что значит свойства души
Душа человека
Человеческая душа, как любое создание Божие, прекрасна. Наделенная от Бога властью управлять телом, она имеет разнообразные свойства и способности, которые отличают человека от животных и делают его самым удивительным созданием Божиим. К сожалению, душа, как и тело, может болеть. Болезни, которые поражают душу, называются страстями. О том, как устроена душа, чем она болеет и как исцеляется, рассказывается в этой книге.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Душа человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Итак, душа наша есть прекраснейшее и преимущественное пред всем созданным, любимейшее Богом творение, запечатленное тайной благодати и премудрости Его. В отличие от тела, которое устроено сложно, природа души проста. Вот как говорит об этом преподобный Максим Исповедник: «Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа — не тело, так как непричастна ничему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной, а как образ бессмертного, и нетленного, и невидимого, мы и в ней признаём эти качества. Как образ нетелесного — и нетленной, то есть чуждой всякой вещественности».
Таким образом, главные свойства души, по Максиму Исповеднику, — это нематериальность (бестелесность) и бессмертие. Другие важные свойства ее природы — это свобода, разумность и самосознание. Без этих свойств своей природы душа не смогла бы стать госпожой тела и управлять им, к чему она призвана от самого своего сотворения.
Прежде всего душа есть существо невещественное и простое — бестелесное, и это естественно: как хозяйка тела, она необходимо должна отличаться от того, чем призвана владеть. Она имеет духовную природу, так что Священное Писание, говоря о ней, прямо называет ее духом: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим. 8, 16); Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11). Поэтому душу нельзя видеть телесными очами, нельзя осязать, вообще ощущать какими бы то ни было телесными чувствами.
Именно душа является причиной жизни и движения тела, сама не нуждаясь при этом в оживотворяющем начале (именно в этом заключается ее богоподобие). «Если душа есть живое тело, то его что-то должно двигать изнутри, — говорит преподобный Максим Исповедник. — Тогда придется предположить, что в душе есть душа. Если же скажут, что нас движет Бог, то должны будут признать Божество причиной и тех неуместных и срамных движений, которых у нас, как известно, очень много».
Человек есть существо, образуемое единством тела и души, и без тела он был бы не человеком, а Ангелом, равно как с одним телом без Божественного духа он был бы животным. Тело, по словам святителя Кирилла Александрийского, — орудие души, некий вид ее одеяния или покрывала. То, что душа и тело, столь разнородные по своей природе, при жизни человека теснейшим образом связаны взаимно, святитель Григорий Богослов объясняет проявлением премудрости Божией, промыслительно установившей этот союз. По мнению святителя, душа связана с телом для того, «чтобы в борьбе и брани с телом мы постоянно обращали взоры к Богу… чтобы мы знали, что мы в одно и то же время велики и ничтожны, перстны и небесны, смертны и бессмертны. Душа соединена с телом для того, чтобы, если мы вздумаем гордиться образом Божиим в нас, земное естество наше смирило бы нас». «Тело тленно и маловременно и без души не живет, — говорит святитель Григорий Богослов, — а душа Божественна и бессмертна и, будучи вдуновением Бога, соединена с телом для испытания и восхождения к богоподобию».
Что значит свойства души
Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово.
Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит,
не сердечная мышца – душа болит.
диакон Андрей
Душа́ — 1) составная, субстанциональная часть человеческой сущности, обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства ( Быт.1:26 ); 2) отличная от тела часть человеческой ипостаси ( Быт.2:7 ); 3) человек ( Быт.46:26 ); 4) животное ( Быт.1:24 ) и его жизненная сила ( Быт.1:30 ).
Иногда термины дух и душа могут использоваться как синонимы.
Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.
Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.
Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.
Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.
Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.
Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.
Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. «Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине – невещественно и бестелесно». Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв. Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.
Три силы души
В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) – разумную, раздражительную и вожделевательную (ум, чувства и волю).
Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям» (св. Симеон Новый Богослов).
Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.
Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.
«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.
Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.
Душа и тело человека
Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова, срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.
Свойства и качества. Душа человека:
На чём основано православное учение о двусоставности человека (душа и тело)?
Православное учение о двусоставности человека основано на прямых свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.
Вообще же Священное Писание неоднократно указывает на то, что каждый человек состоит из души и тела, например: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ); «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ).
О том, что душа — не продукт жизнедеятельности тела (центральной нервной системы), ясно сообщается в притче о богаче и Лазаре, из которой следует убедительно, что после разлучения с телом (то есть после физической смерти человека) душа продолжает жить, причём, жить сознательной жизнью. Так, душа богача, пребывая в аду, узнаёт души Авраама и Лазаря (последние находятся в особой области — лоне Авраамовом) ( Лк.16:23 ), ведёт с душой Авраама беседу ( Лк.16:24-26 ), ощущает мучение и испытывает осознанное желание облегчить свои муки ( Лк.16:24 ), стремится проявить заботу о живущих земной жизнью братьях ( Лк.16:27-31 ).
С верой в загробное существование душ связана практика молитвенного поминовения усопших, а также практика молитвенного общения верующих с почившими о Господе святыми. Таким образом, отрицание в человеке субстанциональной души является грубейшим противлением против Православия, против Церкви.
Понятие души
Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» ( Иез.18:20 ).
Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.
Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» ( Еккл.3:19 ). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.
Об оккультных технологиях, связанных с управлением человеческим телом
Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.
Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.
Зачем Антоний Великий говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которые выпьет, взять благословение? Для того, чтобы максимально освободить разум монаха от жизненных забот. Задача послушания – это прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист пытаются своим телом управлять при помощи разума, то православный монах полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы переключить его весь на Бога.
О душе Богочеловека Иисуса Христа
По человеческой природе Христос обладал телом и душой. Поскольку человеческая и Божеская природы соединены в Лице (Личности) Сына Божьего, постольку можно утверждать, что душа Христа — душа воплотившегося Сына Божьего.
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет.3:18-19 ).
Из Часов пасхальных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».
Существуют ли неприкаянные души, которые вынуждены скитаться по земле, не находя покоя?
Святая Церковь верует, «что души умерших находятся в состоянии покоя или мучения, в соответствии со своими делами. Отделившись от своих тел, они немедленно (!) переходят или к радости, или к печали и плачу; однако, общепризнанно, что ни их блаженство, ни осуждение не являются совершенными» (Посл. восточ. патриархов, чл. 18). Местопребыванием праведных является рай, грешников – ад, (см. Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 67, 68) или, согласно словам Иова, страна «вечной тьмы, где нет света и нельзя видеть жизни человеческой» ( Иов.10:22 ).
По этому поводу хорошо говорил вселенский учитель святитель Иоанн Златоуст: «Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что “праведных души в руке Божией” (Прем. Сол. 3:1) Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: “Сегодня душу твою возьмут у тебя” ( Лк.12:20 ). Да и быть не может, чтобы душа, вышедшая из тела, блуждала здесь. И это вполне сообразно с разумом. А что и души грешников по смерти не могут здесь пребывать, послушай богача, который много о том просил, и не получил желаемого. Если бы это возможно было, то он сам пришел бы и возвестил о происходящем там. Отсюда видно, что души, по отшествии отсюда, уводятся в некую страну и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшного того дня» (Беседы на Евангелие от Матфея, 28).
Случаи видений блуждающих духов святитель объясняет демоническим действием: «Демон старается показать, что она не только обитает в костях (умерших людей), но ходит туда и сюда, блуждая понапрасну, что она не подчинена какой-либо власти, ни даже Божественному промышлению, и не будет подвержена какому-либо наказанию за содеянные преступления. Таким образом он делает то, что многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это – басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами» (Толкование на пророка Исаию, гл. 8).
