что значит рут в играх
Простыми словами: что такое Root и зачем он нужен
Root позволяет взять под контроль и без того открытую ОС Android и раскрыть её полный потенциал. Благодаря рут-правам пользователь может получить полный доступ ко всем системным процессам и утилитам и использовать это в своих целях. Именно Root позволяет использовать систему именно так, как хотите этого вы. Что это такое, зачем оно нужно и актуален ли рут в современных реалиях — подробнее в статье.
Содержание
Что такое Root
В Android ключевые системные модули и инструменты располагаются в определённых разделах файловой системы, которые защищены от редактирования пользователем. Для обхода ограничений существует Root — суперпользователь или специальный аккаунт в Android, обладающий всеми правами и доступом к любым файлам и действиям с ними. Соответственно, рутирование устройства — процесс получения прав суперпользователя, что в свою очередь позволяет выполнять любые операции в системе.
Зачем нужен Root: для чего его используют
Root-доступ открывает широкие возможности для тонкой настройки системы. В первую очередь, он позволяет заняться такими вещами, как удаление предустановленных приложений, создание полных резервных копий, управление частотой процессора, установка сторонних модулей для изменения внешнего вида или для внедрения нового функционала.
Изменение дизайна системы
Одна из интереснейших вещей, которая открывается с рутом, — возможность полностью поменять дизайн системы. Причём речь идёт не о лаунчерах, которые доступны даже на обычных устройствах. В распоряжении оказываются строки навигации (полоска жестов или кнопки «Назад», «Домой»), панели уведомлений, системные иконки, цветовые схемы, шрифты и другие элементы интерфейса.
Настройка компонентов устройства
Для любителей полностью настраивать гаджеты под себя существует возможность самостоятельно менять частоты процессора или видеоускорителя в смартфоне, продлевая тем самым автономность или увеличивая производительность. Кроме того, существует программное обеспечение, позволяющее экономить ценные проценты батареи за счёт перевода в спящий режим различных фоновых процессов и сервисов, которые запускаются автоматически.
Полное контролирование разрешений игр и программ
Благодаря Root можно максимально гибко управлять разрешениями конкретных приложений, что позволит обеспечить безопасность своего устройства. Это может пригодиться для того, чтобы определённая программа не могла использовать интернет для загрузки рекламы, или для того, чтобы приложения не имели доступ к сообщениям и камере.
Удаление «неудаляемых» приложений
Ещё одна полезная возможность, которая открывается с получением Root-прав, — удаление предустановленного программного обеспечения. Многие производители ставят на свои смартфоны различные приложения, которые не всегда нужны пользователю, но при этом забивают память, и при этом их нельзя удалить. С Root-доступом эта проблема исчезает, поскольку права суперпользователя позволяют удалить абсолютно любую предустановленную игру или программу.
Создание полноценных резервных копий
При постоянных экспериментах с прошивками или просто для собственного спокойствия пригодятся программы для создания полноценных бэкапов (резервных копий). Они умеют быстро создавать резервную копию с пользовательскими приложениями, информацией из них, а также личными данными вроде контактов, телефонной книги, файлов или аккаунтов. Эти программы легко справляются с переносом текущего состояния устройства при переходе с одной прошивки на другую.
Недостатки Root: какие риски он несёт
Без всякого сомнения, Root-права — очень мощный и полезный инструмент, но вместе с этим могут возникать определённые неприятности при повседневном использовании устройства.
Потеря гарантии
Зачастую получение Root на смартфоне может стать причиной отказа в гарантийном обслуживании девайса, даже если поломка не связана с модификациями напрямую. Хотя не всякий сервис будет проверять наличие рута, нужно быть готовым к тому, что гаджет не получится бесплатно отремонтировать или заменить на новый в случае заводского брака.
Например, Samsung использует в своих смартфонах специальный электронный счётчик, активирующийся при каких-либо изменениях в системе. После его срабатывания владелец больше не сможет пользоваться сервисом бесконтактных платежей Samsung Pay и системой безопасности Knox, а компания может узнать таким образом о вмешательстве пользователя и использовать это как причину для отказа в обслуживании. Тем не менее, у каждого производителя собственные условия, поэтому лучше ознакомиться с ними заранее.
Риск выхода устройства из строя
Root даёт огромную свободу, и в руках не самого опытного пользователя эта свобода может обернуться против него самого. В процессе экспериментов всегда что-то может пойти не так, и на выходе получится «окирпиченное» устройство. Как правило, признаками «кирпича» являются либо постоянная перезагрузка без входа в систему, именуемая бутлупом, либо отсутствие каких-то признаков «жизни» вообще. На этом этапе как минимум можно прощаться со всеми данными на смартфоне.
Проблемы с обновлениями
Android 5.0 получила много изменений, как приятных, так и не очень. К последним смело можно отнести блокировку возможности OTA-обновлений (загрузка обновлений ОС по интернету через «Настройки»), как только в системе обнаруживаются модификации. Впрочем, сейчас проблема иссякла — утилита Magisk решает её, используя собственные механизмы. Благодаря ему можно спокойно устанавливать системные апдейты, не теряя при этом Root. В интернете находится огромное количество инструкций на тему OTA-обновлений с рут-доступом, поэтому эта проблема не столь критична, хотя отметить её всё же стоит.
Подверженность вирусам
Получая рут-права, приложения могут управлять любыми данными и параметрами в системе. Но не всегда программа с таким доступом несёт пользу: уязвимостями может воспользоваться в том числе и вредоносное ПО. Последствия могут быть печальными: начиная от потери или повреждения некоторых файлов и заканчивая кражей ценных персональных данных. В некоторых случаях всё может закончиться деструктивными действиями с системой и последующими проблемами в работе.
Имея Root на своём устройстве, надо всегда держать в голове, что система становится весьма уязвимой, и поэтому надо внимательно проверять каждое приложение, которое собираетесь установить. Также не стоит давать Root-доступ программному обеспечению, которому не доверяете.
Неработающие приложения
Одна из самых неприятных проблем, с которой может столкнуться пользователь девайса с Root. Многие программы попросту отказываются работать, после того, как обнаруживают рут-права или стороннюю прошивку. Самый очевидный пример — приложения банков. Как оговаривалось ранее, вероятен несанкционированный доступ к важным данным, и программы предупреждают пользователя о возможном перехвате ценных банковских данных. То же самое касается программ с лицензионным контентом — приложение популярного стримингового сервиса Netflix невозможно установить на девайсах с модификациями.
Впрочем, иногда Root-права удаётся скрыть, например, при помощи утилиты Magisk, после чего «упрямые» приложения запускаются как ни в чём не бывало. Но даже скрытие рута с Magisk Hide не гарантирует постоянную и стабильную работоспособность всех программ — всегда есть шанс, что после очередного обновления Google Pay вы не сможете расплатиться смартфоном в магазине.
Стоит ли делать Root? Есть плюсы и минусы
Зависит от требований к смартфону. Большинству, скорее всего, достаточно стандартного функционала системы. Если же вы относитесь к тому малому проценту пользователей, который желает получить от девайса максимум, то получение рут-прав поможет достичь своих целей. Приведённые примеры — лишь малая часть того, что можно делать, имея Root-права на своём девайсе. Но надо понимать, что это даёт полную свободу действий, и любое необдуманное движение со стороны пользователя может повлечь неприятные последствия.
Как получить Root
Конкретные шаги для каждого смартфона могут отличаться, но основной процесс состоит из разблокировки загрузчика операционной системы, установки кастомного Recovery (ПО для полного сброса к заводским настройкам, установки образов систем или бэкапов) и дальнейшей прошивки архива с утилитой вроде Magisk.
Что значит рут в играх
1. Да, я пойду с тобой / Нет, я останусь здесь.
2. Не отвечать ей / ответить.
3. Ничего не делать. (+1)
4. Попытаться отнять котлету / Ничего не делать.
5. Взять ключи / Не трогать.
6. Похвалить книгу / Ничего не говорить.
7. Карта: Пойти на обед / Не ходить на обед.
8. Пойти за картами со Славей / Пойти одному.
9. Поспорить с Алисой. (+2)
10. Выиграть турнир. (+2)
11. Извини, но я уже с Леной договорился / Ладно, подожди минутку.
12. Знаете, меня Ольга Дмитриевна попросила вечером помочь.
13. Стоит пойти посмотреть. (+1)
14. Ладно, я приду. (+1)
15. Сбежать/Остаться и помочь Ульянке убраться.
17. Придумать другое оправдание. (+1)
18. Выборы на карте неважны.
19. Мне кажется, на тебе это бы смотрелось прекрасно / Да просто так.
20. Небось ворованных конфет объелась? / В столовой отравилась?
21. Спросить, что это / Не спрашивать.
22. Дать Алисе уголь. (+1) / не даём для плохой
23. Съесть яблоко / Не есть.
24. Пойти с Алисой. / (Для плохой идем одним) (Старый лагерь)
25. Выборы на карте неважны.
26. Пойти с Леной / Пойти со Славей.
27. Да, я старался / Это все благодаря помощи девочек.
28. Проявить осторожность. (+1) / Ничего не делать (для плохой)
29. Попытаться узнать, о чем спорят Алиса и Лена. (Критический выбор для Алисы. От этого зависит концовка.)
1. Да, я пойду с тобой / Нет, я останусь здесь.
2. Не отвечать ей / ответить.
3. Побежать за ним / Ничего не делать
4. Попытаться отнять котлету / Ничего не делать.
5. Взять ключи / Не трогать.
6. Похвалить книгу. (+1)
7. Карта: Пойти на обед / Не ходить на обед.
8. Пойти за картами со Славей / Пойти одному.
9. Не спорить с Алисой. (+1)
10. Проиграть Лене. (+1)
11. Извини, но я уже с Леной договорился. (+1)
12. Хорошо, я приду. (+1)
13. Какая разница? Надо продолжить искать ответы.
14. Пожалуй, я помогу Славе / Думаю, помогу ребятам в постройке гигантских роботов/Ладно, я помогу спортивному клубу.
15. Сбежать / Остаться и помочь Ульянке убраться.
16. Выборы на карте неважны.
17. Мне кажется, на тебе бы это смотрелось прекрасно. (+1)
18. Небось ворованных конфет объелась? / В столовой отравилась?
19. Спросить, что это / Не спрашивать.
20. Дать Алисе уголь / Не давать ей уголь.
21. Съесть яблоко / Не есть.
22. Пошел с Леной и сказать вожатой что ходил один. (+1) (Старый лагерь)
23. Выборы на карте неважны.
24. Пойти с Леной (+1).
25. Да, я старался / Это все благодаря помощи девочек.
26. Попытаться выхватить книгу у Алисы / Ничего не делать
27. Попытаться узнать, о чем спорят Алиса и Лена. (Критический выбор для Алисы. От этого зависит концовка.)
1. Да, я пойду с тобой / Нет, я останусь здесь.
3. Побежать за ним / Ничего не делать.
4. Попытаться отнять котлету / Ничего не делать.
6. Похвалить книгу / Ничего не говорить.
7. Карта: Пойти на обед / Не ходить на обед.
8. Пойти за картами со Славей. (+1)
9. Не спорить с Алисой. (Если поспорить с Алисой, то на автобусную остановку попасть нельзя.)
10. Любой результат на турнире, затем пойти на автобусную остановку. (+1)
11. Извини, но я уже с Леной договорился / Ладно, подожди минутку.
12. Знаете, меня Ольга Дмитриевна попросила вечером помочь.
13. Какая разница? Надо продолжить искать ответы. (Без этого нельзя помочь Славе прибраться на площади.)
14. Уборка со Славей на площади. (+1)
16. Сначала лодочная станция, затем остаться дома.
17. Мне кажется, на тебе это бы смотрелось прекрасно / Да просто так.
18. Небось ворованных конфет объелась? / В столовой отравилась?
19. Не спрашивать. (+1)
20. Дать Алисе уголь / Не давать ей уголь.
21. Съесть яблоко / Не есть.
22. Пошел со Славей. (Старый лагерь)
23. Выборы на карте не важны.
24. Пойти со Славей. (+1)
25. Это все благодаря помощи девочек. (+1)
26. Выборы на карте не важны.
27. Попытаться выхватить книгу у Алисы / Ничего не делать. (Ничего не меняется.)
28. Не делать ничего, просто сидеть. (Без этого нельзя найти Славю.)
29. Попытаться найти Славю. (Критический выбор для Слави. От этого зависит концовка.)
30. Хочу взять еду для Слави. (+1)
31. Мне не в чем перед вами оправдываться. (+1)
1. Да, я пойду с тобой / Нет, я останусь здесь.
2. Не отвечать ей / ответить.
3. Побежать за ним / Ничего не делать.
4. Попытаться отнять котлету. (+1)
5. Взять ключи / Не трогать.
6. Похвалить книгу / Ничего не говорить.
7. Карта: Пойти на обед. (+1)
8. Пойти за картами со Славей / Пойти одному.
9. Не спорить с Алисой.
10. Проиграть Ульяне в карты и пойти на сцену. (+1)
11. Извини, но я уже с Леной договорился / Ладно, подожди минутку.
12. Знаете, меня Ольга Дмитриевна попросила вечером помочь.
13. Какая разница? Надо продолжить искать ответы.
14. Помочь спортивному клубу (+1)
15. Остаться и помочь ей убраться. (+1)
16. Выборы на карте неважны.
17. Мне кажется, на тебе это бы смотрелось прекрасно / Да просто так.
18. В столовой отравилась? (+1)
19. Спросить, что это / Не спрашивать.
20. Дать Алисе уголь / Не давать ей уголь.
21. Съесть яблоко / Не есть.
22. Пошел с Ульяной. (Старый лагерь)
23. Пойти с Леной / Пойти со Славей.
24. Да, я старался / Это все благодаря помощи девочек.
25. Попытаться выхватить книгу у Алисы / Ничего не делать.
26. Ничего не делать, просто сидеть. (Без этого нельзя пойти к Ульяне.)
27. Пойти к Ульяне. (Критический выбор для Ульяны. От этого зависит концовка.)
28. Попытаться остановить словами. (+1)
Обратите внимание, что рут Мику (Маши) открывается только после любого рута.
1. Нет, я останусь здесь.
3. Пойти за картами одному.
4. Пойти на автобусную остановку (поиски Шурика), затем «Согласиться» помочь Мику с песней.
5. Не есть яблоко в медпункте.
6. Пойти одному (на поиски Шурика ночью).
После этих выборов будет сам рут, вам останется только читать это. (Не хочу спойлерить)
1. Для получения концовки Семёна нужно сидеть пять дней, не проявлять никаких отношений к героиням, а на походе просто сидеть и после выбрать вариант. (От этого зависит концовка)
Открывается после прохождения всех хороших концовок, включая Мику (Маши) и Семен-Рута.
3. Думаю, помогу ребятам в постройке гигантских роботов.
4. Остаться на танцах одному.
5. Съесть яблоко. (В медпункте.)
6. Пойти одному на поиски Шурика ночью. (после идет сам рут)
Как включить Root права на Android
Что такое Root-права? Root-права (или Root-доступ, или права суперпользователя) — аналог прав администратора на ПК в Windows. Получить можно на любом устройстве под Android (смартфон, планшет).
По умолчанию операционная система не дает пользоваться рут-доступом, чтобы случайно не удалить важный файл. Для опытного пользователя такие права — это возможность более широко использовать свое устройство.
Рассмотрим, как включить права суперпользователя на Андроид.
Подготовка к активации Root на Android
Прежде чем разбираться с вопросом: «Root-доступ на Андроид – как включить?», устройство надо подготовить.
Для резервного копирования всей информации из памяти гаджета используйте приложение для резервного копирования. Например:
Особенности процедуры
Получать доступ можно либо через сам смартфон, либо через компьютер. В обоих случаях придется использовать специальное приложение.
Если хотите знать, как включить рут-права на Андроид, и боитесь не справиться — зря. Процедура простая, активировать Root получится и у неопытного человека.
Совет: не включайте режим суперпользователя бесцельно. Используйте, чтобы решить задачи, которые нельзя выполнить по-другому. Например: для удаления лишних предустановленных приложений (вроде Твиттера, FM-Радио, Google+, Google Talk и сервисов, идущих в стандартном наборе). Если с включенным рут-доступом вы не знаете, к каким последствиям приведет действие, или не совершайте его, или изучите инструкции в Интернете.
Последствия использования Root, о которых нужно знать
Получение рут-доступа имеет 3 важных последствия.
Что можно сделать со смартфоном, имея рут-права?
Имея полный доступ, пользователь может:
Пошаговая инструкция
Как открыть рут-права на Андроид:
Ниже рассмотрим вопрос: «Root доступ на Андроид – как включить на русском языке разными способами?».
Со смартфона
Список приложений, предоставляющих Root-права на Android, которые устанавливают на сам гаджет (без подключения к ПК):
У каждого приложения свой список моделей гаджетов и версий Android, для которых оно подходит. Перед загрузкой проверяйте, подходит ли программа для вашего устройства.
Самая распространенная программа — Kingo Root (на русском языке). Рассмотрим, как открыть Root права на Android через это приложение.
В списке приложений появится программа Kingo SuperUser. Если появилась, значит доступ к Root получен.
Через компьютер
Если интересует, как открыть Root доступ на Android через компьютер, подойдут такие программы (устанавливаются не на смартфон, а на ПК):
Пошаговый план установки (на примере Vroot, остальные приложения — применяются так же).
Через ADB-терминал (с компьютера)
ADB (Android Debug Bridge, или «отладочный мост») – драйвер для смартфонов, связывающий гаджет с ПК. Разрешает управлять устройством из командной строки.
Способ актуален, если производитель устройства постарался максимально закрыть рут-доступ пользователям.
Что нужно для разблокировки через ADB:
Как подключить рут-права на Андроид через ADB-терминал?
Универсальных команд для этого нет. Поэтому ищите нужные в инструкции к телефону. Если в бумажной инструкции информации нет, или она утеряна, или нет руководства на русском языке — найдите сведения в Интернете, на сайте производителя смартфона.
Особые случаи
В гаджетах с прошивками MIUI (ставится на гаджеты Xiaomi) и LewaOS (и в некоторых других неоригинальных прошивках) активация рут-прав делается без сторонних приложений. Функция уже встроена в ОС и активируется в настройках.
Обычно включается в разделе «Безопасность». По умолчанию стоит «Выкл». Ползунок надо перевести на «Вкл», и режим суперпользователя включится.
Если Root-доступ уже не нужен, для отключения удалите файлы:
Затем перезагрузите смартфон.
Другой способ удаления — через приложение, которым открывали доступ. В некоторых программах в настройках есть функция отключения.
Обзор Root. Безжалостная стратегия в милейшей обёртке
Я очень хотел полюбить Root. Полюбить так же горячо, как обитатели BoardGameGeek, которые чуть ли не на руках её носили, когда она вышла. В 2018 году стратегия о лесных зверушках загребла все ключевые награды главного сайта о настолках: «Игра года», «Самая инновационная игра», «Лучшая тематическая игра», «Лучший визуальный дизайн и презентация»…
Но этого так и не случилось.
Тип игры: асимметричная стратегия, ролевая игра
Авторы: Коул Верль, Патрик Ледер
Художник: Кайл Феррин
Издатель в России: Crowd Games, 2019
Количество игроков: 2–4 (оптимальное: 4)
Возраст игроков: от 12 лет
Длительность партии: 60–90 минут
Похоже на:
Diplomacy
Cuba Libre
Cry Havoc
«Битва за Рокуган»
Вопреки популярному мнению, что хайп — это всегда плохо, Root, на мой взгляд, действительно достойна всех этих почестей. Да, каких-то в меньшей степени, чем других, но суть-то не в этом: со стороны Root выглядит как игра мечты. Как та самая коробка, которой ты ждал всю свою настольную жизнь. О ней хочется рассказывать друзьям, её хочется доставать с полки как можно чаще, — как минимум чтобы похвалиться перед товарищами и лишний раз полюбоваться покупкой.
Я очень хотел полюбить Root, правда. Я играл в неё вдвоём, втроём, вчетвером, разными составами, с разными фракциями… Партия за партией, вечер за вечером ожидая, что вот в следующий-то раз, совсем скоро, я её полюблю. Что она вот-вот станет той игрой мечты, которой кажется с виду.
Но этого так и не случилось.
Четверо вошло — вышел один
За грудой наград, под которыми похоронена Root, на самом деле скрывается довольно простая и понятная игра о контроле над территориями: сюжетная затравка понравится вам вдвойне, если вы с детства обожаете цикл «Рэдволл» или, например, компьютерную игру Tooth and Tail. Армии Маркисы де Котэ вошли в лес и силой отняли его у прежних хозяев — упрямых и благородных птиц из Крылатой династии. Выкинув пернатых с насиженного места, кошки тут же принялись наводить свои индустриальные порядки, застраивая некогда мирные поляны кузницами, казармами и, что самое страшное, лесопилками.
Бывшие правители леса не стали терпеть такой плевок в лицо и, едва зализав раны, вернулись в чащу, чтобы изгнать расплодившихся, словно в марте, солдат де Котэ. Тем временем угнетённые междоусобицами сильных мира сего — мыши, кролики и прочие шиншиллы — сбились в Лесной союз, чтобы поднять маленьких «людей» на революцию и окончательно избавиться от узурпаторов, как старых, так и новых. А где-то между тремя сторонами конфликта лавирует одинокий Бродяга, которому плевать и на политику, и на власть, — он просто хочет заработать и прославиться.
Базовые механики и принципы Root будут понятны любому более-менее опытному настольщику. Лес разделён на поляны, за которые борются четыре разные фракции. Они нанимают войска, строят здания, сражаются и получают за свои действия победные очки; первый игрок, набравший 30 очков, побеждает и становится единоличным хозяином леса. Нюанс лишь один: все фракции абсолютно асимметричны. Настолько, что, участвуя в одной и той же гонке, по факту играют в совершенно разные игры, со своими правилами и тактическими тонкостями.
Тот, кто поведёт в бой армии Маркисы де Котэ, будет играть в незамысловатую пошаговую стратегию. Кошки получают основной массив очков за строительство трёх типов зданий: лесопилок (деревом фракция и расплачивается за постройки), казарм и мастерских. Чем больше зданий одного типа они возводят, тем больше очков те приносят, но стоимость построек постоянно идёт в гору. Поэтому кошкам нужно медленно налаживать инфраструктуру и наращивать присутствие для её защиты, благо армия де Котэ самая многочисленная в игре. Увы, за подобный военный потенциал усато-хвостатая индустриальная машина расплачивается неповоротливостью: фракция может совершать лишь три действия за ход.
Эта медлительность не идёт ни в какое сравнение с мобильностью их заклятого врага — Крылатой династии, которая играет в так называемую programming game. Будучи аутсайдерами, птицы начинают партию, собрав горстку воинов у единственного уцелевшего гнезда в дальнем конце леса, — буквально все остальные поляны заняты Маркисой. Но контратака Династии стремительно набирает обороты благодаря Уставу: каждый ход птицы докладывают в него карты и увеличивают число доступных им действий. Если поначалу на них можно не обращать внимания, то спустя уже пару раундов воины Династии способны ураганом пронестись чуть ли не по всей карте, вырезать половину леса и застроить освобождённые поляны гнёздами, — и всё за один ход. Но, увы, утончённые аристократы слишком дорожат своей непомерно растущей бюрократией: если они не могут выполнить хотя бы одно действие из Устава, их правительство обрушится, как спичечный домик.
На их фоне особняком стоит Лесной союз. Он так же, как и Династия с Маркисой, жаждет добиться полного контроля над лесом, но обладает хлипкой «армией» лишь из десятка воинов (и то на старте их нет). Поэтому вместо открытой конфронтации революционеры предпочитают вести другую борьбу — идеологическую. Союз получает очки за подпольную агитацию: пожертвовав карты из специальной стопки сторонников, он может положить на поляну жетон поддержки. И, если противники не обратят внимания на первые ростки народного недовольства, позднее этот жетон может взорваться полномасштабным восстанием, убив всё живое на поляне, — терпение у мелких зверей не бесконечное. А на месте недавней лесопилки появится партизанская база, где Союз тренирует офицеров, чтобы привлекать сторонников ещё эффективнее.
Наконец, последняя из фракций — это Бродяга. Обаятельный, но абсолютно беспринципный ублюдок, который воспользуется кем (и чем) угодно, чтобы прославиться на весь лес. Бродяга совсем один; у него нет армий, он не может захватывать поляны для себя. Вместо этого он играет в ролевую «песочницу» вроде Runebound или компьютерного «Скайрима»: исследует руины, выполняет собственные задания и добывает предметы. Не испытывая особой симпатии ни к одной из сторон конфликта, он может как помогать им, обменивая карты из руки на созданные предметы, так и уничтожать их, выходя в одиночку против целых легионов. Поэтому, в зависимости от действий игрока, Бродяга может стать либо фольклорным героем сродни Робин Гуду, либо безжалостным Рэмбо, который уходит в лес только чтобы отмыться от крови и настрогать болтов для арбалета.
Круг жизни
Эта безумная асимметрия — первое, о чём говорят, когда речь заходит о Root. Она же, как минимум на три-четыре партии, и будет главным источником удовольствия от игры: на первых порах в этом лесу вы будете заезжими гостями. От поля и планшетов будет просто не оторвать взгляд. А ты что умеешь? А какие у тебя свойства? Ох, оказывается, я вот какую штуку могу сделать! Ой, гляди, у Бродяги есть разные персонажи на выбор, а у Династии — разные лидеры!
Однако совсем не разнообразие делает Root, пожалуй, самой успешной асимметричной игрой последних лет, а то и за всю истории индустрии. Нет. Всё дело в самом подходе к асимметрии: здесь она служит лишь инструментом, а не самоцелью и крикливой маркетинговой фишкой.
Ход партии в Root целиком и полностью определяется действиями игроков. Именно с этим намерением дизайнер Коул Верль и взялся за проект: он хотел создать систему, которая генерировала бы «спонтанный» геймплей и нарратив. Игроки сами ставят себе цели, заключают и рушат союзы, поэтому ситуация на поле абсолютно не зависит от внешних факторов; в Root нет никаких маркеров целей или динамических условий, которые каждый ход заставляют пересматривать тактику. Благодаря грамотной работе с балансом фракций они попросту не нужны.
Асимметрия определяет не стартовые позиции игроков, а скорее то, как именно они могут повлиять на расклад сил в лесу. Вместо того чтобы развести четыре абсолютно разные фракции по противоположным углам, Root сталкивает их лбами, заставляя бороться на одном поле: будь ты хоть мышью, хоть енотом, лес всё равно достанется тому, кто первым наберёт достаточно победных очков. И каким-то чудом все эти непропорциональные, кривые и косые кусочки пазла складываются в цельную мозаику, из которой ничего не выкинуть.
Все фракции сосуществуют в единой экосистеме, и оттого ещё лучше видно, что им, на самом деле, друг без друга никуда. Кошкам проще всего наращивать военное присутствие, поэтому они быстро выберут направление развития и начнут застройку. А это колоссально влияет на планы Крылатой династии: рано или поздно Указ обяжет её сражаться, а найти драку (и, соответственно, отжать поляну под гнездо) проще всего именно с кошками — настолько их много.
Расположение линии фронта и наиболее конфликтных мест, в свою очередь, определяет действия мышей: им выгоднее всего получать поддержку именно на полянах, где происходят схватки. Тот, кто вводит войска на поляну с жетоном поддержки, обязан отдать Лесному Союзу карту (то есть очередного сторонника). Так может, поднимать восстания на передовой, под шумок сражений между Династией и Маркисой? Или наоборот: воспользоваться замешательством и раскидать поддержку в тылах, там, где никто не подавит восстание?
А хитрый Бродяга смотрит на эту трагикомедию из лесной чащи и прикидывает, с кем выгоднее сотрудничать. Кто получит меньше всего пользы от карт, кому можно «помочь» с минимальными рисками для себя? С кем можно поссориться, чтобы беспрепятственно получать очки за убийство воинов? Кого можно обидеть, но не настолько, чтобы потом в отместку огрести по морде?
При этом погружение в механические тонкости Root проходит плавно и почти незаметно, потому что ты не ощущаешь давления со стороны игры. Не чувствуешь, что, не обладая безукоризненным знанием каждой из фракций, ты уже в чём-то проигрываешь, — хоть это и чистая правда. Root не самая простая игра, но в хитросплетениях уникальных механик узнаётся не запутанный пазл, а коробка, полная новеньких игрушек. Как они покажут себя в действии? Какая из фракций больше понравится? Хочется побыстрее закончить партию, чтобы тут же начать новую, но теперь — поменявшись фракциями. Или перевернув поле на другую сторону, где поляны задаются случайным образом.
Во многом игра получилась такой притягательной благодаря невероятному таланту художника Кайла Феррина. Он мастерски сумел вдохнуть жизнь в этот лес, сделав его красочным и приветливым, — а благодаря этому довольно суровый, по сути, варгейм стал куда более доступным для широкой аудитории, чем его COIN-предки. Посмотрите на Root и попробуйте на голубом глазу сказать, что в настольных играх тема и визуальный дизайн ни капли не важны, — не получится. Миплы фракций, вырезанные в форме соответствующих животных, — казалось бы, необязательная мелочь, но она немыслимо помогает проникнуться игровым процессом. Не говоря уже о том, что при всей своей «художественности» визуальный дизайн всё равно остаётся эргономичным: оценить ситуацию можно по одному взгляду на поле и планшеты игроков, вся информация считывается моментально.
С какой стороны ни посмотри, Root — это настоящее сокровище. Тот редкий случай, когда при разработке абсолютно всё пошло так, как надо. Отличное геймплейное ядро, интересные и сбалансированные фракции, доступные правила, великолепный визуальный дизайн, глубина, которую находишь со временем… Люди, создававшие этот проект, выложились на все сто, и это видно невооружённым глазом!
И всё же я не смог её полюбить. По одной крайне своеобразной, но очень важной причине.
Ешь или будь съеден
Как и любая другая экосистема, лес Root оперирует за счёт саморегуляции. В игре нет никаких механик, которые позволяли бы догнать лидера: Root не подаст руку помощи отстающей фракции. Если ты просчитался хотя бы единожды, то, скорее всего, уже не сравняешься с соперниками и остаток игры будешь бесцельно что-то делать «на автомате», зная, что твои поступки уже вряд ли изменят ситуацию.
Игра также не вставит палки в колёса лидеру, потому что выиграть в Root, на самом деле, очень просто. Каждая фракция (кроме Бродяги, чтоб его) получает победные очки, как правило, строго определённым способом — своим способом. Зданиями, гнёздами, агитацией. Вся разница лишь в темпах: кошки быстро набирают победные очки в первые ходы, но сдуваются из-за повышения стоимости зданий в средней и поздней игре. Никто не обращает внимания на мышей, пока они не построят хотя бы одну базу, которая позволит им запросто набрать аж двенадцать или пятнадцать (а игра, напомню, ведётся до тридцати) очков за ход! И для этого не нужно проворачивать чудеса тактической мысли, изворачиваться и напрягать извилины. Просто в определённый момент фракции «разгоняются».
Из-за этого, при всём своём дружелюбии, Root невероятно требовательна к навыку игроков. Если за столом сидит хотя бы один новичок, видящий игру впервые, то велик шанс, что он, просто по незнанию, сильно поможет одной из фракций. А если тот, кто играет за эту фракцию, ещё и знает, как разгонять темп, то он недостижимо далеко вырвется по очкам, — ни догнать, ни перегнать его никто не сможет. Вот и получается, что и оставшимся не хочется доигрывать, потому что все уже всё знают, и лидеру не очень весело: победа досталась ему без усилий, на серебряном блюдечке. Или ещё хуже: неопытный человек не может как следует оценить ситуацию на поле, а потому не видит, что вот этот Бродяга в свой ход оторвётся от остальных. А на вскрики в духе «нужно набить еноту морду» он хлопает ресницами и отвечает: «Но зачем? Он же не нападал на меня и ничего плохого не сделал».
Поэтому (опять же, на первых порах) Root — это совсем не та игра, которую вы можете просто достать с полки, разложить и пропасть на несколько часов. Хозяину коробки придётся не только по нескольку раз объяснять правила и тонкости каждой фракции, но и «держать» всю игру на себе. Подсказывать другим игрокам, что им стоит и не стоит делать, — просто чтобы экосистема леса не перекосилась.
Но со временем, с опытом это проходит. Новизна фракций уходит на второй план, все знают, что и как им нужно делать. И тогда Root из уютного таинственного леса превращается в холодную математическую проблему — дилемму узника. Большинство своих действий вы будете выполнять не для того, чтобы выцарапать победу, — как мы уже выяснили, это как раз-таки довольно просто. Нет, друзья. Как бы парадоксально это ни звучало, вы будете играть в Root, чтобы не проиграть. И это совсем не то же самое, что играть «на победу».
Если вы не хотите проиграть (а кто ж хочет?!), вам рано или поздно придётся напасть на лидера — или того, кто вот-вот им станет. И, скорее всего, не конкретно вам, а коалиции из трёх игроков, которая всей гурьбой будет пинать одного. На первый взгляд, это абсолютно нормальное явление, вот только спихивать успешную фракцию с пьедестала ну ни капли не весело. Просто потому, что это никак не приблизит вашу победу — лишь вырвет её из чужих лап. Вам невесело, потому что срочная необходимость спалить птичьи гнёзда отвлекает от более «выгодных» планов, а лидеру невесело от того, что на него, пожимая плечами, ополчился весь стол, — извини, дружище, ничего личного. Да и у остальных, наверное, гадко на душе, ведь они просто взяли и испоганили товарищу все планы — просто чтобы он не победил.
Это соперничество, но соперничество холодное и напрочь бесчеловечное. Оно не позволяет почувствовать себя хитроумным полководцем или ткачом интриг: как только вы вырветесь вперёд по очкам, настанет ваша очередь не получать удовольствия от игры. Поэтому и побеждает в Root либо тот, кого попросту меньше всего атаковали, либо тот, кто, в определённый момент лучше всех скрыл своё превосходство. Освоившись с правилами и перейдя какую-то невидимую черту, в этом лесу начинаешь чувствовать себя не храбрым исследователем, а запертой лабораторной крысой.
И есть собратьев по клетке приходится не от желания, а из необходимости. Извините, но я предпочитаю другие развлечения. Я не знаю, когда опять захочу достать Root с полки. Слишком обманчивой оказалась внешность и слишком жестокой — суть.
Всё это, однако, ни в коей мере не должно останавливать вас от покупки. Root — это без преувеличений одна из лучших стратегий последних лет. Очаровательная, но при этом на диво глубокая — и доступная. Только имейте в виду, что под обёрткой из замечательных иллюстраций и милейших фигурок кроется игра про жесточайшую, беспринципную конкуренцию, в которой часто бывает совсем не весело, и с этим ничего не поделать.
Я не смог полюбить Root, но надеюсь, что у вас получится. Если так, то я даже завидую вам, потому что в этой коробке есть что любить.