что значит свойства души

Душа человека

что значит свойства души. Смотреть фото что значит свойства души. Смотреть картинку что значит свойства души. Картинка про что значит свойства души. Фото что значит свойства души

Человеческая душа, как любое создание Божие, прекрасна. Наделенная от Бога властью управлять телом, она имеет разнообразные свойства и способности, которые отличают человека от животных и делают его самым удивительным созданием Божиим. К сожалению, душа, как и тело, может болеть. Болезни, которые поражают душу, называются страстями. О том, как устроена душа, чем она болеет и как исцеляется, рассказывается в этой книге.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Душа человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Итак, душа наша есть прекраснейшее и преимущественное пред всем созданным, любимейшее Богом творение, запечатленное тайной благодати и премудрости Его. В отличие от тела, которое устроено сложно, природа души проста. Вот как говорит об этом преподобный Максим Исповедник: «Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа — не тело, так как непричастна ничему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной, а как образ бессмертного, и нетленного, и невидимого, мы и в ней признаём эти качества. Как образ нетелесного — и нетленной, то есть чуждой всякой вещественности».

Таким образом, главные свойства души, по Максиму Исповеднику, — это нематериальность (бестелесность) и бессмертие. Другие важные свойства ее природы — это свобода, разумность и самосознание. Без этих свойств своей природы душа не смогла бы стать госпожой тела и управлять им, к чему она призвана от самого своего сотворения.

Прежде всего душа есть существо невещественное и простое — бестелесное, и это естественно: как хозяйка тела, она необходимо должна отличаться от того, чем призвана владеть. Она имеет духовную природу, так что Священное Писание, говоря о ней, прямо называет ее духом: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим. 8, 16); Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11). Поэтому душу нельзя видеть телесными очами, нельзя осязать, вообще ощущать какими бы то ни было телесными чувствами.

Именно душа является причиной жизни и движения тела, сама не нуждаясь при этом в оживотворяющем начале (именно в этом заключается ее богоподобие). «Если душа есть живое тело, то его что-то должно двигать изнутри, — говорит преподобный Максим Исповедник. — Тогда придется предположить, что в душе есть душа. Если же скажут, что нас движет Бог, то должны будут признать Божество причиной и тех неуместных и срамных движений, которых у нас, как известно, очень много».

Человек есть существо, образуемое единством тела и души, и без тела он был бы не человеком, а Ангелом, равно как с одним телом без Божественного духа он был бы животным. Тело, по словам святителя Кирилла Александрийского, — орудие души, некий вид ее одеяния или покрывала. То, что душа и тело, столь разнородные по своей природе, при жизни человека теснейшим образом связаны взаимно, святитель Григорий Богослов объясняет проявлением премудрости Божией, промыслительно установившей этот союз. По мнению святителя, душа связана с телом для того, «чтобы в борьбе и брани с телом мы постоянно обращали взоры к Богу… чтобы мы знали, что мы в одно и то же время велики и ничтожны, перстны и небесны, смертны и бессмертны. Душа соединена с телом для того, чтобы, если мы вздумаем гордиться образом Божиим в нас, земное естество наше смирило бы нас». «Тело тленно и маловременно и без души не живет, — говорит святитель Григорий Богослов, — а душа Божественна и бессмертна и, будучи вдуновением Бога, соединена с телом для испытания и восхождения к богоподобию».

Источник

Что значит свойства души

Душа – это то, что болит у чело­века, когда все тело здо­рово.
Ведь гово­рим же мы (и ощу­щаем), что не мозг болит,
не сер­деч­ная мышца – душа болит.
диакон Андрей

Душа́ — 1) состав­ная, суб­стан­ци­о­наль­ная часть чело­ве­че­ской сущ­но­сти, обла­да­ю­щая свой­ствами, отоб­ра­жа­ю­щими Боже­ствен­ные совер­шен­ства ( Быт.1:26 ); 2) отлич­ная от тела часть чело­ве­че­ской ипо­стаси ( Быт.2:7 ); 3) чело­век ( Быт.46:26 ); 4) живот­ное ( Быт.1:24 ) и его жиз­нен­ная сила ( Быт.1:30 ).

что значит свойства души. Смотреть фото что значит свойства души. Смотреть картинку что значит свойства души. Картинка про что значит свойства души. Фото что значит свойства души

Иногда тер­мины дух и душа могут исполь­зо­ваться как сино­нимы.

Душа чело­века само­сто­я­тельна, поскольку, по слову св. Фео­фана Затвор­ника, она не есть про­яв­ле­ние иной сущ­но­сти, иного суще­ства, а сама есть источ­ник явле­ний от нее исхо­дя­щих.

Душа чело­века сотво­рена бес­смерт­ной, поскольку не уми­рает подобно телу, пре­бы­вая в теле, может раз­лу­чаться с ним, хотя подоб­ное раз­лу­че­ние и про­ти­во­есте­ственно душе, есть печаль­ное след­ствие гре­хо­па­де­ния. Душа чело­века есть лич­ность, ибо сотво­рена как непо­вто­ри­мое и уни­каль­ное личное суще­ство. Душа чело­века разумна и сво­бодна, ибо обла­дает разум­ной силой и сво­бод­ной волей. Душа чело­века отлична от тела, поскольку не обла­дает свой­ствами види­мо­сти, ося­за­е­мо­сти, не вос­при­ни­ма­ется и не позна­ется телес­ными орга­нами.

Следуя св. Кириллу Иеру­са­лим­скому, душа есть пре­крас­ное Божие тво­ре­ние, сотво­рен­ное по образу Созда­теля, бес­смерт­ное и нетлен­ное, живое, сво­бод­ное и разум­ное. Следуя св. Фео­фану Затвор­нику, душа есть само­сто­я­тель­ная, особая, сво­бодно-разум­ная лич­ность. Следуя св. Иоанну Дамас­кину: «Душа есть сущ­ность живая, про­стая и бес­те­лес­ная, по своей при­роде неви­ди­мая для телес­ных глаз, бес­смерт­ная, ода­рен­ная разу­мом». Разум­ность, сво­бода, бес­смер­тие, само­сто­я­тель­ность, лич­ность души гово­рят о ней как об образе Божьем.

Душа не суще­ствует до зача­тия чело­века, не имеет пред­веч­ного суще­ство­ва­ния, не может пере­во­пло­щаться, но после физи­че­ской смерти (раз­лу­че­ния с телом) пред­стает на част­ный суд Божий и до общего вос­кре­се­ния и Страш­ного суда нахо­дится в ожи­да­нии своей вечной участи.

Говоря о чело­ве­че­ской душе, свв. Отцы делали два важных уточ­не­ния.

Во-первых, они выде­ляли в чело­ве­че­ской душе особую спо­соб­ность к позна­нию Бога, назы­вая ее духом. Именно в этой спо­соб­но­сти они видели отли­чие душев­ной жизни чело­века от пси­хи­че­ской жизни, свой­ствен­ной живот­ному миру.

Во-вторых, они назы­вали душу бес­те­лес­ной и неве­ще­ствен­ной условно, а не совер­шенно. «Бес­те­лес­ной же и неве­ще­ствен­ной она назы­ва­ется по срав­не­нию с нами, – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, – ибо все, сопо­став­ля­е­мое с Богом, Кото­рый один только несрав­ним ни с чем, ока­зы­ва­ется и грубым и веще­ствен­ным, потому что одно только Боже­ство поис­тине – неве­ще­ственно и бес­те­лесно». Чело­ве­че­ская душа рас­смат­ри­ва­лась свя­тыми отцами как бес­те­лес­ная в срав­не­нии с грубой мате­ри­аль­но­стью чело­ве­че­ского тела. Однако они при­зна­вали нали­чие у души тонкой телес­но­сти, отлич­ной от гру­бого мате­ри­аль­ного мира. Следуя свв. Отцам, твар­ное, а значит и обла­да­ю­щее опре­де­лен­ной мерой веще­ствен­но­сти и телес­но­сти, есте­ство чело­ве­че­ской души отлично от совер­шенно неве­ще­ствен­ного и бес­те­лес­ного есте­ства Бога.

Три силы души

В стро­е­нии души свв. Отцы выде­ляют три силы (спо­соб­но­сти) – разум­ную, раз­дра­жи­тель­ную и вожде­ле­ва­тель­ную (ум, чув­ства и волю).

Разум­ная сила души (γνωστικον, rationale) также име­ну­ется сло­вес­ной, мыс­ли­тель­ной и позна­ва­тель­ной. Она при­зна­ется гос­под­ству­ю­щей частью души. В своем непо­вре­жден­ном состо­я­нии разум­ная сила «здраво рас­суж­дает и верно отли­чает добро от зла, и пока­зы­вает опре­де­ленно и властно, силе жела­тель­ной, к каким вещам ей подо­бает скло­няться жела­нием, какие любить, а от каких отвра­щаться; раз­дра­жи­тель­ная же сила стоит между ними двумя, как бла­го­по­кор­ный раб, гото­вый усердно слу­жить их жела­ниям» (св. Симеон Новый Бого­слов).

Раз­дра­жи­тель­ная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чув­ству­ю­щая, эмо­ци­о­наль­ная сила. Св. Васи­лий Вели­кий назы­вает ее душев­ным нервом, сооб­ща­ю­щим душе энер­гию для утруж­де­ния в доб­ро­де­те­лях. Этой части души свв. Отцы при­пи­сы­вает гнев и ярост­ное начало. Однако в данном случае гнев и ярость озна­чают не стра­сти, а рев­ность (рвение, энер­гию), кото­рая в своем пер­во­здан­ном состо­я­нии была рев­но­стью к добру, а после паде­ния должна исполь­зо­ваться как муже­ствен­ное отвер­же­ние зла. «Дело раз­дра­жи­тель­ной части души гне­ваться на дья­вола», – гово­рят свв. Отцы. Раз­дра­жи­тель­ная сила души также име­ну­ется серд­цем.

Вожде­ле­ва­тель­ная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также назы­ва­ется жела­тель­ной (поже­ла­тель­ной) или дея­тель­ной. Она поз­во­ляет душе стре­миться к чему-либо или отвра­щаться от чего-либо. К вожде­ле­ва­тель­ной части души отно­сится воля, кото­рой свой­ственно дей­ство­вать.

«Раз­дра­жи­тель­ную часть души обуз­дай любо­вью, жела­тель­ную воз­дер­жа­нием увядь, разум­ную молит­вою окрыли…» /Каллист и Игна­тий Ксанфопулы/.

Все силы души суть сто­роны ее единой жизни. Они неот­де­лимы друг от друга и непре­станно вза­и­мо­дей­ствуют. Наи­боль­шего един­ства они дости­гают, когда под­чи­ня­ются духу, сосре­до­та­чи­ва­ясь на созер­ца­нии и позна­нии Бога. В этом позна­нии, по слову св. Симеона Нового Бого­слова, от их раз­де­ле­ния не оста­ется и следа, они пре­бы­вают в един­стве подобно един­ству Святой Троицы.

Душа и тело чело­века

Чело­ве­че­ская душа соеди­нена с телом. Это соеди­не­ние есть нес­ли­ян­ное соеди­не­ние. В резуль­тате этого соеди­не­ния в чело­веке при­сут­ствуют две при­роды – душев­ная и телес­ная, кото­рые, по слову св. Симеона Нового Бого­слова, срас­тво­ренны нес­ли­янно. Из двух природ Богом обра­зо­вано одно чело­ве­че­ское суще­ство, в кото­ром «ни тело не пре­ла­га­ется в душу, ни душа не изме­ня­ется в плоть» (св. Симеон Новый Бого­слов). При всем такое соеди­не­ние явля­ется нес­ли­ян­ным, но не явля­ется нераз­дель­ным и нераз­луч­ным, поскольку чело­ве­че­ское тело при­об­рело смерт­ность и раз­де­ле­ние с душой в резуль­тате греха.

Свой­ства и каче­ства. Душа чело­века:

На чём осно­вано пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века (душа и тело)?

Пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века осно­вано на прямых сви­де­тель­ствах Свя­щен­ного Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния.

Вообще же Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­кратно ука­зы­вает на то, что каждый чело­век состоит из души и тела, напри­мер: «Посему про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ); «Итак, воз­люб­лен­ные, имея такие обе­то­ва­ния, очи­стим себя от всякой скверны плоти и духа, совер­шая свя­тыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ).

О том, что душа — не про­дукт жиз­не­де­я­тель­но­сти тела (цен­траль­ной нерв­ной системы), ясно сооб­ща­ется в притче о богаче и Лазаре, из кото­рой сле­дует убе­ди­тельно, что после раз­лу­че­ния с телом (то есть после физи­че­ской смерти чело­века) душа про­дол­жает жить, причём, жить созна­тель­ной жизнью. Так, душа богача, пре­бы­вая в аду, узнаёт души Авра­ама и Лазаря (послед­ние нахо­дятся в особой обла­сти — лоне Авра­амо­вом) ( Лк.16:23 ), ведёт с душой Авра­ама беседу ( Лк.16:24-26 ), ощу­щает муче­ние и испы­ты­вает осо­знан­ное жела­ние облег­чить свои муки ( Лк.16:24 ), стре­мится про­явить заботу о живу­щих земной жизнью бра­тьях ( Лк.16:27-31 ).

С верой в загроб­ное суще­ство­ва­ние душ свя­зана прак­тика молит­вен­ного поми­но­ве­ния усоп­ших, а также прак­тика молит­вен­ного обще­ния веру­ю­щих с почив­шими о Гос­поде свя­тыми. Таким обра­зом, отри­ца­ние в чело­веке суб­стан­ци­о­наль­ной души явля­ется гру­бей­шим про­тив­ле­нием против Пра­во­сла­вия, против Церкви.

Поня­тие души

Душа – это некая особая сила, при­сут­ству­ю­щая в чело­веке, кото­рая состав­ляет высшую его часть; она ожив­ляет чело­века, дает ему спо­соб­ность мыс­лить, состра­дать, чув­ство­вать. У слов «душа» и «дышать» общее про­ис­хож­де­ние. Душа создана дыха­нием Бога, и она обла­дает неуни­что­жи­мо­стью. Нельзя ска­зать, что она бес­смертна, потому что бес­смер­тен по при­роде только Бог, душа же наша неуни­что­жима – в том смысле, что она не теряет своего созна­ния, не исче­зает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неве­де­ние Бога. И в этом отно­ше­нии она может уме­реть. Потому и ска­зано в Писа­нии: «Душа согре­ша­ю­щая, она умрет» ( Иез.18:20 ).

Душа есть сущ­ность живая, про­стая и бес­те­лес­ная, по при­роде своей неви­ди­мая для телес­ных глаз, разум­ная и мыс­ля­щая. Не име­ю­щая формы, поль­зу­ю­ща­яся снаб­жен­ным орга­ном – телом, предо­став­ля­ю­щая ему жизнь и воз­рас­та­ние, чув­ство­ва­ние и порож­да­ю­щая силу. Име­ю­щая ум, но не иной, по срав­не­нию с ней самой, а как чистей­шую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она само­власт­ная и спо­соб­ная желать и дей­ство­вать, измен­чи­вая, т.е. доб­ро­вольно меня­ю­ща­яся, поскольку сотво­рена. Полу­чивши все это по при­роде от бла­го­дати Создав­шего ее, от Кото­рого она и полу­чила свое бытие.

Неко­то­рые сек­танты, такие как Сви­де­тели Иеговы и Адвен­ти­сты седь­мого дня, отвер­гают бес­смер­тие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссы­ла­ются на Библию, на текст Еккле­си­а­ста, где ста­вится вопрос о том, подобна ли душа чело­века душе живот­ных: «Потому что участь сынов чело­ве­че­ских и участь живот­ных – участь одна: как те уми­рают, так уми­рают и эти, и одно дыха­ние у всех, и нет у чело­века пре­иму­ще­ства перед скотом, потому что все – суета!» ( Еккл.3:19 ). Потом Еккле­си­аст сам и отве­чает на этот вопрос, чем пре­не­бре­гают сек­танты, он гово­рит: «И воз­вра­тится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вра­тился к Богу, Кото­рый дал его» ( Еккл.12:7 ). И здесь как раз мы пони­маем, что душа неуни­что­жима, но может и уме­реть.

Об оккульт­ных тех­но­ло­гиях, свя­зан­ных с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом

Если мы обра­тимся к свя­то­оте­че­скому насле­дию, то увидим, что обычно в душе выде­ляют три основ­ные силы: ум, волю и чув­ства, кото­рые про­яв­ля­ются в разных спо­соб­но­стях – мыс­ли­тель­ной, жела­тель­ной и вожде­ле­ва­тель­ной. Но при этом надо пони­мать, что у души есть и другие силы. Все они раз­де­ля­ются на разум­ные и нера­зум­ные. Нера­зум­ное начало души состоит из двух частей: одна непо­слушно разум­ная (разуму не пови­ну­ется), другая послушно разум­ная (пови­ну­ется разуму). К высшим силам души отно­сятся ум, воля и чув­ства, а к нера­зум­ным отно­сятся жиз­нен­ные силы: сила серд­це­би­е­ния, семен­ная, воз­рас­та­тель­ная (кото­рая обра­зует тело) и т.д. Дей­ствие силы души ожив­ляет тело. Бог созна­тельно сделал так, чтобы жиз­нен­ные силы были непод­властны разуму, чтобы чело­ве­че­ский разум не отвле­кался на управ­ле­ние серд­це­би­е­нием, дыха­нием и т.д. Суще­ствуют разные тех­но­ло­гии, свя­зан­ные с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом, кото­рые пыта­ются повли­ять на эту жиз­нен­ную силу. Чем уси­ленно зани­ма­ются йоги: они пыта­ются кон­тро­ли­ро­вать серд­це­би­е­ние, изме­нять дыха­ние, кон­тро­ли­ро­вать внут­рен­ние про­цессы пище­ва­ре­ния и страшно этим гор­дятся. На самом деле гор­диться здесь абсо­лютно нечем: Бог созна­тельно осво­бо­дил нас от этой задачи, и зани­маться этим глупо.

