что значит родовое имя

Родовое имя

Кроме того, информация о роде могла вкладываться и в личное имя. У некоторых народов (итальянцев, ирландцев) существовали традиции, которые строго регламентировали, какое у ребёнка должно быть главное имя, причём в зависимости от старшинства одни дети получали имя деда, другие — отца, третьи — дяди или, соответственно, бабушки, матери и тёти.

Практика имя наречения на Руси показывает, что род имел характерные для него имена – родовые имена, которые повторялись из поколения в поколения. Ф.Б. Успенский считает, что для того, чтобы войти в мир рода, ребенок должен получить родовое имя. Выбор имени был особым историческим – имя почти всегда давалось в честь умершего предка, связывало ребенка с историей рода и передавало эту связь в будущее. В первую очередь, это касалось тех детей, которым предстояло стать наследниками, старшими в роду, в своём поколении. Их, как правило, называли в честь деда, прадеда, дяди или другого ближайшего родственника по мужской линии. Особенно значимым было выбор имени в знатных родах и прежде всего в королевской семье.

Связанные понятия

Антропонимическая система русских имён во многом схожа с общеевропейской. Полное имя состоит из трёх основных элементов — имя, отчество и фамилия. Кроме того, существуют такие разновидности имён, как прозвище, уменьшительное имя, а для соответствующих социальных групп также псевдоним, монашеское имя.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Согласно общеевропейской традиции романских языков, современные граждане Италии имеют личное имя и фамилию.

Óним (от др.-греч. ὄνυμα — (в эолийском и дорийском (дорическом) диалектах) имя, название) — слово, словосочетание или предложение, которое служит для выделения именуемого им объекта среди других объектов, его индивидуализации и идентификации.

Готский алфавит — алфавит, которым написаны сохранившиеся памятники готского языка IV—VI веков. Создание алфавита приписывается епископу Вульфиле (Ульфиле), который в середине IV века создал перевод Библии на готский язык. До этого готы пользовались рунической письменностью, но Вульфила счёл, что руны ассоциируются с язычеством и нежелательны для перевода священных текстов. Новый готский алфавит был создан на основе греческого с заимствованиями латинского. Названия букв происходят от названия рун.

Татарские имена в современном виде в своей полной формуле представляют собой сочетание имени, отчества и фамилии. Ранее имели другую форму подобно арабским именам.

Большинство фамилий в русской именной формуле произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имён. Первые сообщения о фамилиях в русских землях были у граждан Великого Новгорода. Затем в XIV—XV веках появляются сообщения о фамилии московских удельных князей и бояр. В начале XIX века фамилии были введены для большинства подданных Российской Империи, в том числе.

Традиционно в англоговорящих странах ребёнок при рождении получает два имени: личное имя (англ. personal name, first name) и среднее имя (англ. middle name). Наиболее важным, существенным представляется именно первое, личное имя. Под термином «личное имя» понимается прежде всего «индивидуальное именование субъекта» (А. В. Суперанская), официально закреплённое за ним при рождении.

В чеченских личных именах отражены специфики особенности фонетической системы, морфологическое строение нахских языков, а также лексическая единица этого языка.

Грузинские имена отражают все сложности исторического пути развития грузинского народа. Современный грузинский именник отличается богатством источников, отражая влияния культур соседних народов. Однако с течением времени имена иноязычного происхождения (Северный Кавказ, Армения, Иран, Византия, Арабский халифат и др.) органично вливались в грузинский антропонимический «репертуар». Два раза в год агентство гражданского реестра министерства юстиции Грузии публикует имена новорожденных, а также распространённые.

Северокавка́зская семья́ — гипотетическая семья, предложенная С. А. Старостиным в 1980-х годах. Под этим названием объединяются две языковых семьи, абхазо-адыгская и нахско-дагестанская. Объединение отвергается многими лингвистами. С первыми С. А. Старостин сближает хаттский язык, а со вторыми — хуррито-урартские языки.

