что значит совместная игра
Казалось бы, что за вопрос. Ведь мы уже выяснили, что такое сюжетная игра, а играют дети вместе или по одному, какая разница. Игра и есть игра.
Но, оказывается, все далеко не так просто. Во-первых, небезразлично для развития ребенка, играет он один или со сверстниками, а во-вторых, у совместной игры есть свои особенности. Начнем с того, что не все, что кажется нам совместной игрой, является ею. К примеру, играют двое детей в игровом уголке, у них одна кукла, и они осуществляют какие-то действия с игрушками. А когда взрослый спрашивает их о том, во что они играли и кем были в игре, оказывается, что их рассказы совершенно не совпадают. Одна девочек говорит, что она была мамой, а ее подружка — дочкой, а партнерша утверждает, что она была воспитательницей. Иначе говоря, хотя дети и действовали в одном игровом пространстве, они не понимали смысл действий друг друга, так что здесь вряд ли можно говорить о совместной игре.
В совместной игре перед детьми встает сложная проблема взаимопонимания. Мы уже говорили о том, что и взрослому подчас трудно понять действия ребенка в игре. Еще труднее это для его сверстника.
Для того чтобы лучше представить себе, что такое совместная игра, обратимся снова к аналогии. Допустим, вы собираетесь в гости к своим знакомым, не имея никакой четкой (практически-утилитарной) цели, кроме того, чтобы просто навестить их и пообщаться. Вряд ли вы заранее будете строить программу, план «общения» (сначала мы поговорим об этом, потом — о том и т. д.). Даже если у вас есть какие-то наболевшие вопросы, которые вы не прочь обсудить, наверное, вы не станете заявлять о них, едва войдя в дом.
Детям-дошкольникам не свойственно общение-беседа (т. е. чисто речевые формы общения друг с другом). Детское общение чаще всего протекает в форме игры, взаимодействия в ней. Но, так же как и в свободной беседе взрослых, общая тема игры во многом определяется ситуацией. Представления же о направлении развертывания темы у участников никогда полностью не совпадают, поэтому детям, для того чтобы игра развертывалась согласованно, приходится пояснять свои намерения при переходе от одного сюжетного события к следующему.
— А давай в детский сад играть. А давай — я воспитательница, а ты няня. Да я же воспитательница, сколько раз тебе говорить. А давай — мы гуляли с детьми.
Это детское «А давай. » слышится на каждом шагу, когда дети играют вместе. Оно выполняет функцию ненавязчивого предложения темы, за которым уже следует конкретизация замысла.
Кроме того, участникам игры приходится преодолевать многозначность условного игрового действия. Действительно, вот один из играющих усаживается в открытый отсек детского шкафчика и изображает жестами, будто он «нажимает кнопки». Для него-то эти действия имеют определенный смысл — он «заводит машину», но не исключено, что партнер поймет их совсем иначе. Достаточно ребенку сказать при этом «Поехали» или «Садись в машину» или просто начать гудеть, как ситуация станет понятной, однозначной и для партнера. Такие пояснения для партнера, сопровождающие условные игровые действия и определяющие переход к дальнейшим игровым событиям, выполняют важную функцию согласования в игре.
Каждый способ построения игры требует специфичных поясняющих высказываний от партнеров. Например, когда игра строится на уровне условных предметных действий, главное — пояснить, обозначить смысл игрового действия и замещающего предмета (ребенок подает партнеру кубик и говорит: «На, ешь хлеб!»). Да и это не всегда нужно, если сами игрушки уже в достаточной мере определяют смысл действия (когда это не условные заместители, а копии настоящих вещей). На уровне ролевого поведения многое из дальнейших действий ребенка становится понятным для партнера, если он только лишь обозначит свою игровую роль. В приведенном нами примере с «машиной» ребенок мог просто сказать: «Я шофер»,— и его действия, хотя они и осуществлялись с воображаемыми предметами, стали бы в контексте этого высказывания понятны партнеру.
Когда содержание игры становится более сложным, важно, чтобы для партнера было определено, пояснено событие, которое ребенок предлагает воссоздать в игре («Давай — была авария на дороге, меня ранило, а ты на «скорой» приехала!»); это позволит партнеру строить ответные действия соответственно ситуации.
Успешность, слаженность взаимодействий детей в игре связаны с овладением такой «поясняющей» речью.
При стихийно складывающейся игре полноценные ее совместные формы появляются лишь в старшем дошкольном возрасте (после пяти лет). И это обусловлено не только совершенствованием речи и мышления ребенка, усложнением содержания игры, но и накоплением опыта общения со сверстниками. Только такой опыт приводит к осознанию ребенком необходимости быть понятым партнером — опыт поведения в ситуациях рассогласования игры, когда партнер ведет себя вопреки ожиданиям ребенка.
Основы же совместной игры в широком смысле закладываются очень рано (еще до трех лет) через предметное взаимодействие, где ребенок впервые осознанно направляет свое действие на партнера (взрослого или ребенка) и выделяет его как носителя ответного (пока еще «буквального», неигрового) действия, соответствующего его ожиданиям или расходящегося с ними
Напомним еще раз, что хотя в сюжетной игре и нет формализованных, жестких правил, это не совершенно свободная деятельность ребенка. Есть особые способы построения сюжетной игры, и взрослый, чтобы правильно руководить игрой ребенка, включаться в нее, должен их хорошо знать.
Кроме того, играя с ребенком, взрослый не должен забывать о том, что делает он это не просто для удовольствия ребенка, а с целью формирования более сложной игровой деятельности. Поэтому мы предлагаем взрослому общие правила его поведения — принципы формирования сюжетной игры:
1. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
2. Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
3. Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками. Поэтому не стремитесь все время «угадывать» направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.
Что лучше многопользовательские или одиночные игры?
Каждый геймер хоть раз задавался таким вопросом: во что поиграть? И чаще всего первый поставленный критерий, это выбор между одиночной и многопользовательской игрой. Давайте разберём, что же всё-таки больше удовлетворяет геймера, игра с другими людьми или одиночное прохождение.
Во-первых, надо отметить, что у каждого человека свои вкусы к играм, кому-то больше нравится играть вместе с друзьями, в компании, или даже просто разговаривать с незнакомыми людьми, кого-то больше удовлетворяет тихая и спокойная игра в одиночку.
Если вы знаете к чему привержены больше всего, то и скачиваете, но если вы находитесь на распутье выбора режима игры, то вы обязаны дочитать статью до конца.
Достоинства Многопользовательской игры
Онлайн игры всегда были востребованы в сообществе из-за их социализации. Каждый может найти человека, с которым можно совместно поиграть, делится эмоциями от игры, вместе бомбить на неё во время поражений и радоваться во время побед.
В многопользовательских играх есть возможность создавать большие группы людей с одинаковыми интересами(кланы), а также встать во главе этих людей, при этом развивая в себе навыки командира.
Вы будете продолжать в игру до тех пор пока она вам не надоест, или пока проект не закроется. Это может продолжаться несколько лет, если даже не десятков лет. Одиночные игры такими результатами похвастаться не могут, максимум на что они способны это 200-300 часов, не больше.
Онлайн игры постоянно развиваются и не стоят на месте, всё конечно зависит от разработчиков игры, но чаще всего в MMO обновления выходят регулярно, радуя игроков новыми идеями, фичами, дополнениями и т.д.
Достоинства Однопользовательской игры
Уникальность одиночных игр, в присутствии в них сюжета, персонажей и не обезличенного главного героя, которому можно сочувствовать, сопереживать, будто проживая совсем другую жизнь. Одиночные игры способны перенести игрока в совершенно другой мир, к другим людям и другому себе, тогда как онлайн игры не способны к такому эмоциональному сопряжению с игроком.
В однопользовательских играх у игрока есть полная свобода выбора в плане установки других модификаций, читов, использовании кодов и т.д. Одиночные игры всегда были объектом мододельства, есть игры с базой модов в тысячу и больше единиц(GTA, Stalker, Skyrim и др.). С помощью них можно изменить игру до неузнаваемости, и для этого не надо ждать обновления месяцами, а то и годами.
Самый большой плюс современных одиночных игр, в том что в них всё чаще интегрируется кооперативный режим. Теперь геймеры могут играть в свои любимые игры вместе с друзьями, вместе проходить сюжет и компании. Но полностью заменить многопользовательские игры они всё равно не смогут, т.к кооперативный режим не даёт доступ в огромный сетевой мир, а лишь объединяет нескольких игроков для совместной игры.
Но вы можете следовать этим двум простым пунктам:
Что значит совместная игра
Условия тоже со временем меняются и усложняются. Обычная кухня, которая стоит на месте, покажется раем, когда вам с друзьями предложат покулинарить внутри несущихся на полной скорости грузовиков или на каменных островках посреди лавового озера. И времени адаптироваться к новым условиям нет, ведь на выполнение заказов обычно дают всего несколько минут. А кухни порой такие тесные, что не протолкнуться — и чем больше игроков, тем больше хаоса. И вот вы носитесь по кухне, пытаясь собрать все ингредиенты, орете на друзей, которые мешают подойти к столику с помидорами, мешаете друзьям в ответ — и все ради того, чтобы приготовить бургер, который никто из гостей не заказывал.
Lovers in a Dangerous Spacetime
В Lovers in a Dangerous Spacetime может отпугнуть сокрушительная мимимишность со всеми этими сердечками в розовом цвете, космозайками и теплотой-добротой, но не дайте себя обмануть! На самом деле это очень непростая игра, проверяющая, насколько хорошо вы умеете работать в команде. Есть, значит, чудной космический корабль и его экипаж — вы и те, кто с вами согласился играть. Корабль оснащен двигателем, четырьмя основными пушками, щитом и другими элементами, которые надо активировать вручную.
Rayman Origins и Rayman Legends
Rayman Origins и Rayman Legends — два великолепных платформера, выделяющихся в первую очередь стилем и дизайном. Серия Rayman, придуманная французским геймдизайнером Мишелем Анселем (Beyond Good & Evil), всегда отличалась яркими красками, причудливыми персонажами и тотальным сказочным беспределом, что всегда творится вокруг главных героев. Origins и Legends в этом плане — не исключение.
И здорово, что погрузиться в это красочное безумие можно вместе с друзьями. В оба платформера можно играть и вдвоем, и втроем, и вчетвером — помогать друг другу добираться до ранее недоступных бонусов, но чаще всего все-таки мешать и путаться у друзей под ногами. Весело, в общем.
Magicka и Helldivers
И Magicka, и Helldivers работают похоже — это экшены с видом сверху. Только первая игра удачно высмеивает все известные штампы фэнтезийных ролевых игр, а вторая — это что-то вроде «Звездного десанта» про отряд вояк, который высаживается на планеты и пытается уничтожить как можно больше жуков и других инопланетных тварей.
В Magicka можно комбинировать заклинания, что выглядит эффектно, и случайно поджигать друга огнем или бить молниями, а в Helldivers — опять же случайно, пристрелить его, забравшись в огромного робота и толком не прицелившись. Лучшее.
Salt and Sanctuary
Salt and Sanctuary — довольно популярный среди поклонников Dark Souls платформер. Потому что его авторы, хоть они ничего общего со студией From не имеют, по сути, перенесли все ключевые элементы хардкорной серии в 2D. Получилось вполне себе — да еще и с локальным кооперативом.
Guacamelee!
Еще один платформер — правда, с большим уклоном в сторону экшена и метроидвании, — который выделяется в первую очередь визуальным стилем и сеттингом. Хуан, главный герой Guacamelee! — лучадор, мексиканский рестлер в забавной маске. Он отправляется в опасное путешествие, чтобы спасти дочь местного Эль-Президенте от злодея, бывшего тореадора Карлоса Калаки.
И если вы решите сыграть с другом, то помогать Хуану будет еще один лучадор, загадочная девушка по имени Тостада, которая и дала главному герою маску, наделившую его огромной силой. В Guacamelee! придется довольно часто драться с сатанинскими приспешниками Калаки, однако основа геймплея — это прыжки по платформам и исследование уровней, как и в любой метроидвании. Плюс масса отсылок к другим играм и поистине смешных шуток.
Diablo 3 для PS4 и Xbox One
Еще один подходящий вариант для «диванного» кооператива — консольная версия Diablo 3. В эту игру вообще гораздо интереснее играть толпой, а если друзья при этом сидят рядом, то количество фановых ситуаций возрастает в десятки раз. И поверьте, управлять персонажем в Diablo 3 с помощью геймпада удобно.
К тому же с 2012 года третья Diablo заметно изменилась. Blizzard добавила пятый акт, два класса — некроманта и крестоносца — и еще массу контента помельче. И все это на PS4 и Xbox One сейчас продается в комплекте Diablo III: Eternal Collection.
Chariot
Король умер, и теперь храброй принцессе и ее жениху предстоит доставить гроб с телом покойного в какие-то далекие земли — таково было последнее желание правителя. Chariot как раз и посвящена приключениям этих двух героев, которые пробираются через один уровень за другим и тащат за собой гроб, к которому прикручены колеса — чтобы тащить было удобнее, разумеется.
Chariot — вроде бы и платформер, но куда логичнее будет назвать ее головоломкой, в которой все загадки так или иначе завязаны на физике. Принцесса и ее жених могут толкать гроб с телом короля и цеплять к нему веревки — таким вот образом им предстоит поднимать импровизированную повозку на возвышенности и преодолевать все остальные препятствия.
Это тоже головоломка, но совсем не похожая на Chariot. Герои Snipperclips — забавные существа, похожие на ластики и способные «откусывать» друг от друга кусочки. Собственно, на этом и построен геймплей — зачастую вы вместе с друзьями будете менять форму персонажей, чтобы образовать фигуру по заданному разработчиками контуру.
Причем играть в Snipperclips можно вчетвером, и для такого количества игроков в ней полно мини-игр. Скажем, что-то вроде аэрохоккея, в котором игрокам надо отправить летающий по экрану шарик в ворота противника и при этом защитить свои. Со временем в игре появляется все больше условий, усложняющих загадки, так что от скуки Snipperclips забросить вряд ли получится.
К слову, если вас интересуют именно Switch-эксклюзивы с локальным кооперативом, то присмотритесь к Kirby Star Allies, которая вышла совсем недавно и получила от нас 7 баллов, или к грядущему переизданию Donkey Kong Country: Tropical Freeze, которая сама по себе — один из лучших (если не лучший) платформер в мире.
Cuphead
Cuphead — лучшая современная игра в жанре run and gun. Оглушительно сложное приключение с бесподобным визуальным стилем, созданным с оглядкой на старую анимацию Disney. Cuphead потрясающе выглядит, настолько же потрясающе звучит и работает идеально — она заставит вас заучить все локации и быть максимально внимательным во время прохождения. И, как все культовые игры в жанре run and gun, она предлагает локальный кооператив.
Cuphead — это буквально все, за что вы в 90-х могли полюбить игры «на двоих». Это Battletoads и Contra. Это игра, способная генерировать миллиард самых диких ситуаций, приносящих массу эмоций. В общем, Cuphead — это, пожалуй, первое, что следует вспомнить, когда речь заходит о совместном прохождении у одного экрана.
Бонус: A Way Out
В начале мы договорились, что речь пойдет только об играх, где есть возможность сыграть вместе на одном экране и без разделенного экрана, но A Way Out обойти внимание нельзя. Просто потому что это лучшая сюжетная кооперативная игра, которую необходимо проходить с другом. Да, в ней есть сплит-скрин, однако в этом случае это не прихоть разработчиков, а художественный прием, с помощью которого они рассказывают историю.
A Way Out посвящена побегу из тюрьмы двух очень разных персонажей — Лео и Винсента. Впрочем, не только побегу — после того, как они выберутся на свободу, им предстоит добраться до мафиози, который их подставил. И кооператив в A Way Out имеет куда большее значение, чем в любой другой игре. И Лео, и Винсент принимают равное участие в развитии сюжета, причем их приключения построены таким образом, что помощь друг другу становится важной не только для героев, но и для игроков. Эту концепцию жестоко рушит эмоциональный финал, за который A Way Out хочется похвалить отдельно.
Консультация: «Совместная игра детей-что это такое?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка – детский сад «радуга»
Консультация на тему:
«Совместная игра детей-что это такое?»
Давыдова Ильсеяр Зекиулловна
Совместная игра детей — что это такое?
Игра –это просто игра!
Но, оказывается, дело далеко не так просто. Во-первых, небезразлично для развития ребенка, играет он один или со сверстниками, а во-вторых, у совместной игры есть свои особенности. Начнем с того, что не все, что кажется нам совместной игрой, является ею. К примеру, играют двое детей в игровом уголке, у них одна кукла, и они осуществляют какие-то общие действия с игрушками. А когда взрослый спрашивает их о том, во что они играли и кем были в игре, оказывается, что их рассказы совершенно не совпадают. Одна из девочек говорит, что она была мамой, а ее подружка — дочкой, а партнерша утверждает, что она была воспитательницей. Иначе говоря, хотя дети и действовали на одном игровом пространстве, они не понимали смысл действий друг друга, так что здесь вряд ли можно говорить о совместной игре.
В совместной игре перед детьми встает сложная проблема взаимопонимания. Мы уже говорили о том, что и взрослому подчас трудно понять действия ребенка в игре. Еще труднее это для его сверстника.
Для того чтобы лучше представить себе, что такое совместная игра, обратимся снова к аналогии. Допустим, вы собираетесь в гости к своим знакомым, не имея никакой четкой (практически-утилитарной) цели, кроме того, чтобы просто навестить их и «пообщаться». Вряд ли вы заранее будете строить программу, план «общения» (сначала мы поговорим об этом, потом— о том и т. д.). Даже если у вас есть какие-то наболевшие вопросы, которые вы не прочь обсудить, наверное, вы не станете заявлять о них, едва войдя в дом. Скорее всего, ваше общение начнется ситуативно, в зависимости от того, чем заняты хозяева. Если они смотрят телевизор, то вы, может быть, присоединитесь к ним, а затем (или по ходу дела) обсудите передачу. Если вас вдруг в дороге застала непогода, не исключено, что разговор зайдет об изменении климата или о том, что синоптикам совершенно нельзя верить. Может быть, вы попадете в разгар конфликта папы с ребенком, и тогда разговор может принять совершенно другое направление — обсуждение проблем воспитания. Одним словом, содержание беседы и ее повороты будут зависеть от ряда ситуативных моментов.
Но вдруг вы вспомните о предметах, занимавших последнее время ваши мысли и захотите обсудить ее с приятелем, выяснить его отношение к ней. Если это имя ему о чем-то говорит, вам достаточно будет только обозначить тему разговора, а если нет, то придется вам эту теорию и изложить, иначе никакой беседы по этому поводу не получится. Однако не исключено, что у приятеля есть свои наболевшие проблемы, и он будет пытаться направить разговор совсем в другое русло. От того, насколько избранная вами тема сможет вобрать и тему, интересующую собеседника, насколько совпадают ваши знания о предмете обсуждения и насколько ясно вы можете излагать свои мысли, будет зависеть и удовлетворенность каждого от общения, и плавность течения беседы.
Детям-дошкольникам не свойственно общение-беседа (т. е. чисто речевые формы общения друг с другом). Детское общение чаще всего протекает в форме игры, взаимодействия в ней. Но, так же как и в свободной беседе взрослых, общая тема игры во многом определяется ситуацией.
Представления же о направлении ее развертывания у участников никогда полностью не совпадают, поэтому детям, для того чтобы игра развертывалась согласованно, приходится пояснять свои намерения при переходе от одного сюжетного события к следующему.Сколько раз тебе говорить. А давай — мы гуляли с детьми. Это детское «А давай. » слышится на каждом шагу, когда дети играют вместе. Оно выполняет функцию ненавязчивого предложения темы, за которым уже следует конкретизация замысла.
Кроме того, участникам игры приходится преодолевать многозначность условного игрового действия. Действительно, вот один из играющих усаживается в открытый отсек детского шкафчика и изображает жестами, будто он «нажимает кнопки». Для него-то эти действия имеют определенный смысл — он «заводит машину», но не исключено, что партнер поймет их совсем иначе. Достаточно ребенку сказать при этом «Поехали» или «Садись в машину» или просто начать гудеть, как ситуация станет понятной, однозначной и для партнера.
Такие пояснения для партнера, сопровождающие условные игровые действия и определяющие переход к дальнейшим игровым событиям, выполняют важную функцию согласования в игре.
Каждый способ построения игры требует специфичных поясняющих высказываний от партнера. Например, когда игра строится на уровне условных предметных действий, главное — пояснить, обозначить смысл игрового действия и замещающего предмета (ребенок подает партнеру кубик и говорит: «На, ешь хлеб!»). Да и это не всегда нужно, если сами игрушки уже в достаточной мере определяют смысл действия (когда это не условные заместители, а копии настоящих вещей). На уровне ролевого поведения многое из дальнейших действий ребенка становится понятным для партнера, если он только лишь обозначит свою игровую роль. В приведенном нами примере с «машиной» ребенок мог просто сказать: «Я шофер»— и его действия, хотя они и осуществлялись с воображаемыми предметами, стали бы в контексте этого высказывания понятны партнеру.
Когда содержание игры становится более сложным, важно, чтобы для партнера было определено, пояснено событие, которое ребенок предлагает воссоздать в игре («Давай — была авария на дороге, меня ранило, а ты на «скорой» приехала!»); это позволит партнеру строить ответные действия соответственно ситуации.
Успешность, слаженность взаимодействия детей в игре связаны с овладением такой «поясняющей» речью.
При стихийно складывающейся игре полноценные ее совместные формы появляются лишь в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). И это обусловлено не только совершенствованием речи и мышления ребенка, усложнением содержания игры, но и накоплением опыта общения со сверстниками. Только такой опыт приводит к осознанию ребенком необходимости быть понятым партнером — опыт поведения в ситуациях рассогласования игры, когда партнер ведет себя вопреки ожиданиям ребенка. Если создавать такие ситуации специально (а взрослый может научиться это делать) и демонстрировать детям образцы поведения, снимающего «рассогласование», можно уже к 4 годам сформировать у ребенка умение успешно строить совместную игру со сверстником (пока, правда, на уровне элементарного ролевого взаимодействия).
Основы же совместной игры в широком смысле закладываются очень рано (еще до 3 лет) через предметное взаимодействие, где ребенок впервые осознанно направляет свое действие на партнера (взрослого или ребенка) и выделяет его как носителя ответного (пока еще «буквального», неигрового) действия, соответствующего его ожиданиям или расходящегося с ними.
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти всё, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой.
Это типичный ответ маленького ребенка, обозначающий самые разнообразные его занятия: насыпание песка в ведерко, бросание мяча, возню с приятелем, приготовление кукольного обеда и пр. Другими словами, для ребенка игра — это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых.
Для ребенка игра — средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.
Но у ребенка есть и другие занятия, которые он игрой не назовет, хотя в них он вроде бы тоже свободен в реализации своих желаний. Это рисование, лепка, конструирование. Однако, в отличие от игры, в них есть ощутимый, материальный результат — рисунок, постройка и т. п.— и от ребенка требуются изрядные усилия, чтобы преодолеть сопротивление самого материала, получить желаемый продукт.
В игре нет таких проблем, как в рисовании, когда краска течет не туда, куда нужно, или в практическом действии, когда вещи не слушаются (попробуйте-ка аккуратно зашнуровать ботинки!).
Что же привлекает ребенка в игре? Сам процесс действования. Но действие в игре — особое, ненастоящее. Уже к 3 годам дети начинают осознавать различие игры и не игры, а к 4—5 годам это различие настоящего действия и игрового уже четко формулируется ими: «Это же понарошку. », «Давай, как будто я ехал. » и т. п.
Эти «понарошку», «как будто», т. е. действие в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации для ребенка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». В игре ребенок таков, каким ему хочется быть,— добрый мальчик, красивая принцесса, путешественник; в игре ребенок там, где ему хочется быть,— на Луне, на дне моря, в школе. Он участник интересных и привлекательных событий — лечит больных, сражается с драконом, тушит пожар. Что из того, что ребенок не может водить настоящую машину? Зато он может сколько угодно с упоением «ездить» в машине, построенной из стульев, и крутить купленный мамой в «Детском мире» руль; может устраивать гонки маленьких автомобилей с авариями и всяческими дорожными происшествиями; строить гаражи для машин, ангары для самолетов и целые города. Если он еще не ходит в школу, как старший брат или соседская девочка,— тоже не беда. Ведь он может учить своих плюшевых зайцев и медведей, ставить им оценки и объяснять задачи. А может и сам стать учеником, приспособив бабушкину сумку вместо ранца и ее же записную книжку вместо тетради.
Игра позволяет ребенку остановить мгновение, повторить и прожить его еще много раз. Например, он ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторяться в игре. Игра помогает ребенку не только получить удовольствие от «повторения» приятных событий, но и избавиться от неприятных переживаний, чувства неудовлетворенности, если что-то ему не удалось в действительности. К примеру, девочке очень хотелось быть Снегурочкой на детском празднике, но ей досталась всего лишь роль Снежинки. И вот она привлекает бабушку в качестве зрителя, а сама несколько раз разыгрывает сценарий уже прошедшего в детском саду праздника, выполняя роль Снегурочки.Таким образом, ребенку игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и прежде всего желание действовать как взрослый, желание управлять вещами (которые на самом-то деле пока еще не очень подчиняются!).
Достаточное ли это основание, чтобы поощрять, развивать у ребенка эту деятельность?
Наверное, если бы значение игры заключалось лишь в удовольствии, то в какой-то степени можно было бы и пренебречь ею в пользу более серьезных, значимых для будущей жизни ребенка занятий. Однако детская игра чрезвычайно важна для развития ребенка.
Пожалуй, одним из первых, кто указал не только на «сиюминутную», но и на перспективную полезность игры, был немецкий ученый К. Гроос, предложивший рассматривать детскую игру как инстинктивную подготовку к будущей взрослой жизни: игра девочек в куклы — это упражнение материнского инстинкта, игра мальчиков в войну — проявление охотничьего инстинкта и т.п.
Современные ученые далеки от того, чтобы приписывать детской игре инстинктивную природу и приравнивать ее в этом смысле к игре животных, как это делал К. Гроос, но высказанное им предположение об огромном значении игры для всей будущей жизни ребенка принимается теперь исследователями всего мира за аксиому.
Что же дает игра для психического развития ребенка?
Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий. Сначала — это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение содержания игры (воссоздание все более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, «в уме»).
Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности «в уме» создает основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно и само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая, специфически человеческая деятельность.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начал нравственности.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребенок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
В игре ребенок получает и опыт произвольного поведения — учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых. Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредоточиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.
Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками. Из всего сказанного ясно, что игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребенка. Но она помогает решать и более узкие педагогические задачи. В игре может происходить усвоение ребенком отдельных знаний, умений, навыков. Однако это уже требует специальной педагогической организации детской игры — включения в нее такого содержания, которое потребовало бы от ребенка актуализации определенных знаний,выполнения определенных действий.
Можно, например, так построить игру в школу, что ребенок будет с большим интересом и охотой осваивать азбуку, а специально организованная игра в магазин может помочь закреплению элементарных счетных навыков. Но эти задачи могут быть решены только в совместной игре детей со взрослым. Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
Выяснив, для чего нужна игра, мы должны теперь разобраться в следующем вопросе: должны ли взрослые специально культивировать детскую игру, учить детей играть? Действительно, может быть, игра внутренне присуща ребенку, достаточно лишь не мешать ему играть, предоставив время и место для игры?
В психологии XIX — начала XX в. был распространен взгляд на игру как явление, сопутствующее развитию ребенка. Организм ребенка созревает, развиваются и заложенные в нем изначально задатки, становятся совершеннее память, воображение, мышление. А игра — лишь проявление детского воображения, мышления, как бы индикатор внутренне присущих ребенку свойств. При таком взгляде на развитие ребенка ни культивировать игру, ни воздействовать на нее не надо — она своевременно появится у каждого ребенка и исчезнет, когда пройдет «возраст игры».
Таким образом, игра не мистическое, внутренне присущее ребенку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой он овладевает.
Сам по себе возраст еще совершенно не гарантирует появления у ребенка того или иного типа деятельности. Становление ведущей деятельности происходит постепенно и зависит от сложной системы социальных воздействий (в том числе и воздействий близких взрослых), задающих в той или иной форме эту деятельность ребенку.
Например, при поступлении в школу ребенок сначала только формально становится учеником. Овладевая специальными знаниями по разным предметам, он должен при этом еще и научиться быть учеником — уметь принимать учебную задачу, выбирать средства ее решения, контролировать, оценивать свои действия. Только тогда можно говорить о том, что учебная деятельность у него сформировалась.
Не является исключением и игра. Для того чтобы игра стала генератором развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью во всей ее полноте, стать человеком играющим, т. е. научиться играть. А взрослый может ему в этом помочь.
И здесь мы сталкиваемся с недоуменной реакцией пап и мам: