что значит сублимация в философии фрейда

СУБЛИМАЦИЯ — что это в психологии. Примеры из жизни

Термин «сублимация» первоначально начали использовать в физике для определения перехода вещества их твердого в газообразное состояние, минуя этап жидкости, и наоборот.

С возникновением учений основателя психоанализа и психиатра Зигмунда Фрейда понятие сублимация приобрело иное, сугубо психологическое значение. Тут принимается понятие переходов разных типов психической энергии.

Рассмотрим, что такое сублимация в психологии, и, как она у человека проявляется.

Энергия, которую ты выплёскиваешь на окружающих — это энергия, которую ты от них же получишь в ответ. Поэтому я всегда остаюсь собой: прыгаю, танцую, пою, поднимаю всем настроение.

Описание понятия сублимация

Фрейду было ясно одно: у каждого индивидуума периодически наблюдаются отклонения разного рода влечений, в том числе и сексуальных, от их первоначальных стремлений. Притом такая энергия быстро перенаправляется в творческую стезю и прекрасно реализуется. Первоначально идеи сублимации высказывал Фридрих Ницше, но Фрейд разработал эту теорию в своем ключе, обратив ее в идеи психоанализа.

Перенаправление может осуществляться и не только в творческом течении мысли и дела, а также в социально приемлемом плане: волонтерство, конструктивизм, альтруизм. Эта «защита» оценивалась Фрейдом, как весьма положительный аспект деятельности личности.

Сублимация – в любом случае снятие внутреннего напряжения. Этот термин научились положительно характеризовать и современные психологи и психиатры. Сублимация, по их мнению, не что иное, как конструктивная и весьма продуктивная деятельность, направленная только на достижение положительного и желаемого результата, духовное равновесие полноценного человека.

Определение данной структуры

Сублимация – неотъемлемая часть психоанализа в психологии. Понятие связано с перенаправлением нерасходуемой энергии в другое русло, что влечет более продуктивный тип мышления и анализа своих же действий.

После процесса сублимации личность избавляется от конфликтного состояния, а в ином случае ищет пути от избавления от негатива и решает проблемные вопросы в положительном плане.

В современности сублимация рассматривается в более широком понимании – как перенаправление общего количества импульсов психической энергии, не привязанных к тому или иному типу мышления, восприятия, понимания.

Методология понятия

Каждый психолог может определить общий смысл сублимации как защиту перенапряженной психики от краха и перенаправление накопившейся энергии в другое русло. Так рождаются великие ученые и деятели искусства. Не умирает при этом и журналистика, когда масса мыслей и идей воплощаются в самобытных текстах, переносимых на странички известных изданий.

Но не все порывы выражаются в положительном плане. Есть и преступные намерения, переходящие в кризис и деструктивизм. Примеров такой сублимации масса.

Вот некоторые их них:

По Фрейду такие состояния — не что иное, как нормальное явление. Но в современном мире имеют место иные разновидности сублимации. Это пространственное понятие, включающее в себя ряд факторов, направленных на разгрузку от стресса или избавления от депрессии.

Сублимация по Фрейду

Ученый разработал свою теорию в 1900 году. Концепция заключалась, по сути, в трансформации процессов сексуального влечения на социально значимые проекты. К слову, именно Фрейд ассоциировал сублимацию с сугубо либидными понятиями и энергией, образовавшейся в связи с не востребованностью индивидуума в сексе.

Фрейду были чужды нормальные проявления творческой деятельности. Он полагал, что картины или музыкальные произведения, научные изыскания, нашедшие свои воплощения в выражениях автора, не что иное, как нереализованная сексуальная энергия.

Эротизм по Фрейду – излишество, которое нужно воплотить в жизнь в социальном, либо культурном плане и это диктуют общественные устои.

В современном мире сублимация в психологии получила более широкое значение, нежели по Фрейду и стало более осмысленным и плодотворным.

Сублимация и культурные воплощения энергии

Технологию воплощения самой теории сублимации Фрейд воплотить не смог. Он усугубился в свой психоанализ и все, к чему приводит экономия сексуальной энергии. До сих пор независимые ученые не могут разгадать, как по Фрейду сексуальная энергия трансформируется в силу движения эмоций творческой направленности и собственно в те или иные прерогативы.

Фрейд был уверен: сублимацией хоть один раз в жизни занимается каждый уважающий себя человек, даже творчески не одаренный.

Нас всегда переполняет желание что-то делать, не говоря уже о весеннем преображении и возрождении мыслей в апреле-мае. В такое время художники и ученые начинают творить более интенсивно. Создаются самые передовые идеи и шедевры художественного мастерства.

Все это и есть сублимация невостребованной сексуальной энергии, которая была воплощена в более продуктивные материи. Еще один не менее важный процесс сублимации – сновидения. Когда личность самовыражается в таком плане, результаты ее деятельности более продуктивны и наглядны, чем когда человек не трансформирует остатки энергии в той или иной мере.

Увидели красивый, яркий, цветной сон? Это уже можно считать творческим воплощением своих мыслей и размышлений. По Фрейду – такие качества незаменимы и соразмерны лишь с великими открытиями. В итоге, результат сублимаций – любая работа в созидательном плане.

В практике, и в том числе современников, чтобы создать действительно передовые работы культурного или научного склада, стоит отказаться от секса. Впрочем, теория Фрейда в этом плане не всегда подтверждается, поскольку художник или мыслитель, удовлетворенный в сексуальном плане, начинают творить по-новому, с применением передовых подходов и практик.

Сублимация: Примеры из жизни

Человек получил негативные эмоции в результате того, что его незаслуженно обидели. Он не применяет физическую силу в отношении мотиватора, а просто идет в спортивный зал и усиленно тренируется.

Еще один вариант – личность, всесторонне образованная, и не желающая отыгрываться на обидчике, просто рисует шедевр в виде картины маслом или акварелью. Такие примеры есть повсеместно. Особенно это явно, когда в роли сублиматора выступает творческий человек, способный «разгрузиться» за счет культурного выражения.

В ином случае сублимация не что иное, как перевоплощение сумасшедшей энергии, накопившейся за несколько месяцев, в реальные события. К примеру, человек долго не занимался сексом, и у него накопилось довольно много нереализованных единиц энергии. Он идет в бар и напивается. Но это не дает ему полного воплощения своих идей и интеллектуальных воззрений. Тогда он просто рисует или танцует.

Заключение

Сублимация – не что иное, как воплощение нереализованной энергии индивидуума в творчестве или порывах воплощения себя в актерстве, трудовой деятельности.

Сублимация не может центрироваться в одном контексте. Человек реализует неиспользуемую сексуальную энергию в спорте, музыке, живописи, науке.

Этому нас учил Зигмунд Фрейд, но современные теоретики психологии склонны соотносить данный ряд с простым воплощением невостребованной энергии.

Источник

Проблема сублимации в психоанализе

Проблема сублимации в психоанализе

Понятие сублимации чаще всего употребляется вместе с такими понятиями как «деструктивные импульсы» и «творчество». Их связь носит принципиальный характер и именно она определяет важность понятия «сублимация» в современном мире.
Дело в том, что, несмотря на окультуривание человечества, проблема деструктивных проявлений, как на индивидуальном уровне, так и на уровне больших групп по-прежнему актуальна. Рост преступности во многих странах, незатихающие региональные и межэтнические конфликты указывают на то, что человек и человечество не в полной мере научились цивилизованным способам решения проблем. В то же время, как универсальный механизм трансформации психической энергии, именно сублимация способна помочь людям превращать агрессивные, деструктивные импульсы в творческую деятельность. Решение этой проблемы, однако требует, эмпирических исследований и совместных усилий специалистов разных наук. Осознание ее актуальности побудило меня выбрать «Проблему сублимации в психоанализе в качестве темы работы.
Объект исследования – феномен сублимации.
Предмет исследования – подходы к анализу сублимации в психоанализе.

Реферат состоит из 3 частей – Фрейд о феномене сублимации, проблема сублимации в пост- и неофрейдизме, сублимация и творчество.

Фрейд о сублимации

В «Толковании сновидений» (1900) Фрейд рассматривал сублимацию как феномен, при котором БСЗ желания налагают гнет на последующие стремления, которым они должны подчиниться, однако, могут стараться отклонить его и направить на более высокие цели. Благодаря отклонению сексуальных сил влечений от сексуальных целей высвобождаются мощные компоненты для всех видов культурной деятельности, что и составляет процесс сублимации. Фрейд также говорил о пластичности компонентов сексуального чувства, которые отличаются способностью к замене сексуальной цели другой более отдаленной и ценной в социальном отношении. По Фрейду творчество представляет осознанные действия, корни которых в БСЗ, следовательно, служит вынужденной защитой от неврозов, а не свободной деятельностью… градация творчества происходит не по его направленности и степени креативности, а по тому, результатом «сублимации» какой патологии его виды служат (оральная, анальная стадия). Критерий – положительная социальная оценка. В «Введении в нарциссизм» Фрейд писал, что влечение устремляется к новой цели — далекой от непосредственного сексуального удовлетворения. Культурные запросы служат предпосылкой к образованию неврозов, вызывая отстраненность от действительности (интровертированность), однако большее вытеснение не означает больший выигрыш в культурном плане. Пластичность сексуальных компонентов, которая приводит к искушению возможного культурного эффекта интенсивной сублимации. В «Лекциях по введению в психоанализ» Фрейд писал, что художник интровертен, ему недалеко до невроза, и единственный путь –искусство (перенос влечений на желанные образы фантазии, откуда мог бы открываться путь к неврозу). В «О клиническом психоанализе» Фрейд писал, что царство фантазии существует для всех, но именно художник имеет более широкие возможности насладиться им.

Творчество и сублимация

В парадигме фрейдовского психоанализа творчество а) имеет субъектом патологического индивида, близкого к неврозу; б) представляет осознанные действия, корни которых бессознательны, обусловлены случайной фиксацией энергии либидо на одной из стадий развития, в связи с чем творчество служит вынужденной защитой от неврозов, а не свободной деятельностью; в) удел немногих «художников», в силу чего «элитарно» и служит повседневной реальности; г) градация творчества происходит не по направленности и степени креативности, а по тому, результатом «сублимации» какой патологии служат его виды, д) ресурсы и импульсы для него личность находит в противостоянии БСЗ сексуальных и агрессивных влечений культуре и сопутствующим ей социальным и моральным запретам, в перенаправлении гипотетической энергии либидо, что делает сексуальность доминирующей в природе человека; е) наряду с новизной критерием служит положительная социальная оценка.
Неофрейдисты расширили фрейдовское представление о сублимации, уйдя от теории, что сублимативные способности имеют только творческие личности. В классическом психоанализе конечный продукт Сублимации — это произведения искусства и продукты интеллектуальной деятельности, имеющие положительную социальную оценку. В неофрейдизме — любой конечный материальный и интеллектуальный продукт, не обязательно оцениваемый положительно. По мнению неофрейдистов, субъектом творчества может быть любой человек, имеющий влечения и желания, не находящие удовлетворения, условием служат межличностные конфликты и конфликты с социальной средой, творчество может приближаться к повседневной жизни людей, но при этом быть ограниченной его частью (это может быть коллекционирование ракушек, почтовых марок, уход за лодкой, собранной своими руками). Противоречивую личность Леонардо да Винчи З. Фрейд рассматривает так: «Не имеешь права что-нибудь любить или ненавидеть, если не приобрел основательного знания о сущности этого» он считает, что в его личности сочетались художник и исследователь, при этом последний подчинил первого, первоначально будучи его слугой.. Леонардо не был бесчувственным и бессердечным, полагает Фрейд, просто он подчинил все душевные движения стремлению к исследованию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3. Фрейд рассматривал сублимацию как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к сублимации в социальном отношении, обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо.
Таким образом, творчество у З.Фрейда служит своего рода продолжением детских игр, в которых художник или поэт создают мир, к которому относятся очень серьезно и увлеченно, в то же время, однако, резко отделяя его от действительности. При этом творит отнюдь не счастливый человек, а только неудовлетворенный, так как в душе писателя, поэта или художника образ возникает при наличии сильных чувств, вызванных действием нерешенных внутренних конфликтов, которые ему необходимо отреагировать, чтобы от них освободиться, если бы бессознательное писателя не находило реализации в художественной фантазии, то энергия бессознательного тратилась бы на преодоление невроза. Отсюда творчество и искусство можно считать своего рода «неудавшимся неврозом», его обратной стороной. Басин предлагает рассматривать энергетические понятие в более широком плане как способность производить любую духовную работу.

