что значит рыцарская честь
РЫЦАРСКИЙ КОДЕКС ЧЕСТИ
Изначально слово «рыцарь» (miles) обозначало лишь человека, несущего военную службу за определённый фьеф.
Впоследствии, однако, термин приобрел и этические коннотации, им стали обозначать людей не только несущих военную службу, но и ведущих образ жизни, который, соответствующий своду неписаных правил главными из которых было доблестное несение военной службы, куртуазное поведение и набожность.
Идеальные рыцари описывались в многочисленных жестах (chansons de geste) и куртуазных романах. Главными чертами кодекса чести рыцаря были щедрость, куртуазность, доблесть, честь, преданное служение господину, военная отвага.
В XIII и XIV вв. стали появляться руководства по рыцарскому поведению, в который описывалось, каким образом рыцарь должен себя держать, вести, что и как говорить. Наиболее знаменитыми руководствами были сочинения Жоффруа де Шарни и Раймуда Луллия.
Важной составляющей рыцарского кодекса чести был любовь к прекрасной даме. Этот элемент поведения рыцаря воспевался трубадурами и миннезингерами.
От рыцаря ожидалась, в первую очередь, безграничная преданность и верность возлюбленной. Любовь и служение прекрасной даме должны были вдохновлять рыцаря на подвиги.
Идеальным образцом отношений рыцаря и прекрасной дамы можно считать отношения Сэр Ланселота и королевы Гвиневре, воспетые в поэмах Кретьена де Труа.
Идеальный рыцарь должен был быть, помимо всего прочего, благочестивым и биться с врагами церкви, что привело к возникновению крестоносного движения.
В отсутствие войны рыцарь мог и должен был демонстрировать свою доблесть на турнирах. Формирование рыцарского этоса шло параллельно с их сращиванием со знатью.
Рыцарский кодекс чести стал важнейшим связующим материалом для рыцарства, который поддерживал их статус как социальной элиты.
Исторические источники:
Кретьен де Труа Ланселот, или Рыцарь Телеги. Пер. со старофранц.Ростов-на-Дону, 2012;
Рамой Льюль Книга о любящем и возлюбленном. Книга о рыцарском ордене. Книга о животных. Песнь Рамона. СПб.: Наука, 1997.
16 правил настоящих рыцарей, которым стоит следовать и сейчас
В Средневековье рыцари стояли друг за друга горой, содержали многодетные семьи и защищали такое понятие, как «честь и доблесть», потом и кровью. Да, с тех пор много воды утекло, менялся мир, а вместе с ним и мужчины. И если вспомнить, в чем заключалась основная идея рыцарства, возникает вопрос: почему бы не стать рыцарем XXI века?
Быть рыцарем — значит быть хорошим человеком или стремиться стать таковым. Разве не круто? Возможно, ты и есть самый что ни на есть хороший человек. Но чтобы ты убедился, мы расскажем о правилах, которые должен соблюдать рыцарь. А если ты только стремишься к тому, чтобы быть хорошим, эти знания тебе помогут.
1. Смирение
Никогда и ни при каких обстоятельствах не кричи о том, что ты мужчина. Просто будь им и веди себя соответственно. Ты не лучше остальных, как и остальные не лучше тебя.
2. Уединение
Не забывай находить время побыть наедине с самим собой. Тишина — лучший помощник в поисках мудрости и ясности разума. Помни: голос твоей души мягок — его невозможно услышать в шумихе. Ты ведь не видишь свое отражение в рябой воде? С душой то же самое.
3. Окружение
Качество твоей жизни во многом определяется тем, с кем ты проводишь свое время. Цени дружбу, оберегай друзей и дорожи ими.
4. Прощение
У того, кто не умеет прощать, не может быть настоящих друзей. Ищи в окружающих только лучшее, и они отплатят тебе любовью и поддержкой.
5. Терпение
Суета — это то, что сбивает с толку. В ней невозможно четко слышать, ясно мыслить и видеть. Нужно уметь превращать время в своего союзника. Время должно успокаивать, а не будоражить. Твой разум должен быть чист, чтобы ты смог понять, когда наступает идеальный момент для действий.
6. Взаимодействие
У каждого свой путь. Все появляются на свет в определенное время и в определенном месте, и проблемы каждого из нас уникальны. Крайне важно иметь понимание и уважение самобытности, чтобы уметь использовать коллективную силу. Добиваются успеха те, кому не чужды честность, справедливость и умение сплотиться. Нужно жить и работать вместе, как братья, или же вместе умереть, как глупцы.
7. Честность
Нечестные умы и злые языки тратят твое время впустую. Стало быть, впустую они тратят и твою жизнь. Ложь соткана из мрака и скрывает нас как от других, так и от собственной души. Запомни: ты здесь, чтобы расти. И почва, из которой мы поднимаемся, должна быть чиста.
8. Справедливость
Настоящий рыцарь не стерпит несправедливости. Ты всегда должен бороться за человеческое достоинство.
9. Дисциплина
В любом деле ты преуспеешь настолько, насколько хорошо подготовишься. Практика выстраивает дороги и мосты к достижению твоих целей. Корень превосходства — во внимании к мелочам. Чем лучше ты подготовлен (к чему бы то ни было), тем меньше будешь иметь склонность сдаться.
10. Изящество
Это способность к восприятию изменений, а не художественный вкус. Будь открытым и гибким.
11. Щедрость
Все приходят в этот мир ни с кем — и ни с чем его покидают. Будь бережлив, и тогда ты сможешь быть щедрым.
12. Гордость
Никогда не умаляй своих заслуг и не принижай себя, чтобы другим с тобой было комфортнее. Предлагай людям лучшее, что в тебе есть, — это будет наивысшим проявлением уважения к ним.
13. Слова
Не отзывайся плохо о других и не сплетничай. Настоящий рыцарь не говорит о новостях, в которых не уверен, и не берется судить о вещах, в которых ничего не смыслит.
14. Равенство
Равенство людей — это истина. Нельзя наблюдать за унижением мужчин или женщин. Если ты видишь, что происходит что-то подобное, то должен сделать всё, чтобы остановить того, кто бросается оскорблениями и совершает неприемлемые поступки.
15. Любовь
Конечная цель. Помни, что для любви нет препятствий. Она преодолевает всё.
16. Смерть
Вся жизнь — череда прощаний. Удивить могут лишь обстоятельства. Будь благодарен за жизнь, которая тебе дана. Рыцарь не боится смерти и незавершенных дел. У него есть потомки и адепты, которые продолжат или завершат начатое им.
О рыцарской чести применительно к обстоятельствам
В прошлый раз мы с вами остановились на грустном. Пропустив некий срок траура в память о героях Ронсеваля, спешу исправиться и сегодня поведаю о герое приблизительно тех же мест, ну и разве что несколько более поздних времен.
Так что дворянина сего мир знает под позывными Эль Сид, ну еще Кампеадор. Грубый перевод : Вождь Победитель. Скромно и со вкусом; стиль, ссска, стиль! Вот где корни ковбойских шляп и прищура Клинта Иствуда. Благо что «спагетти-вестерны» снимали не в Мексике или там Аризоне, а именно что в Испании.
Собственно, главная претензия к Сиду: что он успел послужить халифу то ли эмиру мусульманского государства и тем самым якобы погрешил против законов рыцарства.
И что, вы думаете, сделал король? Выгнал Сида на мороз без шапки? Ну что вы, мы же не в дикой Сайберии. Король «выразил неудовольствие». Сиду, как истинному рыцарю, стало стыдно, и он удалился в изгнание.
Тот, второй христианский король, прикинул на пальцах расклады туда-сюда, и пришел ко вполне трезвому выводу: вотпрямщас ему невыгодно ссориться с муслимами. Посевная не закончена, урожай не собран, кони не кованы, войска не наняты, жены не. Короче, не пойдем мы сегодня на мусульман, извини, Сид.
Пока Сид скачет по жаркой Испании, а молодые иберрийские красотки подносят ему кувшины холодного молока и рушник утереться, вызывая скрежет зубов у королевской племянницы, поговорим немного о практичности рыцарской этики. Вот эти все загоны, что драться надо лицом к лицу с открытым забралом, а из арбалета шмалять в спину западло. И в плечо тоже западло, вон Ричарда Львиное Сердце стрельнули, а он взял, да и помер. И кому теперь вести нас на сарацинов?
А регулировала этот процесс святая ненаша мать-церковь в лице Римского Папы, объявляя еретиками тех или этих; в силу чего обычное право войны с выкупами и куртуазией резко переставало действовать.
На момент Грюнвальда (1410 год, ровно 5 лет до Азенкура) Великое Княжество Литовское еще не переплелось с Польшей ни экономически, ни законодательно. Более того, князь Витовт заключал союзы с орденскими немцами против поляков. И, пожалуй, не будь Орден настолько тупо-упоротым, у Великого Княжества Литовского не возникло бы и необходимости агрегироваться с Ягайло, королем Польши. Были бы два соседа, и привычно цапались бы как кошка с собакой, а отсюда и натиск на тот же Орден вели бы не такой сильный. DEUS то он DEUS, но надо же понимать, чего он конкретно VULT вот именно здесь и сейчас.
Важно, что все эти политические изыски никоим образом не нарушали рыцарского кодекса. Его вообще не нарушало никакое действие, одобренное Папой Римским.
Тогда откуда этот культ «честной драки», fair play, «открытого забрала» и всего подобного?
Проигравший долгую войну, во-первых, получит разорение от собственно боевых действий, во-вторых, отдаст победителю все, что тот захочет.
Ну и вот, рыцарский поединок решает вопрос быстро. В твою или чужую пользу, но быстро. Не надо расходовать средства и ждать удара в спину.
Так вот, война-месть обойдется дорого, и потому вести и объявлять ее просто так не резон. Эпоха поголовного шпагопыряния за косой взгляд наступила именно после Средневековья. Когда люди сделались более личными, более обособленными, меньше завязанными на род. В Италии, где городская культура была более всего развита, дуэли появились раньше всех, еще до падения Константинополя.
Это в чистом виде наследство варварской эпохи, когда для племени ценнее всего был хороший боец. Его похвальбу, дерзость, неуживчивость можно было терпеть: в бою или на охоте силач себя окупал. А поссорить варварское племя с соседями он не мог: для варвара и без того все чужаки не то что враги, буквально недолюди, и ни беречь их чувства, ни уважать нет смысла. Нет, ну есть пара-тройка путешествующих торговцев, но эти хоть полезные. А сосед.
О, сосед! «Сага о Гисли Кислом» может много чего поведать о соседях, даже и без перфоратора.
Конечно, Европа не повторяла варварские обычаи просто потому, что так делали предки. Была другая причина позаимствовать именно культ честного боя, и она четко, недвусмысленно изложена в «Саге об Эгиле, сыне Скаллагрима».
Сага повествует, как викинги вторглись в саксонскую тогда Англию. И король самого северного из Семи Королевств послал к ним вестника, и назначил место и день битвы. Далее в саге сказано примерно так: «А по древнему обычаю, если кто разорял страну после того, как было назначено место битвы, тот покрывал себя позором».
Так вот, смысл рыцарской этики простой: не тяни коня за бубеня. Быстро сразились, быстро решили вопрос, потом на пиру вознесли хвалу сэру Чарльзу Дарвину за естественный отбор, отсекающий неумелых бойцов. Как говорил все тот же Сунь Цзы все в том же Китае: «Война любит победу и не любит продолжительности». В несколько более раннем эпосе индийцев, «Махабхарате», воинской касте строго предписывалось даже в битве убивать только воинов, но не в коем случае не зрителей. Именно так и сказано: «людей, что пришли посмотреть на битву».
Сходство взглядов на вопрос, проявленное в настолько разных и настолько далеких друг от друга регионах, свидетельствует, что и здесь мы видим закономерность, а не случайную флуктуацию.
Длительная война все это уничтожает. Чем же править победителю?
А вот про то, что мусульманам служить зашквар, в этом идеале добавилось только уже после Крестовых Походов. Во времена Сида Кампеадора это еще не всем в мозги успели прошить. Особенно в Испании, считавшейся диким пограничьем, где культура в те поры если и цвела, то далеко не как во Франции.
Эмир оживился и приказал подать халву, шербет и прочие вещи.
Где-то лет через пять тот, самый первый король, покровитель Толедо, успокоился, отбушевал, и велел: а позовите мне Сида обратно. Он, хотя и резковат бывает, но у нас тут варварство со всех сторон. Бил бы сарацинов, а грубость можно и потерпеть. Встрепенувшимся было толедцам король сказал: не дергайтесь, мы на мавров пойдем, Сида в стране долго не будет.
Гонец королевский был человек неграмотный, но умный. Он пошел не к Сиду, а к его жене, той самой королевской племяннице. Такие дела, сказал, дядя твой на внуков поглядеть хочет, а портреты большие получаются, у голубей из лапок падают. Сказала бы ты Сиду, что ли: какая разница, рубать мусульман тех или этих? Пусть уже домой едет, он все-таки наш народный герой, а не халифатский. А то помрешь на чужбине, и некому будет осиновый кол. То есть, воды подать.
Узнав новости, Сид подумал-подумал и согласился. Но, поелику он был теперь не МТР (молодой талантливый рыцарь), а уже зарекомендовавший себя полководец, за что Кампеадором и прозывался, то сказал королю: из того, что мы в походе у мавров отвоюем, отрежешь лично мне отдельное королевство. Пусть небольшое, но чтобы никакого начальства над головой.
Помер Сид как положено герою, в ходе очередной войны, и его находчивая жена велела нарядить мертвого в доспехи и вывезти перед войском, чтобы не допустить падения боевого духа. Поскольку ту битву христиане выиграли, постольку Сид в народной памяти герой положительный. Меч Сида, Тисона, считается и поныне коронационным мечом Испанской Короны. В отличие от Дюрандаля, с Тисоной никаких неясностей: клинок в музее.
Ни король, ни те, кто его упрекал, еще не знали, что совсем скоро христиане Заморья заключат союз с натуральными желтыми чертями из ада, лишь бы удержать Иерусалим против мамлюков. А что из этого выйдет, читайте в следующей серии.
Кодекс рыцарской чести
Культ Прекрасной Дамы
Культ Прекрасной Дамы расцвел вместе с рыцарством. Никакой рыцарь не мог избежать поклонения женщине. В честь своей дамы рыцари одерживали победы и слагали песни, подымали подаренные ей вещи на стяги, обязательно носили ее цвета. Идеальный рыцарь честен, смел, набожен, умен, скромен, щедр и непременно влюблен.
Рыцарь не стремился к разделенной любви, Прекрасная Дама – это недоступный идеал. Часто в дамы сердца выбирали супругу своего сюзерена или королеву страны. Собственный брак не избавлял от необходимости служения, сделать же предметом обожания свою жену считалось дурным тоном.
При выборе дамы сердца редко руководствовались истинными привязанностями. Добиться расположения знатной и красивой женщины считалось очень лестным и служило репутации самого рыцаря, тешило его самолюбие.
Выбрав даму сердца, рыцарь никогда не бежал тут же признаваться ей в любви. Сперва он должен был страдать втайне и молча. Через некоторое время рыцарь решался на признание, но все еще не считался рыцарем своей дамы. С этого момента он начинал совершать подвиги и одерживать победы в ее честь, присылать к ее ногам поверженным им врагов. Все это делалось до тех пор, пока подвигов, по мнению дамы, не набиралось достаточно, и она не принимала поклонника в свои рыцари.
Процесс «принятия» в целом напоминал принесение вассальной присяги. Примерные речевые формулы для рыцаря: «называю дамой своего сердца», «обещаю и клянусь честью хранить верность, совершать подвиги во имя», «я, недостойный, прошу принять Вас мое скромное служение» и т.п. Чем больше поэтических наименований дамы – тем лучше. Основное условие – верность избраннице. Дама же не брала на себя никаких обязательств, обещала в ответ лишь благоволение и милость. Эти отношения, хотя и должны были быть тайной, никогда не скрывали. Если дама замужем, обычно муж давал свое согласие на принятие рыцаря в ряды рыцарей своей жены.
В знак своего расположения дама могла подарить рыцарю цветок, платок или рукав платья. Предметы одежды дамы можно (и нужно) было использовать в качестве знамени в сражениях.
От дамы же требовалась утонченность, обходительность, чуткость, интерес к поэзии. Вне зависимости от истинных чувств дамы, ей следовало всегда соответствовать этому образу – нежному, кроткому и отзывчивому. Однако часто красавицы, почувствовав свою власть, могли требовать от рыцарей невероятных подвигов в свою честь, от требования отправиться на Восток сражаться с неверными до желания получить диковинного зверя или вещицу. Примеры неразумных пожеланий: получить зверя-саламандру, выстроить в три дня на море дом из слоновой кости, перенести в свою страну гору, на которой сидел Адам и т.п.
Посвящение в рыцари
Взыскующему рыцарского звания надлежит обратиться с просьбой к государю или сеньору (или любому славному рыцарю) с тем, чтобы он назначил день и время посвящения. Хорошо если это будет праздник, мирный договор, перемирие или свадьба.
Посвящаемый должен исповедаться и причаститься, после чего провести некоторое время в молчании, уединении и молитве. Перед тем он передает свой меч и шлем своим восприемникам, которые выбираются им либо назначаются ему также из числа людей рыцарского достоинства.
По окончании уединенной молитвы к нему приближаются восприемники и подносят ему воды, чтобы он омыл руки и лицо, после чего ведут в храм или на открытое место.
Его ожидают там государь или сеньор вместе с епископом или служителем иного ранга. Посвящаемый опускается на колено.
После того священник благословляет меч, возлагаю на него руки со следующей молитвой:
Благослови, Господь, меч сей, дабы раб Твой был отныне защитником церквей, вдов, сирот и всех, служащих Тебе, против злобы еретиков и неверных. Пользуйся этим мечом для защиты себя и Святой Церкви Господа и для поражения врагов креста Христова и веры христианской. И помни, что святые завоевали царства не мечом, а верой».
После того сеньор произносит:
Во славу и во имя Бога Всемогущего, Отца, Сына и Духа Святого, жалую тебя рыцарем. Помни же, что долг твой – соблюдать все правила и добрые уставы рыцарства. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи вдовам и сирым; посещай обедню и подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них.
После того ему подносят Писание и посвящаемый отвечает:
Обещаю и клянусь, в присутствии Господа моего и государя моего, положением рук моих на Св. Евангелие, тщательно блюсти законы и наше славное рыцарство.
После того сеньор или государь касается его правого плеча, левого плеча и склоненной головы своим мечом и обнимает, епископ или иной священнослужитель подносит ему меч, а восприемники подают ему шлем и щит.
Если есть дама, желающая высказать ему свое благоволение, то она может повязать ему свой шарф или платок.
После того все родственники и друзья посвящаемого подходят, чтобы принести поздравления.
В случае же, если подобный торжественный ритуал невозможен, будь то среди лагеря, на поле битвы, пред победой или после, или в проломе взятого приступом города, то в таком случае надлежит опустить все церемонии. Посвящаемый опускается на колено перед сеньором и творит краткую молитву, после чего сеньор касается мечом его склоненной головы, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, и Св. Мартина жалую тебя в рыцари». Затем поднимает его с колен и обнимает, после чего посвященный в правах не уступает рыцарям, принесшим обет по всем законам и порядкам мирного времени.
Принесение оммажа
Оммаж приносится вассалом сеньору и является взаимным обязательством. Сеньору надлежит испросить, желает ли будущий вассал стать его вассалом без каких-либо условий и оговорок. На что тот отвечает: «Я того желаю».
После того он опускается на колено и клянется на Евангелии или святых реликвиях:
После того сеньор берет его руки в свои, поднимает с колена и обнимает, и в свою очередь клянется охранять и защищать его интересы и быть ему справедливым и щедрым господином.
Что такое рыцарский кодекс чести. скажите.
Рыцарский Кодекс Чести.
1.Рыцарский Кодекс Чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя Рыцарями.
2.В случае нарушения Кодекса Рыцарем, его судьба будет вверена Сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от Воли Сюзерена, данное лицо автоматически лишается благородного Рыцарского титула, всех земель и всех привилегий.
3.Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего Сюзерена.
4.Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для Рыцаря позором большим, чем клятвопреступление.
5.Каждый рыцарь должен иметь Грамоту, подтверждающую его благородное происхождение.
6.Каждый рыцарь должен принимать участие в Турнирах, где показывать доблесть ратную, храбрость и отвагу великую.
7.Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному.
9.Рыцарь должен быть милосердым к слабому, и не отказывать тем, кто просит о помощи.
10.Рыцарь должен быть безжалостен к лиходеям, врагам его и его сюзерена, и к людей обидчикам и зла причинителям.
11.Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами.
12.Если между рыцарями возник спор или один из них словом или поступками своими оскорбил другого, то рыцарь может требовать сатисфакции в честном поединке в присутствии секундантов или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках.
13.На Рыцарском турнире запрещено использовать нечестные приемы.
14.Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство.
17.Незнание Кодекса Рыцарской чести не является смягчающим вину обстоятельством для людей вероломных, отступивших от его правил.
Рыцарский Кодекс Чести.
1.Рыцарский Кодекс Чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя Рыцарями.
2.В случае нарушения Кодекса Рыцарем, его судьба будет вверена Сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от Воли Сюзерена, данное лицо автоматически лишается благородного Рыцарского титула, всех земель и всех привилегий.
3.Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего Сюзерена.
4.Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для Рыцаря позором большим, чем клятвопреступление.
5.Каждый рыцарь должен иметь Грамоту, подтверждающую его благородное происхождение.
6.Каждый рыцарь должен принимать участие в Турнирах, где показывать доблесть ратную, храбрость и отвагу великую.
7.Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному.
9.Рыцарь должен быть милосердым к слабому, и не отказывать тем, кто просит о помощи.
10.Рыцарь должен быть безжалостен к лиходеям, врагам его и его сюзерена, и к людей обидчикам и зла причинителям.
11.Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами.
12.Если между рыцарями возник спор или один из них словом или поступками своими оскорбил другого, то рыцарь может требовать сатисфакции в честном поединке в присутствии секундантов или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках.
13.На Рыцарском турнире запрещено использовать нечестные приемы.
14.Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство.
17.Незнание Кодекса Рыцарской чести не является смягчающим вину обстоятельством для людей вероломных, отступивших от его правил.
Рыцарский Кодекс Чести.
1.Рыцарский Кодекс Чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя Рыцарями.
2.В случае нарушения Кодекса Рыцарем, его судьба будет вверена Сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от Воли Сюзерена, данное лицо автоматически лишается благородного Рыцарского титула, всех земель и всех привилегий.
3.Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего Сюзерена.
4.Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для Рыцаря позором большим, чем клятвопреступление.
5.Каждый рыцарь должен иметь Грамоту, подтверждающую его благородное происхождение.
6.Каждый рыцарь должен принимать участие в Турнирах, где показывать доблесть ратную, храбрость и отвагу великую.
7.Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному.
9.Рыцарь должен быть милосердым к слабому, и не отказывать тем, кто просит о помощи.
10.Рыцарь должен быть безжалостен к лиходеям, врагам его и его сюзерена, и к людей обидчикам и зла причинителям.
11.Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами.
12.Если между рыцарями возник спор или один из них словом или поступками своими оскорбил другого, то рыцарь может требовать сатисфакции в честном поединке в присутствии секундантов или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках.
13.На Рыцарском турнире запрещено использовать нечестные приемы.
14.Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство.
17.Незнание Кодекса Рыцарской чести не является смягчающим вину обстоятельством для людей вероломных, отступивших от его правил.