что значит реальное училище
Реальное училище
Смотреть что такое «Реальное училище» в других словарях:
РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ — Училище, в котором преподаются естественные науки, как напр. ботаника, зоология, минералогия и пр., а также математика и новые языки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ Училище, в… … Словарь иностранных слов русского языка
РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ — см. в ст. Реальное образование … Большой Энциклопедический словарь
Реальное училище — РЕАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
реальное училище — см. Реальное образование. * * * РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ, см. в ст. Реальное образование (см. РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) … Энциклопедический словарь
Реальное училище — Фото А. С. Антонова в Тамбовском реальном училище Реальное училище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран среднее или неполное среднее учебное заведение … Википедия
реальное училище — В России до 1917 г.: среднее учебное заведение, в учебном плане которого преобладали естественные и точные науки … Словарь многих выражений
Александровское реальное училище (Тюмень) — У этого термина существуют и другие значения, см. Александровское реальное училище. памятник архитектуры (региональный) … Википедия
Самарское реальное училище — имени императора Александра Благословенного среднее учебное заведение в Самаре, в котором существенная роль отводилась предметам естественной и математической направленности. Училище было расположено на улице Казанской (ул. Алексея Толстого … Википедия
Гимназия и реальное училище Гуревича — Основана 1883[1] Тип гимназия и реальное училище Адрес Санкт Петербург, Лиговский проспект, д. 1 (Улица Некрасова, д. 43; Озерной переулок, д. 14) Гимназия и реальное училище Гуревича … Википедия
Реальное училище
Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule ) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.
История
Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Европе ещё в Средние века.
Одним из первых основателей реальных школ считается пастор из города Галле Кристоф Землер, организовавший в 1707 г. Математико-механическую реальную школу (Mathematische und Mechanische Realschule). В дальнейшем этот вид школ получил в Германии широкое распространение. Это были полупрофессиональные учебные заведения.
В России прототипом реальных училищ стали в 1839 г. реальные классы для «временного преподавания технических наук». В ноябре 1864 г. было утверждено положение о реальных гимназиях, которые были заменены на реальные училища в 1872 г. Курс обучения длился шесть-семь лет. Устав гласил: «училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты.
В 1888 г. реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. В 1913 г. в России было 276 реальных училищ, в которых обучались порядка 17 тыс. человек. После Октябрьской революции 1917 г. этот тип учебных заведений в России был упразднён. Вместо них возникли близкие по задачам Школы фабрично-заводского ученичества.
Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения 3−4 года. В школу принималась молодёжь 14−18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка.
В 1930−1939 годах обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5−2 лет. В 1940 году большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.
В 1949 году школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6- и 10-месячными сроками обучения. В 1955 году школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года — в 2-годичные строительные училища.
За время существования школ ФЗУ было подготовлено около 2,5 млн квалифицированных рабочих, а ФЗО — около 6 млн.
В настоящее время реальные училища существуют в системах образования ряда государств.
Реальное училище
Связанные понятия
Не следует путать с духовными семинариями, готовившими духовенство.Учи́тельская семина́рия — среднее специальное учебное заведение, предназначенное для подготовки преподавателей начальной школы.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.
Ярославское Демидовское училище высших наук, Демидовский юридический лицей, Демидовский лицей, Ярославский государственный университет — высшее учебное заведение в Ярославле, существовавшее под этими названиями в 1803—1924 годах. Современный Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова считается его преемником.
Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.
Репети́тор (от лат. repetitor «тот, кто повторяет») — преподаватель, дающий частные уроки на дому или дистанционно. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по различным дисциплинам.
Это статья про депутатов городских дум и земских собраний в Российской империи. Другие значения слова см. в статье Гласный (значения).Гласный — член собрания с решающим голосом в Российской империи. С 1785 года, гласными назывались члены городских дум, а со времени введения в действие земских учреждений — и члены земских собраний, уездных и губернских.
Реальное училище
Реальное училище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.
История
Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Европе ещё в Средние века.
Реальное училище в Самаре
Одним из первых основателей реальных школ считается пастор из Галле — Кристоф Землер, организовавший в 1707 году «Математико-механическую реальную школу» (Mathematische und Mechanische Realschule), введя в которой в 1738 году курс сведений о хозяйстве, назвал её «Математической, механической и хозяйственной реальной школой». В 1747 году, в Берлине, немецкий богослов Иоганн Геккер открыл «Экономическо-математическое реальное училище»; с 1753 года это училище стало называться королевским. Его директор Шпиллеке преобразовал его в 1822 году в «общеобразовательное учебное заведение, преследующее практические цели»; в программу его входили Закон Божий, естественные науки, математика, языки: немецкий, французский и английский, история, география и рисование. Особенностью этого класса учебных заведения было отсутствие преподавания древних языков и древней истории. В 1859 году был принят устав, который различал училища трех видов: реальные училища I разряда (с 9-летним курсом и латинским языком), реальные училища II разряда (с 8-летним курсом, без латинского языка) и высшие городские училища (те же училища II разряда, но с 6-летним курсом). До 1859 году реальных училищ в Германии было 56, а через 14 лет число их стремительно возросло до 179.
В Австрии устав 1850 года определил задачей реальных училищ «среднюю степень предварительного образования, нужного для промышленных занятий, равно как и подготовление к техническим заведениям».
Реальное образование в России
В России инициатива устройства реальных училищ исходила от частных лиц и возникла к началу 1830-х годов. Первоначально целью таких училищ ставилось только распространение «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний», но затем она была расширена в сторону общеобразовательных знаний. В 1839 году уже на правительственном уровне была поставлена задача организации реальных классов для «временного преподавания технических наук». Позднее целью их учреждения стало намерение «отвлечь детей низших сословий от прохождения гимназического курса». Предметами преподавания были практическая химия, практическая механика, рисование и черчение. К слушанию их допускались, бесплатно, не только ученики, но и «другие лица промышленного звания». В 1839 году при третьей московской гимназии было открыто реальное отделение, состоявшее из 6 классов; оно предназначалось главным образом для детей купцов и мещан. Окончившие в нём курс дети купцов 1-й и 2-й гильдии пользовались преимуществами коммерческих училищ и Московской практической академии, а дети купцов 3-й гильдии и мещан освобождались от телесного наказания и рекрутчины. За период 1841—1866 годов в этом отделении было всего 593 ученика, тогда как в классическом за то же время — 2997. Из-за малого числа учеников закрывались постепенно и реальные классы.
Реальное училище в Могилёве
В 1840 году в Варшаве была основана реальная гимназия, отличавшаяся от реального отделения 3-й московской гимназии главным образом тем, что имела 7-й, дополнительный класс. В то же время обводовые (или 4-классные уездные) училища Царства Польского были разделены на приготовительные (собственно 4-классные гимназии) и реальные, «имевшие направление техническое, коммерческое или агрономическое», смотря по местным потребностям. Через 9 лет таких реальных училищ было 7.
Устав от 19 ноября 1864 года «О реальных гимназиях и прогимназиях» определил создание семиклассных реальных гимназий, целью которых ставилось, наравне с классическими гимназиями, «общее образование и подготовление к вступлению в высшие специальные учебные заведения». Они были доступны для детей всех состояний и вероисповеданий и имели во многом сходную с классическими гимназиями программу и совершенно одинаковую администрацию. Но свидетельства об окончании курса реальных гимназий при поступлении в высшие специальные заведения только «принимались в соображение».
В 1871 году реальные гимназии были переименованы в реальные училища, а в следующем году новый устав, утверждённый 15 мая 1872 года, объявил их целью «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний», имея в виду преимущественно потребности торговли и промышленности. Курс обучения длился шесть-семь лет. В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты. Уже в 1872/73 учебном году в 7 реальных гимназиях низшие пять классов были преобразованы по учебному плану реальных училищ. С 1873 по 1877 годы было учреждено и открыто 55 реальных училищ и к 1 января 1878 года их число составляло 67.
В 1888 году реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты.
К 1914 году в Российской империи было 284 реальных училища, в которых обучалось 80 800 человек.
После Октябрьской революции 1917 года этот тип учебных заведений в России был упразднён. Вместо них в Советской России возникли близкие по задачам Школы фабрично-заводского ученичества (прообраз системы ГПТУ 1960-х) и, с 1923 года, — техникумы (как полноценные средние специально-технические учебные учреждения, Ссузы).
В настоящее время существенно трансформированные реальные училища существуют в системах образования ряда государств — как учреждения подготовки квалифицированных рабочих.
Реальные училища, ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
✔ диалоговая тема (в 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища без права поступления выпускников в университеты)
В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища без права поступления выпускников в университеты. Образование было 6-летнее; 5-й и 6-й классы делились на основной и коммерческий; допускались и специальные дополнительные классы для желавших приобрести среднее техническое образование или поступить в высшие технические учебные заведения. Первые классы были на уровне уездных училищ.
Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 565.
Заранее благодарен за ответ,
SeMiD
Скончался 13 августа 2007 года. Вечная память.
Москва
Сообщений: 930
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 68
В числе средних учебныз заведений России были реальные училища. Сохранившая документация об их деятельности может быть хорошим источником генеалогической информации. Предлагаю в пределах этой темы обмениваться находками по этому вопросу.
Я недавно смотрел в ЦИАМ дело Павлово-посадского (Московской губ.) реального училища, содержащее экзаменационные списки учащихся. Масса информации: вероисповедание, род занятий, звание (чин) родителей. Год рождения. Приведены оценки, сведения о присутствовавших учителях и депутатах Московского учебного округа. Дата экзамена и время начала и окончания, время сдачи учеником письменной работы, темы диктантов и изложений, тексты задач для письменных испытаний, вопросы для каждого ученика. Приложены программы учебных курсов по каждому предмету.
Скончался 13 августа 2007 года. Вечная память.
Москва
Сообщений: 930
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 68
Скончался 13 августа 2007 года. Вечная память.
Москва
Сообщений: 930
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 68
В Реальном училище на каждого ученика бала заведена карточка. Посмотрите:
Личная карточка учащегося
Источник: ЦИАМ. Ф.667, оп. 6, д. 8, лист 52. Павлово-Посадское реальное училище. Личные карточки учащихся.
Скончался 13 августа 2007 года. Вечная память.
Москва
Сообщений: 930
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 68
Скончался 13 августа 2007 года. Вечная память.
Москва
Сообщений: 930
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 68
Задача по арифметике, предложенная ученикам 4 класса Павлово-посадского реального училища на экзамене по математике 27 апреля 1914 года
Экзамен включал задачи по алгебре, геометрии и арифметике.
Интересно, смогут ли решить эту задачу современные ученики из колледжа с эконом. уклоном?
г. Самара
Сообщений: 613
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 77
Скончался 13 августа 2007 года. Вечная память.
Москва
Сообщений: 930
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 68
Сообщений: 490
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 250
В Одесском архиве хранится фонд этого училища, но сам архив, увы, не работает. Однако можете попытаться им написать.
Вас интересует конкретно кто-то, или выпускники за все года?
Сообщений: 490
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 250
Из литературы, касающейся конкретно училища им св. Павла мне известна лишь одна: Цеддельман. Речь, читаемая на годичном акте Одесского Реального училища св. Павла директором Р.К. фон Цеддельманом 4 ноября 1884 г., Одесса, тип. Л. Нитче. 1884.
Пожалуй самым известным выпускником этого училища является Лейба Давидович Бронштейн, больше известный как Лев Троцкий.
В моей коллекции, кстати, есть почтовая открытка адресованная в 1910 г. по такому адресу: ЕВБ Эльзе Эрнестовне М-ль Миттельштейнер, Одесса, Реальное училище св. Павла. Отправлена из Гурзуфа 11.04.1910 г.