что значит спасение в христианстве
О Спасении
По сути гордый грешник рвется мыслить правовыми категориями. Терпение и смирение отсутствуют в качестве понятий старорежимных. Любовь, если есть, то только половая. Вот он и заносит терминологию права в область отношений с Богом. «Я могу», «я имею право», «мое – не тронь». Стоит ли говорить подробно о том, что Бог не намерен говорить с нами в категориях гражданского или уголовного права? Стоит ли говорить, что Он исчезает (неприметно, как Ему Одному это возможно) из области подобных разговоров, оставляя людям вместо Своего присутствия одну лишь идею о Себе? Идея о Боге вместо Самого Бога – это должно быть многим понятно.
Плоть сегодня смиряют, кажется, одни спортсмены. Это они рвут связки, сгоняют вес, падают в обмороки на тренировках. Готовы умереть за результат, и за страну, кстати. Оттого их лентяи, возможно, и любят, как античных героев. В прочих местах аскетизм заметен мало. Даже идея его отсутствует. Зато присутствуют постные меню в ресторанах на период Четыредесятницы. И люди боятся болеть, тревожатся о фигуре, хотят жить дольше и качественнее, и с этим бестолку спорить. Пусть так будет. Ведь только спорить начни – в лагере защитников плотоугодия и законов мира сего обретешь множество людей в сане, даже в клобуках и так далее. Да, ладно. Это дух эпохи, и мы в плену у него. Все, хоть и в разной степени. Не в первый раз в истории христиане – просто пленники исторического времени, жарко спорящие о свободе.
Никто из нас – из знающих Господа Иисуса – да не постраждет, как похититель чужой собственности, как осквернитель чужого ложа! Потому что здесь вражда и наказание будут оправданы и награды не повлекут. Но врагов нынче весьма легко заработать или нажить, назвав всего лишь черное – черным, белое – белым. И все!
Тут, как со смирением. Обычно думают, что смиряться нужно, если согрешил. Согрешил, мол, теперь сиди и укоряй себя: я грешник, я такой, я сякой. Это правда. Но не вся. Христос греха не имел. Однако говорит: Я кроток и смирен сердцем. То есть, смирение напрямую с совершенным грехом не связано. Можно смиряться, и не согрешая. Можно смирять гордыню, видя величие дел Божиих и сравнивая их со своей маломерностью. Или, вникая в исторические судьбы Промысла. Можно смирять себя через деятельное сострадание. Путей много.
Так же и с врагами. Можно, никого лично не обижая, иметь множество врагов. Для этого нужно всего лишь взять конкретный грех, вытащить его из тьмы повседневности под софиты общественного внимания и надавать пощечин. Греху, разумеется. Вы удивитесь, но многие после этого с вами разговаривать откажутся. А еще многие разразятся такой матросской бранью, каковую вы при их дипломах не предполагали даже. Привожу теоретический пример.
Есть заповедь о почитании отца и матери. Заповедь не оговаривает нравственных качеств родителей и не ставит почитание их в зависимость от «хорошести» последних. Однако и не требует любви, а только почитания. Нужны толкования. Но при этом «злословящий отца и мать смертью умрет». Тем более, поднимающий руку на престарелых родителей. И вот вам случилось – в эфире ли, в компании ли – жарко высказаться на означенную тему. Вы описали мерзость насилия над старостью, которая дала вам жизнь. И не стеснялись в выражениях. Два – три человека, слышавшие эту речь, молча покивали головами. А один (одна) вдруг покраснел (ла) и заёрзал на стуле. Потом сказал: Ну, знаете ли… Родители всякие бывают! Есть, знаете ли, такое! И вообще, кто дал вам право так безапелляционно судить о тысячах различных судеб? И вообще (все боле распаляясь) кто вы такой? Да я вас… Да я тебя! (Тут дело легко может дойти и до рукоприкладства). Но очевидно – «навозну кучу разрывая, вы вдруг нашли жемчужное зерно». Грех обличен и грешник сам себя выдал с головою. Теперь, возможно, он ваш враг, ибо вы – проявитель его стыдной тайны.
Так же будет и со всем остальным греховным прейскурантом. Сами вы не безгрешны, поэтому особых громов и молний от вас не дождешься – совесть саднит. Но, даже вскользь обходя язвы общества, наткнешься непременно на защитников воровства из бюджета (что как бы намекает). Еще наткнешься на защитников половой свободы до брака, абортов, разводов, курения марихуаны. На любителей пирсинга, адептов самоубийства, адвокатов педерастии, безбожия, обжорства, языческих жертвоприношений и проч. Все это «как бы намекает», а значит вам, как невольному проявителю чужих «фокусов», странно совмещаемых с крестиком на груди, будет не сладко. Личности не затронуты, но враги появились.
Вот с этой инфернальной реальностью сталкиваясь, вы и будете смиряться. Это будет хороший опыт смирения. Без публичной ругани (ибо бесполезно), без проклятий и обличений личных (ибо нельзя!), но только за реальную святость против реальных грехов и с реальными шишками и душевной усталостью. Итак, если грех вам не мил, а рот вам пока не забили глиной, и вы говорите внятно без «сю-сю» о современной жизни, врагов у вас будет, хоть отбавляй. Во всех стратах общества. И Церкви… Как ни жаль.
И это – ваши вериги, друзья. Вас, которые не согласны благословлять все подряд, и отличающие ясно то, что можно благословить, от того, что должно проклясть. Иных вериг вам не снести, а уж этих не избежать. Разве что примем раньше времени подвиг молчальничества о вещах кругом происходящих. Тогда будет больше покоя. Больше ли будет пользы – молчу. В кои веки молчу.
Трудно говорить, коли ты в веригах. Специфических.
Новое в блогах
Часть 8 В чем суть спасения?
«Спасены ли Вы?» — об этом меня спросили во время радиопередачи, которую я вел.
Я задал встречный вопрос: «А что Вы подразумеваете под этим?»
Звонивший немедленно парировал: «Если Вы даже не знаете, что это значит, тогда Вы не спасены».
В течение последующего часа я принимал звонки от людей, каждый из которых по-своему объяснял, что значит «быть спасенным».
Как такое возможно?
Как может быть так много толкований «спасения»?
По-видимому, следует дать более точное определение этому понятию, особенно ввиду того, что многие люди обычно указывают точную дату своего спасения.
Что же означает «спасение»?
Существуют ли различные способы обрести это спасение?
В какой момент или промежуток времени происходит спасение?
Является ли спасение состоянием или процессом?
Каким образом человек «получает спасение»?
Что означает «спасение»?
Большинство христиан считают, что спасаются тогда, когда признают Иисуса своим личным спасителем. Многие христиане могут указать точную дату и даже момент обретения спасения.
Действительно ли мы спасаемся вследствие признания или познания Мессии?
Многие христиане полагают, что человек считается спасенным, если он принял Иисуса всем сердцем (как своего личного спасителя).
Но что это означает?
Доминирующее в христианстве понимание спасения, судя по всему, подразумевает знание того, КТО такой Мессия.
Если это так, как нам согласовать ветхозаветную и новозаветную идеи спасения?
В Новом Завете четко говорится о том, что люди, признающие Йешуа (Иисуса) своим личным спасителем, спасаются.
Ветхий же Завет умалчивает о необходимости знания Мессии.
Почему Новый Завет делает ударение на вере в Иисуса, в то время как в Танахе (Ветхом Завете) нет даже намека на то, что спасение напрямую связано со знанием того, КТО является Мессией?
Если бы личность Мессии действительно играла ключевую роль в спасении, разве в Танахе не делалось бы гораздо большее ударение на знании Мессии?
Когда у Йешуа (Иисуса) спросили: «Что мне сделать, чтобы спастись?», он не стал подчеркивать то, насколько важно знать, кто такой Мессия.
Он сделал ударение на важности соблюдении заповедей.
Матфей 19:16-17
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.
Как мы уже говорили выше, заповеди, или «уставы», — это Божьи указания для нас.
Если мы будем следовать этим указаниям, это благоприятно скажется на нашей жизни.
Если же мы будем нарушать Божьи указания, мы «промахнемся», не попадем в цель.
Еврейское слово хата означает «промахнуться». Обычно оно переводится словом «грешить».
Как пишет Иоанн в 1 Иоан. 3:4, «грех есть беззаконие». Будучи искуплены Богом, мы являемся «святым», то есть отделенным народом.
Если же мы не справляемся с возложенной на нас ответственностью, если мы «не попадаем в цель», нам требуется прощение «грехов».
Прощение грехов
Что в точности включает в себя процесс прощения грехов?
В Израиле времен Храма существовала система жертвоприношений, посредством которой люди, согрешившие непреднамеренно, могли обрести прощение.
Левит 4:26
И весь тук его сожжет на жертвеннике, подобно как тук жертвы мирной, и так очистит его священник от греха его, и прощено будет ему.
Как же это согласуется с тем, что написано в Послании к Евреям 10:4?
Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
Автор Послания к Евреям знал те отрывки Торы, где четко говорится о прощении грехов того человека, который приносил в Храм жертву за свое прегрешение. Тем не менее, он также знал то, что не кровь животного приносила прощение, поскольку в тех случаях, когда человек не мог позволить себе принести в жертву животное, достаточно было хлебного приношения.
Кроме того, существовали другие способы «очиститься» от греха.
Один из них заключался в ритуальном омовении, называемом «миква». Мы читаем об этом обычае в книге Марка.
Марк 1:4-5
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Однако спасал человека НЕ сам ритуал.
Когда священник или Иоанн Креститель говорили какому-либо человеку о том, что его грехи прощены, дело было не в ритуале.
Никакое количество жертв или ритуальных омовений не сможет «спасти» человека, если у него не будет достаточно смирения и жертвенности.
Осия 6:6
Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.
Псалом 33:19
Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
Это одна из наиболее важных истин, которые Йешуа пытался донести до окружающих.
Сокрушенное сердце и смиренный дух важнее строгого соблюдения ритуалов.
Когда Йешуа исцелил мужчину и сказал ему, что его грехи прощены, и ему не требуется дополнительно приносить жертву или проходить ритуал омовения, видевшие это люди были поражены, думая про себя о том, что «только Бог может прощать грехи».
Это действительно так, однако прощение происходит не по причине соблюдения ритуала, а благодаря внутреннему настрою человека.
Процесс спасения
Можно найти подтверждения тому, что человек не «спасается» в какой-то момент.
Этот процесс длится в течение определенного периода.
Матфей 10:22
И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Каким образом соблюдение заповедей и «терпение до конца» согласуются со спасением? Кроме того, как можно соотнести это с теми стихами, где говорится о том, что для спасения нам достаточно одной только веры?
Веруй, и будешь спасен
Определенная проблема возникает в связи с тем, что при переводе с одного языка на другой многие понятия приобретают несколько иной смысл.
В нашем языке слово «верить» означает «принимать что-то за истину», «быть убежденным в чем-либо», а в первом веке оно означало нечто большее.
Эдвард Найдл в курсе «Изучение Торы для начинающих» (урок 6) пишет:
Для среднестатистического верующего слово «вера» связано с умственной деятельностью и означает признание некой истины, содержащейся в Писании. Это понятие не выходит за пределы сферы разума и не подразумевает никаких действий.
Кто-то произносит молитву, и человек «спасается» верой.
Это совсем НЕ похоже на еврейскую, или библейскую концепцию веры (Яакова (Иакова) 1:19-25; 2:12-26).
Мы позволили грекам наполнить новым смыслом библейские понятия, дабы они вписывались в их философию.
Давайте вернемся к древнееврейскому языку и рассмотрим определения и значения слов в контексте еврейской формы мысли.
Еврейский глагол аман означает «верить, доверять, быть уверенным, поддерживать, питать, упрочивать».
Интересно, что еврейские слова оменет (няня, кормилица) и оменот (столпы) образованы от этого корня.
Еврейское слово эмуна означает «верность, доверие, прочность, стабильность, поддержка, надежность». Впервые это слово использовано в книге Шмот (Исход) 17:12.
Там говорится о том, что руки Моше были подняты, поддерживаемы (эмуна), чтобы его народ смог одержать победу в битве с Амаликитянами.
Для того, чтобы к Израилю пришло избавление, от Моше требовалось определенное действие.
Означает ли это, что мы спасаемся своими делами? Никоим образом!
В Послании к Римлянам Павел пишет, что мы обрели спасение, когда все еще были грешниками.
Подобно этому, сыны Израилевы были избавлены от египетского рабства не в силу собственных заслуг, а лишь потому, что Бог избрал их и искупил по благодати (то есть незаслуженно).
Дар и награда
Спасение — это дар вечной жизни. Его нельзя заслужить.
Римлянам 6:23
Но разве мы не получаем вознаграждение за свои дела? Да, это так.
Однако существует различие между ДАРОМ Бога (вечной жизнью) и НАГРАДОЙ спасенных.
Спасенные уже спасены.
У них уже есть дар.
Этот дар — Спасение.
Итак, если спасение — это дар, награда спасенных заключается в другом.
В чем разница между даром и наградой?
Дар — это то, что дается безвозмездно.
Нельзя ЗАСЛУЖИТЬ дар.
Что касается награды, ее необходимо заслужить, так как она дается за что-то.
Матфей 16:27
Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
Следовательно, ДЕЛА должны быть обязательной составляющей жизни христианина.
При этом они НЕ МОГУТ спасти нас.
Израиль также не был спасен благодаря своим делам. Спасает лишь Бог, по Своей милости.
Матфей 5:16-19
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Мы видим, что в грядущем мире будут как «малейшие», так и «великие».
Кем мы будем наречены, зависит от того, насколько хорошо мы следовали и учили Божьим заповедям. Существует разница между ДАРОМ и НАГРАДОЙ.
ДАР — это вечная жизнь.
НАГРАДА — это то, что мы ДЕЛАЕМ для вечности.
Откровение 22:12-14
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. Итак, если наше спасение зависит от дел, но при этом дар вечной жизни дается в любом случае, как и когда мы получаем этот дар? В какой момент мы спасаемся?
Спасение евреев
В ноябре 2001 года Ватикан выпустил 210-страничный документ под названием «Еврейский народ и Священное Писание в христианской Библии».
В этом документе виднейшие богословы римско-католической церкви внесли весьма важные поправки в традиционное учение.
Юджин Фишер из Национальной Конференции баптистов-католиков отмечает:
«Нам не нужно молиться за обращение евреев в христианство и прилагать к этому усилия. Бог уже постановил, в чем будет заключаться спасение для евреев, и они приняли Его закон на горе Синай, так что не нужно волноваться за них. Евреи уже с Отцом. Нам не нужно идти с проповедью к евреям, но мы должны вместе с евреями идти и проповедовать миру. Католическая церковь больше никогда не станет поощрять организации, занимающиеся обращением евреев. Следует положить конец этой практике, и тому есть доктринальные, библейские и духовные причины».
Католическая церковь приводит «библейское» оправдание своему новому учению, которое было возведено в ранг официальной церковной доктрины. Однако что же Писание в действительности говорит о еврейском народе и его спасении? И в чем конкретно состоит искупление Израиля?
Когда к Израилю пришло спасение
Оба дома Израиля были избавлены от египетского рабства. Это было как физическое, так и духовное спасение.
Исход 15:2
Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.
Второзаконие 7:6
Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.
На горе Синай Бог освятил всю нацию Израиля, сделав его Своим избранным народом. Мы, будучи христианами, можем понять, что такое индивидуальное спасение.
Однако мы не вполне осознаем, что означает спасение нации в целом.
Более того, нам кажется, что это невозможно.
И все же именно это, как мы видим, происходит с домом Израиля и домом Иуды.
Бог избавил народ Израиля от египетского рабства не потому, что это были такие уж хорошие и послушные люди.
Когда они все еще находились в рабстве (греха), Бог избавил их от смерти, после того, как они пометили кровью ягнят дверные косяки своих домов.
Теперь же от них, как от искупленного народа, ожидается, что они будут повиноваться Божьим указаниям (закону).
Однако своим послушанием Богу и стремлением к соблюдению всего того, что велел им Бог, они не ЗАРАБАТЫВАЮТ себе спасение.
Как раз наоборот, они обязаны следовать Божьим указам именно потому, что они УЖЕ спасены и являются избранным народом.
Второзаконие 14:2
Ибо ты народ святый у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.
Любопытно, что, по мнению многих христиан, евреи пытаются достигнуть спасения посредством своих дел, подтверждением чему якобы служит их стремление соблюдать закон.
Такое мнение в корне ошибочно.
Для еврея момент спасения — это освобождение всей нации от египетского рабства.
Не в силу каких-либо дел, но по причине невероятной милости Божьей.
Спасение – это ДАР от Бога.
Оно не зависит от того, насколько хорошо МЫ себя ведем.
Как бы досконально мы ни соблюдали закон, это не в силах спасти нас.
Тем не менее, если мы УЖЕ спасены, мы ДОЛЖНЫ вести себя правильно, а соблюдение Божьего закона играет важную роль, поскольку нет никаких подтверждений тому, что «однажды спасенный спасен навеки».
Мы МОЖЕМ потерять спасение.
Если Бог дает нам дар, нет гарантий, что мы сохраним его навсегда.
Мы помним, как царь Давид молился о том, чтобы Бог не забрал у него Свой дух (как это произошло с царем Саулом).
Царь Давид не считал, что дары, которые Бог дает ему, — это нечто само собой разумеющееся.
Итак, поскольку Бог некогда спас нас от наказания греха (то есть от смерти) и дал нам в ДАР вечную жизнь в «мире грядущем», мы обязаны повиноваться Ему.
Мы не должны принимать как должное все то, что Бог даровал нам.
К сожалению, именно так поступал Израиль, начиная с сына царя Давида, Соломона.
Как мы читали ранее, Бог поделил царство на две части. Он допустил, чтобы большинство израильтян попало в плен и утратило свои отличительные черты.
Меньшее по размерам южное царство, тем не менее, сохранило свой уникальный статус и спасение от Бога.
Иоанн 4:22
…Мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
Если евреи — это избранный народ Божий, какую роль тогда играет христианство? Для чего понадобилось создавать «новую» религию?
Православная Жизнь
От чего христиане спасаются? Что нужно для того, чтобы спастись? Помилует ли Бог всех? Можно ли воцерковиться, но не встретиться со Христом? Нам ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.
Нам надо понимать, что Господь нас создал не для такой жизни. Церковь учит, что мы созданы для другого — для радостного бытия без смерти и страданий. Это возможно только в формате богообщения, то есть тогда, когда мы вернёмся к Богу. Человек должен знать, что есть Бог, и стремиться попасть в Царствие Небесное. Что такое Царствие Небесное? Это проект исправления бытия: нам обещано, что там будут новое небо, новая земля и новый человек. Господь всё исправит, всех воскресит и призовёт к вечной жизни. Он ведёт нас через Воскресение к новой жизни, где человек будет всецело счастлив, и ничто не будет омрачать его существования.
Что надо делать, чтобы спастись?
Прежде всего — надо этого захотеть. Спасение можно обрести только добровольно, при жизни, пока душа в теле и человек может что-то изменить. Что изменить? — покорить свою волю воле Божественной. Это очень важно: отдать свою волю в руки Божии. Мы каждый день по нескольку раз в молитве «Отче наш» произносим слова: «Да будет воля Твоя». Почему важно, чтобы была воля Божия? — потому что Он знает, что для нас лучше и как нам надо жить. Потому мы должны всецело положиться на Его волю. Надо нашу внутреннюю свободу отдать Христу, и тогда Он Сам поведёт нас дальше. И парадоксальным образом от этого свободы у нас станет не меньше, а больше.
Как мы спасаемся?
Первое: человек спасается верой во Христа как Сына Божия, Спасителя, воплотившегося Господа — а не просто в какого-то бога, который где-то далеко и нас не видит. Нет, мы должны уверовать всем сердцем в Бога, Который стал Человеком.
Второе: надо жить так, как учит Христос, Евангелие и Святая Церковь. Человек должен соблюдать заповеди и придерживаться религиозных норм. Полностью исполнить их человек не может, и когда он это поймёт, тогда ещё больше начнёт полагаться на Бога, ему ещё больше нужен будет Спаситель. Он станет ближе ко Христу.
Третье: спасение — это процесс встречного движения нас к Богу и Бога к нам. Мы спасаемся милостью Божией, это великий дар. С другой стороны — от нас тоже требуются и вера, и усилие — тот максимум, который человек может дать. Это называется принципом синергии (или соработничества): человек и Бог совместно трудятся для того, чтобы человек достиг Царствия Небесного.
Всё спасительно во Христе — и сама Его личность, и всё, что с Ним связано. Он воплотился, чтобы освятить человеческую природу — и душу, и тело. Как говорил святой Афанасий Великий, Господь человеческую природу поднимает до уровня Божества. Христос — посредник между Богом и людьми, дверь, входящий через которую спасается: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9). Он Сам воскрес, не для спецэффектов или чуда, а прошёл через Воскресение, и всех христиан фактически ведёт к нему — полному обновлению человека. Воскресение — это следующий этап человеческой жизни, физической и духовной, который каждый из нас должен пережить. Кто жил со Христом и ради Христа, тот воскреснет с Ним и пойдёт в Царствие Небесное в первую очередь.
Почему православные так беспокоятся о своём спасении? Разве они сомневаются в безграничности милосердия Божия? Разве добрый Бог может не помиловать людей, которых любит? Убеждение, что Господь милостив и всех простит, и верующих, и неверующих, поэтому можно жить как хочешь — это ересь. Всё упирается в свободную волю человека. Если при жизни ему не нужен был Христос, он не встретил Его, не прочувствовал Его любви — ему Он не будет нужен и после смерти. Более того: такой человек не захочет и не сможет быть со Христом, не поймёт Его, даже если Спаситель лично станет перед ним, покажет Свои кровоточащие раны и скажет: «Я за тебя страдал!» Господь подарил нам величайший дар — свободу воли, мы распоряжаемся своей жизнью, и человек, не желающий знать Бога, не захочет узнать Его и после смерти. Клайв С. Льюис писал, что человек, искренне желающий радости и счастья, не попадёт в ад, ад люди выбирают добровольно.
Главное — захотеть встретиться со Христом. Почему некоторые люди уходят из Церкви? Они не встретились там со Христом. Воцерковились, молились, причащались, но не поняли, не почувствовали главного. Тот, кто встретился в Церкви с Господом, остаётся там навсегда, как святые апостолы: «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6:66-69).
Если человек по глупости возводил хулу на Духа Святого, спасётся ли он?
В утешение могу сказать: слова о том, что возводящий хулу на Духа Святого не спасётся, были сказаны церковным, глубоко образованным людям — фарисеям, законникам, саддукеям. Это была религиозная элита. Эти люди видели явное действие Божие, но говорили, что Христос делает всё силой князя бесовского. Вот это была хула на Духа Святого. Если же далёкий от Церкви человек говорит какие-то глупости на Бога, это полбеды: как правило, он просто не понимает, не знает многого о Боге. Таким людям, если они поняли, что поступали неправильно, не надо отчаиваться — лучше искренне покаяться, попросить прощения у Бога как у любящего отца. Господь на них зла точно не держит и не обижается. Если они осознали свои ошибки, то от этого только большая радость на небесах.
Чем глубже человек воцерковляется, тем больше понимает, что недостоин спасения. Однако бояться не стоит. Если бы мы могли спастись сами, своими силами, то зачем нам Христос? Чем глубже мы осознаём своё недостоинство, тем больше Он нам нужен, тем мы ближе к Нему — и тем ближе наше спасение. Это нормальный процесс — осознание правды о себе: кто ты есть, из чего слеплен, что из себя представляешь. Любой верующий человек должен понимать, что без Христа и Его любви он из себя не представляет практически ничего. Я глубоко убеждён, что состояние, когда человек чувствует глубокое недостоинство, — это самое лучшее духовное состояние. Первыми в Царствие Небесное войдут те, кто считал себя последним.
Записала Екатерина Щербакова