Проведя анализ мнений исследователей, развивавших учение Фрейда о сублимации, можно прийти к следующим выводам. Мысль ученых, исследующих сублимацию или ее отдельные компоненты и черты, выходит далеко за рамки схемы, предложенной Фрейдом. В этом проявляется тенденция к генерализации компонентов сублимации и переоценке ее значения на более высоком уровне. Она прежде всего проявляется в отходе от понимания энергии как субстанции, подвергающейся сублимации, и сексуальности как ее основной характеристики. Она также заключается в переходе от понимания сублимации как трансформации влечений к трансформации желаний, в отходе от биологичности и инстинктивности сублимации и подчеркиванию ее социального значения и характера.
Причина сублимации кроется не только в желании удовлетворения телесных потребностей, но и в тяге к удовлетворению социальных, но и творческих и духовных потребностей, т.е. она отчасти является и социализацией.
Одним из условий Сублимации служит постоянная конфликтность человека со своим окружением, будь то индивид, общество или природа. К ней способны все люди, независимо от пола и возраста. Сублимационной можно назвать значительную часть деятельности человека, независимо от ее социальной и антисоциальной направленности, т.е. происходит отход от строго положительной социальной оценки результата сублимации.
Итак, анализ проблемы Сублимации в психоанализе показал сложность и многогранность явления. Важно, что современные исследователи уже не связывают сублимацию с чем-то безусловно позитивным в социальном и культурном смысле. В то же время, признается принципиальная свобода человека в выборе путей и средств сублимации, что позволяет говорить о том, что оно будет активно использоваться и поможет человеку освоить природу, силы в рамках гуманистической культуры.

Источник

Сублимация

что значит сублимация в философии фрейда. Смотреть фото что значит сублимация в философии фрейда. Смотреть картинку что значит сублимация в философии фрейда. Картинка про что значит сублимация в философии фрейда. Фото что значит сублимация в философии фрейдаСублимация – это защитный механизм психики, отвечающий за снятие внутреннего напряжения, используя перенацеливание энергии на достижение результатов социально приемлемых целей, например в творчестве, в спорте, метафизике или религии. Сублимация в переводе с латинского (sublimare) означает возносить или одухотворять. Первоначально этот термин выражал нравственное возвышение. Впервые, это суждение изложил Зигмунд Фрейд в 1900 году. В социальной психологии этот защитный механизм психики ассоциируется с процессами социализации. Проблемам сублимации уделяется существенное значение в детской психологии, в психологии творчества, психологии спорта.

Сублимация что это? Этот термин может также означать:

— технологию удаления водяного льда вакуумным способом из свежих, замороженных продуктов, биологических материалов;

— обращение вещества из твёрдого в газообразное состояние без нахождения в жидком состоянии;

— в полиграфии это способ переноса изображения на разные поверхности: полиэстеровые ткани, металл, дерево, керамику;

— сублимация в психологии это трансформация либидозной энергии в творческую.

Сублимация по Фрейду

В соответствии с концепциями своей теории, Зигмунд Фрейд описывал защитный механизм психики, как отклонение от биологической энергии (полового влечения от его прямой цели и перенаправление его на социально приемлемые задачи).

Сублимацию Фрейд рассматривал, как исключительно «положительную» защиту, оказывающую содействие конструктивным занятиям, а также снятию внутреннего напряжения личности.

Подобная оценка сублимации присутствует в любой терапии, которая направлена не на избавление индивида от его внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного решения.

Метод сублимации широко применяется в психоанализе. В разработанной Фрейдом концепции психоанализа, сублимация трактуется, как вид трансформации влечений (либидо). В настоящее время сублимация имеет несколько значений и понимается шире, но независимо от ее природы происхождения сублимацией называется перенаправление неприемлемых импульсов. Она может принимать самые разные формы.

— занимаясь хирургией можно сублимировать садистские желания;

— отдавая предпочтение изобразительному искусству, шуткам, анекдотам, можно сублимировать чрезмерное влечение к занятию интимом.

Повсеместно, ежедневно личность ожидают сюрпризы в виде разных проблематичных или перенапряженных ситуаций, нуждающихся в снятии напряжения.

Процесс сублимации помогает личности не игнорировать внутренние конфликты, а перенаправить энергию индивида на поиск путей в их разрешении. В этом выражается основная функция сублимации в психологии.

Агрессивность и ее энергия может трансформироваться в спорте, например в каратэ или в строгости воспитании собственных детей – применяя требовательность по отношению к ним. Эротизм может сублимироваться в дружбу.

Когда индивид не способен дать выход своим инстинктивным влечениям, то он подсознательно ищет ту деятельность, тот род занятий, благодаря которым данные импульсы будут высвобождаться. Фрейд объяснял занятия творчеством каждой личностью именно благодаря защитному механизму психики.

Механизм сублимации трансформирует травмирующие, нежелательные, негативные переживания в разные виды востребованной и конструктивной деятельности. В течение всей деятельности Фрейд относил к сублимации некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, которые явно не направлены к половой цели это: интеллектуальное исследование, художественное творчество, с точки зрения общества ценные виды деятельности.

Итак, сублимация это в психологии защитный механизм психики, выполняющий функцию снятия внутреннего напряжения и перенаправление этого напряжения на социально значимые объекты.

Зигмунд Фрейд полагал, что всё, что человек называет «цивилизацией», возможно, возникло, вследствие механизма сублимации.

Психоаналитики утверждают, что многие выдающиеся произведения искусства выступают достижением сублимирующей энергии от фрустрации, которые связанны с крахом и неудачами в личной жизни (зачастую потерянной или отвергнутой любовью, неудовлетворенным половым инстинктом и прочее).

В качестве примера Фрейд ссылается на Леонардо да Винчи, знаменитого живописца, инженера и учёного. Он практически создал немыслимое для одного человека. За что бы он ни брался, он добивался совершенства. Вместе с тем, у него было отмечено полное отсутствие интереса к интиму.

«Биографический психоанализ» демонстрирует, что многие известные произведения были созданы, когда у авторов отмечалась либо утрата любви, либо разочарование, либо отсутствие возможности встретиться с объектом страсти. Через творчество энергия находила свой выход. Фантазия в произведениях дорисовывала то, чего не хватало авторам в реальной жизни.

В психоанализе зачастую под сублимацией понимают смену душевных состояний: от горя к наслаждению, от тоски к радости. Так действует психологическая защита, видоизменяя энергию полового влечения в социально приемлемую цель.

Теория сублимации. Т. Адорно установил эффект сложного соединения любви и ненависти у людей к телевизионным героям и сделал вывод, что сублимационный эффект может умножить манипулирование сознанием. Ведь духовная жизнь личности во многом вырабатывается бессознательными предпочтениями. Например, человек ищет при просмотре телепередач не причину для развития аналитических способностей или художественных, глубоких впечатлений и вечных истин. Его тянет к просмотру передач благодаря воздействию психологических влечений. В этом прячется тайна раздвоенности сознания.

Однообразная, изнуряющая каждодневность неустанно зарождает в индивиде разочарование. Большинство его устремлений, надежд не сбывается, и вытесняются в сферу бессознательного. Все это пробуждает потребность в искусственной реализации обрушившихся замыслов, в абстракции от постылой реальности. Говоря другими словами, индивиду необходима психологическая компенсация, которую он находит в просмотре телепередач или за просиживанием в интернете.

Психологи уверяют, что, просмотры детективных, криминальных телепередач снижают число реальных преступлений, поскольку при просмотре дурные наклонности личности сублимируются.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

«Иногда банан — это не просто банан». Психоанализ Зигмунда Фрейда в 10 простых вопросах и ответах

До конца XIX века господствовало представление о том, что психика человека едина и неделима. Зигмунд Фрейд подошел к этому вопросу иначе: он попытался проанализировать ее внутреннюю структуру и ввел для этого понятие бессознательного. Так появился психоанализ, ставший одним из важнейших элементов культуры XX века. Философ Елена Косилова подготовила для читателей «Ножа» подробный, но доступный путеводитель по учению Фрейда и разобрала основные положения его теории в десяти вопросах и ответах.

Как Фрейд представлял себе устройство психики?

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.

Одна из лучших систематизаций теории Фрейда представлена в книге «Словарь по психоанализу» Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд пользовался двумя топиками (то есть схемами), под которыми и понимается учение об устройстве психики.

В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).

Влечения стремятся вырваться наружу и захватить власть, но цензура — ее природа довольно загадочна — ставит им преграду и заставляет влечения выходить наружу окольными путями.

что значит сублимация в философии фрейда. Смотреть фото что значит сублимация в философии фрейда. Смотреть картинку что значит сублимация в философии фрейда. Картинка про что значит сублимация в философии фрейда. Фото что значит сублимация в философии фрейда

Во второй топике психика состоит уже из трех уровней, которые определяются знаменитыми терминами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (их также называют «Ид», «Эго» и «Суперэго»). «Оно» — это бессознательное, и его природа все та же: вытесненные влечения. На верхнем уровне Фрейд расположил «Сверх-Я» — тоже скорее бессознательную, чем сознательную инстанцию. Она формируется под воздействием воспитания и представляет собой интериоризированные образы родителей — это не просто воспитание и система запретов, но и идентификация себя с родителями, а также формирование собственного идеала «Я».

Таким образом, во второй топике действуют уже две разнонаправленные инстанции — «Оно» и «Сверх-Я», а между ними находится не имеющая энергии прослойка «Я». Функция «Я» — управлять энергетическими потоками, реагировать на давление сверху и снизу. «Я» ничего не может, но при этом оно сознательно. В этой схеме «Я» еще более очевидно, чем раньше, представляется вторичным и производным относительно бессознательного.

Интересно, что трехчастная топика напоминает картину души, нарисованную Платоном: он описывал ее как колесницу с двумя конями, черным и белым, и возницей, который ими управляет. У Фрейда мы тоже видим два двигателя — условно черный и условно белый — и «Я» в качестве возницы (отметим, что Фрейд не давал «Оно» и «Сверх-Я» этической оценки).

Кстати, теория Фрейда об инстанциях психического аппарата — это первая в философии разработанная теория, согласно которой психика состоит из частей и не является чем-то цельным. До Фрейда господствовало представление о том, что душа едина (так считали, например, Платон и Декарт). Но с появлением понятия бессознательного говорить о частях стало легко. Эта идея получила развитие в современной аналитической философии сознания: например, философ Дэниел Деннет говорит, что у сознания нет никакого организующего центра и его части находятся в состоянии самоорганизации (Фрейд таких далеко идущих выводов не делал).

Что такое бессознательное и при чем тут истерия?

Зигмунд Фрейд, по сути, исходил из того, что духовная субстанция в человеке имеет материальное воплощение в виде энергии. Такой подход он представил в раннем тексте «Набросок одной психологии» (1895).

Читайте также:

Фрейд предлагал посмотреть, что происходит с энергией внутри нервной системы: энергия может находиться в движении, накапливаться, совершать какую-то работу, а выходя за пределы нервной системы — переходить в другое состояние и формировать память.

Идея о том, что у энергии может быть «внутреннее» и «внешнее» состояние, впоследствии стала одним из главных постулатов в психоанализе. В основе этого учения лежит представление о бессознательном и сознательном как о двух составляющих психики человека.

На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.

Вместе со своим учителем Йозефом Брейером Фрейд стал исследовать причины возникновения истерии и способы ее лечения. Результаты наблюдений легли в основу книги «Исследования истерии» (1895), в которой Фрейд и Брейер сформулировали гипотезу о вытесненной травме.

Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.

Терапия больных строилась с таким расчетом, чтобы дать накопившейся энергии выйти наружу. Предполагалось, что под гипнозом больные должны вспомнить тяжелое переживание и рассказать о нем.

Брейер называл это чувство облегчения катарсисом (очищением). Девушки действительно вспоминали травмирующие события, а рассказав о них, излечивались. Вскоре стало ясно, что терапевтический эффект имеет сам катарсис и гипноз для достижения эффекта не обязателен.

Что такое вытеснение и откуда берутся сны?

Новые подходы к изучению бессознательного Фрейд сформулировал в работе «Толкование сновидений» 1900 года. В ней он пришел к выводу, что бессознательное состоит из вытесненных влечений, и значительно расширил идею вытеснения. Фрейд считал, что вытесняется не только то, что мучает (как в случае с травмой), но и то, что человек не хочет или не может в себе признать: агрессия, зависть, стремление к конкуренции, чувство превосходства над другими.

В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.

Однако непосредственного удовлетворения желаний во сне не происходит: первичный импульс преобразуется в такой образ, который окажется приемлемым.

Процесс преобразования идет с помощью смещения, сгущения и символизации.

Смещением Фрейд называл прием подстановки одного объекта или образа вместо другого по принципу сходства: например, пациенту снится дядя Иосиф, а имеется в виду коллега Иосиф. Сгущение — это способность сновидения представить в одном образе несколько вытесненных. Символизация — появление во сне образа, лишенного сексуального смысла, вместо сексуального образа; это именно то, что давно стало расхожим мемом про фрейдизм: если снится длинный предмет, то это мужской половой орган, и так далее.

что значит сублимация в философии фрейда. Смотреть фото что значит сублимация в философии фрейда. Смотреть картинку что значит сублимация в философии фрейда. Картинка про что значит сублимация в философии фрейда. Фото что значит сублимация в философии фрейда

Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?

Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).

Может быть интересно:

Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.

Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.

Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.

Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.

Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.

Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.

Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.

Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?

Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.

Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.

В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.

Фрейд начинает с того, что младенец не осознает разницы между «Я» и миром. У него нет определенного чувства собственного тела, нет схемы тела.

Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).

Младенец занят конструированием своего окружающего мира. Ему надо отделить мир от себя, и поначалу он делает это очень неточно. Естественно, весь мир создается и полагается им вокруг его собственных влечений. Главное влечение младенца — удовлетворение голода, главный объект — грудь. Грудь воспринимается как добрая волшебница, которая появляется тогда, когда младенец этого захочет. Ему кажется, что он может управлять ею через «всемогущество мыслей» — Фрейд приписывал его младенцам (и первобытным людям). Все остальные объекты мира тоже создаются субъектом-младенцем только через какое-то отношение к его собственным влечениям.

Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.

Читайте также:

Фрейд завязывал на удовлетворение того или иного влечения любое действие человека — и в этом, судя по всему, был не совсем прав, так что эту его точку зрения мы можем принимать с ограничениями.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.

Допустим, человеку под гипнозом сделали отсроченное внушение, сказав: «Через пять минут после того, как ты проснешься, ты подпрыгнешь и хлопнешь в ладоши». Человек просыпается и через пять минут подпрыгивает, хлопает в ладоши и восклицает что-то вроде: «Вспомнил, куда положил ключи!» Человек подпрыгнул из-за внушения, но не знает об этом и поэтому чувствует необходимость объяснить себе свой поступок (причину человек придумывает, разумеется, бессознательно).

что значит сублимация в философии фрейда. Смотреть фото что значит сублимация в философии фрейда. Смотреть картинку что значит сублимация в философии фрейда. Картинка про что значит сублимация в философии фрейда. Фото что значит сублимация в философии фрейда

Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.

Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.

С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд). Уже на сознательном уровне «Я» может некоторое время колебаться между несколькими приемлемыми вариантами, но затем оно принимает решение и переводит его на уровень программы действий.

Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?

В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории.

Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.

Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.

С помощью этой аналогии Фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с Первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. Эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.

В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе), а Танатос, направленный вовне, связан с Эросом, направленным вовне (с любовью к внешнему объекту). По сути, учение о Танатосе стало продолжением идеи нарциссизма, под которым Фрейд понимал любовь к себе (работу либидо, направленного на Я-объект).

Идея нарциссизма вообще соприкасается с важнейшими философскими учениями, недаром Фрейд употребляет для нее также выражение «принцип нирваны» с отсылкой к буддизму. Очень важное для человека на протяжении всей взрослой жизни умение — положительно относиться к бытию, ценить его само по себе. К сожалению, очень часто это умение человек обретает лишь в зрелом возрасте, когда и бытия-то осталось немного, а иногда вовсе не обретает его.

Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?

В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).

Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.

Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.

Основанные на либидо отношения между родителями и детьми — не такая уж экстравагантная фантазия Фрейда, как может показаться людям, далеким от психоанализа.

К сожалению, перенос либидо матери на ребенка — довольно частое явление. Приведем такой пример. Когда человек влюблен, ему кажется, что предмет его любви лучше всех, и объект описывается словами в превосходных степенях. Когда молодой человек влюбляется в девушку, ему кажется, что она красивее всех, замечательнее всех, — это естественно, так как объектом либидо является девушка. Что же касается девушки, то она нередко спокойно относится к избраннику и может видеть его недостатки. Но когда девушка смотрит на своего ребенка, ей кажется, что он самый лучший, самый красивый и умный, — она переоценивает не партнера, а ребенка. Девушка объективно относится к партнеру, но субъективно — к ребенку, так что объектом ее либидо является ребенок.

Позже об этой особенности отношений матери и ребенка рассуждал Лакан, говоря о том, как важно, чтобы в эти отношения вмешивался отец. Современная психотерапия тоже придерживается идеи о нежелательности слишком близких отношений с матерью. И поскольку форма классической семьи с обоими родителями переживает кризис, психотерапевтам рано или поздно придется разрабатывать учение о том, как наилучшим образом воспитывать детей без отцов, предотвращая либидинозные переносы матерей.

Кстати, известно, что мать Фрейда относилась к нему с восторгом, что сыграло большую роль в раннем становлении его характера. Его характер сложился сильным. Но если бы Фрейд от природы был более слабым, мать могла бы подчинить его себе.

что значит сублимация в философии фрейда. Смотреть фото что значит сублимация в философии фрейда. Смотреть картинку что значит сублимация в философии фрейда. Картинка про что значит сублимация в философии фрейда. Фото что значит сублимация в философии фрейда

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

В толпе происходит отказ человека от интериоризованного «Сверх-Я» — он как бы возвращается в состояние ребенка и делегирует свое «Сверх-Я» тому, кто в толпе принимает на себя роль «отца» (лидеру, командиру, вождю).

Под эту теорию Фрейд, будучи крайним антиклерикалом, пытался подвести и церковь, но столкнулся с трудностями теоретического характера; все-таки церковь не толпа, охваченная энтузиазмом. Тем не менее Фрейд видел в церкви начало массовости и говорил о том, что форму «Сверх-Я» в ней принимает на себя священник или фигура Бога.

Читайте также:

В книге «Недовольство культурой» Фрейд дополнил понятие «Сверх-Я». В широком смысле со «Сверх-Я» могла быть отождествлена культура в целом как механизм репрессии влечений: культура сдерживает спонтанные проявления сексуальности и агрессии. В то же время культура основана на продуктах сублимации, рожденных благодаря преобразованию энергии либидо.

Эти идеи Фрейда близки к воззрениям Гоббса, который считал, что человек человеку враг, поскольку все стремятся лишь к удовлетворению собственных влечений. Но если у Гоббса роль всеобщего посредника брало на себя государство, то Фрейд возлагал эту функцию на культуру. С точки зрения Фрейда, культура нужна затем, чтобы люди могли мирно жить рядом друг с другом, согласившись ради этого взаимно подавлять рвущиеся наружу импульсы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *