что значит святая женщина
Женщины – святые и ведьмы
Женщины – это ангелы, но когда им обламывают крылья, им приходится летать на метле!
Истории известно много случаев, когда женщин, которых при жизни признавали ведьмами, позднее причисляли к лику святых. Так Жанна д Арк («Орлеанская дева») была осуждена как ведьма и сожжена на костре, а спустя несколько столетий католическая церковь объявила её святой и канонизировала.
Русский философ Владимир Соловьёв считал, что «все женщины – богородицы».
По Владимиру Соловьёву «смысл любви — … небесный предмет нашей любви только один всегда и для всех один и тот же – вечная Женственность Божия…»
Но восторженно к женщине относились не всегда. В древней Греции отношение к женщине не было уважительным. Красивая женщина оценивалась в несколько голов рогатого скота. Греки считали, что любовная страсть к женщине это болезненное проявление. «Любовь к женщине — это яд», – говорил Сократ. Аристотель полагал, что «. женщина – это изуродованный от природы мужчина».
Средневековое христианство определяло женщину как неполноценное создание, похотливую и нечистую во всех отношениях тварь. Отцы церкви даже придерживались мнения, что, поскольку женщина является существом низшим, то она вряд ли имеет душу.
Многие средневековые священники утверждали, что «. женщина опаснее змеи», «. женщины являются вратами к дьяволу…».
Святой Тертуллиан считал, что «истинная христианка должна ненавидеть свою привлекательность, ибо она совращает мужчин».
Во многом от этого возникла и охота на ведьм. В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал буллу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм.
В Германии в XV веке для выявления ведьм был издан труд «Молот Ведьм» Якова Шпренгера и Генриха Инститориса.
Ведьм сжигали, но при этом и обращались к их услугам!
«Охота на ведьм» и ныне в почёте, особенно в политической сфере.
Вина ведьмы часто заключалась лишь в том, что женщина была дьявольски красива. Ведьм пытали огнём и водой для проверки: если не всплывёт – значит ведьма; а если всплывала, значит точно ведьма, и всё равно сжигали.
Потому-то в современной Европе так мало красивых женщин.
Самая известная ведьма, разумеется, булгаковская Маргарита. Также панночка из рассказа Гоголя «Вий», «Олеся» Куприна (Марина Влади во французском фильме «Ведьма»). И трудно сказать, в изображении художников больше святых женщин или женщин-ведьм.
Причём ведьма – чисто женский феномен.
Как распознать ведьму в привлекательной, сексапильной, волнующей воображение молодой женщине?
Типичная ведьма – Настасья Филипповна из романа Достоевского «Идиот»: дьявольски красива, способна влюбить в себя любого, крутит людьми как хочет, и при этом глубоко несчастна и одинока; душа её мечется и не находит покоя.
Эти женщины хотят недостижимого; их привлекает только невозможное!
Такие женщины легко манипулируют людьми. Это удаётся им дьявольски хорошо. По вине современных ведьм мужчины уходят из семьи, совершаются му*чества, попытки самоубийств.
Однако во всём, что касается высокого творчества, романтики личной жизни, сотрудничество с ведьмой более чем плодотворно. Немало деятелей культуры и искусства предпочитали держать рядом с собой именно этот тип женщин. Ведьмой считал свою жену известный режиссёр Андрей Тарковский.
Ведьма может не знать, что она ведьма. Она считает себя ангелом, а на самом деле…
Почему Маргарита становится ведьмой? Нет, она всегда была ею, но не знала об этом или не проявляла эти свои качества. Служанка Маргариты тоже оказывается ведьмой, что подтверждает – каждая женщина ведьма!
Перед чарами ведьмы устоять невозможно. Захотела Маргарита – и влюбила в себя Мастера. А он ничего и не делал, даже не сопротивлялся. А только сразу угодил в сумасшедший дом. И ведь заметьте, именно Маргарита помогает Мастеру писать евангелие от Сатаны. А всё потому, что Маргарита – ведьма, помощница Дьявола!
Захочет ведьма – и будешь её весь с потрохами. Сколько мужчин, при любимой и любящей жене, становились жертвами ведьм, а потом платили алименты.
Ведьма влюбит в себя, и будет делать с вами что захочет. Или такого тоже нет? Чертовщина, скажете? Автор сошёл с ума? Значит, вам не попадалась ведьма, – ваше счастье.
Женское очарование и обольстительность – это всё приёмчики ведьмы.
А вот женщина-ангел обращается к душе, что значительно труднее.
Мы хоть и инстинктивно боимся ведьм, но если честно признаться, нам нравятся ведьмы. Больше того, мы нуждаемся в них. Большим спросом пользуются не только знахарки, врачевательницы, но и соблазнительницы. Ведьмы, как правило, неотразимо красивы.
Самое расхожее обвинение в адрес неугодной женщины – ведьма! Гибнет на плахе «одна из рода Болейн», сжигают «Орлеанскую деву».
Когда другая женщина уводит мужа из семьи, её однозначно называют – ведьма!
Ведьмы обладают неотразимой внешней привлекательностью, и потому мы их и боимся, и в них влюбляемся, летим как мотыльки на огонь.
Ведьма более привлекательный персонаж, нежели ангел. Если честно признаться, наши симпатии все равно на стороне красавицы-ведьмы, нежели скромной и незаметной женщины-ангела.
Чего не может достичь ангел, с лёгкостью добивается ведьма.
И трудно сказать, кого мы предпочтём: красавицу-ведьму или красавицу-ангела.
Может ли ведьма быть ангелом? – Во всяком случае, часто за ангельской внешностью скрывается ведьма.
Взгляды мужчин и женщин на любовь весьма различаются. В качестве доказательства посмотрите мой ролик «Любовь в Курорте»
10 вещей, которые делают женщину святой в глазах мужчин
Мужчины ищут в женщинах самые разные качества, ведь у каждого имеется своё представление об идеалах.
Однако существуют женские качества, которые практически все мужчины считают необыкновенными и присущими лишь по-настоящему святым женщинам.
Что же это за волшебные качества?
1. Искренность и преданность
Это вполне очевидное требование абсолютно к любому человеку, ведь никто не хочет чувствовать себя обманутым. Поэтому старайтесь не лукавить с партнером, даже в каких-то незначительных вещах, ведь недоверие начинается именно с мелочей.
Фото: Pixabay
2. Поддержка.
Мужчина не может постоянно быть сильным и стойким, порой он тоже нуждается в помощи и поддержке. В жизни каждого человека случаются моменты, когда ему необходима молчаливая помощь. Поэтому если вы заметите, что ваш мужчина чувствует себя плохо, поговорите с ним или просто побудьте рядом, чтобы он смог ощутить вашу поддержку.
3. Забота.
Нужно понимать, что забота заключается не только в уборке, стирке, глажке, но и в простой ласке, умении поддержать беседу, готовности всегда выслушать возлюбленного.
4. Легкость и открытость.
Как показывает практика, мужчины больше ценят тех женщин, которые охотно соглашаются на эксперименты, поддерживают неординарные предложения и идеи. С такими женщинами мужчинам гораздо интересней строить отношения.
5. Психологическая зрелость.
Мужчины хотят видеть рядом с собой мудрую и понимающую избранницу, которая не станет донимать их глупой ревностью, устраивать истерики на ровном месте, жаловаться на недостаток внимания. Мужчинам хочется строить отношения со зрелой женщиной, а не чрезмерно эмоциональной девочкой.
6. Понимание.
Без взаимопонимания невозможно построить счастливые отношения. В жизни случаются разные ситуации, которые могут показать вашего партнера не в самом лучшем свете. Но если вы любите мужчину и считаете его по-настоящему близким человеком, то вам необходимо показать, что вы принимаете его любым. Это именно то, в чем он нуждается.
7. Независимость.
Мужчины действительно ценят независимых и самодостаточных женщин, с которыми не нужно постоянно возиться, словно с детьми. Однако в этом вопросе очень важно сохранять баланс, чтобы не показаться чрезмерно самостоятельной женщиной, которая вовсе не нуждается в мужской помощи и поддержке. Такие дамы только отталкивают представителей сильного пола.
8. Ухоженный внешний вид.
Не обязательно носить брендовые вещи и использовать только дорогую косметику, чтобы привлекать внимание мужчин, ведь большинство из них никогда не догадаются, сколько на самом деле стоит ваша сумочка. Нужно просто выглядеть аккуратно, опрятно, привлекательно, чтобы мужчина чувствовал, что вы стараетесь ради него.
9. Отличное чувство юмора.
Гораздо приятнее быть в отношениях с человеком, который всегда может насмешить и порадовать. С женщиной, имеющей отличное чувство юмора, мужчина может ощутить легкость и расслабиться, а ведь ощущение комфорта играет очень важную роль.
10. Уверенность в собственных силах.
Нет ничего сексуальнее женщины, которая упрямо движется к своей цели, преодолевая все препятствия. Такое упорство невероятно вдохновляет. Покажите мужчине, что вы вполне способны самостоятельно справляться со своими делами, пускай он гордится вами.
Если мужчина заметит все вышеперечисленные качества в одной женщине, он посчитает, что сорвал настоящий джекпот, встретив такой идеал. Поэтому всё в ваших руках.
Cвятых выноси
Мы решили не искать Настоящего Мужчину, а попробовать описать Настоящую Женщину – почти святую, и сформулировать свое отношение к подобным особам.
Моя свекровь – монстр, убедитесь сами
Она встает раньше всех и ложится позже всех. Она стирает, гладит, чистит и убирает. Она выращивает цветы. Она готовит борщ и фаршированные перцы, лепит котлеты, солит огурцы и печет пирожки. Она заботится обо всех, и я никогда не видела, чтобы она сидела без дела.
Мало того – она три раза в неделю занимается спортом. И всегда прекрасно выглядит. Она смотрит передачи по культуре и искусству, читает книги по истории и этикету и бегает по всем интересным выставкам.
Но это еще не все. У нее, помимо прочего, прекрасный, покладистый характер, ровный темперамент и всегда хорошее настроение. А теперь скажите – разве это не ужасно?!
Есть женщины в русских (простите за избитый оборот) селеньях, про которых только одно и можно сказать: вот святая женщина. Они воплощают в себе все (и с позиции домостроя, и с точки зрения здравого смысла) женские достоинства и практически лишены недостатков. От их совершенства кровь леденеет в жилах, и те, у кого есть хотя бы одна такая знакомая, наверняка понимают, что я имею в виду.
Те же, у кого в окружении нет ни одной святой, слышали многочисленные мифы о святых женщинах. Ими земля полнится, и почему-то именно из них большинство мужчин черпают свои представления о том, какой должна быть женщина вообще. Хотя почему «почему-то»? Ведь мы, женщины, тоже черпаем свои представления о том, каким должен быть мужчина, из некоего идеального образа. Святая Женщина – все равно что Настоящий Мужчина (да-да, тот самый настоящий мужчина, который. ну ты понимаешь какой). И тот, и другая представляют собой малореальное, волшебное существо, почти отвлеченную идею. И при этом и святые женщины, и настоящие мужчины хоть крайне редко, но все же встречаются в реальности и тем самым путают нам все карты. Это как Синяя птица, которая то ли есть, то ли нет, но все хотят поймать именно ее. Лично я знаю двух – нет, трех! – по-настоящему святых женщин и одного настоящего мужчину. Пользуясь случаем, передаю ему привет.
Святые женщины и золотое сердце
Итак, святая женщина. Святая женщина – почти что библейское определение любви, применительно к человеку, разумеется, – это та, которая долго терпит, милосердствует, не превозносится, не ищет своего. чего-то она там еще не делает – не занудствует, что ли? – не требует награды, не жалеет себя, не заблуждается, не портит окружающим нервы, не унывает. А кроме того – все успевает. Именно умение все успевать и есть один из двух главных признаков святой женщины. Второй – хороший характер. Святой женщине, кажется, доставляет истинное удовольствие заботиться о других. А даже если не доставляет, то она никогда этого не покажет, тем более в хорошо известной всем нам (и любимой) форме:
– Ты меня не любишь, я уже три дня мою посуду, где мои цветы?!
Святая женщина всеми силами избегает конфликтов – и в особенности никогда не конфликтует с мужчинами. Иногда просто поражаешься: какой-нибудь самый обыкновенный идиотский муж делает ей какое-нибудь идиотское замечание (да еще и на повышенных тонах!), а она, вместо того чтобы посмотреть на него ледяным взглядом, выпрямить гордо спину и очень-очень убедительно поставить руки в боки: «Ты на кого это батон крошишь?!» – только тихо улыбается и меняет тему. Просто злость берет! Дать бы ему больно! А она ничего, как ни в чем не бывало. Святая женщина внимательна к другим, улыбчива и дипломатична – кажется, даже к сорвавшемуся с цепи злющему псу она подойдет с ласковой улыбкой и сахарной косточкой: «Наверное, устали?!» – и пес оцепенеет от умиления.
По отношению к себе и своим проблемам святая женщина обычно склонна к тому, что у англичан называется understatement, то есть «недостаточность утверждения», а у русских – «мягко сказано»:
– У меня тут небольшие неприятности, я ногу сломала. Да и обе руки. Немножко не повезло.
Если же неприятность случается у кого-то из окружающих, пусть это даже просто комариный укус, святая женщина мгновенно реагирует и предлагает весь арсенал спасательно-выручательных средств:
– Не волнуйся, сейчас смажем «Спасателем», у меня вот тут как раз завалялся, а вот, кстати, и пластырь. – и все это так естественно, не демонстративно, ненавязчиво, что отказаться просто невозможно.
Святая женщина очень редко позволяет себе резко судить о людях. Это значит, что человек совершил что-то по-настоящему непростительное. Если же вы явитесь к ней в гости босиком, в комбинезоне химзащиты и с кастрюлей на голове, она только доброжелательно заметит:
– Батюшки, какой оригинальный туалет! Не поддувает?
В каждой из нас есть немножко от святой женщины. Во многих святая женщина ненадолго поселяется в минуты успеха и хорошего настроения и почти во всех – во время свежей взаимной влюбленности. Только у нас приступы святости быстро проходят: дипломатичность заканчивается, толерантность слабеет, веселость и находчивость колеблются, шатаются и затем обрушиваются, а пресловутая чаша терпения переполняется-переполняется и наконец с треском лопается – бум, шмяк! И привет.
Святые женщины и бытовой героизм
Жития святых женщин обычно состоят из описаний бесконечных и ежедневных подвигов на ниве сурового быта: воду носила, печку топила, кашу варила, корову доила, козу поила, деток кормила, машину водила, шила, вязала.
Впрочем, как раз из подобных подвигов и состоит обычная жизнь обычной женщины. Только, в отличие от святой женщины, обычная будет роптать, жаловаться, мечтать об отпуске и требовать компенсации цветами и булавками. Святая же абсолютно добровольно принимает как основное дело своей жизни создание для окружающих комфортного быта и положительной моральной обстановки. Ухожены, обихожены, обласканы, и никто не уйдет обиженным.
– Сидите, сидите, я все сама сделаю! – практически ее девиз.
Нереально? Кажется, такого не бывает? Еще как бывает, и не только в поколении наших бабушек, где удельный вес святости на душу женского населения был значительно выше, чем в нынешние годы. Есть и совсем молодые, даже юные святые женщины, вызывающие искреннее изумление: и хороша собой, и умна, и образованна, и необыкновенно приятна в общении, а ведет себя как уродливая деревенская дурочка – то есть скромно, покладисто и совершенно неамбициозно. И без единого жалобного писка терпит. нет, даже не терпит, а просто искренне боготворит того не сильно достойного такого отношения мужчину, который, как правило, свесив ножки, садится ей на шею.
– Нет, все-таки правильно я сделал, что женился на Ирке! И сама недорого обходится, и столько всего приносит бесплатного! Молодец!
Так говорил Сережа, один знакомый мне скромный гений, который в жизненной лотерее выиграл себе в жены святую женщину. Пока он, преимущественно лежа на диване, вынашивал грандиозные творческие планы, его совсем еще юная жена Ира сама, без чьей-либо помощи обеспечивала существование семьи, попутно выращивая ребенка. Брала какие-то подработки, выбивала какие-то пособия, варила какие-то малобюджетные супы, откуда-то действительно добывала бесплатную детскую обувь, игрушки и одежду. И пекла вкусные пирожки с уцененными некондиционными персиками, устраивала с подрастающей дочкой веселые домашние спектакли. И разрисовывала старые, облезшие обои в детской яркими сказочными картинками. И еще раз повторю: без единого жалобного писка! Заметим, кстати, что, прежде чем по милости своего супруга погрузиться в исполненную святости жизнь, Ирина закончила факультет пиар одного из престижнейших вузов, что, в общем-то, гарантировало ей безбедную профессиональную деятельность. Но и это еще не все. Одной из Ириных подработок была съемка для недорогих рекламных каталогов – в качестве модели. То есть у нее были все основания для больших амбиций. Однако ее семейная жизнь предусматривала только труд и песни. Все же амбиции достались ее гениальному, но, увы, непонятому супругу. И что же? Классический книжный сюжет в стиле Татьяны Устиновой предполагал бы принца, который в один прекрасный день увидел бы Иру где-нибудь, например на рынке с авоськой уцененных персиков, влюбился в нее без памяти, вырвал бы ее из лап неплохого, в общем-то, но совершенно никчемного мужа и увез на белом пароходе с алыми парусами туда, где белоснежные ковры на полу, ремешки от Гуччи и яйца Фаберже сплошь в бриллиантовой росе. Но нет, ничего подобного. Когда дочке исполнилось три года, Ира отправила ее в садик, а сама устроилась на работу – скромным секретарем в большое и знаменитое креативное агентство. А через полтора года она была уже арт-директором. И мужа своего, гения, на работу пристроила, и он уже почти что нормальный человек.
Праведные жены Древней Руси (К вопросу о типологии святости)
4. Святая благоверная княгиня Феврония Муромская, во иночестве Евфросиния, супруга святого благоверного князя Петра Муромского, во иночестве Давида.
5. Преподобная Евфросиния Суздальская, дочь благоверного князя Михаила Черниговского, замученного в Орде.
6. Преподобная Харитина, княгиня Литовская, подвизавшаяся в Новгородском монастыре святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе, впоследствии игумения этого монастыря.
10. Святая благоверная княгиня Евдокия Московская, во иночестве Евфросиния, супруга святого благоверного великого князя Дмитрия Донского.
15. Святая блаженная Ксения, Христа ради юродивая, Петербургская.
В ряду таких, в общем-то более чем скудных свидетельств, сохранившихся о жизни большинства русских праведниц, особо выделяется Житие Юлиании Лазаревской [20] – один из самых поэтических памятников русской агиографии, описывающий труды и подвиги благочестивой муромской помещицы XVI века Ульянии Устиновны Осорьиной, которая уже с XVII века стала почитаться как местночтимая святая, получив по месту погребения в селе Лазареве Муромского уезда имя Юлиании Лазаревской. Автором жизнеописания подвижницы стал ее сын, муромский губной староста Дружина (по крестному имени – Каллистрат) Осорьин. Это исключительное обстоятельство послужило причиной того, что Житие Юлиании, будучи, безусловно, сочинением агиографическим, стало одновременно одной из первых в русской литературе «биографий частного лица» и сохранило во всех подробностях жизнеописание муромской праведницы.
Обращает на себя внимание наличие в Житии Юлиании еще одного традиционно-агиографического мотива, обычного для житий преподобных и несколько неожиданного в жизнеописании мирянки, – аскезы. С ранней юности Юлиания строго соблюдала посты, молилась ночи напролет, «томила тело». С годами она усилила прилежание в посте и молитвах, а после «разлучения плотьня» с мужем уподобилась в своем подвижничестве монахам-аскетам: спала на печи без постели, подкладывая под ребра острые дрова и железные ключи. Когда же муж ее умер, она усилила аскезу еще больше: стала ходить зимой без теплой одежды, обувать сапоги на босые ноги, подкладывая вместо стелек ореховую скорлупу и острые черепки. Это аскетическое «томление тела» сочеталось у Юлиании с постоянным молитвенным состоянием: Иисусова молитва не сходила с ее уст. Вот как об этом пишет Дружина Осорьин: «Она бо, безпрестани в руках имея чотки, глаголя Исусову молитву, – аще ядяше и пияаше или что делая, непрестанно молитву глаголаше. Егда бо и почиваше, уста ея движастася и утроба подвизастася на славословие Божие. Многажды видехом ю спящу, а рука ея чотки отдвигаше».
Одна из основных черт Юлиании, которую особенно подчеркивает Дружина Осорьин, – ее кротость. Имея в своем владении множество холопов, она печется о них «аки истовая мать», уважительно обращаясь к каждому полным именем и не допуская, чтобы ей как «госпоже» подавали воду для омовения рук или снимали сапоги, но делает все сама, говоря: «Кто аз, убогая, да предстоят ми тацыи же человецы, создание Божие». Когда же некоторые из слуг бывали ленивы, непокорны или даже грубы с ней, она терпела все со смирением, а вину их скрывала от свекра и свекрови, возлагая ее на себя. Блаженная говорила: «Аз сама пред Богом всегда согрешаю, и Бог ми терпит, а сих мне что пытати: тацы же бо суть человецы, яко же и аз. Аще и в работу их нам Бог поручил, но души их более наших душ цветут».
Жизнь Юлиании не была легкой. На ее долю выпало несколько тяжелых моровых поветрий и голодных лет, в том числе страшный голод 1601-1603 годов, случившийся при Борисе Годунове, когда, по свидетельству Жития, люди вынуждены были питаться падалью и даже человеческими останками. Юлиания в эти годы еще более усилила милостыню, распродав все свое имущество и покупая на вырученные деньги хлеб для голодных. Заразных же больных, которых другие из страха даже не подпускали к своим домам, она своими руками мыла в бане и лечила. Тех же из них, кто умирал, сама погребала и заказывала по ним сорокоусты.
Такой была жизнь праведной Юлиании Лазаревской – русской женщины, спасавшейся и угодившей Богу в миру, «с мужем живущи и чада имущи», по словам ее сына и агиографа Дружины Осорьина, и причисленной к лику святых за праведные труды и милосердие. Основные ее добродетели, определяющие, по существу, подвиг праведницы-мирянки, – это пост и молитва, смирение и кротость, нищелюбие и милостыня. Суть подвижничества Юлиании – в той «любви нелицемерной» к ближнему, которую она проповедовала и «делом исполняла» всю жизнь.
Завершая разговор о Юлиании Лазаревской, мне хотелось бы сделать одно небольшое отступление. Профессору Киевского университета А. А. Назаревскому принадлежит одна любопытная параллель. Однажды на лекции, посвященной Житию Юлиании Лазаревской, он, процитировав фрагмент с описанием героини – «бе бо измлада кротка и молчалива, небуява, невеличава и от смеха и всякия игры отгребашеся», без всякого комментария перешел к другой цитате:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела. [36]
Примечания
[1] Федотов Г. П. Святые Древней Руси / Предисл. Д. С. Лихачева и о. Александра Меня; Коммент. С. С. Бычкова. М., 1990. С. 210-220. Первое издание: Париж, 1931.
[2] Иоанн, иеромонах (Кологривов). Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961. С.251-264.
[3] Gregoire Reginald. Manuale di agiologia: Introduzione alia letteratura agiografica. 1987.
[4] Минея праздничная с добавлением служб из Триоди Постныя и Цветныя. М., 1998. С. 559. См. также Стихиры всем святым из той же Службы: «Во всех концех страдавший верно апостолы, мученики, священники богомудрыя, честных жен священное стенание, священными песньми по долгу восхвалим. » (с. 556).
[5] См.: Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1993; Православный церковный календарь. 2001. СПб., 2000; и др.
[6] См.: Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века // Православная Москва. 2000. Сент. N 17(227). С. 9.
[8] Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. С. 7-9. См. также: Православный Санкт-Петербург. 2000. N 9(100). С. 2; Нечаянная радость. 2000. 8 сент. N 11(63). С. 1-2; и др.
[9] Буслаев Ф. И. Идеальные женские характеры Древней Руси // Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 242-244.
[11] О Гликерии Новгородской известно лишь, что она была дочерью Пантелеймона, старосты Легощей улицы в Новгороде. Причиной канонизации подвижницы стало обретение в 1572 году ее нетленных мощей, обладающих даром исцелений. Так, от мощей Гликерии Новгородской получил чудесное исцеление четырехлетний отрок Агафоник, сын подьячего Богдана Суворова. См. об этом, например: Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стлб. 134-135;и др.
[12] О Евфросинии Шуйской местное предание сохранило лишь известие, что она была дочерью другого местночтимого подвижника, праведного иерея Григория Шуйского. См. об этом: Миловский Н., свящ. Неканонизированные святые города Шуи (Владимирской губернии). Опыт агиографического исследования. М., 1893. С. 18-19.
[13] Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., 1913. Репринтное издание: М., 1992. Т. 2. Стлб. 1871. См. также: Полный церковно-славянский словарь / Состав, свящ. Григорий Дьяченко. М., 1899. С. 472-473; Христианство: Энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, А. Н. Мешков, Ю. Н. Попов. М., 1995. Т. 2. С. 379. Интересно отметить, что один из новейших словарей, посвященный специально агиографии ( Живов В. М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994), вообще не содержит статьи, посвященной понятию «праведный» как агиографическому термину.
[14] Федотов Г. П. Указ. соч. С. 211.
[15] В списке не учтены имена исповедников и новомучеников российских, канонизированных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
[16] Хронологический список русских святых // Книга глаголемая Описание о российских святых, где и в котором граде, или области, или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых. М., 1995. С. 289-314. Следует оговориться, однако, что один и тот же святой иногда может именоваться в разных случаях то праведным, то преподобным. Это связано зачастую с предсмертным принятием схимы, которое переводит подвижника из чина праведных в чин преподобных. Сведения о местночтимых угодниках и неканонизированных почитаемых усопших см. также в основных трудах по русской агиографии: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871; Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882; Леонид, архим. Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVII века), обще и местно чтимых. СПб., 1891; Сергий, архиеп. Владимирский. Полный Месяцеслов Востока. 2-е изд. Владимир, 1901; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. 2-е изд. М., 1903; и др.
[17] Никодим, иеромонах (Кононов). Архангельский патерик. Исторические очерки о жизни и подвигах русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. СПб., 1901. С. 137.
[18] Иоанн, иеромонах (Кологривов). Указ. соч. С. 255, сноска 1.
[20] О Житии Юлиании Лазаревской существует обширная литература. Назову лишь основные исследования и издания: Муравьев А. Н. Жития святых российской церкви. Месяц январь. СПб., 1857. С. 3-18; Буслаев Ф. И. Указ. соч. С. 238-268; Толстой М. В. Юлиания Иустинов-на Осоргина, благочестивая и праведная помещица XVI века // Толстой М. В. Русские подвижники. М., 1868. С. 67-78; Евгений, епископ Муромский (Мерцалов). О церковном прославлении и почитании св. праведной Иулиании Лазаревской: (Исторический очерк). Муром, 1910; Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. 2-е изд. М., 1896; Скрипиль М. О. Повесть об Улиянии Осорьиной: (Комментарии и тексты) // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 256-323; Greenan Т. A. Julianiya Lazarevskaya// Oxford Slavonic Papers (New Series). 1982. Vol. 15. P. 28-45; Alissandratos Ju. New Approaches to the Problem of Identifying the Genre of the Life of Julijana Lazarevskaja// Cyrillomethodianum VII. Thessaloniki, 1983. P. 235-244; Житие Юлиании Лазаревской (Повесть об Ульянии Осорьиной) / Исследование и подг. текстов Т. Р. Руди. СПб., 1996; и др.
[21] О житийной схеме см., например: Лопарев X. М. Греческие жития VIII и IX веков. Пг., 1914. Ч. 1: Современные жития. С. 15-36; MertelH. Die biographische Form der griechischen Legenden. Diss. Miinchen, 1909. S. 90 u. а.; Полякова С. В. Византийские легенды. М.; Л., 1972. С. 247-248;и др.
[22] Здесь и далее текст Жития (в различных редакциях) цитируется по изданию: Житие Юлиании Лазаревской (Повесть об Ульянии Осорьиной). СПб., 1996.
[23] Лопарев X. М. Указ. соч. С. 24-25.
[24] См.: Буланин Д. М. Несколько параллелей к главам III-IV Жития Константина-Кирилла // Кирило-Методиевски студии. София, 1986. Кн. 3. С. 91-107.
[25] РНБ. F. I. 261. Л. 735, об. – 736.
[27] Лопарев X. М. Указ. соч. С. 25.
[28] Из текста Жития известно, что из 13 детей Юлиании и Юрия Осорьиных 6 умерли во младенчестве, а остались в живых только 7: дочь, инокиня-схимница Феодосия, и шестеро сыновей. Имена пяти из них нам известны из Родословной Осоргиных XVIII века, хранящейся в Российской Государственной библиотеке: Дружина, Юрий, Иван, Дмитрий, Никита (РГБ. Ф. 215 (фонд Осоргиных). III. Ед. хр. 7. Л. 1, об.-2).
[29] См. об этом: Лопарев X. М. Указ. соч. С. 25-26. О святых супругах-девственниках см. также: Филарет, архиеп. (Гумилевский). Жития святых подвижниц восточной церкви. СПб., 1885 (репринт: М., 1994). С. 189-192.
[30] Сюжет о сохранении императрицей Пульхерией девства в браке был известен в Древней Руси, например, из переведенной в XI веке Хроники Георгия Амартола. См.: Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе. Пг., 1920. Т. 1. С. 402. См. также об этом сюжете: Saints. Studies in Hagiography. Edited by Sandro Sticca. 1996. P. 58.
[31] McCready W. Miracles and the Venerable Bede. Toronto, 1994. P. 80.
[32] Лопарев Х. М. Указ. соч. С. 31-32.
[33] Буслаев Ф. И. Указ. соч.
[34] Иоанн, иеромонах (Кологривов). Указ. соч. С. 257.
[35] Федотов Г. П. Указ. соч. С. 220.
[36] Пушкин. «Евгений Онегин», глава II, строфа XXV. Ср. также последующие строфы XXVI-XXVII. Выражаю искреннюю признательность С. К. Росовецкому, которому я обязана этим воспоминанием.
[37] Муравьев А. Н. Указ. соч.
[38] См. об этом: Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий // Пушкин А. С. Собр. соч.: В 5т. СПб., 1994. Т. 3. С. 344-345.
[39] См. об этом, например: Лопарев X. М. Указ. соч. С. 24-25.
[40] См., например, его выписки из Четьих Миней Димитрия Ростовского: Пушкин А. С. Полн. собр. соч. 2-е изд. М., 1997. Т. 17: Рукою Пушкина. Выписки и записи разного содержания. Официальные документы. С. 550-552; и др.
[41] Великия Минеи Четий, собранный всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь. Дни 1-13 // Памятники славяно-русской письменности, изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1868. Стлб. 365-366.
[42] Подробнее о реализации в житиях святых принципа imitatio Christi в различных его модификациях см. в работе: Руди Т. Р. Средневековая агиографическая топика // Русская агиография: проблемы изучения / Под ред. С. А. Семячко. СПб. (в печати).