что значит сильный духом человек
7 признаков сильных духом людей
Падения и провалы, неудачи и разочарования — мы так или иначе сталкиваемся с ними на протяжении всей жизни. Именно эмоциональная сила помогает оставаться стойкими, подниматься с колен и упорно двигаться в направлении своей цели, несмотря ни на что.
Она же помогает и в общении с коллегами и романтическими партнерами, друзьями и близкими, теми, кто хочет всерьез нам навредить или просто уколоть побольнее. Наконец, благодаря ей мы учимся управлять собой, своими порывами и эмоциями.
Проявляется эта сила в способности выдерживать неприятный опыт, не закрываясь и не подавляя эмоции, идти к мечте, невзирая на самые сильные страхи. Конечно, у всех нас был разный «старт»: одним повезло родиться с крепкой нервной системой, в любящей семье и расти в поддерживающем окружении, другим нет. К одним из нас судьба была благосклонна, к другим — сурова.
Хорошая новость в том, что сила духа — качество, которое каждый в состоянии выработать в себе, вне зависимости от прошлого опыта. Хотя точнее будет сказать «вырабатывать», ведь это процесс длиною в жизнь.
Что отличает людей, которые максимально приблизились к этому состоянию?
1. Они ставят под сомнение собственные мысли
Сильные духом люди знают, что разум часто играет с нами, заманивая в ловушки, и потому учатся правильно обращаться с назойливыми и негативными мыслями. Они не верят всему, что говорит их ум (и тем более — придирчивый внутренний критик), и не изводят себя постоянным обдумыванием прошлых и потенциально возможных событий.
Они научились в напряженные моменты мысленно делать шаг назад и смотреть на себя и ситуацию со стороны, чтобы в итоге принимать взвешенные решения.
2. Они доверяют своему чутью, но не идут на поводу у эмоций
Умение прислушиваться к себе, не уходить в состояние аффекта от эмоций, — вот что еще отличает таких людей. Все потому, что они научились владеть собой и нести ответственность за свое поведение. Принимая решения, они прислушиваются и к голосу разума, и к чувствам.
3. Они обладают высокой стрессоустойчивостью
Качество, совершенно незаменимое в нашем безумном мире. По тому, как человек ведет себя в состоянии неопределенности и в стрессовой ситуации, легко понять, обладает ли он силой духа или нет.
4. Они не принимают критику близко к сердцу
Такой человек обладает внутренним локусом контроля. А значит, верит, что в силах повлиять на то, что с ним происходит. При этом он не занимается самобичеванием и воспринимает критику как обратную связь, как оценку его действий, а не того, какой он.
5. Они способны самостоятельно помочь себе
Такие люди умеют приводить себя в чувства без посторонней помощи. Справляться со сложными ситуациями, мыслями или эмоциями, не спасаясь бегством, не закрываясь от других, но и не надеясь, что те решат все их проблемы. У них есть ресурс и на то, чтобы успокоиться, позаботиться о себе, и на то, чтобы проявлять эмпатию к другим.
6. Они не сравнивают себя с окружающими
И не позволяют другим решать за них, какими им быть и что делать. Они не используют окружающих, чтобы почувствовать себя лучше. Если они себя и сравнивают, то только с собой, и стараются сегодня быть чуть лучше, чем вчера.
7. Они в состоянии как вовлекаться, так и отпускать
Наконец, эмоционально сильные люди обладают уникальной способностью вовремя появляться там, где они нужны, и хотя бы пытаться сделать мир чуть лучше. И при этом делать шаг назад, чтобы увидеть всю картину целиком. Они часто задают себе вопрос: будет ли это важно через 5 дней? 5 месяцев? 5 лет? И, если ответ отрицательный, просто отпускают ситуацию.
Что значит сильный духом человек
Встречаю в жизни понятия, которые мне не понятны. Как понять: человек сильный духом и что такое малодушие?
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
Выражение «сильный духом», действительно, весьма расплывчато и смутно. В зависимости от духовно-нравственных ценностей каждый вкладывает в него свое значение. В результате наблюдается крайняя смысловая пестрота. Это легко увидеть на примерах. В художественной литературе 19-го века это выражение применялось к людям бодрым, далеким от уныния. В советской литературе и публицистике оно идеологизировалось. «Сильными духом» назвали людей идейностойких.
Ф.Ницше всех людей распределил на три типа: «сильных духом», «сильных мускулами и темпераментом» и «не выдающихся ни тем, ни другим — посредственных». Первые составляют «элиту». Говоря о них, он проявляет болезненную озлобленность против христианства за его сочувствие и сострадание к слабым:
«Что хорошо? — Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть.
Что дурно? — Всё, что происходит из слабости.
Что есть счастье? — Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Не удовлетворённость, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей…
Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом.
Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым» (Фридрих Ницше. «Антихрист»).
Любят это выражение и современные оккультисты. Они уверяют, что магнит «сильных духом» перемагничивает более слабые ауры.
Словосочетание «сильные духом» не встречается ни в Священном Писании, ни у святых отцов. Библейский язык образный, поэтический, но при этом очень точный. Понятия и выражения самым определенным образом характеризуют духовные реалии. Господь говорит сынам Израилевым: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя» (Вт.31:6). Бог повелевает приемнику Моисея Иисусу Навину: «будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав.1:9). Мужество означает внутреннюю крепость (в противоположность безволию, растерянности) и умение действовать уверенно в трудных обстоятельствах. У библейских праведников, а позже у христиан мужество всегда имело и имеет в своей основе глубокую и сильную веру: «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;» (Евр.11:32-34). Св. апостол призывает: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:3). Понятием мужество пользовались святые отцы-аскеты: «Посему, возлюбленные, совлекшись всякого предубеждения, нерадения и обленения, как чада Божии, постараемся соделаться мужественными и готовыми идти во след Его…». (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Беседа 4).
В новозаветных текстах к понятию мужество близкими по смыслу являются «смелость» («И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое», Деян.4:29), «отвага» (2Кор.10:1; 11:17), «дерзновение»: «Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян.23:11).
Малодушие есть отсутствие мужества и решительности. Понятие это встречается в библейских текстах: «И стал малодушествовать народ на пути» (Числ.21:4); «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фесс.5:14). Малодушен тот, кто теряет твёрдость духа и унывает во время гонений, скорбей, болезней, испытаний. В библейском понимании малодушие, прежде всего, есть проявление неверия или маловерия. «Трусливой и робкой делает душу отсутствие просвещения» (св. Иоанн Златоуст. О мужестве и храбрости. – Полн. собр. творений, М., 2004, т.12, кн.2, с.774). Словом просвещение святитель Иоанн называет озаряющую силу Божественной истины. Совершенные в вере христиане не боялись ни жестокости гонителей, ни коварства и злобы демонов. «Шел однажды авва Макарий из скита в Теренуф, и на пути зашел в капище отдохнуть. В капище находились древние языческие мумии. Старец взял одну из них и положил себе под голову, как подушку. Демоны, видя такую смелость его, позавидовали и, желая устрашить его, кликали будто женщину, называя ее по имени: «Такая-то, иди с нами в баню!» А другой демон из-под Макария, как будто мертвец, отвечал им: «На мне лежит странник, я не могу идти». Но старец не устрашился, а смело ударил труп и сказал: «Восстань, если можешь, ступай во тьму!» Демоны громко закричали: «Победил ты нас!» И со стыдом убежали» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных старцев. М., 1845, с145).
9 распространенных заблуждений о силе духа, которые стоит пересмотреть
Мы собрали несколько распространенных заблуждений о силе духа, чтобы ты смог отказаться от предвзятых представлений, портящих тебе и другим людям жизнь.
1. Сильные духом не могут сдаться
Считается, что если человек назвал себя сильным или это отмечают окружающие его люди, то он автоматически должен отказаться от права опускать руки в сложных ситуациях. Запомни: в жизни бывает всякое, и иногда человек просто не понимает, что продолжать бороться нет смысла. Когда сделано всё возможное и даже больше, а результата всё равно нет, пора ставить точку.
Сильные духом люди понимают, что ресурсы и возможности ограничены, и, вместо того чтобы до последнего биться о закрытые двери, направляют свои силы на что-то более достижимое.
2. Сильные духом способны совершить невозможное
То, что человек силен духом, еще не значит, что его возможностям нет предела. Стремиться стать лучше, умнее, сильнее и успешнее — это хорошо: высокие стандарты подталкивают человека к высоким достижениям. Но человек всегда остается в первую очередь человеком, а это значит, что некоторые вещи он изменить не в силах.
Простой пример: не каждый способен стать чемпионом по фигурному катанию, сколько бы он ни старался, сколько бы времени и сил ни вкладывал в тренировки. Так и со всем остальным. Люди, сильные духом, понимают, что цели делятся на достижимые и недостижимые. И они выбирают те, которые реально достичь.
3. Сильные духом всегда успешны
У каждого человека в жизни бывают взлеты и падения. Сильные духом люди не исключение — они тоже переживают провалы и неудачи. Хотя одно отличие всё же есть: они не тратят много сил и времени на переживания, а стараются как можно быстрее сделать работу над ошибками и продолжить свой путь. Только переживая неудачи, человек становится выносливее.
4. Сильные духом безэмоциональны
То, что человек силен духом, вовсе не означает, что он лишен эмоций или не должен их проявлять, оставаясь невозмутимым в любых ситуациях. Все мы люди, и каждого из нас могут огорчить, обидеть, разгневать и т. д. Никто не должен прятать свои эмоции в себе, чтобы поддерживать образ сильного и выносливого человека.
Сильные духом имеют право на выражение эмоций и чувств. Разница лишь в том, что такие люди контролируют свои эмоции, не позволяя им брать верх.
5. Сильные духом всегда позитивны
Ни один человек, вне зависимости от того, насколько он силен и вынослив, не может оставаться на позитиве 24/7. Так бывает только в книгах и фильмах. В реальной жизни всё устроено немного иначе: бывают дни, когда всё предстает перед человеком в черном цвете, бывают временные отрезки, в которые продолжать движение вперед становится невыносимо сложно.
Человек, сильный духом, в такие тяжелые периоды остается верен себе и своей цели и делает всё, чтобы выбраться из неприятной ситуации. Но это не значит, что он будет источать позитив в такие моменты. Это как минимум странно — быть радостным и счастливым в то время, когда в жизни происходят травмирующие события.
6. Сильные духом не могут говорить «нет»
Сильного духом человека часто просят о помощи окружающие, которые верят в то, что им не откажут. Кажется, что выносливому и стойкому человеку ничего не стоит решить не только свои, но и чужие проблемы. На самом деле никто не должен жертвовать своим временем, силами и интересами ради того, чтобы сделать работу кого-то другого.
Сильные духом умеют говорить «нет», когда понимают, что человеку просто лень самостоятельно решать свои проблемы, или когда осознают, что на помощь окружающим у них не хватает ресурсов. Они знают, что думать необходимо прежде всего о себе, и оказывают услугу только тогда, когда это не идет им в ущерб.
7. Сильные духом всегда находят в себе силы на то, чтобы простить человека и принять его
Сила не в том, чтобы позволять себе попадать в одни и те же ловушки по нескольку раз. Сила духа — это четкое осознание того, что приносит тебе пользу, и своевременное избавление от всего, что тянет тебя на дно.
8. Сильные духом не завидуют
Человек, сильный духом, как и окружающие, может испытывать зависть. Разница лишь в том, что это чувство мотивирует его меняться, развиваться, ставить перед собой масштабные цели и много работать для их достижения. У сильных духом людей проявляется так называемая белая зависть: они искренне рады успехам и достижениям другого человека и готовы вдохновляться ими для собственных побед.
9. Сильные духом не испытывают страх
Страх есть у каждого из нас, даже у тех, кого мы считаем самыми смелыми и выносливыми людьми. Смелыми их делает не отсутствие страхов, а умение их преодолевать. Только с таким подходом человек может раскрыть свою внутреннюю силу и добиться того, чего хочет.
12 причин, почему сильный духом человек может утратить веру в себя
Даже сильный духом человек время от времени теряет веру в себя и, как следствие, мотивацию продолжать двигаться дальше к поставленной цели. Он тоже отказывается от своих смелых желаний, вычёркивает пункты из списка дел, и прокрастинрует. Мы собрали несколько причин, почему так происходит, чтобы ты мог быстро решить свою проблему и вернуть уверенность в собственных силах.
1. Он пессимистично относится к своим шансам на успех после поражения
Если сильный духом человек потерпит неудачу в том деле, куда он вложил все свои внутренние ресурсы, он серьёзно задумается о том, есть ли у него шансы на успех в дальнейшем. Чем крупнее ошибка или неудача, тем больше будет скептицизма. И тем больше вероятности, что он просто откажется от поставленной цели, чтобы не разочароваться в себе ещё сильнее.
2. Он винит в своих неудачах только себя
Сильный духом человек выкладывается на все 100%, когда хочет достичь поставленной цели. И это помогает ему практически безошибочно двигаться вперёд. Но когда стратегия не срабатывает, и несмотря на необходимые знания, навыки, работоспособность и временные затраты человек сталкивается с неудачей, это больно ударяет по его самооценке. Он начинает искать причины в себе, даже не позволяя себе задуматься о том, что внешние обстоятельства или другие люди так же могут оказывать влияние на результаты его трудов.
3. Он ставит перед собой нереалистичные цели
Людям кажется, что завышенные цели — это необходимое условие для поднятия мотивации, и самый быстрый путь к успеху. На самом деле, это работает по-другому: когда человек ставит перед собой слишком амбициозные цели, процесс их достижения медленно, но верно уменьшает его веру в себя и вызывает демотивацию, потому что возникшие на его пути проблемы оказываются слишком сложными и непонятными. Но сильный духом человек не согласен идти по простому пути, поэтому рано или поздно его самооценка подвергается серьёзному испытанию.
4. Он не использует свои возможности
Сильный духом человек в этом ничем не отличается от остальных — он может не видеть вокруг себя возможностей, или считать, что они не удовлетворят его запросы. Вместо того, чтобы взять себя в руки и начать создавать или хотя бы искать новые возможности, которые повысили бы его шансы на успех, он предпочитает не рисковать, тратить свои внутренние ресурсы на помощь окружающим людям, идти по чётко построенному плану, не отступая от него ни на шаг, даже если это поможет ему добиться большего.
5. Он не верит в то, что обладает талантом
Когда сильный духом человек задумывается о своих талантах и приходит к мнению, что всё, чего он достиг — результат его трудов, полученных знаний и опыта, в нём закрадывается сомнение — так ли он хорош. Талант необычайно переоценён обществом, так что даже человек, добившийся весомых успехов в какой-либо сфере, может начать сомневаться в себе. Когда ты видишь, что у кого-то всё получается само собой, а ты для получения такого же результата нарабатывал опыт и тренировал технику долгое время — ты начинаешь задумываться о том, стоит ли вообще тебе продолжать развиваться в выбранном направлении.
6. Он не умеет планировать своё время
Даже при огромном желании, возможности направить на достижение поставленной цели все свои внутренние ресурсы, постоянном обучении необходимым знаниям и навыкам, человек вряд ли сможет добиться успеха, не умея планировать своё время. Скорее всего, большая его часть будет тратиться впустую, а проблемы, которые не мешало бы решить как можно быстрее, откладываться на потом. Всё это мешает человеку быть продуктивным и приводит к неминуемому разочарованию в себе и своих силах. Но секрет прост — нужно всего-то выжимать максимум из того, чем ты располагаешь.
7. Он хочет добиться успеха сразу
Вместо того, чтобы смириться с необходимостью пройти длинный путь к желаемой цели, сильный духом человек может поставить себя в слишком жёсткие рамки — сразу сделать что-то большое и значимое. Как итог — он терпит неудачу, теряет мотивацию и веру в себя. Ситуация не изменится, пока он не согласится разбить свою цель на несколько маленьких шагов, и не будет двигаться к её достижению медленно и методично.
8. Он хочет добиться совершенства
Сильный духом человек тоже может всю жизнь верить в сказки о совершенстве — это мешает ему добиться успеха, несмотря на все возможности, знания, навыки и другие ресурсы, которыми он располагает. Его стремлению добиться идеала в любом деле не суждено сбыться, и это сильно бьёт по его самооценке. Он разочаровывается в себе и принимает решение отказаться от поставленных целей, чтобы не переживать из-за несовершенного результата.
9. Он берётся сразу за несколько дел одновременно
Вместо того, чтобы сосредоточить своё внимание на одной цели, сильный духом человек нередко принимает решение взяться одновременно за несколько дел. Он уверен в том, что ему хватит времени и сил, но быстро убеждается в обратном. Когда он начинает терпеть неудачу за неудачей, наступает период разочарования в себе: вместо того, чтобы просто расставить приоритеты и отказаться от целей, которые менее важны для него, он ругает себя за недостаточные старания.
10. Он слишком переживает за других людей
Сильный духом человек часто взваливает на свои плечи груз ответственности за кого-то другого. Он всегда пытается помочь человеку, попавшему в сложную ситуацию, решить проблемы своих близких, дать полезный совет. Всё это отнимает слишком много времени и сил, которые он мог бы потратить на достижение поставленных целей. Как итог — из-за недостатка ресурсов на работу над своей собственной жизнью, сильного духом человека ждут многочисленные ошибки и неудачи, заставляющие его разочаровываться в своих силах.
11. Он фокусируется на трудностях
Если человек всегда будет фокусироваться на трудностях и на том, как несправедлива жизнь, то вряд ли ему удастся добиться каких-то весомых успехов или достичь поставленных целей. В своей жизни он будет обращать внимание только на негативные события, собирать вокруг себя токсичных людей, создавать проблемы на ровном месте. И, хоть человек и силён духом, это вовсе не значит, что постоянный негатив не сможет пошатнуть его веру в себя.
12. Он ставит перед собой не свои цели
Любой человек может ошибиться при постановке целей на будущее — его могут убедить в чём-то родные и близкие, он может насмотреться фотографий из социальных сетей, или перенять те самые ценности, которые одобряются обществом. Если он будет стремиться к достижению не своих, а чьих-то чужих мечтаний, то в какой-то момент он рискует перестать верить в себя, не найдя в себе мотивации или не испытав положительных эмоций от результатов своих трудов.
«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16: 13)
Беседа с иереем Алексием Зайцевым, клириком Свято-Троицкого храма г. Челябинска
Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло – Свою волю – Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло – волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит.
Старец Паисий Святогорец
|
Иерей Алексий Зайцев |
– Отец Алексий, что такое малодушие?
– Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.
«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека.
В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи.
Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование.
Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку.
Малодушие – это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства. Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.
В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим.
– Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с православной точки зрения, можно назвать человеком с сильным духом?
– Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова «сила духа» и «сила воли» разными людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте определимся с данными понятиями следующим образом.
Сила духа – сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей – тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно.
Сила воли – одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную волю ради служения коммунистическим идеалам. Однако вне действия Божественной благодати человек далеко не всегда способен употребить свою сильную волю на служение добру и во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности может постепенно довести человека с сильной волей до таких извращенных форм, как тирания и жестокость. Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком. Мне известно очень много примеров людей, которые в юности обладали сильной волей, были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов, но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и разочаровавшимися в жизни.
Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.
– Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление – всегда слабость. Преступник – это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?
– Мы отметили выше, что вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление.
Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям.
На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании – для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.
– Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии.
– В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.
Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой – для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха.
Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия.
– Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом?
– О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным. Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства.
Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.
Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства. Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях. Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество – по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям – смириться и потерпеть их недостатки.
Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым – так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов. Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа.
Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью.
Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно – от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.
– Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница – решимость. На чем должна быть основана эта решимость?
– Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной. Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает. Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима.
– Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: “Чадо, како веруешь?” А второй: “Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?” Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян?
– Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной.
Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера. Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние. Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы – в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство.
Главное – чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре.
– Святитель Иоанн Златоуст учил: «Если на поле будут вырваны все сорняки, но не будут посеяны семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней добродетели». Как вы думаете, почему сегодня большинство верующих людей, уделяя много внимания поиску своих грехов и недостатков, при этом проявляют нерадение в развитии добродетелей (достоинств души)?
– Покаяние человека всегда начинается с познания глубины своей греховности. Однако искоренить обнаруженные пороки и недостатки возможно только в том случае, если, изгоняя злое, мы станем насаждать в своем сердце добродетели, противоположные своим прежним греховным наклонностям. Если пренебречь развитием в своем сердце добродетелей, зло вернется с еще большей силой. Об этом нас предупреждал и Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12: 43–45).
Почему современный верующий человек слишком часто останавливается на стадии познания своих грехов и не делает следующий шаг к духовно-нравственному совершенствованию? Проблема, мне кажется, в том, что путь насаждения добродетелей требует сегодня от человека большой жертвенности, отказа от многих земных радостей и утешений, которыми подпитываются пороки в нашем сердце. Современному обывателю, всецело порабощенному материальной стороной бытия, очень трудно отречься от части своего земного достояния ради блага окружающих его людей, чего неизменно требует путь добродетельной жизни. Можно сказать и так: часто не хватает силы духа, чтобы пожертвовать частью своего земного благополучия.
Но здесь важно сделать первый шаг. Ведь человек, твердо решивший насаждать в своем сердце добродетели, скоро поймет, насколько велика духовная радость от совершения благих дел, насколько ближе становится к нему Бог как в духовной, так и в земной жизни.
– Как вы считаете, может быть, одна из причин малодушия заключается в том, что человек не осознает всемогущество Бога, Его силу и мощь?
– Да, безусловно. Человеку, который не верит в Бога или имеет несовершенную веру, приходится уповать только на собственные силы и способности, руководствоваться только расчетами земной логики. Однако мы прекрасно знаем, что собственные силы человека весьма ограничены, и нередко в жизни случаются ситуации, из которых не представляется шанса выйти победителем, если уповать только на земные средства. Для многих это становится поводом для малодушия.
Более того, если бы люди не уповали на Бога, то многим великим событиям как в личных судьбах, так и в судьбе нашего Отечества не дано было бы свершиться. Возьмем, к примеру, освобождение Москвы от поляков в 1612 году народным ополчением К. Минина и князя Д. Пожарского. Это чудо стало возможным только благодаря вере народа в помощь Божию. Ведь в 1610 году Московская Русь практически перестала существовать: в ней не стало ни царя, ни правительства, ни системы государственного управления, ни армии, ни государственной казны… На стороне польского гарнизона в Москве была хорошо обученная армия мощного государства – Речи Посполитой. Если бы русские люди уповали только на собственные силы, сбор ополчения показался бы совершенно безумным предприятием, шансов на победу не было бы. Однако наш народ крепко уповал на Бога, и победа была достигнута, вопреки расчетам земной логики.
Когда человек имеет живую веру в Бога, постоянно осознает присутствие Творца в своей судьбе – это очень хорошее основание для борьбы с малодушием.
– Паисий Святогорец учил: «Когда человек расположен к подвижничеству, когда он молится и просит Бога умножить в нем силу воли, Бог помогает ему. Человек должен знать, что если он не преуспевает, то [это значит, что] он либо совсем не прикладывает воли, либо прикладывает ее недостаточно». Получается: чтобы духовно преуспевать, мы должны молиться об укреплении силы воли. А что, помимо молитвы, необходимо делать, чтобы развивать свою силу воли? Как при этом не стать излишне самоуверенным?
– Для того чтобы духовно преуспевать, мы просим Господа о многих благах: о даре молитвы, покаяния, смирения, познания своих грехов… В том числе и о том, чтобы Господь укрепил нашу волю в борьбе со страстями.
Мы уже говорили о том, что следует различать силу воли и силу духа. Сила воли связана с врожденными, естественными способностями души, а сила духа – с тем, насколько наше сердце освящено светом Божественной благодати, насколько оно свободно от страстей, насколько оно может служить орудием Божиим. Чем сильнее дух человека, чем более он устремлен к Богу, тем более он подчиняет себе силу воли человека, направляя ее на служение добру.
Поэтому для укрепления собственно силы воли существуют два пути. Во-первых, путь духовный – через очищение сердца от греховных недугов, через приближение его к Богу. Во-вторых, путь естественный – через правильное воспитание, через осознание ответственности за все свои поступки, через любовь к своей Родине и народу, через служение ближним, через физическое развитие тела и т.д.
Только с помощью духовных упражнений, пренебрегая, например, воспитанием и физической подготовкой, волю сильной сделать не удастся. Но и пренебрежение духовной жизнью в пользу активных тренировок делает волю человека ущербной, а силу ее – ограниченной. История является свидетельницей тому, как еще до христианства Римская империя знала многих достойных подражания воинов, которые на полях сражения показывали великое мужество и героизм. Но те же воины после битвы могли стать безвольными рабами развратных женщин, способными ради своих любовниц на самые жалкие и неблаговидные поступки. Те же воины могли стать рабами чревоугодия и пьянства, оставаясь в их приятном плену даже тогда, когда это становилось угрозой для их здоровья и жизни. Поэтому, с православной точки зрения, если сердце человека исполнено страстей, если естественные силы его души не подчинены духу – рано еще говорить о сильной воле.
Теперь затронем еще один аспект заданного вами вопроса. Что это значит, когда говорят, что воли человека бывает недостаточно, что силы воли не хватает и т.д.?
Позволю себе привести простую аналогию. Представьте себе юношу, который способен поднять штангу весом в 80 килограмм. А что, если от него потребуют поднять вес в 150 килограмм? Он окажется неспособен сделать это, так как сил у него в данное время для этого недостаточно. Одного желания, усилия воли здесь явно не хватит, необходимо потратить много времени, приложить массу усилий для того, чтобы поднятие веса в 150 килограммов стало реальностью. А если юноша перестанет тренироваться, предастся неге и расслаблению, то и прежние 80 килограммов он окажется не в состоянии поднять. Так и в духовной жизни. Когда мы мало усердия прилагаем к развитию силы воли, к воспитанию своей души, в сложных жизненных ситуациях нашей силы воли может оказаться недостаточно, и мы впадем в малодушие. Если потрудиться над развитием силы духа и силы воли, то через некоторое время многое для нас станет возможным; а если предадимся нерадению после первых неудач, впадем в еще большее малодушие и безволие.
– Всякий христианин есть воин Христов. Он может быть достойным этого высокого звания, только преодолевая малодушие. К сожалению, то, что сейчас время слабых мужчин, очевидный факт. Каким должен быть православный мужчина, и что ему мешает быть таковым?
– Если говорить кратко, православный мужчина, прежде всего, должен быть верным чадом своей матери-Церкви. Он должен иметь живую веру в Бога, активно бороться со своими пороками и недостатками, стремиться предпочитать духовное душевному, вечное – временному, высокое – низкому. Он должен развивать в себе силу духа, которая питается и укрепляется благодатью Божией.
При этом он, безусловно, должен быть достойным гражданином своей Родины, способным послужить ей, пожертвовать своим личным достоянием ради общего блага; он не имеет права поступаться своими принципами, своими высокими ценностями и идеалами ни по причине малодушия и трусости, ни по причине земной корысти.
Еще очень важно, чтобы он был любящим мужем и отцом, который никогда не поступит бесчестно по отношению к своим самым близким людям, не предаст их ради ветреных страстных влечений, комфортной жизни и личных выгод.
Проблема же слабых мужчин в нашем обществе связана, в первую очередь, с неправильным воспитанием. В современных семьях практически ничего не делается для того, чтобы вырастить мальчика будущим отцом, мужественным и ответственным за свои поступки. Все чаще ребенок становится центром семьи, где все, начиная с родителей, потакают его слабостям. Кроме всего прочего, сильных, благополучных семей у нас сегодня очень и очень мало.
Стоит ли в такой ситуации удивляться слабости и малодушию современных мужчин, ведь силу воли необходимо воспитывать долго и последовательно с самого рождения – она не развивается самопроизвольно.
– Известный православный инструктор-«рукопашник» сказал: «Некоторые священники не благословляют заниматься боевыми искусствами вообще. Не понимая особенностей воинского пути, они лишают сегодняшнее молодое поколение физической и воинской подготовки. И наши мальчишки перестают быть мужчинами уже под крылом Церкви». Что об этом можете сказать?
– Мне кажется, что военно-патриотические клубы, основанные на русских боевых и культурных традициях, – немногое из того, что сегодня способно сберечь нашу страну от разложения, а ее мужскую составляющую – от деградации. Эти клубы нужны для мальчишек, которым следует научиться защищать свою Родину и своих близких. Если воспитание в клубе правильно поставлено, если не будут ограничиваться духовные потребности учащихся, то это может привести и к преуспеянию в духовной жизни.
Протоиерей Игорь Шестаков, настоятель нашего храма, несколько лет назад организовал и возглавляет до настоящего времени военно-патриотический клуб «Воин». Некоторые ребята приходили туда даже некрещеными и неверующими, но в клубе, благодаря церковному окормлению, они обретали спасительную веру и принимали святое крещение. В настоящее время многие из них являются активными прихожанами различных храмов Челябинской епархии. Таким образом, правильное воспитание мальчишек в военно-патриотических клубах может привести и к рождению в духовной жизни. Уверен, что каждый батюшка, который окормляет подобного рода клубы и организации, приведет немало конкретных примеров вышесказанному.
Однако я более чем за 12 лет своего священнического служения практически не встречал батюшек, которые бы столь ригорично относились к боевым искусствам.
Отец Алексий, из Нового Завета известно, что малодушие покинуло апостолов после того, как они приняли Святого Духа. Можно ли говорить, что малодушие – это следствие нестяжания человеком Духа Святого?
– Уже говорилось, что благодать Божия питает силу духа, а сильный дух непосредственно укрепляет и волю как естественную силу нашей души. Чем более безблагодатен человек, тем слабее в нем воля, тем более он подвержен малодушию.
Апостолов нельзя считать малодушными людьми в сравнении со своими иноплеменниками. Однако до сошествия Святого Духа их сила воли имела пределы человеческого естества. Благодать Божия впоследствии позволила им совершить то, что превышало естественные человеческие силы.