что значит раннефеодальный тип древнерусского государства
Что значит раннефеодальный тип древнерусского государства
Людмила Владимировна Дудкина, Ольга Владимировна Щербакова
Шпаргалка по истории государства и права России
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
История государства и права России представляет собой одну из правовых наук. Наука о праве – это совокупность способов познания и определения права, его источников и принципов.
История отечественного государства и права – это самостоятельная историческая и правовая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его развитие на всех исторических этапах, государственный строй, государственное устройство и правовые нормы, характеризующие правовую и государственную систему Российского государства.
Самостоятельность науки истории государства и права России связывается с:
1) самостоятельным предметом;
2) специфическими методами изучения предмета истории государства и права России.
Предмет изучения истории государства и права России – совокупность исторических принципов права, правовая, государственная и политическая система Российского государства на различных исторических этапах.
Методы отечественной истории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет данной отрасли.
Методы делятся на 2 группы.
1. Общенаучные методы:
1) дедуктивный (означает, что изучение права осуществляется с помощью логических операций от общего к частному, т. е. на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве);
2) индуктивный (т. е. выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов);
3) экзегетика (изучение права на основании толкования его исторических источников).
2. Специальные методы:
1) историко-сравнительный анализ (т. е. с помощью общего анализа идей права изучается право и его развитие на отдельных исторических этапах);
2) систематический метод (изучение истории государства и права в этом методе строится на основании деления этой науки на внутреннюю, т. е. историю развития и образования юридических норм и институтов, и внешнюю, т. е. историю источников права или властных структур);
3) периодизация (т. е. государство и право изучаются путем деления истории на отдельные временные периоды с целью наиболее полного изложения материала либо выделения формационных особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования).
Задачи истории государства и права России – это изучение исторического развития российского права с помощью всей системы методов и приемов научного исследования.
Реализация задач истории государства и права осуществляется на основании исследования:
1) исторических источников права (всех возможных источников права, изданных в различные исторические периоды либо не изданных, но содержащих в себе необходимые сведения);
2) законодательных памятников (собственно изданных официальных кодексов, законов и т. п.);
3) исторических юридических документов (договоры, документы по текущему делопроизводству, переписи населения и т. п.). Изучение вышеперечисленных источников истории государства и права России должно производиться с учетом экономики и иных социальных явлений жизни России, закономерностей развития права.
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
Отечественная школа права выделяет различные причины возникновения Российского государства, периоды исторического развития и т. п. Она базируется на формационном подходе к развитию истории и государства, выдвинутом К. Марксом.
Периодизация истории государства и права представляет собой специфический метод изучения предмета данной науки.
Факторы введения периодизации истории государства и права России:
1) особенности развития социально-экономического российского общества на том или ином этапе (уровень экономического и технического развития);
2) особенности государственного развития (государственно-правовые формы, факты и явления).
1) форма государственного устройства;
3) правовая система.
1. Рабовладельческий тип государства и права характеризуется наличием класса рабов и класса рабовладельцев; этот исторический тип представлен древним Боспорским царством, Хазарией и Волжской Булгарией и т. д.
2. Феодальный исторический тип государства и права сложился в Древней Руси и характеризуется дальнейшим распадом Древнерусского государства на самостоятельные феодальные государства и началом формирования крепостной зависимости крестьян.
3. Образование Русского (Московского) централизованного государства. На данном историческом этапе формируется собственно Российское государство, происходят процессы объединения раздробленных феодальных государств в единое.
4. Середина XVI—середина XVII вв. – период сословно-представительской монархии. Наибольшие государственные и правовые реформы этого периода связываются с правлением Ивана IV, присоединением новых территорий к Российскому государству.
5. Вторая половина XVII–XVIII вв. – период становления абсолютной монархии. Он характеризуется значительным увеличением самодержавия в России, которое главным образом связано с именами Петра I и Екатерины II, которые своими реформами не только объединили всю власть в руках государя, но и значительно ослабили влияние на общественные отношения церкви.
6. Период формирования буржуазно-капиталистических отношений в России начался с крестьянской реформы 1861 г. Он характеризуется реформами Александра II: судебной, военной, земской, городской и др.
7. Начало XX в. – период попытки становления конституционной монархии. Он ознаменовался распространением политических идей Великой буржуазной революции в дворянских кругах России, созданием первой Государственной Думы.
8. Падение феодального типа государства и права в России – Февральская буржуазно-демократическая революция.
9. Октябрь 1917 г. – Великая октябрьская социалистическая революция. Она породила новый тип государства и права – социалистический тип, который в свою очередь делится на периоды:
1) социалистическая революция и создание советского государства;
2) переходный период или период НЭПа;
3) период государственно-партийного социализма;
4) период кризиса социализма.
10. Современный период развития демократического государства и становления государства и права Российской Федерации. Его начало связывается с распадом СССР и принятием 12 декабря 1993 г. действующей Конституции РФ.
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
В IX в. на территории современной России располагались первые государства:
1) Куявия – на территории Киева;
2) Славия – на территории Новгорода;
3) Арсения – ее место расположения историкам не известно.
Государственность руссов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятельного государства. Однако с хазарами постоянно происходили вооруженные столкновения, так как в VIII–IX вв. Хазария успешно торговала на рынке рабов, большей частью которых были – плененные восточные славяне.
Хазария, будучи государством восточного склада, во многом определила культурное развитие Русского государства не только как многонационального, но прежде всего как совмещающего в себе черты европейской правовой системы и черты восточного влияния.
Признаки раннефеодального государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие раннефеодального государства
Под государством, современные исследователи в области права, понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.
Государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.
Признаками государства, являются его уникальные в своей совокупности характеристики.
Раннефеодальное государство – это государство, которое представляет собой наиболее раннюю форму монархического правления.
Данная форма правления характерна для государств, которые находились на этапе перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. Данная форма монархии характерна для 9-10 веков.
Признаки раннефеодального государства
Современные исследователи в области истории государства и права выделили следующие основные признаки раннефеодального государства:
Готовые работы на аналогичную тему
Ярким примером раннефеодального государства является Киевская Русь.
Киевская Русь как яркий пример раннефеодального государства
Большинство современных историков придерживаются мнения, что государство Киевской Руси относится к раннефеодальному типу.
Основным доказательством данной точки зрения является не завершенность формирования в данном государстве общественных классов, сословий, структур деления общества. Помимо этого, в данный период времени происходит зарождение феодального землевладения, основная часть крестьянского населения являлось свободным, однако, феодальный строй уже начинает складываться.
Ученые выделяют следующие основные признаки складывания феодального строя в Киевской Руси:
Таким образом, прослеживаются черты феодализма, которые находятся на этапе складывания и относятся к эпохе раннефеодальных государств
Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси
Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
Органы власти не имели постоянных полномочий.
Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.
Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.
Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.
Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.
Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.
Киевская Русь – раннефеодальное государство
Киевская Русь (IX-XI вв.) была раннефеодальной монархией. Во главе государства находился Великий князь Киевский, власть которого передавалась по наследству. Чаще всего порядок передачи престола определялся принципом родового старейшинства, называвшийся «лествичным» (или «лестничным» порядком наследования). Он означал переход власти не к старшему сыну, а от брата к брату, т.е. к старшему в роду. Однако изредка князь мог быть избран на вече.
Первоначально управление страной киевский князь осуществлял во время полюдья– объезда с дружиной подвластных земель для сбора дани и суда. Затем для управления отдельными княжествами киевский князь стал отправлять в качестве наместников своих сыновей, братьев, дружинников.
Великий князь Киевский опирался на дружину. Она делилась на старшую и младшую. В старшую дружину входили наиболее знатные воины, они являлись советниками князя. С развитием феодального землевладения дружинники постепенно превращались в земельных собственников – бояр. Младшую дружину составляли гриди и отроки. Они осуществляли сбор дани, участвовали в военных походах.
Правление киевских князей вкратце можно охарактеризовать следующим образом.
После Олега в Киеве княжил сын Рюрика Игорь (912-945). В 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. В 945 г. он был убит древлянами за то, что попытался повторно собрать с них дань. Само взимание дани еще не было упорядочено.
Сын Ольги и Игоря Святослав(957-972) государственную деятельность совмещал с полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат. Русь стала полностью суверенным государством. Возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав был убит.
Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава – Владимир (980-1015), прозванный народом Красное Солнышко. В 980 г. он попытался провести первую религиозную реформу. Был создан единый пантеон наиболее почитаемых языческих богов во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но реформа потерпела крах. Население по-прежнему поклонялось привычным божествам. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства.
Кафедра государственно-правовых дисциплин
История отечественного государства и права
Тема 3. Раннефеодальные государства на Руси
1. Древнерусское государство Киевская Русь и его правовая система.
2. Государства и право Руси периода феодальной раздробленности.
1. Древнерусское государство Киевская Русь
и его правовая система.
а. Возникновение Древнерусского государства. Точное время возникновения Древнерусского государства пока исторической науке неизвестно. Есть различные предположения. Некоторые даже высказывают мнение, что оно ведет исчисление до новой эры. Во всяком случае, современные исследования показывают, что в VIII в. н. э. уже существовали по крайней мере три больших политических объединения восточных славян: Куявия, Славия (в районе озера Ильмень) и Артания (предположительно Тмутаракань, располагавшаяся на Таманском полуострове). Поэтому, по-видимому для предосторожности, многие исследователи пока сходятся во мнении, что оно возникло в 1Х в. Таким образом и мы, чтобы “не бежать впереди паровоза”, будем придерживаться этой точки зрения.
Такой подход в русской историографии длительное время занимал господствующее положение, чему во многом способствовала группа немецких историков, работавшая в ХV111 в. Российской Академии наук. Но уже и его сторонники подвергли сомнению эту теорию. Современные же ученые уже в большинстве своем отвергают ее. Во-первых, более тщательное изучение как “Повести временных лет”, так и других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала задолго до варягов. Во—вторых, государство является продуктом слишком сложного и длительного процесса формирования общества, непосильного для одного или даже группы выдающихся людей.
Источники убедительно утверждают, что ко времени появления варяг в Новгороде там уже сложилось государство. Славяне имели достаточно высокий уровень социально-экономического и политического развития, которое и стало необходимой основой для образования государства.
Киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошел раньше, нежели в других славянских землях. Киевский князь, собирая дань (полюдье) с обширных земель, мог содержать многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти могли играть роль центрального управления, оказывать определенное содействие местным князьям.
Рассмотрим их подробнее.
Феодалы. Самыми крупными феодалами были князья. Они владели даже селами, где жили зависимые от них крестьяне и работавшие на княжеских землях под присмотром его приказчиков и старост.
Крупными феодалами были бояре. Они богатели на эксплуатации все тех же крестьян и за счет грабительских войн.
Всех феодалов объединяло то, что они обладали главными правами и привилегиями, в первую очередь на землю и эксплуатацию крестьян. На защите их собственности стояло государство. Государственной защите подлежали также их жизнь, честь и здоровье. За любое посягательство на них существовала высокая мера наказания в соответствии с положением потерпевшего. Не только оскорбление действием, но даже словом могло повлечь за собой серьезные наказания.
Трудящиеся массы. Основную массу трудящихся составляли смерды. Смерды жили общинами-вервями, в которых существовала круговая порука, система взаимопомощи. Они имели свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость от феодалов могла быть у них различной, но все они были обязаны платить феодалам дань, подати, т. е. отбывать феодальные повинности. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви (если жили на ее земле). Их имущество в случае отсутствия сыновей не переходило в наследство замужним дочерям, а становилось собственностью господина. Только незамужние дочери получали часть имущества. Однако смерды еще не были крепостными.
Однако в Древнерусском государстве крепостного права еще не было. Даже закуп, если удавалось, мог откупиться от своего господина.
В этих городах постепенно росла численность городского населения, особенно выделялись привилегиями купцы, особенно те, кто вел международную торговлю, так называемые “лутчие” люди. Ведь рост городов во многом зависел от развития торговли и ремесла. В курсе “История” мы с вами говорили в первой лекции об этапах разделения труда. Одним из них называли появление ремесленников, способных строить роскошные дворцы и храмы, изготовлять предметы роскоши. Все это полной мерой относится и к древнерусским городам.
Все это доказывает тот факт, что в Древнерусском государстве, как и в европейских государствах, складывались сословия, т. е. большие группы людей, объединенных единством правового статуса.
Этнический состав. Древнерусское государство с самого начала было многонациональным, если говорить современным языком. Продвижение восточнославянских племен в малозаселенные районы востока и северо-востока евразийского континента не вызывали каких-либо серьезных противостояний со стороны немногочисленных финно-угорских племен, проживавших в этих краях. Никому никого покорять не было необходимости. На бескрайних лесных просторах места хватало всем, а миролюбивость восточных славян вела к смешению их с местным населением. Тем более, этому способствовало и крещение Руси. Людей делили прежде всего по вероисповеданию, а уж потом иногда вспоминали о его этническом происхождении. Более того, Русская Правда даже предусматривала некоторые преимущества в сфере гражданского и процессуального права для иностранцев, по сравнению со своими купцами, но и то лишь исходя из традиционного восточнославянского гостеприимства.
Вот в какую глубь истории уходят корни неистребимости интернационализма в традициях русского народа и вот почему он всегда мирно жил в своем многонациональном государстве со всеми своими неагрессивными неславянскими соседями.
Вассалы были обязаны помогать своему сеньору, прежде всего обеспечивать его войско, а также платить ему дань. Со своей стороны сеньор обязан был обеспечить вассала землей и его защиту от всевозможных притеснений и посягательств соседей. Одновременно вассал в пределах своих владений пользовался иммунитетом, т. е. в его внутренние дела не имел права вмешиваться никто, в том числе даже сюзерен. Главными иммунитетными правами были: право взимания дани и право вершить суд, с получением от него соответствующих доходов.
Князья занимались и судебными делами.
Как вы помните из курса “История”, князья являлись выходцами из племенных вождей. Но в период военной демократии князья были выборными. Однако, став главой государства, великий князь уже передает свою власть по наследству, от отца к сыну.
Одновременно со всеми названными атрибутами раннефеодальной государственности в Древнерусском государстве существовало и вече, имевшее корни в древнем народном собрании. Но и здесь была своя особенность. Если в Новгороде вече играло очень важную и активную роль, то в Киеве эта роль была не столь активна, по крайней мере если судить по сохранившимся источникам.
Кроме того, постепенно в сферы управления привлекаются и различные представители княжеской дворцовой челяди: дворецкие, конюшие и пр. Им все чаще даются поручения связанные в той или иной мере с их прежней деятельностью, но уже на вотчинном уровне, предоставляют для этого необходимые средства. Таким образом постепенно личный слуга становился государственным деятелем, администратором, а в центральном управлении складывалась так называемая дворцово-вотчинная система.
Военная организация. В ее основе в Древнерусском государстве стояла все та же княжеская дружина. Она была, как правило, небольшая. Но это были профессиональные, хорошо подготовленные и вооруженные воины. Они полностью зависели от монарха, но и, в свою очередь, имели большое влияние на князя. Они даже жили на княжеском дворе и в любое время готовы были выступить в поход для поисков добычи и развлечений.
Судебные органы. В Древнерусском государстве еще не было специальных судебных органов. Этими делами занимался сам князь, или по его поручению представители администрации. Чаще всего это были специальные должностные лица, которые помогали осуществлять правосудие. Судебные функции исполняли и церковные органы. В феодальных вотчинах существовал собственный суд феодалов.
Церковь. С принятием православия важным элементом политической системы древнерусского общества стала тесно связанная с государством церковь. Она была необходима феодализму для укрепления власти монарха, для внедрения психологии покорности трудящихся существующим порядкам и т. д. До крещения Русь была языческой страной. Поэтому введение христианства вызвало упорное сопротивление народа, особенно в северных районах Руси. Люди не хотели менять веру своих отцов и дедов на новых религиозных идолов, тем более, что они носили чужестранный, западноевропейский характер. Поэтому насаждение христианства на Руси очень часто осуществлялось в прямом смысле огнем и мечом.
Во главе РПЦ стоял митрополит, который вначале утверждался в Византии, а затем и самими великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавляли епископы.
в. Древнерусская правовая система. С развитием Древнерусского государства формировалось и древнерусское феодальное право. Его корни исходили из тех обычаев и правил, которые перешли из первобытнообщинного общества в классовое общество вместе с народом. К Х в. уже появляется княжеское законодательство.
Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, которая играла важную роль многие сотни лет и оказала влияние не только на русскую юриспруденцию. Нет ни точной даты появления в свет Русской Правды, ни места ее зарождения, ни имени автора. Вполне возможно, что зародилась она в Киеве или Новгороде, что к ее созданию приложил руку князь Ярослав Мудрый. Известно только, что она много раз дополнялась, переписывалась и была широко распространена на Руси. Так, во второй половине ХI в. сыновья Ярослава существенно дополнили и изменили текст Русской Правды. Переписчики затем объединили Правду Ярослава и Правду Ярославичей и создали основу т. н. Краткой редакции Русской Правды. Владимир Мономах внес в нее еще более крупные изменения и сложилась Пространная редакция. Были и другие изменения.
С введением христианства на Руси стало складываться каноническое право, основывающееся в основном на византийском законодательстве. Таким образом, вся совокупность законов и правовых обычаев создало основу довольно развитой системы древнерусского права.
Как и всякое феодальное право, это право было правом привилегий. Закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам. Если все права феодала усиленно охранялись, то правоспособность смерда или закупа была крайне ограничена, а холоп вообще почти не имел никаких человеческих прав.
Обязательства возникали из причинения вреда и из договоров. При этом для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а порой даже на его жену и на детей. Например, злостного банкрота можно было продать в холопы.
В Русской Правде подробно рассматривается договор купли-продажи, особенно случаи купли-продажи холопов и краденого имущества.
Рассматривается в Русской Правде и договор хранения (поклажи). Этот вид договора рассматривался как дружеская услуга, был безвозмездным и не требовал формальностей при его заключении.
В Русской Правде есть упоминания о договорах, которые можно квалифицировать как договоры перевозки, комиссии и подряда.
Порядок заключения договоров был, как правило, простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий: рукобитье, связывание рук и т. п. (откуда, по всей видимости и пошло само понятие “договор”). Иногда требовались свидетели. Постепенно зарождались и письменные формы заключения договора о недвижимости.
Наследственное право наиболее ярко демонстрировало классовый подход законодателя. Например, если у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, то у смердов при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Завещания, как правило, были устными.
В Русской Правде пока еще не было указаний на наследование восходящих родственников (родителей после детей), а также на боковых (братьев, сестер). Нет упоминаний и о наследовании мужа после жены. Жена тоже не наследует после мужа, но остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. Если это имущество будет делиться между наследниками, то вдова получает определенную сумму на прожиток. Если же вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.
Семейное право. Первоначально здесь действовали обычаи, оставшиеся от языческого культа. Существовало похищение невест, многоженство. Например, в замечательном письменном памятнике древности “Повести временных лет” говорится о том, что тогдашние мужчины имели по две-три жены, а великий князь Владимир Святославович до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц.
Заключению брака предшествовало обручение, которому придавалось большое значение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Вместе с регистрацией рождения и смерти, также взятыми на себя церковью, это давало ей немалый доход и господство над человеческими душами.
Кстати, церковный брак встречал упорное сопротивление народа. Если он быстро был воспринят господствующей верхушкой, то среди простого народа новые порядки приходилось вводить не одно столетие силой. Но византийское семейное право в полной мере так и не прижилось на русской земле.
Не смотря на то, что жена не являлась наследницей имущества мужа, все-таки она имела определенную имущественную самостоятельность. Во всяком случае закон допускал имущественные споры между супругами. Кроме того, жена сохраняла право собственности на свое приданное и могла передавать его по наследству.
Дети же находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.
Именно в уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, которое открыто встает на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами простых людей. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холопа. За его действия отвечает его господин. Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.
Русская Правда не знает еще ни возрастного ограничения ответственности, ни понятия невменяемости. Так, например, состояние опьянения не только не исключало ответственности, но даже повышало ответственность. Если, к примеру, хозяин под пьяную руку бьет закупа, то теряет этого закупа со всеми его долгами; купец, пропивший доверенный ему чужой товар, отвечает не только в гражданском, но и в уголовном порядке, причем весьма строго.
Своеобразно трактует Русская Правда понятие соучастия: все соучастники преступления отвечают поровну, без учета распределения функций между ними.
Что касается объективной стороны состава преступления, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в весьма немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).
Наиболее ярко классовая природа древнерусского права выступает при анализе объекта преступного посягательства. Ответственность резко различается в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Так, за убийство основной массы свободных людей платится вира в 40 гривен. Жизнь представителей верхушки феодалов оценивается двойной вирой в 80 гривен. Жизнь же зависимых людей оценивается в 12 и 5 гривен, которые даже не называются вирой.
Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом.
Кроме того, поджог имел повышенную социальную опасность, поскольку в деревянной Руси от одного дома или сарая могло сгореть целое село или даже город. В зимних условиях это могло привести и к гибели массы людей, оставшихся без крова и предметов первой необходимости.
В княжеских уставах предусматривались и преступления против церкви, а также против семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, усиленно боролась против остатков языческих порядков.
Система наказаний Русской Правды еще довольно проста, а сами наказания сравнительно мягкие.
Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь, то это называлось дикой вирой. Вире сопутствовало головничество, размер которого пока науке неизвестен.
До второй половины ХI в. в качестве наказания за убийство применялась кровная месить, отмененная в Русской Правде сыновьями Ярослава Мудрого.
Древнерусское право еще не знало достаточно четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия (например, гонение следа, свод) могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами.
Другим видом суда божьего были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело.
В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения. Есть предположение, что в церковном суде применялся и инквизиционный (розыскной) процесс со всеми атрибутами, в том числе и с пыткой.
2. Государство и право Руси в период
а. Общественный и государственный строй, правовые основы Владимиро-Суздальского княжества. Укрепление вотчинной земельной собственности и развитие феодальных отношений в Древнерусском государстве, сосредоточение в руках верхушки феодалов все большего объема политической власти привели в ХII в. к окончательному распаду раннефеодального Древнерусского государства на отдельные земли в виде самостоятельных княжеств. К этому времени местные князья и их бояре почувствовали себя настолько сильными, что могли обходиться без помощи великого князя. К тому же просторы страны настолько расширились, что великий князь и при желании не всегда мог помочь своим окраинным вассалам или своевременно повлиять на их самочинные действия.
Негативным в этом процессе было то, что период феодальной раздробленности отличался бесконечными войнами, распрями, междоусобицами, разорявшими крестьянство и города, ослаблявшими военную мощь Руси. Они крайне мешали борьбе русского народа с иноземными захватчиками, способствовали тому, что многие русские княжества потеряли независимость.
Наиболее важное значение в период феодальной раздробленности приобрело Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) княжество. Оно отделилось от Киевского в 30-е годы ХII в. сначала как Ростово-Суздальское княжество.
В-третьих, во Владимир была перенесена митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. во главе русской православной церкви в 1276 г. встал митрополит Кирилл. Уже он в своими частыми посещениями Северо-Восточной Руси стал демонстрировать свое к ней предпочтение. Сменивший же его митрополит Максим в 1299 г., “не терпя насилья татарского”, вообще покинул митрополию в Киеве, а в 1300 г. уже окончательно “седе в Володимере и со всем клиром своим”. Более того, чтобы убрать всякие кривотолки о его переезде в другое княжество и попытки других узурпировать его место в Киеве, он первым из митрополитов без ложной скромности присвоил себе титул митрополита “вся Руси”.
Владимиро-Суздальская Русь имела связи и контакты со многими странами мира. Экономика, богатство земли делали ее важным партнером многих стран Запада и Востока. Большое значение имели тесные экономические и политические связи Владимира и Новгорода.
На территории северо-восточной Руси было много крупных городов, и городское население было, видимо, значительным не только по численности, но и по политическому влиянию. Ведущую роль среди горожан играли купцы и ремесленники. Влияние торгово-ремесленных кругов сказалось и на сохранении вече, которое время от времени созывалось для решения важных жизненных вопросов.
Крестьянство было феодально-зависимым населением проживавшем на землях, принадлежавших либо князьям, либо боярам, или другим феодалам. Правда, часть крестьянского населения продолжала оставаться свободной. Крестьяне жили общинами. Вместо прежних названий смердов, изгоев и других, упоминавшихся в Русской правде, стали употребляться общие названия “сироты”, “христиане”, а затем “крестьяне”. Холопов, посаженных на землю, стали называть страдниками.
Кстати, монголо-татары оставили нетронутыми внутреннее государственное устройство и право русского народа, в том числе и родовой порядок преемства великокняжеской власти.
Летопись 1175 г. упоминает о тиунах, мечниках и детских, которые также относились к числу княжеских чиновников.
До перенесения митрополичьей кафедры во Владимир в княжестве было несколько епархий, возглавлявшихся архиепископами или епископами. Кандидаты в епископы избирались на соборах высшего духовенства при участии великого князя и посвящались в сан митрополитами. Епархии делились на округа во главе с церковными десятниками. Низшую единицу церковной организации составляли приходы во главе со священниками. К “черному” духовенству принадлежали монахи и монахини во главе с настоятелями монастырей. Монастыри часто основывались князьями. Летописцы, которые в подавляющем числе были монахами, с любовью отзывались о таких князьях, как Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и др. Монастыри в северо-восточной Руси появились уже в ХI в., как, например, Авраамиевский монастырь в Ростове Великом, и по сей день изумляющий нас своим величием и красотой.
Право. Непосредственно источники права Владимиро-Суздальского княжества до наших времен не дошли. Но, несомненно, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система состояла из источников светского права и церковно-правовых источников.
Волынь до середины ХII в. не имела собственной династии князей. Ею, как правило, непосредственно управляли из Киева или временами на Владимирском столе сидели киевские ставленники.
Формирование Галицкого княжества началось во второй половине ХI в. Этот процесс связан с деятельностью основателя галицкой династии князя Ростислава Владимировича, внука Ярослава Мудрого.
Расцвет Галицкого княжества приходится на время правления Ярослава Осмомысла (), который давал решительный отпор наседавшим на него венграм и полякам и вел ожесточенную борьбу против боярства. Со смертью его сына Владимира Ярославича династия Ростиславичей прекратила свое существование.
Феодальные распри, засилье бояр, нашествие иноземцев вызвали народные восстания. Призванный в 1219 г. горожанами новгородский князь изгнал из в 1221 г. из Галиции венгерских феодалов. Тогда же на Волыни пришел к власти сын Романа Мстиславича Даниил (правил с 1221 по 1264 гг). После смерти Мстислава Удалого в 1228 г. он стал князем галицким и в 1229 г. завершил объединение Волыни.
Талантливый и яркий политик Даниил Романович незадолго до нашествия орд Батыя сумел преодолеть оппозицию со стороны могущественных галицких и волынских бояр, окончательно подчинил себе княжество и в 1238 г. с триумфом вступил в Галич. В борьбе против феодальной оппозиции власть опиралась на дружину, городские верхи и служилых феодалов. Народные массы решительно поддерживали объединительную политику Даниила. В 1239 г. галицко-волынское войско овладело Киевом и после ожесточенной борьбы с другими князьями, Венгрией, Польшей и галицкими боярами объединил в 1245 г. под своей властью всю Юго-Западную Русь.
В то же время он проводил осторожную политику по отношению к Золотой Орде, признав в том же 1245 г. себя номинально ее вассалом. Он использовал переговоры с представителями римского папы Иннокентия IV для стабилизации положения на западных границах Галицко-Волынского княжества.
Римская курия обратила внимание на Галичину и Волынь, надеясь распространить на этих землях католичество. Одновременно надеясь создать при помощи папы антиордынскую коалицию в европейском масштабе, Даниил Романович согласился принять предложенную ему Иннокентием IV королевскую корону. Коронация состоялась в 1253 г. во время походов на литовских ятвягов в небольшом городе Дорогичине вблизи западной границы княжества. Однако ему удалось отказаться от церковной унии.
В 1259 г. монголо-татарским войскам удалось покорить Галицко-Волынское княжество, уничтожив во всех его городах укрепления. В 1264 г. Даниил Романович умер в Холме. После его смерти начался упадок Галицко-Волынского княжества, распавшегося на четыре удела, номинально подчинявшихся великому князю.
Общественный строй. Особенностью общественного строя Галицко-Волынского княжества являлось наличие многочисленной группы боярства (“мужи галицкие”), в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Они мало были связаны с князьями, ни в чем почти от них не зависели, что и обусловливало слабость княжеской власти на Галицкой земле.
Другую группу феодалов составляли служилые феодалы, чаще всего получавшие землю за службу и на время службы. Именно они и составляли в основном опору княжеской власти в ее борьбе с боярством.
Обширные земельные владения принадлежали и церковной знати, а также непосредственно церквям и монастырям. Нередко они, подобно князьям и боярам, захватывали общинные земли, а крестьян превращали в монастырских или церковных феодально-зависимых людей. В основном же они приобретали земли за счет пожалований и дарений князей.
В свою очередь, княжеская власть стала проявлять свои претензии на доминирование в обществе тогда, когда преобладающая часть общинных земель была уже захвачена боярами и для княжеских владений круг свободных земель был ограничен. Более того, стремясь заручиться поддержкой местных феодалов, князья раздавали им часть своих земель, что еще более уменьшало их влияние. Таким образом, галицко-волынские князья не обладали широкой экономической и социальной базой, а потому и власть их была очень непрочной.
Основную массу сельского населения составляли крестьяне. И свободные и зависимые крестьяне именовались смердами. Холопство в Галицко-Волынском княжестве сохранилось, но число холопов сократилось, так как многие из них были посажены на землю и слились с крестьянами.
Преобладающей формой крестьянского владения землей было общинное, позднее получившее название “дворище”. Постепенно община распалась на индивидуальные дворы.
Процесс образования крупного земельного владения и формирования класса феодалов сопровождался усилением феодальной зависимости крестьян и появлением феодальной ренты. Отработочная рента в ХI-ХII вв. постепенно сменяется рентой продуктами. Размеры феодальных повинностей устанавливались феодалами по своему усмотрению.
Жестокая эксплуатация крестьян нередко приводила к народным восстаниям против феодалов. Таким массовым выступлением крестьян было, например, восстание в 1159 г. при Ярославе Осмомысле.
В княжестве насчитывалось более 80 городов. В числе крупнейших из них были Берестье (Будущий Брест), Владимир, Галич, Луцк, Львов, Перемышль, Холм и др. Среди их населения самыми многочисленными были ремесленники, которые работали в ювелирных, гончарных, кузнечных и стеклоделательных мастерских, выполняя работу как на непосредственного заказчика, так и на внутренний и. внешний рынок. Бойко шла и торговля солью. Кроме того, Галич славился и как крупный культурный центр.
Государственный строй Галицко-Волынского княжества отличался целым рядом особенностей. Прежде всего это было то, что оно долгое время не делилось на уделы. После смерти Даниила Романовича оно распалось на Галицкую и Волынскую земли, а затем уже каждая из этих земель стала в свою очередь дробиться. При этом власть по существу принадлежала крупному боярству.
Княжеская власть, не обладая прочной властью, тем не менее передавали ее по наследству. Место умершего отца занимал старший из сыновей, которого остальные братья должны были “чтити во отцово место”. При этом большое политическое влияние при сыновьях имела вдова-мать. Несмотря на систему вассальной зависимости, на которой строились отношения между членами княжеского дома, каждое княжеское владение политически было в значительной мере самостоятельным.
Хотя князья и выражали интересы всех феодалов, тем не менее они, по указанным уже причинам, не обладали прочной властью. Вся полнота государственной власти принадлежала галицкому боярству. Оно распоряжалось даже княжеским столом: приглашало и смещало князей. При этом в выборе средств для борьбы с князьями бояре особо не церемонились. Они могли для борьбы с собственным князем пригласить и венгров, и поляков, выгнать князя из Галичины и даже просто казнить неугодного князя. Нередко во главе боярских мятежей, направленных против князя, стояли даже представители духовной знати.
Каждый боярин имел свое военное ополчение, а поскольку полки галицких бояр часто превосходили численностью княжеские, в случае разногласий бояре могли спорить с князем, применяя военную силу. Верховная судебная власть князей в случае разногласия с боярами переходила к боярской верхушке.
Бояре осуществляли свою власть с помощью совета бояр. В его состав входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие государственные должности. Состав, права и компетенция совета не были определены. Боярский совет созывался, как правило, по инициативе самого боярства. Князь на это не имел права, как не имел права издать ни одного государственного акта без его согласия.
Совет ревностно охранял интересы боярства, вмешиваясь даже в семейные дела князя. Этот орган, не являясь формально высшим органом власти, фактически управлял княжеством. Поскольку в состав совета входили бояре, занимавшие крупнейшие административные должности, ему фактически подчинялся весь государственный аппарат управления.
Естественно, что в такой обстановке основной опорой князей были средние и мелкие феодалы, а также городские верхи. Галицко-волынские князья время от времени, при чрезвычайных обстоятельствах, в целях упрочения своей власти созывали вече, но оно не имело особого влияния. На нем, как правило, присутствовали мелкие купцы и ремесленники, однако решающую роль играла все-таки верхушка класса феодалов.
Тем не менее, галицко-волынские князья обладали определенными административными, военными, судебными и законодательными полномочиями. В частности, они назначали должностных лиц в городах и волостях, наделяя их земельными владениями под условием службы, формально являясь главнокомандующими всех вооруженных сил. Они издавали грамоты, касающиеся различных вопросов управления, которые, правда, часто не признавались боярами.
Галицко-волынские князья принимали участие в общерусских феодальных съездах. По примеру этого галицко-волынское боярство тоже изредка проводило свои съезды, на которых решались вопросы, касающиеся дел княжества.
В Галицко-Волынском княжестве раньше, чем в других русских землях, возникло дворцово-вотчинное управление. В системе этого управления значительную роль игра дворский, или дворецкий. Он ведал в основном всеми вопросами, касающимися двора князя, ему поручалось командование отдельными полками, во время военных действий он охранял жизнь князя.
Среди дворцовых чинов упоминаются печатник, стольник, чашничий, сокольничий, ловчий, конющий и др. Печатник ведал княжеской канцелярией, был хранителем княжеской казны, которая вместе с тем являлась и княжеским архивом. В его руках находилась княжеская печать. Стольник ведал столом князя, прислуживал ему во время еды, отвечал за качество стола. Чашничий заведовал бортными лесами, погребами и всем, что относилось к снабжению княжеского стола напитками.
В ведении сокольничего находилась птичья охота. Ловчий ведал охотой на зверя. Главная функция конюшего сводилась к обслуживанию княжеской конницы. Под управлением этих должностных лиц действовали многочисленные княжеские ключники. Должности дворецкого, печатника, стольника, конюшего и других постепенно превращались в дворцовые чины.
Территория Галицко-Волынского княжества первоначально делилась на тысячи и сотни. По мере того как тысяцкие и сотские со своим управленческим аппаратом постепенно входили в состав дворцово-вотчинного аппарата князя, вместо них возникли должности воевод и волостелей. Соответственно территория княжества была разделена на воеводства и волости. В общинах избирались старосты, которые ведали административными и мелкими судебными делами.
В города назначались и посылались непосредственно князем посадники. Они обладали не только административной и военной властью, но выполняли судебные функции и собирали дани и пошлины с населения.
Право. Система права Галицко-Волынского княжества мало чем отличалась от правовых систем, существовавших в других русских землях периода феодальной раздробленности. Нормы Русской Правды, хотя и немного измененные, продолжали действовать и здесь.
Издавались и свои собственные акты. Среди них ценным источником, характеризующим экономические связи Галицкого княжества с чешскими, венгерскими и другими купцами, является грамота князя Ивана Ростиславича Берладника 1134 г. Она устанавливала ряд льгот для иноземных купцов. Около 1287 г. было издано Рукописание князя Владимира Васильковича, касающееся норм наследственного права во Владимиро-Волынском княжестве. В нем говорится о передаче князем Владимиром права эксплуатации феодально зависимого населения наследникам. Одновременно оно дает материалы для изучения управления селами и городами. Около 1289 г. была издана Уставная грамота волынского князя Мстислава Данииловича, характеризующая повинности, ложившиеся на плечи феодально зависимого населения Юго-Западной Руси.