В то же время история знает много случаев явлений душ умерших живым. Поскольку «продолжение существования души по разлучении её с телом и её бессмертие есть несомненная истина, так как сам Спаситель утвердил её против непризнававших её саддукеев, то уже, по этому одному возвращение отшедших душ и явление их живущим на земле людям, по допущению или повелению Бога, вполне возможны и не представляют ничего невероятного. У иудеев, современных Спасителю, вера в это возвращение и это явление была всеобщею верою. Иисус Христос предполагал её уже как несомненную, и никогда не говорил ничего такого, из чего бы можно было заключать, что он не одобрял или осуждал эту веру. Души усопших, конечно, являются и могут являться на землю не по своей собственной воле, а только по повелению и допущению Божию. Бог повелевает и допускает им являться только для каких-нибудь особенных, достойных Его, целей. Если бы они могли являться по своему собственному произволу, в таком случае их явления были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом деле; в таком случае, конечно, мало нашлось бы между ними таких, которые бы не стали являться на землю по разным личным побуждениям, из побуждения, например, родственного чувства и желания свидания со своими близкими и пр. Такое мнение высказывает блаженный Августин, говоря о своей матери, св. Монике, которая его так нежно любила. Евангельский богач непременно бы посетил своих братьев и родственников, чтобы известить их о той несчастной участи, которая постигла его в загробной жизни. Но Бог по своему милосердию и всемогуществу дозволяет являться душам усопших только очень редко. Поэтому ко всему тому, что говорят и пишут о явлениях усопших, должно относиться с большою осторожностью и осмотрительностью» (прот. Григорий Дьяченко. Тайная жизнь души после телесной смерти. М., 2010. С. 93, 97).
Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь
по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия
Новости
В связи с сокращением штата клириков монастыря Таинство соборования в храме проводиться не будет.
Можно заказать индивиндуальное соборование на дому.
15 сентября правящий Архиерей возглавил службу в монастыре.
Объявления
АДРЕС МОНАСТЫРЯ
461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.
эл.почта:(по вопросам пожертвований):
Карта Сбербанка 4276460013808097
ДАНИИЛ СЫСОЕВ. О свойствах души.
Сегодня мы будем говорить о свойствах души и об их правильном или неправильном употреблении.
Мы с вами будем изучать такое важнейшее произведение для нашего богословия, называется «Точное изложение православной веры»( прп. Иоанна Дамаскина).
С одной стороны вы должны понимать, что душа есть сущность простая, так как душа у нас духовна, то есть не материальна, она относиться к миру духовному, умственно постигаемому, именно поэтому душа не состоит из кусочков. То есть свойства души, это не кусочки души, это некие силы которыми душа действует.
Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то мы увидим, что чаще всего в душе выделяют три основных силы. Высшая сила – это ум, (так же) воля и чувства; соответственно сила мыслительная, желательная и вожделевательная.
У души есть некоторые и другие силы. Силы души разделяются на разумные и на ту которая неразумная. У неразумного начала души есть две части – одна не послушная разуму, то есть разуму не повинуется, другая послушная и повинуется разуму.
Почему же тело ломается, если душа так хорошо им управляет? Ответ очень простой. Бог сделал, что человеческое тело смертное и избавиться от смерти никаким рациональным планированием в принципе невозможно. Вспомните например, овечку Доли, когда пытались при помощи клонирования достигнуть бессмертия, собственно клонирование для этого и сделали. Она в три года умерла от старости. Клонирование, как и любая другая попытка, является тупиковым путем.
Далее, « нужно знать, что разумное начало по природе владычествует над неразумным, однако же, не все ему повинуются». Неразумные силы бывают двух видов. Одни из них непослушны разуму, т. е. не повинуются ему; вторые же послушны и повинуются разуму. Какая же послушна и повинуется? Послушные же и повинующиеся разуму силы души суть гнев и хотение (похоть). При этом следует заметить, что произвольное движение принадлежит той части души, которая повинуется разуму». То есть к чему стремиться душа – она стремиться к той части, которая послушна разуму. То что мы не контролируем, наши жизненные начала, это ни в коем мере нам не препятствует, потому что все, что служит к движению, к стремлению, к деятельности, относится именно к той сфере души, которая послушна разуму. Человек властен гневаться или не гневаться. Гневаться против кого? Против врагов. Может вожделеть, может не вожделеть. Это все относиться к области, контролируемой разумом. Неразумная часть, но разуму послушна. Гнев хороший против зла направлен, гнев плохой направлен против человека.
Итак «подобным же образом ожидаемое зло приводит в страх, а присутствующее производит печаль. При этом следует иметь в виду, что, говоря здесь о благе, мы имели в виду, как действительное благо, так и благо мнимое. Подобным же образом и о зле».
Есть тоже зло которое кажется злом, а на самом деле добро. Например, страдания могут быть добром, хотя кажутся для нас злом. Добро или зло война? Она является злом для развязавших войну, так? В прямом смысле этого слова. А для подпавших под это, война может быть злом, а может быть и не злом в зависимости от их к ней отношения. Если человек озлобляется и ненавидит, значит война становится для него злом. Если человек понимает, что война послана и ему и его народу за грехи, и он раскаивается, как было во время ВОВ, то он превращается для него в добро.
В изначальном – естественном виде
И сверхестественном виде
В естественном виде способности души проявляется у человека до грехопадения. Почему естественные? Потому что нормальным является то, как создал Бог человека.
Есть состояние после падения (в грех) – это состояние болезни, оно является противоестественным.
А есть сверхъестественное. Которое дано искуплением. Оно дано тем людям, которые получили тайное посвящение, получили тайную силу и едят тайную пищу. Вы, наверное догадываетесь? Это Крещение, Миропомазание и Причастие. Поэтому все они называются Таинствами. Почему я говорю необычным языком, потому что у нас часто не как Таинство получается, а как какой- то обряд бессмысленный. На самом деле это передача неких тайных сил Богом, которые поднимают все свойства души и ставят их на свое место.
И мы можем и должны судить отличая добро от зла. Потому что Бог говорит в книге пророка Исаии: «Проклят тот человек, который добро называет зло, зло называет добром, кто сладкое называет горьким, горькое называет сладким, кто черное называет белым, белое называет черным». Это очень важный принцип. Попытка отказаться от этого принципа, она приводит к гибели души. У нас существует такой предрассудок: лучше нам на всякий случай не только не осуждать, но и не судить, то есть не оценивать поступки. Если мы не будем оценивать поступки в первую очередь свои, да и других людей (которые нас во что-то пытаются втянуть),, мы гарантированно погибнем. Попытка людей ввести бездумное послушание она противоречит Священному писанию и наследию святых отцов.
Например: зачем Антоний Великий говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которое он выпьет взять благословение. Знайте зачем? Для того чтобы разум монаха максимально отвлечь от жизненных забот. Задача послушания прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист, пытается своим телом управлять при помощи разума, то тут происходит наоборот, человек полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы у него разум был заполнен богопознанием и богообщением. Эти вещи являются высшим проявлением мыслительной способности души, и именно для них высвобождается разум. Послушание касалось исключительно внешних дел, но никогда монахам не говорилось – делай так и все, и точка. Нет. Если мы возьмём огромное море святоотеческой письменности, монашеской – оно возникло именно потому, что старцы поясняли, основываясь на Слове Божием, самые тонкости движения души. Наши представления – что тебе будут говорить, а ты как робот выполнять, это подход, который разрушит твою душу. Понимаете почему? Вместо того чтобы разум развивать, как делали святые, тут разум убивается. Мы научены убивать не нашу природу, а то, что на природе паразитирует – грех.
Теперь о свойстве души предвидеть будущее через сновидение. Часто спрашивают: откуда я знал, что со мной произойдет? Вот такое явление, да? Был такой пример (их много), замеченный и описанный в литературе, когда человек спит и ему во сне сниться, что он в Париже во время французской революции, сюжет закручивается и в конце он попадает на гильотину… и человек просыпается оттого, что ему на шею падает книжная полка.
Получается обратная причинность, человек как бы видит будущее, которое для него совершенно не очевидно. Это некое предвидение будущего, которое свойственно человеческой душе, связано с тем, что человеческая душа причастна миру духовному и в некотором смысле она может приподниматься над обычным временным потоком.
Снам верить не должно сон это время, когда мысль не контролирует сама себя, не сдерживает сама себя, и человек открыт для разных духовных воздействий. Писание предостерегает нас от веры снам. Сны от Бога – от них рождается покаянное чувство, если не рождается – это сон не от Бога, а если покаянное чувство рождается и приводит к отчаянию, то это тоже не от Бога.
— можно вопрос. Абстрактное искусство является фантазией?
— Абстракционизм является результатом фантазии доведенной до предела. Попытка мир изломать и сделать из него набор кусков. Мир от этого не меняется, а делающий это меняется. Когда Малевич написал черный квадрат и повесил его в красном углу вместо икон, он мир не изломал, но себя он изломал сильно. Само абстрактное искусство приводит к распаду, распад мыслительной способности, доведенной до логического конца. Фантазия начинает создавать мир, а так как сила ума исчерпывается… все сотворенное имеет ограниченное количество сил, в том числе и душа. Также ум имеет ограниченный объем памяти, ограниченный объем энергии, ограниченный объем сил. И вот неправильно функционирующий разум начинает себя исчерпывать. И доходит до такой критической точки, когда человек становиться безумным. Это как раз-то результат действия фантазии доведенной до логического конца…
Мир духовный связан с духами, поэтому человеческий разум, отвернувшись от Бога, начинает контактировать с иными существами, с ангелами (подобное тянется к подобному). Человек начинает контактировать с падшими духами. Человек сначала начинает вырабатывать фантазию сам, потом ему начинают подбавлять. Дело в том, что ангелы не обладают творческой способностью никакой. Ангел – вестник, посланник, он будет точно передавать информацию, поэтому ангелы не обладают творческой способностью, им даны другие способности, которых нет у человека. Человеку же даны творческие способности, которых нет у ангелов, поэтому, что делает мятежный ангел? Когда человек фантазирует в греховном смысле, ангел мятежный дает ему некую мысль, некую информацию, картинку и человек на основании этой картинки начинает вырабатывать свою картинку. То есть происходит совместное творчество человека и демона. В ЧЁМ РАЗНИЦА? Демон, не обладая творческой способностью, он всегда паразитом является. Бог же, будучи Творцом, Он сотворит человеку, они вместе творят. Поэтому разум человека, который сотрудничает с Богом, усиливается, обогащается, поэтому и Дух Святой называется Духом премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Господня. Помните, да (семь даров Святого Духа, которые мы должны знать)? А разум человека, который общается с демонами, он ослабевает, причём даже быстрее, чем, если бы он фантазировал сам.
Почему? Человек имеет внутри себя ряд сдерживающих планок (которые Бог в него заложил). Планки это и возрастные, и образовательные и совесть, которая есть в каждом человеке и она не даёт людям распоясываться.… А злые духи помогают человеку сломать каждую планку. Как говорил Косьма Италийский: «Гибель придёт от грамотных». В каком смысле? Не то, что грамотность плохо, а то, что гибель придёт от тех людей, которые грамоту использовали во зло. Науки как таковые созданы Богом…Адаму ведь была дана заповедь «возделывать рай», а «возделывать» это предполагает и научную деятельность – научиться понимать мир.
Главное, что заставляют делать демоны, они помогают человеку обойти совесть. Человек редко прямо переступает через совесть, такое бывает, но это редкий момент который тяжело переживается самими людьми, чаще человек обходит. Как например в бизнесе, человек не будет напрямую воровать, когда можно обжулить, сделать обходной маневр. Вот и демоны помогают обходить, они делают фальшивую совесть с фальшивой системой добра и зла с фальшивой этикой, и потом исходя из фальшивой этики человек выстраивает фальшивую жизнь, всё это делается на базе извращённого ума. Вот говорят: откуда в мире столько разных нравственных систем – мусульмане считают добром одно, христиане другое, буддисты третье. Ответ очень простой – голос совести заглушен фальшивой совестью. Фальшивка похожа на настоящую, чтобы мыслительная способность души была введена в заблуждение. Мыслительная способность под воздействием злых духов начинает блуждать, принимать за добро, то, что добром не является. Причём добро не просто, а в максимуме, то есть на уровне заповеди. Например, заповедь о джихаде. Нормальная совесть никогда не может сказать, что убийство невиновного человека, который не сделал тебе никакого зла, может быть добром. Но фальшивая совесть, которая вложена исламом, она портит это и в результате получается, как сказал один мой знакомый мухабит: « если бы Аллах наказал жарить младенцев заживо, я бы это сделал»…
Разум человека (мыслительная способность) должен контролировать желательную способность и возжелевательную способность. Что это такое? У Иоанна Дамаскина читаем: « Хотение есть определенное проявление естественной воли, иначе сказать: естественное и разумное влечение к какому-либо предмету; ибо в человеческой душе заложена способность разумения влечений. Таким образом, когда такое разумное влечение естественно направляется к какому-либо предмету, то оно получает название хотения, ибо хотение есть разумное влечение и стремление к какому-либо предмету». Хотение и стремление к тому, что естественно – способность хотеть то, что согласно с природой. Хотеть есть, пить, рожать детей, дышать, двигаться, жить. Все эти вещи, вложенные Творцом, они естественны, вопрос в том, что естественные силы могут быть неправильно употребляемы, потому что они выходят из-под контроля разума, который сам вышел из-под контроля Бога.
Какие болезни возникают, когда воля начинает командовать разумом? Отвернувшись от Бога, ум человека пытается опереться сам на себя, он начинает вырабатывать фантазию и он видит, что опереться невозможно, потому что умственная способность она …к логичности. Логика это одно из главных условий существования человека, как говорит Григорий Палама все законы логики (их три), они вложены в нас Творцом и без них мышление невозможно. Закон достаточного основания – для любой посылки необходимы достаточные на то основания. Для того чтобы мыслить необходимо то, на основании чего мыслить. Например, мне нужно решить, на чем мне ехать – на машине на автобусе или пешком идти, у меня должны быть какие-то основания, чтобы решить пешком идти. Всё наше мышление связанная структура (в нормальном естественном состоянии), одна последовательность выходит из другой, а первая посылка от кого должна идти? От Бога. Великий ум Бога даёт первую посылку. И от него начиная, мы строим всё остальное. А теперь представьте, что ум отвернулся от Бога, и у него нет первой посылки. Тогда начинается работа вхолостую, оттолкнутся не от чего. Ум работает, причём активнее, потому что в холостую легче колесо прокручивается, когда не от чего отталкиваться, совершенно не тратит силы на трение. И человек начинает думать, на что опереться, чтобы какое-то решение принять? Что признать за истину, с чего строить? Человек говорит: « нет абсолютной истины», «единственная абсолютная истина, что абсолютных истин не существует»,- как сейчас современные гуманисты говорят. Следовательно, нам не от чего оттолкнутся, любое наше желание оно будет шатким, и ум может опираться или на желательною способность или на вожделевательную способность. Вожделевательная способность – это способность получать наслаждение и радость от того, что согласно с природой. Это согласно с волей Божией.
Ум начинает опираться на волю или на желание – два вида болезни ума – ни одна, ни другая не лучше.
Что такое болезнь воли? Я хочу, потому и делаю. Я хочу, теперь дай ка я подумаю, почему это можно сделать. Своеволие и есть болезнь ума, то, что воля командует умом. Подчинённый командует начальником. Воля же (и желательная способность) должны следовать тому, что согласно природе. Что согласно природе? Кто должен определить? Ум. Как определить, какое мерило? Воля Бога – Он творец, Он создал законы природы.
А что происходит в сбитом уме? Он закопался в фантазиях, он потерял критерии, он сидит как осёл между двумя стогами сена и не знает, куда ему пойти: «Что сделать?» «А вот решил я сделать то и то, воля моя хочет этого, желание возникло такое» Желание, почему возникает? Наша природа сложная, мы сложены из души и тела, у нас в душе есть различные неразумные силы, которые не подвластны разуму, которые хотят своего, и воля, она может по принципу случайности выбрать нечто… Вот как, например, в школе говорят – в кого бы мне влюбиться? Начинаются мысли всякие – Как же так, мне уже целых 13 лет, а в меня до сих пор никто не влюбился (или я ни в кого не влюбилась) Начинается опора ума на чувства. В таких случаях говорят – Сердце не обманет, ты сердцу верь, оно не соврёт. Соврёт, ещё и как. Соврёт и очень хорошо соврёт. Сердце человека крайне испорчено – говорит Писание – это чистая правда. И человек начинает жить чувствами. У него эмоции захлёстывают разум. Разум настолько охвачен эмоциональной силой, вожделевательной силой, что разум работает на вожделение как раб (а не наоборот). И человек начинает совершать безумные поступки (его эмоции на это ведут). Так возникает ревность, прелюбодеяние, различные страсти связанные с ненавистью, злобой и т.д. Эта болезнь приводит к нарушению человека. Эмоции тоже выдыхаются. Здесь как раз хотел сказать несколько слов. Что происходит с низшими силами души? Неразумные силы души начинают сами исчерпываться. Волевые люди очень часто к концу жизни становятся безвольными тряпками. Почему? Потому что воля тоже черпает силу. Откуда? Должна черпать из ума, а начинает черпать из себя, чтобы ещё и ум прокормить. Точно так же как эмоции – эмоциональные люди очень часто становятся потом сухарями. Известно например, что самые мрачные люди – это клоуны… Неправильно функционирующая душа приводит к болезни духа (коллапс души).
К сожалению человек может взломать даже то, что ему неподвластно. Помните, в начале мы говорили о неразумных и неподвластных силах души? Способность сердцебиения, переваривание пищи, химический обмен, всё это контролирует душа. Когда начинается взлом этих неразумных сил, человек начинает вычерпывать силы из тела, и тело начинает распадаться. Почему это возможно? Бог сделал так, что телесное может и должно помогать душе, поэтому существуют поклоны земные, поэтому во время покаянных молитв бьют себя в грудь (чтобы размягчить сердце), поэтому во время молитвы Ефрема Сирина молятся с воздеванием рук (чтобы горе сердца иметь). Движение помогает и душе устремляться. Поэтому и нас и образы есть, чтобы помочь душе посмотреть на небесные реальности. И именно эта связь, которая работает на благо души, начинает работать на зло, когда ум воля и чувства начинают вычерпывать тело. Человек распадается, он заболевает и кончается это смертью. А дальше человек не имея связи с Богом начинает пожирать сам себя, и это состояние называется адом.
Теперь переходим к вопросу исцеления. Как заставить работать эти силы правильно? С чего начинается христианство? «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» Покаяние это изменение …сердца? Нет, именно ума. Не поменявши ум, не поменяешь сердце. Это принципиально важный момент. Часто сталкиваюсь с христианами, у которых сердце горит, но они не изменяют своего ума и отпадают очень быстро, как и в Евангелии сказано – посеянное на каменистой земле.
-Как же может больной ум сам себя изменить?
-Очень просто – больной ум обращается к врачу. Сам себя изменить он не может, а к врачу обратиться он может.
-К Богу. Врач душ и тел – Христос Спаситель. С чего начинается обращение? Без Бога живя у человека нет цельного мировоззрения (даже у фанатиков религиозных вне христианства у них в уме такая фальшивая матрица, под которой лежит задавленная совесть…именно с этим связана их агрессивность… лучше было при советской власти, когда была идеология для всех, чем сейчас, когда каждый что хочет думает). Итак, разум становится на свое место – во-первых, он принимает от начала до конца откровение Божие и принимает такую логику: «Да будет не то, что я хочу, но то, что Ты». Поэтому все начинается с веры – без веры угодить Богу невозможно. Вера не противоположна знанию, а является высшей формой знания. Я доверяю Великому Уму Бога, который бесконечно талантливее и бесконечно мудрее меня, я принимаю Его Откровение, как Абсолютную Истину без обсуждения, как Аксиому и вот от этой Аксиомы начинаем выстраивать всё остальное. Потому и требуется знание догматов. Потому и страшна ересь. Ересь – искажение Откровения – фальшивая программа. Поэтому и необходимо точное следование догматам Церкви без прибавления и убавления. Любая порча Откровения приведёт к тому, что у человека чистый разум опять распадётся, поэтому ересь является грехом ума – смертным грехом, и еретики Царствия Божия не наследуют, потому что у них распад программы разума продолжается.
Постепенно происходит перерождение. Ум возвращается на свое место, он упрощается со временем. Что значит упрощается? Он прекращает жить в сложном мире, он смотрит на всё глазами Бога.
Некоторые говорят: «А ведь можно более ревностно». А не надо. Вот как Бог дал, так и надо.
Источник: лекция священника Даниила Сысоева «О свойствах души» с диска.