что значит смотреть на женщину с вожделением

Смотрящий на женщину с вожделением.

«. что же имеет ввиду Христос, когда говорит известную фразу:

«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».

Говорит ли Он о том, что смотреть нельзя с вожделением? Нет, Он здесь не даёт заповедь – «не смотри с вожделением», он констатирует факт, что вожделение приходит из сердца. Взгляд с вожделением это уже результат того, что произошло в сердце.

Некоторые христиане говорят, что Христос дал хороший совет, как это победить. Он сказал:

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

Но когда я оглядывался вокруг, я не видел одноглазых и одноруких христиан, следовательно, либо Христос что-то другое имел ввиду, либо никто не воспользовался до сих пор Его советом. Да, здесь опять включаются толкователи и говорят, что это, конечно же, не буквально нужно делать, а духовно. Я прекрасно понимаю этих горе-толкователей. Самый прекрасный способ в малопонятных местах перевести на духовный смысл. Хорошо, но как мне духовно вырвать глаз? Где этот духовный глаз и как мне его победить? Мне говорят – это Христос имел ввиду, как трудно победить этот грех. Но я бы сказал, что Он, скорее говорит о невозможности это сделать, ибо не знаю я таких людей, которые могли бы вырвать себе глаз и отсечь руку. Это невозможно! Более того, какой смысл вырывать глаз, если я прелюбодействую в сердце своём. Неужели, оставшись слепым, я перестану думать о прелюбодеянии? Нет, не перестану. Ибо:

«Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства».

Это снова слова Христа. Поэтому, если вырывать, то вырывать надо сердце.

Фарисеи многому научились, они тоже слушали голос горе-толкователей. Была каста фарисеев, которые назывались «оцарапанные» или «окровавленные». Почему? Да по той простой причине, что они ещё раньше, чем Христос произнёс, стали пробовать на деле этот метод – вырывать себе глаза. Нет, конечно же, не буквально. Они просто закрывали глаза, когда к ним приближалась женщина. Из-за этого, они часто бились головами об углы домов, о другие предметы, спотыкались и падали, но не открывали глаза, чтобы не прелюбодействовать вожделенным взглядом с мимо проходящей женщиной. Это звучит сегодня смешно, но они очень гордились своей праведностью. Они доказывали, таким образом, что для них важно не просто исполнение седьмой заповеди из Божьего закона, а её духовный смысл. Они готовы пойти на такие жертвы, чтобы победить в себе мужской инстинкт. Думаете, у них получилось? Вместо прелюбодеяния, они заразились гордыней.

Что сказал о них Христос:

«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».

Христос говорит, что такой праведности не достаточно для входа в Его царство. Нет, она не плохая. Совсем не плохо, если будут люди, которые перестанут изменять своим супругам, не будут «пялиться» на мимо проходящих женщин, раздевая их глазами. Это хорошо, но всякая попытка своими собственными силами достичь Божьего Царства, закончится полным поражением. Как только ты прекратил изменять физически, ты начнёшь это делать взглядом. Вырвав глаза, чтобы не смотреть, ты будешь представлять это в своём мозге, если, конечно, не убедишь окружающих и самого себя, что тебе удалось справить с этим грехом. Но сразу же ты станешь лицемером и гордецом. Да, этого никто может и не увидеть, как было с фарисеями. Их почитали люди, называя святыми, но они оставались грешниками, нуждающимися в праведности – в праведности божественной, а не человеческой. Задача Христа в Нагорной проповеди убедить людей, что они грешники и нуждаются в Спасителе, а не дать им нормы социального поведения. Абсолютно все грешники! И те, кто всю свою сознательную жизнь прилагал массу усилий, чтобы стать праведным и те, кто долгое время жили открыто в грехе. И для Божьего Царства все равны и путь в него начинается с признания своей вины (блаженны нищие духом), после чего происходят преобразования внутреннего состояния человека. Но греховное состояние останется с нами до тех пор, пока Христос не вернётся на эту Землю и не уничтожить грех и его основателя – сатану. Вот тогда мы и пропадёт всякое желание грешить.

Особо ревностные христиане сейчас гневно спросят меня: «Так что, значит сейчас можно грешить? Можно прелюбодействовать?»

