что значит социальная дезадаптация
Социальная дезадаптация
Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Социальная дезадаптация имеет четыре уровня, отражающих глубину дезадаптированности человека:
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Социальная дезадаптация» в других словарях:
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ — появление социально неодобряемых форм поведения … Судебная патопсихология (термины книги)
Дезадаптация социальная освобожденных из мест лишения свободы — Это уменьшение или даже отсутствие возможностей отбывших наказание приспособится в постпенитенциарный период к условиям жизни на свободе. Если социальная адаптация представляет собой соответствие поведения индивида требованиям окружающей среды,… … Энциклопедия современной юридической психологии
ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ СРЕДОВАЯ — – нарушения социализации личности, которые применительно к особенностям возрастного психосоциального развития дифференцируются как семейная, профессиональная (школьная) и социальная дезадаптации, т. к. эти нарушения проявляются в основных сферах… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Дезадаптация личности — – понятие концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье. Согласно этой концепции, конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной среды. В результате этого конфликта происходит … Словарь-справочник по социальной работе
Дезадаптация социальная — нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, соц. установок. В Д. с. прослеживаются две стадии: педагогическая и соц. запущенность учащихся и воспитанников. Пед. запущенные… … Педагогический словарь
ДЕЗАДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации … Словарь по профориентации и психологической поддержке
адаптация социальная — (от лат. adapto приспособляю и socialis общественный) 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от… … Большая психологическая энциклопедия
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. adaptatio – приспособление, socialis – общественный) – постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса. Основные типы А. с.: активная, пассивная. Эффективность А. с. в значительной степени … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Стадии алкоголизма — Первая стадия (стадия психической зависимости). Патологическое влечение к алкоголю является главным среди начальных признаков. Алкоголь становится средством, постоянно необходимым, чтобы поднять настроение, чувствовать себя уверенно и свободно,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Акцентуация (психология) — Акцентуированные личностные черты МКБ 10 Z73.173.1 Запрос «Акцентуация» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Акцентуация (от лат. accentus ударение), Акцентуация характера, Акцентуация личности, Акцентуированная личностная … Википедия
Социальная дезадаптация ребенка и как ее избежать
Евгения Журавлева
Социальная дезадаптация ребенка и как ее избежать
В последние годы резко возросло число недисциплинированных, конфликтных, неуправляемых, трудновоспитуемых детей. Эти характеристики означают различную степень социально-педагогического или психологического неблагополучия, свидетельствуют об общей черте вышеуказанной категории детей – дезадаптированности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профилактики социальных дезадаптаций в детском возрасте.
Термин «социальная дезадаптация» активно изучается в педагогике и психологии. Так, Шпак Л. Л. дает следующее определение социальной дезадаптации:
Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. Существует также мнение противоположное мнению таких авторов, как вышеупомянутая Л. Л. Шпак. Например, Н. Е. Яценко под социальной дезадаптацией подразумевает тот факт, что это «частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды«. Однако, подобное утверждение верно лишь отчасти, прежде всего по причине того, что полная дезадаптированность означает для человека полную деградацию или невозможность выживания в любой социальной среде. Но человек способен на некоторое время приспособиться даже к экстремальным условиям существования. Кроме того, способность к приспособлению развивается на основе природных возможностей человека.
Причины социальной дезадаптации детей
Любое нарушение социальных отношений имеет корни в нарушениях семейных отношений. Например, воспитание в семье, деформирующее личность, приводит к нарушению отношений ребенка в детском саду. Негативное отношение матери к ребенку в детском возрасте «выливается» для нее в подростковом в очень сложные проблемы. Поэтому для коррекции социальной дезадаптации личности необходимо не только формировать навыки общения и гармонизировать отношения ребенка со сверстниками, но, может быть, в первую очередь, устранить те негативные социальные отношения, которые предшествовали имеющимся в настоящий момент конфликтам ребенка с социальным окружением. Гармонизация отношений в семье большей частью предполагает работу с родителями, их установками на ребенка, так как ребенок скорее принимает отношение взрослых к себе, чем формирует его. Если же те социальные отношения, которые выступили причинами социальной дезадаптации, уже окончились, тогда необходимо обратить внимание на те структуры личности, которые появились в результате этих окончившихся негативных отношений. В зависимости от причины, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить сверстникам.
Особенности профилактики социальной дезадаптации детей
Работа по профилактике социальной дезадаптации должна осуществляться уже на этапе дошкольного детства. Данный период – это пропедевтический, но имеющий важное значение на последующих этапах социального развития личности.
Профилактика социальной дезадаптации детей предполагает устранение либо сглаживание причин, условий и факторов, вызывающих те или иные отклонения в развитии личности, и направленность на внутреннюю и внешнюю гармонизацию личности со средой. Ее основной целью социальной дезадаптации детей в дошкольный период является формирование социально-адаптированного поведения, т. е. поведения, которое ребенок строит осознанно, с учетом собственных потребностей, устремлений, интересов в соответствии с социальными нормами и отношениями. В основе такого поведения лежит получение дошкольником положительного социального опыта через формирование личностных ценностных ориентаций. Ведущей задачей профилактики социальной дезадаптации детей является помощь дошкольнику в преодолении социальных затруднений, организация его благополучия, обеспечение личностного роста и развития.
Результатом профилактики становится успешная социальная адаптация личности, т. е. сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении.
Ведущим средством профилактики социальной дезадаптации дошкольников является гуманизация отношений в семье, детском саду, школе, ближайшем окружении. Работа по формированию социально-адаптированного поведения строится с учетом специфики и закономерностей развития личности в дошкольном возрасте, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также средств общения, т. е. развития речи и эмоциональной экспрессии. В дошкольном возрасте у ребенка формируется сложная внутренняя организация поведения и деятельности в целом, появляется возможность сознательно подчинять свои действия определенному мотиву.
Поведение и деятельность становятся осмысленными, а не произвольными, в результате чего у ребенка зарождается способность управлять собой, т. е. использовать возможность выбора собственного поведения, которое становится внеситуативным. В основе поведения лежат социальные нормы, выступающие моделью цивилизованного поведения, общественных отношений и деятельности. Для дошкольников социальные нормы являются фактором воспитания, обеспечивающим вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. Достижения в развитии личности определяются степенью социальной активности ребенка, под которой мы понимаем стремление и способность дошкольника включаться в различные виды деятельности по решению социально-значимых задач, проявлять такой уровень психической активности, который способствовал бы получению результатов, значимых для других людей и для себя.
Социальная активность в дошкольном возрасте является продуктом целенаправленного воспитания, проявляясь первоначально на подражательно-ситуативном, затем переходя на подражательно-внеситуативный уровень. Важными характеристиками социальной активности ребенка являются инициативность, исполнительность, развитие сознательности, структурирование мотивационной сферы, возникновение элементов произвольности. Дальнейшее качественное развитие социальной активности осуществляется за счет интеграции исполнительности и инициативности в элементарную социальную позицию ребенка, т. е. в постепенно закрепляющуюся систему отношений к деятельности, взрослым, сверстникам, самому себе. Развитие социальной активности дошкольника связано, в свою очередь, с развитием социальных эмоций, с формированием социальных эталонов, принятых в данном обществе, которые обусловливают реакции ребенка на внешние социальные воздействия, на требования, предъявляемые как взрослыми, так и сверстниками. Являясь значимым фактором, определяющим процесс вхождения личности в социум, эталоны способствуют формированию социальных эмоций, которые, в конечном итоге, направляют процесс социализации детей, помогают их вхождению в мир взрослых.
Эмоциональные эталоны содержат определенные культурные знания, моральные и оценочные категории, стереотипы. Адекватное эмоциональное отношение ребенка к ним оптимизирует процесс его социальной адаптации. Для успешного формирования социально-адаптированного поведения необходимо развитие у ребенка рефлексии и эмпатии, что предполагает его способность к анализу ситуации, собственных психических состояний и действий с позиции внешнего наблюдателя, к пониманию другого человека, умение чувствовать другого и сопереживать ему. Способности к рефлексии и эмпатии рассматриваются нами как важнейшие социальные качества, без которых невозможно успешное функционирование личности в социуме. Обобщая все вышесказанное,можно сделать следующий вывод: предпосылкой для успешного формирования социально-адаптированного поведения в дошкольном возрасте выступает потребность ребенка в общении со взрослыми, удовлетворяя которую, дошкольник приобретает первоначальный социальный опыт.
Результатом присвоения данного опыта являются первичные социальные умения и навыки. Те из них, которые получают положительное подкрепление со стороны взрослого, фиксируются в сознании ребенка в виде социальных норм поведения. Соблюдение данных норм приветствуется взрослыми. В результате у ребенка формируется устойчивое положительное отношение к этим нормам, а сама норма начинает выступать в качестве побудительного мотива деятельности. Это, в свою очередь, свидетельствует о возникновении более высокого уровня потребностей, удовлетворение которых приводит к формированию вторичного социального опыта, т. е. опыта, предполагающего более высокий уровень развития социальных умений и навыков, результатом освоения которого является развитие социальных способностей ребенка.
Следовательно, всю работу с детьми по формированию социально-адаптированногоповедения можно условно разделить на несколько направлений:
• развитие социальных мотивов и потребностей;
• формирование социальных эмоций;
• формирование социальных знаний,
• развитие социальных способностей.
Реализация поставленных задач осуществляется через различные формы просвещения и консультирования родителей, организацию тренингов, совместных с родителями и детьми досуговых мероприятий, которые направлены на развитие воспитательных возможностей семьи, предупреждение и разрешение ее жизненно важных проблем, защиту интересов детей.
Важнейшими условиями успешной социальной адаптации ребенка, формирования у него социально-адаптированного поведения являются коммуникативно-развивающая среда и педагогическое воздействие семьи. Какие бы причины ни вызвали трудности в общении и адаптации ребенка в социуме, основополагающим фактором последующего его личностного развития являются взаимоотношения со значимым взрослым, его воспитателем. И если в случае социальной дезадаптации ребенка дошкольного возраста психологически не поддержать, то дезадаптивное поведение может принять болезненные формы.
Способами психологической поддержки могут быть групповые профилактические и развивающие занятия, а также групповые и индивидуальные коррекционные работы. Эффективным и в то же время мягким способом коррекции социальной дезадаптации детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Этот метод имеет многовековую историю,но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Методики сказкотерапии не противоречат мировоззрению психоаналитика, или «гештальтиста», или «энэлписта», адлерианской или роджерской терапии. Зачастую методики сказкотерапии объединяют эти направления, используют их на разных этапах психокоррекции и развития личности.
Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.
Фотокейс «Как избежать неприятностей в детском саду» Данное пособие, направлено не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых личностных качеств и умений у воспитанников.
Социальная акция по БДД «Детское Автокресло» Социальная акция по БДД «Детское Автокресло» Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма,.
Социальная акция по правилам дорожного движения «Добрый знак» Цель: привлечение внимания участников дорожного движения к проблеме безопасности детей на дорогах. Участники акции: дети подготовительной.
Социальная акция «Поздравительная открытка» Проект краткосрочный (старшей группа) на тему: Социальная акция «ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА С ДНЁМ ПОБЕДЫ!». План акции осуществлялся в.
Социальная акция, приуроченная ко Дню пожилого человека «С добротой и любовью» В России 1 октября отмечается День пожилого человека. Этот праздник в последнее время становится в России и очень популярным. К этому дню.
Социальная акция «Россия — Родина Моя» Социальная акция «Россия – Родина Моя»Цареградская Анна Сергеевна. Девиз акции: «Мы выбираем Позитивное будущее» Цель акции: Привлечение.
Понятие социальной дезадаптации
Что такое социальная дезадаптация
Социальная дезадаптация — это утеря человеком способности приспосабливаться к условиям социума. Бывает полной и частичной.
Кроме социальной, есть психосоциальная дезадаптация, и границы между ними довольно размыты. Но в любом случае это означает нарушение взаимодействия индивида с обществом, невозможность осуществления им своей позитивной социальной роли. Часто следствием становится значительное ухудшение качества жизни или опасность для окружающих.
Социальная дезадаптация не считается медицинской патологией, хотя может проявляться как следствие нервно-психических заболеваний.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Психологи о социальной дезадаптации
Единого мнения специалистов о стадиях, разновидностях и способах коррекции этого явления нет, поскольку существует несколько теорий относительно факторов его возникновения.
Дезадаптированность бывает четырех уровней:
Социальная дезадаптация в современном обществе принимает все более угрожающие масштабы в связи с развитием новых технологий, интернета, с ускорением темпа жизни и, как следствие, с большей разобщенностью людей, их усталостью от себе подобных, желанием уйти с головой в виртуальный мир.
Если раньше психологи употребляли термин «дезадаптант» в отношение детей, то в настоящий момент многие взрослые признаются, что не могут успешно взаимодействовать с коллективом. Им тяжело общаться с коллегами и начальством, они не в состоянии «подать» себя, а в особо трудных случаях — работать среди людей и зарабатывать средства на жизнь.
Поэтому сейчас проводится много исследований на эту тему. Проблемой интересуются не только психологи, но и психотерапевты, психиатры, а также социологи. Необходимо искать новые методы коррекции, которые будут действенны по отношению не только к детям, но и совершеннолетним.
Причины возникновения
Социальная дезадаптация не может быть врожденной и никогда не возникает без причины. Как правило, таких причин бывает не одна, а целый комплекс. Рассмотрим основные.
Переходный возраст школьников/подростков
Для подростков характерна лабильность и возбудимость, что во многом обусловлено гормональной перестройкой организма. Но влияет еще и смена социальной роли: ребенок становится более или менее ответственным за свои поступки. Мы все слышали выражения «трудный возраст» и «юношеский максимализм».
Слабость личности, при которой требования общества кажутся завышенными
Психологическая причина связана с особенностями личности и нервной системы, акцентуациями характера. В современном обществе, особенно от девочки в школе, а потом и от взрослой женщины, которая строит карьеру, требуется проявлять черты характера, традиционно считающиеся мужскими — агрессивность, грубость, вызывающее поведение, чтобы обратить на себя внимание. В школе всегда хорошо чувствуют себя «пацанки», а вот скромным и застенчивым девочкам (а также часто и мальчикам) приходится плохо и бывает, что они страдают от травли, не умея постоять за себя.
Личность, слишком возбудимая и привыкшая выражать свои эмоции публично, может не выдержать требований соблюдать дисциплину на работе. Эгоцентричному человеку сложно подчиняться субординации и т.д.
События в жизни, травмирующие психику, и затянувшийся стресс
Здесь могут быть как социально-экономические, так и личные психологические причины, оттолкнувшие человека от общества: сокращение на работе, уход из жизни близкого человека, развод, проблемы с внешностью, тяжелые длительные болезни и др. В этом случае дезадаптация может играть роль защитного механизма, спасительной реакции подсознания. Главное, чтобы этот процесс был обратим.
Психические расстройства и болезни
Без медикаментозного лечения обычно их сложно корректировать. Помимо серьезных заболеваний, здесь могут быть и различные зависимости: алкогольная, от компьютерных игр и т.д.
Проявление дезадаптации
Излишняя агрессия
Такое часто бывает в школе. Ребенок, которого в классе по каким-то причинам (часто объективным) считают изгоем, вместо того, чтобы понять причину неприятия и попытаться от нее избавиться, пытается самоутвердиться за счет агрессии и драк. У взрослых тоже бывает, что свой страх и неуверенность они прячут за немотивированным агрессивным поведением в адрес своих коллег или семьи. На простую просьбу или вежливый вопрос они порой реагируют неадекватно, раздражительно, даже с кулаками.
Заниженная самооценка
Неумение видеть свои положительные стороны и зацикливание на недостатках — часто виной этому становится неправильное воспитание, когда ребенка сравнивают с другими детьми не в лучшую сторону. «У всех дети как дети, а у меня неумеха и двоечник». Неудивительно, что такое программирование сознания пускает корни на всю оставшуюся жизнь и человек на полном серьезе считает себя неудачником и не пытается чего-то добиться.
Отсутствие желания общаться
Даже простой диалог с продавцом на кассе или с прохожим, который спрашивает дорогу, вызывает проблемы. Человек не отвечает на обращенные к нему вопросы или отвечает односложными фразами, на работе старается избегать коллег или разговаривать только по делу. Нет интереса к другим людям. Не может придумать темы для разговора, впадает в ступор, когда к нему обращаются.
