что значит святая женщина

Женщины – святые и ведьмы

Женщины – это ангелы, но когда им обламывают крылья, им приходится летать на метле!

Истории известно много случаев, когда женщин, которых при жизни признавали ведьмами, позднее причисляли к лику святых. Так Жанна д Арк («Орлеанская дева») была осуждена как ведьма и сожжена на костре, а спустя несколько столетий католическая церковь объявила её святой и канонизировала.

Русский философ Владимир Соловьёв считал, что «все женщины – богородицы».

По Владимиру Соловьёву «смысл любви — … небесный предмет нашей любви только один всегда и для всех один и тот же – вечная Женственность Божия…»

Но восторженно к женщине относились не всегда. В древней Греции отношение к женщине не было уважительным. Красивая женщина оценивалась в несколько голов рогатого скота. Греки считали, что любовная страсть к женщине это болезненное проявление. «Любовь к женщине — это яд», – говорил Сократ. Аристотель полагал, что «. женщина – это изуродованный от природы мужчина».

Средневековое христианство определяло женщину как неполноценное создание, похотливую и нечистую во всех отношениях тварь. Отцы церкви даже придерживались мнения, что, поскольку женщина является существом низшим, то она вряд ли имеет душу.

Многие средневековые священники утверждали, что «. женщина опаснее змеи», «. женщины являются вратами к дьяволу…».

Святой Тертуллиан считал, что «истинная христианка должна ненавидеть свою привлекательность, ибо она совращает мужчин».

Во многом от этого возникла и охота на ведьм. В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал буллу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм.

В Германии в XV веке для выявления ведьм был издан труд «Молот Ведьм» Якова Шпренгера и Генриха Инститориса.

Ведьм сжигали, но при этом и обращались к их услугам!

«Охота на ведьм» и ныне в почёте, особенно в политической сфере.

Вина ведьмы часто заключалась лишь в том, что женщина была дьявольски красива. Ведьм пытали огнём и водой для проверки: если не всплывёт – значит ведьма; а если всплывала, значит точно ведьма, и всё равно сжигали.

Потому-то в современной Европе так мало красивых женщин.

Самая известная ведьма, разумеется, булгаковская Маргарита. Также панночка из рассказа Гоголя «Вий», «Олеся» Куприна (Марина Влади во французском фильме «Ведьма»). И трудно сказать, в изображении художников больше святых женщин или женщин-ведьм.

Причём ведьма – чисто женский феномен.

Как распознать ведьму в привлекательной, сексапильной, волнующей воображение молодой женщине?

Типичная ведьма – Настасья Филипповна из романа Достоевского «Идиот»: дьявольски красива, способна влюбить в себя любого, крутит людьми как хочет, и при этом глубоко несчастна и одинока; душа её мечется и не находит покоя.

Эти женщины хотят недостижимого; их привлекает только невозможное!

Такие женщины легко манипулируют людьми. Это удаётся им дьявольски хорошо. По вине современных ведьм мужчины уходят из семьи, совершаются му*чества, попытки самоубийств.

Однако во всём, что касается высокого творчества, романтики личной жизни, сотрудничество с ведьмой более чем плодотворно. Немало деятелей культуры и искусства предпочитали держать рядом с собой именно этот тип женщин. Ведьмой считал свою жену известный режиссёр Андрей Тарковский.

Ведьма может не знать, что она ведьма. Она считает себя ангелом, а на самом деле…

Почему Маргарита становится ведьмой? Нет, она всегда была ею, но не знала об этом или не проявляла эти свои качества. Служанка Маргариты тоже оказывается ведьмой, что подтверждает – каждая женщина ведьма!

Перед чарами ведьмы устоять невозможно. Захотела Маргарита – и влюбила в себя Мастера. А он ничего и не делал, даже не сопротивлялся. А только сразу угодил в сумасшедший дом. И ведь заметьте, именно Маргарита помогает Мастеру писать евангелие от Сатаны. А всё потому, что Маргарита – ведьма, помощница Дьявола!

Захочет ведьма – и будешь её весь с потрохами. Сколько мужчин, при любимой и любящей жене, становились жертвами ведьм, а потом платили алименты.

Ведьма влюбит в себя, и будет делать с вами что захочет. Или такого тоже нет? Чертовщина, скажете? Автор сошёл с ума? Значит, вам не попадалась ведьма, – ваше счастье.

Женское очарование и обольстительность – это всё приёмчики ведьмы.

А вот женщина-ангел обращается к душе, что значительно труднее.

Мы хоть и инстинктивно боимся ведьм, но если честно признаться, нам нравятся ведьмы. Больше того, мы нуждаемся в них. Большим спросом пользуются не только знахарки, врачевательницы, но и соблазнительницы. Ведьмы, как правило, неотразимо красивы.

Самое расхожее обвинение в адрес неугодной женщины – ведьма! Гибнет на плахе «одна из рода Болейн», сжигают «Орлеанскую деву».

Когда другая женщина уводит мужа из семьи, её однозначно называют – ведьма!

Ведьмы обладают неотразимой внешней привлекательностью, и потому мы их и боимся, и в них влюбляемся, летим как мотыльки на огонь.

Ведьма более привлекательный персонаж, нежели ангел. Если честно признаться, наши симпатии все равно на стороне красавицы-ведьмы, нежели скромной и незаметной женщины-ангела.

Чего не может достичь ангел, с лёгкостью добивается ведьма.

И трудно сказать, кого мы предпочтём: красавицу-ведьму или красавицу-ангела.

Может ли ведьма быть ангелом? – Во всяком случае, часто за ангельской внешностью скрывается ведьма.

Взгляды мужчин и женщин на любовь весьма различаются. В качестве доказательства посмотрите мой ролик «Любовь в Курорте»

Источник

10 вещей, которые делают женщину святой в глазах мужчин

Мужчины ищут в женщинах самые разные качества, ведь у каждого имеется своё представление об идеалах.

Однако существуют женские качества, которые практически все мужчины считают необыкновенными и присущими лишь по-настоящему святым женщинам.

Что же это за волшебные качества?

1. Искренность и преданность

Это вполне очевидное требование абсолютно к любому человеку, ведь никто не хочет чувствовать себя обманутым. Поэтому старайтесь не лукавить с партнером, даже в каких-то незначительных вещах, ведь недоверие начинается именно с мелочей.

что значит святая женщина. Смотреть фото что значит святая женщина. Смотреть картинку что значит святая женщина. Картинка про что значит святая женщина. Фото что значит святая женщинаФото: Pixabay

2. Поддержка.

Мужчина не может постоянно быть сильным и стойким, порой он тоже нуждается в помощи и поддержке. В жизни каждого человека случаются моменты, когда ему необходима молчаливая помощь. Поэтому если вы заметите, что ваш мужчина чувствует себя плохо, поговорите с ним или просто побудьте рядом, чтобы он смог ощутить вашу поддержку.

3. Забота.

Нужно понимать, что забота заключается не только в уборке, стирке, глажке, но и в простой ласке, умении поддержать беседу, готовности всегда выслушать возлюбленного.

4. Легкость и открытость.

Как показывает практика, мужчины больше ценят тех женщин, которые охотно соглашаются на эксперименты, поддерживают неординарные предложения и идеи. С такими женщинами мужчинам гораздо интересней строить отношения.

5. Психологическая зрелость.

Мужчины хотят видеть рядом с собой мудрую и понимающую избранницу, которая не станет донимать их глупой ревностью, устраивать истерики на ровном месте, жаловаться на недостаток внимания. Мужчинам хочется строить отношения со зрелой женщиной, а не чрезмерно эмоциональной девочкой.

6. Понимание.

Без взаимопонимания невозможно построить счастливые отношения. В жизни случаются разные ситуации, которые могут показать вашего партнера не в самом лучшем свете. Но если вы любите мужчину и считаете его по-настоящему близким человеком, то вам необходимо показать, что вы принимаете его любым. Это именно то, в чем он нуждается.

7. Независимость.

Мужчины действительно ценят независимых и самодостаточных женщин, с которыми не нужно постоянно возиться, словно с детьми. Однако в этом вопросе очень важно сохранять баланс, чтобы не показаться чрезмерно самостоятельной женщиной, которая вовсе не нуждается в мужской помощи и поддержке. Такие дамы только отталкивают представителей сильного пола.

8. Ухоженный внешний вид.

Не обязательно носить брендовые вещи и использовать только дорогую косметику, чтобы привлекать внимание мужчин, ведь большинство из них никогда не догадаются, сколько на самом деле стоит ваша сумочка. Нужно просто выглядеть аккуратно, опрятно, привлекательно, чтобы мужчина чувствовал, что вы стараетесь ради него.

9. Отличное чувство юмора.

Гораздо приятнее быть в отношениях с человеком, который всегда может насмешить и порадовать. С женщиной, имеющей отличное чувство юмора, мужчина может ощутить легкость и расслабиться, а ведь ощущение комфорта играет очень важную роль.

10. Уверенность в собственных силах.

Нет ничего сексуальнее женщины, которая упрямо движется к своей цели, преодолевая все препятствия. Такое упорство невероятно вдохновляет. Покажите мужчине, что вы вполне способны самостоятельно справляться со своими делами, пускай он гордится вами.

Если мужчина заметит все вышеперечисленные качества в одной женщине, он посчитает, что сорвал настоящий джекпот, встретив такой идеал. Поэтому всё в ваших руках.

Источник

Cвятых выноси

что значит святая женщина. Смотреть фото что значит святая женщина. Смотреть картинку что значит святая женщина. Картинка про что значит святая женщина. Фото что значит святая женщина

что значит святая женщина. Смотреть фото что значит святая женщина. Смотреть картинку что значит святая женщина. Картинка про что значит святая женщина. Фото что значит святая женщина

Мы решили не искать Настоящего Мужчину, а попробовать описать Настоящую Женщину – почти святую, и сформулировать свое отношение к подобным особам.

Моя свекровь – монстр, убедитесь сами

Она встает раньше всех и ложится позже всех. Она стирает, гладит, чистит и убирает. Она выращивает цветы. Она готовит борщ и фаршированные перцы, лепит котлеты, солит огурцы и печет пирожки. Она заботится обо всех, и я никогда не видела, чтобы она сидела без дела.

Мало того – она три раза в неделю занимается спортом. И всегда прекрасно выглядит. Она смотрит передачи по культуре и искусству, читает книги по истории и этикету и бегает по всем интересным выставкам.

Но это еще не все. У нее, помимо прочего, прекрасный, покладистый характер, ровный темперамент и всегда хорошее настроение. А теперь скажите – разве это не ужасно?!

Есть женщины в русских (простите за избитый оборот) селеньях, про которых только одно и можно сказать: вот святая женщина. Они воплощают в себе все (и с позиции домостроя, и с точки зрения здравого смысла) женские достоинства и практически лишены недостатков. От их совершенства кровь леденеет в жилах, и те, у кого есть хотя бы одна такая знакомая, наверняка понимают, что я имею в виду.

Те же, у кого в окружении нет ни одной святой, слышали многочисленные мифы о святых женщинах. Ими земля полнится, и почему-то именно из них большинство мужчин черпают свои представления о том, какой должна быть женщина вообще. Хотя почему «почему-то»? Ведь мы, женщины, тоже черпаем свои представления о том, каким должен быть мужчина, из некоего идеального образа. Святая Женщина – все равно что Настоящий Мужчина (да-да, тот самый настоящий мужчина, который. ну ты понимаешь какой). И тот, и другая представляют собой малореальное, волшебное существо, почти отвлеченную идею. И при этом и святые женщины, и настоящие мужчины хоть крайне редко, но все же встречаются в реальности и тем самым путают нам все карты. Это как Синяя птица, которая то ли есть, то ли нет, но все хотят поймать именно ее. Лично я знаю двух – нет, трех! – по-настоящему святых женщин и одного настоящего мужчину. Пользуясь случаем, передаю ему привет.

Святые женщины и золотое сердце

Итак, святая женщина. Святая женщина – почти что библейское определение любви, применительно к человеку, разумеется, – это та, которая долго терпит, милосердствует, не превозносится, не ищет своего. чего-то она там еще не делает – не занудствует, что ли? – не требует награды, не жалеет себя, не заблуждается, не портит окружающим нервы, не унывает. А кроме того – все успевает. Именно умение все успевать и есть один из двух главных признаков святой женщины. Второй – хороший характер. Святой женщине, кажется, доставляет истинное удовольствие заботиться о других. А даже если не доставляет, то она никогда этого не покажет, тем более в хорошо известной всем нам (и любимой) форме:

– Ты меня не любишь, я уже три дня мою посуду, где мои цветы?!

Святая женщина всеми силами избегает конфликтов – и в особенности никогда не конфликтует с мужчинами. Иногда просто поражаешься: какой-нибудь самый обыкновенный идиотский муж делает ей какое-нибудь идиотское замечание (да еще и на повышенных тонах!), а она, вместо того чтобы посмотреть на него ледяным взглядом, выпрямить гордо спину и очень-очень убедительно поставить руки в боки: «Ты на кого это батон крошишь?!» – только тихо улыбается и меняет тему. Просто злость берет! Дать бы ему больно! А она ничего, как ни в чем не бывало. Святая женщина внимательна к другим, улыбчива и дипломатична – кажется, даже к сорвавшемуся с цепи злющему псу она подойдет с ласковой улыбкой и сахарной косточкой: «Наверное, устали?!» – и пес оцепенеет от умиления.

По отношению к себе и своим проблемам святая женщина обычно склонна к тому, что у англичан называется understatement, то есть «недостаточность утверждения», а у русских – «мягко сказано»:

– У меня тут небольшие неприятности, я ногу сломала. Да и обе руки. Немножко не повезло.

Если же неприятность случается у кого-то из окружающих, пусть это даже просто комариный укус, святая женщина мгновенно реагирует и предлагает весь арсенал спасательно-выручательных средств:

– Не волнуйся, сейчас смажем «Спасателем», у меня вот тут как раз завалялся, а вот, кстати, и пластырь. – и все это так естественно, не демонстративно, ненавязчиво, что отказаться просто невозможно.

Святая женщина очень редко позволяет себе резко судить о людях. Это значит, что человек совершил что-то по-настоящему непростительное. Если же вы явитесь к ней в гости босиком, в комбинезоне химзащиты и с кастрюлей на голове, она только доброжелательно заметит:

– Батюшки, какой оригинальный туалет! Не поддувает?

В каждой из нас есть немножко от святой женщины. Во многих святая женщина ненадолго поселяется в минуты успеха и хорошего настроения и почти во всех – во время свежей взаимной влюбленности. Только у нас приступы святости быстро проходят: дипломатичность заканчивается, толерантность слабеет, веселость и находчивость колеблются, шатаются и затем обрушиваются, а пресловутая чаша терпения переполняется-переполняется и наконец с треском лопается – бум, шмяк! И привет.

Святые женщины и бытовой героизм

Жития святых женщин обычно состоят из описаний бесконечных и ежедневных подвигов на ниве сурового быта: воду носила, печку топила, кашу варила, корову доила, козу поила, деток кормила, машину водила, шила, вязала.

Впрочем, как раз из подобных подвигов и состоит обычная жизнь обычной женщины. Только, в отличие от святой женщины, обычная будет роптать, жаловаться, мечтать об отпуске и требовать компенсации цветами и булавками. Святая же абсолютно добровольно принимает как основное дело своей жизни создание для окружающих комфортного быта и положительной моральной обстановки. Ухожены, обихожены, обласканы, и никто не уйдет обиженным.

– Сидите, сидите, я все сама сделаю! – практически ее девиз.

Нереально? Кажется, такого не бывает? Еще как бывает, и не только в поколении наших бабушек, где удельный вес святости на душу женского населения был значительно выше, чем в нынешние годы. Есть и совсем молодые, даже юные святые женщины, вызывающие искреннее изумление: и хороша собой, и умна, и образованна, и необыкновенно приятна в общении, а ведет себя как уродливая деревенская дурочка – то есть скромно, покладисто и совершенно неамбициозно. И без единого жалобного писка терпит. нет, даже не терпит, а просто искренне боготворит того не сильно достойного такого отношения мужчину, который, как правило, свесив ножки, садится ей на шею.

– Нет, все-таки правильно я сделал, что женился на Ирке! И сама недорого обходится, и столько всего приносит бесплатного! Молодец!

Так говорил Сережа, один знакомый мне скромный гений, который в жизненной лотерее выиграл себе в жены святую женщину. Пока он, преимущественно лежа на диване, вынашивал грандиозные творческие планы, его совсем еще юная жена Ира сама, без чьей-либо помощи обеспечивала существование семьи, попутно выращивая ребенка. Брала какие-то подработки, выбивала какие-то пособия, варила какие-то малобюджетные супы, откуда-то действительно добывала бесплатную детскую обувь, игрушки и одежду. И пекла вкусные пирожки с уцененными некондиционными персиками, устраивала с подрастающей дочкой веселые домашние спектакли. И разрисовывала старые, облезшие обои в детской яркими сказочными картинками. И еще раз повторю: без единого жалобного писка! Заметим, кстати, что, прежде чем по милости своего супруга погрузиться в исполненную святости жизнь, Ирина закончила факультет пиар одного из престижнейших вузов, что, в общем-то, гарантировало ей безбедную профессиональную деятельность. Но и это еще не все. Одной из Ириных подработок была съемка для недорогих рекламных каталогов – в качестве модели. То есть у нее были все основания для больших амбиций. Однако ее семейная жизнь предусматривала только труд и песни. Все же амбиции достались ее гениальному, но, увы, непонятому супругу. И что же? Классический книжный сюжет в стиле Татьяны Устиновой предполагал бы принца, который в один прекрасный день увидел бы Иру где-нибудь, например на рынке с авоськой уцененных персиков, влюбился в нее без памяти, вырвал бы ее из лап неплохого, в общем-то, но совершенно никчемного мужа и увез на белом пароходе с алыми парусами туда, где белоснежные ковры на полу, ремешки от Гуччи и яйца Фаберже сплошь в бриллиантовой росе. Но нет, ничего подобного. Когда дочке исполнилось три года, Ира отправила ее в садик, а сама устроилась на работу – скромным секретарем в большое и знаменитое креативное агентство. А через полтора года она была уже арт-директором. И мужа своего, гения, на работу пристроила, и он уже почти что нормальный человек.

Источник

Праведные жены Древней Руси (К вопросу о типологии святости)

4. Свя­тая бла­го­вер­ная кня­ги­ня Фев­ро­ния Му­ром­ская, во ино­че­стве Ев­фро­си­ния, су­пру­га свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Пет­ра Му­ром­ско­го, во ино­че­стве Да­ви­да.

5. Пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния Суз­даль­ская, дочь бла­го­вер­но­го кня­зя Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го, за­му­чен­но­го в Ор­де.

6. Пре­по­доб­ная Ха­ри­ти­на, кня­ги­ня Ли­тов­ская, под­ви­зав­ша­я­ся в Нов­го­род­ском мо­на­сты­ре свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла на Си­ни­чьей го­ре, впо­след­ствии игу­ме­ния это­го мо­на­сты­ря.

10. Свя­тая бла­го­вер­ная кня­ги­ня Ев­до­кия Мос­ков­ская, во ино­че­стве Ев­фро­си­ния, су­пру­га свя­то­го бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Дмит­рия Дон­ско­го.

15. Свя­тая бла­жен­ная Ксе­ния, Хри­ста ра­ди юро­ди­вая, Пе­тер­бург­ская.

В ря­ду та­ких, в об­щем-то бо­лее чем скуд­ных сви­де­тельств, со­хра­нив­ших­ся о жиз­ни боль­шин­ства рус­ских пра­вед­ниц, осо­бо вы­де­ля­ет­ся Жи­тие Юли­а­нии Ла­за­рев­ской [20] – один из са­мых по­э­ти­че­ских па­мят­ни­ков рус­ской агио­гра­фии, опи­сы­ва­ю­щий тру­ды и по­дви­ги бла­го­че­сти­вой му­ром­ской по­ме­щи­цы XVI ве­ка Улья­нии Усти­нов­ны Осо­рьи­ной, ко­то­рая уже с XVII ве­ка ста­ла по­чи­тать­ся как мест­но­чти­мая свя­тая, по­лу­чив по ме­сту по­гре­бе­ния в се­ле Ла­за­ре­ве Му­ром­ско­го уез­да имя Юли­а­нии Ла­за­рев­ской. Ав­то­ром жиз­не­опи­са­ния по­движ­ни­цы стал ее сын, му­ром­ский губ­ной ста­ро­ста Дру­жи­на (по крест­но­му име­ни – Кал­ли­страт) Осо­рьин. Это ис­клю­чи­тель­ное об­сто­я­тель­ство по­слу­жи­ло при­чи­ной то­го, что Жи­тие Юли­а­нии, бу­дучи, без­услов­но, со­чи­не­ни­ем агио­гра­фи­че­ским, ста­ло од­новре­мен­но од­ной из пер­вых в рус­ской ли­те­ра­ту­ре «био­гра­фий част­но­го ли­ца» и со­хра­ни­ло во всех по­дроб­но­стях жиз­не­опи­са­ние му­ром­ской пра­вед­ни­цы.

Об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние на­ли­чие в Жи­тии Юли­а­нии еще од­но­го тра­ди­ци­он­но-агио­гра­фи­че­ско­го мо­ти­ва, обыч­но­го для жи­тий пре­по­доб­ных и несколь­ко неожи­дан­но­го в жиз­не­опи­са­нии ми­рян­ки, – ас­ке­зы. С ран­ней юно­сти Юли­а­ния стро­го со­блю­да­ла по­сты, мо­ли­лась но­чи на­про­лет, «то­ми­ла те­ло». С го­да­ми она уси­ли­ла при­ле­жа­ние в по­сте и мо­лит­вах, а по­сле «раз­лу­че­ния плоть­ня» с му­жем упо­до­би­лась в сво­ем по­движ­ни­че­стве мо­на­хам-ас­ке­там: спа­ла на пе­чи без по­сте­ли, под­кла­ды­вая под реб­ра ост­рые дро­ва и же­лез­ные клю­чи. Ко­гда же муж ее умер, она уси­ли­ла ас­ке­зу еще боль­ше: ста­ла хо­дить зи­мой без теп­лой одеж­ды, обу­вать са­по­ги на бо­сые но­ги, под­кла­ды­вая вме­сто сте­лек оре­хо­вую скор­лу­пу и ост­рые че­реп­ки. Это ас­ке­ти­че­ское «том­ле­ние те­ла» со­че­та­лось у Юли­а­нии с по­сто­ян­ным мо­лит­вен­ным со­сто­я­ни­ем: Иису­со­ва мо­лит­ва не схо­ди­ла с ее уст. Вот как об этом пи­шет Дру­жи­на Осо­рьин: «Она бо, без­пре­ста­ни в ру­ках имея чот­ки, гла­го­ля Ис­у­со­ву мо­лит­ву, – аще ядя­ше и пи­яа­ше или что де­лая, непре­стан­но мо­лит­ву гла­го­ла­ше. Егда бо и по­чи­ва­ше, уста ея дви­жас­та­ся и утро­ба под­ви­за­ста­ся на сла­во­сло­вие Бо­жие. Мно­га­жды ви­де­хом ю спя­щу, а ру­ка ея чот­ки от­дви­га­ше».

Од­на из ос­нов­ных черт Юли­а­нии, ко­то­рую осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет Дру­жи­на Осо­рьин, – ее кро­тость. Имея в сво­ем вла­де­нии мно­же­ство хо­ло­пов, она пе­чет­ся о них «аки ис­то­вая мать», ува­жи­тель­но об­ра­ща­ясь к каж­до­му пол­ным име­нем и не до­пус­кая, чтобы ей как «гос­по­же» по­да­ва­ли во­ду для омо­ве­ния рук или сни­ма­ли са­по­ги, но де­ла­ет все са­ма, го­во­ря: «Кто аз, убо­гая, да пред­сто­ят ми та­цыи же че­ло­ве­цы, со­зда­ние Бо­жие». Ко­гда же неко­то­рые из слуг бы­ва­ли ле­ни­вы, непо­кор­ны или да­же гру­бы с ней, она тер­пе­ла все со сми­ре­ни­ем, а ви­ну их скры­ва­ла от све­к­ра и све­кро­ви, воз­ла­гая ее на се­бя. Бла­жен­ная го­во­ри­ла: «Аз са­ма пред Бо­гом все­гда со­гре­шаю, и Бог ми тер­пит, а сих мне что пы­та­ти: та­цы же бо суть че­ло­ве­цы, яко же и аз. Аще и в ра­бо­ту их нам Бог по­ру­чил, но ду­ши их бо­лее на­ших душ цве­тут».

Жизнь Юли­а­нии не бы­ла лег­кой. На ее до­лю вы­па­ло несколь­ко тя­же­лых мо­ро­вых по­вет­рий и го­лод­ных лет, в том чис­ле страш­ный го­лод 1601-1603 го­дов, слу­чив­ший­ся при Бо­ри­се Го­ду­но­ве, ко­гда, по сви­де­тель­ству Жи­тия, лю­ди вы­нуж­де­ны бы­ли пи­тать­ся па­да­лью и да­же че­ло­ве­че­ски­ми остан­ка­ми. Юли­а­ния в эти го­ды еще бо­лее уси­ли­ла ми­ло­сты­ню, рас­про­дав все свое иму­ще­ство и по­ку­пая на вы­ру­чен­ные день­ги хлеб для го­лод­ных. За­раз­ных же боль­ных, ко­то­рых дру­гие из стра­ха да­же не под­пус­ка­ли к сво­им до­мам, она сво­и­ми ру­ка­ми мы­ла в бане и ле­чи­ла. Тех же из них, кто уми­рал, са­ма по­гре­ба­ла и за­ка­зы­ва­ла по ним со­ро­ко­усты.

Та­кой бы­ла жизнь пра­вед­ной Юли­а­нии Ла­за­рев­ской – рус­ской жен­щи­ны, спа­сав­шей­ся и уго­див­шей Бо­гу в ми­ру, «с му­жем жи­ву­щи и ча­да иму­щи», по сло­вам ее сы­на и агио­гра­фа Дру­жи­ны Осо­рьи­на, и при­чис­лен­ной к ли­ку свя­тых за пра­вед­ные тру­ды и ми­ло­сер­дие. Ос­нов­ные ее доб­ро­де­те­ли, опре­де­ля­ю­щие, по су­ще­ству, по­двиг пра­вед­ни­цы-ми­рян­ки, – это пост и мо­лит­ва, сми­ре­ние и кро­тость, ни­ще­лю­бие и ми­ло­сты­ня. Суть по­движ­ни­че­ства Юли­а­нии – в той «люб­ви нели­це­мер­ной» к ближ­не­му, ко­то­рую она про­по­ве­до­ва­ла и «де­лом ис­пол­ня­ла» всю жизнь.

За­вер­шая раз­го­вор о Юли­а­нии Ла­за­рев­ской, мне хо­те­лось бы сде­лать од­но неболь­шое от­ступ­ле­ние. Про­фес­со­ру Ки­ев­ско­го уни­вер­си­те­та А. А. На­за­рев­ско­му при­над­ле­жит од­на лю­бо­пыт­ная па­рал­лель. Од­на­жды на лек­ции, по­свя­щен­ной Жи­тию Юли­а­нии Ла­за­рев­ской, он, про­ци­ти­ро­вав фраг­мент с опи­са­ни­ем ге­ро­и­ни – «бе бо измла­да крот­ка и мол­ча­ли­ва, небу­я­ва, неве­ли­ча­ва и от сме­ха и вся­кия иг­ры от­гре­ба­ше­ся», без вся­ко­го ком­мен­та­рия пе­ре­шел к дру­гой ци­та­те:

Ди­ка, пе­чаль­на, мол­ча­ли­ва,
Как лань лес­ная бо­яз­ли­ва,
Она в се­мье сво­ей род­ной
Ка­за­лась де­воч­кой чу­жой.
Она лас­кать­ся не уме­ла
К от­цу, ни к ма­те­ри сво­ей;
Ди­тя са­ма, в тол­пе де­тей
Иг­рать и пры­гать не хо­те­ла. [36]

При­ме­ча­ния

[1] Фе­до­тов Г. П. Свя­тые Древ­ней Ру­си / Пре­дисл. Д. С. Ли­ха­че­ва и о. Алек­сандра Ме­ня; Ком­мент. С. С. Быч­ко­ва. М., 1990. С. 210-220. Пер­вое из­да­ние: Па­риж, 1931.

[2] Иоанн, иеро­мо­нах (Ко­ло­гри­вов). Очер­ки по ис­то­рии рус­ской свя­то­сти. Брюс­сель, 1961. С.251-264.

[3] Gregoire Reginald. Manuale di agiologia: Introduzione alia letteratura agiografica. 1987.

[4] Ми­нея празд­нич­ная с до­бав­ле­ни­ем служб из Три­о­ди Пост­ныя и Цвет­ныя. М., 1998. С. 559. См. так­же Сти­хи­ры всем свя­тым из той же Служ­бы: «Во всех кон­цех стра­дав­ший вер­но апо­сто­лы, му­че­ни­ки, свя­щен­ни­ки бо­го­муд­рыя, чест­ных жен свя­щен­ное сте­на­ние, свя­щен­ны­ми пес­нь­ми по дол­гу вос­хва­лим. » (с. 556).

[5] См.: Тро­фи­мов А. Свя­тые же­ны Ру­си. М., 1993; Пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь. 2001. СПб., 2000; и др.

[6] См.: Де­я­ние Юби­лей­но­го Освя­щен­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви о со­бор­ном про­слав­ле­нии но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX ве­ка // Пра­во­слав­ная Москва. 2000. Сент. N 17(227). С. 9.

[8] Де­я­ние Юби­лей­но­го Освя­щен­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви о со­бор­ном про­слав­ле­нии но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX ве­ка. С. 7-9. См. так­же: Пра­во­слав­ный Санкт-Пе­тер­бург. 2000. N 9(100). С. 2; Неча­ян­ная ра­дость. 2000. 8 сент. N 11(63). С. 1-2; и др.

[9] Бу­сла­ев Ф. И. Иде­аль­ные жен­ские ха­рак­те­ры Древ­ней Ру­си // Бу­сла­ев Ф. И. Ис­то­ри­че­ские очер­ки рус­ской на­род­ной сло­вес­но­сти и ис­кус­ства. СПб., 1861. Т. 2. С. 242-244.

[11] О Гли­ке­рии Нов­го­род­ской из­вест­но лишь, что она бы­ла до­че­рью Пан­те­лей­мо­на, ста­ро­сты Ле­го­щей ули­цы в Нов­го­ро­де. При­чи­ной ка­но­ни­за­ции по­движ­ни­цы ста­ло об­ре­те­ние в 1572 го­ду ее нетлен­ных мо­щей, об­ла­да­ю­щих да­ром ис­це­ле­ний. Так, от мо­щей Гли­ке­рии Нов­го­род­ской по­лу­чил чу­дес­ное ис­це­ле­ние че­ты­рех­лет­ний от­рок Ага­фо­ник, сын по­дья­че­го Бог­да­на Су­во­ро­ва. См. об этом, на­при­мер: Бар­су­ков Н. П. Ис­точ­ни­ки рус­ской агио­гра­фии. СПб., 1882. Стлб. 134-135;и др.

[12] О Ев­фро­си­нии Шуй­ской мест­ное пре­да­ние со­хра­ни­ло лишь из­ве­стие, что она бы­ла до­че­рью дру­го­го мест­но­чти­мо­го по­движ­ни­ка, пра­вед­но­го иерея Гри­го­рия Шуй­ско­го. См. об этом: Ми­лов­ский Н., свящ. Нека­но­ни­зи­ро­ван­ные свя­тые го­ро­да Шуи (Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии). Опыт агио­гра­фи­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. М., 1893. С. 18-19.

[13] Пол­ный пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. СПб., 1913. Ре­принт­ное из­да­ние: М., 1992. Т. 2. Стлб. 1871. См. так­же: Пол­ный цер­ков­но-сла­вян­ский сло­варь / Со­став, свящ. Гри­го­рий Дья­чен­ко. М., 1899. С. 472-473; Хри­сти­ан­ство: Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь / Ред­кол.: С. С. Аве­рин­цев, А. Н. Меш­ков, Ю. Н. По­пов. М., 1995. Т. 2. С. 379. Ин­те­рес­но от­ме­тить, что один из но­вей­ших сло­ва­рей, по­свя­щен­ный спе­ци­аль­но агио­гра­фии ( Жи­вов В. М. Свя­тость: Крат­кий сло­варь агио­гра­фи­че­ских тер­ми­нов. М., 1994), во­об­ще не со­дер­жит ста­тьи, по­свя­щен­ной по­ня­тию «пра­вед­ный» как агио­гра­фи­че­ско­му тер­ми­ну.

[14] Фе­до­тов Г. П. Указ. соч. С. 211.

[15] В спис­ке не учте­ны име­на ис­по­вед­ни­ков и но­во­му­че­ни­ков рос­сий­ских, ка­но­ни­зи­ро­ван­ных Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да.

[16] Хро­но­ло­ги­че­ский спи­сок рус­ских свя­тых // Кни­га гла­го­ле­мая Опи­са­ние о рос­сий­ских свя­тых, где и в ко­то­ром гра­де, или об­ла­сти, или мо­на­сты­ре, или пу­сты­ни по­жи­ве и чу­де­са со­тво­ри вся­ко­го чи­на свя­тых. М., 1995. С. 289-314. Сле­ду­ет ого­во­рить­ся, од­на­ко, что один и тот же свя­той ино­гда мо­жет име­но­вать­ся в раз­ных слу­ча­ях то пра­вед­ным, то пре­по­доб­ным. Это свя­за­но за­ча­стую с пред­смерт­ным при­ня­ти­ем схи­мы, ко­то­рое пе­ре­во­дит по­движ­ни­ка из чи­на пра­вед­ных в чин пре­по­доб­ных. Све­де­ния о мест­но­чти­мых угод­ни­ках и нека­но­ни­зи­ро­ван­ных по­чи­та­е­мых усоп­ших см. так­же в ос­нов­ных тру­дах по рус­ской агио­гра­фии: Клю­чев­ский В. О. Древ­не­рус­ские жи­тия свя­тых как ис­то­ри­че­ский ис­точ­ник. М., 1871; Бар­су­ков Н. П. Ис­точ­ни­ки рус­ской агио­гра­фии. СПб., 1882; Лео­нид, ар­хим. Свя­тая Русь, или Све­де­ния о всех свя­тых и по­движ­ни­ках бла­го­че­стия на Ру­си (до XVII ве­ка), об­ще и мест­но чти­мых. СПб., 1891; Сер­гий, ар­хи­еп. Вла­ди­мир­ский. Пол­ный Ме­ся­це­слов Во­сто­ка. 2-е изд. Вла­ди­мир, 1901; Го­лу­бин­ский Е. Е. Ис­то­рия ка­но­ни­за­ции свя­тых в рус­ской церк­ви. 2-е изд. М., 1903; и др.

[17] Ни­ко­дим, иеро­мо­нах (Ко­но­нов). Ар­хан­гель­ский па­те­рик. Ис­то­ри­че­ские очер­ки о жиз­ни и по­дви­гах рус­ских свя­тых и неко­то­рых прис­но­па­мят­ных му­жей, под­ви­зав­ших­ся в пре­де­лах Ар­хан­гель­ской епар­хии. СПб., 1901. С. 137.

[18] Иоанн, иеро­мо­нах (Ко­ло­гри­вов). Указ. соч. С. 255, снос­ка 1.

[20] О Жи­тии Юли­а­нии Ла­за­рев­ской су­ще­ству­ет об­шир­ная ли­те­ра­ту­ра. На­зо­ву лишь ос­нов­ные ис­сле­до­ва­ния и из­да­ния: Му­ра­вьев А. Н. Жи­тия свя­тых рос­сий­ской церк­ви. Ме­сяц ян­варь. СПб., 1857. С. 3-18; Бу­сла­ев Ф. И. Указ. соч. С. 238-268; Тол­стой М. В. Юли­а­ния Иусти­нов-на Осор­ги­на, бла­го­че­сти­вая и пра­вед­ная по­ме­щи­ца XVI ве­ка // Тол­стой М. В. Рус­ские по­движ­ни­ки. М., 1868. С. 67-78; Ев­ге­ний, епи­скоп Му­ром­ский (Мер­ца­лов). О цер­ков­ном про­слав­ле­нии и по­чи­та­нии св. пра­вед­ной Иули­а­нии Ла­за­рев­ской: (Ис­то­ри­че­ский очерк). Му­ром, 1910; Клю­чев­ский В.О. Доб­рые лю­ди Древ­ней Ру­си. 2-е изд. М., 1896; Скри­пиль М. О. По­весть об Ули­я­нии Осо­рьи­ной: (Ком­мен­та­рии и тек­сты) // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 256-323; Greenan Т. A. Julianiya Lazarevskaya// Oxford Slavonic Papers (New Series). 1982. Vol. 15. P. 28-45; Alissandratos Ju. New Approaches to the Problem of Identifying the Genre of the Life of Julijana Lazarevskaja// Cyrillomethodianum VII. Thessaloniki, 1983. P. 235-244; Жи­тие Юли­а­нии Ла­за­рев­ской (По­весть об Улья­нии Осо­рьи­ной) / Ис­сле­до­ва­ние и подг. тек­стов Т. Р. Ру­ди. СПб., 1996; и др.

[21] О жи­тий­ной схе­ме см., на­при­мер: Ло­па­рев X. М. Гре­че­ские жи­тия VIII и IX ве­ков. Пг., 1914. Ч. 1: Совре­мен­ные жи­тия. С. 15-36; MertelH. Die biographische Form der griechischen Legenden. Diss. Miinchen, 1909. S. 90 u. а.; По­ля­ко­ва С. В. Ви­зан­тий­ские ле­ген­ды. М.; Л., 1972. С. 247-248;и др.

[22] Здесь и да­лее текст Жи­тия (в раз­лич­ных ре­дак­ци­ях) ци­ти­ру­ет­ся по из­да­нию: Жи­тие Юли­а­нии Ла­за­рев­ской (По­весть об Улья­нии Осо­рьи­ной). СПб., 1996.

[23] Ло­па­рев X. М. Указ. соч. С. 24-25.

[24] См.: Бу­ла­нин Д. М. Несколь­ко па­рал­ле­лей к гла­вам III-IV Жи­тия Кон­стан­ти­на-Ки­рил­ла // Ки­ри­ло-Ме­то­ди­ев­ски сту­дии. Со­фия, 1986. Кн. 3. С. 91-107.

[25] РНБ. F. I. 261. Л. 735, об. – 736.

[27] Ло­па­рев X. М. Указ. соч. С. 25.

[28] Из тек­ста Жи­тия из­вест­но, что из 13 де­тей Юли­а­нии и Юрия Осо­рьи­ных 6 умер­ли во мла­ден­че­стве, а оста­лись в жи­вых толь­ко 7: дочь, ино­ки­ня-схим­ни­ца Фе­о­до­сия, и ше­сте­ро сы­но­вей. Име­на пя­ти из них нам из­вест­ны из Ро­до­слов­ной Осор­ги­ных XVIII ве­ка, хра­ня­щей­ся в Рос­сий­ской Го­судар­ствен­ной биб­лио­те­ке: Дру­жи­на, Юрий, Иван, Дмит­рий, Ни­ки­та (РГБ. Ф. 215 (фонд Осор­ги­ных). III. Ед. хр. 7. Л. 1, об.-2).

[29] См. об этом: Ло­па­рев X. М. Указ. соч. С. 25-26. О свя­тых су­пру­гах-дев­ствен­ни­ках см. так­же: Фила­рет, ар­хи­еп. (Гу­милев­ский). Жи­тия свя­тых по­движ­ниц во­сточ­ной церк­ви. СПб., 1885 (ре­принт: М., 1994). С. 189-192.

[30] Сю­жет о со­хра­не­нии им­пе­ра­три­цей Пульхе­ри­ей дев­ства в бра­ке был из­ве­стен в Древ­ней Ру­си, на­при­мер, из пе­ре­ве­ден­ной в XI ве­ке Хро­ни­ки Ге­ор­гия Амар­то­ла. См.: Ис­трин В. М. Хро­ни­ка Ге­ор­гия Амар­то­ла в древ­нем сла­вя­но-рус­ском пе­ре­во­де. Пг., 1920. Т. 1. С. 402. См. так­же об этом сю­же­те: Saints. Studies in Hagiography. Edited by Sandro Sticca. 1996. P. 58.

[31] McCready W. Miracles and the Venerable Bede. Toronto, 1994. P. 80.

[32] Ло­па­рев Х. М. Указ. соч. С. 31-32.

[33] Бу­сла­ев Ф. И. Указ. соч.

[34] Иоанн, иеро­мо­нах (Ко­ло­гри­вов). Указ. соч. С. 257.

[35] Фе­до­тов Г. П. Указ. соч. С. 220.

[36] Пуш­кин. «Ев­ге­ний Оне­гин», гла­ва II, стро­фа XXV. Ср. так­же по­сле­ду­ю­щие стро­фы XXVI-XXVII. Вы­ра­жаю ис­крен­нюю при­зна­тель­ность С. К. Ро­со­вец­ко­му, ко­то­ро­му я обя­за­на этим вос­по­ми­на­ни­ем.

[37] Му­ра­вьев А. Н. Указ. соч.

[38] См. об этом: Лот­ман Ю. М. Ро­ман А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин». Ком­мен­та­рий // Пуш­кин А. С. Собр. соч.: В 5т. СПб., 1994. Т. 3. С. 344-345.

[39] См. об этом, на­при­мер: Ло­па­рев X. М. Указ. соч. С. 24-25.

[40] См., на­при­мер, его вы­пис­ки из Че­тьих Ми­ней Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го: Пуш­кин А. С. Полн. собр. соч. 2-е изд. М., 1997. Т. 17: Ру­кою Пуш­ки­на. Вы­пис­ки и за­пи­си раз­но­го со­дер­жа­ния. Офи­ци­аль­ные до­ку­мен­ты. С. 550-552; и др.

[41] Ве­ли­кия Ми­неи Че­тий, со­бран­ный все­рос­сий­ским мит­ро­по­ли­том Ма­ка­ри­ем. Сен­тябрь. Дни 1-13 // Па­мят­ни­ки сла­вя­но-рус­ской пись­мен­но­сти, из­дан­ные Ар­хео­гра­фи­че­скою ко­мис­си­ею. СПб., 1868. Стлб. 365-366.

[42] По­дроб­нее о ре­а­ли­за­ции в жи­ти­ях свя­тых прин­ци­па imitatio Christi в раз­лич­ных его мо­ди­фи­ка­ци­ях см. в ра­бо­те: Ру­ди Т. Р. Сред­не­ве­ко­вая агио­гра­фи­че­ская то­пи­ка // Рус­ская агио­гра­фия: про­бле­мы изу­че­ния / Под ред. С. А. Се­мяч­ко. СПб. (в пе­ча­ти).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *