что значит слабоумный человек
Слабоумие
Слабоумие – это дисфункция интеллекта, его поражение, вследствие которого происходит снижение способности постигать связи между окружающими реалиями, явлениями, событиями. При слабоумии ухудшаются познавательные процессы, и наблюдается обеднение эмоциональных реакций и черт характера, нередко до полного исчезновения их. Кроме того, утрачивается способность отделять важное (первостепенное) от незначимого (второстепенного), теряется критичность к собственному поведению и речи.
Слабоумие может носить приобретенный характер или быть врожденным. Второе – носит название умственная отсталость. Приобретенное слабоумие именуется деменцией и проявляется в ослаблении памяти, уменьшении запаса представлений и знаний.
Причины слабоумия
Поскольку слабоумие основывается на тяжёлой органической патологии нервной системы, фактором, провоцирующим развитие слабоумия, может стать любой недуг, способный породить дегенерацию и разрушение клеток мозга.
Чаще всего рассматриваемой дисфункции подвержены люди возрастной категории, однако сегодня нередко встречается деменция и у молодых.
Приобретенное слабоумие в молодом возрасте могут породить:
— интоксикация, ведущая к гибели мозговых клеток;
— злоупотребление спиртосодержащими жидкостями;
— наркомания и иные разновидности зависимостей, например, зависимость от еды или лекарственных препаратов, шопоголизм, интернет-зависимость, игромания;
В первый черед, в пожилом возрастном периоде, можно выделить специфические формы слабоумия, при которых повреждение коры мозга являет собой самостоятельный и доминирующий, патогенетический механизм недуга. К таким специфическим формам деменции относят:
— болезнь Пика (как правило, встречается у людей, перешедших пятидесятилетний рубеж, и характеризуется разрушением и атрофией коры мозга, в основном, в лобных и височных областях),
— болезнь Альцгеймера (преимущественно наступает после шестидесятипятилетнего возраста, нейродегенеративная патология, начинающаяся с нарушения кратковременной памяти, по мере развития патологии нарушается и долговременная память, появляются речевые нарушения и когнитивные дисфункции, больной постепенно утрачивает ориентацию и способность ухаживать за собой),
— слабоумие с тельцами Леви (проявляется клинической картиной паркинсонизма и прогрессирующим когнитивным нарушением в первый год развития недуга).
В иных случаях деструкция нервной системы носит вторичный характер, и является следствием основного заболевания, например, инфекционного, хронической сосудистой патологии, системного поражения нервных волокон.
Сосудистые нарушения чаще всего становятся причинами вторичного поражения мозга, в особенности, гипертоническая болезнь и атеросклероз.
К распространенным причинам, порождающим развитие слабоумия, можно также отнести опухолевые процессы нервной системы, хорею Гентингтона (наследственная патология нервной системы), спиноцеребеллярные дегенерации (спиноцеребеллярная атаксия), болезнь Геллервордена – Шпатца (нейродегенеративная патология, сопровождающаяся отложением железа в мозге), гашишный психоз. Реже приобретенное слабоумие вызывают такие инфекционные недуги, как хронический менингит, вирусный энцефалит, СПИД, нейросифилис, болезнь Крейтцфельдта – Якоба (прогрессирующая дистрофическая мозговая патология).
Приобретенное слабоумие также может наступить:
— при некоторых эндокринных дисфункциях (синдром Кушинга, нарушение функционирования щитовидной и паращитовидных желез);
— как осложнение почечной или печеночной недостаточности;
— как осложнение гемодиализа (процедура внепочечного очищения крови);
— дефицит витаминов В-группы;
— при тяжелых аутоиммунных недугах (рассеянный склероз, системная красная волчанка).
В отдельных случаях деменция является результатом воздействия комплекса причин. Классическим примером тут могут служить смешанные сенильные деменции.
Симптомы слабоумия
В зависимости от формы слабоумия, этиологического фактора недуга симптоматика рассматриваемой патологии способна трансформироваться. Однако можно выделить общие проявления слабоумия, к которым относятся:
— постепенное ухудшение, в первый черед, краткосрочной памяти;
— сложности с речью, в частности, в подборе слов и произнесении фраз;
— дезориентации во времени;
— сложности с выполнением трудных задач, требующих умственных затрат.
Симптоматика данного недуга характеризуется медленным развитием, вследствие чего он может протекать длительное время незаметно для окружающих и самого больного. Проявления забывания, вначале наблюдающиеся крайне редко, постепенно возникают все чаще.
Основные симптомы слабоумия, следующие:
— уровень развития соответствует детскому;
— способность к критичности исчезает;
— нарушается абстрактное мышление, речевые расстройства, перцептивная и двигательная дисфункция;
— утрата элементарных бытовых навыков, таких как умение самостоятельно одеться, соблюдение личной гигиены;
— дезориентация в пространстве.
Слабоумие у детей – в первый черед это нарушение интеллектуальной функции, вызванное поражением головного мозга, что приводит к социальной дезадаптации. Проявляется оно, как правило, расстройством эмоционально-волевой сферы малышей, речевыми нарушениями, расстройством моторики.
Ниже приведены симптомы в зависимости формы слабоумия.
Основная классификация рассматриваемого недуга позднего возраста состоит из трех видов: сосудистые деменции, к которым относится церебральный атеросклероз, атрофические (болезнь Пика, Альцгеймера) и смешанные деменции.
Классической и наиболее распространенной формой сосудистых деменций является атеросклероз сосудов мозга. Клиническая картина этого недуга разнится в зависимости от стадии развития патологии.
На начальном этапе преобладают неврозоподобные нарушения, такие как апатия, вялость, слабость, повышенная утомляемость и раздражительность, расстройства сна, головные боли. Кроме того, отмечаются дефекты внимания, заостряются черты личности, появляется рассеянность, аффективные нарушения, проявляемые депрессивными переживаниями, недержанием аффекта, «слабохарактерностью», эмоциональной лабильностью.
На последующих этапах более выраженными становятся расстройства памяти на имена, даты, текущие события. В дальнейшем нарушения памяти становятся глубже и проявляются в виде парамнезии, прогрессирующей, фиксационной амнезии, дезориентацией (синдром Корсакова). Мыслительная функция утрачивает гибкость, становится ригидной, понижается мотивационный компонент интеллектуальной деятельности.
Таким образом, происходит формирование частичного атеросклеротического слабоумия по дисмнестическому типу. Другими словами, возникает атеросклеротическая деменция с превалированием нарушений памяти.
При церебральном атеросклерозе довольно редко отмечаются острые либо подострые психозы, проявляемые чаще ночью, в виде делирия, сочетаемого с расстройством сознания, бредовыми идеями и галлюцинациями. Иногда могут появляться хронические бредовые психозы в соединении с параноидальным бредом.
Заболевание Альцгеймера является первичным дегенеративным слабоумием, которому сопутствует неуклонное прогрессирование дисфункции памяти, интеллектуальной деятельности. Начинается данный недуг, как правило, после преодоления шестидесятипятилетнего рубежа. Описываемое заболевание имеет несколько стадий течения.
Инициальная стадия характеризуется когнитивными дисфункциями и мнестико-интеллектуальным снижением, которое проявляется забывчивостью, ухудшением социального взаимодействия и профессиональной деятельности, затруднением ориентации во времени, нарастанием симптомов фиксационной амнезии, дезориентацией в пространстве. Кроме того, этой стадии сопутствуют нейропсихологическая симптоматика, включающая апраксию, афазию и агнозию. Также наблюдаются и эмоционально-личностные расстройства, такие как субдепрессивное реагирование на собственную несостоятельность, эгоцентризм, бредовые идеи. На данном этапе заболевания пациенты способны критически оценивать собственное состояние и стараются корректировать нарастающую несостоятельность.
Умеренная стадия характеризуется височно-теменным нейропсихологическим синдромом, нарастанием явлений амнезии, количественным прогрессированием нарушений пространственно-временной ориентации. Особенно сильно проявляется дисфункция интеллектуальной сферы: выраженное понижение уровня суждений, сложности с аналитико-синтетической деятельностью, а также наблюдаются речевые нарушения, расстройство оптико-пространственной деятельности, праксиса, гнозиса. Интересы пациентов в этой стадии довольно ограничены. Они нуждаются в постоянной поддержке, уходе. Такие пациенты не в состоянии справляться с профессиональными обязанностями. Однако при этом они сохраняют основные личностные черты. Больные ощущают себя неполноценными и адекватно эмоционально реагируют на недуг.
Тяжелая деменция характеризуется полным распадом памяти, а представления о собственной личности фрагментарны. На этой стадии больные без помощи и тотальной поддержки обходиться не могут. Они не в состоянии выполнять самые элементарные вещи, например, соблюдать личную гигиену. Агнозия достигает пикового проявления. Распад речевой функции чаще происходит по типу полной сенсорной афазии.
Заболевание Пика встречается реже в сравнении с Альцгеймером. Кроме того, среди числа заболевших индивидов больше женщин. Основные проявления заключаются в трансформациях эмоционально-личностной сферы: наблюдаются глубокие расстройства личности, совершенно отсутствует критичность, поведение пассивно, аспонтанно, импульсивно. Больной ведет себя грубо, сквернословит, гиперсексуален. Он не в состоянии подвергнуть адекватной оценке ситуацию.
Если для начальных стадий сосудистых деменций свойственно заострение некоторых черт характера, то болезни Пика характерно резкое видоизменение поведенческого реагирования вплоть до совершенно противоположного, ранее не присущего. Так, например, вежливый человек превращается в грубого, ответственный – в безответственного.
Наблюдаются следующие трансформации в когнитивной сфере в виде глубоких нарушений мыслительной деятельности. При этом автоматизированные навыки (такие как: счет, письмо) сохраняются продолжительное время. Нарушения памяти возникают значительно позднее, нежели личностные трансформации, и не так ярко выражены, как при Альцгеймере или сосудистой деменции. Речь больного с самого начала развития рассматриваемой патологии становится парадоксальной: сложности в подборе нужных слов сочетается с многословием.
Болезнь Пика является частной разновидностью слабоумия лобного типа. Также к этому относят: дегенерацию лобной области, моторных нейронов и лобно-височное слабоумие с симптомами паркинсонизма.
В зависимости от преимущественного повреждение тех либо иных зон мозга различают четыре формы слабоумия: корковою, подкорковую, корково-подкорковую и мультифокальную деменцию.
При корковом слабоумии, преимущественно, страдает кора полушарий мозга. Чаще наступает вследствие алкоголизма, болезней Пика и Альцгеймера.
При подкорковой форме недуга страдают, прежде всего, подкорковые структуры. Этой форме патологии сопутствуют неврологические нарушения, такие как скованность мускулатуры, дрожание конечностей, расстройства походки. Чаще порождается болезнями Паркинсона или Хантингтона, а также наступает вследствие кровоизлияний в белое вещество.
Кора полушарий и подкорковые структуры поражаются при корково-подкорковом слабоумии, которое чаще наблюдается при сосудистых патологиях.
Мультифокальная деменция возникает вследствие образования множественных участков дегенерации и некроза в разных участках нервной системы. Нарушения неврологического характера довольно разнообразны и обусловлены локализацией патологических очагов.
Также можно систематизировать слабоумие в зависимости от величины поражений на тотальную деменцию и лакунарную (страдают структуры, отвечающие за определенные виды мыслительной деятельности).
Обычно, ведущую роль в симптоматике лакунарного слабоумия играют нарушения кратковременной памяти. Больные могут забывать, что планировали совершить, где они находятся и т.п. Критичность к собственному состоянию сохранена, нарушения эмоционально-волевой сферы слабо выражены. Может отмечаться астеническая симптоматика, в частности, эмоциональная неустойчивость, слезливость. Лакунарная форма слабоумия наблюдается при многих недугах, включая и начальные стадии заболевания Альцгеймера.
При тотальной форме слабоумия отмечается постепенный распад личности, понижается интеллектуальная функция, утрачиваются способности к обучению, нарушается эмоционально-волевая сфера, исчезает стыд, сужается круг интересов.
Тотальное слабоумие развивается, вследствие объемных нарушений кровообращения в лобных участках.
Признаки слабоумия
Можно выделить десять типичных признаков слабоумия.
Первым и наиболее ранним признаком развития слабоумия считаются изменения памяти и прежде всего, краткосрочной. Начальные трансформации практически незаметны. Так, например, больной может помнить события прошедшей молодости, и не вспомнить продукты, которые употреблял на завтрак.
Следующим ранним признаком развивающегося слабоумия являются речевые нарушения. Больным сложно подобрать правильные слова, им трудно объяснить элементарные вещи. Они могут тщетно пытаться подобрать нужные слова. Беседа с больным человеком, страдающим начальной стадией деменции, становится трудной и занимает больше времени, нежели занимала ранее.
Третьим признаком можно считать изменения настроений. Так, например, депрессивные настрои являются постоянными спутниками раннего слабоумия.
Апатию и вялость можно считать четвертым признаком рассматриваемой патологии. Человек, страдающий слабоумием, утрачивает интерес к ранее любимой деятельности или собственному хобби.
Пятый признак заключается в появлении трудностей в выполнении рядовых заданий. Так, например, человек не в состоянии проверить баланс кредитной карты.
Часто на начальных стадиях развития деменции человек ощущает себя растерянным. Вследствие снижения функции памяти, мыслительной деятельности и способности к суждению, возникает путаница, что является шестым признаком описываемого расстройства. Больной забывает лица, нарушается адекватное взаимодействие с социумом.
Седьмой признак состоит в трудности запоминания сюжетных линий, сложности воспроизведения телевизионной программы или разговора.
Пространственная дезориентация считается восьмым признаком слабоумия. Чувство направления и ориентация в пространстве являются общими мыслительными функциями, которые нарушаются одними из первых при слабоумии. Больной перестает узнавать привычные ориентиры либо не в состоянии вспомнить ранее постоянно используемые направления. Кроме того, им становится довольно сложно следовать пошаговой инструкции.
Повторение является общим признаком деменции. Люди, страдающие слабоумием, могут повторять ежедневные задачи либо одержимо коллекционируют ненужные вещи. Они часто повторяют вопросы, на которые ранее уже получили ответ.
Последним признаком можно считать дезадаптацию к изменениям. Для людей, страдающих описываемым недугом, характерна боязнь перемен. Поскольку они забывают знакомые лица, не в состоянии следить за мыслью говорящего, забывают, зачем пришли в магазин, они стремятся к рутинному существованию и опасаются пробовать новое.
Лечение слабоумия
В первый черед, лечение слабоумия подбирается в зависимости от этиологического фактора. Основные терапевтические мероприятия на ранних стадиях развития недуга сводятся к назначению ноотропов и общеукрепляющих средств.
Можно выделить общепринятые способы терапии слабоумия: назначение нейролептиков, препаратов, способствующих нормальному мозговому кровообращению, добавление в ежедневный рацион продуктов, богатых антиоксидантами, систематический контроль над артериальным давлением.
Иными методами следует проводить терапию при сосудистом слабоумии. В этом случае лечебные мероприятия направлены на основную причину разрушения нейронов. Помимо назначения фармакопейных средств, необходимо откорректировать питание, нормализовать распорядок, исключить курение, выработать комплекс простых физических упражнений. Также практикуется для тренировки мыслительной деятельности решение несложных умственных упражнений. В качестве лечебно-профилактических мероприятий при слабоумии рекомендованы ежедневные прогулки.
Назначение лекарственных препаратов проводится исходя из состояния пациента. Сегодня чаще всего назначаются следующие фармакопейные средства: противодементные препараты, нейролептики и антидепрессанты.
Первая группа препаратов направлена на предохранение нейроны от разрушения и улучшение их передачи. Эти препараты не излечат заболевание, но могут существенно замедлить темпы его развития.
Нейролептики применяют для снятия беспокойства и устранения агрессивных проявлений.
Антидепрессанты назначают с целью ликвидации проявлений тревоги, устранения апатии.
Слабоумие у детей предполагает следующее лечение: систематический прием психостимуляторов (сиднокарб или кофеин-бензоат натрия). Часто рекомендовано назначение тонизирующих средств растительного происхождения. Например, препаратов на основе элеутерококка, лимонника, женьшеня. Эти лекарственные средства отличаются низкой токсичностью, оказывают благотворный эффект на нервную систему и повышают стойкость при различном виде нагрузок. Также при лечении детского слабоумия не обойтись без приема ноотропов, влияющих на память, умственную деятельность и обучение. Чаще всего назначают Пирацетам, Луцетам, Нооцетам.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии слабоумия обязательно проконсультируйтесь с врачом!
слабоумный
слабоумный — См … Словарь синонимов
СЛАБОУМНЫЙ — СЛАБОУМНЫЙ, слабоумная, слабоумное; слабоумен, слабоумна, слабоумно (книжн.). Страдающий слабоумием. Слабоумный ребенок. Слабоумный эпилептик. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
слабоумный — СЛАБОУМНЫЙ, идиот, разг. дебил … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
СЛАБОУМНЫЙ — СЛАБОУМНЫЙ, ая, ое; мен, мна. Страдающий слабоумием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
слабоумный — I см. слабоумный; ого; м. II ая, ое; у/мен, у/мна, у/мно. см. тж. слабоумный, слабоумная а) Страдающий слабоумием. С ая старуха. Слабоу/мный ребёнок. Слабоу … Словарь многих выражений
Слабоумный — прил. разг. 1. Страдающий слабоумием [слабоумие 1.]. 2. Отличающийся слабоумием [слабоумие 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
слабоумный — 1. слабоумный, слабоумная, слабоумное, слабоумные, слабоумного, слабоумной, слабоумного, слабоумных, слабоумному, слабоумной, слабоумному, слабоумным, слабоумный, слабоумную, слабоумное, слабоумные, слабоумного, слабоумную, слабоумное, слабоумных … Формы слов
слабоумный — слабо умный; кратк. форма мен, мна … Русский орфографический словарь
слабоумный — кр.ф. слабоу/мен, слабоу/мна, мно, мны; слабоу/мнее … Орфографический словарь русского языка
Симптомы умственной отсталости у взрослых
Люди с умственной отсталостью (другие названия – малоумие, интеллектуальная инвалидность, олигофрения) на протяжении длительного времени вызывали отчуждение у окружающих, и анамнез их заболевания исследовался недостаточно глубоко. Однако современная медицинская практика поменяла свою концепцию, акцентируя внимание не только на физиологических и психических особенностях таких больных, но и на их интересах и потребностях в обычной жизни.
Необходимо отметить, что, невзирая на отождествление таких медицинских терминов, как «умственная отсталость» и «олигофрения», под которыми подразумеваются нарушения интеллектуального и психоэмоционального развития, первый имеет более широкие рамки. Недоразвитость в данном случае может быть спровоцирована социальными и педагогическими аспектами воспитания. Однако, и олигофрены, и умственно отсталые индивидуумы характеризуются одним общим признаком – неспособностью к самостоятельной адаптации в окружающем мире.
Критерии и симптоматика УО
Под умственной отсталостью подразумевается устойчивое, трудно поддающееся обратимости замедление развития психической, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется наличием врожденных или приобретенных в процессе жизни патологий.
Существенные ограничения в навыках, которые сопровождают малоумие, влекут за собой проблемы в области адаптивного поведения человека. Это подразумевает собой низкую приспособленность личности к окружающей среде, трудности во взаимодействии с социумом.
Вопрос о наличии интеллектуальной инвалидности необходимо рассматривать в сочетании с индивидуальными особенностями человека. Диагностируя данное психическое отклонение, следует также учитывать условия окружающей среды, в которой находится больной. Именно она определяет не только адаптацию индивида в обществе, но и психологическую поддержку, в которой такие люди нуждаются на протяжении всей жизни.
Умственную отсталость у взрослого человека определяют следующие критерии:
Кроме главных признаков, свидетельствующих о наличии умственной отсталости, специалисты отмечают вспомогательные, которые могут заметить окружающие больного люди:
Причины возникновения психического отклонения
Среди факторов, которые влияют на возникновение психической патологии, выделяют следующие:
Следует отметить, что единой причины возникновения умственной отсталости ученым найти на сегодняшний день не удалось. Как правило, возникновение заболевания связывают с несколькими неблагоприятными факторами, которые наступают одновременно или поочередно.
Разновидности малоумия
В зависимости от характера возникновения различают два вида психической патологии:
Врожденная олигофрения или, другими словами, непрогредиентный процесс – это патология, которая возникает во внутриутробном развитии плода или в связи с осложненной родовой деятельностью матери. Ее признаки наблюдаются сразу после рождения ребенка. Данный дефект психического развития почти не поддается коррекции, однако приблизить интеллектуальное развитие такого человека под установленные стандарты представляется возможным при условии своевременной и грамотной терапии.
Приобретенная умственная отсталость – это вид патологии, при которой снижение уровня интеллекта происходит в определенный период жизни человека. Характерной ее особенностью выступает прогредиентное течение заболевания, при котором развитие и нарастание симптоматики происходит постепенно.
Следующая классификация психического отклонения базируется на основе определения коэффициента интеллекта, который психотерапевт устанавливает с помощью специальных тестов. Диагностируя умственную отсталость в соответствии со степенью тяжести, специалисты различают следующие ее виды:
Человек, который страдает легкой умственной отсталостью, неспособен к абстрактному мышлению, обладает кратковременной памятью. В данном случае имеет место нарушение функциональных умений (например, чтение, письмо, приготовление пищи и т. п.). В социальных взаимосвязях с окружающими такие люди создают впечатление незрелых, поэтому нередко они подвергаются манипуляциям со стороны. При выполнении сложных жизненных вопросов и задач такой человек испытывает потребность в помощи.
Человек с умеренным малоумием нуждается в обязательном контроле. Не будучи способен справляться с повседневными задачами, он нуждается в непрерывной поддержке близких, которые вынуждены выполнять некоторые обязанности больного.
В социальной сфере основным инструментом которой является устная речь, больной чувствует себя некомфортно, его словарный запас беден, поэтому часто он не может правильно изложить свои мысли и требования. Для образования благополучных межличностных отношений олигофрену необходимо постороннее коммуникативное содействие. В повседневной, обычной жизни такие люди способны развить определенные навыки и умения исключительно в результате настойчивого, продолжительного обучения.
Концептуальные навыки у людей с тяжелой умственной отсталостью характеризуются ограниченностью и локальностью. Они плохо воспринимают речь окружающих, не осознают таких понятий, как «число», «деньги», «время» и т. п.
Устная речь больного ограничена, поэтому состоит в основном из примитивных фраз, единичных слов. Такие люди концентрируются исключительно на том, что происходит вокруг них в настоящий момент.
Человек с тяжелой формой умственной отсталости имеет потребность в назначении ему опекуна, который осуществляет постоянный уход и наблюдение за ним (покупка продуктов и одежды, приготовление пищи, личная гигиена и прочее).
При глубокой форме психического отклонения отсталости человек практически утрачивает визуально-пространственные умения. К примеру, он может указать на определенный предмет, но не знает, как использовать его по предназначению. Функциональному применению вещей препятствуют сопутствующие существенные сенсорные и моторные отклонения.
Навыки больного с точки зрения восприятия речевых оборотов и жестикуляций окружающих очень ограничены, что создает проблемы общения в социуме. Базовые желания и эмоции такой человек выражает при помощи языка тела. При этом его сознание способно воспринимать только простые инструкции. Такой больной полностью зависим, и нуждается в постоянной опеке.
Умственная отсталость и деменция
Отождествлять и взаимозаменять эти понятия ошибочно. Как уже было сказано, олигофрения – это задержка в развитии психики, которая вызвана патологическим изменением головного мозга, проявляется через нарушения интеллекта, и приводит к социальной неприспособленности. А деменция – это возрастное слабоумие, которое имеет приобретенный характер, и заключается в постепенном, стойком снижении когнитивной (познавательной) деятельности, потерей полученных ранее знаний и навыков, с последующей невозможностью усвоения новых.
Среди главных критериев, отличающих деменцию от олигофрении, выделяют такие (включая вышеизложенный):
Необходимо отметить, что дифференцирование олигофрении и деменции в раннем возрасте (до 3 лет) крайне затруднительно. Любое повреждение мозга может повлечь за собой распад или утрату психических функций, что может привести к общему отставанию в психическом развитии, кратковременному, постоянному или прогрессирующему. Поэтому диагностировать заболевание должен только квалифицированный специалист, который обладает необходимыми знаниями и опытом.
Развитие и лечение заболевания
У каждого человека УО развивается индивидуально. Своевременная диагностика дает возможность начать терапию на самом раннем этапе развития психического отклонения, что дает возможность положительного исхода терапии.
Перед оказанием помощи олигофрену необходимо учесть его индивидуальные особенности и потребности. Индивидуальный подход к каждому больному дает возможность подобрать ему максимально подходящий метод лечения. В зависимости от этого выделяют следующие методики терапии:
1. Медикаментозная. Она заключается в назначении препаратов, предотвращающих появление возможных психических расстройств (в случае, если необратимое поражение головного мозга еще не наступило), а также улучшению общего состояния внимания, памяти, восприятия.
Важную роль играет также витаминотерапия, которая способствует улучшению метаболических процессов в области центральной нервной системы.
В особо сложных случаях (грубые расстройства поведения, выраженные психозы, неврозы, затяжные депрессивные состояния) врач может принять решение о госпитализации больного в психиатрический или дневной стационар.
2. Немедикаментозная (психолого-педагогическая коррекция). Данная методика играет важную роль в социализации больного, интеграции его в общество. С этой целью больной посещает специализированную школу, где у него имеется возможность приобрести навыки, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности. Для больных с легкой формой психического отклонения важную роль играет комплексное психотерапевтическое лечение.
Люди, которые страдают УО, крайне нуждаются в поддержке, помощи и понимании со стороны социума. В последнее время появляется все больше специализированных учреждений, где таким больным создают максимально благоприятные условия для их жизни и деятельности.
Проблема состоит в другом – отношение окружающих к олигофренам. Важно помнить одно: сформировать из умственно отсталого человека гармоничную, целостную личность можно только с помощью понимания, терпения, толерантности и настойчивости.