что значит роуд муви
Роуд-муви
« | В этом деле тебе понадобится много советов юриста, — сказал он. — И вот мой первый совет: возьми напрокат скоростную тачку с откидным верхом и вали из Лос-Анджелеса хотя бы на пару суток. — Он с грустью покачал головой, — Выходные коту под хвост, ведь мне, разумеется, придется ехать с тобой, и нам надо вооружиться. | » |
— Хантер С. Томпсон, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» |
Роуд-муви (англ. road movie, «дорожный фильм») — кино о приключениях в процессе езды из одной точки в другую по какой-либо трассе. Семья или группа друзей добирается, скажем, из точки А в точку Б (чаще всего, на машине или микроавтобусе), по дороге делая небольшие остановки и разрешая возникающие ситуации того или иного характера: комедийного, иногда драматического.
Важно отметить, что роуд-муви — это история о путешествии. У путешественника есть цель, а остановки — всего лишь цепь событий для слаженности сюжета. При этом достижение цели как финал отходит, как правило, на второй план: интересны перипетии героев.
У истоков жанра находятся такие эпические саги о путешествиях, как «Одиссея» и «Энеида».
«Дороги – эти вены Земли». Что мы знаем о роуд-муви
Жанр роуд-муви (англ. road movie – дорожное кино) известен испокон веков. «Одиссея», «Энеида», русские народные сказки («Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что») – все это бородатые предки роуд-муви. Путь из точки А в точку Б зачастую подобен горизонту, неумолимо отодвигающемуся при приближении к нему. Прыжок за кроликом в норку, после которого ты уже никогда не будешь прежним.
Законодатель стиля роуд-муви в кино – вечная страна переселенцев США. В 1956 году там отрылась единая сеть скоростных автомагистралей имени Дуайта Эйзенхауэра. В тот же время на экраны вышел фильм Джона Форда «Искатели», в котором герой долгие годы искал племянницу на необъятных просторах Америки, рискуя погибнуть от рук индейцев. Расизм-расизмом, но это вполне себе роуд-муви.
Джон Уэйн «Искатели» (The searchers)
В 1957 году публикуют роман «На дороге», написанный Керуаком еще в 1951-м. Звезды сходятся как надо, и жанр становится очень популярным в Соединенных штатах. Плюс к этому роуд-муви становится благодатной почвой для экспериментов, ведь нет ничего интереснее, чем послать своего героя куда подальше – будь то метафизический трип (как в Dead man Джима Джармуша или Old Joy Келли Рейнхардта), уйти от преследования (как в Bonnie and Clyde Артура Пенна или в Badlands Терренса Малика) или отправиться на поиск своего прошлого (Paris-Texas Вима Вендерса). Коллективное бессознательное американского народа с распростертыми объятиями приняло рыцарей дороги без страха и упрека. Простой человек принимает за своих и клоуна-моряка-алиментщика, и вчерашнего-зека-драчуна-будущего-бизнесмена из Scarecrow Джерри Шацберга. Неизвестно, как бы он еще отнесся к ним, столкнувшись с ними в повседневности.
Джерри Шацберг «Пугало» (The Scarecrow)
В 1969 году, предчувствуя крах лета любви, Деннис Хоппер снял «Беспечного ездока», ставшего иконой жанра. Дорога – это не молочные реки с кисельными берегами. Это манящая неизвестность, это черный ящик из ток-шоу «Поле чудес» (или Wheel of Fortune), головокружительная тяга к падению. Инферно.
Как пел Александр Непомнящий:
«Бегу, во тьме валькирии кружат,
Район оцеплен. Ночь. Кибитки не берут.
Патронов нет. Макабры с косами стоят.
Смеются молча, и во тьме костьми трясут».
В роуд-муви может вообще почти ничего не происходить, как в Twentynine Palms Брюно Дюмона, где важнее фон, чем сюжетная загвоздка. Точка А и точка Б могут и вовсе находиться в пределах одного города, как в Cosmopolis Дэвида Кроненберга. Но это уже скорее вырождение жанра.
Примечательно, что и в других странах были свои образцы. К примеру, «Дорога» Александра Столпера, снятая притом в один год с одноименным фильмом Феллини, изначально вышла в прокат под названием «Они бродили по дорогам». На горной дороге из-за снегопадов застрял десятки машин с людьми и грузом, предназначенным для поселка Высокогорный. Ближе к вечеру на станцию прибывают еще два пассажира – опытный чекист и интурист Снайдерс, оказавшийся диверсантом. Фатальная схватка чекиста и шпиона пройдет на краю пропасти.
Александр Столпер «Дорога»
Еще примечательна единственная картина Улдиса Браунса «Лето мотоциклистов». Бессюжетное кино, сопровождаемое психоделом Маргера Зариня. Во славу мотоцикла, оторвавшегося от земли и подарившего ездокам свободу – непостижимую и манящую, иллюзорную и бесперспективную, главные герои Марис и Инессе движутся в поисках тепла и сюжета для новой песни. На поверку – не все так просто (как и в «Беспечном ездоке»).
Улдис Браунс «Лето мотоциклистов»
А «Дорога к себе» Олега Викторова рассказывает о становлении молодого человека, долгом и тернистом пути к себе. Главный герой, юноша Веня Сидельников, бежит от мещанства на всесоюзную стройку. Там его ждет черствое начальство, грубые работяги и две без ума влюбленные в него красотки. Фильм, несмотря на свои преимущества, провалился в прокате. А режиссер, сняв его, ушел из кино навсегда.
Олег Викторов «Дорога к себе»
Мало найти себя – нужно еще и cыскать свою любовь. О не такой уж редкой некоммуникабельности чувств повествует меланхоличное и трогательное роуд-муви Аки Каурисмяки «Береги свою косынку, Татьяна». Маменькин-сынок-кофеман и экс-хиппи-алкоголик бесцельно бороздят просторы Финляндии, пока случайно не натыкаются на двух девушек. Одна – из Казахстана, другая – из Прибалтики. Застенчивость делает из парней грубых мужланов, а из девчонок – недотрог. Ближе к концу получается нечто вроде «Три плюс два» Генриха Оганесяна.
Аки Каурисмяки «Береги свою косынку, Татьяна»
В итоге все едут в поисках чистой любви, как в песне незабвенной группы Агата Кристи:
«В небо уносятся горькие жалобы
Траурных колоколов.
Плачут монахи, рыдают монахи –
Они потеряли любовь.
Прыгают в пляс, задравши рясы,
От края до края зари.
Смотрят на небо и ищут по книгам
Следы настоящей любви.
Но где она живет, вечная любовь?»
Жанр Road movie и его влияние на развитие современного кинематографа
Что такое Road movie? Этим термином можно назвать фильмы, действие которых происходит в дороге, в пути. При этом, в остальном такие картины могут существенно различаться по настроению, сюжету и смыслу. Это могут быть как комедийные, так и драматические ленты, вестерны, фантастика, триллеры и даже документалистика. К «дорожному кино» можно отнести как артхаусные произведения таких режиссёров, как Джим Джармуш, Гас Ван Сент, Вим Вендерс, так и фильмы, рассчитанные на массового зрителя. Так почему же все эти разноплановые работы выделяют в отдельную группу? В чем прелесть и красота путешествия и почему эта форма так удобна для режиссёров самых разных категорий и стилей? В своей статье я постараюсь ответить на этот вопрос, а также рассказать о некоторых наиболее культовых и известных представителях жанра.
Как и многие культурные веяния, «Дорожный жанр» характерен не только для кино. Предпосылками к развитию данного направления в кинематографе стали тенденции в американской культуре 50-60 годов прошлого века, получившие название «битничества». К представителям так называемого бит-поколения можно отнести поэта Аллена Гинзберга, журналиста Люсьена Карра, скандально известного писателя Уильям Берроуза, а также, безусловно, одного из известнейших американских писателей 20 века, Джека Керуака.
К слову, о «битниках» снят не один фильм: из последних можно выделить «Убей своих любимых» с Дэйном ДеХааном и Дэниэлом Рэдклиффом, а также «Вопль» с Джеймсом Франко в роли Аллена Гинзберга.
Представители beat generation (разбитого/разбитНого поколения) — бунтари, нонконформисты и вечные скитальцы, выросшие из более раннего «потерянного поколения». Протесующие против утилитарной и выхолощенной Америки 50-х с её консерватизмом и удобством, битники стремились к расширению как внешних, так и собственных внутренних границ, постоянно путешествуя и ведя по-настоящему разбитной образ жизни. Их стремление — вечный поиск себя, поиск смысла, непрекращающаяся дорога, делающая людей свободными. Особенно ярким представителем жанра можно назвать Джека Керуака, чьи смелые и яркие работы ( «На дороге», «Бродяги Дхармы» и др.) оказали влияние не только на современную литературу, но и на становление жанра Road movie.
Не стоит, однако, полагать, что жанр родился именно в 50х года прошлого века: безусловно, путешествие героя как символический образ его духовных поисков уходит корнями в самые древние времена, начиная от «Одиссеи» Гомера и заканчивая литературой начала 20 века ( «Гроздья гнева» Джона Стейнбека, «Прощай, оружие» Хемингуэя и т.д.). Тем не менее, именно культура бит-поколения породила всплеск интереса к этой форме повествования в искусстве, что нашло свое отражение в кинематографе уже ближе к концу 60-х.
В 1969 году выходит фильм молодого и тогда ещё малоизвестного режиссёра Денниса Хоппера «Беспечный ездок», снятый за сущие копейки без какой-либо поддержки от крупных студий. Главные роли в картине исполнили Питер Фонда и Джек Николсон, а также сам Деннис Хоппер. Пропитанный бунтарским духом 50-60-х, не имеющей четкого сюжета, напоминающий наркотический трип, фильм выдвинул вперёд бунтарей, маргиналов, противостоящих консервативному, устоявшемуся американскому образу жизни. «Беспечный ездок» моментально обрёл славу не только в США, многократно окупившись в прокате и получив 2 номинации на «Оскар», но и в Европе (приз за лучший дебют Каннского кинофестиваля), а также стал определяющим для развития жанра road movie во всём дальнейшем кинематографе.
После «Беспечного ездока», уже в 70-е появились фильмы «Дуэль» (1971) и «Шугарлендский экспресс» (1974) Стивена Спилберга, однако до культового статуса «Easy Rider» им было далеко. В 1973 году вышел дебютный фильм Терренса Малика «Пустоши» с Майклом Шином и Сисси Спейсек, который существенно отличался от предыдущих фильмов жанра и напоминал экзистенциальную версию «Бонни и Клайда». У Малика молодые и потерянные главные герои— убийцы, скитающиеся по пустынным пейзажам Америки. Их поведение не бунт и не желание славы — оно, по сути, лишено какого-либо смысла и воспринимается как данность среди этой бескрайней, непрекращающейся пустоты. Таким образом, отходя от бунтарского значения дороги как символа протеста, ухода от привычной консервативной реальности, Малик придаёт пути героев экзистенциальный смысл (или бессмысленность), порождая новую тенденцию в рамках жанра road movie.
Можно с уверенность сказать, что настоящий расцвет road movie в независимом кино произошёл уже в 80-е годы 20 века с началом творчества американского и немецкого мастеров — Джима Джармуша и Вима Вендерса. Об этих выдающихся постановщиках стоит рассказать поподробнее.
Икона американского независимого кино, Джим Джармуш, уже в своих самых ранних картинах продемонстрировал любовь к road movie («Отпуск без конца»), и практически любая его работа в сюжетном или смысловом плане может быть отнесена к этому жанру. Герои его фильмов — скитальцы, эмигранты, ищущие своё место в беспокойной жизни, среди маленьких городков Америки, живущих по своим странным законам. Для Джармуша дорога не только является способом передать душевные терзания героев и создать необходимую атмосферу, но символизирует некое универсальное состояние мира, вечный поиск как саму жизнь каждого человека. В 1984 и 1986 году соответственно выходят картины «Более странно, чем в раю» и «Вне закона», ставшие настоящим образцом жанра и одними из лучших фильмов режиссёра. В 1989 году выходит «Таинственный поезд», словно замыкая трилогию, в которых Америка представляется со стороны, глазами иностранца. К жанру road movie можно отнести и культовый «Мертвец», в котором дорога становится сложной метафорой постепенного умирания героя, его экзистенциального поиска перед неизбежностью смерти.
Не менее известным независимым режиссёром, выбравшим жанр road movie в качестве основополагающего, стал Вим Вендерс. Ещё в 1973 году он снимает картину «Алиса в городах», став одним из первых европейских режиссёров, обратившихся к жанру. В 1984 году выходит культовая картина «Париж, Техас» получившая Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и до сих пор считающаяся одной из лучших картин режиссёра. Тонкость, с которой режиссёр включает в сюжет безграничные и прекрасные пейзажи, прекрасна; и здесь снова проявляется мотив потерянности героев и их поиска всего — себя самих, смысла жизни, счастья. «Париж, Техас» — немногословный фильм, в котором пустынные пейзажи и игра цвета говорит больше, чем сами слова, а пронзительные гитарные мотивы Рая Кудера создают неповторимую атмосферу одиночества среди бескрайних просторов Америки.
В 90-е годы мотив восприятия дороги как метафоры одиночества и обречённости продолжил Гас Ван Сент в своей картине «Мой личный штат Айдахо». Роли в фильме очень ярко исполнили молодой Киану Ривз и Ривер Феникс, получивший Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. История двух молодых людей, Майка и Скотта— хастлеров, скитающихся по дорогам Америки в поисках матери Майка. Как и рассмотренный выше «Париж, Техас», «Мой личный штат Айдахо», по сути, является историей о поиске потерянного дома, о возвращении туда, куда, кажется, вернуться уже невозможно.
Другая тенденция, наблюдающаяся в роуд-муви 90-х — возвращение к бунтарскому духу 50-60 годов. Героями таких фильмов становятся влюблённые, идущие против закона, словно плюющие в лицо консервативности и условностям. Это и «Дикие сердцем» Дэвида Линча (пожалуй, самый нетипичный фильм известного киносюрреалиста) с Николасом Кейджем и Лорой Дёрн, и «Настоящая Любовь» Тони Скотта с Кристианом Слейтером и Патрисией Аркетт (снятый, между прочим, по сценарию Квентина Тарантино), и «Прирождённые убийцы» Оливера Стоуна, который многие считают своеобразной данью уважения «Пустошам» Терренса Малика. Герои разной степени криминальности, атмосфера свободы и насыщенность действия — вот что отличает эти картины.
Бунтарский дух, но уже с феминистическим оттенком, можно заметить и в картине «Тельма и Луиза» Ридли Скотта. Ридли Скотт в который раз доказал, что умеет работать с самыми разными жанрами, начиная от научной фантастики, заканчивая (позднее) историческими драмами — и вот, в 1991 году в его копилке появился и road movie. Пожалуй, лучшая картина о женской дружбе (да, она бывает!) в истории кино.
Наконец, перейдём к кино 21 века. Начиная с середины — конца 90-х и вплоть до нашего времени жанр road movie проявился в самых разных формах, начиная от комедийных ( «Тупой и еще Тупее», «Успеть до полуночи», «Самолётом, поездом, автомобилем»), заканчивая драматическими ( например, «Совершенный мир» Клинта Иствуда) и даже постапокалиптическими («Дорога», «Книга Илая»). Прекрасен фильм «Трасса 60» 2002 года, драмеди от сценариста «Назад в Будущее» Боба Гейла. С приходом 2000-х стали популярны и фильмы о путешествиях ( «В диких условиях», «Невероятная жизнь Уолтера Митти», «Дикая» и другие), словно обозначившие потребность выбраться из серых офисных коробок и вдохнуть свежего воздуха в лёгкие.
Таким образом, жанр road movie, развившийся из бунтарского кино 60-х, с течением времени приобрёл самые разные формы, до сих пор явяляясь одним из самых любимых иструментов для режиссёра, позволяющий отразить на экране практически любой сюжет и историю. А зрителю до сих пор интересно наблюдать за тем, как преодолевают герои свой сложный путь. Ведь всё наше существование по сути и есть дорога, путешествие длиною в жизнь, вечный поиск чего-то, ожидающего где-то там, за горизонтом.
На дороге: Эволюция жанра роуд-муви в 25 главных картинах
Сегодня в российский прокат выходит экранизация культового романа Джека Керуака «На дороге». FURFUR попытался разобраться, почему в Америке так популярен жанр road movies, и вспомнить главные картины в этой области кино.
Когда в начале 50-х в Америке вышел роман «На дороге», он определенно стал олицетворением дорожного жанра в стране, но не потому, что писатель Джек Керуак был первопроходцем. Скорее, он просто назвал своими именами то, что всегда присутствовало в американской культуре. В литературе США насчитывается огромное число историй про путешествия, и порой кажется, что фильмов про дорогу значительно больше, чем любых других. Можно даже сказать, что европейское кино во многом кино места; американское же — движения.
Даже вне самого жанра роуд-муви (который как таковой оформился лишь в 60-е), дорога так или иначе кажется центром каждой второй американской истории. Вектор, заданный переселенцами, будто бы до сих пор толкает их потомков не сидеть на месте. Согласно законам драматургии, всякий персонаж должен проделать внутренний путь из точки А в точку Б, но в представлении многих американских авторов сделать это значительно проще, отказавшись от другого классического закона — единства места.
Завоевание территорий
«Искатели» (The Searchers, 1956), Джон Форд
Одной из важных и несколько шизофренических особенностей американского роуд-муви является тот факт, что американцу не надо ехать в другую страну, чтобы оказаться в незнакомом месте, его страна по умолчанию — некогда чужая территория. Классический вестерн Джона Форда «Искатели» с непременным Джоном Уэйном в главной роли на деле — абсолютный роуд-муви. История о ветеране Гражданской войны, который пускается на поиски своей племянницы, похищенной племенем индейцев, растягивается на годы, проведенные в пути. Фильм, часто воспринимающийся как высказывание о расизме в отношении исконного населения, в том числе напоминает о том, что для всех будущих поколений Америка — это земля предков, которая тем не менее когда-то была чьей-то чужой. Пускаясь в путешествие, никогда не знаешь, не встретишь ли индейцев.
«Обход Мика»
(Meek’s Cutoff, 2010), Келли Рейхардт
Минималистичный вестерн о переселенцах, заблудившихся на Орегонском пути
С востока на запад
«Гроздья гнева» (The Grapes of Wrath,1940), Джон Форд
Еще одна картина Джона Форда, экранизация романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева», одна из многих, отразивших важность для американского сознания Шоссе 66, которое некогда пролегало от Чикаго до Лос-Анджелеса. В фильме спасающаяся от финансовых и климатических потрясений (помимо Великой депрессии на Америку в 30-е обрушилась серия пыльных бурь) семья фермеров отправляется из Оклахомы в Калифорнию. И хотя в «Гроздьях гнева» путешествие вдоль Шоссе 66 никак не назовешь легким, путь по нему и маршрут с востока на запад остались в американской культуре воплощением дороги к лучшей доле и свободе от невзгод.
«Шоссе 66»
(Route 66, 1960-1964), Дэвид Лоуелл Рич
Телевизионный сериал 60-х о двух друзьях, путешествующих на корветте по знаменитому шоссе
«Тачки» (Cars, 2006), Джон Лассетер
Мультфильм студии Pixar, во многом вдохновленный историей Шоссе 66 и изначально носивший такое же название
Американская мечта
«Беспечный ездок» (Easy Rider, 1969), Деннис Хоппер
Эта тяга к поиску лучшего места, где можно начать все сначала и добиться успеха, которую завезли в Америку первые поселенцы, осталась в сознании страны навсегда. Национальная идея, правда, начала расходиться с государственной установкой и в 60-х вылилась в разочарование и бунт в среде молодого поколения. Вместе с тем именно в этот момент (и чуть раньше в книжках и стихах битников) американская мечта, кажется, обрела законченный вид. Стремление к поиску лучшей жизни сменилось разочарованием от невозможности ее найти, но на первый план вышел сам процесс нахождения в пути.
«Беспечный ездок» Дэниса Хоппера во многом стал фильмом, зародившим новое американское кино, и одним из первых, отразившим это разочарование. Два байкера-хиппи под конец своего в целом бессмысленного и трагического путешествия по американскому югу приходят к выводу, что они потерпели поражение — а вместе с ними и страна, которая после долгого пути не пришла к заветной цели.
«Мой личный штат Айдахо»
(My Own Private Idaho, 1991) Гас Ван Сент
История о двух уличных хистлерах и
их путешествии в Айдахо
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998) Терри Гиллиам
Экранизация культового романа Хантера Томпсона о наркотической поездке в Лас-Вегас журналиста и его адвоката
В бегах
«Пустоши» (Badlands, 1973), Терренс Малик
Помимо поиска лучшего места, другой важной причиной (пускай часто и совмещенной с первой) выйти на дорогу является в американском кино побег от закона — особенно, если соучастниками является влюбленная парочка. Но даже начиная с ранних вестернов за героем в его пути по пятам зачастую шла нечистая совесть.
Первый фильм режиссера Терренса Малика основан на истории реальной пары тинейджеров из Дакоты, сперва убившей семью девушки, а затем пустившейся в кровавые бега. «Пустоши» в итоге повлияли на несколько поколений американских режиссеров и отлично демонстрируют, как американская дорога пускай и не оправдывает, но романтизирует преступление. За героями может быть полицейский хвост, но пока они в пути — они находятся в пространстве с совершенно другими законами.
«Настоящая любовь» (True Romance, 1993), Тони Скотт
Сценарный дебют Тарантино о двух влюбленных с чемоданом кокаина в багажнике и мафией на хвосте
«Бонни и Клайд» (Bonnie and Clyde, 1967), Артур Пенн
Гангстерская классика о легендарной парочке грабителей
«Прирожденные убийцы» (Natural Born Killers, 1994) Оливер Стоун
Культовый фильм о паре серийных убийц
Лошадиные силы
«Двухполосное шоссе», (Two-Lane Blacktop, 1971), Монте Хеллман
Обширные пространства и развитость автомобильной промышленности не могли не породить дорожную романтику в Америке. Герои роуд-муви могут путешествовать поездом, самолетом, на лошади или на лодке (что такое «Апокалипсис сегодня», как не роуд-муви?), но главным средством остается автомобиль — желательно 70-х годов. В лучшей своей картине «Двухполосное шоссе» Монте Хеллман снял историю двух приятелей, которые едут по Шоссе 66 на собранном собственными руками автомобиле и зарабатывают деньги на дальнейший путь, участвуя в нелегальных гонках. Снятый вскоре после «Беспечного ездока», фильм тоже рассказывает о, на первый взгляд, бездумном движении вперед и отказе принимать законы закостеневшего общества. Одну из главных ролей в фильме, кстати, сыграл барабанщик The Beach Boys Дэннис Уилсон.
«Исчезающая точка»
(Vanishing Point, 1971), Ричард Сарафьян
О водителе, на спор перегоняющем «Додж» из Колорадо в Сан-Франциско за 15 часов
«Парни в синей форме»
(Electra Glide in Blue, 1973), Джеймс Гуерсио
О полицейском на мотоцикле, проникающимся симпатией к хиппи
Духовное путешествие
«Старая радость» (Old Joy, 2006), Келли Рейхардт
Как и герои «На дороге», американские кинопутешественники зачастую едут куда-то не за чем-то материальным, а за опытом, который может их изменить. Предлог для отправки в путь может быть будничным, но исход всегда отражается на их внутреннем мире.
В «Старой радости» Келли Рейхардт два друга (одного из них играет певец Уил Олдхэм) после долгой разлуки отправляются к горячим источникам где-то под Орегоном. В ходе спокойного и бессобытийного путешествия они понимают, насколько их миры разошлись. Вместе с рассказом об угасшей дружбе, «Старая радость» — еще и высказывание на извечную для жанра тему: один из друзей успокоился в унылом быту, другой — все такой же перекати поле, но явно разочаровался в своем бесконечном путешествии.
«Мертвец»
(Dead Man, 1995), Джим Джармуш
О путешествии в загробный мир
«Простая история»
(The Straight Story, 1999), Дэвид Линч
Фильм о ветеране войны, который отправляется на своей газонокосилке к умирающему брату в Висконсин
Эксперименты
«29 пальм» ( Twentynine Palms, 2003), Брюно Дюмон
За годы существования жанра образ американского пейзажа стал настолько насыщенным коннотациями, что необходимость рассказывать истории и что-то объяснять начала отпадать сама собой. Дорога посреди пустыни уже сообщает зрителю многое, а он проецирует на нее свой культурный опыт. В «29 пальмах» француза Брюно Дюмона шоссе, биллборды и придорожные мотели — тревожный эмоциональный фон, объясняющий гораздо больше, чем сама минималистичная история о путешествии влюбленной пары.
«Небольшие дороги», Джеймс Беннинг
Экспериментальный фильм со статичными
планами американских дорог
«Джерри» (Gerry, 2002), Гас Ван Сент
О двух друзьях с одинаковым именем,
блуждающих по пустыне
Единство места
«Космополис» ( Cosmopolis, 2012), Дэвид Кроненберг
В конце концов, большое путешествие может происходить и в том случае, если путь героя состоит всего из пары километров. В традициях литераторов уже совсем другой страны (ирландцев Джойса и Беккета, герои которых порой совершали важнейшие для себя путешествия в пространстве двух кварталов), некоторые режиссеры пытаются превратить поездку по городу в полноценный роуд-трип.
В экранизации романа Дона Делилло «Космополис» Дэвид Кроненберг отправляет молодого миллиардера через загруженный трафиком Манхэттен в одиссею до парикмахерской в другом конце города. Действие фильма почти не покидает пространства лимузина, но к концу поездки герой теряет все признаки своего благополучия и, возможно, даже жизнь.
«Венди и Люси»
( Wendy and Lucy, 2008), Келли Рейхардт
О девушке с собакой, застрявшей в Орегоне со сломанной машиной
«Срочная доставка»
( Premium Rush, 2012), Дэвид Кепп
Фильм с Гордоном-Левиттом о почтальоне на велосипеде, скрывающимся через весь
Нью-Йорк от преследования