Не хорошо, конечно, отвечать вопросом на вопрос, но я попробую спросить таковых – «А Вы можете не грешить? У Вас это получилось? Ваша праведность превзошла праведность книжников и фарисеев?»

Помещик Валерий http://www.pomeschik.name/?p=933

Откровение Провидения сказал, что желает высказаться по поводу этого утверждения, которое сегодня не может пониматься и приниматься как предостережение человеком точно так же. как оно понималась и принималось две тысячи, тысячу и даже сто лет назад.

М е ф и с т о ф е л ь

Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.
А.С. Пушкин

А если вы не научитесь разжигать свой собственный творческий огонь за человеческую жизнь, то так и умрёте пустым.

Сегодня Создатель говорит вам:

Откровение Провидения 29 сентября 2013 года.

Источник

Что означает выражение «смотрит с вожделением»?

Что означает выражение «смотрит с вожделением»?

Увлекаясь похотным взглядом или, например, чтением любовных романов или просмотром кинофильмов, человек ощущает определенные эмоции, которые сильно впечатляют его, и затем он может усиленно желать и искать реальных межполовых отношений, а может использовать собранные образы в исполнении своих нечистот и в блудных мечтаниях. При этом слово «смотрит» можно рассматривать в двух плоскостях, первая — чувственное зрение, и вторая — внутреннее зрение, но и в том, и в другом случае желание имеет равную силу.

Такие виды греха названы «сердечной похотью», во-первых, потому что такие действия ума и сердца нам нравятся, мы к ним привыкли, и они часто влекут к себе. Во-вторых, потому что сердце хранит все наши мысли, впечатления, которые приносили нам какое-либо удовольствие; а в-третьих, сердце при воспоминаниях сразу же реагирует той реакцией, которая была присуща тому, о чем человек вспоминает.

Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн.6, гл.12):«И потому Творец и Создатель человеческого рода Бог, лучше всех зная природу и исправление Своего творение, там приложил старание о врачевании, где знал, что находится начальная причина болезни: Спаситель говорит: «всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Указывая на невоздержные глаза, Он осуждает не столько их, сколько внутреннее чувство, которое худо пользуется их служением для видения. Ибо сердце бывает больно, уязвлено стрелою похоти, и смотрит с вожделением, — благодеяние зрения, дарованное ему Творцом, по своей порочности обращает к служению худым делам, и скрытую в нем самом болезнь похоти обнаруживает по поводу смотрение. Потому и предписывается спасительная заповедь тому, по чьей порочности происходит злокачественная болезнь по случаю видения. Ибо не говорится, всяким хранением блюди свои глаза, которые и должно бы главно хранить, если бы из них происходило действия похоти, ибо глаза исполняют для души просто должность видения, а больше ничего; но говорится: «всяким хранением блюди свое сердце» (Притч.4, 23); к нему преимущественно должно быть приложено врачевство, потому что оно везде может злоупотреблять служением глаз».

Также следует знать, что это тот вид страсти, который свойственен не только людям, состоящим в браке, одиноким и оставившим мир, но и детям, и девственникам в возрасте:

Авва Геронтий (Достопамятные сказания):«Многие, искушаемые сладострастием, блудодействуют мыслью; сохраняя девство тела, растлевают девство души. Возлюбленные! Необходимо отречься от услаждения блудными помыслами и мечтаниями, от общения с ними и внимания к ним, по наставлению Писания: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4, 23)».

Советы для женатых и замужних, а также молодым, которые имеют уже невест или женихов применимы те, которые давались монахам. Поэтому попросим Господа не быть осужденными за дерзостное дополнение слов св. отцов.

Ефрем Сирин (В подражание притчам):«Будь внимателен к себе, монах (или христианин — от сост.); будь внимателен, встречаясь с (другими — от сост.) женщинами (или мужчинами — от сост.)».

Читайте также

Я ждал этого часа с великим вожделением!

Я ждал этого часа с великим вожделением! Чада, с чего начать вам рассказ о том, как я стал монахом? Это долгая история — моя жизнь на Святой Горе, — так начал рассказ старец Порфирий. — Когда мне было уже четырнадцать лет, старец подозвал меня и спросил:— Что ты

Что означает выражение «сорок сороков»?

Что означает выражение «сорок сороков»? Иеромонах Иов (Гумеров)Все храмы Москвы по решению Стоглавого собора (1551 г.) были распределены на старо?ства или благочиния, которые назывались «сорока?ми» (см. ст.: Сорок // Даль В.И. Словарь живого великорусского языка). Название

Что означает выражение «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы»?

Что означает выражение «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы»? иеромонах Иов (Гумеров)В данном стихе используется реалия ветхозаветной жизни. Ворота в древних городах (в том числе и в Иерусалиме) устраивались низкими с подъемным верхом.

Бог смотрит в сердце

Бог смотрит в сердце Второй вывод, который можно сделать, прочитав разговор Иисуса с фарисеями о нравственности, заключается в том, что Бога, прежде всего, интересует состояние человеческого сердца. «Ибо извнутрь, — говорил Христос, — из сердца человеческого, исходят

Что означает и как появилось выражение «авгиевы конюшни»?

Что означает и как появилось выражение «авгиевы конюшни»? Современный смысл этого выражения – крайний беспорядок и запущенность. А возник он в связи со следующей историей. По величине стад и табунов элидский царь Авгий был самым богатым человеком на земле. Навоз на

Как появилось выражение «прокрустово ложе» и что оно означает?

Как появилось выражение «прокрустово ложе» и что оно означает? О происхождении этого выражения древние греки рассказывают следующее. У прибрежной дороги из Трезена в Афины жил когда-то разбойник по имени Прокруст. В его доме было два ложа: одно большое, а другое

Как появилось выражение «между Сциллой и Харибдой» и что оно означает?

Как появилось выражение «между Сциллой и Харибдой» и что оно означает? В древнегреческой мифологии Скилла (Сцилла) и Харибда – два чудовища, обитавшие по обеим сторонам узкого морского пролива между Италией и островом Сицилия и губившие мореплавателей. Первоначально

Что означает выражение «ахиллесова пята»?

Что означает выражение «ахиллесова пята»? В греческой мифологии Ахилл (Ахиллес) – сын Пелея и морской нимфы Фетиды, один из величайших героев Троянской войны. Стремясь сделать сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида закаляла младенца Ахилла на огне, а

Что означает выражение «троянский конь»?

Что означает выражение «троянский конь»? После гибели Париса троянцы больше не рисковали выходить на битву в открытое поле, но мощные стены Трои все еще оставались непреодолимым препятствием для греков. Выход из положения нашел Одиссей. По его совету мастер Эпей

Как появилось и что означает выражение «валаамова ослица»?

Как появилось и что означает выражение «валаамова ослица»? Согласно ветхозаветной книге Чисел прорицатель Валаам, получив Божье дозволение, отправился к моавитскому царю Валаку, чтобы проклясть (как он думал) израильтян. Всевышний (несмотря на данное Им разрешение)

Как возникло выражение «труба иерихонская» и что оно означает?

Как возникло выражение «труба иерихонская» и что оно означает? Происхождение этого выражения связано с ветхозаветной Книгой Иисуса Навина. Первым городом, оказавшимся на пути евреев после вторжения их в Ханаан (Палестину), стал Иерихон. Мощные крепостные стены не спасли

Ослепленный вожделением

Ослепленный вожделением В юности этот брахман Аджамила изучил все Веды, был благонравным, праведным и очень добродетельным. Он неукоснительно исполнял все предписания Вед, был кроток и учтив, держал в узде ум и чувства. Аджамила всегда говорил правду, умел верно

219 КАК СПРАВИТЬСЯ С ВОЖДЕЛЕНИЕМ ПРИ ВСТРЕЧЕ С ЖЕНЩИНОЙ, ВЫХОДЯЩЕЙ ИЗ миквы

219 КАК СПРАВИТЬСЯ С ВОЖДЕЛЕНИЕМ ПРИ ВСТРЕЧЕ С ЖЕНЩИНОЙ, ВЫХОДЯЩЕЙ ИЗ миквы Мудрецы многократно предупреждали об опасностях, вызываемых колдовством. Они запретили мужчинам проходить между двумя собаками, двумя пальмами и двумя женщинами; кстати, запрещено и обратное —

28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

19. ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. 20. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21. но не имеет в себе корня и непостояне

19. ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. 20. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21. но не имеет в

«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем»

«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем» Иудеи гордились своей нравственностью и смотрели с отвращением на чувственность и распущенность язычников. Присутствие римских чиновников, находившихся в Палестине по императорскому

Источник

«Не прелюбодействуй!»

Продолжая сравнивать ветхозаветный кодекс морали с новозаветными заповедями, Иисус Христос сказал: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Матф.5:27–28 ). Для того, чтобы правильно понимать эти слова Иисуса Христа, нужно знать, что у древних евреев седьмая из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, гласит: «Не прелюбодействуй» ( Исх.20:14 ). Эта заповедь, стоя на страже супружеской верности, запрещала мужу или жене иметь сексуальные связи с другими женатыми людьми и защищала чистоту брака, рекомендуя постоянство в брачных отношениях, и предписывала не допускать супружеской измены ни в коем случае. Тому человеку, который нарушал эту заповедь, по Ветхозаветному закону грозила смертная казнь. «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.» ( Лев.20:10 ).

Евреи всегда гордились своей высокой нравственной системой и с презрением относились к распущенности язычников, осуждая проявление их животных инстинктов, изобличая их невоздержанность и чувственность. С появлением римских чиновников и войск в Палестине, начали активно распространяться языческие обычаи и нравы, развлечения и забавы, пронизанные всеми видами невоздержанности и разнузданности. Римские чиновники уже с утра прогуливались по улицам Иерусалима и других городов Палестины со своими разнаряженными любовницами и открыто предавались различного рода развлечениям. Все это осуждающе воспринимали и с отвращением на это смотрели старейшины израильского народа. Поэтому евреи и надеялись услышать от Иисуса Христа во время Нагорной проповеди осуждение языческих нравов римлян. Но к их удивлению слова Иисуса Христа были направлены на разоблачение зла в их собственном сердце и мыслях.

По представлениям евреев прелюбодеянием считалось совершение сексуальной связи одного из супругов с другими женатыми людьми, хотя еврейскому мужчине разрешалось иметь наложниц. Однако Иисус Христос дополняет эту заповедь, уточняя «что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем». Перед этим Иисус Христос сказал евреям о том, что «блаженны чистые сердцем» ( Матф.5:8 ). Таким образом, по учению Христову, чистоту сердца нельзя осквернять даже мыслями о прелюбодеянии. А супруги, состоящие в освященном Богом браке, должны хранить друг к другу супружескую верность и жить между собою в мире и согласии.

Святой Иоанн Златоуст в связи с этим спрашивает: «Почему Иисус Христос в словах Своих не касается женщины? Он знает, что муж и жена суть единое существо, почему нигде и не различает пола» (Беседы на Матфея 17 ). О том, какой же взгляд на женщину запрещен новозаветной заповедью, Святой Иоанн Златоуст дает следующее пояснение. Он говорит о том, что под запретом вожделенного взгляда на женщину, запрещено не просто плотское желание (потому, что такое желание может возникнуть без вида женщин), а запрещается лишь то желание, которое возникает как последствие, вызванное любострастным взглядом на женщину. Это разъяснение можно дополнить мыслью о том, что любострастное желание может возникнуть как под воздействием взгляда на обольстительную женщину, так и без созерцания женщины телесными глазами. Подтверждением этой мысли является тот факт, что перед своим мысленным взором человек может вызвать образ привлекательной женщины и созерцая его, испытывать плотские желания, а при встрече с женщиной не смотреть в её сторону и не обращать на женщин внимание, чтобы избежать взгляда с вожделением на женщину. Конечно такой поступок будет формальным исполнением заповеди Христовой.

На вопрос о том, любой ли взгляд на женщину осуждает данная заповедь, Святой Антоний Великий ответил так: «Любодействует с женою в сердце, кто согласен на дело, но препятствуют ему в том или место или время или страх гражданских законов». Осуждая плотское желание и вожделенный взгляд, направленный на женщину, Иисус Христос не нарушил седьмую ветхозаветную заповедь о прелюбодеянии, а дополнил её также, как и дополнил ветхозаветную заповедь «не убий» тем, что воспретил даже проявление гнева. Осуждая вожделенный взгляд, обращенный к женщине, Иисус Христос осуждает, прежде всего, плотские помыслы и чувства, бушующие в человеческом сердце. Эта мысль подтверждается тем, что перед этой заповедью Иисус Христос провозгласил о том, что «блаженные чистые сердцем». В Библии Господь, обращаясь к пророку Самуилу, говорил: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.» ( 1Цар.16,7 ).

Таким образом, призывая к чистоте сердца, Иисус Христос, прежде всего, призывает к чистоте мыслей и чувств, от которых зависят поступки людей. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Притч.4:23 ). А помыслы человека, по учению Иисуса Христа, должны быть чисты и свободны от плотских страстей и животных вожделений. Ведь сердце человека это вместилище переживаний и чувств, и в противоположность уму, вместилищу мыслей, символизирует собой чувственную сферу человеческого бытия. Поэтому из сердца и нужно изгнать греховные чувства, чтобы душа человека была чиста и не находилась в оковах зла.

Ситуация, при которой человек с вожделением смотрит на женщину, как раз и выявляет зло в виде похоти, которое задолго до встречи с соблазнительной женщиной таилось в тайниках сердца такого человека. А при встрече с женщиной это зло и проявилось в виде взгляда, полного вожделения. Осуждая такой взгляд, Иисус Христос осуждает также и склонность людей к безнравственным зрелищам, к «похоти очей», которые разжигают в человеке греховные мысли и толкают людей на безнравственные поступки. И не важно, как человек смотрит на женщину, физическим взором или мысленным взглядом, он не должен смотреть с вожделением. А для того, чтобы на самую соблазнительную женщину смотреть спокойно и без вожделения, человек должен уметь управлять своими эмоциями, сдерживать и контролировать свои чувства.

Как видим, в этих кратких словах Иисуса Христа содержится целая этическая программа по духовному развитию человека. Так как из этих мудрых слов Иисуса Христа следует, что человек, задолго до встречи с соблазнительной женщиной, должен развивать и совершенствовать свою духовно-нравственную сферу, изгнать из своей души греховные, в том числе и похотливые мысли и чувства. И тогда такой человек, оказавшись в ситуации искушения, встретив соблазнительную женщину, не допустит по отношению к ней вожделенного взгляда и даст отпор злу тем, что проявит свою освобожденность от греха, плотских мыслей и похотливых переживаний, и продемонстрирует чистоту сердца своего. Именно об избавлении человека от похоти, как одного из видов греха, и говорит Иисус Христос, призывая людей не смотреть на женщину с вожделением, противоставляя низменным чувствам и развращенности, чистоту сердца и души и морально-нравственное самосовершенствование.

Источник

Беседа 17

Изъяснение 5:27–37. Почему Христос начинает Свое учение не с заповеди о единобожии. – Какое пожелание запрещает Христос. – Почему запрещается самое воззрение на женщину. – Обличение женщин, любящих наряды. – Должно удаляться от соблазняющих, хотя бы и близких людей. – Почему закон дозволял давать разводную. – Почему запрещается брак с отпущенной. – Ограничение свободы развода. – Запрещение клятвы. – Для исполняющего заповеди Христовы не может быть нужды в клятве. – Почему развод и клятва допущены были в ветхом завете. – Одно и то же, смотря по времени, может быть и хорошим и нехорошим. – От человека в новом завете требуется высшее совершенство, чем в ветхом. – Как можно отстать от привычки клясться.

5. Потом, чтобы еще более отвратить слушателей от обыкновения клясться Богом, Спаситель говорит: не клянитесь «ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» ( Мф. 5:34–35 ). Говоря здесь словами пророков, Христос показывает, что Он не противоречит древним. Древние имели обыкновение клясться то небом, то землею, то Иерусалимом; и в конце Евангелия показан один из случаев такой обычной клятвы. Далее обрати внимание на то, почему Господь возвышает указанные предметы? Он возвышает их не по собственной их природе, но по особенному отношению к ним самого Бога, сообразно с нашим понятием. Так как тогда повсюду господствовало идолослужение, то, чтобы указанные предметы не показались сами по себе достойными уважения, Спаситель и представил ту причину, о которой мы сказали, т. е., выставил на вид славу Божию. Он не сказал: поелику хорошо и велико небо; не сказал: поелику полезна земля; но – поелику небо есть престол Божий, земля подножие, – и таким образом Своих слушателей повсюду побуждал к прославлению Господа. «Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» ( Мф. 5:36 ). Опять и здесь Христос запрещает клясться головою не по уважению к человеку, иначе бы и сам человек достоин был поклонения, усвояя славу Богу; Он показывает, что ты не властен над собою, а потому не имеешь власти и клясться головою. Если никто не согласится отдать сына своего другому, то тем более Бог не уступит Своего творения тебе. Хотя голова и твоя, но она есть собственность другого, и ты до такой степени не властен над ней, что не можешь сделать для нее и самомалейшего. Христос не сказал, что ты не можешь вырастить волоса, но что не можешь даже переменить его качества. Но как же быть, скажешь ты, если кто-нибудь требует клятвы, и даже принуждает к тому? Страх к Богу да будет сильнее всякого принуждения. Если ты станешь представлять такие предлоги, то не сохранишь ни одной заповеди. Тогда ты и об жене скажешь: что, если она буйна и расточительна? Скажешь и о правом глазе: а что, если я люблю его и стану разжигаться? Скажешь и о любострастном воззрении: ужели мне нельзя и смотреть? Равно можешь сказать и о гневе на брата: что, если я вспыльчив, и не могу удерживать своего языка? Таким образом тебе не трудно будет попрать все вышесказанные заповеди. Между тем, касательно законов человеческих ты никогда не смеешь представлять подобных предлогов, и говорить: что, если то-то, или то-то? – но волею или неволею, а непременно повинуешься предписанию. Притом, что касается рассматриваемой заповеди, то тебе может не представиться и необходимости когда-либо клясться. Кто внял учению о вышесказанных блаженствах, и устроил себя так, как повелел Христос, того всякий будет считать достойным почтения и уважения, и никто не станет принуждать к клятве. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:37 ). Итак, что означает лишнее против слов: «да» и «нет»? Это означает клятву, а не клятвопреступление. Всякому известно, и никому нет нужды доказывать, что клятвопреступление происходит от неприязни, и не только излишнее дело, но и богопротивное, а клятва есть дело излишнее и без нужды прибавляемое. Итак, скажешь, клятва была от лукавого? А если она от лукавого, то почему позволена была законом? То же самое ты можешь, однако, сказать и о жене: на каком основании ныне почитается любодеянием то, что прежде было позволительно? Что же на это можно сказать? То, что тогда многое сказано было из снисхождения к приемлющим закон. Ведь и чтить Бога туком жертв столь же недостойно Его, как недостойно и философа – пустословить. Ныне, когда добродетели возросли, отпущение жены вменяется в прелюбодеяние, и клятва признается от неприязни. А если бы законы касательно развода и клятвы с начала были законами дьявола, то они не были бы столько полезны и действительны. С другой стороны, если бы не предшествовали эти законы, то не так бы легко было принято и Христово учение о них. Итак, ныне, когда нужда в этих законах миновала, не ищи уже в них силы. Они нужны были при тогдашних обстоятельствах; впрочем, ежели угодно, нужны и ныне. И ныне показывается их сила, и особенно тем самым, что они лишаются у нас своего значения. То, что они ныне представляются таковыми, служит для них величайшею похвалою. Они, конечно, не показались бы нам таковыми, если бы не воспитали нас надлежащим образом, и не сделали способными к принятию высших законов. Сосцы, когда исполнят свое дело и младенец сделается способным вкушать более совершенную пищу, делаются уже бесполезными. И родители, которые прежде почитали сосцы необходимыми для своего младенца, делают их предметом шуток; а многие не только шутят, но и намазывают их каким-нибудь горьким веществом, чтобы, если словами не могут отучить от них младенца, то уже самым делом уничтожить в нем расположение к сосцам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *