что значит сансара в конце истории
Что такое Колесо Сансары и как из него выйти?
Наша с вами жизнь имеет очень динамичный ритм, она наполнена своими заботами и непрерывной суетой. В постоянном круговороте повседневной жизни многие из вас, все же могли слышать такие слова как: «сансара» или «колесо сансары».
Что такое Сансара
Сансара или самсара (санскр. संसार, «скитание, странствие») — это постоянный круговорот рождений и смертей, перерождение души, стремящийся к освобождению и очищению от результатов всех своих прошлых накопленных действий (кармы).
В процессе своей жизни человек совершает множество поступков, которые и определяют её будущий исход. В конце земного бытия – подводится черта, где на итоговые «весы» водружают все праведные и неправедные поступки человека, накопленные за все его прошлые жизни.
Сансара в философии, представляет собой важнейший закон, которому отводится центральное место. Различные школы, основанные на религии, находят её местом неблагоприятным, считая препятствием, которое мешает познать истину природы бытия человека.
Сансара в буддизме, представляется неким просвещением, основывающимся на том, что между рождением и смертью есть ещё и промежуточное состояние. Именно в нем – момент нового существования подобен процессу передачи огня от одной свечи к другой. Так и возникла теория о путешествиях души после смерти.
Закон Сансары
Если заглянуть глубже в учения Будды, то можно заметить, что человеческую сущность невозможно изменить, а от тех поступков, которые совершают люди, меняется только их мировосприятие.
Человек, совершающий недобрые поступки впоследствии получает лишь боль, страдания и болезни. Люди, которые находит в себе силы на добро и хорошие деяния в благодарность получают полное умиротворение.
Законом Сансары прописываются истины бытия не только в этой жизни, но и ожидания от последующего перевоплощения. Название такого механизма – бхавачакра. Его составляющие – 12 звеньев, а именно:
Смысл цикла существования кроется в том, что все деяния человека, хорошие или плохие, всё равно оставляют свой след в его карме. Этот след, впоследствии, и приводит человека к его будущему перевоплощению. Главная цель буддиста – не зависимо от своих чувств и желаний, прожить жизнь не оставляя следов на карме.
Что такое Колесо Сансары
Первые представления о колесе сансары возникли ещё в позднем ведийском брахманизме (800-600 гг. до н.э.). Позже, этот сакральный механизм был позаимствован буддистами и растолкован именно так, как понимаем его сейчас мы.
Колесо Сансары – это сложный кармический механизм, который несет в себе постоянный круговорот рождений и смертей.
Люди, очень часто употребляют термин «порочный круг», перекладывая в него все свои негативные и постоянно повторяющиеся события. Они всегда заводят человека в глухой тупик, не давая возможности для дальнейшего движения. Такое проявление и есть тем самым Колесом Сансары.
«Колесом» этот кармический механизм назвали не просто так. Колесо Сансары – это символ круговорота, означающего, что каждые невыполненные задачи и греховные поступки – накапливаются на протяжении жизни, но при этом, человеку дается шанс на искупление в будущих перевоплощениях.
Если душа не выполняет поставленных задач – она застревает на несколько перерождений, пока не научится находить решение. Называние этому процессу – реинкарнация.
Колесо Сансары, подобно воронке, может затянуть в свои сети каждого человека. Для этого достаточно иметь обыкновенные людские пороки и слабости. Существует теория, согласно которой, чем выше число перерождений души, тем сложнее вырваться из возрастающего колеса. Главной причиной этому служит систематическое повторение одной и той же ошибки на протяжении каждого перевоплощения. Учитывая тот факт, что выбраться из Колеса Сансары с каждым перерождением становится всё сложнее, его смело можно называть кармическим наказанием.
Иконография Колеса Сансары
Обычно Колесо Сансары изображают в виде древнего колесничего, который имеет восемь спиц. На каждой из них, содержится множество подробных иллюстраций о том, что же происходит с душой на всех этапах круговорота, и что самое главное, отвечает на вопрос: — «Как выйти из Колеса Сансары?».
В центре изображения нарисован круг с четырьмя окружностями, которые поделены на сегменты. В каждом из них иллюстрируется действие законов кармы. Центральные фигуры круговорота – три существа, что отравляют человеческий ум, а именно:
Эти три яда омрачают разум человека, заставляя постоянно перерождаться, накапливая и искупая свою карму.
Второй круг именуется Бардо. Он состоит из светлой и тёмной части, которые символизируют благие деяния и грехи. Если душа устремилась к добрым поступкам – она переродится в благоприятных мирах. Души полные грехов, попадают на тёмную сторону и направляются в адские миры.
Третий круг делится на шесть частей, по количеству шести типов миров: начиная от самых светлых и заканчивая тёмными и мрачными. В каждой из секций находится изображение Будды или святого учителя дхармы – бодхиставы, который часто приходит в наш мир из сострадания к живым существам.
Классификация миров в буддизме
Мир богов (дэвов). Обитатели этого мира – боги. Они полны блаженства и не задумываются о законах кармы или последующих перерождениях. Дэвы считаются бессмертными, но и их путь не вечен. Когда жизнь божества близится к концу, оно испытывает горечь и страдания во много раз превышающие человеческие, так как понимает, каких удовольствий лишается.
Мир полубогов (асуров). Существа этого мира полны гордыни, зависти и ревности. Асуры, в отличии от дэвов (богов), не являются бессмертными, но обладают очень большой силой.
Мир людей. Мир, основанный на привязанности и любви. Люди не видят вещи такими, как они есть, но имеют возможность учиться и познавать новое.
Мир животных. Обитатели этого мира живут в неведении и тупости, отдавая предпочтение естественным нуждам. Животные, в отличии от людей, не помышляют о духовном. По причине отсутствия воли, обстоятельства всегда берут верх над ними, а жизнь полна страха и беспокойства.
Миры голодных духов (претов). Обитатели этого мира одержимы вечным вожделением и ненасытной жаждой. Преты – это призраки, которые вынуждены жить в муках из-за невозможности утолить все свои страсти и похоти. Их излюбленное место обитания – перекрестки и ограды домов (владений).
Мир адских существ (нараков). Очень жестокий мир, где рождаются существа, чей ум наполнен злобой, гневом и жаждой мести. Ады (жители адского мира) испытывают нескончаемые страдания и муки.
Не смотря на то, что миры расположены по кругу, перевоплотиться можно как сверху, так и снизу. Из мира людей можно взлететь в мир дэвов (богов) или рухнуть в ад.
Внешняя рамка Колеса Сансары состоит из двенадцати изображений, которые символизируют законы кармы в действии:
И последний элемент иконографии Колеса Сансары – Яма. Он крепко держит в своих зубах и когтях весь круговорот, являясь божеством смерти и бренности жизни. Яма считается посмертным судьёй и владыкой адского мира. Будто в противовес этому суровому божеству, за пределами колеса стоит Будда, показывающий на Луну.
Колесо Сансары дало оборот – что это значит?
Каждая спица Колеса Сансары приравнивается к одному воплощению души, которых всего восемь. На протяжении жизни (спицы), человек живет и накапливает карму, как положительную, так и отрицательную. Она влияет на то, какими будут его последующие перевоплощения. Если к завершению последнего перерождения карма отработана, то человек имеет возможность стать свободным, воспользовавшись правом выбора.
Так что же значит выражение: «колесо сансары дало оборот»? Ответ прост: это значит, что за все восемь жизней (перевоплощений) положенная человеку карма полностью набрана и отработана.
Как выйти из Колеса Сансары?
Главная цель религии буддизма – освобождение от накопленной кармы. Вопрос о том: «как выйти из Колеса Сансары», будоражит и беспокоит умы многих поколений буддистов. Что интересно, есть даже специальные правила, соблюдая которые можно прервать этот замкнутый кармический круговорот, а именно:
Для того, что бы выйти из Колеса Сансары – нужно очень усердно работать над собой и своим внутренним миром, стараясь устранять и искоренять те качества, которые порождают все неблагоприятные деяния. Важно знать, что ключ к точке выхода лежит в самих событиях. Зная все их компоненты и рычаги воздействия можно перепрограммировать свою жизнь и стать свободным.
Что такое сансара. И в чем, простыми словами, главный смысл сансары.
Сансара — что это такое простыми словами? Сегодня мы рассмотрим все от А до Я. Садитесь удобнее, это одна из самых любимых моих тем. Приступим без долгого вступления.
Сансара — что это такое простыми словами в переводе на Русский язык
Простыми словами, сансара, это бесконечный переход нашей души из одного тела в другое. По-другому, сансара, это вечный круговорот рождения и смерти, где сегодня человек с должностью и статусом, а в следующей жизни, простой человек, или бездомный.
Если на этом ваш интерес исчерпан — нормально.
Все же есть куда более полезная информация из первых рук.
Ведь сансара, это не религиозное понятие, а закон вселенной, который распространяется на всех, независимо от того, верим в него или нет, верующие мы или атеисты. Вооружившись чуть большим, чем прямым переводом этого слова, уже в этой жизни можем стать умнее, мудрее и счастливее.
Знание этого аспекта привносит в нашу жизнь больше смысла и удачи.
И сразу же чуть отвлечемся на занятный момент:
В чем отличие сансары от самсары?
На самом деле, по сути, это ровно одно и то же. Нюансы следующие:
Даже слово «санскрит«, на самом санскрите пишется, как saṃskṛtā . Обратите внимание, через букву «м».
Итак, что сансара, так и самсара, это бесконечный поток рождения и смерти.
Вообще, тема санскрита и русского языка, очень интересна.
Известно, что санскрит, это древнейший язык. Обратите внимание только на местоимения в санскрите и в русском языке.
Схожесть местоимений в русском языке и санскрите
А сколько других слов в этих языках имеют тот же или схожий корень! Не стану подробно останавливаться на этом. Если интересно, есть хорошее видео, где Советский и Российский этнограф и искусствовед, доктор исторических наук, Светлана Васильевна Жарникова, весьма подробно, интересно и простыми словами, доносит тему языковой близости санскрита и русского языка.
Настоятельно рекомендую, даже с учетом того, что не совсем согласен с некоторыми выводами Светланы Васильевны в конце ролика. Однако, это совсем не ущемляет вес научных изысканий автора, и в контексте темы, сути также не меняет.
Очень познавательно. В этом аспекте, вы посмотрите на многое другими глазами.
Или это же видео, доступно в моей группе Вк
Есть ли разница между сансарой и реинкарнацией
В самом начале говорили о том, что зная закон сансары, мы можем существенно изменить нашу жизнь к лучшему. Ведь если принять что это именно закон, а не религиозная Индийская догма, то будем многое вынуждены пересмотреть.
Исходим из того, что сансара или самсара, это бесконечный круговорот рождения и смерти. Если на минутку предположить, что это так, тогда возникнут, как минимум, четыре вопроса:
Действительно, как так получается, что с рождения в этой жизни мы чуть ли не барин, а в следующей — попрошайка на улице? Почему так сильно может быть занижен или возвышен наш статус? От чего это зависит?
А что если я не верю в переселение души?
Давайте так.
Если себя считаете стопроцентным атеистом, то вопрос может быть снят, поскольку спорить на эту тему бессмысленно. Пусть каждый живет спокойно, как жил до этого. А если допускаете присутствие некой высшей силы или разума, или тем более — реинкарнации, тогда продолжение беседы будет весьма полезно.
В чем различие реинкарнации от сансары? Ответ прост.
Как мы уже поняли, сансара, это бесконечный круговорот рождения и смерти. Реинкарнация, это переселение или перерождение нашей души в другое тело.
Суть одна. Об этом мы поговорим дальше.
Сансара, это миф или реальность?
Итак, наш материальный мир устроен так, что те, кто не хочет думать о себе, как о вечной душе, а также не связывать себя мыслями о реинкарнации, в этой жизни будет искать только подтверждение своим взглядам. И он их обязательно найдет.
Противоречия только в нас.
Повторюсь, наш материальный мир уникален тем, что дает свободу каждому. Здесь рождаются только те, кто хочет жить одной жизнью и не думать о кармических последствиях, а также те, кто переполнен своими желаниями и амбициями. При этом, часть из нас, стремятся познать себя и мироздание.
Если говорим о Боге, то из этой категории ищущих, к нему приходят люди 4-х типов:
Другими словами, здесь каждый реализует свои желания и планы. Конечно, у всех они разные. Из жизни в жизнь мы накапливаем багаж внутреннего опыта, который никуда не исчезает.
В круговороте рождения и смерти обретаем внутренний опыт: что для нас хорошо, а что плохо.
Одни еще не прошли определенный опыт и уроки. Вторые — далеко впереди. Что очевидно для одних, для других еще неизведанное. И такие души естественно стремятся познать то, в чем себя еще не пробовали. «Далеко впереди» или позади, это тоже условность. Касается только определенного опыта, в то время как в чем-то другом, один умнее другого.
По-настоящему мудр тот, кто видит эту картину.
Такой человек не ставит себя выше только из-за своего особого видения. Ведь мы в материальном мире, значит у нас еще долгий путь самореализации. Понимать — уже хорошо. Однако, начать действовать в соответствие с этим пониманием, совершенно другой разговор.
Сансара — что это такое простыми словами, мы разобрали. Далее идем к не менее важному аспекту, напрямую связанному с нашей темой.
Сансара — что это такое простыми словами в связке с кармой
Несколько выше говорили о том, что разумный человек задаст 4 вопроса. Еще раз их перечислим.
Смысл сансары мы разобрали. Это наш путь от личных, бытовых забот и потребностей до познания смысла жизни, всего мироздания. Мы рождаемся бесконечно, поскольку душа вечна. Мы не умираем, но приходит в негодность тело, как старая вещь.
Начать жизнь с чистого листа, имея внутренний опыт за плечами, это огромная милость свыше.
Более подробно, я раскрываю эту тему в моей статье «Что такое душа». По сути, вопрос о душе. И это также вопрос, кто такой я.
А что влияет на нашу следующую жизнь?
Это закон кармы.
Карма, это причинно-следственная связь. Или, простыми словами, что посеешь, то пожнешь. В этой жизни мы совершаем ряд разных поступков. Поступки, о которых не хочется вспоминать до тех, что ставят в пример другим. У каждого есть свой скелет в шкафу. И это нормально с точки зрения опыта и самоанализа.
Совокупность плохих и хороших поступков дает стартовую площадку в нашей следующей жизни.
Логика и справедливость
Поэтому у нас есть логичное объяснение, почему один рождается в богатой семье, а другой заведомо бедняком. Один красив, а другой — страдает из-за своей внешности. Кто-то рождается больным и борется за жизнь, а кто-то здоров. И так до бесконечности. Каждый рождается со своим «клубком». Каждый в этой жизни собирает свой клубок кармы.
От баланса нашей кармы зависит успешность этой и следующей жизни
Сансара — что это такое простыми словами. Заключение.
Человек имеет две составляющие. Одна материальная часть. Без этого в материальном мире никуда. Ведь нам требуется кров, еда, мы имеем сексуальный инстинкт. Тело объективно и по праву требует свое. Не уделять этому внимание могут только святые. Их единицы. И как мы понимаем, святых не может быть много. Они есть, как пример, или как некий маяк для нас.
Также справедливо, что мы имеем духовную составляющую. Конечно, не редкость, когда самый заядлый атеист, является человеком с высокой планкой морали. Да и вера в Бога далеко не всегда делает нас духовным человеком.
Формальная вера не спасает человека от последствий за поступки. Не спасает совсем.
Важным знанием является то, что материальные блага кратковременны. Даже не всем удается их сохранить на всю жизнь. Они важны, но как то, что дает нам бОльшую свободу и время для своего полноценного развития, как в материальном плане, так и духовном.
И здесь важен баланс.
Ведь хорошая карма, это много благочестивых поступков и духовный рост.
Сами по себе материальные блага не несут греха. Важно, как мы ими пользуемся. Для чего их используем.
И еще.
С точки зрения того, что круговорот сансары делает из нас бриллиант, как из неотесанного алмаза, это верно. Вращаясь в центрифуге материального мира, сталкиваясь с людьми разного уровня и взглядов, мы получаем огранку, как красивый бриллиант.
Вместе с тем, бесконечный цикл рождения и смерти не несет нам конечной пользы. Конечная цель, это вырваться из круговорота рождения и смерти и больше не рождаться в материальном мире. А это уже совсем другая история. В одной из следующих статей мы обязательно разберем этот вопрос.
Ниже может быть немного рекламы. Я сделал максимум, чтобы она не мешала вашему чтению.
Что такое «сансара»? О чем поет Баста в песне «Сансара»?
Происхождение и значение слова «сансара»
Фото: Wikimedia
Как гласит народная индийская мудрость, «куда вы не посмотрите, везде стремления и страсти, бешеная погоня за удовольствиями, поспешное бегство от боли и смерти, везде пустота и зной разрушающих желаний. Мир полон связей и изменений. Все это и есть сансара».
Фото: Depositphotos
Сансара в индуизме
В зависимости от рассматриваемой религиозной традиции термин «сансара» может приобретать различные смысловые оттенки.
Чтобы освободиться из замкнутого цикла сансары, необходимо следовать заповедям любви, верно служить Богу, заниматься медитацией и йогой. Завершающую стадию освобождения называют нирваной, мокшей, мукти и т.д.
Колесо сансары. Сансара в буддизме и сикхизме
Фото: Wikimedia
В сикхизме считается, что в новой жизни индивид имеет шанс получить милость Всевышнего, т.е. родиться в человеческом теле, лишь за счет благочестия в прошлой жизни. Выйти из сансары можно, совершая добрые поступки.
Баста о сансаре
Российский музыкант Василий Вакуленко, известный под псевдонимом Баста, в 2017 выпустил песню о сансаре («Сансара»), в которой описал этот круговорот перерождений в мире:
Моих детей и голосами их детей.
Нас просто меняют местами,
Таков закон сансары,
Что значит «колесо сансары»? (15 фото)
Сансара полна страданий, поэтому главная цель всех существ — найти выход и вернуться в состояние совершённого блаженства. Многие поколения мудрецов искали ответ на вопрос «Как разорвать колесо сансары?», но толкового способа не было, пока Гаутама Будда не достиг Просветления. Именно буддизм разработал чёткую концепцию сансары (Пратитья самутпада) и представил её как отлаженный механизм причинно-следственных связей, основанных на принципах кармы и реинкарнации. Понятие сансары можно озвучить как непрекращающийся круговорот рождений и смертей живых существ во всех проявленных мирах Вселенной. Если переводить слово «сансара» дословно, то оно означает «скитание, длящееся вечно». Согласно буддийскому учению о Просветлении, то есть выходе из круговорота жизни и смерти, существует бесчисленное множество миров и бесчисленное множество живых существ, которые проявляются в этих мирах и действуют в них каждый согласно своей карме.
Колесо сансары в буддизме — это совокупность всех миров, находящихся в постоянном движении и трансформации, ничто в них не является постоянным и незыблемым.
Изменчивость — основной атрибут всего проявленного, поэтому изображают сансару в виде колеса, совершающего беспрерывно один оборот за другим.
Круг жизни, колесо сансары – его вращение символизирует непрерывность и цикличность событий во Вселенной.
Упрощённый символ колеса сансары — обод и восемь спиц, соединяющих его со ступицей. По преданию, Будда сам выложил его рисом на песке. Спицы колеса означают лучи истины, исходящие от учителя (по числу ступеней Восьмеричного пути).
Лама Гампопа, живший в 1079-1153 гг., определил три основные характеристики сансары. По его определению, природа её есть пустота. То есть, все проявленные миры, какие только возможны, не являются реальными, они не несут в себе истины, базиса, основы, они эфемерны и беспрестанно изменчивы, как облака в небе. Не стоит искать истину в бесплотной фантазии, а постоянство — в изменчивом. Второе качество сансары — её появление есть иллюзия. Всё, что окружает живых существ, а также формы воплощения самих существ являются обманом, миражом, галлюцинацией. Как и любая иллюзия, не имеющая под собой основы, сансара может нести бесчисленное число проявлений, она может принимать все мыслимые и немыслимые формы, выражаться в бесконечном числе образов и явлений, которые, едва возникнув и не имея под собой реальной основы, тут же трансформируются в другие, изменяются или исчезают в соответствии с законами кармы. Третий атрибут самый важный, ибо главная характеристика сансары — страдание. Но заметим, что буддисты в понятие «страдание» вкладывают немного иной смысл, чем мы привыкли.
Термин «страдание» в буддийском учении не является антиподом счастья или удовольствия. Страдание можно определить как любую эмоциональную нестабильность, любую активность ума, порождающую новые эмоции и переживания. Если найти значение, противоположное страданию, то для буддиста им станет состояние совершённого спокойствия, умиротворения, свободы и внутреннего блаженства. Не эйфории и праздной неги, а ощущения вселенского мира и гармонии, законченности и целостности.
А мирская жизнь, с её суетой и заботами, даже и не пахнет таким покоем и полным духовным равновесием. Вот поэтому всё, что связанно с сансарой, будь то радость, печаль, восторг или горе, связывается со страданием. Даже, казалось бы, положительные моменты причиняют дискомфорт. Имея нечто, мы допускаем мысль об утрате и страдаем. Любя кого-то, мы страшимся разлуки. Достигнув чего-то, мы видим, что это не вершина, есть цели сложнее и выше, и снова страдаем. И, конечно, страх смерти как страх потерять всё, включая тело и собственную жизнь, кажущуюся единственной.
Согласно ведическим текстам, один оборот колеса Сансары соответствует временному интервалу, называемому кальпой (1 день жизни бога Брахмы). В буддийской же традиции Брахма тут ни при чём, мир возникает из-за наличия кармических предпосылок, оставшихся после разрушения предыдущего мира. Как существо в Сансаре рождается и умирает, следуя карме, так и миры возникают и разрушаются под действием того же закона. Один цикл колеса называется Махакальпа и состоит из четырёх частей по 20 кальп. В первую четверть мир формируется и развивается, во второй период он стабилен, в третий — деградирует и гибнет, в четвёртый — пребывает в непроявленном состоянии бардо, формируя кармические предпосылки для очередного воплощения. Расхожее выражение «колесо Сансары дало оборот» обычно применяют в значении смены эпох, когда происходит ломка старого и возникновение нового.
Колесо сансары в буддизме играет огромную роль, составляя основу учения об освобождении. Учение об освобождении от круговорота рождений и смертей основано на четырёх утверждениях, называемых Благородными истинами, которые Будда Шакьямуни сформулировал после своего Просветления. Познав истинную сущность сансары, он не только открыл заново все законы кармы, но и нашёл способ разорвать круг перерождений.
Четыре благородные истины Будды Шакьямуни:
Выйдя из медитации, Будда сформулировал четыре основных открытия, совершённые им в процессе Просветления. Эти открытия названы Благородными истинами и звучат как:
Дукха (боль) — всё в земной жизни пронизано страданиями.
Самудая (желание) — причинами всех страданий являются нескончаемые и неутолимые желания.
Ниродха (окончание) — страданиям приходит конец, когда отсутствуют всякие желания.
Магга (путь) — источник страданий – желания – можно искоренить, следуя особым методикам.
Дукха означает, что ум омрачён неведением, он подобен глазу, который видит всё, кроме себя самого, и из-за этого воспринимает мир двойственно, отделяя себя от него. Восьмеричный путь — средство, помогающее уму увидеть себя, осознать иллюзорность окружающего мира, преодолев пять препятствий:
Привязанности — желание обладания и удерживания возле себя.
Гнев — отторжение.
Ревность и зависть — нежелание счастья другим.
Гордыня — возвышение себя над другими.
Запутанность и невежество — когда ум не знает, чего он хочет и что для него есть благо, а что — вред.
Самудая означает, что омрачённый ум полон разноречивых эмоций, жёстких концепций, принципов и самоограничений, которые не дают ему пребывать в покое и постоянно толкают из крайности в крайность.
Ниродха предполагает, что, искоренив неведение, ум вернётся в гармоничное состояние, преобразовав бурлящие эмоции и ограничения в мудрость.
Магга — указание на методы борьбы с неведением.
Методы избавления от желаний и достижения освобождения собраны в учении Срединного пути, называемом также Восьмеричным благородным путём.
Карма и реинкарнация
Определение колеса сансары, как уже говорилось выше, тесно связано с такими понятиями, как карма и реинкарнация.
Реинкарнация
Понятие реинкарнации, знакомое многим верованиям, предполагает наличие у живых существ как смертных временных тел, так и бессмертных, более тонких и даже вечных оболочек, неуничтожимого сознания, или «искры божьей». Согласно теории реинкарнации, существа, воплощаясь в разных мирах, отрабатывают определённые навыки, выполняют возложенные на них миссии, после чего, оставляя смертное тело в этом мире, переходят в новое тело с новой миссией.
Каббалисты считают, что душа обречена воплощаться в смертном мире раз за разом, пока не воспитает в себе высшие качества Абсолюта, чтобы быть готовой соединиться с ним. Пока существо омрачено эгоистичными помыслами, душа будет попадать в смертный мир и подвергаться испытаниям.
Христиане тоже знали о реинкарнации, но на пятом Вселенском соборе в VI веке информация о ней была запрещена, и все упоминания были изъяты из текстов. Вместо череды рождений и смертей была принята концепция одной жизни, Страшного Суда и вечного пребывания в Аду или Раю без возможности оные покинуть. Согласно же индуистским и буддийским знаниям, душа попадает в Рай и Ад, но лишь на время, в соответствии с тяжестью совершённого греха или значимостью благой заслуги. Некоторые учёные считают, что сам Иисус рождался на земле до тридцати раз, прежде чем воплотиться в качестве миссии из Назарета.
Знали о реинкарнации зороастры и майа, идею отсутствия жизни после смерти считали абсурдной египтяне. Пифагор, Сократ, Платон не находили в идеях перевоплощения души ничего удивительного. Приверженцами реинкарнации были Гёте, Вольтер, Джордано Бруно, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, А. Конан-Дойль, Лев Толстой, Карл Юнг и Генри Форд.
Состояние бардо
В буддийских текстах также есть упоминание о «состоянии бардо» — промежутке времени между рождениями. Дословно оно переводится как «между двумя». Насчитывают шесть типов бардо. В разрезе круговорота сансары интересны первые четыре:
Бардо Процесса Умирания. Промежуток времени между началом заболевания, приводящего к смерти, или травмой тела и моментом, когда ум и тело разъединяются. Это время агонии — чрезвычайно важный момент. Способность сохранять в нём самоконтроль имеется только у тех, кто добросовестно практиковал в течение жизни. Если получилось удержать ум под контролем, это великое достижение, в противном случае в этот момент человек будет испытывать сильную боль. Страдания большинства людей в момент смерти бывают чрезвычайно сильными, если же некто накопил много хорошей кармы, то у него будет поддержка. В этом случае, например, человек может переживать видения святых или божеств, являющихся для помощи в этот трудный час. Предсмертные моменты жизни также важны. Переживания, наполняющие ум перед последним вздохом, имеют огромную силу и дают немедленный результат. Если человек имеет благую карму, то он спокоен и не испытывает мук. Если же имеются грехи, о которых человек сожалеет, то раскаяние, проявленное сейчас, поможет очиститься. Молитвы также имеют огромную силу, а благие пожелания немедленно исполняются.
Бардо Дхарматы. Интервал вневременной природы. Ум после освобождения от сигналов, поступающих от органов чувств, переходит в изначальное равновесное состояние своей природы. Истинная природа ума проявляется у каждого существа, так как все обладают изначальной природой Будды. Если бы существам не было присуще это основополагающее качество, то они никогда бы не смогли достичь Просветления.
Бардо Рождения. Время, в котором ум формирует предпосылки к перерождению. Длится от момента выхода из состояния бардо Дхарматы и возникновения неясных кармических предпосылок до момента зачатия.
Бардо Между Рождением и Смертью, или Бардо Жизни. Это обычное повседневное сознание в течение жизни от зачатия и до бардо процесса умирания.
Также выделяют два дополнительных состояния сознания:
Бардо Сна. Глубокого сна без сновидений.
Бардо Медитативной Концентрации. Состояние медитативного сосредоточения.
Карма
Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект: карма — это деятельность, имеющая результат. В буддийской традиции карма имеет смысл любого действия. Действием здесь может выступать не только совершённое деяние, но также слово, мысль, намерение или недействие. Все проявления воли живых существ формируют его карму. Второй аспект: карма есть закон причинно-следственной связи, пронизывающий все явления сансары. Всё взаимообусловлено, имеет причину, имеет следствие, ничего не происходит без причины. Карма как закон причинно-следственных связей является основополагающей концепцией в буддизме, объясняющей механизмы процессов рождения и смерти, а также путей прерывания этого круговорота. Если рассматривать карму с этой позиции, то можно дать несколько классификаций. Первая делит понятие кармы на три основных типа:
карму
акарму
викарму
Слово «карма» в этой классификации имеет значение благих деяний, которые ведут к накоплению заслуг. Карма накапливается, когда живое существо действует в соответствии с законами Вселенной и не помышляет об эгоистических выгодах. Деятельность, приносящая пользу окружающим и миру, самосовершенствование — это есть карма. Карма, согласно законам реинкарнации, ведёт к перерождению в более высоких мирах, к уменьшению страдания и открытым возможностям для саморазвития.
Викарма — противоположное понятие. Когда некто действует вопреки законам Вселенной, преследует исключительно личные выгоды, наносит вред миру, то он накапливает не заслуги, а воздаяние. Викарма становится причиной перерождения в нижних мирах, страданий, отсутствия возможности к саморазвитию. В современных религиях викарма называется грехом, т. е. погрешностью относительно мирового порядка, отклонением от него.
Акарма — особый вид деятельности, при котором не происходит ни накопления заслуг, ни накопления воздаяния, это деятельность без последствий. Как такое возможно? Живое существо действует в сансаре согласно указаниям и мотивам своего эго. Абстрагируясь от своего «я» и совершая деяния в качестве не деятеля, а всего лишь инструмента, не источника воли, а проводника чужих идей, существо перекладывает кармическую ответственность на того, чьим именем совершает деяние. Сложность в том, что при этом следует полностью исключить собственные мотивы, суждения, волю, не ожидать от своих дел никаких наград, похвалы, ответных услуг, всецело предав себя в руки носителя идеи. Это деятельность, приносимая в качестве бескорыстного жертвования. Акарма — это деяния святых подвижников, которые творили чудеса именем Божьим, и служение преданных жрецов, вверявших себя воле почитаемого божества; это подвиги и самопожертвование во имя справедливости и спасения страдающих, это деятельность монахов, которые согласно закону Дхармы (закон мировой гармонии) несут благо живым существам из любви и чувства единства со всем мирозданием, ничего не ожидая взамен; это действия, совершаемые из любви и сострадания.
Последний вид кармы напрямую связан с Просветлением, так как позволяет победить своё ложное эго.
Вторая классификация делит карму с точки зрения проявления следствий.
Прарабдха-карма, или последствия деяний, переживаемые сейчас, в этом рождении. Это воздаяние, получаемое за совершённые деяния. Тут о карме можно говорить как о «судьбе».
Апрарабдха-карма, или последствия, которые неизвестно когда и как проявятся, но уже сформированные причинно-следственной связью. Идёт программирование следующих воплощений.
Рудха-кармой называют последствия, которые ещё не наступили в проявленном мире, но человек чувствует их наступление интуитивно, как бы стоя на пороге.
Биджа-карма — это не сами последствия, а причины последствий, которые ещё не сформировали ответную реакцию, но обязательно проявятся. Это посеянные семена, ещё не давшие корней и всходов.
Как ясно из вышеизложенного, закон кармы предполагает всеобщую обусловленность, то есть все события причинно связаны. Вращение колеса сансары происходит благодаря этой связи. Одно цепляет другое и так далее до бесконечности.