что значит рекомендовано в нормативном правовом акте

Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты

Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты

1. Правовые акты органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные).

4. К нормативным правовым актам относятся:

1) настоящий Устав городского округа Прохладный КБР, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные правовые акты Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР.

3) нормативные правовые акты главы местной администрации городского округа Прохладный КБР.

5. К индивидуальным (ненормативным) правовым актам относятся:

1) решения Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР, носящие ненормативный характер;

2) постановления и распоряжения главы городского округа Прохладный КБР (председателя Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР), носящие ненормативный характер, принимаемые в соответствии с его компетенцией;

3) постановления и распоряжения главы местной администрации городского округа Прохладный КБР по вопросам организации работы местной администрации городского округа Прохладный КБР;

4) приказы руководителей структурных подразделений местной администрации городского округа Прохладный КБР.

6. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти КБР в порядке, установленном законом Кабардино-Балкарской Республики.

7. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

8. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Содержание

Признаки нормативных правовых актов

Законы и подзаконные акты

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

3. Локальные нормативно-правовые акты.

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются. [5]

Источник

Что такое нормативный правовой акт

что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть картинку что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Картинка про что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Правительство Амурской области

что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть картинку что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Картинка про что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть картинку что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Картинка про что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Рекомендации по определению нормативности правовых актов

Для внесения в муниципальный регистр направляются только нормативные правовые акты.

При определении нормативности акта необходимо руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункт 9).

В общем понятии, нормативный правовой акт – это документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции официального органа (должностного лица), либо на местном референдуме, с соблюдением установленной государством процедуры, направленный на возникновение, изменение или прекращение общепринятых правил поведения, распространяющий свое действие на неопределенный круг лиц и рассчитанный на неоднократное применение.

К нормативным правовым актам могут относиться:

1) решения, принятые на местном референдуме (пример: решение принятое на местном референдуме «Об отмене акта», «Об увеличении норм отвода (предельных размеров) земельных участков»)

2) решения представительного органа местного самоуправления (пример: «О бюджете», «О земельном налоге»);

3) постановления Администрации муниципального образования (пример: «О долгосрочной муниципальной целевой программе», «Об установлении предельных тарифов на платные услуги»);

4) Постановления главы муниципального образования (пример: «Об утверждении порядка финансирования расходов»);

5) постановления главы местной администрации (пример: «О правилах проведения антикоррупционной экспертизы»).

Таким образом, для Регистра не представляются:

1) индивидуальные акты;

2) акты о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;

3) акты, действие которых исчерпывается однократным применением;

4) акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

5) акты о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;

6) акты о сооружении памятников, бюстов, монументов;

7) акты о внесении муниципальных актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;

8) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);

9) акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций;

10) технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

11) акты рекомендательного характера;

12) акты хозяйственно-распорядительного характера:

13) акты о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию,

14) акты о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий,

15) о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий,

16) об отсрочке погашения задолженности по ссудам;

17) иные акты хозяйственно-распорядительного характера.

К ненормативным правовым актам могут относиться:

1) решения представительного органа местного самоуправления по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О внесении на рассмотрение проекта муниципального акта», «О присвоении звания «Почетный гражданин» отдельным гражданам»);

2) постановления и распоряжения председателя представительного органа муниципального образования по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О переносе дня заседания», «Об утверждении решения»);

3) распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (пример: «Об утверждении плана основных мероприятий», «Об утверждении перечня работ, оказанных услуг»);

4) постановления главы муниципального образования (пример: «Об организации противопожарной пропаганды»);

5) распоряжения главы муниципального образования (пример: «Об открытии мемориала»);

6) распоряжения главы местной администрации (пример: «О скосе травы на преддомовых территориях»);

7) распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (пример: «О согласовании перечня работ», «О покупке запчастей»).

Министерством юстиции Российской Федерации от 15.12.2011 №17/91789-ВЕ утверждены методические рекомендации и дан примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов.

В Регистр не включаются следующие муниципальные акты исполнительно-распорядительного и индивидуального характера.

