что значит спицы 14g
Что значит спицы 14g
Длина большинства спиц велосипедов варьируется от 160 (мм) до 310 (мм).
Нормативы межгосударственного стандарта ГОСТ 31741-2012 (‘Велосипеды. Общие технические условия’) определяют основные параметры спиц велосипедов, которыми являются следующие размеры (единицы измерения указаны в миллиметрах):
Размеры спиц и ниппелей могут отличаться от указанных, так как выше представлены характеристики наиболее востребованных моделей популярных брендов.
Велосипедной спицей называется конструктивная часть колеса, представляющая собой стержень, который соединяет ступицу с ободом колеса.
Применение в конструкции колёс спиц позволяет достигать баланса между массой колёс и их прочностью.
Спицы соединяют ступицу колеса с ободом посредством ниппелей, ниппель накручивается на спицу со стороны колёсного обода.
Материалы изготовления спиц: стали, алюминиевые сплавы, титановые сплавы.
Материалы изготовления ниппелей: стали, латунь, алюминиевые сплавы.
Наиболее распространены непрямые спицы постоянного сечения, диаметр которых составляет 2.032 (мм).
Резьба под ниппель на спице классифицируется на две категории:
Важно: большинство производителей спиц указывает их размеры, пользуясь системой измерений AWG (американский калибр проводов), при этом маркировка состоит из числа и буквенного символа (например: 14G).
Общий вид | L Длина спицы (L) |
---|
Данные представлены в миллиметрах.
При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.
Диаметр спицы (D)
Данные представлены в миллиметрах.
При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.
Высота спицы (Н)
Данные представлены в миллиметрах.
При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.
(Велосипедная спица)
Параметр Наиболее распространенные и популярные размеры, характеристики велосипедных спиц и их допуски. |
---|
Данные представлены в миллиметрах.
Марка велосипеда Наименование марки велосипеда |
---|
Длина спицы (L)
Данные представлены в миллиметрах.
При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.
Диаметр спицы (D)
Данные представлены в миллиметрах.
При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.
Высота спицы (Н)
Данные представлены в миллиметрах.
При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк.
Предостережение: приведенные выше данные являются официальными цифрами производителей, однако следует учитывать, что информация является справочной и не гарантирует однозначной точности.
Комментарии. Есть вопросы? Ответим на все.
Как правильно подобрать спицы для мотор-колеса
Мотор-колесо – это электродвигатель, который устанавливается на место втулки колеса. Его вал зажимается дропаутами вилки, а корпус – вращается и обеспечивает движение. На фланцах мотор-колеса предусмотрены отверстия под спицы. Большинство моделей рассчитаны под 36 спиц, но встречаются МК и под 32 спицы.
Обод подбирается под количество отверстий на фланцах мотор-колеса и обязательно должен быть двойным, усиленным, чтобы уверенно выдерживать увеличенные нагрузки. Чтобы не заниматься спицовкой колеса, достаточно купить МК уже заспицованным. Но даже в этом случае при дальнейшем использовании электровелосипеда может потребоваться переспицовка колеса.
Методы спицовки МК 
Спицовка МК может выполняться радиально (солнышком), в 1, 2 или 3 креста. Так называются пересечения каждой из спиц на одной стороне колеса. Чем больше таких пересечений, тем равномернее распределяется нагрузка, и ниже риск деформации колеса. Но с увеличением количества крестов возрастает риск искривления спиц.
Поэтому оптимальный метод спицовки выбирается в зависимости от размеров обода и ступичного электромотора:
Расчет спиц для мотор-колеса
При выборе спиц нужно обращать внимание на их длину и калибр (диаметр сечения, обозначается буквой G). Рассчитать подходящую длину спиц для мотор-колеса можно с использованием специального калькулятора. Для этого достаточно ввести значения внутреннего эффективного диаметра обода (с прибавкой 2–3 мм на длину ниппеля), диаметр МК, расстояние от центральной оси байка до фланца МК, количество спиц и количество крестов при их пересечении.
Существующие калибры спиц по американской классификации приведены в таблице:
Как подобрать спицы
Для сборки колеса очень важно подобрать правильную длину спиц. Если возьмёте слишком длинные спицы, то скорее всего они будут выпирать из обода и прокалывать вашу камеру. Если возьмёте слишком короткие, то они будут обламываться и собрать колесо не получится.
В статье будут рассмотрены следующие вопросы:
Если вы просто хотите заменить сломанную спицу на вашем колесе, то это идеальный вариант. Банально берёте линейку и измеряете длину целой спицы, а затем заказываете новую максимально соответствующей длины.
А вот если вы собираете колесо с нуля, то задача может оказаться вовсе не тривиальной. Лет 10 назад, подбор спиц мог оказаться настоящим адом. Люди лезли на форумы, просили советов от профи, взамен получая какие-то сложные формулы для расчёта длины и в итоге плевали на это дело и покупали уже собранные колёса. Сейчас же всё проще чуточку проще, а про основные аспекты, на которые стоит обратить внимание мы сейчас расскажем.
Количество крестов
Сначала нужно решить в какое количество «крестов» вы будете спицевать колёса. Что же это значит? А вот что:
Повальное большинство современных колёс спицуется в 3 креста, так достигается оптимальное соотношение жесткости колеса в поперечном (боковом) сечении и сопротивлению скручиванию (когда вы тормозите дисковым тормозом или разгоняетесь). Но если у вас нет возможности купить спицы необходимой длинны для спицовки в 3 креста, то можно попробовать заспицевать колесо в 4 креста. Это чуть сложнее, зато вы не останетесь без колеса.
Как измеряется длина спиц?
Обращаем ваше внимание, что длина спиц измеряется именно так, как показано на рисунке:
Если вы измерите общую длину спицы, то её может не хватить для нормального накручивания ниппеля.
А если нет такой длинны, какую показал калькулятор?
Если калькулятор показывает вам условные 255,5мм и вы не можете найти такую спицу, то не стоит волноваться. Спицы обычно идут с шагом в 1 или 2мм, так что вы можете взять как спицу 254мм, так и 256мм (мы рекомендуем брать чуть длиннее).
Размер ниппеля
Посадочная ширина у всех ниппелей одинаковая, а вот высота самого ниппеля бывает разной, 14мм или 16мм для латунных или 12мм для алюминиевых.
Материал ниппеля
У латуни и алюминия есть свои плюсы и минусы, давайте их рассмотрим.
+ Не подвергаются коррозии
+ Никелевое покрытие действует как смазка при сборке
– Нет разнообразия цветов
Если вы скажете, что выбор латунных ниппелей очевиден, то смеем с вами не согласиться. Несмотря на то, что они очень прочные, иногда это может сыграть злую шутку. Там, где мог сломаться ниппель, сломается спица. Согласитесь, ниппель поменять проще, чем спицу, особенно если она установлена со стороны звёзд на заднем колесе.
При сборке колёс на алюминиевых ниппелях вам понадобятся качественные ключи и предельная внимательность, чтобы не переусердствовать и не свернуть их. И не забывайте, что алюминий подвержен коррозии. Если вы часто катаетесь в грязных условиях, то ниппели запросто могут закиснуть на спицах и убрать восьмерку без замены спицы уже не получится.
Калькулятор
Существуют калькуляторы, в которых можно выбрать множество моделей втулок и ободов, например, как этот Pro Wheel Builder Spoke Length Calculator:
В принципе, все обозначения понятны и видно, что от вас хотят узнать. Но если у вас большие проблемы с иностранными языками, то советуем вам этот калькулятор от Sapim. Он на русском, так что вы точно поймёте что от вас хотят.
Разная длина спиц
Часто люди пугаются, когда калькулятор выдаёт им разные длины спиц для каждой стороны. Не удивляйтесь, возможно у вас разного размера фланцы, или для компенсации смещения зонта (так называют переплёт спиц) вам нужно воспользоваться более короткими спицами с одной стороны.
Если фланцы одинаковые, а длины спиц всё равно разные, это тоже не ошибка. Из-за наличия на втулке крепления под дисковый тормоз или барабана для кассеты её центр тоже может смещаться и для ровного зонта нужна разная длина спиц.
Если вы в таком случае будете использовать одинаковую длину спиц, то колесо проблематично будет отцентровать. С одной стороны спицы будут либо слишком сильно торчать из ниппелей, или находиться на недостаточной глубине.
О том, как самостоятельно заспицевать колесо мы поговорим в следующей статье.
Толщина и сечение спиц велосипеда
В системе ISO толщина спиц измеряется в миллиметрах:
— США/Англия 16g — 1,6 mm;
— США/Англия 15g — 1.8 mm;
— США/Англия 14g — 2,0 mm;
— США/Англия 13g — 2,3 mm.
Спицы велосипеда бывают с круглым сечением по всей длине и с переменным сечением (swaged (butted)).
Спицы с переменным сечением выпускают в пяти видов:
Single-butted
Спицы с утолщенной частью у конца с головкой и с более тонкой по остальной длине до самой резьбы. Встречаются редко, применяются, когда необходимо более прочное колесо со стандартными отверстиями на ободе.
Double-butted
Эти спицы более тонкие в средней части, чем на концах. Наиболее встречающиеся размеры:
Такие спицы экономят вес, а утолщенные концы придают им прочность в местах сильных напряжений, как у спиц с постоянным сечением. Утонченная часть спиц придает им эластичность и позволяет упруго растягиваться в большом диапазоне, если сравнить с цилиндрическими спицами. В момент удара колеса об выступ или камень и резкого возрастания нагрузки в одном месте самые нагруженные спицы удлиниться в таких пределах, чтобы перераспределить эту нагрузку на соседние спицы. Это не позволяет разрушать обод в месте около спицевых отверстий.
Triple-butted
Спицы DT Alpine III лучше всего проявляют свои качества, когда необходима надежность и долговечность, например в тандемах или в туризме при перевозке груза. Они имеют преимущества двух видов спиц — single и double butted. У DT Alpine III у головки размер 2,34(13g), 1,8 (15g) по середине и 2,0 (14g) возле резьбы.
Если на спицах накатанная резьба, то внешний диаметр у резьбы больше диаметра проволоки спицы, поэтому отверстия во фланцах втулки должны быть такого размера, чтобы резьбовая часть тоже проходила в отверстие. Чтобы конструкция колеса была прочная, важно совпадение диаметра спицы у головки и диаметра отверстия на фланце. Спицы single-butted и triple-butted решают эту проблему. Так как у этих спиц возле головки диаметр больше, то люфта во фланце не будет.
Аэродинамические или эллиптические спицы — это вариант спиц double-butted, где тонкая часть имеет сечение в форме эллипса. Такое сечение делает спицу более аэродинамической. Самые известные спицы — Wheelsmith Aero с диаметром 1,8 (15g) у концов, и 2,0×1,6 в форме эллипса в средней части и эквивалентно 16g. Мне больше всего нравятся эти спицы не потому, что они дают преимущество в аэродинамике, а потому, что при сборке или регулировке колеса на них хорошо видны деформации и кручения, которых надо избежать.
У аэродинамических плоских спиц более выраженный плоский профиль, чем эллиптический. Но, такие плоские спицы невозможно продеть в отверстия у обычной втулки, так как они слишком широкие. Приходится в стандартной втулке во фланце проделывать узкие прорези. Это ослабляет фланец и прерывает гарантию.
В начале 90-х годов многие увлекались плоскими спицами Hoshi — у них не было традиционной головки, а только изогнутый конец. При такой конструкции во фланец вставлять спицу можно было головкой вперед. Такие плоские спицы можно было использовать со стандартной втулкой. Но к сожалению, эти спицы часто ломаются, я бы не советовал их использовать.
Еще почитать на эту тему:
Про велосипедные спицы. Спицы на колесо велосипеда должны быть из нержавеющей стали. Она прочная и не подвержена коррозии. Недорогие колеса собирают на хромированных или оцинкованных спицах…
Хорошие обода для велосипеда. Сейчас обода производятся методом экструзии – полурасплавленный металл подают под давлением через отверстие с формой поперечного сечения обода. Полученный профиль сворачивают кольцом…
Неисправности ободов велосипеда. Неисправности ободов велосипеда, в основном возникают из-за больших механических нагрузок, прилагаемых к нему, несвоевременной протяжки спиц или при неправильной обтяжке при спицевании колеса…
Подбор покрышки к ободу. В принципе, можно использовать почти любую комбинацию покрышки и обода, у которых совпадают посадочные размеры. Но, с точки зрения практического использования…
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Виды спиц для велосипеда: какие бывают и чем отличаются
Виды спиц для велосипеда
Колеса начали оснащать спицами в то время, когда на рынок вышли современные модели велосипедов. В конце 19 века для изготовления велосипедов начали использовать спицы. Уже в то время производители смогли изготавливать достаточно тонкие, и одновременно прочные спицы, которые могут не только держать обод колеса в необходимом напряжении, но и осуществлять крепеж на втулке.
Без спиц не может обойтись ни один современный велосипед. Колесо довольно-таки легкое, но спицы из надежного и прочно материала помогают выдерживать большой вес.
Какие особенности конструкции выделяют у спиц?
Спицы являются основополагающий элементом всей конструкции, а именно втулку и обод. Как правило, спицы расположены в колесах под определенным уклоном, чтобы правильно выполнять свою функцию. Если внимательно рассмотреть конструкцию, то с двух сторон она отличается. При проведении работы ниппель навинчивают с одной стороны при помощи специально разработанного ключа для спиц, а вот для другой стороны все обстоит гораздо проще, поскольку нужно только продеть во фланец, и прикрепить при помощи головки.
Как виды спиц выделяют?
Конструкция спиц достаточно сложная, но вот сами спицы простые. Несмотря на простоту конструкции, выделяют несколько основных типов спиц. Категории различаются по нескольким значениям:
Какие виды спиц различают в зависимости от размера?
Для того, чтобы разбирать этот вопрос, следует понять, что, если рассматривать спицы в сечении, но не все имеют круглую форму. Но у производителей принято выделять несколько основных категорий:
Если говорить об измерении ширины, то принято измерять в американском стандарте, а именно American Wire Gage – это измерение сечение проволоки. Как правило, стандартными измерениями считаются показатели от 10 до 17 g. Если переводить на привычную нам шкалу измерения, то мера измерения приблизительно переводится миллиметрам. Но на большинстве моделей установлены варианты в 12 или 14 g, и на привычный вариант – это составляет 2,6797 и 2,032 миллиметров.
Стандартов в зависимости от длины не выделяют, поскольку слишком много моделей с различными величинами.
Виды спиц в зависимости от материала
Как правило, большая часть моделей производились, и до сих пор производятся с использованием стали. Подобные варианты отличаются не только надежностью и прочностью, но и цена остается на доступном уровне. Но так же есть и другие варианты:
Какие точки и методы крепления выделяют?
J-образная головка считается классическим вариантом. Головку помещают в конструкцию при помощи отверстия во фланце, и потом удерживают в этом положении. Но некоторые современные модели оснащены спицами прямой формы, нет никакого изгиба. Пока подобных моделей слишком мало, и прямые спицы устанавливаются только на спортивных велосипедах. Многие просто не готовы отказаться от привычного варианта.
Но больше того, уже разработано несколько моделей, которые вообще не оснащены спицами. Вместо стандартных спиц применяют углепластиковые вставки. На некоторых моделях даже можно заметить литые колеса, которые идентичным дискам автомобиля. В теории конструкция получается очень надежной. Но пока не получается добиться необходимого уровня надежности, и кроме того, подобные варианты получаются слишком тяжелыми. В условиях с повышенными порывами ветра такой велосипед может стать настоящей угрозой. Вибрация так же не на высшем уровне.
Если вы хотите заметить классические модели на что-то новое, то тут возникает настоящая проблема. Например, в провинциях сложно найти новые варианты, и часто управление и регулировка становится проблемой.
Что входит в понятие спицевой набор?
Спицевой набор в народе принято называть просто спицовкой. Термин используют для того, чтобы обозначить некоторое число спиц, которые входят в конструкцию велосипеда. Кроме того, спицовкой обозначают местоположение спиц, и определенный порядок установки спиц на втулке и на ободе. Как правило, в велосипедах применяют несколько классических вариантов. Многим известен и другой термин «спицевать», который обозначает проводить процесс монтажа. Но спицевать не так просто, как кажется, процесс довольно-таки трудоемкий и энергозатратный.
Если говорить о видах спицевых наборов, то выделяют несколько типов в зависимости от количества «крестов», а именно мест пресечения спиц. На стандартных моделях установлено три креста. Подобные модели проще остальных ремонтировать. Но иногда можно увидеть и модели с четырьмя крестами, которые устанавливаются на 90 градусов по радиусу.
Радиальное положение значит, что спицы в конструкции не пересекаются
Если говорить об основных преимуществах, то у каждого варианта можно выделить свои особенности. Например, если уклон большой, то и длина становится больше, а значит, велосипед меньше реагирует на кочки и неровности. Кроме того, колеса просто становятся более прочными, и значит, долговечными. Если говорить о радиальных моделях, то длина становится меньше, но зато вырастает надежность. А вот с процессом подтягивания возникают проблемы, поскольку прочность не сильно высокая.
Критерии выбора спиц
При выборе велосипеда, следует обращать внимание на спицы, и здесь в свою очередь следует уделить внимание:
Спицы – это небольшая деталь на фоне всего велосипеда, но зато играет одну из значимых ролей в общей конструкции. Как правило, надежность и прочность конструкции зависит именно от установки и конфигурации, а не от размеров и других технических показателей. При выборе спиц лучше остановиться на классических моделях.