что значит спать на крыше в китае
10 необычных фактов о жизни китайцев
12 февраля 2021 года — Китайский Новый год. Востоковед Анна Бессмертная объясняет необычные вещи в интерьерах и жизни китайцев, которые нас удивляют
В любом доме или отеле вы увидите четное количество цветов в вазе. Не спешите приносить соболезнования, никто не умер. Четное число — символ симметрии, которая лежит в основе гармонии мира. Имеет значение и сам цветок. Наиболее почитаемые цветы у китайцев — пионы, символ любви и богатства. На втором месте — желтые хризантемы, символ радости, счастья и легкой жизни. В почете и искусственные цветы.
Китайская сервировка и порядок подачи блюд имеют свои законы. Например, прием пищи и чаепитие — два отдельных процесса. И уж точно китаец не поймет русского анекдота: «Вы к нам надолго? — Пока не надоем. — Что, даже чаю не попьете?» Чаепитие — это важная церемония. Для нее выделяется время, не связанное с приемом пищи: или за полчаса до, или после еды. Запивать еду, с точки зрения китайской медицины, вредно. Это приводит к снижению концентрации желудочного сока и замедляет пищеварение, а также влияет на восприятие вкуса блюд. По этой же причине суп в Китае подают ближе к завершению трапезы, а не в начале, как принято у нас.
Обеденный стол — непременно круглый, с крутящимся диском в центре. И это действительно очень удобно. Во-первых, не надо просить передать то или иное блюдо, достаточно крутануть стол. Во-вторых, за круглым столом умещается больше людей, чем за прямоугольным. И, наконец, круглый стол сближает и уравнивает сидящих за ним людей — ведь никто не сидит во главе стола! Но если вас позвали в ресторан, не спешите занять любое свободное место. Приглашающий (хозяин) садится за стол лицом ко входу, самым почетным гостям предлагаются места рядом с ним. Счет оплачивает тот, кто пригласил. Если обед в кругу друзей, то по окончании трапезы начинается спор, кто платит. Спор сопровождается выбрасыванием денег на стол, запихиванием их обратно в карман хозяину, каждый требует от официанта взять именно его деньги. Накормить гостя в Китае почетно и очень важно.
В Китае нет домов под номером 4 и всех прочих номеров с присутствием этой цифры. Связано это с тем, что произношение числительного 4 в китайском языке созвучно со словом «смерть», отсюда и массовое суеверие. В китайских домах нет 4, 14, 24 этажей, в самолетах китайских авиакомпаний вы не найдете рядов с этой цифрой, в доме с таким номером никто не купит квартиру. Зато за номера, в которых есть восьмерка — знак бесконечности и богатства, самое счастливое число для китайцев, — придется доплачивать, будь то номер дома, номер машины или телефона.
При каждом рабочем кабинете, будь он в доме или в престижном офисном центре, расположено спальное место. Неужели китайцы, самая трудолюбивая на свете нация, спят на работе? Да, спят. Тихий час — это святое. Я много лет привыкала к тому, что звонить китайцам с 13 до 14 абсолютно бессмысленно. Не ответят, даже если дело на миллион. Те, у кого нет кабинета, выходят спать на лавочки в парке, можно увидеть спящих китайцев за столиками в кафе и просто на газетке в парке. Поначалу эта картина немного удивляет, потом привыкаешь. Ровно в 14.00 все они встанут и пойдут работать. Кстати, поспать можно и в магазинах ИКЕА. Только в Китае посетителям ИКЕА разрешают отдыхать и спать на продаваемой мебели.
Возможно, ни в одной стране мира не относятся к цвету так ревностно, как в Китае. Скрытый смысл цветов будет преследовать вас повсюду. Он определяет выбор одежды и палитру оформления интерьера. Желтый цвет — самый почитаемый в Китае. Это символ плодородия, стабильности, успеха и вечности, а также символ императорской власти. Веками одежду желтого цвета имели право носить только члены императорской семьи. Красный цвет символизирует жизненную силу, активность, радость. Поэтому традиционная свадебная одежда именно красная. Сила красного цвета отпугивает злых духов, и поэтому дом всегда украшают атрибутикой этого цвета. Белый цвет — это цвет увядания, старости и смерти, цвет похорон и погребальной одежды. Именно отсюда происходит шутка о белых тапочках.
Фэншуй присутствует в жизни каждого китайца. Кто-то ревностно соблюдает все правила, кто-то пытается их отрицать, но так или иначе чтит вековые традиции. Курьезный случай связан с известным офисным комплексом Липпо в Гонконге. Вода из фонтанов, предусмотренных конструкцией фасада, вытекала из здания. Так как вода, по мнению специалистов по фэншую, связана с богатством, то, вытекая из здания, она привела к банкротству огромных компаний-арендаторов, в чем и обвинили архитекторов.
Другой пример — третий терминал международного аэропорта Пекина, построенный к Олимпийским играм по проекту Нормана Фостера (Norman Foster). Колоссальные размеры — длина 3,25 км и площадь 1,3 млн квадратных метров — делают его самым большим сооружением в мире. Британский архитектор постарался вложить в свое детище понимание китайских традиций. Отсюда красно-золотая гамма, резкий изгиб перекрытий и форма здания, схожая с силуэтом дракона.
Ранее Фостер уже сталкивался с принципами фэншуй. В 1985 году по его проекту было построено 47-этажное здание Банковской корпорации Гонконга и Шанхая (Hong Kong and Shanghai Bank). Тогда Норман Фостер не был знаком с фэншуй, поэтому его архитектурные планы подверглись существенным изменениям, на которых настаивали китайские заказчики. Например, треугольные детали каркаса здания первоначально были направлены вниз, а по совету мастера фэншуй их направили вершинами вверх, чтобы не ранить входящих людей и символизировать подъем энергии. Уровень полов с восточной стороны здания понизили, чтобы открыть доступ утренней благотворной энергии.
Странные сигналы из Китая: Си не выезжает из страны, а люди в панике скупают продукты
«Наверное, самое поразительное явление последнего времени, это демонстративное и очевидное нежелание руководителя Китая, генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Китая, председателя Си Цзиньпина участвовать в международных делах.
Он превратился в невыездного руководителя страны.
Всё же можно посмотреть. Последний раз он покидал страну, это точно совершенно, в январе 2020 года, ездил в Мьянму, бывшую Бирму. Почти два года назад.
Он не только никуда не ездит сам, но и не принимает других политиков.
Последний раз он принимал в Пекине президента Пакистана в марте того же 2020 года.
Ну, кто-то скажет, что обычную дипломатическую практику нарушила эпидемия. Да, в момент пика все перестали общаться очно и перешли на заочную форму общения. Но международная жизнь восстановилась.
Руководители государств ездят друг к другу, садятся напротив друг друга, смотрят друг другу в глаза и разговаривают.
Но только не Си Цзиньпин. Он никого не принимает, никуда не ездит и даже редко с кем говорит по телефону.
Это означает коренной перелом во внешней политике Китая.
Ещё недавно, несколько лет назад, Си Цзиньпин был главным знаменосцем международного сотрудничества. Особенно в годы президентства Дональда Трампа, который, напротив, под лозунгом «Америка прежде всего» выходил из международных договорённостей, не интересовался международными мероприятиями и чуть ли вообще не перессорился со всеми союзниками.
Именно тогда Си Цзиньпин противопоставил себя Дональду Трампу и очень многим казалось: ну, вот, китайский руководитель есть олицетворение современного крупного политика, сознающего свою ответственность за мировые дела.
Каких-нибудь пять лет назад, в Давосе, где встречаются политики и экономисты всего мира, как раз говорил о важности международного сотрудничества.
Он в прежние времена ездил по миру куда больше американских политиков, это же можно посчитать.
Я посмотрел: он в среднем ежегодно посещал четырнадцать стран и проводил за границей примерно 34 дня. Это больше не только, чем делал президент Трамп, но и чем его предшественник Обама, тоже сторонник международного сотрудничества. Обама проводил за границей двадцать пять дней, а трамп двадцать три дня в году.
Ещё недавно Си Цзиньпин считал совершенно необходимым не только лоббировать интересы китайской экономики, которая, конечно, проникла во весь мир, но и пропагандировать сам Китай. Амбициозная программа «Один пояс – один путь» должна была сделать Китай соучастником экономик чуть ли не всего мира.
Китай должен был превратиться в главного донора развивающегося мира. И вдруг всё как будто прекратилось.
Есть несколько причин. Наверное, не всё гладко пошло с этой программой «Один пояс – один путь». Ведь что имелось в виду? Китай предлагал щедрые кредиты не очень развитым государствам, помощь в строительстве инфраструктуры, инвестиций. Многие страны польстились на эти предложения, очередь выстроилась за китайскими юанями. А потом выяснилось, что не всё так просто. Мимо носа китайцев, тысячелетиями занимающихся куплей-продажей, копейку не пронесёшь.
И некоторые государства, широко открывшие ворота для китайцев, внезапно убедились в том, что условия не очень-то выгодные. Они получили кредиты, на эти деньги китайские фирмы что-то построили, расплатиться страна не может, и эта собственность переходит к самому Китаю. Начались жёсткие столкновения и недовольство Китаем. Но это одна сторона дела.
Вторая сторона состоит в том, что Си Цзиньпин, видимо, полагал, что если играет такую важную роль в мире он и Китай, если китайская экономика так важна решительно для всех – для ЕС, для Северной Америки, то эти государство воздержатся от критических замечаний по части прав человека. И ошибся сильно. Потому что как бы ни зависели, скажем, европейцы от китайской экономики, всё равно в Европе звучала критика и по поводу того, как относятся в Китае к исповедующим ислам в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, как разгоняют оппозицию в Гонконге, и к тому, что Китай усиливает нажим на Тайвань.
Всё это достаточно жёстко звучало и, видимо, с каждым годом становилось для Си Цзиньпина всё невыносимее и невыносимее.
Но полагаю, что главной причиной, тем не менее, стало другое. При Си Цзиньпине изменился политический климат внутри самого Китая. Китай стал по-настоящему националистическим государством.
Эти националистические чувства распространялись официальной пропагандой и охватили китайское общество. В этом был большой отход от традиций Дэн Сяопина, отца китайского экономического чуда, который изменил судьбу современного Китая и который создал современный Китай.
А вот что по поводу происходящих в КНР процессов говорит Иван Яковина:
«В чём сегодня главные проблемы Китайской экономики? Первое, конечно, это нехватка энергии из-за сложностей в поставках угля. Кроме того, нехватка контейнеров для отправки всего того, что было произведено в Китае, в Европу и США.
Это особенно актуально перед рождественским сезоном – в странах Запада люди покупают очень много подарков и сейчас эти подарки просто не могут до этих людей доехать, из-за этого, кстати, сейчас во всём мире очень быстро растёт инфляция, потому что наблюдается некоторая нехватка товаров как раз из-за контейнерного кризиса.
Но главная проблема китайской экономики это, конечно, всё же сфера недвижимости, поскольку строительная отрасль находится в тяжелейшем кризисе, сейчас она не может ничего продавать из-за продолжающегося спроса и спада цен на недвижимость, и из-за того, что у этой отрасли нет денег, у крупнейших компаний вообще не остаётся финансов, банки сомневаются в их платёжеспособности и не выдают им кредиты. В итоге выживание всей строительной отрасли Китая стоит под большим вопросом.
Но на этой неделе выяснились новые подробности: в Китае начала резко дорожать еда.
Цены на продукты питания подскочили где-то на 50 %, где-то на 70 %, кое-где этой еды уже стало не хватать.
И это очень и очень серьёзно, особенно, учитывая историю Китая, где еда это действительно больной вопрос.
Таких очередей не было десятки лет.
Кроме того, в онлайн-магазинах, прежде всего, в Alibaba, люди бросились скупать консервированное мясо, армейские сухие пайки и спрессованное печенье, которое, если немножко пропарить, получается что-то вроде хлеба.
Самые популярные запросы на Alibaba сейчас это рис, соевый соус, лапша и соус чили. Эти основные для китайской кухни продукты питания люди сейчас ищут и максимально активно ими затариваются.
Кроме того, в лидерах интернет-запросов в китайской версии «гугла», скажем так, значится «список припасов для домашнего хранения». То есть люди идут в магазин и прямо по списку покупают то, что в этом списке есть.
Конечно, в Китае на этой почве происходит сто-то совершенно невообразимое на этой почве.
Называя вещи своими именами, там начинает панический налёт населения на магазины, паническая скупка продуктов.
У многих наблюдателей создаётся впечатление, что люди готовятся к чему-то очень нехорошему.
И, конечно, сам собой возникает вопрос о том, как же так получилось и откуда появилась эта продуктовая паника? Почему люди бросились закупать еду долгого хранения в таких гигантских количествах?
Ответ на этот вопрос не менее удивительный, чем само это явление.
Всё происходит по совету, даже по наставлению самого правительства Китая. Вы всё правильно услышали: именно компартия Китая призвала своих сограждан сформировать продуктовые запасы у себя дома.
Если быть совсем точным, то это было Министерство торговли Китая, оно призвало граждан страны готовится к возможным перебоям с едой во время наступающей зимы и последующей весны.
Правительство призвало сформировать запасы еды не только рядовых китайцев, но и местные власти, которым предписано скопить как можно более серьёзные запасы продуктов долгого хранения.
К работе над этим привлекли сельхозпроизводителей и местные оптовые и розничные торговые сети.
То есть правительство Китая призвало население и власти быть готовыми к тому, что уже этой зимой наступят настолько тяжёлые времена, что всем – или, по крайней мере, многим – понадобятся продуктовые запасы, сделанные у них дома.
Нормальные способы производства и распространения продуктов питания, по мнению правительства, не будут работать, раз уж людям советуют закупаться едой».
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Вы наверняка обращали внимание на то, что в Китае, Японии, да и во многих странах Юго-Восточной Азии, крыши исторических зданий имеют необычайно сложную форму.
И это вовсе не для красоты, как может показаться на первый взгляд, хотя, безусловно, подобные крыши обладают неповторимой восточной изысканностью.
Ни в Европе, ни в Африке или Южной Америке в архитектуре зданий не встречается ничего подобного. Но почему китайские зодчие остановились на таком трудоемком варианте крыши?
Храм Юнхэгун, Пекин
Любая цивилизация является порождением того географического пространства, в котором она сформировалась, и Китай не является в этом смысле исключением.
Природные условия, в которых зародилась и развивалась китайская культура, во многом определили ее облик.
Специфические крыши в китайской архитектуре также появились вовсе не случайно, а исторические хроники свидетельствуют о том, что уже около 4 000 тысяч лет назад на территории Китая встречались подобные здания.
Храмовый комплекс Лунхуа, Шанхай
Сердце китайской цивилизации — бассейны рек Янцзы и Хуанхэ, а наиболее густонаселенными участками традиционно являются прибрежные морские регионы. Здесь в сезон дождей властвуют мощные тропические ливни, с приходом которых осадки могут не прекращаться неделями и месяцами. Это первое обстоятельство, которое повлияло на форму китайских крыш. Для того, чтобы осадки, стекающие с крыши, как можно дальше удалялись от стен здания, была придумана крыша с подобными скатами.
Для поддержания столь сложной крыши китайские архитекторы изобрели совершенно уникальную, нигде более не встречающуюся систему крепления кровли. Здесь нет традиционной для многих архитектурных стилей системы стропил, вместо нее применяется весьма сложная стоечно-балочная конструкция с многоярусными кронштейнами под названием «доу гун».
Посмотрите, как выглядят традиционные опоры для китайских крыш.
Территория Китайской империи регулярно сотрясалась от подземных толчков, значительная часть которых приводила к разрушениям и жертвам. В подобных условиях требовалось создание особых конструкций, которые бы позволили гасить проявления подземной активности, минимизируя их воздействие.
Традиционная китайская крыша опирается на центральный столб, который гасит колебания при землетрясениях. По этой причине стоечно-балочная конструкция стала гениальным изобретением, которое позволило сохраниться многим историческим зданиям до наших дней.
Храм Юаньтун, Куньмин
Есть и такое объяснение:
«Чтобы дракон, упавший на крышу, свалился не во двор, а улетел подальше благодаря скату крыши. Объяснение, которое часто встречается в книгах по истории и культуре Китая: «Демоны могут двигаться только по прямой, кривую линию они повторить не могут, равно как и обойти выступ. Загнутые вверх края крыш предохраняли двор от злобных духов, которые не могли преодолеть кривой крыши. Для этого же служили стены-экраны во дворах, волнистые линии заборов, извилистые дорожки и прочие детали, которые определяли облик китайских построек»
Еще одно поверье о загнутых крышах пагод, связано как раз с драконами. Есть легенды, что воздушные драконы были большими проказниками и любителями развлечений. Больше всего на свете они любили кататься с крыш домов. И вот, к одному крестьянину по имени Лю Тянь повадились прилетать воздушные драконы и кататься с крыши каждую ночь. Так как около его дома был разбит огород, драконы, скатываясь, непременно сваливались к нему на грядки и портили посевы. Крестьянин сильно разозлился,но знал, что портить отношения с драконами не стоит. Инженерная смекалка помогла ему решить проблему. Лю пришла идея немного изменить траекторию скатывания драконов по крыше. Он взял и загнул края крыши дома, чтобы дракон съезжая взлетал опять в воздух, или улетал по крайнее мере не к нему в огород. Таким образом, Лю Тянь спас свои посевы, а драконы получили дополнительное развлечение. Теперь у них был трамплин для взлета в небо.
То есть ответ на вопрос «Почему у китайцев крыши загибаются?» такой — чтобы демонам было неудобно, а драконам, наоборот, весело и удобно.
Почему в Китае и Японии крыши старинных сооружений имеют изогнутую форму
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В фильмах и на фотографиях мы все видели китайские и японские строения, у которых крыши имеют своеобразную форму. Их скаты изогнуты. Для чего это делалось? Существуют разные ответы на данный вопрос как реалистичные, так и выдуманные.
Наиболее распространенное мнение по этому вопросу заключается в простом объяснении – такой стиль архитектуры. Но здесь сразу стоит отметить, что в древности мастера прежде всего исходили из практичности и пользы, что и влияло на конструктивные особенности сооружений, зданий, деталей, элементов и, соответственно, на их внешний вид и эстетичность.
Естественно, изогнутую крышу соорудить гораздо сложнее, чем конструкцию, сделанную из прямых балок. Почему же тогда нужно было усложнять себе жизнь?
На территории Японии, как и в восточной части Китая нередким явлениям являются тропические ливни. Кроме того, что они достаточно сильные, так еще и затяжные. Идти такие дожди могут не один месяц. Чтобы защитить здание от потока воды, сооружали крыши этой формы.
Так дождевая вода лилась на удалении от фасада дома. Если хорошо рассмотреть систему стропил, то можно увидеть, что балки изогнуты в данном случае специально.
Что касается легенд, то без них тоже не обошлось. Китайцы рассказывают про крестьянина по имени Лю Тянь, который изобрел именно такую крышу для защиты дома от драконов. Предполагалось, что они как по трамплину будут скатываться с крыши и взлетать снова в воздух.
Возможно, есть связь и с фен-шуй. Это учение уделяет очень много внимания тому, как должна быть организована циркуляция энергетических потоков.
Следует отметить, что много японских и китайских районов являются сейсмоактивными зонами. Чтобы предупредить разрушения, инженеры в древности использовали принципы, позволяющие гасить колебания.
Если углубиться в историю, то на данных территориях аналогичные крыши можно было наблюдать несколько тысячелетий назад. В итоге такая крыша не только стиль архитектуры, но и практическая необходимость.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему древние китайцы сидели и спали на полу?
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему древние китайцы имели обыкновение сидеть и спать на полу?
Еще в доисторические времена китайцы создали напольные циновки для сидения и, соответственно, деревянные столики на низких ножках.
С периода Сражающихся царств (479 — 221 до н.э.) использовалось ложе на полу — предок китайских кроватей. При династиях Цинь и Хань выработался полный комплект домашней низкой мебели для сидения и сна на полу.
В период династий Вэй и Цинь производство мебели не только испытывало влияние мастеров династий Восточной и Западной Хань, но, в свою очередь, оказывало сильное воздействие на производителей мебели последующих династий Суй [581 — 618] и Тан [618 — 907]. В тот период северные и западные меньшинства начали использовать высокую мебель, типа высокой кровати Ху, используемой китайскими кочевниками. После недолгого периода адаптации, такая высокая мебель, как круглые и квадратные табуреты и столы, стала больше использоваться. В то же самое время начали постепенно изготавливать все более высокие кровати и кушетки, пока не стало возможным сидеть на них, свесив ноги. Однако низкая мебель все еще доминировала в быту.
Во время династий Суй и Тан сидение на полу все чаще заменялось сидением на высоких стульях. Высокая мебель — стулья, табуреты, столы и кровати на высоких ножках, появилась на рынке мебели и понравилась высшим слоям общества. Они старались купить мебель для спальни в современной манере, следуя за новыми тенденциями моды, которые казались более удобными. В это время в Китае была в обиходе и высокая, и низкая мебель.
Ко времени династии Сун [960 — 1279] кровати, столы, стойки для полотенец, стулья и табуреты на высоких ножках вошли в крестьянский быт, вытеснив многотысячелетнюю традицию сидения на полу. При династии Сун развитие китайской мебели достигло своего апогея.
История развития мебели в древнем Китае показывает, что изменение стиля жизни древних людей — от сидения на полу к сидению на высоких стульях, произошло после династии Сун. Это означает, что традиция сидения на высоких стульях имеет историю всего в одну тысячу лет. Можно задаться вопросом, почему древним китайцам до этого момента не приходило в голову, что сидеть на более высоком стуле более удобно? Этого не понять с помощью логических рассуждений, особенно, если вы читали о невероятных технических достижениях и изобретениях древнего Китая, о которых говорится в книге «Мэн Си Би Тань», написанной Шень Куо во время династии Сун. Возможно ли, что только после появления Ху Чуан древние китайцы поняли, что можно сидеть на высоких табуретах?
Известно, что во времена легендарного правителя Хуан-ди (Желтый Император, 246 — 210 до н.э.), совершенствующегося в Дао, китайская культура была культурой совершенствования. Тогда все ученые, студенты, врачи и чиновники должны были сначала сидеть в медитации, скрестив ноги, регулировать дыхание и ци, и только потом браться за дело. Представители всех слоев общества ценили спокойствие ума и регулировали дыхание перед началом любого дела. Фактически, все общество было средой для совершенствования. Если проследить историю китайских школ совершенствования, не трудно увидеть, что взлеты и падения школы Дао соответствуют высоте табуретов. Так было, когда высокая кровать Ху появилась при династиях Вэй и Цзинь, когда в совершенствование начало проникать влияние конфуцианства и сыновнее повиновение в даосизме.
С тех пор совершенствующиеся начали покидать суетный мир и уходить в глухие горы для самосовершенствования. Когда высокие стулья и кровати стали преобладать на китайском рынке мебели при династии Сун, мирские люди перестали понимать и принимать истинных совершенствующихся. Обычные люди начали смешивать буддизм, даосизм и конфуцианство. Позже, при династии Сун, в школах начал вводиться рациональный подход к классике, что ослабило конфуцианство и изменило господствующую идеологию китайцев.
Замена сидения на полу сидением на стуле может казаться признаком прогресса человеческой цивилизации. Кто мог знать, что, возможно, это была причина отклонения человека от праведного пути, что постепенно привело к падению морали.
Спасибо за использование нашего раздела комментариев.
Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.
Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.
Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на editor@epochtimes.ru
С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times