что значит стерео звук на колонке
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Что такое стерео?
Что такое стерео?
Мы все слышали термин стерео, но что это такое? Что позволяет слушать музыку в стерео, объединяя два канала вместе и создавая звуковую сцену. Однако, когда у вас есть только один динамик, вы будете слушать в моно.
Левчук Александр Николаевич ©
Что такое стерео?
Стерефонический звук, также известный как «стерео звук», является термином для создания звука. В случае стерео, это относится к двум направлениям, которые обычно называются «правыми» и «левыми».
Стерео означает, что вместо всего звука со всех треков в записи, воспроизводимой одновременно из одного источника, источник делится на два сигнала. Во время записи дорожки могут быть отрегулированы так, чтобы определенные треки воспроизводились только из одного или из двух источников, или обоих, или в любой комбинации источников, включая воспроизведение одного и того же трека на разных уровнях громкости через каждый канал («источник»). Основной целью стерео-записи является создание высокой точности, реалистичной звуковой сцены, которую нужно прослушивать с помощью высокого качества техники.
звуковая_сцена
Разница заключается в количестве используемых каналов (сигналов). Моно использует один, стерео использует более одного.
В монофоническом звуке используется один единственный канал. Его можно воспроизвести через несколько динамиков, но все динамики все еще воспроизводят одну и ту же копию сигнала.
В стереофоническом звуке используются больше каналов (обычно два). Вы можете использовать два разных канала и сделать один канал одним динамиком (акустикой), а второй канал — вторым громкоговорителем (который является наиболее распространенной стереофонической настройкой). Это используется для создания направленности, перспективы, пространства, сцены.
Ниже приведен пример использования двух колонок.
моно сигнал
Стерео
стерео
С технической точки зрения, истинное стерео означает звукозапись и воспроизведение звука, которое использует стереографическую проекцию для кодирования относительных положений объектов и записанных событий- звуковая сцена.
В общей стереофонической настройке двух каналов: влево и вправо, один канал отправляется на левый громкоговоритель, а другой канал отправляется в правый громкоговоритель. Теперь, контролируя, на какой канал вы посылаете сигнал, вы можете управлять положением звука. Вы услышите звуки, исходящие из разных направлений, в зависимости от того, на какой громкоговоритель вы посылаете сигнал, или в какой пропорции (вы можете отправить чуть больше на правую акустику, и звук будет расположен чуть правее). Звуки с равными пропорциями на обоих громкоговорителях будут поступать из центра.
Другими словами, стерео открывает уникальную возможность воспроизведения со звуковой локализацией.
Хотя мы используем термин «стерео» для обозначения многих вещей (например, стерео-картинка), на самом деле стерео относится к способу создания и прослушивания музыки. Для стереофонических сигналов требуется 2 динамика или 2 шт. акустики или наушники, чтобы воспроизводить их правильно, а для сигналов моно нужен только один динамик.
Когда было изобретено стерео?
Стерео было изобретено в 1930-х годах, но не получило широкого распространения аж до 1960-х годов.
Фонокорректор №6
До этого все слушали в моно (один). Стерео — это действительно простой термин, но на самом деле он скрывает довольно много технического материала, чтобы оно работало хорошо.
Как сделать стерео звук?
По сути, стерео запись позволяет вам создавать 3D-виртуальную звуковую сцену в вашей комнате с двумя динамиками. Под 3D я имею в виду, хорошие колонки + хорошая не дешевая техника, на которых вы можете слышать певцов, или звуковые инструменты, расположенные вокруг динамиков, горизонтально и вертикально, и даже спереди или сзади.
Впрочем, большинство современных дешевых акустических систем просто представляют плоскую звуковую сцену (инструменты и вокал расположены горизонтально между динамиками), и это считается нормально, но если у вас есть хорошая акустика + хороший источник (внешний ЦАП) + хороший усилитель вы получаете превосходного качества звуковую сцену, вы начнете слышать полную 3D сцену.
Если есть только один динамик, то стереосигналы могут быть легко преобразованы в моно, чтобы воспроизводить их идеально, но без каких-либо особых аспектов позиционирования. И наоборот, если вы поместите монофонический сигнал в 2 динамика, то вы не получите стереосигнал, а только монофонический сигнал, но в два раза громче!
Эта трехмерная звуковая сцена выполняется в процессе записи, когда записывают музыку с информацией о уровне и фазе, а также записывая или добавляя реверберацию, чтобы дать ощущение глубины. Результаты сильно отличаются, но оркестровая работа регулярно записывается в стерео, с большим реализмом.
усилитель для наушников
Всё сделано в стерео?
Люди слушают моно в основном. Это связано с тем, что нам сложно слушать набор стереодинамиков, акустики на ходу — стерео работает только если вы сидите и слушаете акустику или динамики с каждой стороны. Таким образом, большая часть музыки, которая играет в отелях, супермаркетах, телефонах, док-станциях, телевизорах, радио и т. д., преобразуется в/или фактически играет в моно.
Можете ли вы получить стереозвук из одного динамика?
На самом деле, нет. Есть довольно много динамиков в одной акустике, слушая которые вы думаете, что вы слушаете стерео, и могут действительно иметь в себе 2, 3, 4 динамика, но это не делает её стереосистемой! Как правило, хорошее моно звучит лучше, чем плохое стерео.
Акустика Амфитон 25АС — 207
Чтобы создать стерео звуковую сцену, вам нужно услышать разные сигналы в каждом из двух ушей. Для этого вам требуется смесь прямого звука от динамика, и амплитуда, когерентный отраженный звук от стен комнаты, полов, потолка и т. д. Это может произойти только в том случае, если расстояние между громкоговорителями составляет, то же расстояние, что и динамики, акустика.
Поэтому, если вы находитесь на некотором расстоянии, то и динамики (акустика) должны быть примерно на некотором расстоянии друг от друга. Компьютерные колонки к примеру, должны быть примерно на 50-60 см друг от друга и так далее.
Bluetooth стерео
Недавно чипы Bluetooth позволили производителям предложить стерео Bluetooth (CSR True Stereo) APTX. Теперь их устанавливают не только на наушниках.
Bluetooth стерео хорошо работает для случайного прослушивания или для новичков, и не соответствует качественным звуковым стандартам Hi-Fi. Это связано с тем, что Bluetooth не может отправлять данные на два динамика одновременно, поэтому он отправляет данные одному громкоговорителю, которые затем повторно передает его на другой. Сетевой эффект заключается в том, что между звуком, идущим слева и справа, происходит задержка. Несмотря на небольшую задержку, эта задержка может повредить звуковой сцене, поэтому вы не получите лучшую визуализацию.
Поскольку у нас есть два уха, на противоположных сторонах нашей головы, мы слышим звук из двух направлений. Чтобы записать этот стереозвук, используются два микрофона (по крайней мере). Фактически, лучшая теоретическая позиция для этих двух микрофонов находится на расстоянии 180 градусов друг от друга — точно так же, как наши уши.
Plantronics 505 наушники
В ситуации, когда, скажем, играет группа, звук будет поступать из разных направлений, поэтому можно использовать несколько микрофонов, а положение в микшировании — панорамирование можно перемещать с помощью записывающего стола. Когда вы слушаете что-то в стерео с наушниками, вы можете себе представить, где играет пианист, внутри вашей головы.
С моно, нет ничего сложного. Звук в каждом ухе идентичен. Его можно записать всего одним микрофоном.
Идея возникла, когда кто-то прослушал записи, которые были сделаны с микрофоном в разных местах, и он понял, что два микрофона будут «слышать» два разных микса.
Лучший способ проверить, является ли запись стереофоническим, — это слышать аплодисменты. Это очень очевидно, моно или стерео.
Окружающий звук в кино продолжает эту идею. В основном он использует задержку, чтобы заставить звук появляться издалека, но он достигнут с использованием 7 различных положений для микрофонов и более, которые усиливаются с 7 различными усилителями и динамиками, установленными по комнате.
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: anl555@bk.ru
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/id104002989 или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники, FK
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт
Моно и стерео — что это такое и отличия
Такие слова, как моно или стерео присутствуют в нашей жизни постоянно. Звуки и музыкальное сопровождение – то, что окружает людей, делает их мир ярче и интереснее. Человеческое ухо получило способность к распознаванию качества звучания до того как появились различные дополнительные эффекты, объем. Для того чтобы лучше понимать, что же собой представляют моно и стерео в музыке и звуковой сфере в целом, нужно провести сравнение каждого элемента. Также потребуется дать определение понятиям. Известно, что еще в самом начале развития звукозаписи, когда не существовало компьютерных технологий и цифровых возможностей, специальной аппаратуры, магнитных лент и знаний по обработке звуковых дорожек, работать со стереозвуком было вполне реально. Достаточно длительное время подобные способы обработки были подобием экспериментов и только в конце ХХ века они стали частью полноценной работы с музыкальной и звуковой составляющей в различных направлениях человеческой деятельности.
Определение понятий
Обще понятие для моно (монофонии) – одноканальная запись звука. Восприятие его человеческим ухом в одиночном потоке.
Стерео (стереофония)запись звукового потока и его последующее восприятие производится с помощью двух и более каналов.
Сравнение
Для того чтобы понять разницу межу двумя этими понятиями, необходимо провести детальное сравнение. Знать это нужно не только профессионалам, но и обычным потребителям звуковой или музыкальной аппаратуры. В первую очередь отличия имеются в пространственном отношении. Моно поток не дает возможности определить пространственное положение источника звука, то есть понять, откуда он исходит. В случае со стерео можно определить направление или источник звучания. Такой эффект связан с особенностями строения человеческого уха. Известно, что уши не могут воспринимать звук одновременно справа и слева.
Если источник звука будет располагаться справа, то первым его воспримет и зафиксирует именно правое ухо и только потом левое. Изменится для него не только время восприятия, но даже частота звучания. Затем полученную информацию начнет воспринимать и обрабатывать мозг. После этого человек сможет на слух определить источник звука.
В случае с записью звуковой дорожки на моно формате он будет воспроизводиться на одном динамике. На восприятие его человеческим ухом не влияет пространственное положение слушателя относительно источника этого звука. Нужно учитывать, что подключить можно и несколько колонок одновременно, но особенностью моно будет тот факт, что каждая будет транслировать звук одинаково. Стереозвук имеет несколько потоков, поэтому записывается при помощи двух микрофонов, получается 2 и более дорожки. Происходит также разделение по каналам на уровне частот, инструментов, голоса,. Можно различить разнообразие шумовых и звуковых эффектов. Пример для понимания различий межу форматами: при моно звучании шум от дороги идет параллельно разговору, что мешает восприятию речи и заставляет прислушиваться, если же используется стерео, то шум движения машин будет фоновым и не помешает разговору и его восприятию.
Для воспроизведения стереозвука и его преимуществ требуется не менее двух колонок, а для достижения оптимального эффекта сам человек должен находиться в центре. Объемность звучания достигается путем увеличения числа колонок (источников звука). В этом случае мозг будет воспринимать их как несколько справа и слева, что и придаст общему звучанию объемности.
Для получения качественного трехмерного эффекта (объема) и реальной звуковой картины,(важно во время просмотра видео, фильма, записи концертного выступления), необходимо следить за тем, чтобы звук дополнительно еще и разделялся на несколько потоков по вертикали.
Моно звук в современном мире используется редко. В большинстве случаев его применяют в работе профессионалы для решения поставленных перед ними задач. Считается, что моно формат звучания объективнее в отношении источника звука, когда требуется определить именно его источник. Формат стерео используется в том случае, когда необходимо определиться в отношении целостной звуковой картины.
Выводы
Моно представляет собой одноканальную запись звука, стерео же является двухканальной.
Для воспроизведения моно звучания достаточно одной колонки или динамика, для стерео потребуется два источника звука, которые нужно поставить справа и слева. Стерео формат позволяет определять, где звук располагается в пространстве и дает звуковую картинку, максимально приближенную к реальности.
Акустические системы: инструкция по выбору
«Стерео или многоканальность?» Именно так звучит сегодня основной вопрос при выборе акустики. И если многоканальность, то какая? Усечённая 4.0 (без сабвуфера) или редкая 4.1, типичная 5.1 или замороченная 6.1–7.1? А если стерео, то классическое 2.0 или трифоническое 2.1?
Увы, однозначно корректного ответа на сакраментальный вопрос «А что лучше?» не существует – всё зависит от личных предпочтений и от решаемых задач. Ну и, конечно, от бюджета.
В чём же разница между вышеупомянутым приятным звучанием и пресловутым высокодостоверным? Последнее, то бишь Hi-Fi, если закрыть глаза, мало отличимо от живого звука. В случае же просто приятного звучания любой слушатель с ходу определит, что, выражаясь фразой из старого анекдота про Леонида Ильича, «играет пластинка, кх-х-х, пластинка, кх-х-х, пластинка». Но играет качественно, и это главное.
Однако у многоканальной аппаратуры есть один недостаток, и выливается он в проблему с расстановкой колонок и проводкой тыловых кабелей (за исключением колонок, подключаемых по радиоканалу) в ограниченном пространстве. Поэтому если жизненное пространство вас стесняет или просто нет времени вникать во все тонкости расстановки, добро пожаловать в мир старого доброго стерео. Там уютно и укромно. Так что спорить, что лучше, стерео или «многоканал», абсолютно бессмысленно. «Лучше» – понятие относительное. Я бы даже сказал, индивидуальное. Тем не менее, следует признать, что перспектива за «многоканалом», даже если вся коллекция дисков до сих пор в стерео. Скажу откровенно, на правильной акустике лично мне нравится слушать стерео, но при условии, что запись сделана и сведена безукоризненно. А таковых дисков гораздо меньше, чем хотелось бы. Про «пиратскую» продукцию я и не говорю: тут мало что остаётся от исходных фирменных треков. Как правило, сграбленные песенки задирают по среднеквадратичному уровню, что даёт более яркое и громкое звучание на дешёвой аппаратуре, но приводит к сильнейшему клиппингу, который на хорошей аппаратуре «вылазит», подобно песочку на зубах. Не слушайте тех, кто утверждает, мол, при копировании в цифре оригинал полностью сохраняется. Ерунда! И дело тут вовсе не в джиттере (случайном коверкании отдельных нулей и единичек в цифровом потоке при искажении формы сигнала).
На мгновение отвлекусь, рассказав «чудесную» историю. Недавно легально скачал, честно заплатив денежки и выбрав достаточно высокий битрейт, некий Мр3-трек с одного официального сайта. Каково же было мое удивление, когда в полученном файле я обнаружил злосчастный клиппинг, причём удручающе неприятный… Всё. Больше я Мр3 покупать не буду. Ни разу ещё мне не попадалось приемлемого по качеству (даже с учетом сжатия) звука, в том числе, на дисках. А ведь существуют вполне нормальные Мр3 (в частности, на www.telarc.com), которые ещё и предлагаются бесплатно – чисто для ознакомления, конечно.
Как ни грустно признать, но любая, даже самая солидная фирма (за исключением разве что B&W – Ролл-Ройса в мире акустики) порой выпускает неудачные модели, и чаще всего – в бюджетной нише. Тут уж ничего не попишешь – таковы суровые реалии технологической гонки, подстегиваемой нещадной конкурентной борьбой. |
Стереоподзвучка
Когда-то компьютерные миниколонки делались пассивными, благо, в саундкартах имелся символический усилитель мощности. Те времена канули в лету. Теперь любая полубутафорская колоночка – активная и норовит что-то там усилить и озвучить, хотя её назначение – элементарная «подзвучка», и не более того. Стерео, как правило, получается натянутым, поскольку взаимопроникновение каналов в усилении никто толком никогда не измерял. На эту удочку могут попасться крайне экономные покупатели.
Мал золотник, да дорог (>50$)
Портативная акустика
Разновидность подзвучки, но уже с серьёзными функциональными намерениями. Характерное отличие данных акустических систем – малый размер и наличие питания от батарей. На российском рынке сия ниша представлена продукцией Creative, например, модель Travel Sound. Рекомендуется путешествующим владельцам ноутбуков (особенно суперлёгких) и Мр3-плееров. Когда производитель ноутбука, раздувая щеки, заявляет, что встроил сабвуфер объёмом 50 куб. см, то ему остаётся только посочувствовать. Природу не обманешь! Портативная акустика позволяет реально исправить ситуацию, однако презентацию с её помощью лучше не делать.
Ждать большой мощности в портативной акустике неоткуда. Тем не менее, уже можно с удовольствием смотреть DVD-фильмы. По крайней мере, озвучивание будет адекватным, голоса зазвучат узнаваемо, а множество звуков не уйдёт в тень или (зависит от частоты) не забьёт передний план.
Creative Travel Sound 500
Заправилы акустической моды вроде JBL не чураются делать портативные активные колонки, причём довольно оригинальные. Например, с раздвижным корпусом для усиления басовитости.
Полноценные активные стереопары
Оптимальная Solo1 mk2
Так что если лично вам важны нюансы стереоэффектов, то обращайте внимание на строгую синфазность правой и левой колонок. Напомню, запаздывание излученной звуковой волны во времени зависит от частоты и, хотя составляет порой миллисекунды, является важным фактором для формирования глубины и панорамы стерео. Для проверки сфазированности на слух существуют специальные тестовые диски, например, Аудио Доктор, выпущенный журналом Salon Audio Video в мартовском номере 2005 года.
Несколько получше по фазировке обстоят дела у Sven 332 (если бы не суховатый бас, быть ей лидером). Вообще, удачная получилась модель – звонкая на верхах и быстрая на низах. Вдобавок довольно чистые средние частоты и гармоничный внешний вид. Единственное неудобство – большой (по меркам настольной акустики) рост, поэтому лучше размещать колонки на отдельных полках-подставках.
Несмотря на кажущуюся простоту классической стереопары, многие фирмы в спешке ломают об неё зубы. Например, гонятся за мощностью в ущерб звучанию или, накрутив цену, наводят внешний лоск, позабыв о звуке как таковом. Случается, что проштрафившуюся модель улучшают на ходу; как следствие, в продаже может оказаться одновременно несколько модификаций, причём внешне похожих, как две капли воды. Так или иначе, выпускается множество моделей-середнячков, коих потребителям, предъявляющим к звуку повышенные требования, следует избегать. Но середнячки вполне способны удовлетворить негурманов звука
Не бойтесь компаний-новичков, ведь на старте они вынуждены выпускать действительно конкурентноспособные модели. Например, AVE-50 – звонко басовитая парочка с двумя микрофонными входами, выдерживающими подключение электрогитары. Но не забывайте принцип «доверяй, но проверяй», который ещё никто не отменял. Так, не советую брать AVE-60 и AVE-70 первой модификации без индивидуального прослушивания.
Если для вас важно дистанционное управление, причём за смешные деньги, то выбирайте между MicroLab Pro2 (осторожно – маркая ткань гриля) и темнокожим «молочным братом» – моделью Dialog серии «блюз». Звучание у них очень схожее, с зернистыми грубоватыми «верхушками» (обнаруживает чуткий слух). Очевидно, весь бюджет съело инфракрасное управление. Удалось ли избежать вышеупомянутых подводных камней в нетривиальной модели Dialog W3200 «собственной» разработки, не знаю.
«Блюзовый» Dialog: найдите три отличия
Совсем иное дело с фазировкой у JetBalance 381 (чудес не бывает, эта модель уже из другой ценовой категории – > 110 уе). Плюс роскошный бас и практически идеальные средние частоты. Регулировки выведены на лицевую панель одной из колонок. Правда, недостатки тоже имеются: система ловит импульсы напряжения в электросети (желателен хороший фильтр-пилот с заземлением нейтрали), вдобавок фактически отсутствует запас по увеличению ВЧ-тембра (обидно! у многих людей слух требует подъёма на высоких частотах).
JetBalance JB-381 (2 модификации) – наиболее «звучная» и элегантная стереопара на сегодняшний день
Об ещё одной продвинутой модели JetBalance – JB362 – распространяться не буду, так как буквально на днях ей был посвящен отдельный обзор (см. обзор «Классика жанра. Обзор стереопары JetBalance JB-362»).
Очень прилично и мощно звучит Defender модели «полтинник», судьбоносная модификация которой вот-вот должна появится в продаже. Вынужден предупредить: это самая объемно-габаритная стереопара в стане мультимедиа из числа полочных. На удивление по «хай-файному» сбалансированное звучание у неказистого внешне (стиль ретро) «сороковника», но эту модель, по слухам, скоро снимут с производства.
Лучший звук 2003 года
К сожалению, не получила (пока?) развития интереснейшая модель Defender Volcano-1 (см. обзор «Hi-Fi акустика Volcano от Defender: подробности и размышления»). Кажется, вершины «хай-фай» оказались слишком тяжелы для покорения, в том числе, массовым покупателем.