что значит русский еврей

Колумнистика

24.06.2011
Редактировать статью

24.06.2011
Редактировать статью

Среднестатистический русский еврей проигрывает собрату из диаспоры в знании еврейской истории и традиций. Рожденные в СССР евреи чувствуют себя в синагоге, как конькобежцы в пустыне.

Как живется русскому еврею в диаспоре? Непросто. Русскому еврею живется непросто по определению — выросшие в СССР по особому запрограммированы. Практически во всех странах одно и тоже явление — русскоязычные евреи крайне тяжело интегрируются в местную еврейскую общину, хотя это логично и закономерно. Возьмите еврея, выросшего в любой развитой стране: США, Канаде, Франции. Даже если он вырос в нерелигиозной семье, учился в нееврейской школе, он все равно получил какую-то долю еврейского образования. Ходил в еврейскую воскресную школу, либо в еврейские летние лагеря ездил, или же просто подхватил это в семье. Те, кто покинули бывшее советское пространство до распада СССР, никаких еврейских лагерей, а тем более еврейских школ, не застали. Среднестатистический русский еврей проигрывает собрату из диаспоры в знании еврейской истории и традиций.

Тот же американский еврей, путешествуя по Франции, наверняка зайдет в местную синагогу. Если это еврей религиозный, он ищет миньян. Но и светский еврей из диаспоры будет себя чувствовать в синагоге весьма комфортно, потому что бывал там хотя бы на собственной бар-мицве, и знает, как себя вести и что делать. Рожденные же в СССР евреи чувствуют себя в синагоге, как конькобежцы в пустыне. Путешествуя, русские евреи тоже пойдут посмотреть на местную синагогу, но, скорее, по причине ее исторического или архитектурного значения.

Об отношении к общине. Как-то в родном «Бен Гурионе» чрезвычайно ретивая сотрудница службы безопасности поинтересовалась, учил ли я иврит до репатриации. Несколько удивившись вопросу, я все же ответил утвердительно.

— А где учили иврит, в общине?

— Не было тогда никакой общины.

— То есть как не было?

Русские евреи не похожи на всех остальных. Русский еврей — еврей только для русских. Для всех остальных, включая других евреев, русский еврей остается прежде всего русским.

Простим юной сотруднице секьюрити незнание истории советских евреев. Но, попав в страны, где еврейские общины с развитой инфраструктурой существуют уже сотни лет, бывшие советские не спешат туда. Община — это, прежде всего, коллектив, а любого человека с советским прошлым, услышавшего это слово, бросает в дрожь. Успешной интеграции в общине очень способствуют дети, которых хотят записать в хорошие еврейские садики. Наличие в здании общины бассейна и фитнеса тоже добавляют мотивации.

Любая общинная жизнь держится прежде всего на волонтерстве. Волонтерстве добровольном, а не добровольно-принудительном, как это было в нашем общем советском детстве. Обучение этому занимает время. Еще больше времени требуется, чтобы понять, насколько основополагающим понятием еврейского бытия является цдака — норма, напрочь отсутствовавшая в нашей прошлой советской жизни, но столь понятная любому еврею.

Русские евреи не похожи на всех остальных. Русский еврей — еврей только для русских. Для всех остальных, включая других евреев, русский еврей остается прежде всего русским. Среди остальной еврейской диаспоры мы — как евреи среди других народов: говорим на своем языке, со своей историей и культурой, общаемся в основном друг с другом. Иногда и выглядим по-другому. Вообще-то известно, что евреи стараются походить на окружающих. У русских евреев наблюдается интересный парадокс: спустя 10-15 лет после эмиграции сложно отличить бывшего эмигранта от коренного американца, канадца или израильтянина. Но это когда мы поодиночке. Когда же попадаешь на сборища бывших граждан СССР, тут же улавливаешь некие внешние общие особенности, которые не уходят с годами. Стоит оговориться, что сентенции относительно похожести на местное население относятся исключительно к молодежи. Представители старшего поколения не дают слабины — всю свою эмигрантскую жизнь выглядят именно так, как они выглядели в день, когда сошли с трапа самолета.

Что же тогда объединяет бывших советских евреев, рассеянных по всему миру? Как это ни парадоксально — отношение к Израилю. Я смею утверждать, что русскоязычная еврейская община близка к Израилю, как никакая другая еврейская община. Практически у всех русских евреев там братья, сестры, дяди, племянники — близкие люди. Новости об Израиле приходят не из CNN и Интернета, они приходят из Израиля и не требуют перевода. Для русского еврея Израиль — это не абстрактная субстанция, существующая где-то далеко.

У старшего поколения российской еврейской интеллигенции интеллигентность присутствует во всем, кроме еврейства. Меня всегда поражало, как у этих чрезвычайно образованных людей феноменальные знания русской культуры соседствуют с шокирующим невежеством во всем, что касается еврейства.

В отношении к еврейству четко прослеживается разница поколений. У старшего поколения российской еврейской интеллигенции интеллигентность присутствует во всем, кроме еврейства. Понятно, что в советские годы все были лишены возможности приобщиться к еврейской истории и культуре. Однако и за 20 лет, последовавшие за распадом СССР и исчезновением всех ограничений на еврейскую жизнь, многие так и не удосужились восполнить этот пробел. Меня всегда поражало, как у этих чрезвычайно образованных людей феноменальные знания русской культуры соседствуют с шокирующим невежеством во всем, что касается еврейства. Заранее оговорюсь — это обобщение, исключений из этого правило — множество.

В Израиле бывшие граждане стран СССР считают себя израильтянами, но русскими израильтянами. Волна алии 90-х окончательно похоронила концепцию плавильного котла, пытавшего сварить из репатриантов разных стран израильский суррогат. В отличие от потока репатриантов 70-х годов, стремившихся оставить на советской таможне все русское, репатрианты 90-х не спешили отказываться от своего культурного багажа. Более того, второе поколение репатриантов, выросшее или уже родившее в Израиле, продолжает хранить культурное и языковое наследие.

Еврейская община США, крупнейшая диаспора в мире, в большинстве своем состоит из потомков выходцев из Российской империи. Эмигрантов конца XIX и начала XX веков хотя и можно формально назвать русскими евреями, но евреями они были намного больше, чем русскими, их родным языком был идиш. Есть ли у бывших советских евреев свое культурное наследие, которое они хотят передать своим детям? На книжных полках советских евреев томики Шолом-Алейхема прочно соседствовали с собранием сочинений Ильи Эренбурга — не самый простой культурный багаж для передачи будущим поколениям.

На ум приходит пример ирландской диаспоры. Сотни тысяч потомков выходцев из Ирландии живут в США, до их пор называя себя американцами ирландского происхождения и всячески подчеркивая свои корни. Настолько, что во время своего государственного визита в Ирландию Барак Обама выкроил время для посещения пивоварни «Гиннес» в Дублине, зная, что фотография с бокалом знаменитого ирландского пива в руках принесет ему впоследствии немалые электоральные дивиденды.

Закончить эту статью я бы хотел личной ноткой. Много путешествуя и общаясь с совершенно разными людьми, я безошибочно вычисляю и легче всего нахожу общий язык именно с русскими евреями. Не имеет никакого значения, когда уехал или где сейчас живет бывший советский-российский еврей. Дело не только в русском языке, но и в общем прошлом, общих культурных кодах. Я действительно чувствую, что это мои люди, мой народ, и мне нравится это чувство. Но станем ли мы, как ирландцы, передавать свою историческую память из поколения в поколение — покажет лишь время.

Источник

Русские евреи. Интересная точка зрения!

ИЗ ИНТЕРНЕТА
по- переписке

Русские евреи. Интересная точка зрения!

Социологам известна предельная продолжительность жизни обычного народа. Это тысяча – максимум полторы тысячи лет. К концу своего существования народ дряхлеет, теряет энергию и растворяется в других народах. Евреи – исключение. И наша жизненность, если не вдаваться в мистические причины, должна иметь естественный механизм. Сам этот механизм может иметь мистические причины.

Мне представляется, что история евреев состоит из истории разных народов, последовательно перетекающих один в другой. Некоторые свойства предыдущего «новые» евреи сохраняют, но большинство отличны. Постоянны – общие предки и основы веры. Отличны – язык, территория и среда обитания, культура и определяемые всем этим национальный характер и внешний облик.

Моментом рождения евреев стало событие расступления Красного моря и наш выход на свободу меж застывших родовых вод. Языками возникшего народа оказались египетский и сохранившийся от семьи Якова иврит. Территорией обитания – Синайская пустыня. Характер – вынесенные из Египта рабская пассивность и постоянное нытьё. Возраст жизни этого народа – 40 лет.
Развернуть

В Землю Израиля вступил уже другой народ. Его языком был иврит. Характер – активный и крайне воинственный. Следующие 15 веков наша история – это история могучего народа с великими царями Давидом и Соломоном, с пророками, написавшими священные книги, народа, создавшего Библию – основу духовности человечества.

За эти 15 веков евреи пустили ростки по всему миру. После завоевания ассирийцами северного царства евреев в изгнание ушли десять колен Израилевых. После разрушения Первого иерусалимского Храма Навуходоносором возникла большая вавилонская община евреев. В разные моменты появились йеменская община, эфиопская, грузинская, бухарская. Из истории возникновения ислама узнаём о многочисленных еврейских общинах Аравии. Коран, наполненный персонажами ТАНАХа, неграмотному Мухаммеду определённо напели евреи. В античном Риме, сообщает Иосиф Флавий, 100 тысяч евреев молились в 150 синагогах. Возникли общины и на Иберийском полуострове. Всё это множество имело общие генетические корни, одну религию и иврит как язык для богослужения. Но всё остальное – стиль жизни, традиции, повседневные языки – были различны. У евреев, живших в песках среди кочевников, сложился характер отличный от евреев, живших среди лесов, полей и крестьян.

В 1-2 веках нашей эры еврейская община в Земле Израиля была разрушена. Закончилась история народа, жившего там. Когда в 1267 году Нахманид вынужден был бежать из Испании в Иерусалим, он не нашёл там 9-ти мужчин-евреев для миньяна.

Историк и раввин Береле Вайн считает, что евреи-ашкеназы (что значит немецкие) возникли из добравшихся до Германии вавилонских евреев. По другой версии ими стали евреи, переселившиеся на север из Рима. Группа родоначальников была мала – генетики утверждают, что все ашкеназы произошли от четырёх женщин. Языком нового народа стал диалект немецкого – идиш. Примерно полтора столетия назад на территории России из ашкеназов родился ещё один народ: русские евреи.

Эти евреи сильно отличаются от всех существовавших в истории еврейских народов. Впервые со времени расступления Красного моря возникла в основном секулярная еврейская общность. Вернее – секулярной она стала вскоре после появления. В 1906 году в Москве открылась первая синагога. Но к тому времени религией большой части возникшего народа уже стал марксизм. Половина российского еврейства в те годы эмигрировала в США, принеся с собой в Новый Свет атеизм и марксизм. Нынешний кандидат в Президенты США Берни Сандерс как бы перешагнул в наши дни из существовавшей столетие назад в России еврейской социалистической партии Бунд.

Атеизм большой части русских евреев дополнялся экстремизмом. Возможно, проявлялись гены сикариев – «кинжальщиков», сыгравших значительную роль в саморазрушении в древности Иудейского царства. В России евреи были заметны среди разрушивших империю эсеров, анархистов, меньшевиков и большевиков.

С момента своего возникновения русские евреи подпали под очарование русского языка. Апостолами для них стали Пушкин, Лев Толстой, Достоевский. Только появившись, русские евреи уже в конце 19 века дали российской словесности двух значительных поэтов: Семёна Надсона и Афанасия Фета.

Надсон безрадостно признался: «Я к вам таю любовь сыновью, /И в час уныний, в час скорбей /Я чувствую, что я еврей!» Фет, к счастью, ничего о евреях не написал. Всю жизнь он страдал антисемитизмом, пока на склоне дней не узнал, что его мать – еврейка.

Лучшие русские поэты ХХ века – в основном евреи. Двое из самых знаменитых – Пастернак и Бродский – получили Нобелевские премии, а третий – Мандельштам – вместо неё получил ГУЛАГ. И самые читаемые сегодняшние российские поэты – И.Губерман, И.Иртеньев и Д.Быков – все трое евреи. Дорого сердцу русских евреев и прозаическое русское слово. Лучший русский роман ХХ века написал В.Гроссман. Популярные писатели у моего поколения Гладилин, Трифонов, Аксёнов, Владимов, Войнович имели матерей-евреек. При этом еврейская тема почти отсутствует в творчестве всех названных.

Образ русской природы в живописи поэтичнее всех выразил И.Левитан, а образ города – белорусского Витебска – М.Шагал. Русские евреи стали лучшими музыкантами и шахматистами века. Замечательно самореализовывались мы также в науке и в математике.

Но всё это роскошество продолжалось всего 2-3 поколения. Редкий народ рождался, бурно расцветал и исчезал так стремительно, как русское еврейство. Появившись как бунтари-марксисты, бакунинцы, нечаевцы, после 1917 года – убеждённые коммунисты – политически активные евреи дожили лишь до 1937 года. А после «борьбы с космополитами» конца 40-х – начала 50 – не отвергли коммунистической идеологии только самые замшелые евреи. В 60-е годы мы уже стали диссидентами. И эти метаморфозы – на протяжении всего двух поколений! Максим Литвинов был министром иностранных дел у Сталина, а его сын Павел в 1968-м, протестуя против оккупации Советами Чехословакии, вывел на Красную площадь демонстрацию. Маршал Иона Якир до 1937 года командовал Киевским военным округом, а его сын Пётр в 60-е стал одним из создателей диссидентского движения.

После Шестидневной войны 1967 года у русских евреев стало расти страстное стремление исчезнуть, уехать из России. К середине 90-х годов около двух с половиной миллионов реализовали это стремление, разделившись на два основных рукава: американский и израильский. В России осталось менее 200 000 тысяч евреев – 6-7% от нашей численности до прорыва.

У российских и американских нерелигиозных русских евреев – общая судьба. Это – ассимиляция. Даже срок в два поколения для этого звучит излишне оптимистичным. Я слышал от израильского раввина, проработавшего какое-то время в московской иешиве: ученики с еврейскими фамилиями там были почти всегда галахически русскими, а ученики с русскими фамилиями – галахическими евреями. Это означает, что почти все они были из смешанных семей. У американских неортодоксальных евреев количество смешанных браков превышает в последние годы 80%.

Вывод из этого: вскоре исчезнут как народ все русские евреи. А евреями останется только та наша часть, которая репатриировалась в Израиль и влилась в недавно родившийся народ израильтян. В Америке секулярные русские евреи не имеют будущности ни как русские, ни как евреи. Их дети мигом становятся американцами, а супругов себе они берут из неевреев. В России потомкам евреев, таким, как Михаил Ходорковский, будут всегда поминать их еврейские корни, хотя, как в случае миллиардера, имеющего только одного дедушку-еврея и ничего еврейского во взглядах, это будет объясняться скорее традиционным российским антисемитизмом.

Важна судьба русских евреев в Израиле. Они принесли в народ, в который влились, научные, культурные и мировоззренческие достижения русского еврейства. Министр образования Израиля Нафтали Беннет сказал в недавнем интервью: «Вся сегодняшняя наука, весь сегодняшний израильский хайтек базируются… на волне репатриации из бывшего СССР, которая разом принесла в Израиль огромное число талантливых инженеров». Русские евреи принесли и обретённое в России с кровью отвержение химеры социализма, которая как тяжёлая болезнь томит многих евреев Израиля и США. В результате алии из России израильское общество в целом сдвинулось вправо.

Наиболее динамичные и интеллектуальные из русских евреев вернулись в Израиле к иудаизму. Но, судя по дискуссиям на русскоязычных израильских сайтах, самые горячие эмоции и у не самых динамичных и интеллектуальных русских евреев, ставших израильтянами, вызывают галахические и мировоззренческие проблемы иудаизма, такие, как гиюр, соблюдение шаббата и кашрута.

Таким образом, мы имеет уникальный сюжет национальной динамики евреев. 18-28 столетий назад мощный ивритоязычный народ с древней религией, имевший два государства в Земле Израиля, распался на многие народы, жившие на разных континентах – с разными языками, разными традициями, но с одной верой. Тысячелетия спустя все эти народы, как и было предсказано в ТАНАХе, вновь слились в Земле Израиля в один, то ли уже существовавший в том же месте две тысячи лет назад, то ли новый, но с теми же характеристиками, с теми же предками, восстановив не бывший в употреблении всё это время иврит. Каждый еврейский народ, отколовшийся от общего ствола в древности или возникший из тех, старых народов позже, вернулся, неся с собой то ценное, что приобрёл за века рассеяния.

Один из самых молодых народов мира, русские евреи, внесли в воскресающий народ сперва, в начале ХХ века, свои духовные искания из России – толстовство, марксизм в его меньшевистской версии, активность и воинственность Трумпельдора и Жаботинского, а потом, с волной семидесятых-восьмидесятых-девяностых – духовные достижения советского периода – стремление к образованию и высокую культуру.

Русское еврейство после недолгой, бурной, периодами трагической истории умерло, чтобы вновь явиться и стать важной компонентой возродившегося еврейского народа Израиля. Это ли не драма космического масштаба?
Развернуть

Источник

Новое в блогах

Русский еврей: опыт самоанализа. Борис Гулько.

Интереснейшая статья, написанная известным шахматистом Б. Гулько.

Эта статья может помочь понять себя и свою странную еврейскую судьбу..

У меня после прочтения возникла мысль: не в том ли состоит миссия русских евреев,

чтобы Предупредить мир о кровавых разрушениях, которые несет ему Левая Химера,

которую мы сами увидели и испробовали на собственных шкурах в СССР. кот б.

что значит русский еврей. Смотреть фото что значит русский еврей. Смотреть картинку что значит русский еврей. Картинка про что значит русский еврей. Фото что значит русский еврей

Социологам известна предельная продолжительность жизни обычного народа. Это тысяча — максимум полторы тысячи лет.

К концу своего существования народ дряхлеет, теряет энергию и растворяется в других народах.

Евреи — исключение. И наша жизненность, если не вдаваться в мистические причины, должна иметь естественный механизм.

Сам этот механизм может иметь мистические причины.

Мне представляется, что история евреев состоит из истории разных народов, последовательно перетекающих один в другой.

Некоторые свойства предыдущего «новые» евреи сохраняют, но большинство отличны.

Постоянны — общие предки и основы веры.

Отличны — язык, территория и среда обитания, культура и определяемые всем этим национальный характер и внешний облик.

Моментом рождения евреев стало событие расступления Красного моря и наш выход на свободу меж застывших родовых вод.

Языками возникшего народа оказались египетский и сохранившийся от семьи Якова иврит.

Территорией обитания — Синайская пустыня. Характер — вынесенные из Египта рабская пассивность и постоянное нытьё.

Возраст жизни этого народа — 40 лет.

В Землю Израиля вступил уже другой народ. Его языком был иврит.

Характер — активный и крайне воинственный.

Следующие 15 веков наша история — это история могучего народа с великими царями Давидом и Соломоном,

с пророками, написавшими священные книги, народа, создавшего Библию — основу духовности человечества.

За эти 15 веков евреи пустили ростки по всему миру.

После завоевания ассирийцами северного царства евреев в изгнание ушли десять колен Израилевых.

После разрушения Первого иерусалимского Храма Навуходоносором возникла большая вавилонская община евреев.

В разные моменты появились йеменская община, эфиопская, грузинская, бухарская.

Из истории возникновения ислама узнаём о многочисленных еврейских общинах Аравии.

Коран, наполненный персонажами ТАНАХа, неграмотному Мухаммеду определённо напели евреи.

В античном Риме, сообщает Иосиф Флавий, 100 тысяч евреев молились в 150 синагогах.

Возникли общины и на Иберийском полуострове.

Всё это множество имело общие генетические корни, одну религию и иврит как язык для богослужения.

Но всё остальное — стиль жизни, традиции, повседневные языки — были различны.

У евреев, живших в песках среди кочевников, сложился характер отличный от евреев, живших среди лесов, полей и крестьян.

В 1–2 веках нашей эры еврейская община в Земле Израиля была разрушена. Закончилась история народа, жившего там.

Когда в 1267 году Нахманид вынужден был бежать из Испании в Иерусалим, он не нашёл там 9-ти мужчин-евреев для миньяна.

Историк и раввин Береле Вайн считает, что евреи-ашкеназы (что значит немецкие) возникли из добравшихся до Германии вавилонских евреев.

По другой версии ими стали евреи, переселившиеся на север из Рима.

Группа родоначальников была мала — генетики утверждают, что все ашкеназы произошли от четырёх женщин.

Языком нового народа стал диалект немецкого — идиш.

Примерно полтора столетия назад на территории России из ашкеназов родился ещё один народ: русские евреи.

Эти евреи сильно отличаются от всех существовавших в истории еврейских народов.

Впервые со времени расступления Красного моря возникла в основном секулярная еврейская общность.

Вернее — секулярной она стала вскоре после появления.

В 1906 году в Москве открылась первая синагога.

Но к тому времени религией большой части возникшего народа уже стал марксизм.

Половина российского еврейства в те годы эмигрировала в США, принеся с собой в Новый Свет атеизм и марксизм.

Нынешний кандидат в Президенты США Берни Сандерс как бы перешагнул в наши дни из

существовавшей столетие назад в России еврейской социалистической партии Бунд.

Атеизм большой части русских евреев дополнялся экстремизмом.

Возможно, проявлялись гены сикариев — «кинжальщиков», сыгравших значительную роль в саморазрушении в древности Иудейского царства.

В России евреи были заметны среди разрушивших империю эсеров, анархистов, меньшевиков и большевиков.

С момента своего возникновения русские евреи подпали под очарование русского языка.

Апостолами для них стали Пушкин, Лев Толстой, Достоевский.

Только появившись, русские евреи уже в конце 19 века дали российской словесности двух значительных поэтов: Семёна Надсона и Афанасия Фета.

Надсон безрадостно признался:

«Я к вам таю любовь сыновью,

И в час уныний, в час скорбей

Я чувствую, что я еврей!»

Фет, к счастью, ничего о евреях не написал.

Всю жизнь он страдал антисемитизмом, пока на склоне дней не узнал, что его мать — еврейка.

Лучшие русские поэты ХХ века — в основном евреи.

Двое из самых знаменитых — Пастернак и Бродский — получили Нобелевские премии,

а третий — Мандельштам — вместо неё получил ГУЛАГ.

И самые читаемые сегодняшние российские поэты — И. Губерман, И. Иртеньев и Д. Быков — все трое евреи.

Дорого сердцу русских евреев и прозаическое русское слово.

Лучший русский роман ХХ века написал В. Гроссман.

Популярные писатели у моего поколения Гладилин, Трифонов, Аксёнов, Владимов, Войнович имели матерей-евреек.

При этом еврейская тема почти отсутствует в творчестве всех названных.

Образ русской природы в живописи поэтичнее всех выразил И. Левитан, а образ города — белорусского Витебска — М. Шагал.

Русские евреи стали лучшими музыкантами и шахматистами века. Замечательно самореализовывались мы также в науке и в математике.

Но всё это роскошество продолжалось всего 2–3 поколения.

Редкий народ рождался, бурно расцветал и исчезал так стремительно, как русское еврейство.

Появившись как бунтари-марксисты, бакунинцы, нечаевцы,

после 1917 года — убеждённые коммунисты — политически активные евреи дожили лишь до 1937 года.

А после «борьбы с космополитами» конца 40-х — начала 50 — не отвергли коммунистической идеологии только самые замшелые евреи.

В 60-е годы мы уже стали диссидентами.

И эти метаморфозы — на протяжении всего двух поколений!

Максим Литвинов был министром иностранных дел у Сталина,

а его сын Павел в 1968-м, протестуя против оккупации Советами Чехословакии, вывел на Красную площадь демонстрацию.

Маршал Иона Якир до 1937 года командовал Киевским военным округом, а его сын Пётр в 60-е стал одним из создателей диссидентского движения.

После Шестидневной войны 1967 года у русских евреев стало расти страстное стремление исчезнуть, уехать из России.

К середине 90-х годов около двух с половиной миллионов реализовали это стремление, разделившись на два основных рукава: американский и израильский.

В России осталось менее 200.000 тысяч евреев — 6–7% от нашей численности до прорыва.

У российских и американских нерелигиозных русских евреев — общая судьба. Это — ассимиляция.

Даже срок в два поколения для этого звучит излишне оптимистичным.

Я слышал от израильского раввина, проработавшего какое-то время в московской иешиве:

ученики с еврейскими фамилиями там были почти всегда галахически русскими, а ученики с русскими фамилиями — галахическими евреями.

Это означает, что почти все они были из смешанных семей.

У американских неортодоксальных евреев количество смешанных браков превышает в последние годы 80%.

Вывод из этого: вскоре исчезнут как народ все русские евреи.

А евреями останется только та наша часть, которая репатриировалась в Израиль и влилась в недавно родившийся народ израильтян.

В Америке секулярные русские евреи не имеют будущности ни как русские, ни как евреи.

Их дети мигом становятся американцами, а супругов себе они берут из не евреев.

В России потомкам евреев, таким как Михаил Ходорковский, будут всегда поминать их еврейские корни,

хотя, как в случае миллиардера, имеющего только одного дедушку-еврея и ничего еврейского во взглядах,

это будет объясняться скорее традиционным российским антисемитизмом.

Важна судьба русских евреев в Израиле.

Они принесли в народ, в который влились, научные, культурные и мировоззренческие достижения русского еврейства.

Министр образования Израиля Нафтали Беннет сказал в недавнем интервью: «Вся сегодняшняя наука, весь сегодняшний израильский хайтек базируются… на волне репатриации из бывшего СССР, которая разом принесла в Израиль огромное число талантливых инженеров».

Русские евреи принесли и обретённое в России с кровью отвержение химеры социализма, которая как тяжёлая болезнь томит многих евреев Израиля и США.

В результате алии из России израильское общество в целом сдвинулось вправо.

Наиболее динамичные и интеллектуальные из русских евреев вернулись в Израиле к иудаизму.

Но, судя по дискуссиям на русскоязычных израильских сайтах, самые горячие эмоции и у не самых динамичных и интеллектуальных русских евреев,

ставших израильтянами, вызывают галахические и мировоззренческие проблемы иудаизма,

такие, как гиюр, соблюдение шаббата и кашрута.

Таким образом, мы имеем уникальный сюжет национальной динамики евреев. 18–28 столетий назад мощный ивритоязычный народ с древней религией, имевший два государства в Земле Израиля, распался на многие народы, жившие на разных континентах — с разными языками, разными традициями, но с одной верой.

Тысячелетия спустя все эти народы, как и было предсказано в ТАНАХе, вновь слились в Земле Израиля в один,

то ли уже существовавший в том же месте две тысячи лет назад, то ли новый, но с теми же характеристиками,

с теми же предками, восстановив не бывший в употреблении всё это время иврит.

Каждый еврейский народ, отколовшийся от общего ствола в древности или возникший из тех, старых народов позже, вернулся, неся с собой то ценное, что приобрёл за века рассеяния.

Один из самых молодых народов мира, русские евреи, внесли в воскресающий народ сперва, в начале ХХ века, свои духовные искания из России — толстовство, марксизм в его меньшевистской версии, активность и воинственность Трумпельдора и Жаботинского,

а потом, с волной семидесятых-восьмидесятых-девяностых — духовные достижения советского периода

— стремление к образованию и высокую культуру.

Русское еврейство после недолгой, бурной, периодами трагической истории умерло,

чтобы вновь явиться и стать важной компонентой возродившегося еврейского народа Израиля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *