что значит тегать граффити
Что значит тегать граффити
На заре человечества, люди оставляли в пещерах отпечатки ладоней, имен, символов животных. Знакомая всем надпись “ДД.ММ.ГГГГ Здесь был Я” – тоже форма тэггинга, хотя сейчас такие тривиальные подписи встречаются всё реже.
Культура современного тэггинга зародилась в Америке 60-х годов, одновременно с появлением в продаже японских фломастеров. Одним из самых популярных тэггеров того времени стал некий Такi183. Работая курьером, он постоянно перемещался по городу и оставлял свою подпись на стенах, мусорных баках и лестницах.
Прежде чем выходить на улицы, тэггер придумывает себе никнейм или же модифицирует школьную или детскую кличку. Это может быть не только псевдоним, многие создают комбинацию из любимых букв или цифр, которые несут в себе определенный смысл, например, номер дома или района, как у Такi183. Затем тэггер вырисовывает красивый шрифт, выходит на улицу и заявляет о себе – “я здесь, я есть, я в городе”.
Каждый тэггер стремится к индивидуальности, чтобы его узнавали другие члены тусовки. Кто-то украшает надпись небольшими рисунками, кто-то предпочитает клеить тэги-стикеры, другие работают с помощью трафаретов. В каждой стране и городе, есть свои знаменитости, у которых большой стаж и своя философия. Абсолют для тэггера – получить среди своих звание «All city king», то есть «Король города».
«Граффити портит облик города, если его делать неправильно», или все о теггинге
Кто и зачем оставляет граффити-надписи на стенах города? Узнаем все о родоначальнике граффити от уличных художников со стажем.
Наверняка многие из нас видели разноцветные граффити-надписи на стенах, остановках и других поверхностях. При этом большую часть граффити составляют не детальные рисунки, а наскоро сделанные надписи. Чаще всего подобные надписи состоят из одного слова, написанного особым почерком. Иногда стиль написания слова бывает настолько сложным, что прочитать содержание надписи невозможно.
Подобные автографы называются «теги», а оставляют их уличные художники, занимающиеся граффити. Художники подходят к процессу создания своих тегов с особой серьезностью: тщательно продумывают стиль метки, выбирают материалы и место для написания.
В этом материале мы рассказываем о том, что такое теггинг, как зародилась традиция оставления своих меток, почему граффити-художники занимаются этим и какие теги считаются особо ценными.
Тег — подпись граффити-художника, оставляемая на поверхности города
Спот — место, где граффити-художники оставляют свои подписи и работы
Райтер — граффити-художник, занимающийся теггингом
Бомбинг — быстрое, зачастую нелегальное, граффити в виде меток художников, наносимое на разных поверхностях
Баффить — закрашивать чужое граффити
Троу-ап — быстро нарисованный рисунок в виде контура с заливкой
Что такое теггинг
Теггинг (от англ. tag — «метка») — это направление граффити, представляющее собой быстрое нанесение никнейма автора на поверхность в городе. Каждая отдельная подпись называется «тег», а художника, занимающегося теггингом, называют «теггером» или «райтером». Обычно тег состоит из одного короткого слова или аббревиатуры.
Минимальное количество букв тега позволяет уличным художникам быстро наносить свои метки, оставаясь незамеченными. Качество тега оценивается по тому, насколько каллиграфически интересно выглядит подпись. Некоторые теги отличаются детальной проработкой, а некоторые выглядят минималистично. Главное для тега — его способность выделиться и показать свой уникальный стиль.
Кроме букв, цифр и символов райтеры часто используют детали в виде кругов, штрихов и звезд. Также теги различаются толщиной написания слов, цветом, материалами написания и техникой нанесения.
История теггинга
Теггинг впервые появился в Америке 1920-х годов. Изначально он возник, как способ разделить территорию города между уличными бандами. Участники банд оставляли свои метки на стенах, тем самым обозначая границы своего влияния. В последующие годы традицию теггинга переняли активисты, оставлявшие политические лозунги в разных частях города.
Со временем этот граффити распространился за пределы преступных группировок и заинтересовал молодежь среднего класса. Так, например, первыми замеченными граффитистами были Cornbread и Cool Earl, которые расписывали поезда в Филадельфии.
Уникальной считается история доставщика из Нью-Йорка по прозвищу Taki183. Вынужденный долгое время проводить в метро из-за своей работы, Taki183 решил оставлять свою подпись на каждой станции, которую он посещал. Через время автографов доставщика стало так много, что их стали узнавать обычные жители. После того, как о Taki183 написали в New York Times, людей, решивших оставлять свои подписи, стало еще больше.
Люди стали оставлять свои теги на стенах, заборах, витринах и других уличных поверхностях. Идеей оставлять свои надписи по городу увлеклись люди за пределами Америки, поэтому сейчас теги можно встретить практически везде, куда проникла глобализация.
Основные стили тегов
Баббл (от англ. bubble — «пузырь») — один из самых распространенных стилей граффити, для которого характерна общая округлость и объемность букв, напоминающая пузыри. Популярен из-за простоты и быстроты нанесения на рабочую поверхность.
Блокбастерс (от англ. blockbuster — «очень массивная вещь») — стиль граффити, характеризующийся широкими трехмерными буквами, залитыми одним цветом. Достаточно быстрый для нанесения.
Вайлд стайл (от англ. wild — «дикий») — трудный для прочтения стиль с множеством деталей и цветов. Данный стиль требует заранее проработанного эскиза и много времени на нанесение.
Character (от англ. «персонаж») — стиль, основным элементом которого является использование определенного персонажа. Требует развитого художественного навыка и временных затрат.
Фристайл (от англ. «freestyle» — свободный стиль) — смешанный стиль, используемый для описания работ, не вписывающихся в рамки четких стилей.
Стикеры — направление, в котором тег пишется на специальной наклейке, которую которую клеят на любую поверхность. Техника позволяет оставить тег даже в самых людных местах всего за долю секунды.
Отличие между тегом и граффити
Основное отличие тегов от граффити состоит в том, что граффити в подавляющем большинстве случаев является объемной работой, требующей много времени. Теги же ставятся в максимально сжатые сроки и часто просты в исполнении. Граффити-работы обычно содержат определенный сюжет, а теги несут только функцию метки.
В обоих случаях художники стараются выделиться своим стилем и исполнением. Тем не менее, в случае с тегами очень важными считаются спот (место нанесения тега) и аспект несогласованности с городскими властями. Направление теггинга, с которого чаще всего начинают райтеры, остается таким же относительно неизвестным для широкой публики.
Почему художники занимаются теггингом?
Мы поговорили с двумя граффити-райтерами из Алматы, которые оставили свои теги по всему городу и узнали о том, что ими движет.
Корень
Для меня теггинг — это некоторая отдушина от городской суеты и разбавление визуального пространства. Также мне просто очень интересен сам процесс. Пришел я к этому в сентябре 2015 года, попав в компанию ребят, которые увлекались теггингом, вандализмом и райтингом.
В качестве материалов чаще всего использую маркеры-сквизеры и баллоны. Но бывали и необычные материалы: вплоть до цветочных пульверизаторов, наполненных краской, простых камей, обычных детских мелков и восковых свечек.
Дизайн тега постоянно дорабатывается, исходя из пишущих материалов, из материала самой поверхности, а также условий написания тега. По мне, самые сложные и одновременно интересные споты — общественный транспорт, как внутри, так и снаружи. Особенно во время движения. Проблемы с законом были, но они не пугают, поскольку, чтобы привлечь определенный уровень внимания наших властей, нужно делать все довольно жестко или принципиально перейти кому-нибудь дорогу.
Город и муниципалитет определенно противодействуют теггингу и бомбингу. Надписи закрашивают, как иногда в первый же день, так и зачастую по всему городу в течение трех-пяти месяцев.
По моему мнению, тег может быть уместен и неуместен в некоторых местах. Но, в целом, я не считаю, что это портит внешний вид города.
По поводу того, воспринимает ли казахстанское сообщество граффити вандализмом — граффити, может, и нет, но теггинг — определенно. К остальным отраслям граффити я отношусь абсолютно нейтрально. Есть клевые масштабные проекты других художников, которые привлекают взгляды и имеют довольно глубокий замысел, что не может не радовать.
Zeno
В граффити я наверно лет 8-12, с детства очень любил рисовать. Рисовал для себя. Были иллюстрации с книжек, журналов, комиксов, которые я перерисовывал. А в школе познакомился с другом со своим нынешним, и он показал мне, что такое граффити. Мы с ним сели и начали придумывать мне ник. Это было давным-давно, по переписке в mail.ru агенте. Сидишь, изучаешь стили прикольных людей из разных стран. Берешь какие-то элементы у одного, другого, потому их как-то дополняешь, интерпретируешь под себя, и так появляется твой собственный тег. У меня какого-то любимого материала нет, я тегаю всем подряд: то есть, разные маркеры, сквизеры, баллоны — все идет в ход.
Раньше, когда только начинали рисовать и когда ходили бомбить, выбирали места более видные. Это могла быть какая-то маленькая стеночка на перекрестке, на которой особо сильно не уместишься, ну и делали просто, чтобы это было видно. А сейчас, со временем, стараешься выбирать даже для того же тега, чтобы это круто вписывалось в пейзаж города, дополняло саму картинку. Допустим, висит баннер с фуникулером, который едет вверх, и подходишь тегаешь не как попало, именно в рамочке, посередине самого фуникулера. В общем, стараемся больше локацию обыгрывать.
На самом деле, мы (граффити-художники Алматы — прим.ред.) все друг друга знаем и поддерживаем. А если брать именно в плане бомбинга, то я, допустим, никогда один на бомбинг не выходил. Всегда с друзьями, со своей командой.
Вообще, на самом деле, бомбинг — это крутая вещь только потому что это чистые эмоции, адреналин, всегда весело, интересно.
Сложных спотов было много. Бывало так, что мы лежали несколько часов под поездом, в мокрой листве, бывало так, что за нами бегали. Залазили в автобусный парк, чтобы порисовать на автобусах. Уйма всего было. Боязнь быть пойманным была, возможно, по началу, а сейчас, с возрастом, когда сделали кучу крутых проектов, когда у всех более-менее на слуху, работали с министерством культуры — боязни, что поймают, нет. Я просто знаю, что я делаю, поэтому мне не страшно. А даже если приедут наши дяденьки-милиционеры, то все мы знаем, как у нас в стране это устроено. Дашь им две тысячи — они еще и поохраняют тебя сверху. Конечно, работы закрашиваются, работы портятся какими-нибудь детьми с баллончиком, но, в принципе, для меня это не страшно. Я все-таки считаю, что граффити живет только на фотографиях.
Если честно, безусловно, граффити портит облик города, если его делать неправильно. Всегда нужно подбирать место, чтобы тегать, троу-ап, кусок, чтобы любой рисунок выглядел максимально лаконично с обстановкой вокруг стенки или любой поверхности, на которой ты это делаешь. Если ты это делаешь правильно, это создает некую эстетику.
Несмотря на нелегальность и противодействие властей, теггинг продолжает привлекать райтеров на протяжении целого века. В то время как многие люди считают его вандализмом, большинство теггеров старается не портить поверхности города, а украшать те, которые не помешает украсить. Учитывая то, что теги обычно ставятся анонимно и с использованием псевдонима, подобные работы не приносят граффитистам большой славы. Тем не менее, адреналин, чувство сообщества и усердная работа над обыгрыванием городской поверхности остаются более важными причинами, по которым ребята приходят и остаются в теггинге.
Поверх каких уличных рисунков можно и нельзя рисовать теги Руководитель «Стенограффии» Константин Рахманов написал большой пост на эту тему
Руководитель фестиваля граффити и уличного искусства «Стенограффия» Константин Рахманов написал пост в инстаграме о том, как нести ответственность за свои теги поверх других уличных рисунков. Автор сделал пост после того, как на работе московского автора Данилы Шмелева у Мытного двора, появился тег «Kabu». Сейчас работа восстановлена.
The Village публикует полный ответ автора (орфография и пунктуация сохранены).
Недавно появилась новость, о том, что на работе московского автора Данилы Шмелева, появилась тега граффитчика. Это взволновало умы любителей стрит-арта. Посыпались вопросы: «Где же эти рамки дозволенного? Надписи на стенах — это тру».
А еще, мне писали инструкцию:
Забавно слышать такие маргинальные предложения от взрослых людей. Попробуем детальнее разобрать эту ситуацию. Раз уж это мой аккаунт, где я пишу своё мнение, я покажу вам эту ситуацию с разных сторон.
Я граффитчик. Больше 15 лет рисую на улице — где хочу, с кем хочу и как хочу. Суть граффити в том, чтобы теги и куски были видны. Нужно тиражировать свое имя и имя своей команды. Зачем? Интересный и сложный вопрос.
Это желание было сформировано субкультурой изначально, чтобы другие граффитчики тебя видели и понимали, кто ты и кто твоя команда. Однако твое присутствие в городе влияет на зрителей вне граффити и это провоцирует обратную связь. Ты становишься All city.
Получив большой опыт за свою «карьеру», подняв голову и посмотрев на все то, что меня окружает, я стал по-другому воспринимать улицы и стены. Я понял, что очень люблю свой город. Со временем, мне стала интересна такая игра: тегать аккуратно — не вызывающе, не оскорбительно, не вандально, не поверх кого-то. С таким подходом я еще и просуществую дольше, это уже проверено.
Каждый уличный художник или граффитчик когда-нибудь тегал на стеклах, чистых стенах, транспорте, чужих кусках и т. д. Мое мнение по этому поводу: за все нужно нести ответственность. Если ты понимаешь, что ты накосячил — признай это! Если тебя за это спросят — объясни свою позицию, постарайся разрешить конфликт. Если тебе пофиг, то и к тебе будет соответствующее отношение. Вряд ли ты долго проживешь с такой позицией.
А есть еще такое место, где люди спокойно приходят и рисуют. Оно называется «холофейм» (в дословном переводе с английского означает «зал славы»; это место, где художники рисуют поверх работ друг друга — прим.ред.). Днем, в хорошей компании, там можно классно провести время. Да, на хофе тебе придется перебивать чью-то работу, так что постарайся выбрать что-то уже испорченное — затеганное, перечеркнутое или то, что плохо выглядит. Главное, сделай лучше, чем было до тебя!
Что касается памятников: я надеюсь, тут все понятно. Но для некоторых проговорю: взрослые граффитчики не тегают на памятниках! На них пишут либо дети, либо гопы. А можно ли считать «Малахит» Данилы Шмелева памятником? Я думаю, да. Для меня памятник — это то, что признано людьми, что отпечаталось в их памяти. Этот арт-объект получил множество положительных отзывов. Лично мне как руководителю фестиваля писали, что эта одна из лучших работ этого года. Так кто будет тегать на такой работе? Я уже сказал: либо дети, либо гопы. Или дети-гопы.
То, что мы делаем на «Стенограффии», для меня очень ценно. Екатеринбург — уникальный город, в котором сложился комплекс крутых работ монументального искусства, к которым можно отнести и «Малахит». Одна из задач, которую мы преследуем: сохранение этих работ. Чтобы вы знали, это большой институциональный вызов для нас.
Такие задачи решаются только комплексными методами. Это большая работа, примеров, которой еще нет в России. Как-то раз меня пригласил один из мэров города, который хотел бороться с граффити. Что тогда, что сейчас я считаю так: с граффити не нужно бороться. В мире достаточно примеров как с этим работать: оставьте при покраске дома хотя бы 30 литров краски цвета фасада, чтобы избавиться от «жкх баффа» или отдайте стены, здания, районы художникам для создания авторских работ.
Пример из жизни. Как-то давно у нас была «Школа граффити». Кроме выполнения базовых заданий, мы каждую субботу с учениками оттирали памятники от тегов. Уже тогда я старался на собственном примере показать: «что можно, а что нельзя». После этого, я еще несколько раз сам оттирал затеганный памятник Татищева и де Геннина. Вот вообще не западло.
Хотите разобраться в этой культуре? Давайте начнем с малого. Для всех любителей стрит-арта, поясню: граффити — это нелегально нарисованная шрифтовая композиция. Граффити будет в любом большом городе и это хорошо, значит в вашем городе есть жизнь.