что значит ритм в композиции
Ритм в композиции
Слово «ритм» чаще всего применяется к музыке. Такие выражения как «ритмичная мелодия» всем понятны и не требуют комментариев. Однако применительно к изобразительному искусству, понятие ритма для многих остаётся загадкой. А ведь это очень важный инструмент из «секретного набора» художника, без которого невозможно создание красивой, «цепляющей» картинки, в каком бы стиле она ни была выполнена. А теперь давайте рассмотрим подробнее — что же такое ритм в композиции?
Аналогия с музыкой и ключевая мысль
Ноты в музыке имеют определённую длительность и высоту звучания. Также, между ними могут быть паузы. Таким образом, звуки рождают мелодию и ритм. Подобно звукам в музыке, в изобразительном искусстве повторяющиеся объекты композиции должны интересно ритмоваться. А достигается это не благодаря длительности и высоте звучания, а посредством изменения размеров объектов и расстояний между ними. В качестве примера давайте рассмотрим пейзаж.
Ритм в пейзаже. Три основные величины: большая, средняя, малая
Представьте себе, что все деревья выстроились по линеечке, как на параде. А листочки на них абсолютно все одинаковые и растут ровными рядами. «Такого не бывает» — скажете Вы. И будете правы, потому что, по меньшей мере, подобную картину можно увидеть разве только в посадках искусственных насаждений. В живой природе всё разнообразно и растёт хаотично. Например, стволы деревьев имеют различную толщину, а расстояния между ними разные. Где-то дерево толще, где-то тоньше. Одно дерево растёт дальше от другого, другое ближе. Иными словами, размеры объектов пейзажа и расстояния между ними — разные. То есть ритм повторяющихся элементов композиции хаотичен, разнообразен и изменчив. В природе очень мало «одинаковостей». Это также применимо к листочкам на деревьях, к траве, к бугоркам земли, к облакам на небе… Один листочек крупнее, другой меньше, третий совсем крохотный. Одно расстояние между ними большое, другое меньше, третье — совсем короткое. Иными словами мы получаем ритм большого, среднего, малого; большого, среднего, малого… И так далее.
Такой подход применим не только к пейзажу. Этот принцип работает везде. В дизайнерской композиции, в станковой или декоративной композиции. В графике, в живописи, в иллюстрации… Что бы Вы ни изображали, ритм большого, среднего и малого всегда будет работать. При чём, это не только три величины. Это может быть и пять и десять величин… Три перечисленных выше размера, это только основа. Главный принцип — добиться того, чтобы было как можно меньше одинаковых повторений.
Ритм в композиции с изображением людей
Если Вы рисуете многофигурную композицию, например, можно выделить одну фигуру и сделать её самой большой по размеру. Две других — среднего размера, пять человек на втором плане — самыми маленькими и т. д. В эти основные группы можно добавить силуэты людей, которые будут чуть отличаться от остальных по размеру. Но это всего лишь пример. Вариантов может быть очень много. Например можно посмотреть картину В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Сколько в ней людей? На какие группы они поделены? Как построена композиция? Какая фигура главная? Сколько основных размеров можно перечислить?
Такому же анализу можно подвергнуть любое произведение изобразительного искусства. Если говорить о дизайне, то даже грамотно сделанный рекламный баннер тоже будет содержать разные величины основных графических элементов: текстовый блок, фото, геометрические фигуры и т. п. Или взять к примеру, дизайн интерьера. Ритм большого, среднего и малого можно проследить даже здесь.
Ритм в натюрморте
Если Вы решите написать натюрморт, то не следует ставить два предмета одинакового размера. Пусть один будет крупный, а другой маленький. Так, композиция станет динамичнее. А ещё лучше — это натюрморт из трёх предметов разного размера. Данная схема «беспроигрышная», так как образует интересный ритм, а в её основе лежит динамичный треугольник.
Ритм в изображении летящих птиц, облаков, повторяющихся элементов (досок заборов, ступеней лестниц…)
Ещё понятие ритма в композиции можно рассмотреть на примере летящих птиц, облаков и забора. Не ищите логической связи между ними — её нет. Просто так совпали примеры. Если художник вводит в пейзаж маленькие «галочки» — птиц на фоне неба, то как они будут расположены? На равном расстоянии друг от друга или в случайном порядке? Если это не косяк перелётных птиц, то естественно в случайном порядке и размер их будет разным. Тогда картина станет динамичной, реалистичной и интересной. То же самое применимо к силуэтам облаков. Даже если в реальной жизни и встречаются два одинаковых облака (что является редкостью), то для создания ритма необходимо одно облачко увеличить, а другое уменьшить. поразмышлять над размерами и т. д. А вот если мы вводим в рисунок забор в котором элементы однообразно повторяются, то тут необходимо «разбить» однообразие тем, что какие-то доски делаем шире, какие-то уже. Где-то увеличим просветы, где-то уменьшим. А где-то можем добавить трещину в доске или какие-то линии подчеркнуть, ослабить и т. п. Да, такое изменение интервалов мы вносим в рисунок от себя и оно может не соответствовать натуре. Но это должно быть в меру. В итоге композиция оживится и станет намного выразительнее, так как мы задали в ней интересный ритм.
«Мелодия» в композиции
Подытоживая вышесказанное, добавлю, что чередование разных размеров в изобразительном искусстве, как чередование различных нот в музыке рождает, так сказать, «мелодию» в композиции. Получается некая «пульсация» элементов, в рамках той «мелодии», которую замыслил художник. И вариаций здесь можно придумать также много, как много существует различных музыкальных произведений.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.
Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/
Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.
Симметрии на плоскости бывают:
• Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.
• Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.
• Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
• Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.
В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.
Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.
Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.
Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.
Метр и ритм могут взаимно сочетаться.
✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ
Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.
• МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.
✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО
Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.
• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.
✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ
• Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).
• Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.
• Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.
✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА
• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.
Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.
✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА
• Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
• Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.
✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ
Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.
Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.
10.Композиция. Ритм.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить связь ритма и композиции, какие ритмы бывают и создать ритмичный город на формате А4.
Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире.
Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.
Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.
Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.
В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
Ритм как одно из важнейших выразительных средств композиции участвует не только в построении изображения, но и зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.
Различают несколько видов композиций и форм орнамента.
Упражнение №1.
Разделить формат А4 визуально на две части (альбомная ориентация). В одной части разместить 4 квадрата, заполнить их ритмическими композициями. На второй части листа создать композицию на основе трех или более ритмических рядов.
Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:
Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.
А вот новый пример:
Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:
По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!
Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:
Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:
Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.
А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:
А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):
Упражнение №2.
На листе А4 (черный картон или пастельная бумага) создать ритмичный городской пейзаж белой ручкой.
Что такое ритм в искусстве
Приветствую всех после новогодних праздников! Вы уже вошли в ритм рабочей жизни? Я вот только-только вхожу, скидываю лишние проблемы и килограммы. А что есть ритм в принципе? Есть связь между вашим рабочим днем, фотографией и эпохой возрождения. Посмотрим, какая? Ведь ритм в искусстве это.
Определение
Я бы могла отправить вас в википедию, но мы же все ценим свое время? Так вот,
ритм в широком смысле слова представляет собой гармоничное, то есть равномерное, чередование каких-либо элементов в любой сфере жизни.
Начнем с законов природы. Времена года, день и ночь, активность и сон – все это ритмичные действия. Да даже дыхание и сердцебиение – гармонично повторяющиеся процессы.
Станок на производстве ритмичен, он делает одинаковые действия через одинаковые промежутки времени. Ваш рабочий режим, скорее всего, гармоничен. Утром вы стаете в одно время, начинаете работу, скажем, в 9 и выполняете ее до 6. И так каждый день.
Даже если вы не считаете себя гармонично сложенным, ваш режим точно можно так определить. Так что вы в любом случае гармоничны.
Но ритм, он не только в повседневной жизни. Он везде. Например, многие обои имеют орнамент – гармонически повторяющиеся узоры.
И это мы еще не ушли в тему искусства. Это простые бытовые моменты. Может, пора с этим бытом ненадолго распрощаться?
Музыка
В музыке ритм выполняет такие задачи, как приятное звучание, легкость в танцах, песнях, даже строевой подготовке. Вы же знаете, что вальс танцуется на 3 счета? Или рок-н-ролл. И мелодии для вальса гарантируют танцующим, что будет три счета, а потом общая ритмичность повторится.
Музыкальный ритм создается гармоничным чередованием пауз, звуков и повторяющихся композиций.
Посмотрите на ноты детской песенки. Она вся делится на отрезки по 4 ноты.
Таким образом, под нее можно танцевать любые танцы на 4 счета. Это и есть музыкальная гармония.
Сюда же можно включить стихи и песни, как частный случай стихов. Чем более ритмичный стих, что определяется ударениями, повтором гласных или слогов рифмой, тем легче воспринимается и учится это стихотворения. Позвольте мне не углубляться в виды ритма, метры, кратности и прочие очень интересные, но не очень веселые вещи. Может, отдельный статьей?
Архитектура
Архитектура – возвышенное или приземленное искусство? Ритмом тут будет чередование и повторение элементов. И давайте посмотрим на шедевры архитектуры и совсем приземленные вещи.
Начнем с шедевров. Например, готический стиль постройки. Красиво, ритмично. Будто нотный стан рассматриваешь.
Обратите внимание, что к повторяющимся элементам обязательно прилагаются акценты – элементы, которые притягивают взгляд.
Но немного приземлимся и посмотрим на Зимний дворец.
Поменяйте окна на ноты, а колонны – на такты. Наверное, получится прекрасная танцевальная мелодия. Это ли не гармония?
И напоследок – жилой дом. Не обычная хрущевка, конечно, под ноты окон панельной многоэтажки не всем хочется танцевать.
Такие вот полезные повторения в архитектуре. Вы поняли, что такое архитектурный ритм? Если остались вопросы, то и это тема, достойная отдельной статьи. Только чирикните и я напишу:)
Изобразительное искусство
Часто под изобразительным искусством понимают исключительно живопись, но разве карандашные наброски и штампованные обои – не искусство?
Но вернемся к более высоким материям. Как можно найти музыку, то есть ритм, в картинах?
Первый и самый банальный способ – повторяющиеся формы, фигуры и детали.
Эта картина является классическим примером ритмичности изображения. Вся картина поделена на две половины, которые как бы уравновешивают друг друга по весу. На обеих половинах есть люди, повторяющиеся фигуры, а также копья.
Здесь художник не настаивает на точном повторении элементов, как не настаивают и многие мелодии. Но, в целом, картина выглядит весьма гармоничной. В композиции нет перекоса ни в цветах, ни в количестве фигур. Зато есть акценты и общий фон.
Вот пример ритмичной фотографии.
Фотография симметрична и навевает мысли о нотном стане.
Но хватит примеров. Зачем же нужны эти повторения?
Зачем он необходим нам?
Ритм и гармония притягивает наш взгляд. Повторение элементов, неважно насколько явное сознанию, неосознанно, интуитивно привлекает внимание. Люди всегда стремятся выбрать что-то более гармоничное, где виден замысел автора или природы, а не просто нагромождение деревьев или палок.
И первая причина – ритм нужен, чтобы скрыть несовершенство своей работы. Даже бессмысленный набор слов, поставленный в правильную рифму и ритм, обретает художественную ценность.
Лучшим примером будут детские стихи. Ничуть не умаляю их ценность и нужность, но они составлены для детей, с использованием простых слов и незатейливых сюжетов.
Ну и второй вывод, ритмичность поможет улучшить произведение.
И вот пример неудачного ритма фотографии.
В кадре получается два визуально равнозначных объекта, но по смысловой нагрузке фонарь должен быть менее значим. Такая фотография цепляет взгляд своей несуразностью и нарушением ритма.
В визуальном искусстве ритм может быть основой всей композиции. Например, архитектура. Расставьте окна Эрмитажа в случайном порядке и здание потеряет шарм и красоту.
В фотографии ритм создается цветами, пятнами, линиями или объектами. И фото, основой которой является ритм, будет изображением стаи птиц или построения людей, например, в армии.
А вот пример повторения цветов и пятен
Поставьте на последнем фото фонари в случайном порядке – и взгляду даже не за что будет зацепиться. Фотография станет бессмысленной и неинтересной.
Но не везде ритм жизненно необходим.
На фото выше ограждение можно легко убрать, смысл фото не изменится. Она может бежать в лесу, коридоре коммуналки или на фоне забора. Так что на некоторых фотографиях ритм – просто способ сделать фото лучше, а не единственное достоинство кадра.
Но ритм может помочь еще и выделить объект в кадре. Как показать, что эта женщина – смысл всей фотографии?
Поставьте ее в толпу, но выше, ярче или делающей что-то наперекор. И, вжух, – с помощью толпы, ритмической массы, вы выделили свою героиню.
Ритм, в широком смысле слова, – инструмент композиции, делающий произведение искусства более ценным, гармоничным и осмысленным.
Как же улучшить свою фотографию или рисунок с помощью ритма?
Теория и примеры – это круто, но далеко от практического приложения. Как же нам создать шедевр, просто используя гармонию и повторяющиеся элементы?
Ну, если надумаете строить дом, то помните об окнах и декоративных элементах, которые лучше делать на одном уровне относительно друг друга, повторяющимися и в одном стиле. Но дома мы строим нечасто, учить писать музыку и стихи я не возьмусь, а про фото могу рассказать.
Сначала решите, в качестве какого элемента вас интересует ритм. Это основа кадра, интересное дополнение или просто фон?
Фонари и колонны – самый простой пример ритма, как основы изображения. Вот еще пример, уже из живописи Караваджо.
Все фигуры на картине расположены веером от правого нижнего уровня. Вы можете вообще делать любые варианты гармонии: веер, линии, ноты, круги.
А если гармония – лишь фон? Тогда вот вам несколько примеров.
Самый простой вариант – колонны, деревья или лестницы. Просто найдите классный объект в центр композиции и вперед.
Ритм могут создавать и другие люди. Фотографию толпы я уже прикладывала, но вот еще вариант:
В заключении
Если вы хотите сделать ВАУ фотографию или рисунок – используйте такой крутой инструмент, как ритм. Впрочем, если вы строите дома, хотя бы из спичек, или пишете стихи – ритм вам тоже понадобится. Кстати, присылайте свои стихотворения и идеи сделать наше искусство более ритмичным.
И на сегодня все, буду ждать вопросов и идей. Что осталось непонятным в теме ритма? В какие разделы важно углубиться или что еще затронуть? Обязательно оставьте свой комментарий, чтобы мы могли стать лучше.