что значит спешиться с велосипеда
ПДД. Велосипедист vs автомобилист +новая редакция от 18.03.2018
Общий тренд сейчас ругать велосипедистов, мол правил не соблюдают, ПДД не читают, поэтому пусть катают только в парках. Однако, отрадно наблюдать за тем, как развивается велосипедная инфраструктура в северной столице. Хотя если понаблюдать за некоторыми другими участниками движения, то возникают подозрения, что с правилами не знакомы как раз они. В последние несколько лет в ПДД внесли несколько поправок про велосипедистов и в том числе для велосипедистов. Многие скажут, что и так всё знают лучше всех, полагаясь на чутьё, «понятия» и элементарные логические рассуждения. Так или иначе, единственный достойный аргумент в любом споре — точное знание, как всё устроено на самом деле. Попробуем обсудить самые распространённые утверждения по поводу велосипедов, и сопоставить их с действующими ПДД, а также добавлю советов, которые помогут соблюсти закон (или нарушить его со знанием дела).
УТВЕРЖДЕНИЕ: Велосипед — такое же транспортное средство, как и машина.
НА САМОМ ДЕЛЕ В п. 1.2 указано, что велосипед это «транспортное средство», а такое же как машина или нет — поди разбери. Машина, если говорить в терминах ПДД, — механическое транспортное средство. Разница?Еще бы. Некоторые положения правил распространяются на все виды транспортных средств (например, обязанность уступать пешеходам на переходах), но есть пункты, которые касаются только велосипедов или только машин.
УТВЕРЖДЕНИЕ: Кто-то говорит, что по тротуару ездить нельзя, а кто-то — что велосипеду не место на проезжей части. Известны случаи наложения штрафов и за то, и за другое.
НА САМОМ ДЕЛЕ Местоположение велосипеда на дороге регулирует п. 24.2. Заучите эти цифры, чтобы бросить их как перчатку в лицо очередному таксисту, который станет кричать, чтоб вы метнулись с проезжей части на тротуар. Краткое содержание пункта: если на улице нет велоинфрастуктуры или пользоваться ей невозможно, разрешается ехать по правому краю проезжей части. Если невозможно ехать по проезжей части, надо двигаться по обочине. Поездки по тротуару — это крайнее средство на случай, когда невозможно ехать где-либо ещё.
Правда, многие трактуют это «невозможно» широко и в свою пользу. Мол страшно, значит невозможно. ТО, что удалось найти — это ответ на подобный запрос в ГИБДД на одном из велосипедных ресурсов. Ответ был таким же неконкретным как и сама формулировка в ПДД: чиновники сообщили, что в каждом случае вопрос о том, было ли нарушение, рассматривается отдельно. Вообщем как решил, так и действую. Однако, может следующий пункт поможет принять более правильное решение 😉
УТВЕРЖДЕНИЕ: Если велосипедист на тротуаре мешает или создаёт опасность для пешеходов, пусть слезает с велосипеда и катит его рядом.
НА САМОМ ДЕЛЕ Так и есть — см. п. 24.6. Сторонники езды по тротуару конечно же скажут, что они с этим полностью согласны и ездят мимо пешеходов аккуратно и со всем уважением. Иногда да, но иногда велосипедист на тротуаре напоминает собаковода, выпускающего во двор любимого пса без ошейника со словами: «Он же не кусается!» Выезжая на тротуар, помните не только о собственной безопасности, но и о том, что есть люди, для которых по разным причинам сам факт присутствия велосипеда на тротуаре — уже стресс и помеха.
УТВЕРЖДЕНИЕ: С детьми по тротуару можно.
НА САМОМ ДЕЛЕ Можно и даже нужно — об этом в п. 24.2. Дети до 7 лет, сопровождающие их взрослые, а также люди, которые везут ребёнка на детском сидении, должны ехать только по тротуару. Возить детей без специального места на велосипедах запрещено (см. п. 24.8). С 7 до 14 лет можно ездить ещё и по велодорожкам.
Постановлением №832 от 12 июля 2017 года Правительство утвердило изменения в ПДД. Внесёнными изменениями разрешается движение велосипедистов по тротуару или пешеходной дорожке в случае сопровождения взрослым велосипедиста в возрасте до 14 лет.
УТВЕРЖДЕНИЕ: На велополосе на Бульварном конце велосипедисту придётся спешиваться через каждые 50 метров. В таком духе высказывался в прошлом году депутат госдумы Вячеслав Лысаков.
НА САМОМ ДЕЛЕ Судя по всему, на эту мысль депутата навели знаки с изображением перечеркнутого велосипеда. Что ж, Лысаков плохо разбирается в знаках. Перечёркнутый велосипед обозначает конец велодорожки — дальше вы едете на велосипеде на общих основаниях, но ни о каком спешивании речи не идёт. Запрет для велосипедов выглядит почти как «кирпич»:
Такие знаки в изобилии расставлены вокруг Красной площади.
Есть ещё такой знак:
ГАИ — велосипедистам: «Ездите по проезжей части? Не спешиваетесь на переходах? Мы идем к вам!»
Сегодня в Минске велосипедистов гораздо больше, чем, например, мотоциклистов. Однако внимания проблемам велодвижения уделяется не столь много. Сотрудники ГАИ решили напомнить о соблюдении некоторых пунктов ПДД этой группе участников дорожного движения. «Основных проблем две, — еще перед рейдом отметили инспекторы. — Во-первых, велосипедисты не спешиваются при пересечении пешеходных переходов, а во-вторых, без особой надобности выезжают на проезжую часть». Этим двум нарушениям и было уделено основное внимание во время репортажа.
— Я сам езжу на велосипеде, когда позволяет погода, — говорит начальник ГАИ Московского района Юрий Жихарев. — От дома до работы — почти 10 километров. Это около получаса езды. Да, не всегда удобно слезать с велосипеда перед пешеходным переходом, но что поделаешь — это наша безопасность. А нарушители должны быть готовы к тому, что их остановят и попросят объясниться.
На пр. Газеты «Правда» инспекторы замечают первого нарушителя. Парень проезжает регулируемый пешеходный переход, не слезая с велосипеда. Его не смутило даже то, что этот маневр он предпринял прямо перед капотом патрульного автомобиля ГАИ. Проблема в том, что скорость велосипедиста выше, чем даже у самого быстрого пешехода. Поворачивающие направо и налево автомобилисты просто не ожидают появления столь стремительного участника дорожного движения.
В данном случае большой опасности не было: через дорогу переходило много людей и водители машин так или иначе притормаживали. Но если бы велосипедист ехал один, это могло бы привести к ДТП. Инспекторы решают остановить парня.
Тот снимает наушники: «Вообще-то я обычно спешиваюсь. Но сейчас опаздываю. Перед выездом на дорогу посмотрел во все стороны, контролировал ситуацию. Считаю, что все сделал безопасно. Единственное, не учел, что рядом ГАИ».
За подобное нарушение по части 1 статьи 18.23 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен штраф от 180 до 540 тысяч рублей (от 1 до 3 б. в.). Парня отпускают после предупреждения. Он обещает исправиться.
Следующий велосипедист был остановлен возле станции метро «Петровщина». Парень пересекал улицу Семашко. Справедливости ради надо заметить, что делал он это медленно — со скоростью пешехода. Недавно там установили табличку, разрешающую пересекать переход на велосипеде не спешиваясь. Однако сотрудник ГАИ решает тоже остановить молодого человека.
На юном лице — недоумение: «Я недавно на велосипеде. Даже не знал, что не везде можно вот так переезжать переход».
— А двигаться по проезжей части можно? — спрашивает инспектор.
— Нет. Только по велосипедной и пешеходной дорожке.
На самом деле правила допускают выезд на проезжую часть, но, во-первых, при отсутствии обочины, тротуара и пешеходной дорожки или невозможности движения по ним, а во-вторых, в один ряд не далее одного метра от правого края проезжей части дороги. Кстати, оговорка про «невозможность движения» дает пространство для воображения. Один пешеход — это невозможность? А двое? Компания?
Инспекторы более категоричны: «Если на тротуаре пешеходы, то их можно объехать. А вот когда невозможно двигаться в принципе (например, огромная канава во всю пешеходную дорожку), тогда, действительно, выезд на проезжую часть разрешен, но с соблюдением всех требований безопасности».
— Однако чаще всего велосипедисты движутся по проезжей части умышленно и намеренно, — обращает внимание Юрий Жихарев. — Есть те, кто воображает себя автомобилем, выезжает для поворота налево в крайний левый третий ряд или движется по МКАД. Ребята, не забывайте, что это дорога с интенсивным движением и корпус транспортного средства вас не защищает!
Следующая остановка — на пр. Дзержинского, возле бизнес-центра «Рубин Плаза». Убеждаемся, что переезд пешеходного перехода на велосипеде — это массовое нарушение. Логика в том, чтобы не спешиваться, все же есть: это неудобно, а все преимущество передвижения на байке в городе теряется.
Часть велосипедистов нарушают осознанно, другие не подозревают, что могут быть оштрафованы. Инспектор останавливает сразу двоих нарушителей — девушку и парня.
— А вы знаете, что за такое нарушение предусмотрен штраф от 180 до 540 тысяч рублей? — спрашивает сотрудник ГАИ.
— Ничего себе, — девушка удивлена. Она даже не знала, что это нарушение ПДД.
Молодой человек реагирует менее эмоционально: видно, он в курсе особенностей правил.
Штраф, конечно, никому платить не хочется. Ребят отпускают после предупреждения.
Еще один парень не сразу признал нарушение. Инспектор несколько раз спрашивал, как он пересекал переход. Молодой человек настаивал, что в соответствии с ПДД. Однако заметив камеру и сообразив, что его зафиксировали, сразу признал вину.
— Так что надо делать, когда пересекаете пешеходный переход? — уточняет сотрудник ГАИ.
— Спешиваться, — после некоторой паузы отвечает велосипедист.
В ГАИ подчеркивают, что сейчас, когда велосипед стал использоваться в Минске массово, внимание таким участникам дорожного движения будет уделяться особенное. Главный акцент — на пересечении нерегулируемых пешеходных переходов, поскольку именно на них нередко фиксируются ДТП с участием велосипедистов. Последний случай в Московском районе города произошел в конце апреля на развязке проспектов Дзержинского и Жукова.
По данным инспекторов, велосипедист двигался по переходу не спешившись, и его сбил водитель Mitsubishi. На этот раз обошлось без серьезных травм: у пострадавшего — ушибы и ссадины. У машины помят капот, разбита фара, поврежден бампер. В отношении обоих участников ДТП составили протоколы. Автомобилист будет отвечать за наезд, велосипедист — за нарушение ПДД при пересечении проезжей части по пешеходному переходу.
Между тем мимо нас проезжает на велосипеде девушка. Она видит, что ее коллегу остановили, и спешивается: «А-а-а, я все поняла». Поучительно!
Но проехав буквально сто метров, она вдруг решает пересечь регулируемый переход на красный сигнал светофора. Инспекторы не могли это проигнорировать.
— Светофор видела. Пешеходы пошли, ну и я поехала. Перед этим посмотрела налево-направо, — виновато улыбается велосипедистка.
Движемся дальше. Не доехав до пл. Богушевича, сотрудники ГАИ замечают велосипедиста, движущегося по проезжей части. Мужчину решают остановить.
Тот искренне удивлен: «На остановке много людей, вот я и решил объехать по дороге». Нужно сказать, что на узком участке тротуара действительно не протолкнуться. Экстремалы-велосипедисты объезжают позади остановочного пункта. Но приходится штурмовать пригорок, а это сопряжено с риском упасть.
Инспекторы, выслушав версию мужчины, замечают, что он мог бы спешиться и аккуратно пройти участок, ведя велосипед в руках. То есть в данном случае они не считают это «невозможностью для движения». Велосипедиста отпускают с предупреждением, но без штрафа, который, напомним, мог бы составить от 1 до 3 б. в.
На следующем же регулируемом пешеходном переходе он ведет велосипед в руках. Значит, говорил правду, что не нарушает ПДД?
Очередной нарушитель был остановлен прямо возле здания ГАИ Московского района. Перекресток улиц Сапеги и Брыля он пересекал на велосипеде и по диагонали.
— Я ж на зеленый… — оправдывается юноша.
— А надо было двигаться в зоне пешеходного перехода, — говорит инспектор.
Кстати, ни у одного из велосипедистов, с которыми мы столкнулись во время рейда, не было шлема. Одни считают это излишней мерой, другие говорят, мол, «мы аккуратно», третьи даже не задумывались. Хотя последний случай на ул. Скорины должен был заставить обратить внимание на использование этого средства защиты. По словам очевидцев, у велосипеда отлетело колесо, в руках парня осталась лишь вилка, он перелетел через руль вниз головой и потерял сознание.
Есть ощущение, что привычки, как и велосреда, в Минске только начинают формироваться. Появляются места, где легально можно пересекать пешеходный переход не спешиваясь. Город обращает внимание на проблемы этой группы участников дорожного движения. Но о безопасности она должна заботиться и сама.
«Зачем спешиваться, если я никому не мешаю?» Узнали, соблюдают ли велосипедисты ПДД
Видишь зебру – тормози
Внимание на разметку
С приходом тепла многие городские жители пересаживаются с общественного транспорта на велосипеды. К началу сезона нужно провести техническое обслуживание двухколесного транспортного средства, не будет лишним и освежить в памяти ПДД, обращает внимание инспектор Андрей Колесенко:
– Как только на улице становится теплее, количество ДТП с участием велосипедистов значительно увеличивается. Чаще всего аварии случаются именно на пешеходных переходах.
На патрульной машине направляемся к одному из оживленных переходов по улице Розы Люксембург. Пока едем, капитан милиции Колесенко напоминает правила, которых должны придерживаться велосипедисты:
– Ехать они обязаны по велосипедной дорожке, если ее нет – по тротуару, пешеходной дорожке. За городом должны двигаться по ходу транспорта в крайней правой полосе проезжей части, но не далее одного метра от края дороги. Также стоит обращать внимание на знаки и разметку, особенно нужно быть бдительным на пешеходных переходах. Если на дорогу нанесена специальная разметка, разрешающая его переезжать, либо установлен соответствующий знак, то велосипедист может не спешиваться, в другом случае – слезть с колесного транспортного средства обязательно.
Домашнее задание: повторить ПДД
Паркуем машину неподалеку от зебры. В этом месте велосипедисты должны пересекать дорогу пешком, ведя транспорт рядом с собой. Что грозит за несоблюдение правил? Андрей Колесенко перечисляет возможные варианты:
– Инспектор ДПС вправе сделать нарушителю устное замечание либо выписать штраф. Его минимальный размер начинается от одной базовой величины, максимальный – три базовые. Если при этом велосипедист находится в состоянии алкогольного опьянения, штраф может достигнуть восьми базовых.
Спустя пять минут нашего дежурства к перекрестку подъехал парень. Игнорируя правила, не спешившись, он пересек зебру на велосипеде. Такое поведение не осталось без внимания инспектора:
– Добрый день, инспектор Колесенко. Почему нарушаем?
– Разве я что-то нарушил?
– Вы должны были спешиться, перейти переход и только потом продолжить движение на велосипеде, – пояснил Андрей Колесенко.
Юноша не сдавался: мол, ехал по велодорожке, а, значит, мог проехать на двух колесах и через зебру. Капитан милиции заверил, что такое мнение ошибочно:
– На этом перекрестке за несколько метров до пешеходного перехода установлен знак «Конец велосипедной дорожки». Значит, спешиваться в таком случае обязательно.
– Хорошо, я понял, – признал свою вину нарушитель. – Велосипед купил недавно, в ПДД не помню, когда в последний раз заглядывал, обещаю исправиться.
А вот Артем и Екатерина Самушонок спешились в паре метров от зебры. Причина их остановки не связана с дежурящим инспектором на перекрестке, отмечает Артем:
– Колесный транспорт мы купили всего пару дней назад, пока привыкаем. Но с момента первого выезда взяли за правило слезать с горников при пересечении пешеходных переходов. У меня большой стаж вождения автомобиля, часто видел, как нерадивые велолюбители нарушали правила, становились виновниками аварий. Оказаться на их месте желания нет, сборник ПДД – наш лучший друг.
Артем и Екатерина всегда спешиваются перед пешеходным переходом
Пример для велолюбителя
В рейд мы отправились в выходной день, поэтому трафик на велодорожках – оживленный. Многие любители двухколесного транспорта выбрались на прогулку целыми семьями. Олег и Кристина Соловейко, а также их пятилетняя дочка Кира часто устраивают совместные покатушки:
– У нас есть традиция: каждые выходные на несколько часов отправляемся в велотрип. Стараемся находить новые маршруты и места.
Маленькая Кира уже уверенно чувствует себя за рулем двухколесного велосипеда. И всегда знает, что перед пешеходным переходом нужно остановиться, хвалят дочку родители:
– В знаках и разметке она пока еще не разбирается, поэтому приучили тормозить перед каждой зеброй и слезать с велосипеда. Сами тоже не нарушаем.
Для ребенка важен личный пример родителей, в том числе и при соблюдении ПДД, обращает внимание инспектор:
– С ранних лет нужно объяснять детям, что дорога – это зона повышенной опасности. Чем раньше ребенок это поймет, тем лучше. К сожалению, не все взрослые такие сознательные, как Кира, многим не мешало бы брать с девочки пример.
Нет места беспечности
«Если бы вас здесь не было, то я бы спешиваться не стал, тороплюсь», – честно признался юноша, представившийся Игорем. Последних полтора года велосипед стал его главным средством передвижения:
– У меня два велика: один более спортивный, другой попроще. Даже зимой машине и общественному транспорту предпочту двухколесный горник. У меня есть специальная шипованная резина, которая помогает легко передвигаться по обледенелым дорожкам.
В этот раз Игорь был готов сознательно нарушить правила, хотя обычно такого не допускает:
– Осознаю, что, быстро влетев на переход на велике, рискую стать виновником ДТП. Поэтому всегда стараюсь спешиваться, но разные ситуации бывают, понимаете…
– На дороге нет места беспечности, – напоминает о правилах инспектор Колесенко, – в следующий раз будьте, пожалуйста, внимательнее. В первую очередь это важно для вашей безопасности. Если видите, что спешиваться на пешеходном переходе не нужно, проезжайте его на невысокой скорости и смотрите по сторонам.
За четыре месяца этого года с участием двухколесных транспортных средств в Минске произошло 9 ДТП, в одном случае виновником аварии оказался сам велолюбитель, 9 велосипедистов получили травмы разной степени тяжести.
Почему велосипедист обязан спЕшиться?
Как часто водители автомобилей видят нарушения Правил дорожного движения среди велосипедистов? Да практически постоянно. Причём полнейшее несоблюдение ПДД можно наблюдать не только от юного поколения, но и от взрослых.
– Зачем слезать с велосипеда, если я еду по пешеходному переходу или на зелёный сигнал светофора? – спрашивают нерадивые владельцы двухколёсных.
Думаю, стоит напомнить Правила дорожного движения для велосипедистов.
Общие положения
Велосипед определяется как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём».
Велосипед является транспортным средством, но не является «механическим транспортным средством». Поэтому, если в ПДД написано «транспортное средство», то это относится и к велосипедам, а если написано «механическое транспортное средство», то это к велосипедам не относится.
Если человек не едет на велосипеде, а катит его, то он считается пешеходом, а не велосипедистом.
Перемещаться по дорогам на велосипеде разрешается лицам не моложе 14 лет.
Водителям велосипеда запрещается:
Пересечение перекрёстков и пешеходных переходов
Поскольку левый поворот при многополосном движении велосипедисту запрещён, в том числе и на перекрёстках (ПДД 24.3), для осуществления левого поворота на таких дорогах нужно:
Велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам. То есть, если велосипедист ехал по тротуару и ему нужно пересечь дорогу по пешеходному переходу, ему необходимо спешиться (ПДД 24.8).
На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и все прочие водители, должны уступать дорогу пешеходам (ПДД 14.1).
Сигналы о манёврах
Для обозначения манёвра Правилами предусмотрены следующие знаки (ПДД 8.1-8.2): остановка – поднятая вверх рука (любая); поворот или перестроение направо – вытянутая правая рука либо вытянутая и согнутая в локте левая; поворот или перестроение налево – вытянутая левая рука либо вытянутая и согнутая в локте правая.
Административная ответственность
Статья 12.29, ч. 2 – нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 800 рублей.
Статья 12.29, ч. 3 – нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершённое в состоянии опьянения, предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
Самокат – не велосипед!
Очень часто среди водителей вызывает недовольство пересечение пешеходных переходов участниками дорожного движения на самокатах.
В актуальной редакции ПДД: люди на самокатах – это пешеходы! «К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».
Это значит, что неправильно приравнивать самокаты к транспортным средствам, в том числе к велосипедам, а самокатчики должны подчиняться главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов».
Напоследок…
Уважаемые велосипедисты, это прекрасно, что вы поддерживаете свою физическую форму и обращаетесь к здоровому образу жизни. Но, чтобы обеспечить в полной мере этот образ именно жизни, следует побеспокоиться о безопасности своего передвижения.
Поймите, водитель автомобиля не всегда может заметить быстрое передвижение велосипедиста, сориентироваться и постараться избежать неприятных последствий. В ДТП, как правило, в большей мере страдают именно двухколёсное транспортное средство и его водитель. Даже если автомобиль движется на минимальной скорости.
Правила дорожного движения написаны для сохранения вашей же безопасности. И это не те правила, которые следует нарушать.