В сфере финансовых и бюджетных правоотношений:

о принятии проекта бюджета на очередной финансовый год;

о проведении публичных слушаний по проекту бюджета на очередной финансовый год;

о выделении, возврате бюджетных средств;

о разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;

об оплате финансовых обязательств муниципального образования;

об установлении лимитов;

о выполнении функции муниципального заказчика;

о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;

об отсрочке погашения задолженности по ссудам;

об утверждении отчета по исполнению бюджета за очередной отчетный период.

В сфере владения, пользования и распоряжения имуществом,

находящимся в муниципальной собственности:

об условиях приватизации муниципального имущества;

о продаже муниципального имущества третьим лицам, в том числе посредством торгов;

о владении, использовании и распоряжении долей в праве общей долевой собственности объекта недвижимости;

о закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением на соответствующем праве, а также об его изъятии;

о включении (исключении) имущества в состав (из состава) муниципальной казны;

об утверждении реестра муниципального имущества;

о включении (исключении) имущества в реестр (из реестра) муниципального имущества;

о принятии имущества в муниципальную собственность;

об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче в государственную собственность, собственность иных муниципальных образований;

о безвозмездной передаче муниципального имущества;

о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды;

о размещении муниципального заказа;

о передаче муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) третьим лицам;

о создании, ликвидации, реорганизации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;

об утверждении устава муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;

о внесении изменений в устав муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;

об утверждении промежуточного, ликвидационного баланса муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;

об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципального унитарного предприятия.

В сфере земельных правоотношений:

об утверждении схемы расположения земельного участка;

об утверждении границ земельного участка;

о выборе или предоставлении земельного участка в собственность (аренду), об ином праве;

о разделении (объединении) земельного участка;

о расторжении договора аренды земельного участка;

о прекращении права на земельный участок.

В сфере градостроительной политики и благоустройства:

о предварительном согласовании места размещения объекта;

об утверждении градостроительного плана земельного участка;

о внесении изменений в градостроительный план (схему) земельного участка;

о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию;

о приемке (вводе в эксплуатацию) объекта недвижимости;

о присвоении адресов объектам недвижимости;

о присвоении адресов земельным участкам;

об изменении целевого использования объекта недвижимости (здания, строения, сооружения);

о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции;

об аннулировании разрешений на установку рекламной конструкции;

о выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций;

об установлении памятников, мемориальных досок;

о разрешении вырубки зеленых насаждений;

о разрешении на производство земляных работ.

В сфере жилищных правоотношений:

о приватизации муниципальных жилых помещений, сдаче их в аренду, социальный найм (в отношении конкретных лиц);

о предоставлении муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда;

о включении (исключении) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сводный список на получение безвозмездных субсидий (социальных выплат) на приобретение (строительство) жилья;

о предоставлении гражданам субсидий из местного бюджета на приобретение (строительство) жилья;

об исключении жилых помещений (зданий) из состава специализированного жилищного фонда;

об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам (о предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда);

о внесении изменений в техническую документацию многоквартирных жилых домов;

о признании жилого помещения не пригодным для проживания;

о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции);

о согласовании переустройства (перепланировки) жилых помещений;

о переводе жилых помещений в нежилые.

В сфере социальной политики:

об установлении опеки и попечительства;

о прекращении опеки и попечительства, об освобождении от опекунских обязанностей, в том числе временном освобождении или отстранении;

о назначении опекунских пособий конкретным лицам;

о раздельном проживании попечителя с подопечным, достигшим 16 лет;

о направлении конкретных несовершеннолетних в специализированные учреждения;

о разрешении на вступление в брак несовершеннолетнего;

о создании приемной семьи;

о разрешении изменения фамилии несовершеннолетних;

о признании несовершеннолетнего эмансипированным;

о прекращении выплаты денежных средств на несовершеннолетних, достигших совершеннолетия;

о разрешении на распоряжение имуществом несовершеннолетнего;

о заключении несовершеннолетними трудовых договоров;

о награждении конкретных лиц благодарственными письмами, почетными грамотами, присвоении почетных званий;

о мерах социальной поддержки, социальной помощи, предоставляемых конкретному лицу;

о предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам;

о награждении поощрительными грантами;

о проведении смотра (конкурса), конференции (с конкретной датой);

о проведении торжественного мероприятия, праздника, соревнования.

В сфере трудовых правоотношений:

об оказании конкретным лицам материальной помощи, премировании, единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию;

о назначении, об увольнении (освобождении от должности) и перемещении конкретных лиц;

о предоставлении отпусков конкретным лицам;

о командировании конкретного лица;

о назначении ежемесячной денежной компенсации конкретному лицу;

об установлении персональной надбавки;

об отнесении муниципальных учреждений к группе по оплате труда руководителей;

о проведении аттестации;

о наложении (снятии) дисциплинарного взыскания;

об утверждении штатного расписания.

В сфере управления:

об утверждении муниципальных планов, проектов, отчетов, прогнозов;

о плане работы органа местного самоуправления;

о персональном составе рабочих групп и комиссий;

об отчетах рабочих групп, комиссий, должностных лиц;

о назначении конкретного лица на должность (освобождении конкретного лица от должности);

о наделении (снятии) полномочиями лица на совершение каких-либо действий;

о количественном составе депутатов в постоянных комиссиях представительного органа муниципального образования;

об утверждении председателей и персонального состава постоянных комиссий представительного органа муниципального образования;

о разовых поручениях;

о внесении муниципальных актов на рассмотрение и утверждение;

о созыве совещаний, конференций, съездов.

Также не включаются в Регистр муниципальные акты:

отменяющие (признающие утратившими силу), вносящие изменения в вышеназванные муниципальные акты;

содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

действие которых исчерпывается однократным применением;

оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе муниципальные акты, содержание

которых сводится к извещению об актах других органов);

о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий;

иные муниципальные акты ненормативного характера.

Источник

Что значит рекомендовано в нормативном правовом акте

что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть картинку что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Картинка про что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте

что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть картинку что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Картинка про что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть картинку что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Картинка про что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть фото что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Смотреть картинку что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Картинка про что значит рекомендовано в нормативном правовом акте. Фото что значит рекомендовано в нормативном правовом актеОбзор документа

Приказ Министерства юстиции РФ от 23 апреля 2020 г. № 105 “Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 33, ст. 3895; 2019, № 42 (ч. 3), ст. 5912) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2007 г., регистрационный № 9449);

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 155 «О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88» (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2009, регистрационный № 14021).

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

МинистрК.А. Чуйченко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 апреля 2020 г.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 23.04.2020 № 105

Разъяснения
о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации

I. Общие положения

2. При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется руководствоваться пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», 2 согласно которому признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются в совокупности:

издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом;

наличие в акте правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

II. Полномочия на издание нормативных правовых актов

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил).

Полномочия федерального органа исполнительной власти на издание нормативного правового акта определяются в том числе в положении о данном федеральном органе исполнительной власти.

4. Общие полномочия федерального органа исполнительной власти по изданию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, предусмотренные в том числе в положении о данном федеральном органе исполнительной власти, 3 не являются достаточным основанием для издания нормативного правового акта, если в законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие разработку данным федеральным органом исполнительной власти конкретного нормативного правового акта 4 либо группы актов в конкретной сфере деятельности. 5

5. Поручения органов (организаций) и должностных лиц не являются основанием для издания федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта в отсутствие положений законодательства Российской Федерации, наделяющих данный орган полномочиями по разработке конкретного нормативного правового акта либо группы нормативных правовых актов в конкретной сфере деятельности.

6. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. При издании нормативного правового акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти полномочия на издание акта должны быть у каждого из указанных органов.

III. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 6 Акты, изданные в ином виде, не должны содержать предписания нормативно-правового характера.

8. Акты рекомендательного характера 7 не должны содержать предписания нормативно-правового характера. В таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативноправового предписания, содержащегося в нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием реквизитов и структурной единицы такого нормативного правового акта.

Акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

9. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1) содержащие правовые нормы, которые затрагивают:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии осуществления прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

2) устанавливающие правовой статус организаций: типовые, примерные положения (уставы) об органах, 8 организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют отдельные наиболее важные государственные функции;

3) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, издавшего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно издавших) нормативный правовой акт.

10. В случае возникновения сомнений относительно необходимости государственной регистрации конкретного акта, такой акт также подлежит направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации акта принимает Министерство юстиции Российской Федерации после проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

11. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок).

12. Государственной регистрации подлежат в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

IV. Нормативные правовые акты, не подлежащие государственной регистрации

13. Не подлежат государственной регистрации:

13.1. Акты внутриведомственного характера:

1) индивидуальные правовые акты, в том числе:

персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания);

действие которых исчерпывается однократным применением;

срок действия которых истек;

оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

3) акты, направленные на организацию исполнения актов законодательства, решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм.

13.2. Документы по стандартизации, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, а также формы федерального статистического наблюдения либо иные акты, регулирующие отношения, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации.

13.3. Акты рекомендательного характера.

13.4. Акты об утверждении положений о конкретных территориальных органах или структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти.

13.5. Иные акты в случаях, предусмотренных федеральными законами.

V. Подготовка нормативных правовых актов

14. В планы подготовки нормативных правовых актов, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 Правил, в качестве исполнителей включаются органы, являющиеся разработчиками нормативных правовых актов. Следует учитывать, что Министерство юстиции Российской Федерации не является исполнителем по актам, разрабатываемым другими федеральными органами исполнительной власти, и не включается в указанные планы, если планируемые к изданию акты не затрагивают компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.

15. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. Изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативный правовой акт должен быть подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) федеральных органов исполнительной власти, издавших акт.

16. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу (не подлежащими применению) также совместно или по согласованию с этими органами.

В случае изменения подведомственности федерального органа исполнительной власти нормативные правовые акты, изданные им и затрагивающие исключительно его сферу деятельности, могут изменяться или признаваться утратившими силу (не подлежащими применению). без согласования с тем федеральным органом исполнительной власти, которому он ранее был подведомствен.

17. Порядок согласования проектов нормативных правовых актов установлен в пункте 3 Правил и не предусматривает возможность согласования нормативных правовых актов письмами. Министерство юстиции Российской Федерации возвращает без государственной регистрации нормативный правовой акт при несоблюдении порядка согласования проекта акта, то есть при отсутствии виз руководителя согласующего органа или его заместителя в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.

18. В случае если федеральный орган исполнительной власти не направил завизированный проект нормативного правового акта либо замечания к нему органу, подготовившему такой проект, в течение срока, установленного пунктом 3 Правил, проект нормативного правового акта считается согласованным.

Федеральный орган исполнительной власти, издавший акт, при направлении акта на государственную регистрацию представляет документы, подтверждающие направление акта на согласование.

19. В случае если в соответствии с Правилами проект нормативного правового акта подлежит направлению в федеральный орган исполнительной власти на заключение, 9 то при возникновении сомнений относительно соответствия изданного нормативного правового акта критериям, предусмотренным Правилами, и при отсутствии заключения Министерство юстиции Российской Федерации возвращает нормативный правовой акт без государственной регистрации.

При этом согласование нормативного правового акта соответствующим органом в порядке, установленном абзацем третьим пункта 3 Правил, не заменяет собой заключение.

20. Вступление в силу нормативного правового акта может быть обусловлено вступлением в силу положений федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти. В нормативном правовом акте может быть предусмотрено, что он вступает в силу со дня признания утратившим силу (не подлежащим применению) другого нормативного правового акта.

VI. Оформление названия и преамбулы нормативных правовых актов

21. Название нормативного правового акта должно соответствовать его содержанию, отражать суть акта, 10 в краткой форме раскрывать тему правового регулирования, одновременно название нормативного правового акта не должно быть громоздким, в нем могут содержаться обобщения, выражающие суть самого акта, без цитирования в полном объеме положения акта законодательства Российской Федерации, предусматривающего издание нормативного правового акта.

22. В названии нормативного правового акта о внесении изменений в другой нормативный правовой акт должны быть указаны номер и дата акта, в который вносятся изменения, 11 и может быть указано название этого акта.

В названии нормативного правового акта о признании утратившим силу (не подлежащим применению) другого нормативного правового акта должны быть указаны номер и дата такого акта и может быть указано его название.

23. В случае если утверждается новый нормативный правовой акт и одновременно признается утратившим силу (не подлежащим применению) один или несколько действующих нормативных правовых актов, то в названии акта не требуется указывать на признание утратившим силу (не подлежащим применению) действующего нормативного правового акта (действующих нормативных правовых актов).

24. В преамбуле нормативного правового акта следует указывать основание его издания (конкретную структурную единицу акта законодательства Российской Федерации, в соответствии с которой издан акт). В частности, преамбула акта об утверждении административного регламента осуществления государственного контроля (надзора) или административного регламента предоставления государственной услуги должна содержать указание на акт законодательства Российской Федерации, которым устанавливаются соответствующие функции и полномочия органа, реализуемого им в рамках осуществления государственного контроля (надзора) или предоставления государственной услуги.

25. В преамбуле при необходимости кратко указываются цели и мотивы издания нормативного правового акта. 12 Дополнительное обоснование издания акта может быть изложено в справке.

26. В преамбулу не включаются предписания нормативно-правового характера, а также сокращения.

27. В случае изменения оснований издания нормативного правового акта внесение изменений в преамбулу не допускается, данный акт признается утратившим силу (не подлежащим применению), а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и издает новый нормативный правовой акт.

VII. Оформление ссылок и сносок в нормативных правовых актах

28. В нормативном правовом акте не допускается включение определения понятий, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 13

29. В случае воспроизведения в нормативных правовых актах отдельных положений актов законодательства Российской Федерации необходимо указывать ссылки на эти акты и на источник их официального опубликования. 14 В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на источник официального опубликования данного акта также является необходимым.

30. В случае воспроизведения отдельных положений международных договоров Российской Федерации в нормативных правовых актах должны быть приведены ссылки на структурные единицы указанных международных договоров Российской Федерации и источники их официального опубликования. В случае ссылки на международные договоры Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание источника официального опубликования также является необходимым.

31. В случае воспроизведения отдельных положений официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, или ссылки на такие международные договоры Российской Федерации, в нормативных правовых актах могут быть приведены ссылки на страницы официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» международных организаций, в рамках которых такие международные договоры приняты, с указанием источника официального опубликования упомянутых международных договоров Российской Федерации.

32. В случае воспроизведения положений иных международных договоров Российской Федерации, в отношении которых предусмотрены процедуры ратификации, утверждения, принятия и присоединения, приводятся ссылки на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми указанные международные договоры Российской Федерации вступили в силу для Российской Федерации, а также дата вступления в силу и источник официального опубликования указанных нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации.

33. В случае воспроизведения положений решений международных организаций, являющихся обязательными для Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в нормативном правовом акте приводятся ссылки на структурные единицы и реквизиты указанных решений международных организаций и международные договоры Российской Федерации, в соответствии с которыми такие решения международных организаций являются обязательными для Российской Федерации, а также дата вступления в силу и источник официального опубликования указанных решений международных организаций и международных договоров Российской Федерации.

34. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации, либо ссылки на них необходимо указывать их название, наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный ему Министерством юстиции Российской Федерации при государственной регистрации, и дату государственной регистрации. В случае если в данный акт вносились изменения, то необходимо также указывать дату издания, номер, дату государственной регистрации и регистрационный номер внесенных изменений.

35. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их название, наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

36. В случае наличия неоднократных ссылок на один и тот же нормативный правовой акт (международный договор Российской Федерации) в тексте нормативного правового акта достаточно сделать одну ссылку на источник официального опубликования данного акта (международного договора Российской Федерации) при его первом упоминании.

37. В случае если в нормативном правовом акте содержится ссылка на нормативный правовой акт, содержащий служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой «Для служебного пользования»), такая ссылка не должна раскрывать название и содержание данного акта или его отдельных положений и может включать только указание на наименование федерального органа исполнительной власти (органов), издавшего (принявшего) акт, наименование вида акта, дату подписания (утверждения) акта и его номер, а также регистрационный номер, присвоенный ему Министерством юстиции Российской Федерации при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

38. В случае если в нормативном правовом акте содержится ссылка на акт федерального органа исполнительной власти (органов), содержащий служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой «Для служебного пользования»), признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, такая ссылка не должна раскрывать название и содержание данного акта или его отдельных положений и может включать только указание на наименование федерального органа исполнительной власти (органов), издавшего (принявшего) акт, наименование вида акта, дату подписания (утверждения) акта и его номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

39. Ссылка в поступившем на государственную регистрацию нормативном правовом акте на акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не допускается, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

40. Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» 15 нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники. В соответствии с частью 22 статьи 25 Федерального закона № 162-ФЗ официальное опубликование утвержденного национального стандарта организует федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в течение тридцати дней со дня принятия решения об утверждении национального стандарта.

41. В случае включения в нормативный правовой акт ссылки на национальные стандарты и (или) информационно-технические справочники необходимо руководствоваться положением части 2 статьи 27 Федерального закона № 162-ФЗ, согласно которому применение ссылок на национальные стандарты и (или) информационно-технические справочники в нормативных правовых актах допускается в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований.

42. В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона № 162-ФЗ ссылки на национальные стандарты в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения национальных стандартов с указанием даты утверждения и даты регистрации, пунктов, разделов национальных стандартов. Ссылки на информационно-технические справочники в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения информационно-технического справочника с указанием даты его утверждения. Указание в нормативном правовом акте на источник официального опубликования национального стандарта и (или) информационно-технического справочника также является обязательным.

43. Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона № 162-ФЗ тексты национальных стандартов и информационно-технических справочников, на которые даны ссылки, прилагаются к соответствующим проектам нормативных правовых актов при прохождении ими установленных процедур разработки и утверждения.

Копии текстов указанных национальных стандартов и информационнотехнических справочников оформляются в соответствии с порядком первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, утвержденным в соответствии с пунктом 10 статьи 8 Федерального закона № 162-ФЗ, и представляются на бумажном носителе федеральными органами исполнительной власти одновременно с направлением нормативного правового акта на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. В связи с этим включение в текст нормативного правового акта ссылок на национальные стандарты и (или) информационно-технические справочники должно быть обусловлено предметом правового регулирования акта и являться вспомогательным инструментом для раскрытия предмета правового регулирования акта.

44. Сноски и примечания в нормативном правовом акте не должны содержать предписаний нормативно-правового характера.

VIII. Оформление приложений к нормативным правовым актам

45. Приложения к нормативному правовому акту являются его неотъемлемой частью. В случае если нормативный правовой акт имеет приложения, то в его тексте должны содержаться ссылки на эти приложения.

46. Если приложением к нормативному правовому акту является утверждаемый документ, то в верхнем правом углу проставляется гриф утверждения документа.

47. При наличии нескольких приложений к нормативному правовому акту на каждом приложении должны быть указаны номер приложения и реквизиты документа, которым оно утверждено.

IX. Оформление справки к нормативным правовым актам

49. К нормативному правовому акту прилагается справка (в одном экземпляре), которая подписывается руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, представляющего нормативный правовой акт на государственную регистрацию.

50. В случае если справка подписана лицом, исполняющим обязанности руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти, копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к нормативному правовому акту.

51. Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителями нескольких федеральных органов исполнительной власти, визируется руководителями юридических служб этих федеральных органов исполнительной власти.

52. В сопроводительном письме либо в справке необходимо указывать телефон и фамилию специалиста и руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, ответственного за прохождение государственной регистрации акта в Министерстве юстиции Российской Федерации.

53. В справке отражается обоснование целей и мотивов издания нормативного правового акта, а также сведения по каждому из требований, предусмотренных пунктом 12 Правил. В случае издания нормативного правового акта, устанавливающего новое правовое регулирование взамен действующего правового регулирования, рекомендуется отражать в справке основные отличия нового правового регулирования от действующего.

54. В случае внесения изменений в зарегистрированный нормативный правовой акт к справке прилагается сравнительная таблица положений нормативного правового акта в действующей редакции, в редакции предполагаемых изменений в данные положения, в которой также указывается обоснование предлагаемых изменений. При этом текст новых или изменяемых положений следует выделять среди положений, которые остаются без изменений.

55. В случае если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также если он издан взамен возвращенного без государственной регистрации акта либо акта, в регистрации которого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.

56. При направлении на государственную регистрацию нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в справке необходимо указывать на основание отнесения сведений, содержащихся в акте, к сведениям конфиденциального характера или составляющим государственную тайну.

X. Внесение изменений в нормативные правовые акты и признание их утратившими силу (не подлежащими применению)

57. Признание нормативным правовым актом утратившим силу (не подлежащим применению) акта, не прошедшего государственную регистрацию или признанного Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, не допускается.

59. Акты, имеющие различный предмет правового регулирования, должны признаваться утратившими силу (не подлежащими применению) отдельными нормативными правовыми актами.

60. Нормативный правовой акт о внесении изменений в зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации нормативный правовой акт либо его отдельную структурную единицу может быть признан утратившим силу (не подлежащим применению) только вместе с актом (его отдельной структурной единицей), в который (которую) вносились изменения.

61. При признании полностью утратившим силу (не подлежащим применению) нормативного правового акта не требуется признавать утратившими силу (не подлежащими применению) акты, которыми отдельные положения нормативного правового акта признавались утратившими силу (не подлежащими применению), за исключением актов, в которых, помимо положений о признании утратившими силу (не подлежащими применению), содержались также положения о внесении изменений в этот нормативный правовой акт.

62. При необходимости внесения изменений в несколько нормативных правовых актов, имеющих различный предмет правового регулирования, изменения в каждый акт оформляются отдельным нормативным правовым актом.

В случае если иное не предусмотрено федеральным законом, изменения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случаев, когда акт был издан в виде, не предусмотренном пунктом 2 Правил. При необходимости внесения изменений или признания утратившим силу (не подлежащим применению) акта, изданного в виде, не предусмотренном пунктом 2 Правил, такой акт должен быть признан утратившим силу (не подлежащим применению) приказом или постановлением.

63. Положения об изменении или признании утратившими силу (не подлежащими применению) ранее изданных актов или их частей в том числе могут быть оформлены как приложения к акту.

64. При необходимости из текста нормативного правового акта могут исключаться отдельные слова, словосочетания, сноски, знаки препинания с указанием структурных единиц акта, при этом строки и графы таблиц не исключаются, а признаются утратившими силу.

65. Внесение изменений в обобщенной форме в нормативный правовой акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») не допускается.

66. Нормативный правовой акт, содержащий служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой «Для служебного пользования»), признается утратившим силу (не подлежащим применению) нормативным правовым актом, содержащим пометку «Для служебного пользования».

67. Нормативный правовой акт, не содержащий служебную информацию ограниченного распространения (без пометки «Для служебного пользования»), не может признаваться утратившим силу (не подлежащим применению) нормативным правовым актом, содержащим пометку «Для служебного пользования».

68. Положения, предусмотренные пунктами 66 и 67 настоящих Разъяснений, применяются в аналогичных ситуациях по отношению к нормативным правовым актам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.

XI. Государственная регистрация нормативных правовых актов

69. На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

1) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

2) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. 18

70. Федеральные органы исполнительной власти направляют на государственную регистрацию подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты.

71. В случае если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя федерального органа исполнительной власти, к документам, представляемым на государственную регистрацию, прилагается копия документа, подтверждающего полномочия данного лица на подписание (утверждение) нормативного правового акта.

72. В случае если нормативный правовой акт завизирован лицом, исполняющим обязанности руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти, копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к нормативному правовому акту.

73. Изданный совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти нормативный правовой акт, в том числе в случае внесения в него изменений, представляется на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации органом, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

75. На обороте каждого листа подлинника нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти или лица, исполняющего его обязанности.

76. Копия нормативного правового акта должна быть заверена органом, издавшим акт, а также должна быть четкой для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

77. Каждый лист копии нормативного правового акта должен содержать на оборотной стороне копию визы руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти (лица, исполняющего его обязанности).

78. В нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта должны содержаться визы, подтверждающие согласование нормативного правового акта с другими федеральными органами исполнительной власти, в случае если такое согласование является необходимым в соответствии с Правилами.

В нижней части оборотной стороны последнего листа копии нормативного правового акта должны содержаться копии виз, подтверждающих согласование нормативного правового акта с другими федеральными органами исполнительной власти, в случае если такое согласование является необходимым в соответствии с Правилами.

79. В случае признания федеральным органом исполнительной власти утратившим силу (не подлежащим применению) нормативного правового акта, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации, нормативный правовой акт о признании утратившим силу (не подлежащим применению) должен быть представлен на государственную регистрацию в порядке, установленном Правилами.

80. В случае признания утратившим силу (не подлежащим применению) акта, признанного Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, в Министерство юстиции Российской Федерации направляется копия документа о признании такого акта утратившим силу (не подлежащим применению).

81. В случае если при осуществлении государственной регистрации изменяются положения законодательства Российской Федерации, на основании которых издан нормативный правовой акт, 19 Министерство юстиции Российской Федерации возвращает акт без государственной регистрации.

82. В случае если при осуществлении государственной регистрации компетенция перешла от одного органа к другому, Министерство юстиции Российской Федерации отказывает в государственной регистрации нормативного правового акта.

83. Текст нормативного правового акта должен соответствовать правилам русского языка. Министерство юстиции Российской Федерации возвращает без государственной регистрации нормативный правовой акт, в тексте которого имеются грамматические, орфографические, пунктуационные, речевые ошибки. В случае возвращения без государственной регистрации нормативного правового акта в связи с его несоответствием правилам русского языка Министерством юстиции Российской Федерации приводятся отдельные примеры нарушения указанных правил.

84. Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 20 рабочих дней. Указанный срок исчисляется со следующего рабочего дня после поступления нормативного правового акта на бумажном носителе в Министерство юстиции Российской Федерации и присвоения ему входящего номера.

85. Подлинники нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, после проставления на них штампа об отказе в государственной регистрации возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их федеральному органу исполнительной власти с письменным указанием причин отказа.

86. В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает документ об отмене нормативного правового акта, в государственной регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации. Данный документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.

87. В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации.

88. В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации его копия остается в Министерстве юстиции Российской Федерации.

89. В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации в третий раз в письме о возврате указывается на необходимость его отмены и издания нового нормативного правового акта взамен отмененного.

90. В случае если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения правовой и антикоррупционной экспертиз признается Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), такой акт возвращается федеральному органу исполнительной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием (в письменной форме) оснований для принятия данного решения и проставлением соответствующего штампа на подлиннике акта. При этом копия акта остается в Министерстве юстиции Российской Федерации. В случае если в такой акт будут внесены изменения, он подлежит представлению в Министерство юстиции Российской Федерации для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

91. При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

92. Подлинник нормативного правового акта выдается после присвоения ему регистрационного номера, занесения в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и проставления соответствующего штампа. Подлинник выдается под подпись сотруднику (работнику) федерального органа исполнительной власти при предъявлении удостоверения или иного документа, подтверждающего факт работы в данном органе.

93. В случае если в течение суток после государственной регистрации акт не будет получен, он направляется Министерством юстиции Российской Федерации по почте в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 33, ст. 3895.

2 Российская газета, 2019, № 6, 15 января.

3 Например, полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в той или иной сфере деятельности.

4 Например, порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц.

5 Например, нормативные правовые акты об утверждении санитарных правил, федеральных государственных образовательных стандартов, стандартов медицинской помощи, профессиональных стандартов.

6 Например, Банк России издает нормативные правовые акты в виде указаний, положений и инструкций на основании статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2018, № 11, ст. 1588)..

7 Например, методические рекомендации.

8 Например, о территориальных органах.

9 Например, в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

10 Например, название «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от ______ № ___» не отражает сути акта.

11 Например, приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2020 № 1 «О внесении изменений в приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2019 № 3».

12 Например: «В целях приведения нормативной правовой базы в соответствие с законодательством Российской Федерации. »..

13 Например, пункт 1 части 3 статьи 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344), пункт 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 № 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1562; 2018, № 34, ст. 5483)..

14 Например, «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

16 Например, приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2019 № 2 «О признании утратившими силу некоторых приказов федерального органа исполнительной власти по вопросам порядка формирования идентификационного кода закупки».

17 Например, приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2020 № 3 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти по вопросам противодействия коррупции».

18 Например, Центральный банк Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственная корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».

19 Например, изменилось правовое регулирование отношений.

Обзор документа

Правительство вносило ряд поправок в правила подготовки и госрегистрации нормативных правовых актов ФОИВ. В связи с этим Минюст разработал новые разъяснения по порядку применения указанных правил. Прежние разъяснения от 2007 г. утратили силу.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней с даты опубликования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *