что значит стендап комик
Как начать разбираться в стендапе Луи Си Кей, Хэннибал Бёресс, Азиз Ансари и другие современные звёзды жанра
The Village продолжает пропагандировать самообразование в разных областях культуры и науки. В очередном выпуске рубрики «Новые знания» мы рассказываем о стендапе, который на протяжении последних десятилетий является основным юмористическим жанром в США, а совсем недавно стал набирать популярность и в России. Журналист и автор YouTube-канала о поп-культуре Blitz and Chips Гриша Пророков объясняет, как появился стендап и кого из комиков стоит смотреть в первую очередь.
Гриша Пророков
С самого начала надо знать: для того чтобы понимать стендап, не нужно никаких особых навыков или знаний. В случае с театром или кино ещё можно поспорить, что у каждого из них особый язык, который складывался на протяжении долгого времени, и чтобы в нём разобраться, нужна какая-то подготовка. Юмор же — язык универсальный. Да, конечно, тут тоже сложилась своя традиция, и есть комики, которые особенно глубоко с ней работают: например, один из лучших британских стендап-комиков Стюарт Ли регулярно шутит, в общем-то, о стендапе — и делает метакомментарий. Но в целом, чтобы начать разбираться в жанре, достаточно включить какой-нибудь спешл (о том, что это такое, ниже) и понять, смешно вам или нет. Если нет — попробуйте другого комика. Вот и всё.
Есть несколько версий о том, как появился стендап. Одни историки жанра считают, что он появился в Великобритании в XVIII–XIX веках. В мюзик-холлах — театрах, возникших на основе пабов — зрители могли свободно сидеть в зале, курить и пить алкоголь, а их развлекала труппа варьете с песнями, танцами и театральными сценками. Одним из номеров и был комик, рассказывающий шутки. По другой версии прародителем стендапа следует считать американский уличный театр.
Про современный стендап стоит понимать, что он очень разный: музыкальный, умный, ниже пояса, абсурдный — какой угодно. Это целый вид искусства. Поэтому, если вам не понравился какой-нибудь комик, не стоит ставить на стендапе крест: вы же не бросите смотреть кино после того, как вам, например, не понравился один плохой фильм ужасов. Кроме того, стендап — жанр живой, поэтому в идеале надо ходить на живые выступления. Однако, поскольку в России с этим трудно (у нас стендап всё ещё на первых ступенях эволюции), приходится смотреть записи.
Стендап максимально отличается от советской школы юмора, в которой было два распространённых формата. Один из них — человек выходил и зачитывал (иногда даже по бумажке) написанный кем-то для него сатирический текст. Другой — театральный формат миниатюры, который потом унаследовали КВН и Comedy Club. Стендап же — максимально свободный формат, в котором и автор, и исполнитель, и зачастую главный герой — одно лицо. И делать на сцене можно, на самом деле, что угодно: можно петь песни, можно рассказывать истории из своей жизни, можно шутить шутки, которые никак не связаны между собой, — всё это будет стендапом.
Основной формат, в котором стендап существует в записи, — это спешл (special). Спешл — это большой сольный концерт одного комика, который обычно идёт от 30 минут до двух часов. Многие персональные концерты делались по заказу телеканалов и назывались в духе Ivan Petrov Special for HBO — так и родилось это слово. К спешлу комик обычно долго готовится и обкатывает материал вживую — например, отправляется в тур и даёт 50 концертов с более-менее одинаковым материалом, а потом записывает 51-й.
Спешлы выпускаются на DVD, аудиоальбомами (кстати, не бойтесь слушать стендап в аудио: это тоже отличный формат), а сейчас зачастую просто выкладываются на Netflix. Собственно, Netflix — лучший легальный способ просмотра стендапа в России: в нём немалая библиотека спешлов, и все их можно смотреть с английскими субтитрами. Если же у вас плохо с английским, во «ВКонтакте» существует сразу несколько сообществ энтузиастов, которые занимаются любительским переводом, — собственно, к стендапу многие российские зрители пришли именно через них.
Что же до оригинального стендапа в России, то он пока в зачаточном состоянии. Хотя сходить и посмотреть есть на что: есть шоу Stand Up на ТНТ, участники которого ходят выступать примерно как на работу в офисе, есть клуб Stand-Up Club на Арбате с красным занавесом и бархатными стульями, где дают буржуазную, сытую версию стендапа (что, впрочем, не значит, что это никому не должно нравиться, — в юморе нет правил), есть «Stand Up ЦИМермана» при Центре имени Мейерхольда.
Кроме того, есть независимые комики и даже проводятся открытые микрофоны, на который может прийти кто угодно. Впрочем, на открытые микрофоны комики приходят обкатывать новые шутки — и по большей части выходит ужасно, но это настоящая изнанка жанра и формат, который нужен для живой культуры. Наконец, стоит понимать, что одной Москвой стендап не ограничивается: клубы и сообщества есть по всей стране, а столицей стендапа в России, например, принято называть Воронеж, в котором существует огромная живая сцена и даже проводятся большие фестивали.
Каких классиков стендапа
посмотреть на YouTube
Луи Си Кея нет в русском Netflix, так что приходится вставить его в этот список, хотя его и так уже смело можно называть классиком. Наверняка про него вы уже знаете, но в двух словах: Луи Си Кей — главный американский комик современности, звезда и автор сериала «Луи», сильно повлиявший на всю современную комедию. Успех пришёл к нему довольно поздно, в середине 2000-х, когда Си Кею уже было за 40. Юмор Си Кея — одновременно циничный и пропитанный любовью к людям, при этом балансирующий на грани. Он, с одной стороны, просто рассказывает о своей жизни, с другой — проверяет границы морали и устоев общества. Ему ничего не стоит поднять вопрос о том, не заслуживают ли люди с аллергией на орехи смерти, но он сделает это так, что зрители не будут в шоке.
Один из главных афроамериканских комиков, звезда 1970-х, которого Джерри Сайнфилд называл «Пикассо от стендапа». Мастер автобиографического юмора: всё, что Прайор делал, — это, по сути, блестяще рассказывал байки из собственной жизни, которых у него было полно благодаря безумному образу жизни.
Столп американской комедии, который начал карьеру ещё в 1970-х, но больше всего его выступлений сохранилось из 2000-х. Карлин — язвительный и острый сатирик, мастер чёрного юмора. Большинство его шуток — социальная критика; он много шутил про политику, общество и человеческую глупость.
Джервэйс стал звездой стендапа необычным образом: сначала он придумал и сделал сериал «Офис», а потом уже вышел на сцену в качестве популярного комика — обычно же всё происходит ровно наоборот. Если вам кажется, что политкорректность уничтожает юмор, Джервэйс — комик для вас. Он шутит над всеми: полными людьми, гомосексуалами и вообще кем угодно.
Комик-трансвестит, мастер абсурдистского и странного юмора и человек небывалой эрудиции. Выступления Иззарда лучше смотреть целиком: он идеально выстраивает драматургию своих концертов, постоянно возвращаясь к предыдущим шуткам, создавая сквозных персонажей и так далее. Шутит он при этом, например, про балет, Древний Египет и космическую программу.
Какие спешлы посмотреть на Netflix
Russell Peters: Notorious
Рассел Питерс — канадский индиец, сын иммигрантов. Он по большей части шутит про расы и этническую принадлежность: обыгрывает стереотипы, изображает акценты и рассказывает, как он путешествует по миру. При этом в юморе Питерса нет ни капли расизма: он шутит исключительно добро (и при этом довольно просто), а залы на его выступлениях обычно предельно мультикультурные: там сидят и американские азиаты, и американские арабы, и афроамериканцы, и белые — в общем, кто угодно.
Jimmy Carr: Funny Business
Карр — мастер уанлайнеров: он именно что рассказывает шутки, а не связные истории. При этом Карр — англичанин, так что он делает это с классической сухой британской подачей, с минимумом эмоций и театральными паузами.
Hannibal Buress: Live from Chicago
Флегматичный и апатичный афроамериканский комик со странным и немного абсурдным юмором — стиль Бёресса (известного среди прочего по роли в ситкоме Broad City) придётся по вкусу не каждому, но если он вам понравится, то понравится по-настоящему. Бёресс, как и большинство американских комиков, рассказывает истории из своей жизни и делается наблюдениями, но и наблюдения, и жизнь у него, мягко говоря, странные.
Aziz Ansari: Buried Alive
Азиз Ансари — звезда сериала «Парки и зоны отдыха», а также автор и исполнитель главной роли в сериале «Мастер не на все руки», где он, по сути, играет самого себя. Образ Ансари в стендапе похож на его актёрские работы: он отыгрывает немного наивного, но восторженного великовозрастного ребёнка, который будто только открывает для себя мир. Однако следить за этим очень смешно и интересно.
Iliza Shlesinger: Freezing Hot
Элайза Шлезингер — мастер комедии наблюдений. Наблюдает она, правда, в основном за отношениями, привычками и поведением женщин, но делает это невероятно смешно. Как любой хороший комик, Шлезингер не боится смеяться над собой. Она прекрасно шутит над всеми стереотипами, которые навязывает женщине современное общество, — от обязательного макияжа до планирования свадьбы.
Стендап – что это такое и как ему научиться: список тем и 7 основных приемов на сцене
Привет всем! С вами Людмила Редькина, и сегодня поговорим о комедии, шутках и веселье. Вам нравится смотреть комедийные программы? Я одно время “подсела” на них. Особенно мне понравился жанр стендап – это классное и увлекательное “путешествие” на злободневную тему. Сегодня говорим о том, что такое стендап, откуда он взялся, и какие приемы помогут вам освоить этот жанр.
История стендапа как жанра
Комедия – это древнейший вид искусства. Еще во времена Аристотеля она начала свое развитие. И не зря ей уделялось повышенное внимание. Ведь комедия высмеивает жизненные проблемы, показывает выход от неурядиц и невзгод.
В экспериментах с разными жанрами и работы с аудиторией постепенно зародился стендап. Как отдельное актерское действо он возник в Англии в 18 – 19-х веках. В те времена люди свободно сидели в залах, могли пить, курить, а на сцене стояла группа людей и веселила народ. В их программу входил номер с выступлением одного комика, который рассказывал смешную историю на интересующую всех тему.
Простыми словами стендап означает монолог, но не советского понимания. Рассказчик может выполнять на сцене все что угодно. Он и герой, и автор, и певец, и на дуде игрец – все в одном лице.
По-английски “стендап” – значит встать. То есть перед вами стоит актер и смешит вас. Но слишком продвинутые и профессиональные актеры не всегда стоят, они и лежать и ползать могут – надо же публику завести!
В 60-х годах в Америке этот жанр начал набирать немалые обороты. Это связано с появлением на сцене Ленни Брюса – известнейшего сатирика, сквернослова и хулигана. Этот жанр в принципе и отличается чрезмерной свободой, в словах особенно. Поэтому человек на сцене должен обладать ярко выраженной харизмой.
В России этот жанр начал приживаться в телевизионном формате, так как на видеозапись накладывается смех, делается монтаж. Многие известные актеры стали профессиональными стендаперами благодаря свободе жанра. Павел Воля, Руслан Белый, Александр Незлобин до сих пор являются фанатами российской публики.
Среди англоязычных представителей этого жанра нужно вспомнить хорошим словом Дилана Морана, Эдди Иззарда, Билли Кристала, Джима Керри.
Определение
Определение стендап-шоу простое – это обычное комедийное представление, только перед зрителями выступает один человек. Самым главным судьей и оценщиком этого выступления является зритель.
Стендап-комики очень внимательно оценивают реакцию публики: если в зале стоит хохот, то выступление удалось. Если бурных оваций и смеха нет, нужно еще трудиться над своими текстами. Кстати, тексты для стендапа может писать сам стендапер, а могут – специально нанятые люди. Есть даже практика, когда шутки присылают обычные жители нашей страны на электронную почту комика.
Где встречается
Стендаперы ценятся своим правдивым, иногда наглым, но искренним юмором. Нам кажется, что они говорят все, что придет в голову. Действительно, импровизация бывает, когда нужно как-то среагировать на незапланированные выкрики публики. Но в большинстве их фразы – это материал с четкой структурой, композицией фраз и концепцией. И им нельзя сильно отклоняться от темы.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
Это своего рода произведение литературы, которое дополняется едкими фразами и колкими шутками. Из-за того, что это произведение литературы, стендап может встречаться не только в телевизионной программе. Есть специальные издательства, где этот жанр используется, например, в журналистике. Посмотреть стендап вы можете дома на телевизоре или же на концерте известных актеров.
Список тем для стендапа
Четко ограниченного списка тем для стендапа нет. По крайней мере, их нет в прямом доступе, так как это интеллектуальная собственность, и вам никто не будет писать и преподносить на блюдце с голубой каемочкой.
Но если вдруг вы заинтересовались этой темой, у меня для вас припасено несколько советов, откуда брать список тем для стендапа.
Начните с жизненного опыта. Как говорят матерые стендаперы, наша жизнь не состоит только из цветочков и пряничков. В ней есть то, из чего можно сделать шутку. Итак, первое, на что вы обращаете внимание, это на жизненные неприятности, из которых можно выйти с улыбкой. Даже в оскорблении и агрессии вы можете найти что-то шуточное. Но не переборщите, на агрессию тоже нужно правильно реагировать.
На какие темы можно писать шутки? Да на всякие:
Как научиться стендапу
Искусство стендапа требует предварительной подготовки тех, кто хочет в нем развиваться. Вам предстоит не только подготовить шуточные фразы, но и развивать грамотную и красивую речь, чтобы не было “че” или “шо” вместо “что” и т. д. Этот жанр основывается на придуманных заранее и уже готовых стендап-шутках. Импровизации в нем практически нет. Учимся стендапу.
Правила stand up
Stand up состоит из определенной последовательности фраз для раскачки публики. Если нарушите эту последовательность, вы потеряете приз зрительских симпатий. Запомните, шутка в выступлении состоит из:
Используя эти два пункта, вы добьетесь взрывной реакции публики. В вашем выступлении должна сохраняться интрига. Какие еще есть правила стендапа:
Основные приемы
Смешно шутить – это искусство, ведь в наше время если вы “стендапите”, то уже почти в ногу идете с психотерапевтом. Ведь шутка на каком-то уровне лечит душу человека. Высмеивая весь негатив, человек меняет свое отношение к нему. Поэтому важно использовать разные приемы, чтобы научиться писать шутки для стендапа. Ниже основные из них.
Книги
Стендап для начинающих может показаться трудным жанром, но это не так. Нужно всего-то чувство юмора и опыт, чтобы научиться писать шутки. А чтобы вам было проще учиться, я дам вам подсказку – книги, в которых вы найдете все по этой теме, начиная от советов для чайников и заканчивая приемами профессионалов.
Курс Павла Воли
Научиться стендап-комедии поможет вам гуру этого жанра – Павел Воля. Это известный комик, стендапер, который заставляет смеяться даже самого требовательного и грустного зрителя. Павел Воля направляет свой курс “Юмор. Стендап 2.0” на развитие чувства юмора, раскрепощенности и наработку навыка публичных выступлений. А что еще вам нужно для старта?!
Проходя его вместе с гуру комедии, вы научитесь хорошо шутить, развивать умение высказывать свои мысли красиво, ясно мыслить, передавать свои эмоции, будете чувствовать себя уверенно и непринужденно.
А я могу немного помочь. Дарю вам промокод на скидку 25 %:
Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны. На нашем блоге, кстати, есть статья-обзор проекта, прочитайте:
Где посмотреть стендап
На YouTube есть множество выпусков с участием известных стендап-комиков. Вы можете уютным зимним вечером, завернувшись в плед с чашечкой чая, устроиться в кресле для просмотре смешного выступления стендапера.
Есть и другой вариант – посетить дворец культуры, кинотеатр или другую площадку, где будет это выступление вживую.
Заключение
Дорогие читатели, я постаралась раскрыть вам максимум секретов для составления своих шуток и поведения на сцене во время выступления в жанре “стендап”. От вас требуется наработка собственного опыта, если вы хотите развиваться и дальше в этом направлении.
Если вам понравилась информация, или у вас есть что сказать по теме, пишите в комментариях и делитесь ссылкой на статью со своими друзьями в соцсетях. А я прощаюсь до следующей статьи!
С Уважением, Людмила Редькина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».
Стендап — что это такое простыми словами.
Стендап — это общее название комедийных выступлений, где ведущий находится непосредственно перед аудиторией. Отсюда и пошло его название: “комик стендап” переводится с английского, как “стоячий комик”, что отражает формат шоу.
В чем заключается суть Стендапа?
Одним из ключевых моментов этого жанра является непосредственный контакт между зрителем и ведущим. Хотя формально выступление это монолог, иногда можно наблюдать своеобразный разговор ведущего со зрителями. Он обращается к залу, а тот отвечает ему смехом, но это требует высокого мастерства исполнителя. Со сцены в основном зачитывается набор шуток, связанных тематически, иногда используется музыка и реквизит. Главное не давать публике расслабляться и держать ее в напряжении.
Стендап. Тематика.
Тематика выступлений разнообразна, но доминирует жанр социального юмора. Визитная карточка стендапа — высмеивание рутинных моментов нашей жизни, комики помогают найти нам забавное, в том, с чем мы сталкиваемся каждый день.
Стендап очень популярен в США, но его корни ведут нас в далекое прошлое. Греки, еще задолго до нашей эры, выступали перед публикой в жанре “смелых высказываний”.
Стоит отметить, что большинство известных актеров комедийного жанра начинали свой путь именно как стендап комики. В каждой стране есть свои звезды стендапа, они занимают важную и большую нишу в развлекательном медийном пространстве.
Сейчас жанр продолжает развиваться. Если у вас есть талант, то вы можете продемонстрировать свои навыки стендапа на тематических вечерах в клубах, барах или просто перед друзьями. Так начинали многие великие комики.
Похожие записи
Локдаун — что это означает простыми словами, суть и сценарий.
Киберпонедельник — что это такое, когда, как и зачем проводят мероприятие.
Аниме — что это таке, суть, виды, характеристики и особенности жанра, стиля.
2 Comments
Традиция проводить такие выступления в маленьких барах или камерных аудиториях появилась неспроста. Свое начало она берет в том, что большинство стендаперов являются новичками, да и более опытным комикам сложно взаимодействовать сразу с большой аудиторией. Только некоторые известные по всему миру стендап-комики могут собирать целые концертные залы.
Стенда́п-комедия (стенда́п; англ. stand-up comedy) стендап комедия — свободный разговорный жанр, обычная комедия — более строгий заготовленный материал и его отыгрыш по сценарию.
Это чисто английский юмор. Например Бени Хил в своих выступлениях показывал нарушение английских традиций, пользование столовым приборами, нарушения учтивости, соблюдения этикета при беседе и так далее. Английский комик рефлексируя свои мысли также показывает их нарушения, необразованность вызывая смех у англичан.
В российском исполнении юморист также рефлексирует, но только на терминологическом уровне с отрицательным сравнением. Это юмор для пресытивших и скучающих.
Например, чукча поет свои песни тоже о том, что видит. Он согревает и мотивирует себя песней, так как выделяет и видит только положительные смыслы.
М. Задорнов в своих монологах даёт новые осмысления, которые обогащают ум. Выступления юмориста из стендаба сразу же забываются, так как это часто мираж негативного. Смысла в терминах нет, в них можно выделять только признаки, обнаруживая в них противоречия.
Настоящий стендап
Блог про стендап-комедию, комедию в целом, теорию юмора и про многое другое.
воскресенье, 8 апреля 2018 г.
Термины стендап-комедии
Комедийная эстрада фактически управлялась театром и существовала как закрытая система с «гос. монополией» на комедию на сцене. После распада СССР, комедийная эстрада отделилась от остальной эстрады (уже шоу-бизнеса) и создала свою закрытую сцену — «Аншлаг», «Кривое зеркало». Постсоветская юмористическая сцена пережила пик популярности и пришла в упадок к началу-середине нулевых на фоне старения юмористов, всё той же закрытости сцены и появления других открытых юмористических сцен, вроде КВН.
Так как эстрадная комедия в современной России осталась закрытой сценой, начали появляться новые открытые комедийные сцены. В середине нулевых интернет дал толчок к пониманию того, что такое англоязычная стендап-комедия. Сегодня стендап в России развивается как открытая и децентрализованная комедийная сцена со своими принципами и традициями.
Сетлист — «список битов для сета», который комик пишет на листке или у себя на руке для собственного напоминания. В 2013 году вышло шоу Пола Провензы «Set List: Stand-Up Without a Net», где комики выходили на сцену и начинали разгонять странные и нелепые темы или фразы, которые появлялись на экране. Формат шоу стал популярным и ныне проводится во всех комедийных клубах мира.
Роаст (Прожарка) — формат комедийного шоу, где роаст-комики и гости высмеивают и почитают гостя вечера.
Роаст-баттл — комедийное соревнование между комиками, в котором они подкалывают и высмеивают друг друга. Формат стал особенно популярным после одноименного шоу Джеффа Росса на Камеди Централ.
Мани-майк — технически открытый микрофон, где выступающие борются за денежный приз. Формат шоу придумали в России, по большей части из-за желания владельцев заведений иметь «удачный вечер», делая комедийное шоу, где все выступающие будут рассказывать свой лучший материал.
Платка — платное выступление комика.
Монолог — «авторское слово», речь, обычно обращённая к зрителям. Одна из самых сложных и длинных форм комедии в стендапе. Чисто монолог в стендапе используется редко, обычно это юмористический комментарий-проповедь-рант, который завершает бит. Через монолог комики часто высказывают серьёзное мнение.
На российской стендап-сцене «монолог» или «монол» чаще используется телевизионными комиками и означает один готовый «сет» для ТВ-проекта.
Stand up как искусство
Наверняка тебе хоть раз доводилось слышать стендап: на концерте, дома у телевизора или на работе в исполнении утомительного босса. Как бы там ни было, этот жанр предполагает единоличное выступление комика перед публикой, которая готова выслушать проблемы, мысли и наблюдения из жизни. На практике все гораздо проще: «свой в доску» человек рассказывает бытовые истории, не забывая при этом шутить. Но у стендапа, как и у любого жанра, есть свои законы и тонкости. И если ты давно хотел с ними познакомиться, но не знал, с чего начать, редакция Brodude искренне надеется, что эта статья станет первым звонком к решительным действиям.
Краткая историческая справка: жанр «стендап» зародился в Великобритании в XIX веке и в первоначальном виде был скорее разновидностью мьюзикла. Чуть позже, в 70-х, когда театральная цензура стала мягче, стендап стремительно набирал обороты. В последствии жанр стал основной формой юмористического соло-выступления, захватив умы многих известных личностей. К слову, в Америке одним из первопроходцев стендапа считается Марк Твен (да, именно тот гений, придумавший Тома Сойера).
Теперь, благодаря развитию телевидения, радио и интернета, каждый человек со смешным монологом может стать богатым и знаменитым. Например, мы бы никогда не узнали о существовании комедийного актера Зака Галифианакиса из «Мальчишника в Вегасе», если бы он не начал свой путь с сольных юмористических перфомансов. И как тут не вспомнить про умопомрачительный стендап Эдди Мерфи «Без купюр», записанный на кинопленку и выпущенный в прокат в 1987 году, или Джоржа Карлина – этого циничного и самобытного стендапера. Да, возможно, многие любители интеллигентного и высокого скажут, что в таком жанре слишком много ненормативной лексики и запрещенных тем. Но вот в чем соль – стендап дерзок и ошеломителен настолько, насколько это дозволено.
Юмор шагает в ногу со временем, и стоит признать, что на некоторые темы невозможно говорить тихо и без брани. Нет, это не означает, что там, где мат, всегда смешно. Псевдоюмористические шоу, устраиваемые в подвалах полуразрушенных домов, в которых нетрезвые «комики» выходят и поливают грязью зал, не имеют ничего общего со стендапом. Давайте вернемся к классическому представлению о юморе в этом жанре – минимум декораций и пафоса, максимум смысла и юмора. Эта особенная атмосфера актуальна и по сей день. Миллионы творческих людей во всем мире стремятся собирать полные концертные залы и демонстрировать свои уникальные юмористические навыки. Но вот в чем подвох: большая конкуренция формирует что-то вроде естественного отбора. Если ты действительно смешной — дорога открыта. И это безумно сложно – проработать свой образ от и до, регулярно писать смешной текст, проверять его на разных типах аудитории и не забывать про саморазвитие. По сути, стендапер – не просто парень со двора с набором анекдотов, это настоящий философ, способный донести свою мысль ясно, емко и смешно.
Стендапер – артист оригинального жанра, потому что его выступление может быть настолько смешным, насколько он сам этого хочет. И даже у самых талантливых актеров не всегда получается погрузить в свои фантазии искушенного зрителя, заставить верить, что он говорит смешно и интересно.
История развития столь популярного жанра весьма специфична, когда речь идет о нашей стране. Подобие стендапа зародилось в советском союзе, но, опять же, многие монологи жестко упразднялись цензурой, а недостатки текстовой составляющей восполнялись актерской игрой. Нельзя упустить из виду вклад в развитие отечественного юмора монологов Геннадия Хазанова, Аркадия Райкина и Сергея Дроботенко (последний, скорее, внес отрицательный вклад). Как бы там ни было, сейчас на центральном телевидении можно наблюдать множество юмористических шоу, в которых стендап в классическом формате является неотъемлемой частью. И это здорово – русской душе всегда есть о чем порассуждать, поплакать и посмеяться.
Существует несколько разновидностей стендапа: цельный монолог, уанлайн («в одну строку» – набор из коротких шуток), импровизация или оригинальный подход (музыкальный или визуальный стендап). У каждой из них, безусловно, свои плюсы. Но, начиная заниматься этим непростым жанром, ты наверняка почувствуешь, что тебе ближе и что получается лучше.
Прежде чем ты решишься впервые выйти на сцену перед живой публикой, ты просто обязан быть теоретически готов. Есть множество полезной литературы о том, как писать монологи, что стоит говорить, а что – категорически нет. Смотри выступления других комиков – молодых, старых, зарубежных, отечественных… Не важно! Главное, ты отметишь для себя какие-то черты фирменного стиля и поведения на сцене. Но не пытайся воровать шутки, чувак. Стендап – жанр, в котором очень сложно повторить чью-то шутку так, чтобы она звучала как твоя. Зритель всегда умнее, он чувствует, когда его обманывают. И, конечно, не любит этого. Случается и такое, что публика не готова воспринимать тебя, буквально кричит непристойные вещи, будь к этому готов. Юмор – дело интимное, иногда он просто не подходит конкретной ситуации, тому или иному залу.
Невозможно стать высококлассным юмористом с первого же выступления. Стендап – постоянная работа над собой. Начни проверять шутки на друзьях, постепенно расширяя и меняя аудиторию. Внимательно анализируй реакцию, отмечай наиболее успешные моменты выступления и изменяй то, что не удалось подать смешно. Опыт – залог успеха. Чем чаще ты выступаешь, тем больше вероятность творческого роста. Но вот особенность: не нужно выступать только ради того, чтобы выступить, для галочки. Каждый раз, выходя к микрофону, ты должен держать в голове цельное выступление, в котором уверен. Выступление должно тебе нравиться, иначе оно обречено на провал. И пусть не все шутки получат ту реакцию, которую хотелось бы слышать, — ты хотя бы будешь знать, над чем работать. Записывай выступления на видео и не стесняйся общаться со зрителем в неформальной обстановке после шоу. Задай себе определенную планку юмора и старайся постоянно ее повышать. Обсуждай с другими комиками какие-то идеи и мысли, проводи «разбор полетов», делись опытом. Только после многоуровневой редактуры подобного рода ты будешь готов к телевизионной съемке и свету софитов.
Слава и популярность не придут сразу. Любой настоящий стендапер скажет тебе, что первое время ты не будешь получать даже денег за свои юмористические труды. Но работа ради опыта и работа за еду – тоже работа. Вполне возможно, что именно ты – будущее российской и мировой юмористической сцены, и тебя ждет длинноногая блондинка в розовом кадиллаке. Все это приходит со временем (как и в любом деле), так что запасись терпением и нервами. Даже если тебе не суждено стать звездой с телеэкрана, опыт выступлений поможет в общении с людьми, даст много полезных знакомств и приятных воспоминаний.