Пред­ставьте себе, что, помимо вашей обыч­ной работы, вас заста­вят выпол­нять работу ЖЭКа: орга­ни­зо­вы­вать вывоз мусора, пере­кры­вать крышу, кон­тро­ли­ро­вать подачу газа, элек­тро­энер­гии и т.д. Сейчас многие люди в вос­торге от всяких оккульт­ных, эзо­те­ри­че­ских искусств, они гор­дятся тем, что в какой-то сте­пени овла­дели регу­ли­ров­кой этой жиз­нен­ной силы души, кото­рая непод­властна разуму. Фак­ти­че­ски они гор­дятся тем, что поме­няли работу пре­по­да­ва­теля уни­вер­си­тета на работу ассе­ни­за­тора. Это свя­зано с глупой идеей, что будто бы разум лучше спра­вится с телом, чем нера­зум­ная часть души. Я отвечу, что на самом деле спра­вится хуже. Давно известно: всякие попытки раци­о­нально постро­ить жизнь при­во­дят к очень нера­ци­о­наль­ным послед­ствиям. Если мы пыта­емся силу нашего разума обер­нуть на то, чтобы пра­вильно управ­лять нашим телом, полу­чится полная глу­пость.

Зачем Анто­ний Вели­кий гово­рил, что монах должен даже на коли­че­ство капель воды, кото­рые выпьет, взять бла­го­сло­ве­ние? Для того, чтобы мак­си­мально осво­бо­дить разум монаха от жиз­нен­ных забот. Задача послу­ша­ния – это прямая про­ти­во­по­лож­ность йоге. Если йог или оккуль­тист пыта­ются своим телом управ­лять при помощи разума, то пра­во­слав­ный монах пол­но­стью высво­бож­дает свой разум от заботы о теле, чтобы пере­клю­чить его весь на Бога.

О душе Бого­че­ло­века Иисуса Христа

По чело­ве­че­ской при­роде Хри­стос обла­дал телом и душой. Поскольку чело­ве­че­ская и Боже­ская при­роды соеди­нены в Лице (Лич­но­сти) Сына Божьего, постольку можно утвер­ждать, что душа Христа — душа вопло­тив­ше­гося Сына Божьего.

«Хри­стос, чтобы при­ве­сти нас к Богу, одна­жды постра­дал за грехи наши, пра­вед­ник за непра­вед­ных, быв умерщ­влен по плоти, но ожив духом, кото­рым Он и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал» ( 1Пет.3:18-19 ).

Из Часов пас­халь­ных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с раз­бой­ни­ком, и на Пре­столе был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».

Суще­ствуют ли непри­ка­ян­ные души, кото­рые вынуж­дены ски­таться по земле, не находя покоя?

Святая Цер­ковь верует, «что души умер­ших нахо­дятся в состо­я­нии покоя или муче­ния, в соот­вет­ствии со своими делами. Отде­лив­шись от своих тел, они немед­ленно (!) пере­хо­дят или к радо­сти, или к печали и плачу; однако, обще­при­знанно, что ни их бла­жен­ство, ни осуж­де­ние не явля­ются совер­шен­ными» (Посл. восточ. пат­ри­ар­хов, чл. 18). Место­пре­бы­ва­нием пра­вед­ных явля­ется рай, греш­ни­ков – ад, (см. Прав. испо­ве­да­ние, Ч. 1, вопр. 67, 68) или, согласно словам Иова, страна «вечной тьмы, где нет света и нельзя видеть жизни чело­ве­че­ской» ( Иов.10:22 ).

По этому поводу хорошо гово­рил все­лен­ский учи­тель свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Душе, отде­лив­шейся от тела, уже невоз­можно блуж­дать здесь, потому что “пра­вед­ных души в руке Божией” (Прем. Сол. 3:1) Да и души греш­ни­ков тотчас уда­ля­ются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Хри­стос гово­рит: “Сего­дня душу твою возь­мут у тебя” ( Лк.12:20 ). Да и быть не может, чтобы душа, вышед­шая из тела, блуж­дала здесь. И это вполне сооб­разно с разу­мом. А что и души греш­ни­ков по смерти не могут здесь пре­бы­вать, послу­шай богача, кото­рый много о том просил, и не полу­чил жела­е­мого. Если бы это воз­можно было, то он сам пришел бы и воз­ве­стил о про­ис­хо­дя­щем там. Отсюда видно, что души, по отше­ствии отсюда, уво­дятся в некую страну и, уже не имея воз­мож­но­сти воз­вра­титься оттуда, ожи­дают страш­ного того дня» (Беседы на Еван­ге­лие от Матфея, 28).

Случаи виде­ний блуж­да­ю­щих духов свя­ти­тель объ­яс­няет демо­ни­че­ским дей­ствием: «Демон ста­ра­ется пока­зать, что она не только оби­тает в костях (умер­ших людей), но ходит туда и сюда, блуж­дая пона­прасну, что она не под­чи­нена какой-либо власти, ни даже Боже­ствен­ному про­мыш­ле­нию, и не будет под­вер­жена какому-либо нака­за­нию за соде­ян­ные пре­ступ­ле­ния. Таким обра­зом он делает то, что многие верят, будто после смерти души посто­янно блуж­дают. Но это – басни детей и старух, и осте­ре­гай­тесь верить им, когда вас при­вле­кают такими вымыс­лами» (Тол­ко­ва­ние на про­рока Исаию, гл. 8).

В то же время исто­рия знает много слу­чаев явле­ний душ умер­ших живым. Поскольку «про­дол­же­ние суще­ство­ва­ния души по раз­лу­че­нии её с телом и её бес­смер­тие есть несо­мнен­ная истина, так как сам Спа­си­тель утвер­дил её против непри­зна­вав­ших её сад­ду­кеев, то уже, по этому одному воз­вра­ще­ние отшед­ших душ и явле­ние их живу­щим на земле людям, по допу­ще­нию или пове­ле­нию Бога, вполне воз­можны и не пред­став­ляют ничего неве­ро­ят­ного. У иудеев, совре­мен­ных Спа­си­телю, вера в это воз­вра­ще­ние и это явле­ние была все­об­щею верою. Иисус Хри­стос пред­по­ла­гал её уже как несо­мнен­ную, и нико­гда не гово­рил ничего такого, из чего бы можно было заклю­чать, что он не одоб­рял или осуж­дал эту веру. Души усоп­ших, конечно, явля­ются и могут являться на землю не по своей соб­ствен­ной воле, а только по пове­ле­нию и допу­ще­нию Божию. Бог пове­ле­вает и допус­кает им являться только для каких-нибудь осо­бен­ных, достой­ных Его, целей. Если бы они могли являться по своему соб­ствен­ному про­из­волу, в таком случае их явле­ния были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом деле; в таком случае, конечно, мало нашлось бы между ними таких, кото­рые бы не стали являться на землю по разным личным побуж­де­ниям, из побуж­де­ния, напри­мер, род­ствен­ного чув­ства и жела­ния сви­да­ния со своими близ­кими и пр. Такое мнение выска­зы­вает бла­жен­ный Авгу­стин, говоря о своей матери, св. Монике, кото­рая его так нежно любила. Еван­гель­ский богач непре­менно бы посе­тил своих бра­тьев и род­ствен­ни­ков, чтобы изве­стить их о той несчаст­ной участи, кото­рая постигла его в загроб­ной жизни. Но Бог по своему мило­сер­дию и все­мо­гу­ще­ству доз­во­ляет являться душам усоп­ших только очень редко. Поэтому ко всему тому, что гово­рят и пишут о явле­ниях усоп­ших, должно отно­ситься с боль­шою осто­рож­но­стью и осмот­ри­тель­но­стью» (прот. Гри­го­рий Дья­ченко. Тайная жизнь души после телес­ной смерти. М., 2010. С. 93, 97).

Источник

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

что значит свойства души. Смотреть фото что значит свойства души. Смотреть картинку что значит свойства души. Картинка про что значит свойства души. Фото что значит свойства души

что значит свойства души. Смотреть фото что значит свойства души. Смотреть картинку что значит свойства души. Картинка про что значит свойства души. Фото что значит свойства души

что значит свойства души. Смотреть фото что значит свойства души. Смотреть картинку что значит свойства души. Картинка про что значит свойства души. Фото что значит свойства души

что значит свойства души. Смотреть фото что значит свойства души. Смотреть картинку что значит свойства души. Картинка про что значит свойства души. Фото что значит свойства души

Новости

В связи с сокращением штата клириков монастыря Таинство соборования в храме проводиться не будет.

Можно заказать индивиндуальное соборование на дому.

что значит свойства души. Смотреть фото что значит свойства души. Смотреть картинку что значит свойства души. Картинка про что значит свойства души. Фото что значит свойства души

15 сентября правящий Архиерей возглавил службу в монастыре.

Объявления

АДРЕС МОНАСТЫРЯ

461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.

эл.почта:(по вопросам пожертвований):

что значит свойства души. Смотреть фото что значит свойства души. Смотреть картинку что значит свойства души. Картинка про что значит свойства души. Фото что значит свойства души что значит свойства души. Смотреть фото что значит свойства души. Смотреть картинку что значит свойства души. Картинка про что значит свойства души. Фото что значит свойства души Карта Сбербанка 4276460013808097

ДАНИИЛ СЫСОЕВ. О свойствах души.

Сегодня мы будем говорить о свойствах души и об их правильном или неправильном употреблении.

Мы с вами будем изучать такое важнейшее произведение для нашего богословия, называется «Точное изложение православной веры»( прп. Иоанна Дамаскина).

С одной стороны вы должны понимать, что душа есть сущность простая, так как душа у нас духовна, то есть не материальна, она относиться к миру духовному, умственно постигаемому, именно поэтому душа не состоит из кусочков. То есть свойства души, это не кусочки души, это некие силы которыми душа действует.

Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то мы увидим, что чаще всего в душе выделяют три основных силы. Высшая сила – это ум, (так же) воля и чувства; соответственно сила мыслительная, желательная и вожделевательная.

У души есть некоторые и другие силы. Силы души разделяются на разумные и на ту которая неразумная. У неразумного начала души есть две части – одна не послушная разуму, то есть разуму не повинуется, другая послушная и повинуется разуму.

Почему же тело ломается, если душа так хорошо им управляет? Ответ очень простой. Бог сделал, что человеческое тело смертное и избавиться от смерти никаким рациональным планированием в принципе невозможно. Вспомните например, овечку Доли, когда пытались при помощи клонирования достигнуть бессмертия, собственно клонирование для этого и сделали. Она в три года умерла от старости. Клонирование, как и любая другая попытка, является тупиковым путем.

Далее, « нужно знать, что разумное начало по природе владычествует над неразумным, однако же, не все ему повинуются». Неразумные силы бывают двух видов. Одни из них непослушны разуму, т. е. не повинуются ему; вторые же послушны и повинуются разуму. Какая же послушна и повинуется? Послушные же и повинующиеся разуму силы души суть гнев и хотение (похоть). При этом следует заметить, что произвольное движение принадлежит той части души, которая повинуется разуму». То есть к чему стремиться душа – она стремиться к той части, которая послушна разуму. То что мы не контролируем, наши жизненные начала, это ни в коем мере нам не препятствует, потому что все, что служит к движению, к стремлению, к деятельности, относится именно к той сфере души, которая послушна разуму. Человек властен гневаться или не гневаться. Гневаться против кого? Против врагов. Может вожделеть, может не вожделеть. Это все относиться к области, контролируемой разумом. Неразумная часть, но разуму послушна. Гнев хороший против зла направлен, гнев плохой направлен против человека.

Итак «подобным же образом ожидаемое зло приводит в страх, а присутствующее производит печаль. При этом следует иметь в виду, что, говоря здесь о благе, мы имели в виду, как действительное благо, так и благо мнимое. Подобным же образом и о зле».

Есть тоже зло которое кажется злом, а на самом деле добро. Например, страдания могут быть добром, хотя кажутся для нас злом. Добро или зло война? Она является злом для развязавших войну, так? В прямом смысле этого слова. А для подпавших под это, война может быть злом, а может быть и не злом в зависимости от их к ней отношения. Если человек озлобляется и ненавидит, значит война становится для него злом. Если человек понимает, что война послана и ему и его народу за грехи, и он раскаивается, как было во время ВОВ, то он превращается для него в добро.

В изначальном – естественном виде

И сверхестественном виде

В естественном виде способности души проявляется у человека до грехопадения. Почему естественные? Потому что нормальным является то, как создал Бог человека.

Есть состояние после падения (в грех) – это состояние болезни, оно является противоестественным.

А есть сверхъестественное. Которое дано искуплением. Оно дано тем людям, которые получили тайное посвящение, получили тайную силу и едят тайную пищу. Вы, наверное догадываетесь? Это Крещение, Миропомазание и Причастие. Поэтому все они называются Таинствами. Почему я говорю необычным языком, потому что у нас часто не как Таинство получается, а как какой- то обряд бессмысленный. На самом деле это передача неких тайных сил Богом, которые поднимают все свойства души и ставят их на свое место.

И мы можем и должны судить отличая добро от зла. Потому что Бог говорит в книге пророка Исаии: «Проклят тот человек, который добро называет зло, зло называет добром, кто сладкое называет горьким, горькое называет сладким, кто черное называет белым, белое называет черным». Это очень важный принцип. Попытка отказаться от этого принципа, она приводит к гибели души. У нас существует такой предрассудок: лучше нам на всякий случай не только не осуждать, но и не судить, то есть не оценивать поступки. Если мы не будем оценивать поступки в первую очередь свои, да и других людей (которые нас во что-то пытаются втянуть),, мы гарантированно погибнем. Попытка людей ввести бездумное послушание она противоречит Священному писанию и наследию святых отцов.

Например: зачем Антоний Великий говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которое он выпьет взять благословение. Знайте зачем? Для того чтобы разум монаха максимально отвлечь от жизненных забот. Задача послушания прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист, пытается своим телом управлять при помощи разума, то тут происходит наоборот, человек полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы у него разум был заполнен богопознанием и богообщением. Эти вещи являются высшим проявлением мыслительной способности души, и именно для них высвобождается разум. Послушание касалось исключительно внешних дел, но никогда монахам не говорилось – делай так и все, и точка. Нет. Если мы возьмём огромное море святоотеческой письменности, монашеской – оно возникло именно потому, что старцы поясняли, основываясь на Слове Божием, самые тонкости движения души. Наши представления – что тебе будут говорить, а ты как робот выполнять, это подход, который разрушит твою душу. Понимаете почему? Вместо того чтобы разум развивать, как делали святые, тут разум убивается. Мы научены убивать не нашу природу, а то, что на природе паразитирует – грех.

Теперь о свойстве души предвидеть будущее через сновидение. Часто спрашивают: откуда я знал, что со мной произойдет? Вот такое явление, да? Был такой пример (их много), замеченный и описанный в литературе, когда человек спит и ему во сне сниться, что он в Париже во время французской революции, сюжет закручивается и в конце он попадает на гильотину… и человек просыпается оттого, что ему на шею падает книжная полка.

Получается обратная причинность, человек как бы видит будущее, которое для него совершенно не очевидно. Это некое предвидение будущего, которое свойственно человеческой душе, связано с тем, что человеческая душа причастна миру духовному и в некотором смысле она может приподниматься над обычным временным потоком.

Снам верить не должно сон это время, когда мысль не контролирует сама себя, не сдерживает сама себя, и человек открыт для разных духовных воздействий. Писание предостерегает нас от веры снам. Сны от Бога – от них рождается покаянное чувство, если не рождается – это сон не от Бога, а если покаянное чувство рождается и приводит к отчаянию, то это тоже не от Бога.

— можно вопрос. Абстрактное искусство является фантазией?

— Абстракционизм является результатом фантазии доведенной до предела. Попытка мир изломать и сделать из него набор кусков. Мир от этого не меняется, а делающий это меняется. Когда Малевич написал черный квадрат и повесил его в красном углу вместо икон, он мир не изломал, но себя он изломал сильно. Само абстрактное искусство приводит к распаду, распад мыслительной способности, доведенной до логического конца. Фантазия начинает создавать мир, а так как сила ума исчерпывается… все сотворенное имеет ограниченное количество сил, в том числе и душа. Также ум имеет ограниченный объем памяти, ограниченный объем энергии, ограниченный объем сил. И вот неправильно функционирующий разум начинает себя исчерпывать. И доходит до такой критической точки, когда человек становиться безумным. Это как раз-то результат действия фантазии доведенной до логического конца…

Мир духовный связан с духами, поэтому человеческий разум, отвернувшись от Бога, начинает контактировать с иными существами, с ангелами (подобное тянется к подобному). Человек начинает контактировать с падшими духами. Человек сначала начинает вырабатывать фантазию сам, потом ему начинают подбавлять. Дело в том, что ангелы не обладают творческой способностью никакой. Ангел – вестник, посланник, он будет точно передавать информацию, поэтому ангелы не обладают творческой способностью, им даны другие способности, которых нет у человека. Человеку же даны творческие способности, которых нет у ангелов, поэтому, что делает мятежный ангел? Когда человек фантазирует в греховном смысле, ангел мятежный дает ему некую мысль, некую информацию, картинку и человек на основании этой картинки начинает вырабатывать свою картинку. То есть происходит совместное творчество человека и демона. В ЧЁМ РАЗНИЦА? Демон, не обладая творческой способностью, он всегда паразитом является. Бог же, будучи Творцом, Он сотворит человеку, они вместе творят. Поэтому разум человека, который сотрудничает с Богом, усиливается, обогащается, поэтому и Дух Святой называется Духом премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Господня. Помните, да (семь даров Святого Духа, которые мы должны знать)? А разум человека, который общается с демонами, он ослабевает, причём даже быстрее, чем, если бы он фантазировал сам.

Почему? Человек имеет внутри себя ряд сдерживающих планок (которые Бог в него заложил). Планки это и возрастные, и образовательные и совесть, которая есть в каждом человеке и она не даёт людям распоясываться.… А злые духи помогают человеку сломать каждую планку. Как говорил Косьма Италийский: «Гибель придёт от грамотных». В каком смысле? Не то, что грамотность плохо, а то, что гибель придёт от тех людей, которые грамоту использовали во зло. Науки как таковые созданы Богом…Адаму ведь была дана заповедь «возделывать рай», а «возделывать» это предполагает и научную деятельность – научиться понимать мир.

Главное, что заставляют делать демоны, они помогают человеку обойти совесть. Человек редко прямо переступает через совесть, такое бывает, но это редкий момент который тяжело переживается самими людьми, чаще человек обходит. Как например в бизнесе, человек не будет напрямую воровать, когда можно обжулить, сделать обходной маневр. Вот и демоны помогают обходить, они делают фальшивую совесть с фальшивой системой добра и зла с фальшивой этикой, и потом исходя из фальшивой этики человек выстраивает фальшивую жизнь, всё это делается на базе извращённого ума. Вот говорят: откуда в мире столько разных нравственных систем – мусульмане считают добром одно, христиане другое, буддисты третье. Ответ очень простой – голос совести заглушен фальшивой совестью. Фальшивка похожа на настоящую, чтобы мыслительная способность души была введена в заблуждение. Мыслительная способность под воздействием злых духов начинает блуждать, принимать за добро, то, что добром не является. Причём добро не просто, а в максимуме, то есть на уровне заповеди. Например, заповедь о джихаде. Нормальная совесть никогда не может сказать, что убийство невиновного человека, который не сделал тебе никакого зла, может быть добром. Но фальшивая совесть, которая вложена исламом, она портит это и в результате получается, как сказал один мой знакомый мухабит: « если бы Аллах наказал жарить младенцев заживо, я бы это сделал»…

Разум человека (мыслительная способность) должен контролировать желательную способность и возжелевательную способность. Что это такое? У Иоанна Дамаскина читаем: « Хотение есть определенное проявление естественной воли, иначе сказать: естественное и разумное влечение к какому-либо предмету; ибо в человеческой душе заложена способность разумения влечений. Таким образом, когда такое разумное влечение естественно направляется к какому-либо предмету, то оно получает название хотения, ибо хотение есть разумное влечение и стремление к какому-либо предмету». Хотение и стремление к тому, что естественно – способность хотеть то, что согласно с природой. Хотеть есть, пить, рожать детей, дышать, двигаться, жить. Все эти вещи, вложенные Творцом, они естественны, вопрос в том, что естественные силы могут быть неправильно употребляемы, потому что они выходят из-под контроля разума, который сам вышел из-под контроля Бога.

Какие болезни возникают, когда воля начинает командовать разумом? Отвернувшись от Бога, ум человека пытается опереться сам на себя, он начинает вырабатывать фантазию и он видит, что опереться невозможно, потому что умственная способность она …к логичности. Логика это одно из главных условий существования человека, как говорит Григорий Палама все законы логики (их три), они вложены в нас Творцом и без них мышление невозможно. Закон достаточного основания – для любой посылки необходимы достаточные на то основания. Для того чтобы мыслить необходимо то, на основании чего мыслить. Например, мне нужно решить, на чем мне ехать – на машине на автобусе или пешком идти, у меня должны быть какие-то основания, чтобы решить пешком идти. Всё наше мышление связанная структура (в нормальном естественном состоянии), одна последовательность выходит из другой, а первая посылка от кого должна идти? От Бога. Великий ум Бога даёт первую посылку. И от него начиная, мы строим всё остальное. А теперь представьте, что ум отвернулся от Бога, и у него нет первой посылки. Тогда начинается работа вхолостую, оттолкнутся не от чего. Ум работает, причём активнее, потому что в холостую легче колесо прокручивается, когда не от чего отталкиваться, совершенно не тратит силы на трение. И человек начинает думать, на что опереться, чтобы какое-то решение принять? Что признать за истину, с чего строить? Человек говорит: « нет абсолютной истины», «единственная абсолютная истина, что абсолютных истин не существует»,- как сейчас современные гуманисты говорят. Следовательно, нам не от чего оттолкнутся, любое наше желание оно будет шатким, и ум может опираться или на желательною способность или на вожделевательную способность. Вожделевательная способность – это способность получать наслаждение и радость от того, что согласно с природой. Это согласно с волей Божией.

Ум начинает опираться на волю или на желание – два вида болезни ума – ни одна, ни другая не лучше.

Что такое болезнь воли? Я хочу, потому и делаю. Я хочу, теперь дай ка я подумаю, почему это можно сделать. Своеволие и есть болезнь ума, то, что воля командует умом. Подчинённый командует начальником. Воля же (и желательная способность) должны следовать тому, что согласно природе. Что согласно природе? Кто должен определить? Ум. Как определить, какое мерило? Воля Бога – Он творец, Он создал законы природы.

А что происходит в сбитом уме? Он закопался в фантазиях, он потерял критерии, он сидит как осёл между двумя стогами сена и не знает, куда ему пойти: «Что сделать?» «А вот решил я сделать то и то, воля моя хочет этого, желание возникло такое» Желание, почему возникает? Наша природа сложная, мы сложены из души и тела, у нас в душе есть различные неразумные силы, которые не подвластны разуму, которые хотят своего, и воля, она может по принципу случайности выбрать нечто… Вот как, например, в школе говорят – в кого бы мне влюбиться? Начинаются мысли всякие – Как же так, мне уже целых 13 лет, а в меня до сих пор никто не влюбился (или я ни в кого не влюбилась) Начинается опора ума на чувства. В таких случаях говорят – Сердце не обманет, ты сердцу верь, оно не соврёт. Соврёт, ещё и как. Соврёт и очень хорошо соврёт. Сердце человека крайне испорчено – говорит Писание – это чистая правда. И человек начинает жить чувствами. У него эмоции захлёстывают разум. Разум настолько охвачен эмоциональной силой, вожделевательной силой, что разум работает на вожделение как раб (а не наоборот). И человек начинает совершать безумные поступки (его эмоции на это ведут). Так возникает ревность, прелюбодеяние, различные страсти связанные с ненавистью, злобой и т.д. Эта болезнь приводит к нарушению человека. Эмоции тоже выдыхаются. Здесь как раз хотел сказать несколько слов. Что происходит с низшими силами души? Неразумные силы души начинают сами исчерпываться. Волевые люди очень часто к концу жизни становятся безвольными тряпками. Почему? Потому что воля тоже черпает силу. Откуда? Должна черпать из ума, а начинает черпать из себя, чтобы ещё и ум прокормить. Точно так же как эмоции – эмоциональные люди очень часто становятся потом сухарями. Известно например, что самые мрачные люди – это клоуны… Неправильно функционирующая душа приводит к болезни духа (коллапс души).

К сожалению человек может взломать даже то, что ему неподвластно. Помните, в начале мы говорили о неразумных и неподвластных силах души? Способность сердцебиения, переваривание пищи, химический обмен, всё это контролирует душа. Когда начинается взлом этих неразумных сил, человек начинает вычерпывать силы из тела, и тело начинает распадаться. Почему это возможно? Бог сделал так, что телесное может и должно помогать душе, поэтому существуют поклоны земные, поэтому во время покаянных молитв бьют себя в грудь (чтобы размягчить сердце), поэтому во время молитвы Ефрема Сирина молятся с воздеванием рук (чтобы горе сердца иметь). Движение помогает и душе устремляться. Поэтому и нас и образы есть, чтобы помочь душе посмотреть на небесные реальности. И именно эта связь, которая работает на благо души, начинает работать на зло, когда ум воля и чувства начинают вычерпывать тело. Человек распадается, он заболевает и кончается это смертью. А дальше человек не имея связи с Богом начинает пожирать сам себя, и это состояние называется адом.

Теперь переходим к вопросу исцеления. Как заставить работать эти силы правильно? С чего начинается христианство? «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» Покаяние это изменение …сердца? Нет, именно ума. Не поменявши ум, не поменяешь сердце. Это принципиально важный момент. Часто сталкиваюсь с христианами, у которых сердце горит, но они не изменяют своего ума и отпадают очень быстро, как и в Евангелии сказано – посеянное на каменистой земле.

-Как же может больной ум сам себя изменить?

-Очень просто – больной ум обращается к врачу. Сам себя изменить он не может, а к врачу обратиться он может.

-К Богу. Врач душ и тел – Христос Спаситель. С чего начинается обращение? Без Бога живя у человека нет цельного мировоззрения (даже у фанатиков религиозных вне христианства у них в уме такая фальшивая матрица, под которой лежит задавленная совесть…именно с этим связана их агрессивность… лучше было при советской власти, когда была идеология для всех, чем сейчас, когда каждый что хочет думает). Итак, разум становится на свое место – во-первых, он принимает от начала до конца откровение Божие и принимает такую логику: «Да будет не то, что я хочу, но то, что Ты». Поэтому все начинается с веры – без веры угодить Богу невозможно. Вера не противоположна знанию, а является высшей формой знания. Я доверяю Великому Уму Бога, который бесконечно талантливее и бесконечно мудрее меня, я принимаю Его Откровение, как Абсолютную Истину без обсуждения, как Аксиому и вот от этой Аксиомы начинаем выстраивать всё остальное. Потому и требуется знание догматов. Потому и страшна ересь. Ересь – искажение Откровения – фальшивая программа. Поэтому и необходимо точное следование догматам Церкви без прибавления и убавления. Любая порча Откровения приведёт к тому, что у человека чистый разум опять распадётся, поэтому ересь является грехом ума – смертным грехом, и еретики Царствия Божия не наследуют, потому что у них распад программы разума продолжается.

Постепенно происходит перерождение. Ум возвращается на свое место, он упрощается со временем. Что значит упрощается? Он прекращает жить в сложном мире, он смотрит на всё глазами Бога.

Некоторые говорят: «А ведь можно более ревностно». А не надо. Вот как Бог дал, так и надо.

Источник: лекция священника Даниила Сысоева «О свойствах души» с диска.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *