что значит слэш в аккордах
Слэш-аккорды
Слэш-аккорды
Это будет небольшой раздел школы, но он логично подкрепляет то, что вы прочитали ранее. Теншионс и надстройки – это действительно красочные характеристика джазовой гармонии, насыщенное подлинно джазовое современное звучание, достигается именно благодаря им.
Да, конечно, потребуется не мало времени чтобы вы смогли овладеть тем большим количеством вариантов надстроек, на практике не все будут звучать удачно и многие из них вообще дело вкуса. Но некоторые важные принципы их использования будут раскрыты в течении школы. Наберитесь терпения.
Слэш-аккорды – это просто альтернативный способ записи некоторых аккордов. У них есть преимущество – они достаточно быстро читаются с листа, но есть и недостаток – понимать какие альтерации в аккорде присутствуют придется вам самостоятельно. Эти аккорды записываются через наклонный слэш (C/B), где слева буква обозначает аккорд, а буква справа – басовая нота.
Это имеет смысл т.к. все аккорды в джазовой музыке фундаментально строятся от баса и обращения трезвучий и септаккордов используются значительно реже. Поэтому в такой записи с одной стороны мы можем записать сложный по структуре аккорд, с другой стороны, указать обращение. Это важно понимать, потому что справа от слэша стоит именно басовая нота, которая не всегда будет тоникой аккорда!
Заметьте, как символ наклонного слэша отличается от горизонтальной черты в полиаккордах в предыдущей главе. Там мы имели дело с полиаккордами — двумя независимыми аккордами.
Рассмотрим несколько примеров. Сверху обозначения слэш-аккордов, снизу расшифровка в обычной записи с альтерациями:
Конечно, на первый взгляд всё это выглядит немного ужасно. Но в этом то и смысл, с помощью слэш-аккордов можно очень просто записать очень сложные аккордовые структуры и читать их будет значительно легче.
Посмотрите, например, на первый такт. Fma7 просто играется поверх одной басовой ноты Соль и мы уже получаем целый набор расширений аккорда, да еще и с задержанием G13sus4. Постарайтесь проанализировать каждый аккорд из примера и понаблюдайте, сможете ли вы идентифицировать ступени по отношению к басу.
Также, вы обнаружите, что в некоторых аккордах отсутствуют звуки. Так, в четвертом такте, Fma7#5/G не содержит терцию аккорда – Си, но это не должно пугать, такое иногда случается. Чаще всего, конечно, выпускается квинтовый тон аккорда, но иногда могут упускаться и другие звуки, и это в определенной степени может вводить в недопонимание начинающих изучать джазовую гармонию. Посмотрите на это как на безупречную логику слэш-аккордов: в верхней части мы имеем законченный септаккорд, как самостоятельную аккордовую единицу над басом и в этом достаточность и красота.
Также обратите внимание на аккорд под «*». Это отличный пример того, как можно записать сложную аккордовую структуру, которую не получится отразить обычной записью аккорда.
Под «**» показан пример обращения трезвучия. Обратите внимание, что обозначения аккордовых тонов идут нет от баса. Это как раз тот случай, когда вам самостоятельно придется догадываться с каким аккордом вы имеете дело.
Я искренне понимаю, что это достаточно сложная тема для начала школы, но от вас не требуется изучить все надстройки и слэш-аккорды с самого начала. Всему свое время. Главное пока поймите принцип и анализируйте все примеры далее, тем более дальше мы познакомимся с тем как именно можно расширять аккорды.
Как читать аккорды для гитары
Как научиться читать аккорды для шестиструнной гитары
Прежде всего, давайте рассмотрим буквенно-цифровые обозначения аккордов. Чтобы читать аккорды для гитары необходимо знать их буквенные обозначения.
С — до; D – ре; E – ми; F – фа; G – соль; A – ля; H – си; B – си бемоль.
Мажорные аккорды обозначаются заглавной буквой: С — до мажор, D — ре мажор, E — ми мажор и т.д. Если справа от заглавной буквы стоит «m» это минорный аккорд Сm — до минор, Dm — ре минор и т. д. В миноре не всегда может быть заглавная буква, иногда минор может быть обозначен так: em – ми минор, hm – си минор. В иностранных изданиях есть разночтения в записи аккордов. Они касаются только аккордов H — си и B — си бемоль. Аккорд H — в наших изданиях это B в иностранных. Аккорд B — си бемоль у нас это Bb в иностранных изданиях. Всё это касается также миноров, септаккордов и т. д. Так что будьте внимательны, читая аккорды для гитары иностранных издателей.
Струны на аккордовых схемах обозначаются шестью горизонтальными линиями. Верхняя линяя – первая (тонкая) струна гитары. Нижняя линяя – шестая струна. Лады – вертикальные линии. Лады обозначаются обычно римскими цифрами I II III IV V VI и т.д. Иногда отсутствие римских цифр обозначения ладов указывает на первые три лада и отсутствия необходимости их нумерации. Точки на струнах и ладах показывают положение прижатия пальцев выстраивающих аккорд. В буквенно-цифровых обозначениях аккордов арабские цифры обозначают аппликатуру пальцев левой руки: 1 – указательный палец; 2 – средний ; 3 безымянный; 4 – мизинец.
Х – знак указывающий, что струна не озвучивается (не должна звучать в данном аккорде).
О – знак указывающий, что струна остаётся открытой (не прижатой).
Приём одновременного прижатия одним пальцем необходимого количества струн называется барре. Обычно барре указывается сплошной линией на определённом количестве струн параллельно ладам. На зарубежных сайтах встречаются немного другие схемы аккордов, где барре написаны не сплошной линией и струны гитары расположены вертикально.
Как видите на втором примере, лады обозначены арабскими цифрами с левой стороны схемы, а внизу указаны ноты составляющие аккорд.
Как читать аккорды для гитары со знаками альтерации
Я думаю, что чтение аккордов для гитары со знаками альтерации не будет вызывать больших сложностей. Мы познакомимся только с парой знаков — не погружаясь глубоко в теорию музыки. Знаки альтерации это знаки изменения.
# — диез повышает ноту (а в нашем случае весь аккорд) на полтона (каждый лад на грифе гитары равен одному полутону) Повышение ноты (аккорда) на полтона совершается простым движением перехода на следующий лад по направлению к корпусу гитары. Это значит если аккорд с барре (например Gm) был на третьем ладу, то со знаком альтерации (G#m) будет на четвёртом, поэтому видя аккорд (обычно это аккорд с барре) G#m мы ставим его на четвёртом ладу.
b – бемоль понижает ноту (а в нашем случае весь аккорд) на полтона. При чтении аккордов на гитаре со знаком b – бемоль возникает та же ситуация, но в обратном направлении. Знак b – бемоль понижает ноту (аккорд) на полтона (в сторону головки грифа). Это значит, что аккорд Gbm будет стоять на втором ладу грифа гитары.
Как читать аккорды для гитары слэш
Часто в нотах можно увидеть написанный аккорд таким образом Аm/С это значит Аm – ля минор берётся с басом С – до. Берём простой ля минор на первых двух ладах гитары, а мизинец ставим на третий лад пятой струны где расположена нота До. Иногда аккорд с басом пишется как в математике — аккорд в числителе, а бас в знаменателе. Для того чтобы без проблем читать на гитаре такие слэш аккорды, как минимум надо знать расположение нот на четвёртой, пятой и шестой струне. Выучив расположение нот на этих струнах грифа гитары, Вы без труда будете знать и ставить слэш аккорды.
Прежде всего, давайте рассмотрим буквенно-цифровые обозначения аккордов. Чтобы читать аккорды для гитары необходимо знать их буквенные обозначения. C — до, D — ре, E — ми, F — фа, G — соль, A — ля, H — си, B — си. Цифра 7 означает, что это септаккорд: С7 — до септаккорд. Цифра 6 означает что это мажорный секстаккорд: С6, D6, E6. Цифра 6 и буква m означает что это минорный секстаккорд: Сm6, Dm6, Em6.
Научиться читать аккорды написанные табулатурой поможет раздел «Как читать табулатуры для гитары начинающим«.
Соответствие аккордов и ладов, аккордо-ладовая взаимосвязь
Не углубляясь в дебри теории и гармонии, связь аккордов и ладов очень проста и очевидна. Все, что нам нужно — это иметь общую отправную точку для аккорда и лада. И такая точка — это тоника. Теперь весь алгоритм вычленения связи аккордов и ладов сводится к построению тонического созвучия в выбранном ладу.
Если открыть учебник по теории музыки, то можно найти классическое определение аккорда:
Аккорд — это созвучие из трех и более звуков, которые можно расположить по терциям.
Хочу обратить ваше внимание на то, что тоническое созвучие не всегда может иметь терцовую структуру. Не вникая сейчас, почему и зачем, будем строить созвучия из трех и четырех звуков. (Мне кажется все эти созвучия, трезвучия… немного страшновато звучат, но если вдумываться в слова, то все становится очевидно.)
Давайте возьмём для примера F (Фа) и построим от неё несколько ладов:
1. Мажорный лад. Это наше все! 15 веков формирования диатоники + пять веков освоения того, что сформировали. F G A Bb C D E — так выглядит Фа мажорный лад. Теперь через одну ноту (в данном случае — по терциям) строим аккорды и получаем: F A C — Фа мажорное трезвучие (F) и F A C E — Фа большой мажорный септаккорд (Fma7).
2. Дорийский лад. Пользуясь одним из описанных ранее способов, получаем — F G Ab Bb C D Eb. Аккорды: F Ab C (он же Fm) и F Ab C Eb (Fm7).
3. Миксолидийский лад. F G A Bb C D Eb. Аккорды: F A C (тоже Фа мажорное трезвучие) и F A C Eb (F7).
4. А вот это уже интереснее: лад называется Цыганская мажорная гамма, и ноты от Фа будут следующими — F Gb A Bb C Db E. Это один из настоящих народных ладов. Причем, имен у него очень много. На википедии можно найти статью про него. Аккорды: F A C (трезвучие F) и F A C E (Fma7).
5. Ивато (Iwato) — на одном из гитарных сайтов так называют обращение японского лада. Очень колоритно звучит и имеет несколько сюрпризов. F Gb A# B Eb. Аккорды: F A# Eb и …. пожалуй все, нот то всего 5. Невозможно построить 4-х звучные аккорды. Хотя со мной можно поспорить… В первый раз Ивато я услышал у Стива Вая в одном из обращений.
Как вы видите, одному аккорду может соответствовать несколько ладов, причём, совершенно разных. С другой стороны, в качестве тоники могут быть разные типы аккордов для одного и того же лада. Очень важно понимать, что трезвучие — это не септаккорд. В тоже время, в качестве тоники может быть и не терцовое созвучие вовсе.
Другими словами, если сейчас звучит Фа мажорное трезвучие, то поверх можно сыграть: Мажорный лад, Миксолидийский, цыганскую мажорную гамму и многие другие (можно послушать в треке ниже). Но условия использования и звучание у всех будет различным.
О том, какие есть способы правильно выбрать лад, мы поговорим в другой раз. Здесь я только хотел показать как связаны между собой лады и аккорды.
Чувствуйте себя свободно спросить что-либо в комментах, делитесь статьей в ваших любимых соц. сетях!
Буквенно-цифровое обозначение аккордов: для начинающих гитаристов
Буквенно-цифровая система – способ обозначения аккордов при помощи латинских букв, цифр и специальных знаков. Этим символьным набором в названии аккорда указывается вся необходимая информация о его строении. От какой ноты построен, к какому типу аккордов относится (мажорный, минорный, уменьшённый, септаккорд и т.д.), какие ступени добавлены, альтерированы (повышены или понижены).
Например, C – до мажор, Am – ля минор, E7#9 – ми мажор септаккорд с повышенной 9-ой ступенью, Bb13 – терцдецимаккорд от ноты си-бемоль и др.
Система предназначена не только для шестиструнной гитары, для фортепиано, но и для других музыкальных инструментов.
А вот так выглядит буквенно-цифровое обозначение аккордов в различных вариантах записи аккомпанемента:
Ритм-партия в виде слэш-нотации:
Аккорды дополнительно обозначены в нотах и табулатуре для гитары:
Над нотами мелодии указаны аккорды аккомпанемента:
Далее в статье: подробно изучим буквенно-цифровые обозначения, как посредством этой системы записываются названия простых и сложных аккордов.
Если вы хотите больше узнать о строении сложных аккордов с надстройками, ознакомьтесь с этой статьёй (в картинках, сетки, чтобы показать пальцовку; как построить – ноты, схемы).
Первая буква в названии – основной тон
Большой латинской буквой в названии обозначается основной тон, нота, от которой построен аккорд.
Для каждой ноты соответственно своя буква:
Для обозначения повышенных/пониженных звуков на полтона используются знаки альтерации, как и в нотах.
«Диез» (#) или «бемоль» (b) добавляется после большой буквы, обозначающей ноту.
Также для любого альтерированного звука в названии два вида записи – диезный или бемольный. В зависимости от используемой тональности (с # или b в ключе).
В некоторых странах, например в Германии, Польше, России, для обозначения ноты «си» может использоваться буква «H». А буква «B» в этом альтернативном варианте – это звук си-бемоль.
Так что, когда будете разучивать какой-либо аккомпанемент на гитаре, обязательно принимайте во внимание эту особенность.
1 вариант:
2 вариант:
Обязательно выучите наизусть ноты буквенными обозначениями. В том числе, и два варианта для нот «си» и «си-бемоль».
Дополнительные буквенные сокращения
Дополнительные буквенные сокращения указывают тип аккорда. Добавляются к латинской большой букве (основному тону).
Через запятую аналог сокращения в виде специального символа. Также распространённый вид «компактной» записи.
Названия аккордов и их обозначения:
Для обозначения мажорных аккордов (без надстроек) не используются дополнительные буквенные сокращения и спецсимволы. Они записываются только большими латинскими буквами (по основному звуку).
Например, C – до мажор, Eb – ми-бемоль мажор, A# – ля-диез мажор, F – фа мажор и т.д.
Цифры в названии аккордов
Цифры – это добавляемые ступени, надстройки. В названии аккорда выписываются после буквенного обозначения.
Расшифровка цифрового обозначения:
Примеры записи: C13, Amaj7, Bm9, Eb6, Fm11
По надстройке в названии можно определить, какой это тип аккорда: 6 – секстаккорд; 7 – малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд; maj7 – большой мажорный септаккорд, m7 – малый минорный септаккорд, 9 – нонаккорд и т.д.
SUS2 и SUS4
Для задержанных аккордов цифра с приставкой «sus» указывает, какая ступень вместо терцового тона в аккорде:
Альтерированные надстройки
Альтерированные добавляемые ступени в названии аккорда указываются с соответствующими знаками альтерации:
Надстройки с обозначениями:
Сокращения «add» и «no»
Если добавляемая надстройка с сокращением «add» в названии, к трезвучию (мажорному или минорному) добавляется только указанная ступень.
Например, С add9 – к до мажору добавляется только 9-ая (нона).
А вот если обозначение С9 (без add) – тогда это уже полный нонаккорд: мажорное трезвучие + 7-ая ступень (малая септима) + 9-ая (нона).
«no5» в названии – в составе аккорда опускается квинта, т.е. без 5-ой ступени.
Сложные аккорды – несколько добавляемых ступеней
Если в аккорде несколько надстроек, они выписываются подряд в названии после большой буквы (тоники), или после маленькой буквы «m» (в минорном аккорде).
Варианты оформления:
В строку: Cmaj9#11, F13b9, Fm9
Две неальтерированные ступени записываются через косую черту (слеш): C6/9, D9/11
В названии большого минорного септаккорда надстройка «maj7» записывается обычно в скобках: Bm (maj7), Abm (maj7)
Если большой мажорный септаккорд с добавляемой ступенью (9, 11 или 13), в названии к тонике добавляется только приставка «maj» (имеется в виду большая септима) и надстройка. Cmaj9, Ab maj13 и др.
Дробные аккорды
Если самый низкий звук (в басу) аккорда не тоника, а другая нота, для названия используется дробный формат записи.
Такие аккорды ещё называют «дробными», «с дробью» или «аккорды с дополнительным басом».
Первая часть названия – обозначение аккорда по буквенно-цифровой системе. А вторая часть – через косую черту указывается нота большой латинской буквой, которая должна звучать в басу аккорда (его самый низкий звук).
Давайте в качестве примера разберём несколько названий аккордов с дробью (нотное обозначение баса через «/»):
В аппликатурах для 6 струнной гитары басовая нота дробного аккорда обычно берётся на 6-ой, 5-ой или 4-ой струне.
Таблица: как записывать и читать основные аккорды
Таблица с информацией по каждому обозначению – список аккордов и их названия:
В схемах (3-ем столбце) интервалы обозначены цифрами. Повышенные и пониженные ступени указаны с соответствующими знаками альтерации (b и #). 3 – большая (мажорная) терция, b3 – малая (минорная) терция, b7 – малая септима, maj7 – большая септима.
Подчёркнутые ступени (цифры в схеме с нижним подчёркиванием) можно пропустить при построении аппликатур сложных аккордов на 6 струнной гитаре.
Иногда сыграть все тона аккорда на 6 струнах довольно сложно или просто невозможно (когда аккорд состоит из 7 звуков). И в таком случае убираются ступени, без которых аккорд всё равно сохраняет свою окраску. Довольно часто пропускается квинта (5). А в аккордах с 11-ой, 13-ой ступенями – ещё и нона (9).
Например, maj9: 1 – 3 – 5 – maj7 – 9
Квинту (5) можно пропустить (цифра подчёркнута в схеме). Фактически для построения аккорда на грифе можно использовать звуки – 1 – 3 – maj7 – 9
Таблица поможет вам не только в расшифровке буквенно-цифровых обозначений, но и в построении простых и джазовых аккордов.
На сегодняшний день буквенно-цифровое обозначение аккордов – общепринятый стандарт. В джазе, блюзе, роке и других музыкальных жанрах. Для начинающих гитаристов рекомендуется к изучению в обязательном порядке. Сразу, конечно, не обязательно заучивать все какие есть аккорды. Можно начать с обозначения минорных, мажорных аккордов, септаккордов и секстаккордов. И затем уже постепенно продвигаться дальше – осваивать более сложные аккорды с надстройками.
В любом онлайн-песеннике, в табах, нотах, учебниках наверняка вы увидите аккомпанемент, записанный в буквенно-цифровой системе. Научитесь читать, понимать эти обозначения. Это несложно. И всегда пригодится – в любой гитарной практике.
Означает ли бас в аккорде «слэш» действительно соответствующий интервал?
У меня вопрос о «слэш» аккордах.
Посмотрите на аккорд E/G:
Правильно ли говорить, что G является интервалом ♭ 3 в этом аккорде, или вы говорите, что в этом контексте нет интервала?
In theory, every note in a tonal system can be represented by an interval relative to a given root. For slash chords, you use the root of the chord above as your root. In this case, ♯2 (♯9) and ♭3 are usually considered enharmonic, and therefore either could be used to describe G, so you have to resolve the ambiguity. You use the note name as your guide. If your root is some sort of E (e.g. E♭, E, or E♯), and the note is some sort of G, its interval is some sort of 3 (think of G as two «note names» away from E). If the note is some sort of F, its interval is some sort of 2. So in this case, G is considered a ♭3. (A ♯2 in this case should be notated F double-sharp).
In practice, however, there’s not a single correct answer to «how to think about the G». In fact, when a slash chord gives a bass note that isn’t related to the chord, I think it’s often more illuminating to simply think of the bass note as a note or part that is independent of the chord above it, rather than trying to think up a warped chord description that includes it. I suspect that might be the case here.
Возможно также, что басовая нота не является функциональной частью гармонии, а скорее линией, которая движется линейно и логически через прогрессию, но в гармоническом конфликте с гармонией над ней. В этом случае попытка выяснить позицию ноты в гармонии может похоронить ее истинное значение как часть горизонтальной линии . Такое горизонтальное мышление особенно важно для развития в качестве басиста, и я думаю, что это ключевая причина, когда аккорды слэша записываются так, как они есть, а не через интервалы: так, что прогрессия басовой линии кристально чиста независимо от что происходит над ним.
Язык аккордов и гармонии развился не только для того, чтобы рассказать вам, какие ноты играть, но почему. Это мощный инструмент для быстрой передачи большого количества музыкальной информации, но это не единственный инструмент в вашем распоряжении.
Постскриптум Интересно, что в теории 20-го века, когда спорили с атональной музыкой, музыковеды отказались от традиционной интервальной системы и переключились на использование чисто числовой интервальной системы на основе полушагов. В этой системе пусть E = 0. Тогда G = 3 (он находится в 3 шагах от E), G♯ = 4 и B = 7, поэтому вы можете назвать аккорд [0347]. Однако я видел это только в атональной музыке.