Перепады настроения
Сейчас человек в приподнятом радостном настроении, а через минуту уже впал в печаль, и так может быть много раз в течение дня. Перепады — уже повод насторожиться, что что-то в окружении вызывает желание уйти и спрятаться. Часто это показатель скрытой агрессии.
Замкнутость
Если это не природная черта характера, то дезадаптация может выразиться именно так. Еще недавно человек был открытым и общительным, но вот случился момент, когда он перестал реагировать на внешнюю среду, предпочитая молчать или ограничиваться общими фразами. Живет обособленно, не любит гостей, сам ни к кому не ходит, не выносит находиться в шумной компании или просто в людном месте.
Демонстрация эмоций на людях
Внезапная слезливость, угрюмость или громкий неестественный смех, когда нет особых причин для этого. Поведение такого человека кажется странным, и не только у него, но и у окружающих постепенно пропадает желание общаться. Непредсказуемость и отсутствие адекватной реакции отталкивает, и постепенно индивид все больше и больше отдаляется от социума, считая себя «непонятым».
Особенности
Низкая эмоциональная устойчивость
Реакция на внешние раздражители неадекватная и резкая. Человек не отличается выдержкой, не способен правильно оценивать ситуацию, не может работать в условиях стрессовой ситуации. Излишне эмоционален, его задевают мелочи, на что другой бы не обратил внимания. Легко расстраивается. Нет стабильных интересов, работоспособность зависит от настроения. Также характерна раздражительность, быстрая утомляемость.
Сосредоточенность на себе
Погруженность в свои личные переживания, нежелание подстраивать себя под социум. Человек ощущает себя «пупом земли», который не понят и не оценен по достоинству. Приводит обычно к внутренней опустошенности. Внешний мир перестает интересовать, проблемы родных и друзей не волнуют.
Нежелание подчиняться требованиям общества
Отсутствие желания подчиняться логичным и необходимым требованиям общества и закона может приводить к асоциальному, девиантному поведению, желанию покончить с собой. В тяжелой стадии оканчивается реальными преступлениями и суицидом.
Примеры социальной дезадаптации
Частичная социальная дезадаптация может проявляться в случае длительной болезни, декретного отпуска, когда теряется интерес к общественной жизни и к рабочему коллективу, при этом человек может сохранять нормальный стиль общения со своей семьей и с близкими друзьями. После выхода из временной изоляции через какое-то время все восстанавливается.
Например, молодая женщина в декретном отпуске перестала следить за собой, общаться с друзьями, все ее интересы теперь, помимо ухода за ребенком, — просмотр сериалов, чтобы отвлечься от реальности. Выход на работу сначала стал сильным стрессом, но постепенно самочувствие улучшилось и вернулись привычные навыки общения.
Полная социальная дезадаптация часто характеризуется сильным душевным дискомфортом. Теряется вера в себя, доверие и интерес к окружающему миру. Человек может чувствовать себя хорошо только наедине с самим собой или рядом с очень ограниченным кругом близких. У него нет никакого желания реализовывать себя в социуме, хочется навсегда замкнуться в собственной скорлупе, обычный поход в магазин вызывает страх и неприятие.
Например, в современной Японии, стране высокого уровня технологического развития, появилась целая прослойка затворников. Они называются «хикикомори». Молодые, здоровые люди могут месяцами, а то и годами не покидать свое жилище, полностью отказавшись от какой бы то ни было социальной жизни.
Ярким примером «дезадаптанта» из классической литературы является известный герой романа Гончарова. Пребывание на любимом диване заменило Илье Ильичу Обломову и любовь, и материальное благополучие, и физическое здоровье. Вялый и безвольный из-за неправильного воспитания и собственного характера, однажды он пытается «проснуться» и что-то сделать, но все оказывается бесполезно. Диван победил.
Коррекция
Рассмотрим вкратце некоторые приемы, позволяющие скорректировать или устранить социальную дезадаптацию. Лучше всего начинать с профилактики.
Конечно, не все перечисленные способы могут быть легко выполнимы, но даже в самых запущенных случаях надо помнить, что социальная дезадаптация всегда поддается коррекции.