что значит стена подбеленная

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Деян. 23:3

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня

Блаж. Августин

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня

Ведь показалось, что Павел говорит унизительные слова, когда, ударенный по приказу первосвященника рукой, сказал: Бог будет бить тебя, стена подбеленная, – что для непонимающих звучит как поношение, а для понимающих – как пророчество. Стена подбеленная – это лицемерие, то есть видимость, выставляющая вперед священническое достоинство и прячущая под этим именем, как под белым покрывалом, грязный позор.

О нагорной проповеди Господа.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня

Беда Достопочтенный

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня

Павел так сказал не по душевному возбуждению, но сказал словно пророчествуя, так как образно этот первосвященник, который был сравнен с подбеленной стеной, должен был быть битым для уничтожения, ибо, когда апостолы проповедовали Евангелие, уже пришло новое священство Христа. И поэтому он сказал: Бог будет бить, а не: «пусть будет бить», указывая изъявительным наклонением на то, что это на самом деле произойдет, а не злобствуя посредством желательного наклонения.

Изложение Деяний Апостолов.

Ориген

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня

Лопухин А.П.

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня

Бог будет бить тебя. Это и укоризна, и пророческое предсказание, что Бог отмстит нанесенную обиду. И действительно, спустя несколько лет, в начале Иудейской войны, Анания погиб от руки сикариев, как изменник (Флав., О войне, II:17, 9).

Стена подбеленная – образное обозначение пустоты и низости кажущегося величия (подобно выражению гроб повапленный Мф. 23:27), извращения личности, лицемерия. «Стеной подбеленной называет его потому, что хотя Анания принимал светлый образ человека, который как бы защищает закон и судит по закону, но мысль его полна беззакония. Поэтому Павел и изобличает в нем лицемерный вид наружного расположения к закону» (Феофил).

Некоторые сравнивают поступок Павла с подобным же случаем на суде Спасителя и находят, что Павел показал пример менее достойный для подражания, чем пример Спасителя. Так, блаж. Иероним, приводя укорительное выражение Павла, задается вопросом: «где же то терпение Спасителя, Который, будучи ведом, как агнец на заклание, не отверзает уст Своих, и так кротко спрашивает ударившего: «если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Но кто же осмелится произнести осуждение на действие апостола, сравнивая самообладание человеческое с самообладанием Богочеловека, Который, страдая телом, стоял превыше всякой плотской неправды и человеческой слабости!». Впрочем, сравнение здесь страдает важною неточностью, которая говорит немало в пользу Павла: Иисус Христос, во-первых, получил удары – не по приказанию Своих судей. Будь иначе – если бы удары были нанесены по приказанию Каиафы, кто знает, не указал ли бы и ему Спаситель на столь неприличное забвение первосвященником своего достоинства и прав судии? А затем не надо забывать и того, что Сам Господь, обличая лицемерие и дерзость, давал полную свободу Своему праведному гневу в других случаях. Должно думать также, что Павел поступил в сем случае не как обыкновенный человек, а как посланник Божий. А известно, что пророки имели право обличать всех в преступлениях (3 Цар. 18:18; 4 Цар. 3:13; Ис. 1:10-23; Езек. 21:25). Последующее показало, что его укоризна действительно произнесена была в пророческом духе. Если указывают на заповедь Иисуса Христа о подставлении правой ланиты при ударении в левую (Мф. 5:24), то не надо забывать, что сим требует Он от последователей Своих только удаления от мщения, а не такого молчания, коим питается дерзость людей беззаконных. Павел вернее всякого исполнял волю Господа в этом отношении, ибо сам свидетельствовал о себе: «злословят, а мы благословляем; нас гонят, а мы терпим; хулят, а мы молимся» (2 Кор. 4:12-13). Но в настоящем случае он поступил не вопреки примеру Христа, Который также обличил несправедливость ударившего Его прежде осуждения. Если Павел как будто и извиняет далее свой поступок, то для того, чтобы устранить подозрение, будто бы он нарушил закон, повелевающий не злословить первосвященника (Иннокентий, еп. Херсонский).

Источник

стена подбеленная

«Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.»
Деяния апостолов 23/3

Когда то наш прадед Адам дал имена всем существующим на земле животным. Именно в способности творить и проявилось в человеке подобие Божие.
Будучи потомком Адама, Павел также обладал незаурядной творческой способностью. Свидетелем этому стала закрепившаяся за первосвященником Ананией кличка.
«Стена подбеленная».Это прозвище очень точно, можно сказать во всей красе, отобразило сущность сидящего перед ним религиозного начальника.

Как же апостол до такого додумался? Как его осенило? Скорее всего ему вспомнились слова из книги пророка Иезекииля и он быстро прибегнул к аналогии:
« скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет. Пойдет проливной дождь, и вы, каменные градины, падете, и бурный ветер разорвет ее.
12 И вот, падет стена; тогда не скажут ли вам: «где та обмазка, которою вы обмазывали?»
13 Посему так говорит Господь Бог: Я пущу бурный ветер во гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления.
14 И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью, и повергну ее на землю, и откроется основание ее, и падет, и вы вместе с нею погибнете; и узнаете, что Я Господь.
15 И истощу ярость Мою на стене и на обмазывающих ее грязью, и скажу вам: нет стены, и нет обмазывавших ее,» Иезекииль 13/10-13.

Вот это сравнение! И на сколько оно правомерно! Настоящая аллюзия.

Источник

Толкование на Деяния 23:3

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Деяния 23:3 / Деян 23:3

Августин (354−430)

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня

Ведь показалось, что Павел говорит унизительные слова, когда, ударенный по приказу первосвященника рукой, сказал: Бог будет бить тебя, стена подбеленная, — что для непонимающих звучит как поношение, а для понимающих — как пророчество. Стена подбеленная — это лицемерие, то есть видимость, выставляющая вперед священническое достоинство и прячущая под этим именем, как под белым покрывалом, грязный позор.

Источник: О нагорной проповеди Господа.

Беда Достопочтенный (672−735)

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня

Павел так сказал не по душевному возбуждению, но сказал словно пророчествуя, так как образно этот первосвященник, который был сравнен с подбеленной стеной, должен был быть битым для уничтожения, ибо, когда апостолы проповедовали Евангелие, уже пришло новое священство Христа. И поэтому он сказал: Бог будет бить, а не: «пусть будет бить», указывая изъявительным наклонением на то, что это на самом деле произойдет, а не злобствуя посредством желательного наклонения.

Источник: Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня

Бог будет бить тебя. Это и укоризна, и пророческое предсказание, что Бог отмстит нанесенную обиду. И действительно, спустя несколько лет, в начале Иудейской войны, Анания погиб от руки сикариев, как изменник (Флав., О войне, II:17, 9).

Стена подбеленная — образное обозначение пустоты и низости кажущегося величия (подобно выражению гроб повапленный Мф. 23:27), извращения личности, лицемерия. «Стеной подбеленной называет его потому, что хотя Анания принимал светлый образ человека, который как бы защищает закон и судит по закону, но мысль его полна беззакония. Поэтому Павел и изобличает в нем лицемерный вид наружного расположения к закону» (Феофил).

Некоторые сравнивают поступок Павла с подобным же случаем на суде Спасителя и находят, что Павел показал пример менее достойный для подражания, чем пример Спасителя. Так, блаж. Иероним, приводя укорительное выражение Павла, задается вопросом: «где же то терпение Спасителя, Который, будучи ведом, как агнец на заклание, не отверзает уст Своих, и так кротко спрашивает ударившего: «если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Но кто же осмелится произнести осуждение на действие апостола, сравнивая самообладание человеческое с самообладанием Богочеловека, Который, страдая телом, стоял превыше всякой плотской неправды и человеческой слабости!». Впрочем, сравнение здесь страдает важною неточностью, которая говорит немало в пользу Павла: Иисус Христос, во-первых, получил удары — не по приказанию Своих судей. Будь иначе — если бы удары были нанесены по приказанию Каиафы, кто знает, не указал ли бы и ему Спаситель на столь неприличное забвение первосвященником своего достоинства и прав судии? А затем не надо забывать и того, что Сам Господь, обличая лицемерие и дерзость, давал полную свободу Своему праведному гневу в других случаях. Должно думать также, что Павел поступил в сем случае не как обыкновенный человек, а как посланник Божий. А известно, что пророки имели право обличать всех в преступлениях (3 Цар. 18:18; 4 Цар. 3:13; Ис. 1:10−23; Езек. 21:25). Последующее показало, что его укоризна действительно произнесена была в пророческом духе. Если указывают на заповедь Иисуса Христа о подставлении правой ланиты при ударении в левую (Мф. 5:24), то не надо забывать, что сим требует Он от последователей Своих только удаления от мщения, а не такого молчания, коим питается дерзость людей беззаконных. Павел вернее всякого исполнял волю Господа в этом отношении, ибо сам свидетельствовал о себе: «злословят, а мы благословляем; нас гонят, а мы терпим; хулят, а мы молимся» (2 Кор. 4:12−13). Но в настоящем случае он поступил не вопреки примеру Христа, Который также обличил несправедливость ударившего Его прежде осуждения. Если Павел как будто и извиняет далее свой поступок, то для того, чтобы устранить подозрение, будто бы он нарушил закон, повелевающий не злословить первосвященника (Иннокентий, еп. Херсонский).

Источник

Читаем Апостол. 15 июня. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня

Аудио

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 23, ст. 1–11.

1. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.

2. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.

3. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.

4. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?

5. Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.

6. Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.

7. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.

8. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.

9. Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.

10. Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.

11. В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.

(Деян. 23, 1 – 11)

Дорогие братья и сестры, мы с вами потихоньку подбираемся к завершению Книги деяний святых апостолов, завершению великой истории великого миссионера апостола Павла. В прошлый раз мы с вами читали 21-ю главу, а сейчас сразу перепрыгнули на 23-ю. Вновь это нас немного запутывает, потому что мы упускаем промежуточные события, речи. Тем не менее я всегда советую вам самим читать все подряд.

В прошлый раз мы говорили о том, как эфесские иудеи возбудили всех иерусалимских иудеев против Павла и как его чуть было не растерзала разъяренная толпа. Конечно, иудеи не желают слышать о том, что Павел посылается Богом для проповеди язычникам, поскольку для иудеев немыслимо, что, оказывается, язычники приравниваются к ним. Поэтому опять все закончилось гневом, яростью, но тысяченачальник, представитель римской власти, оградил Павла от этого самосуда. К тому же он узнал, что Павел является римским гражданином. Вся эта ситуация закончилась тем, что Павел все-таки был спасен от растерзания. Также он имел возможность обратиться к своим единоплеменникам, иудеям; об этом сказано в 22-й главе. В той же главе он рассказывает о том, как сам обратился ко Христу. Историю его обращения мы уже читали в середине Книги деяний и разбирали.

На другой день тысяченачальник опять повелел собрать синедрион, чтобы разобраться, в чем иудеи обвиняют Павла. Конечно, для римских администраторов часто было непонятно и не особо интересно, о чем спорят иудеи, лишь бы не было особых волнений. 23-я глава начинается с того, как Павел выступает перед синедрионом.

1. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.

2. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.

3. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.

Интересное выражение апостола Павла, дерзкое и ироничное. Бог будет бить тебя, то есть «Почему ты меня бьешь? Не боишься наказания Божия!». Стена подбеленная – считается, что это обвинение в лицемерии, как мы бы сейчас сказали, фарисействе (тогда “фарисей” еще не было словом нарицательным, синонимом двуличия). «Ты ведь по закону должен меня судить, а против закона бьешь», – говорит Павел.

4. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?

5. Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.

Может быть, Павел действительно не знал, что Анания – первосвященник, поскольку этот человек был первосвященником в Иерусалиме не так давно, возможно, Павел еще не сталкивался с ним лицом к лицу. Либо, как говорят толкователи, здесь может быть элемент иронии, то есть Павел как бы говорит: «Я не знал, что первосвященник может так поступать, вопреки закону велеть бить другого человека. Разве этот человек похож на первосвященника?». Потом он цитирует Книгу Исход: «Если это первосвященник, то я начальствующего в народе не буду злословить, ибо закон велит не злословить первосвященников».

Далее мы видим, что Павел идет на хитрость. Он действительно был очень умным, образованным человеком и в какой-то степени был и по-житейски мудрым. Он понимал, что в синедрионе есть часть фарисеев и часть саддукеев и это две разные, довольно сильно отличающиеся друг от друга партии. Он сам был из фарисеев, поэтому понимал, что по определенным вопросам существует вражда, и решает разжечь эту вражду прямо на месте, чтобы в этой перепалке у него появились союзники.

6. Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.

7. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.

8. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.

Саддукеи были религиозными материалистами, если так можно сказать. Хотя они и считались религиозными людьми и деятелями, но во все мистическое не верили; для них религия больше была чем-то социальным, тем, что регулирует отношения между людьми, приносит им благоденствие. Фарисеи верили во многое: воскресение мертвых, ангелов, духов и так далее. Соответственно, фарисеи в этой распре приняли сторону апостола Павла, поскольку он объявил, что его и судят за то, что он ожидает воскресения. Кстати, Павел не солгал: он действительно ожидал воскресения мертвых, но уже в свете нового, христианского мировосприятия. Но тут он не стал это уточнять, а просто сказал, что верит в воскресение мертвых. Фарисеи сразу стали спорить за него, а саддукеи – против. Случился раздор, тысяченачальник понял, что здесь не будет никакого толку и опять отвел его в крепость, где Павлу явился Господь и сказал, что ему надлежит так же свидетельствовать о Христе в Риме, как он это делал в Иерусалиме.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Источник

Стена подбеленная

Смотреть что такое «Стена подбеленная» в других словарях:

Известь, известняк — 1) Палестина богата известняком. И. была известна людям еще в глубокой древности. Там, где в Библии говорится об И., подразумевается гашеная И. Для получения И. добытый известняк измельчали (см. Ис 27:9) и, перемежая сухими ветками, закладывали… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Ханания — (Анания) (евр. Хананья, греч. Гананиас, Яхве милостив ): 1) вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8:24); 2) левит, руководитель шестнадцатой чреды певцов, назначенных Давидом для служения в храме (1Пар 25:4,23); 3) военач. царя Озии (2Пар 26:11); 4)… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Деян.23:3 — Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Лев.19:35 Втор.17:10 Мат.23:27 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Деяния Святых Апостолов 23:3 — Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Лев.19:35 Втор.17:10 Мат.23:27 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Анания — 1) город, в котором жили потомки Вениамина после Вавилонского плена (Неем. 11:32). Теперь он называется Бет Ханина; расположен к северу от Иерусалима 2) еврей в Иерусалиме, который вместе с женою Сапфирою присоединился к ученикам Иисуса Христа.… … Словарь библейских имен

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *