что значит школьный возраст
Школьный возраст ребенка
Многие дети школьного возраста стараются выглядеть взрослее. Они с удовольствием общаются с ребятами старшего возраста или со сверстниками, но избегают общения с младшими. Родители должны серьезно относиться к желаниям и потребностям ребенка. Дело в том, что именно в школьные годы у детей формируются навыки общения и нормы поведения.
Физическое развитиеа
Психическое развитие
Обогащается словарный запас. Если ранее ребенок употреблял около 1500 слов, то в 6 лет он знает уже значительно больше слов. Обычно к началу периода полового созревания речь ребенка является полностью сформировавшейся. Приблизительно с 7 лет мышление малыша становится более логичным и абстрактным. Развитие ребенка также сопровождается ростом его независимости, он уже не так сильно нуждается в матери. Его мышление похоже на мышление взрослого человека.
Социальное развитие
У детей появляются друзья, разумеется, сначала они больше общаются со сверстниками своего пола. Связи родителей и детей еще очень сильные, однако уже заметно, что ребенок все чаще старается не зависеть от родителей, быть более самостоятельным, например, иногда хочет переночевать у друга. Детки в этот период активно учатся и стараются подражать взрослым. Очень важно развивать чувство ответственности и долга, малыш должен стараться все делать хорошо и доводить начатое дело до конца. Нередко родители требуют от сына (или дочки) слишком многого, что неблагоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Дети обычно тяжело переживают неудачи, поэтому, когда ваш малыш впервые столкнется со школьными проблемами, помогите ему. Если ребенку не хватает внимания, ласки и понимания, то со временем у него формируются комплексы, он чувствует себя ненужным и одиноким. Поэтому зачастую ваше чадо может пытаться привлечь к себе внимание даже путем агрессии, например, становится непослушным и делает все наперекор.
8-10-летние дети уже могут выполнять несложную работу по дому, например, накрыть на стол, сделать покупки, помыть посуду, это доставит им удовольствие и позволит почувствовать себя значимыми и полезными. Родители должны способствовать такому поведению, разумеется, не следует принуждать ребенка, потому что в результате у него просто пропадет желание что-либо делать.
Дети школьного возраста, общаясь и играя со своими сверстниками, создают правила, которым необходимо следовать. Например, придумывают какую-нибудь игру, в которую играют по определенным правилам, обычно в игре дети подражают поведению взрослых. Этот опыт поможет им во взрослой жизни.
Школьный возраст
Полезное
Смотреть что такое «Школьный возраст» в других словарях:
Школьный возраст — Школьный возраст определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп,… … Википедия
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — возраст, в котором ребенок по медицинским, психофизиологическим и иным показателям может посещать общеобразовательное учреждение (школу). Различают младший школьный возраст (6 9 лет); средний школьный возраст (10 14 лет); юношеский возраст (15 18 … Профессиональное образование. Словарь
школьный возраст — mokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 7 iki 18 metų, kuriame intensyviai fiziškai ir dvasiškai bręsta jaunas žmogus. Mokyklinis amžius skaidomas į ↑jaunesnįjį, ↑vidutinį ir ↑vyresnįjį… … Sporto terminų žodynas
Школьный возраст — Возраст с начала и до конца периода обучения в школе – с 6 до 17 лет. Подразделяется на младший (6–10 лет), средний (11–14) и старший (15–17 лет) возраст … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Школьный возраст — период жизни и развития детей, охватываемый временемобучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10 11 лет подразделяется на три возрастных этапа: младший школьныйвозраст (с 6 7 до 11 лет), подростковый возраст (с 11 … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период развития человека от 6 7 лет до 17 18 лет; подразделяется на младший Ш. в. от 6 7 лет до 11 лет, средний Ш. в. от 11 до 15 лет и старший Ш. в. от 15 до 17 18 лет … Психомоторика: cловарь-справочник
младший школьный возраст — Категория. Период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IV классы) современной школе. Специфика. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная… … Большая психологическая энциклопедия
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Возраст (6/7–10 лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
младший школьный возраст — jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis švietimas apibrėžtis Amžius, beveik sutampantis su antrąja vaikyste. Tai 6(7)–10(11) gyvenimo metai. Šį amžių pradėta skirti, kai įvairiose šalyse buvo įvestas visuotinis pradinis mokymas remiantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Школьный возраст
Школьный возраст — определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения. Чётко установленные рамки школьного возраста необходимы для вычисления количества людей находящихся в возрасте подлежащему школьному обучению.
Содержание
История
В 1893 году эти сроки школьного возраста были пересмотрены благодаря деятельности известного русского педагога и деятеля народного просвещения Василия Профирьевича Вахтерова. основной его идеей было то, что школьный возраст должен соответствовать минимальному сроку обучения. Как он сам писал в своём труде:
— В. П. Вахтеров Всеобщее начальное обучение М., 1897 г. С. 19-20
Возрастные рамки школьно возраста
Примечания
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Школьный возраст» в других словарях:
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — возраст, в котором ребенок по медицинским, психофизиологическим и иным показателям может посещать общеобразовательное учреждение (школу). Различают младший школьный возраст (6 9 лет); средний школьный возраст (10 14 лет); юношеский возраст (15 18 … Профессиональное образование. Словарь
школьный возраст — mokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 7 iki 18 metų, kuriame intensyviai fiziškai ir dvasiškai bręsta jaunas žmogus. Mokyklinis amžius skaidomas į ↑jaunesnįjį, ↑vidutinį ir ↑vyresnįjį… … Sporto terminų žodynas
Школьный возраст — Возраст с начала и до конца периода обучения в школе – с 6 до 17 лет. Подразделяется на младший (6–10 лет), средний (11–14) и старший (15–17 лет) возраст … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Школьный возраст — период жизни и развития детей, охватываемый временемобучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10 11 лет подразделяется на три возрастных этапа: младший школьныйвозраст (с 6 7 до 11 лет), подростковый возраст (с 11 … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период развития человека от 6 7 лет до 17 18 лет; подразделяется на младший Ш. в. от 6 7 лет до 11 лет, средний Ш. в. от 11 до 15 лет и старший Ш. в. от 15 до 17 18 лет … Психомоторика: cловарь-справочник
младший школьный возраст — Категория. Период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IV классы) современной школе. Специфика. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная… … Большая психологическая энциклопедия
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Возраст (6/7–10 лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
младший школьный возраст — jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis švietimas apibrėžtis Amžius, beveik sutampantis su antrąja vaikyste. Tai 6(7)–10(11) gyvenimo metai. Šį amžių pradėta skirti, kai įvairiose šalyse buvo įvestas visuotinis pradinis mokymas remiantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Школьный возраст: ключевые особенности и трудности воспитания детей
В школьном периоде у детей закладываются все основные психические процессы, начинает формироваться личность, интеллект и потребность в социальных связях. Ведущую роль во всех этих процессах отыгрывает общение с родителями и учебная деятельность. Кроме того, огромное значение для всестороннего развития личности имеют трудовые, игровые, творческие и спортивные занятия, которые проводятся в школе. С их помощью ребенок приобретает все новые навыки и знания, а также закрепляет свои достижения.
Воспитание в школьном возрасте строится вокруг процессов мышления, которые становятся у ребенка доминирующими. Наглядно-образное восприятие информации заменяется словесно-логическим, поэтому школьники способны усваивать все более сложную информацию. Главным мотивом в учебном процессе является получение высоких отметок. Хорошая успеваемость становится для ребенка предметом гордости, тогда как плохая может стать причиной переживаний, плохого поведения и трудностей в коллективе. Переход к школьному обучению сопровождается периодом адаптации, когда дети сталкиваются с необходимостью быть дисциплинированными, сдержанными и организованными.
Младший школьный возраст
Проблемы детей школьного возраста могут начинаться именно в этом периоде, так как поступление в школу является первой крупной жизненной переменой. Так, первоклассник чувствует серьезность своей новой социальной роли, что связано с изменением распорядка дня и необходимостью подготовки к урокам. Если в семье есть дети младше, то новоявленный школьник, как правило, чувствует свое превосходство, ведь он занимается важным делом, которое недоступно малышам.
К возрасту шести-семи лет скачок роста заканчивается. Увеличение роста и веса происходит постепенно, однако активно развивает мышечная масса, нервная система и головной мозг. Ведущая деятельность в школьном возрасте – школьное обучение и самообразование. Задачей программы 1-4 классов является развитие мыслительных процессов у ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей.
На формирование личности школьный возраст влияет посредством завязывания новых отношений с коллективом и учителями. На данном этапе развития у школьника существует множество возможностей для формирования позитивных черт характера и высоких нравственных качеств. Податливость и доверчивость младших школьников, для которых учитель становится новым авторитетом, является отличным основанием для становления положительного характера личности.
Школьный подростковый возраст
Средний школьный возраст совпадает с подростковым периодом, когда ребенок готовится к вступлению в юность и очередной смене социальной роли. Подростки становятся более самостоятельными, поэтому меняется их положение в семейной иерархии. Полученные знания, накопленный жизненный опыт и возросшие физические способности приводят к тому, что на подростка возлагаются определенные обязанности: такие, как помощь по дому, уход за домашними животными и т.д. Физическое воспитание детей школьного возраста в 5-9 классах приобретает все большую актуальность.
Активное развитие всех органов и систем организма приводит к еще одному скачку роста. Характерной особенностью является увеличение мышечной силы и появление вторичных половых признаков. Неравномерное развитие внутренних органов может привести к тому, что здоровье детей школьного возраста будет подвержено различным быстропроходящим нарушениям (учащенному дыханию, сердцебиению и др.).
Выход мыслительных способностей на новый уровень позволяет подростку формировать основы своего мировоззрения, определять собственную систему нравственных идеалов и моральных ценностей. Такая система не отличается устойчивостью, так как может быть легко разрушена мнением сверстников и других авторитетных для подростка лиц.
Школьный подростковый возраст – это период полового созревания, когда поведение ребенка контролируют гормональные всплески. Это не дает подростку адекватно оценивать свое поведение, поэтому четко организованное и продуманное воспитание на данном этапе является необходимым фактором для формирования полноценной личности.
Развитие ребенка школьного возраста в старших классах
Характеристика школьного возраста в этом периоде заключается в окончании физического развития человека и завершении первого периода полового созревания. Что касается мозга, то в этот период продолжается активное развитие коры больших полушарий.
На фоне общего созревания организма индивид вырабатывается четкую стратегию мировоззрения и осознает необходимость жизненного самоопределения. Старший школьник имеет развитую способность к самоанализу, и это дает ему возможность определиться с желаемой профессией и искать все новые пути самореализации
Особенности развития и воспитания детей школьного возраста на данном этапе заключаются в поиске школьником своего места в социуме и проектировании на себя различных социальных ролей. Стремление выразить свою индивидуальность и привлечь внимание сверстников может привести к началу еще одного кризиса школьного возраста.
Кризисные периоды у школьника
Известный психолог Эриксон долгое время занимался исследованием процесса развития личности в школьном возрасте, что привело к созданию его психосоциальной концепции. Опираясь на нее, можно выделить четыре кризисных периода, которые сопровождают общение в школьном возрасте и процессы становления личности:
В шести-семилетнем возрасте ребенок сталкивается с проблемой адаптации к новой социальной роли. Начало школьного обучения у многих детей ассоциируется с окончанием поры игр и развлечений. Большинство родителей действительно уделяют мало времени отдыху ребенка, не забывая при этом критиковать его за неудачи в школе. Таким образом, у детей формируется постоянное чувство вины и неуверенность, которые порождают безынициативность. Равнодушное или чрезмерно суровое отношение со стороны учителей и коллектива, как правило, становится причиной формирования комплекса неполноценности и слабой воли. Вследствие этого ребенок теряет интерес к обучению и боится выйти из-под опеки родителей.
Развитие ребенка школьного возраста в этом периоде связано с возникновением интереса к самореализации. Мотивацией для хорошей успеваемости становится чувство долга, которое может угнетающе действовать на психику ребенка. Данное обстоятельство часто усугубляется наказаниями за плохие отметки, проблемами в коллективе и невнимательным отношением педагогов. Желание искупить свою вину делает школьника невротичным, капризным, а иногда становится причиной агрессивного поведения. Жесткое воспитание в этом возрасте формирует у ребенка способности к манипуляции, лицемерию, угодничеству, а также криминальные наклонности.
Неконтролируемый, агрессивный подросток – это результат всех ошибок родителей и педагогов, допущенных на предыдущих этапах воспитания. У таких детей проявляются ярко выраженные иждивенческие наклонности, отмечается регрессия личности, появляется враждебность и агрессивный настрой ко всем окружающим. Позитивные же возрастные психологические особенности детей школьного возраста проявляются в инициативности, самостоятельности и стремлении реализовать свои способности. Такие подростки ответственно относятся к процессу обучения, а причиной кризиса выступают только внешние изменения тела и гормональные перепады.
Особенностью данного периода является закрепление всех черт характера личности. Осознание собственной индивидуальности позволяет юношам и девушкам не зависеть от мнения и оценки окружающих и стремиться к реализации своих талантов и наклонностей. Новообразования школьного возраста на данном этапе – стремление к сотрудничеству, взаимодействию и близости с другими людьми. При наличии недочетов в воспитании необходимость взросления может привести к формированию комплекса неудачники и мизантропа.
Особенности психологии детей школьного возраста требуют глубокого понимания, так как это является залогом формирования зрелой, полноценной личности и уменьшает вероятность наступления кризисных периодов во взрослом возрасте.
Что значит школьный возраст
Практикующий социальный психолог, 12-летний опыт работы, знает все психологические особенности начальных классов
Младший школьный возраст начинается с 6,5 и длится до 11 лет, то есть с первого по четвёртый классы школы. Большинство шестилеток хотят стать школьниками, но далеко не все к этому готовы. Уровень готовности ребёнка к школе обычно определяется на собеседовании с психологом. Также вы можете пройти наш бесплатный онлайн-тест.
В этой статье мы рассмотрим возрастные особенности обучения в начальных классах, на которые стоит обратить внимание родителям.
Возрастные особенности учеников начальных классов
В начале обучения в школе ребёнок переживает кризис семи лет. У него обостряется Я-чувство: «я взрослый», «я хочу». Прежние социальные отношения в детском саду уже исчерпали себя, и дети стремятся поскорее пойти в школу, чтобы обрести новый круг общения.
Родителям в этот период нужно разрешать ребёнку принимать посильные самостоятельные решения. Например, выбирать одежду, в которой он пойдёт в школу или составлять себе список дел на день. Это поможет младшекласснику почувствовать себя уже не малышом, а полноправным членом семьи, с мнением которого считаются.
У детей, поступающих в первый класс, ещё не до конца сформированы некоторые психические функции. Частая особенность детей начальных классов — фрагментарное восприятие или внимание. Из-за этого порой возникают проблемы. Невнимательным детям с трудом даются многочисленные школьные правила, а также письмо под диктовку.
При проблемах с восприятием детям сложно классифицировать и обобщать информацию. У них «скачет» строчка при письме, им сложно сориентироваться, сколько времени займёт то или иное задание, а озаглавливание текста может привести их в ступор.
Это не значит, что так будет всегда — любую функцию можно развивать. Кубик Рубика и простые упражнения помогут в развитии памяти и мышления. Таблицы Шульте, в которых нужно глазами искать цифры или буквы, помогут развивать внимание. А над восприятием можно поработать с помощью книг: прочитать, обсудить, пересказать. Кстати, это помогает и в развитии речи.
От того, в каком возрасте ребёнок пришёл в школу, зависит ведущий вид деятельности. До 6,5 лет игра занимает больше места в мире ребёнка, чем учёба. К 7,5 годам начинает преобладать учебная деятельность: возникает стремление быть продуктивным и получать одобрение от взрослых.
Если в семь лет ребёнок всё ещё предпочитает учебникам игрушки, не стоит давить на него. Реплики «быстро убирай игрушки и садись за уроки» могут сломать учебную мотивацию. Лучше вместе создать с ребёнком расписание, где будет выделено время на игру и на занятия.
К десяти годам у детей формируется критическое отношение к происходящему. Они стараются чётко разграничить плохое и хорошее, впервые протестуют против негатива и обмана. Это особенно заметно у четвероклассников, которые стоят на пороге подросткового возраста и болезненно переносят несправедливость.
Для поддержания контакта в этот период рекомендуется читать с ребёнком книги или смотреть фильмы и обсуждать их. Кто главный герой, что он сделал, почему он так поступил, какой у него был выбор, что он мог сделать по-другому? Задача родителя — задавать правильные вопросы, подталкивать ребёнка к рассуждениям.
Особенности обучения в начальных классах
Если педагогов обучают особенностям работы в начальных классах, то родителям на семейном обучении приходится всё постигать самостоятельно. Вот несколько рекомендаций, которые помогут тем, кто решил заниматься с ребёнком самостоятельно.
Обязательно составляйте план занятий. Не нужно расписывать каждое слово, достаточно в общих чертах описать, что и в какой последовательности будете делать.
В силу психологических особенностей учеников начальных классов важно делать упор на самостоятельность. Пусть ребёнок принимает активное участие в подготовке занятия, раскладывании предметов, выборе книги.
В начале любого занятия ребёнок должен сам сформулировать проблему, то есть осознать, какого знания ему не хватает, и поставить цель. Если ему сложно, родители, разумеется, могут ему помочь. Например, тема «Подводный мир», проблема — нет знаний о подводных обитателях, кроме рыб, креветок и осьминогов, цель — познакомиться с подводными обитателями.
В конце занятия важно сделать выводы о том, что удалось и что нужно будет подтянуть в следующий раз. Вывод при изучении подводного мира может быть таким: изучили крабов и узнали, что дельфины и киты — это не рыбы, а млекопитающие.
В процессе занятий младшим школьникам можно давать задания не только по школьной программе, но и на развитие психических функций. Особенно если с какими-то из них есть проблемы. Например, можно делать «пятиминутку чтения», во время которой ребёнок читает вслух любимую книгу.
Важно помнить про возрастные особенности начальных классов. Ученик 1–4 классов — всё ещё ребёнок, который очень любит играть. По мере взросления в играх всё чаще появляются чёткие правила, делается упор на сюжет и распределение ролей. Здорово, если занятия по школьной программе время от времени проходят в игровой форме. Например, можно поставить спектакль по прочитанной книге или устроить семейный клуб дебатов по проблемам Мирового океана.
Особенность уроков в начальных классах: детям не ставятся оценки, но им нужно обязательно давать домашнее задание. Главное, чтобы его выполнение занимало меньше одного часа. Например, найти информацию о китах и нарисовать их. Задания должны быть:
И главный совет родителям — наберитесь терпения. Учить ребёнка, даже собственного, нелёгкий труд. Преподаватели и наставники начальной школы «Фоксфорда» рады помочь родителям в обучении и мотивации юных школьников. Наша программа включает в себя все предметы, которые по ФГОС должны изучать и сдавать ученики начальных классов.