В Швеции, согласно закону, имя можно выбрать приблизительно из 1000 зарегистрированных. Если родители хотят назвать ребёнка именем, не входящим в число зарегистрированных, они должны просить разрешение на такое имя в суде.

Именование людей в Нидерландах соответствует способам, принятым в большинстве европейских стран: человек имеет одно или несколько имён, и фамилию. Мужские и женские имена отличаются.

Источник

Родовые имена у русских: в чем их отличие от крестильных имён

что значит родовое имя. Смотреть фото что значит родовое имя. Смотреть картинку что значит родовое имя. Картинка про что значит родовое имя. Фото что значит родовое имя

В давние времена каждый человек при рождении получал наследственное имя, свидетельствовавшее о его родовой принадлежности и указывавшее на общего предка, от которого пошли семейные ответвления.

Это родовое имя было частью полного именования, цепочка которого порой достигала десятка имён, поскольку в старину бережно передавали из поколения в поколение историю дедов и помнили, как их звали вплоть до седьмого колена.

Самым элементарным и архаичным родовым именем считалось отчество, которое с течением времени дополнилось фамилией, произошедшей от имени или прозвища наиболее знаменитого представителя родословной.

У крестьян и у князей

Родовые имена крестьянской социальной группы возникали от имён родственников, места проживания, рода занятия человека, его внешних данных и даже от бытовых и погодных условий, при которых он появился на свет.

Большой пласт родовых имён произошёл от прозвищ, которые приклеивались ко всем потомкам семьи. Так среди дворян XVI века появились экзотические родословные Кобыла, Кошка, Лопата, Редька, Козел, Зверь, Корова, Дятел, Капуста, Трава.

Родовые имена князей имели более сакральное значение, в дохристианскую эпоху они обожествлялись и наделялись сверхъестественными защитными функциями, поскольку бытовало мнение, что дух пращура носившего это имя становился невидимым покровителем малыша. Считалось, что входившие в избранный фонд языческого родового именослова мужские имена обладали особой энергетикой и несли на себе отпечаток судьбы и характера предка, а значит, называя ребёнка одним из этих имён, родители как бы определяли его участь.

Выбирая родовое имя князю, родители определяли его место в династии, актуализировали историю родословной и панировали его будущее.

Нарекая новорождённого именем сильного и уважаемого в обществе предка, они как бы заочно переносили любовь социума к новому члену рода, от которого люди ждали такого же благополучного правления, как от тёзки.

Веря в реинкарнацию через общее династическое имя, князья по языческому поверью никогда не называли детей родовым именем живого прямого предка, то есть сына нельзя было именовать в честь здравствующего отца или деда.

Крестильные имена

После принятия Русью христианства в 988 году родовые языческие имена, например Мстислав, Всеволод, Изяслав, Владимир, Святополк, Ростислав, Ярослав, Ярополк постепенно стали заменяться христианскими или крестильными, в большинстве своём греко-византийскими именами, такими как Иван, Дмитрий, Фёдор, Василий, Андрей.

Первоначально княжичу в дополнение к родовому давали имя, которое он получал на восьмой день жизни, когда совершался обряд крещения. Обычно младенца нарекали именем христианского святого, чье чествование приходилось на дату рождения малыша. До ХVII века крестильное имя княжича зачастую держалось в тайне, чтобы нечистая сила не могла навредить ребёнку.

Так каждый княжич становился обладателем сразу двух имён: языческого родового и крестильного личного, первым он пользовался в общественной жизни, а на второе окликался в семье. Но спустя поколение крестильным именем называли какого-нибудь потомка, оно начинало обрастать авторитетом, историей и постепенно переходило в разряд родового.

Быстрое распространение крестильных имён связано еще и с тем, что при его присвоении не существовало запрета на повторение имён живых предков, то есть при жизни отца или деда их имена могли достаться сыну или внуку.

С течением времени языческие родовые имена почти полностью вытеснялись из династического именослова, уступив место крестильным, из которых в ХVI веке начали складываться первые русские фамилии.

Родовые имена Рюриковичей

Весьма ограниченным был сонм родовых имён династии Рюриковичей, поскольку не все элементы, как языческого, так и христианского именослова подходили для наречения новорождённых потомков. Представители первого русского правящего рода на протяжении 600 лет старались не предавать забвению имена умерших предков и с помощью консервативных антропонимов легитимизовали власть. У Рюриковичей существовал собственный запас родовых имён, которыми нельзя было пользоваться людям, не принадлежавшим к их династии, поскольку они имели непосредственную ссылку на царского предка. В большинстве своём родовые имена доставались новорождённым от умерших прадедов, но «поздние» Рюриковичи пренебрегали этим правилом, именно поэтому Иван Калита, назвал одного из своих наследников Иваном, и это не единичный пример.

Желая провести различия между детьми, рождёнными от разных жён, князья часто прибегали к такому способу наречения, при котором чадам от одной супруги давались исключительно языческие, а от другой крестильные имена. Так поступил Владимир Мономах, чье имя с XIII века вошло в христианский именослов.

Родовые имена Романовых

Родовые имена династии Романовых условно можно разделить на «допетровские» и «послепетровские», использование которых на первом этапе её 300-летнего правления должно было показать преемственность власти от Рюриковичей, а позже демонстрировать её самостоятельность.

Романовы при наречении ребёнка крайне редко прибегали к святцам, предпочитая называть его именем наиболее выгодным по династическим соображениям.

Императоры, при всей их благосклонности к культу предков, вычеркивали из именослова антропоним неудачливого или трагического исторического пращура, именно поэтому после смерти Петра III и Павла I их имена практически исчезли с династического небосклона Романовых.

Существенное обновление родовых имён императорской семьи происходит во время правления Екатерины Великой.

Распространённой чертой дома Романовых был обычай называть сыновей теми же именами и в той же последовательности, что и их отцы. Так в генеалогическом древе императорской семьи после Николая I сложилась ситуация, когда в четырех ветвях рода на протяжении трех поколений имелись линии из трех идентичных имен: Александр, Константин, Николай и Михаил.

Источник

что значит родовое имя. Смотреть фото что значит родовое имя. Смотреть картинку что значит родовое имя. Картинка про что значит родовое имя. Фото что значит родовое имя

«Лунные» имена заключают в себе такие качества, как преклонение перед Матерью, желание брать, поглощать, разрушать, скрывать и т. д. «Солнечные» в основе своей содержат активность, почитание Отца, желание созидать, отдавать, открывать. Как видите, значение у «лунных» и «солнечных» имён совершенно разное. Более того, они противоположны друг другу. Поэтому так важно, чтобы внутри единого именного кода они не сталкивались. То есть если фамилия Фамилия (латинское familia):

1) Семья, род.

2) В Древнем Риме семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой помимо кровных родственников входили рабы.

3) Родовое наименование, приобретаемое при рождении, изменении первоначальной фамилии, усыновлении, в браке и переходящее по наследству. у ребенка «солнечная», то и имя должно быть «солнечным», а не «лунным». Иначе могут возникнуть самые серьёзные проблемы, вплоть до появления психических и соматических заболеваний.

За консультацией в «Студию Имени» обратилась семейная пара, у которой росли двое сыновей. Проблема состояла в том, что оба мальчика, несмотря на ранний возраст, уже имели серьезные заболевания. Один страдал из-за воспалительных процессов в мочеполовой системе, другой — из-за дисфункции опорно-двигательного аппарата. Врачи здесь были абсолютно бессильны, так как просто не могли определить причину проблем. Однако всё стало предельно ясно при изучении именной генограммы этой семьи Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя.

Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).

Эти законы непреложны для живой природы планеты Земля, ибо их нарушение приведёт к катастрофе планетарного масштаба. Но человек, являясь частью этой природы, наделен незнакомой, например, для рек свободой создавать себе проблемы.

Нечто подобное и произошло в нашем примере. В родовой системе мужа семейной пары, обратившейся за консультацией, возник сбой, затор, который необходимо было устранить. Для этого родовая система и заблокировала половые и опорно-двигательные органы продолжателей рода, которые воспринимались ею как носители этого сбоя. Поэтому неудивительно, что после того, как причина проблем была выявлена и отец семейства вернул себе фамилию отца, мальчики вскоре выздоровели.

Источник

Родовые имена у русских: в чем отличие от крестильных имён

что значит родовое имя. Смотреть фото что значит родовое имя. Смотреть картинку что значит родовое имя. Картинка про что значит родовое имя. Фото что значит родовое имя

В давние времена каждый человек при рождении получал наследственное имя, свидетельствовавшее о его родовой принадлежности и указывавшее на общего предка, от которого пошли семейные ответвления.

Это родовое имя было частью полного именования, цепочка которого порой достигала десятка имён, поскольку в старину бережно передавали из поколения в поколение историю дедов и помнили, как их звали вплоть до седьмого колена.

Самым элементарным и архаичным родовым именем считалось отчество, которое с течением времени дополнилось фамилией, произошедшей от имени или прозвища наиболее знаменитого представителя родословной.

У крестьян и у князей

Родовые имена крестьянской социальной группы возникали от имён родственников, места проживания, рода занятия человека, его внешних данных и даже от бытовых и погодных условий, при которых он появился на свет.

Большой пласт родовых имён произошёл от прозвищ, которые приклеивались ко всем потомкам семьи. Так среди дворян XVI века появились экзотические родословные Кобыла, Кошка, Лопата, Редька, Козел, Зверь, Корова, Дятел, Капуста, Трава.

Родовые имена князей имели более сакральное значение, в дохристианскую эпоху они обожествлялись и наделялись сверхъестественными защитными функциями, поскольку бытовало мнение, что дух пращура носившего это имя становился невидимым покровителем малыша. Считалось, что входившие в избранный фонд языческого родового именослова мужские имена обладали особой энергетикой и несли на себе отпечаток судьбы и характера предка, а значит, называя ребёнка одним из этих имён, родители как бы определяли его участь.

Выбирая родовое имя князю, родители определяли его место в династии, актуализировали историю родословной и панировали его будущее.

Нарекая новорождённого именем сильного и уважаемого в обществе предка, они как бы заочно переносили любовь социума к новому члену рода, от которого люди ждали такого же благополучного правления, как от тёзки.

Веря в реинкарнацию через общее династическое имя, князья по языческому поверью никогда не называли детей родовым именем живого прямого предка, то есть сына нельзя было именовать в честь здравствующего отца или деда.

Крестильные имена

После принятия Русью христианства в 988 году родовые языческие имена, например Мстислав, Всеволод, Изяслав, Владимир, Святополк, Ростислав, Ярослав, Ярополк постепенно стали заменяться христианскими или крестильными, в большинстве своём греко-византийскими именами, такими как Иван, Дмитрий, Фёдор, Василий, Андрей.

Первоначально княжичу в дополнение к родовому давали имя, которое он получал на восьмой день жизни, когда совершался обряд крещения. Обычно младенца нарекали именем христианского святого, чье чествование приходилось на дату рождения малыша. До ХVII века крестильное имя княжича зачастую держалось в тайне, чтобы нечистая сила не могла навредить ребёнку.

Так каждый княжич становился обладателем сразу двух имён: языческого родового и крестильного личного, первым он пользовался в общественной жизни, а на второе окликался в семье. Но спустя поколение крестильным именем называли какого-нибудь потомка, оно начинало обрастать авторитетом, историей и постепенно переходило в разряд родового.

Быстрое распространение крестильных имён связано еще и с тем, что при его присвоении не существовало запрета на повторение имён живых предков, то есть при жизни отца или деда их имена могли достаться сыну или внуку.

С течением времени языческие родовые имена почти полностью вытеснялись из династического именослова, уступив место крестильным, из которых в ХVI веке начали складываться первые русские фамилии.

Родовые имена Рюриковичей

Весьма ограниченным был сонм родовых имён династии Рюриковичей, поскольку не все элементы, как языческого, так и христианского именослова подходили для наречения новорождённых потомков. Представители первого русского правящего рода на протяжении 600 лет старались не предавать забвению имена умерших предков и с помощью консервативных антропонимов легитимизовали власть. У Рюриковичей существовал собственный запас родовых имён, которыми нельзя было пользоваться людям, не принадлежавшим к их династии, поскольку они имели непосредственную ссылку на царского предка. В большинстве своём родовые имена доставались новорождённым от умерших прадедов, но «поздние» Рюриковичи пренебрегали этим правилом, именно поэтому Иван Калита, назвал одного из своих наследников Иваном, и это не единичный пример.

Желая провести различия между детьми, рождёнными от разных жён, князья часто прибегали к такому способу наречения, при котором чадам от одной супруги давались исключительно языческие, а от другой крестильные имена. Так поступил Владимир Мономах, чье имя с XIII века вошло в христианский именослов.

Родовые имена Романовых

Родовые имена династии Романовых условно можно разделить на «допетровские» и «послепетровские», использование которых на первом этапе её 300-летнего правления должно было показать преемственность власти от Рюриковичей, а позже демонстрировать её самостоятельность.

Романовы при наречении ребёнка крайне редко прибегали к святцам, предпочитая называть его именем наиболее выгодным по династическим соображениям.

Императоры, при всей их благосклонности к культу предков, вычеркивали из именослова антропоним неудачливого или трагического исторического пращура, именно поэтому после смерти Петра III и Павла I их имена практически исчезли с династического небосклона Романовых.

Существенное обновление родовых имён императорской семьи происходит во время правления Екатерины Великой.

Распространённой чертой дома Романовых был обычай называть сыновей теми же именами и в той же последовательности, что и их отцы. Так в генеалогическом древе императорской семьи после Николая I сложилась ситуация, когда в четырех ветвях рода на протяжении трех поколений имелись линии из трех идентичных имен: Александр, Константин, Николай и Михаил.

Источник

Родовые имена у русских: чем они отличались от крестильных имён

что значит родовое имя. Смотреть фото что значит родовое имя. Смотреть картинку что значит родовое имя. Картинка про что значит родовое имя. Фото что значит родовое имя

В давние времена каждый человек при рождении получал наследственное имя, свидетельствовавшее о его родовой принадлежности и указывавшее на общего предка, от которого пошли семейные ответвления.

Это родовое имя было частью полного именования, цепочка которого порой достигала десятка имён, поскольку в старину бережно передавали из поколения в поколение историю дедов и помнили, как их звали вплоть до седьмого колена.

Самым элементарным и архаичным родовым именем считалось отчество, которое с течением времени дополнилось фамилией, произошедшей от имени или прозвища наиболее знаменитого представителя родословной.

У крестьян и у князей

Родовые имена крестьянской социальной группы возникали от имён родственников, места проживания, рода занятия человека, его внешних данных и даже от бытовых и погодных условий, при которых он появился на свет.

Большой пласт родовых имён произошёл от прозвищ, которые приклеивались ко всем потомкам семьи. Так среди дворян XVI века появились экзотические родословные Кобыла, Кошка, Лопата, Редька, Козел, Зверь, Корова, Дятел, Капуста, Трава.

Родовые имена князей имели более сакральное значение, в дохристианскую эпоху они обожествлялись и наделялись сверхъестественными защитными функциями, поскольку бытовало мнение, что дух пращура носившего это имя становился невидимым покровителем малыша. Считалось, что входившие в избранный фонд языческого родового именослова мужские имена обладали особой энергетикой и несли на себе отпечаток судьбы и характера предка, а значит, называя ребёнка одним из этих имён, родители как бы определяли его участь.

Выбирая родовое имя князю, родители определяли его место в династии, актуализировали историю родословной и панировали его будущее.

Нарекая новорождённого именем сильного и уважаемого в обществе предка, они как бы заочно переносили любовь социума к новому члену рода, от которого люди ждали такого же благополучного правления, как от тёзки.

Веря в реинкарнацию через общее династическое имя, князья по языческому поверью никогда не называли детей родовым именем живого прямого предка, то есть сына нельзя было именовать в честь здравствующего отца или деда.

Крестильные имена

После принятия Русью христианства в 988 году родовые языческие имена, например Мстислав, Всеволод, Изяслав, Владимир, Святополк, Ростислав, Ярослав, Ярополк постепенно стали заменяться христианскими или крестильными, в большинстве своём греко-византийскими именами, такими как Иван, Дмитрий, Фёдор, Василий, Андрей.

Первоначально княжичу в дополнение к родовому давали имя, которое он получал на восьмой день жизни, когда совершался обряд крещения. Обычно младенца нарекали именем христианского святого, чье чествование приходилось на дату рождения малыша. До ХVII века крестильное имя княжича зачастую держалось в тайне, чтобы нечистая сила не могла навредить ребёнку.

Так каждый княжич становился обладателем сразу двух имён: языческого родового и крестильного личного, первым он пользовался в общественной жизни, а на второе окликался в семье. Но спустя поколение крестильным именем называли какого-нибудь потомка, оно начинало обрастать авторитетом, историей и постепенно переходило в разряд родового.

Быстрое распространение крестильных имён связано еще и с тем, что при его присвоении не существовало запрета на повторение имён живых предков, то есть при жизни отца или деда их имена могли достаться сыну или внуку.

С течением времени языческие родовые имена почти полностью вытеснялись из династического именослова, уступив место крестильным, из которых в ХVI веке начали складываться первые русские фамилии.

Родовые имена Рюриковичей

Весьма ограниченным был сонм родовых имён династии Рюриковичей, поскольку не все элементы, как языческого, так и христианского именослова подходили для наречения новорождённых потомков. Представители первого русского правящего рода на протяжении 600 лет старались не предавать забвению имена умерших предков и с помощью консервативных антропонимов легитимизовали власть. У Рюриковичей существовал собственный запас родовых имён, которыми нельзя было пользоваться людям, не принадлежавшим к их династии, поскольку они имели непосредственную ссылку на царского предка. В большинстве своём родовые имена доставались новорождённым от умерших прадедов, но «поздние» Рюриковичи пренебрегали этим правилом, именно поэтому Иван Калита, назвал одного из своих наследников Иваном, и это не единичный пример.

Желая провести различия между детьми, рождёнными от разных жён, князья часто прибегали к такому способу наречения, при котором чадам от одной супруги давались исключительно языческие, а от другой крестильные имена. Так поступил Владимир Мономах, чье имя с XIII века вошло в христианский именослов.

Родовые имена Романовых

Родовые имена династии Романовых условно можно разделить на «допетровские» и «послепетровские», использование которых на первом этапе её 300-летнего правления должно было показать преемственность власти от Рюриковичей, а позже демонстрировать её самостоятельность.

Романовы при наречении ребёнка крайне редко прибегали к святцам, предпочитая называть его именем наиболее выгодным по династическим соображениям.

Императоры, при всей их благосклонности к культу предков, вычеркивали из именослова антропоним неудачливого или трагического исторического пращура, именно поэтому после смерти Петра III и Павла I их имена практически исчезли с династического небосклона Романовых.

Существенное обновление родовых имён императорской семьи происходит во время правления Екатерины Великой.

Распространённой чертой дома Романовых был обычай называть сыновей теми же именами и в той же последовательности, что и их отцы. Так в генеалогическом древе императорской семьи после Николая I сложилась ситуация, когда в четырех ветвях рода на протяжении трех поколений имелись линии из трех идентичных имен: Александр, Константин, Николай и Михаил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *