что значит с олимпа сбежали
СПУСТИВШИСЬ С ОЛИМПА
СПУСТИВШИСЬ С ОЛИМПА
Об острове Лемносе, в северной части Эгейского моря, шла дурная молва. Путешественники старались обходить его стороной. Будто из самого моря тянулись к небу остроконечные вершины его гор. Оттуда, из чашеобразных углублений (по-гречески чаша — «кратер»), валили клубы дыма, вырывались удушливые газы, вылетали раскаленные камни. Из чрева гор доносился грозный гул.
Здесь обитал бог огня — Гефест. Здесь его подручные — Циклопы — ковали молнии для Зевса. Такие огнедышащие горы древние называли вулканами, (Вулкан это римское имя Гефеста) и долго верили в их божественную природу. Туда, в их кратеры, они нередко опускали умерших героев, надеясь приблизить их к богам. Известный философ V века до нашей эры Эмпедокл, как гласит молва, стремился добиться после смерти божеских почестей и на старости лет бросился в кратер Этны. Как восприняли этот своеобразный поступок боги, неясно. Известно лишь, что при очередном извержении вулкан выбросил сандалию Эмпедокла.
Гефест всегда благожелателен к людям. И греки-народ талантливых ремесленников-особенно чтили (и не боялись!) его.
В гимне, посвященном Гефесту (он был создан в VII–VI веках до нашей эры), говорилось:
Муза, Гефеста воспой, знаменитого разумом хитрым!
Вместе с Афиною он светлоокою славным ремеслам
Смертных людей на земле обучил. Словно дикие звери,
В прежнее время они обитали в горах по пещерам.
Ныне ж без многих трудов, обученные всяким искусствам
Мастером славным Гефестом, в течение целого года
Время проводят в жилищах своих, ни о чем не заботясь.
Совсем иначе относились они к Аресу. Богу войны исправно приносили жертвы, но симпатий он все же не вызывал. Грубый, жестокий, туповатый — словом, типичный солдафон, он умел лишь разрушать и проливать кровь. Его не любили даже сами боги — им претила его ненасытность и бесчеловечность.
Не скрывает неприязни к собственному сыну и Зевс. В «Илиаде» он обращается к нему со словами:
Всех ненавистней ты мне из богов, на Олимпе живущих!
Милы тебе только распри, кровавые войны и битвы.
Матери дух у тебя — необузданный, буйно строптивый…
Если б, зловредный такой, от другого ты бога родился,
Был бы давно под землей ты, и глубже, чем все Ураниды.
Сопровождают Ареса всегда злые силы — богиня раздора Эрида и сыновья, которые носят многозначительные имена: Деймос (Ужас) и Фобос (Страх). На совести Эриды немало черных дел. Именно на ней лежит ответственность за десятилетнюю Троянскую войну, в которой погибло много героев — греков и троянцев. Богиня раздора блистательно сыграла на женском честолюбии, подбросив во время свадебного пира яблоко с надписью «Прекраснейшей». Приманка сработала безотказно. Богини переругались между собой и, в конце концов, вручили свою судьбу простому смертному. На беду, им оказался сын троянского царя Парис, который присудил «яблоко раздора» Афродите. Благодарная богиня любви отплатила ему тем, что помогла похитить прекраснейшую из женщин — Елену, жену спартанского царя Менелая. Разгневанный супруг собрал ахейские (греческие) войска и двинулся в поход на Илион (Трою), который после долгой, кровопролитной битвы был захвачен и сожжен.
Сыновья Ареса не могут похвастаться подобной — хоть и недоброй, но все же громкой — известностью. Их, зато может утешить, что в последнее время к ним усилилось внимание астрономов, высказавших сомнение в их происхождении. Речь идет о Деймосе и Фобосе-спутниках Марса, которых стали подозревать в том, что они искусственные. Времена меняются: на смену Ужасу и Страху пришло любопытство. А впрочем, как знать, может быть, страхи (и огорчения) еще впереди: вдруг и впрямь они окажутся обломками неведомой цивилизации?!
Деймос и Фобос — дети Ареса и Афродиты. Но богиня красоты была весьма любвеобильна. Кроме законного потомства (а от Ареса родились еще шаловливый бог любви Эрот и дочь Гармония), у нее был еще сын от Гермеса, получивший звучное имя Гермафродит. Несчастный нисколько не был виноват в своей несколько скандальной славе — юноша как юноша, необычайной красоты, без каких-либо пороков. Но что он мог сделать против воли богов, которые пожалели страстно влюбившуюся в него нимфу и удовлетворили ее отчаянную просьбу, слив ее с ним в одно двуполое существо?!
От смертного же Афродита произвела на свет троянского героя Энея, потомки которого основали древний Рим. От него, кстати сказать, выводил свою родословную и знатный род Юлиев, с именем которого связана династия римских императоров, основанная Юлием Цезарем.
Перед могуществом вечно юной златовласой Афродиты бессильны даже боги. И люди и олимпийцы всегда обращаются к ней за помощью. И она способна творить чудеса. Это единственная богиня, которая, вероятно, смогла бы противостоять неотразимому взгляду Медузы Горгоны — женщины, превращенной в чудовище, заставлявшей окаменеть каждого, кто кинет неосторожный взор на ее физиономию. И не было на свете силы, способной расколдовать и оживить пострадавшего.
Но все-таки неясно, не удалось ли бы это Афродите, если бы она всерьез взялась за дело. Ведь сумела же она однажды вдохнуть жизнь в холодную слоновую кость.
Среди публики, покидающей театр после спектакля «Пигмалион», нередко слышится недоуменный вопрос: «Кто это — Пигмалион?» Действительно, это имя даже не упоминается в пьесе Бернарда Шоу, рассказывающей о том, как английский профессор-лингвист Генри Хиггинс, подобрав на улице вульгарную, разбитную цветочницу, обучил ее светским манерам, правильной, грамотной речи — словом, воспитал ее так, что в обществе она вполне могла сойти за настоящую леди. Правда, увлекшись экспериментом, он забыл о простой истине, известной уже древним грекам: «Человек есть мера вещей». Вещи приобретают смысл именно тогда, когда человек соприкоснется с ними, а в особенности, если он их сам создает.
И случилось непредвиденное: убежденный женоненавистник Хиггинс влюбился в собственное творение, ставшее как бы частью его самого. В сущности, повторилась история, о которой повествовал старинный миф, подробно изложенный римским поэтом Овидием.
Царь Кипра Пигмалион, разочаровавшись в женщинах, жил в одиночестве. Очевидно, это обстоятельство все-таки угнетало его, и он нашел себе занятие, вполне достойное его высокого положения: он приобщился к искусству. И однажды из-под его резца вышла прекрасная статуя. Женщина из слоновой кости казалась совершенно живой, словно готовой сойти с места, но опасающейся чего-то. Пигмалион удивился и, естественно, решил проверить, с кем имеет дело. Он поцеловал статую, осторожно коснулся ее тела. Увы, признаков жизни не обнаруживалось. Но старый холостяк знал, как искусно могут притворяться женщины, и решил обратиться к испытанным приемам. Он смущал ее ласковыми речами, осыпал драгоценными украшениями. Тщетно! Статуя устояла. И тогда Пигмалион пустил в ход последний козырь: он решил вступить в законный брак. Обратившись к Афродите, он молил ее дать ему жену, похожую на статую из слоновой кости. Богиня любви отлично поняла истинный смысл этой туманной формулировки и вдохнула жизнь в бесчувственное тело красавицы, которая, естественно, тут же влюбилась в своего создателя.
Сделал ли Пигмалион после женитьбы хотя бы одну скульптуру, неизвестно. Да, впрочем, вряд ли теперь в этом была необходимость, хотя, конечно, не грех было бы из благодарности воздвигнуть статую самой Афродиты. Но богиня на него не обижалась — изображений ее в Элладе и так хватало. Лучшие мастера Греции посвящали ей свои творения. А самая знаменитая статуя — Афродита Милосская на многие века стала общепризнанным эталоном женской красоты — возвышенной, таинственной, непостижимой. Рожденная из морской пены, богиня загадочно смотрит вдаль, уверенная в своей неотразимости. Такой ее изобразил антиохийский скульптор II века до нашей эры — Александр. Такой она предстает ныне перед посетителями парижского Лувра. Века сохранили эту удивительную красоту, и хотя у статуи не хватает рук, кем-то отбитых и, как говорят, куда-то проданных, все же, как писал П. Антокольский:
Как Гефест отомстил матери, сбросившей его с Олимпа сразу после рождения?
Как Гефест отомстил матери, сбросившей его с Олимпа сразу после рождения?
В греческой мифологии Гефест – бог огня и кузнечного дела. Некоторые считают Гефеста сыном Зевса и Геры, другие же утверждают, что Гера родила Гефеста без участия Зевса – в отместку за рождение им Афины из собственной головы. Так или иначе, но Гефест родился настолько хилым, что Гера, чтобы не мучиться жалким зрелищем, какое являл собой ее сын, решила сбросить его с вершины Олимпа. Падение закончилось для Гефеста довольно благополучно: он упал в море, где к нему на помощь тут же поспешили Фетида и Эвринома. Они поселили его в глубокой пещере, где Гефест впоследствии построил свою первую кузницу. В благодарность за доброту он изготовил для своих спасительниц множество украшений и разных полезных вещей. Гефест долго таил в сердце гнев на свою мать и наконец решил отомстить ей. Он выковал золотой трон необыкновенной красоты и послал его Гере. Та пришла в восторг от подарка, достойного царицы богов и людей. Однако стоило ей сесть на трон, как ее обвили несокрушимые путы. Гера оказалась прикованной к трону, причем остальные боги ничем не могли ей помочь. На Олимп срочно доставили Гефеста, но все просьбы богов к нему были тщетны. И только когда хитроумный Дионис изрядно напоил Гефеста благовонным вином, тот, охмелев, забыл обиду и освободил мать. После этого Гефест остался жить на Олимпе. По другой версии, Гера заметила на груди у Фетиды изготовленную Гефестом брошь и поинтересовалась, где та достала такое сокровище. Увидев замешательство Фетиды, Гера настояла, чтобы та рассказала всю правду, – и в тот же миг вернула Гефеста на Олимп. Так или иначе, но Гера всячески старалась загладить свою вину перед сыном: она построила для него кузницу лучше прежней, где ни на миг не затухали двадцать горнов, и даже устроила его свадьбу с Афродитой.
Читайте также
Глава 30. Почему не сразу после пришествия Христова исчез грех? Почему не все уверовали?
Глава 30. Почему не сразу после пришествия Христова исчез грех? Почему не все уверовали? Если же кто думает уличить наше учение тем, что и по употреблении врачевания жизнь человеческая оскверняется еще грехами, то пусть путеводит его к истине одно из знакомых ему подобий.
Поучение 3-е. Рождество Божией Матери (Причина радости христиан по поводу рождения Божией Матери)
Поучение 3-е. Рождество Божией Матери (Причина радости христиан по поводу рождения Божией Матери) I. Родителями Пресвятой Богородицы были свв. и праведные Иоаким и Анна. Св. Иоаким происходил от царя Давида, а Анна из первосвященнического рода Аарона, и оба вели жизнь
Можно ли жить в интимной близости сразу после Таинства брака или надо подождать 8 дней до чтения молитвы на разрешения венцов?
Можно ли жить в интимной близости сразу после Таинства брака или надо подождать 8 дней до чтения молитвы на разрешения венцов? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВ древности после совершения таинства молодые супруги выходили из храма в венцах,
24. Почему Бог допустил такое долгое пребывание Израиля в Египте, а не вывел его сразу после смерти Иосифа?
24. Почему Бог допустил такое долгое пребывание Израиля в Египте, а не вывел его сразу после смерти Иосифа? Таков был план Божий, чтобы показать славу Свою и, чтобы смирить гордость фараона. Так было предопределено от начала. Такое обетование было дано Аврааму: «Знай, что
Сразу после Библии
Сразу после Библии К апокрифам Нового Завета обычно причисляют и много других текстов, не противоречащих Библии, а дополняющих и расширяющих ее повествования. Это разнообразные рассказы о жизни, проповеди и мученической смерти апостолов (тех же самых Варнавы, Филиппа,
Гефест (Ифест, Вулкан)
Гефест (Ифест, Вулкан) Гефест (Hephaistos) – в древнегреческой мифологии – бог огня и металлических изделий, сын Зевса и Геры, а по некоторым мифам – сын одной только Геры (поэтому называется Apator, т. е. «не имеющий отца»). Родившись некрасивым и хромым, Гефест был от огорчения
Молитвы в первый день после рождения младенца.
Молитвы в первый день после рождения младенца. «Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, прийди и вселись в нас; очисти нас от всякой скверны и спаси, Милосердный, наши души». «Святый Боже, Святый Всемогущий,
23. Девство Марии прекращается после рождения Христа
23. Девство Марии прекращается после рождения Христа 23. А мы признаем исполнение пророческих слов Симеона, которые произнес он над Господом, тогда еще новорожденным младенцем: Вот, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле, и в знамение противоречивое (Лук. 2:34). А
МОЛИТВЫ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИНОЙ РЕБЕНКА
МОЛИТВЫ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИНОЙ РЕБЕНКА [Священник приходит в дом, где родился ребенок, становится перед его дверями, надев епитрахиль и возглашает: Благословен Бог наш: Трисвятое по «Отче наш:»; затем в Господский или Богородичный праздник — тропарь и
Глава 30. Почему не сразу после пришествия Христова исчез грех? Почему не все уверовали?
Глава 30. Почему не сразу после пришествия Христова исчез грех? Почему не все
Глава 363: Следует произносить слова таслима сразу после произнесения их имамом.
Глава 363: Следует произносить слова таслима сразу после произнесения их имамом. 451 (838). Сообщается, что ‘Итбан (бин Малик), да будет доволен им Аллах, сказал: «(Когда) мы молились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, то произносили слова таслима сразу
Молитва в первый день после рождения младенца
Молитва в первый день после рождения младенца (Эту молитву должен читать священник.)Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язву, сам и сию днесь родившую рабу Твою (имя), исцели, и возстави ю от одра, на немже лежит: зане, по пророка Давида словеси, в
7. Почему пророку Иоанну Крестителю не было предоставлено право выбора, если он сразу от чрева матери своей исполнился Духа Святаго?
7. Почему пророку Иоанну Крестителю не было предоставлено право выбора, если он сразу от чрева матери своей исполнился Духа Святаго? Вопрос: Почему пророку Иоанну Крестителю не было предоставлено право выбора, если он сразу от чрева матери своей исполнился Духа
Девство Марии прекращается после рождения Христа
Девство Марии прекращается после рождения Христа 23.А мы признаем исполнение пророческих слов Симеона, которые произнес он над Господом, тогда еще новорожденным младенцем: Вот, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле, и в знамение противоречивое (Лук. 2, 34). А вот
За что был изгнан с Олимпа бог Мом?
За что был изгнан с Олимпа бог Мом?
В греческой мифологии Мом – божество злословия, порицания и ворчливости. Мом посоветовал Зевсу вызвать Троянскую войну, чтобы, истребив человеческий род, облегчить бремя земли. Мом постоянно злословил и порицал богов. Так, многих богов он порицал за их дары людям, Зевса – за то, что громовержец разместил рога на голове быка, а не на плечах, где тот всего сильнее. Постоянное ворчание Мома в конце концов надоело Зевсу, и царь богов изгнал Мома с Олимпа.
Читайте также
Память святых Апостолов Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста и Кварта
Память святых Апостолов Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста и Кварта Святые принадлежали к лику семидесяти Апостолов Христовых. Из них Олимп или Олимпан, о котором вспоминает Апостол Павел в послании к Римлянам (Рим.16:15), последовал за Апостолом Петром в Рим, и там, по
Память святых Апостолов Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста и Кварта
Память святых Апостолов Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста и Кварта Святые принадлежали к лику семидесяти Апостолов Христовых. Из них Олимп или Олимпан, о котором вспоминает Апостол Павел в послании к Римлянам (Рим.16:15), последовал за Апостолом Петром в Рим, и там, по
Спустившись с Олимпа, подняться на Афон
Спустившись с Олимпа, подняться на Афон Однажды, путешествуя по высокогорным афонским скитам в поисках места для ночлега, я услышал удивительную историю призвания одного монаха на Афон.Почти у всех насельников обителей и скитов Святой Горы есть подобная история о том,
Как Гефест отомстил матери, сбросившей его с Олимпа сразу после рождения?
Как Гефест отомстил матери, сбросившей его с Олимпа сразу после рождения? В греческой мифологии Гефест – бог огня и кузнечного дела. Некоторые считают Гефеста сыном Зевса и Геры, другие же утверждают, что Гера родила Гефеста без участия Зевса – в отместку за рождение им
Глава 18. Царица Кайкейи сообщает Раме, что он изгнан в лес
Глава 18. Царица Кайкейи сообщает Раме, что он изгнан в лес Рама увидел царя Дашаратху, который восседал на своем сверкающем троне рядом с Кайкейи. Он выглядел глубоко несчастным, черты его исказились.Царевич в почтении сложил голову у стоп отца, затем с глубоким уважением
31. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
31. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. После этого замечания, сделанного Христом по отношению к народу, Господь снова возвращается к речи о том, что «час Его» принесет всему человечеству. Теперь тот суд (. ), который начался с выступлением Христа на
32. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. 33. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
32. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. 33. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. (Мф. 12:22). О чуде исцеления немого бесноватого сообщается только у Матфея. Исцелением
2. С ранних лет Джозеф Смит занимался оккультизмом, за что и был в зрелом возрасте изгнан из методистской церкви
2. С ранних лет Джозеф Смит занимался оккультизмом, за что и был в зрелом возрасте изгнан из методистской церкви Официальное название этой секты — “Церковь Иисуса Христа святых последних дней”. Основателя ее зовут Джозеф (Иосиф) Смит. Он родился в 1805 г. в местечке Шарон,
На Олимпе жили боги и прятались партизаны. Но с Олимпийскими играми у легендарной горы мало общего
Олимпиада проводилась на другом полуострове.
Олимп занимал центральное место в древнегреческой цивилизации, но никто не может сказать наверняка, была ли это конкретная локация или метафорическое наименование дома двенадцати богов. Даже этимология остается неясной – название «Олимп» могло произойти от «круглый», «светящийся» или от еще нескольких слов.
Наиболее убедительные свидетельства указывают на то, что Олимпом называли горы, включающие в себя наивысшую точку современной Греции. Воины посвящали здешним богам победы на поле битвы, а атлеты – успехи на античных стадионах.
Однако главное спортивное событие древности имеет мало общего с великой вершиной. Несмотря на схожесть в названии, Олимпийские игры никогда не проводились даже рядом с обиталищем богов.
Богов занесли в Грецию северные племена. Некоторые писатели называли Олимпом небосклон
Легендарный поэт Гомер в поэме «Илиада» называл Олимп «многохолмным». Это действительно не одинокая гора, а целый хребет, расположенный на северо-востоке Фессалии. Самая высокая точка Олимпа – вершина Митикас (2918 метров). На Балканах ее превосходит только болгарская Мусала (2925 метров).
Античные племена не смогли единогласно определить место обитания богов – каждому хотелось, чтобы Олимп располагался на его территории. Именно поэтому гор с таким названием несколько – свой Олимп есть даже в Турции и на Кипре. Со временем греки пришли к логичному решению и остановились на самом высоком кандидате.
Культ богов-олимпийцев занесли в Грецию дорийские племена, которые пришли с севера в XIII веке до н.э. Южные народы объясняли природные явления волей титанов – каждый соответствовал своей стихии. После нашествия дорийцев возник миф о титаномахии – войне между титанами и эллинскими богами, которую выиграли последние. Историки полагают, что титаномахия стала фольклорным отражением реальной борьбы между северными и южными племенами.
Гомер действительно писал о том, что боги живут на горе Олимп, но при этом не уточнил, где находится вершина. Более поздние греческие и римские авторы (Софокл, Аристотель, Вергилий) «переселили» богов и стали называть Олимпом небесный свод. Вероятно, это связано с изменениями представлений античных народов об устройстве окружающего мира – например, древние греки считали, что верхний слой неба (эмпиреи) заполнен огнем и не пригоден для жизни богов.
Согласно мифам, на Олимпе правит Зевс, который восседает на роскошном золотом троне – позже его очертания разглядели на вершине Стефани, напоминающей спинку стула. По соседству с Зевсом живут одиннадцать богов – все, кроме Посейдона (его дворец находится под водой), Аида и Персефоны (правят в подземном царстве). Олимпийские боги наслаждаются безоблачной погодой, вкушают амброзию (легендарная пища, дарующая молодость и бессмертие) и вершат судьбы людей.
Для древних греков Олимп был важнейшим религиозным центром. У подножия гор совершались жертвоприношения, а на нижних ярусах археологи откопали руины священных построек.
Подниматься на вершину было опасно. Однажды достичь божественного пика попытался возгордившийся смертный Беллерофонт. Он оседлал крылатого коня Пегаса, но не смог долететь до цели – посланный Зевсом овод испугал Пегаса, Беллерофонт сорвался вниз и погиб.
Христиане сделали Олимп своей святыней. Во время войн горы обходили стороной, здесь скрывались партизаны
Люди боялись селиться по соседству с богами, поэтому рядом с Олимпом располагался лишь один относительно крупный город – Дион. Это был культурный и религиозный центр Древней Македонии – именно отсюда Александр Великий, считавший себя потомком Зевса, выдвинулся в знаменитый Восточный поход.
С V по II век до н.э. в Дионе проводился девятидневный праздник Олимпия Зевса, на котором жители и гости города соревновались в различных спортивных дисциплинах – этакая Олимпиада на минималках. На раскопках Диона археологи обнаружили античные термы, храм Зевса, святилища Деметры и Исиды, виллу Диониса и даже древний театр.
С приходом христианства языческие религиозные места стали стремительно уничтожаться, а многие ритуалы были строго запрещены. Последователи новой веры крайне неделикатно обходились с наследием старой – например, при раскопках Диона археологи нашли древнюю статую Геры, использовавшуюся для ремонта стены.
Христиане не стали игнорировать священную роль Олимпа – вскоре на территории хребта выросли монастыри и церкви. Самые известные – монастырь Святого Дионисия, построенный на высоте 820 метров, и монастырь Святой Троицы, возведенный на 200 метров выше.
Вокруг Олимпа также появились небольшие деревни, которые не трогали иноземные захватчики. Даже турки-османы, которые установили пороховой склад внутри Парфенона, называли легендарный горный массив «домом небожителей» (от слов «небо» и «жить»). Вскоре Олимп стал главной базой клефтов – вооруженных формирований, боровшихся против османской власти.
Во время Второй мировой войны дом древних богов снова стал центром сопротивления. В 1941 году греки дали бой фашистам у подножия Олимпа вместе с союзниками из Австралии и Новой Зеландии, а во время оккупации здесь скрывались партизаны.
Первым Олимп покорил греческий охотник. Сейчас здесь отдыхают лыжники и экстремалы
После Гражданской войны 1949 года греческие деревни обеднели, и люди стали массово переезжать в большие города. Горные поселения возле Олимпа быстро опустели, и с тех пор легендарный хребет привлекает лишь туристов и любителей экстремального спорта.
В 1913 году швейцарский фотограф Фредерик Буассоннас и его соотечественник, писатель Даниэль Бауд-Бови, первыми достигли наивысшей точки Олимпа. Однако вся слава досталась их проводнику Христосу Какалосу – именно он сделал первый шаг на вершину. Какалос был охотником за горными козлами, и после знаменательного восхождения он неоднократно покорял Олимп. В последний раз Христос взошел на верхнюю точку в 1972-м, когда ему было 92 года.
Сначала олимпийский пик назвали Венизелос – в четь тогдашнего премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса. Однако позже его переименовали в Митикас, что означает «нос» в переводе с греческого. В настоящее время забраться на него может почти любой желающий без специального снаряжения – альпинисты относят восхождение на Олимп к самой легкой категории.
Сейчас 95% населения Греции – православные, но Олимп по-прежнему притягивает к себе людей, исповедующих древнюю веру. Во второй половине XX века в Греции стало распространяться движение «Религия 12 богов», сотни последователей которого регулярно собираются у горного массива на различные языческие праздники.
В 1938 году Олимп объявили национальным заповедником, а в 1981-м ЮНЕСКО взял его под охрану. Природа горного массива необычайно богата – одних только растений насчитывается более 1700 видов, 138 из которых – редкие, а более 20 – эндемики (их можно встретить только здесь).
Много веков назад окрестности Олимпа были единственным местом обитания европейского льва, однако со временем вид полностью уничтожили браконьеры и гладиаторы, для которых хищников массово отлавливали. Незаконная охота до сих пор остается большой проблемой – теперь под угрозой находятся орлы и грифы.
У подножия Олимпа есть лишь один городок – Литохорон с населением 7 тыс. человек. В городе минимум туристической инфраструктуры и полно военных, поскольку неподалеку находится база греческой армии. Чаще всего путешественники отправляются к горам из Салоников, которые расположены в 100 км от легендарного места.
С января на Олимпе работает горнолыжная база с 4 подъемниками, каждый из которых носит имя древнего бога – «Зевс», «Гера», «Афродита» и «Гермес». Экстремалы посещают хребет для занятий рафтингом и каньонингом (по нему здесь проводилось мировое первенство).
Олимпом восхищаются даже космонавты – в честь греческого массива назван потухший вулкан на Марсе. Его высота составляет 27 км – это самая высокая точка Солнечной системы.
На вершине Олимпа стоит кольцо в честь Янниса. В прошлом году марафонец поднял сюда неходячую девушку
Олимп лишь косвенно повлиял на историю Олимпийских игр. На самом деле, грандиозный спортивный праздник придумали в Олимпии – области на полуострове Пелопоннес, расположенной более чем в 500 км от хребта.
Соревнования посвящались Зевсу, а победители благодарили богов, которые, согласно мифам, жили на Олимпе. Тем не менее, никаких особенных ритуалов, связанных с горами, олимпийцы не проводили. Со временем подобные традиции также не появились – например, эстафета олимпийского огня начинается в Олимпии и не проходит через обиталище богов.
Впрочем, Олимп до сих пор привлекает к себе внимание представителей большого спорта. В 2019 году Nike установил на одном из пиков баскетбольное кольцо, посвященное греческому форварду «Милуоки» Яннису Адетокумбо – его признали самым ценным игроком НБА в сезоне 2018/19.
Кольцо поднимали при помощи вертолета, а в его установке и съемках памятного ролика участвовали не менее 10 человек. На щите красуется надпись, которая намекает на тяжелый путь Янниса из афинских трущоб к короне баскетбольного мира: «Возможно, твоя судьба – стартовать с самых низов. Мечты могут привести тебя на вершину».
А в октябре 2020 года Олимп впервые покорил человек, который не может ходить. Студентка Элефтерия Тосиу с детства была прикована к инвалидному креслу, но при этом всегда хотела оказаться на пике легендарного массива.
Воплотить мечту помог марафонец Мариос Янаку. Девушку поместили в специальный рюкзак на спине спортсмена, и через три часа Тосиу оказалась на Митикасе.
«До этого я совершил 50 восхождений на Олимп, но 51-й раз оказался для меня самым важным. Все мои медали и награды меркнут по сравнению с этим достижением», – сказал Янаку после спуска.
Олимп, как и Олимпиада – место спортивных преодолений.