолов возможным такое познание и этим самым считает довод, высказанный Фомою («не знаем… как можем знать…»), совершенно неосновательным: нет, они могли знать!
Прав. Иоанн Кронштадтский
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня
Прп. Исихий Иерусалимский
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня
Свт. Василий Великий
глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Когда Господь именуется «путем», возводимся ж к высшему понятию, а не останавливаемся на том, какое представляется с первого взгляда. Ибо под словом «путь» разумеем преспеяние в совершенстве, последовательно и в порядке достигаемое делами правды и просвещением разума, когда непрестанно желаем преднего и простираемся к тому, чего еще не достает у нас, пока не достигнем блаженного конца, то есть, познания Божия, какое Господь уверовавшим в Него дарует Собою. Ибо Господь наш действительно есть путь благий, неуклонный и непогрешительный, ведущий к действительному благу – к Отцу. Ибо говорит: «никтоже приидет ко Отцу токмо Мною». И таково наше восхождение к Богу чрез Сына.
Свт. Григорий Богослов
глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Мне кажется, что Он именуется:
«Истиной», как единое, а не множественное, по естеству (ибо истинное единственно, а ложь многолична), как чистая печать и нелживейший образ Отца.
«Путь», как через Себя ведущий нас.
Свт. Иоанн Златоуст
глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Свт. Лука Крымский
Ст. 6-7 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его
Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Чрезвычайно важны эти слова Господа Иисуса Христа: они обличают всех тех, кто думает, что верует в Бога, а во Христа не верует.
Есть много людей, которые Евангелие отвергают, считают его собранием недостоверных повествований, чудесам не верят, в Божественность Господа Иисуса Христа не веруют, но говорят, что в Бога веруют.
Их, не верующих во Христа, не верующих в Божественность Его, Господь Иисус Христос обличает этими словами: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. К Отцу прийти, войти в общение с Отцом, молиться так, чтобы Господь услышал, можно только чрез Сына Его, чрез Господа Иисуса Христа.
Это значит, что пребывал всегда в Нем Сам Бог Отец, Он был Едино с Отцом, был Вторым Лицом Святой Троицы. Надо в это верить безусловно. А если не так, то верьте Мне по самым делам. Много-много дел сотворил Христос, свидетельствующих о Его Божественности, множество сотворил величайших чудес: мертвых воскрешал, слепорожденного исцелил, Лазаря воскресил четверодневного, по водам ходил, чудесно насытил многотысячные толпы народа — много великих дел Его. А с тех пор, как вознесся Господь Иисус Христос, прибавилось множество дел, которые были последствием Его дел, Его учения, Его пребывания на земле с нами. Были великие дела сотворены святыми апостолами.
Разве не поразительны дела святых мучеников, которые жизни своей не пожалели ради веры в Господа Иисуса Христа? Разве не поразительно безмерное изобилие благодати Святого Духа на тех, кто возлюбил всем сердцем Господа Иисуса? Разве не сияет эта благодать в мире и до сих пор?
Дела, которые сотворил Христос, которые сотворили апостолы, которые сотворили святые мученики, великие преподобные, великие святые, разве не свидетельствуют с необычайной ясностью о Божественности Господа? Разве могли бы эти дела быть совершены, если бы начало их не было положено Самим Сыном Божиим, Который Одно с Отцом?
Итак, если не веруете словам Христовым, не веруете написанному в Евангелии, верьте делам Его. Отвергать эти дела дерзко и безумно. Все, кто против Христа, полны этого отрицания и полны дерзости.
Мы же, смиренные христиане, малое стадо Христово, будем безусловно верить каждому слову Евангелия, будем верить, что к Богу Отцу нельзя прийти иначе, как чрез Единого с Отцом Сына Божия, как с помощью веры в Него. Будем верить в Него хотя бы по делам Его, и тогда благодать Святого Духа осенит сердца наши.
Свт. Филарет (Дроздов)
глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Все мы, христиане, и любомудрствующие, и в простоте смиренномудрствующие, да не забываем никогда, что Христос есть не только истина, но и жизнь. В Своем слове и в Своем примере он соделался для нас путем, чтобы привести нас к истине, и чрез истину к истинной жизни. Кто думает обеспечить себя достижением некоторого познания истины Христовой, и недовольно старается обратить ее в действительную жизнь по учению и примеру Христову: тот самою истинною обманывает себя; и подвергает себя опасности умереть на пути, и никогда не достигнуть истинной, вечной, блаженной жизни со Христом в Боге. – Тако тецыте, да постигнете. Путем истины стремитесь к истинной жизни.
Путь, Истина и Жизнь. В чем же все-таки смысл жизни.
Вопрос о смысле жизни сейчас чаще всего приводят в качестве примера пустой риторики. Тем не менее для себя каждый имеет какой-то ответ, даже если ответ этот: «Просто жить, чтобы наслаждаться жизнью».
Человек – единственное существо на Земле, обладающее сознанием. Поэтому и сам вопрос о смысле жизни, и ответы на него связаны с этой способностью человека. Способность эта сознавать, то есть не только получать познание от соприкосновения с миром, но с радостным удивлением узнавать, что именно во мне появились эти знания, что это именно я живу в этом мире! Более того, с этой способностью самосознания связан практически любой ответ на вопрос о смысле жизни – связан в том отношении, что единственная цель жизни, которую человек разумно может назвать, состоит в самом процессе осознавания жизни, наблюдения-участия в ней. В христианской традиции даже появилось слово «созерцание», похожее на «сознание». Созерцать – это одновременно и видеть нечто, и видеть себя видящим. Любой ответ о смысле жизни включает в себя это состояние.
На вопрос о смысле жизни принципиально возможны два ответа: жить, чтобы созерцать мир и себя в нем; и жить чтобы созерцать Бога и себя, общающегося с Ним. Второй ответ, разумеется, включает в себя радость соучастия в мире, сотворенном Богом, созерцание этого мира: природы и людей, личностный контакт с ними; и, одновременно, созерцание себя самого, действующего в нем и созерцающего его.
То есть неверующий и верующий понимают смысл жизни наполовину одинаково. Просто неверующий не ведает той части бытия (она, конечно, неизмеримо превышает половину), в которой верующий знает Бога. Потому он и не понимает верующего, что не имеет его опыта.
А верующий вполне владеет опытом созерцания мира, которым ограничивается неверующий. Верующий поэтому прекрасно понимает, о чем говорит Эверетт Шостром, когда учит, как нужно «жить», и готов согласиться с ним (касательно, разумеется, только «земной» половины взаимоотношения с бытием):
«Актуализатор понимает, что жизни вовсе не обязательно быть серьезной игрой, скорее она родственна танцу. Никто ведь не выигрывает и не проигрывает в танце; это процесс, и процесс приятный. Актуализатор «танцует» среди своих разных потенциалов. Важно радоваться процессу жизни, а не достижению целей жизни. Актуализирующимся людям поэтому важен и нужен не только результат, но и само движение к нему. Они могут радоваться процессу «делания» так же и даже больше, как и тому, что они делают. Многие психологи уверены, что актуализатор способен превратить в праздник, в увлекательнейшую игру самую рутинную деятельность».
В чем же заключается и из чего может состоять процесс жизни, участие в котором, «как в танце», по утверждению Шострома, должно приносить радость? О, если человек не превратился в машину, куда бы он ни кинул взгляд, все его радует! Кусочек неба в разрыве облаков, пчела на цветке, даже в луже можно видеть звезды, как сказал кто-то из великих. Но особенно человека радует, что он может что-то в этом мире творчески упорядочить, созидать художника всегда радует творение его рук. Мир необъятен и прекрасен, он волнует и влечет. Но человек не одинок в этом мире, а в каждом окружающем его другом сокрыт еще более необъятный и влекущий мир! Мир природы открыт для созерцания, но не отвечает человеку, он пассивен. Насколько богаче познание другой личности, ее мира, насколько интереснее тот, кто с надеждой и радостью заглядывает в твою душу! Насколько встреча с личностью радостнее встречи с предметом, даже прекрасным и совершенным!
Итак, попытавшись перечислить то, в чем состоит процесс жизни, участие в котором приносит человеку радость, мы обнаружили два типа взаимодействия: с окружающим миром и взаимоотношение с людьми. Принципиальное их различие в том, что познание мира природы – это диалог с самим собой, а познание внутреннего мира другого человека – это уже диалог с другой личностью.
Но вот человек остался наедине с собой, внутренне «отключился» от взаимодействия с миром и людьми, прекращается ли процесс – «танец» жизни? Конечно, нет! Человек теперь полностью во власти взаимодействия с самим собой, он познает самого себя, он погружается в самую большую для себя загадку – тайну собственной души. Здесь уже все переполнено радостью, поскольку человек с удивлением созерцает собственные глубины. Фраза: «я мыслю, следовательно существую» – предельно коротко выражает суть философии, но она ведь наполнена переливающейся через края радостью, которую невозможно скрыть. Однако обнаруживает ли человек в своей душе только радость и блаженство, или он также встречается со страданием и мукой?
Да, в процессе участия в жизненном «танце» человек встречается не только с тем, что его радует, он также вынужден принимать огорчения, боль, страдания. Конечно, в мире много зла и агрессии, отравляющей радость жизни, но и в самом себе человек находит ад неудовлетворенности, пустоты, тоски, непонятной тревоги. «Американский образ жизни», сформировавшийся не без влияния Дьюи, Карнеги, Шострома и других идеологов имиджа процветания, по сути дела, стоит на том, что во всех огорчениях виноваты мы сами, если не относимся к жизни, по совету Шострома, как к танцу или игре. Их рецепт уж очень прост: уйти от того, что меня мучит во мне самом, и перенести внимание на то, что может радовать вне меня. Но ведь это же во мне остается. Если его отсечь от себя, будет прямая деформация, ущемление личности.
Шостром на самом деле обеднил, если не исказил представление о жизни-процессе большинства философов XX в. Переживания духовного плана: муки сомнения, озарения истины, все желания и искушения они ставят в один ряд с событиями внешними. В действительности внутренние события для нас даже важнее, потому что они неотвратимее, от них не отойдешь в сторону, они часть нас самих.
И все же, что скорее заставляет человека мучительно искать ответы на вопросы: кто я? почему я здесь? кто вызвал меня из небытия? что меня ожидает? Всем очевидно, что не во время безмятежного наслаждения жизнью эти вопросы встают перед человеком. Скорее их порождают проблемы, которые жизнь ставит перед ним. Скорее они возникнут в период какого-то внутреннего душевного кризиса. Ведь греческое слово «кризис» и означает – суд. Это суд над самим собой.
Человек решился всерьез и до конца искать ответ на «проклятые» вопросы; откуда я? и в чем смысл этого моего существования? Может ли он, по совету американских психотерапевтов, остановиться на ответах типа: смысл жизни в самой жизни и наслаждениях, которые она дает? Сделать это можно, но это будет вивисекция по живому, «отсечение» от своей души именно той ее части, в которой ощущается бесконечность.
Да, конечно, можно отказаться от поиска смысла жизни и довольствоваться наслаждением только процессом жизни, питать к ней, так сказать, чисто спортивный интерес. Но ведь и в спорте, который в конечном итоге нацелен на так называемый «большой спорт» и им вдохновляется, есть весьма определенно выраженная цель – рекорд! И есть весьма немало людей, которые ради этой цели – рекорда (то есть в переводе на русский – записи своего достижения) – готовы всю без остатка жизнь посвятить физическим упражнениям. Что для них является целью: процесс физических нагрузок, рекорд, а может быть, даже денежное вознаграждение за него?
Однако для еще большей части людей никакой процесс жизни с ее наслаждениями не заменит цели, находящейся вне этой жизни. Для них жизнь была бы абсолютно бессмысленной, если бы после всех ее творческих, спортивных, эстетических и прочих наслаждений следовало полное прекращение бытия – небытие смерти. Это те, кто хотят честно смотреть в глаза самому себе, получить полный ответ на вопрос: что значит, что я есть и что меня ожидает, и есть ли во всем этот какой-нибудь смысл? Это – верующие люди.
От себя, от своего бытия, созерцания мира, всего творения мысль человека невольно переходит к Творцу. Кто все же стоит за всем этим? Действительно ли «нет в творении Творца и смысла нет в мольбе»? Но почему же тогда так трепещет радостью все творение, так волнует человека невнятным ожиданием? Какой Он, добр, зол или равнодушен. И может ли вообще кто-то дать на это ответы. кроме, пожалуй, Его Самого!
Так в поисках ответов на вопросы своего существования человек наконец решается, пугаясь собственной дерзости, обратиться к Нему: «Ты», то есть вступает с Ним в личностные отношения. И тогда он находит ответы на все свои вопросы. Нельзя к Нему относиться как к предмету, подвластному мне, моей мысли и моему рассудку. С Ним можно только общаться, можно просто тихо любоваться Им, созерцать Его ласковый любящий взгляд, всегда лучащийся прямо мне в душу. Ведь Он всегда готов ради меня взойти на крест. Он, сотворивший мир, людей, оказывается, так любит именно меня, а не только все человечество! Конечно же, единственный смысл жизни в том, чтобы вот так всегда оставаться с Ним.
Любопытно, что, хотя сам Э.Шостром не ведает личностного бытия Бога, его принцип радостного созерцания мира и людей и соучастия в их бытии вполне можно отнести к взаимоотношению с Богом. Смысл жизни – в единении любви с Богом. Но Бог не хочет, чтобы наше общение замкнулось только между Ним и мной. Для Него все, кого Он сотворил, это – не бесконечное математическое множество, каждый Ему лично дорог. И Он хочет, чтобы все они присоединились к нашей взаимной любви. Христос молит Отца: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин.17, 21 ). Поэтому Христос основал Свое сообщество, Церковь, присоединяясь к которой человек соединяется с Богом и Его любимыми детьми в единении любви.