что значит типовое положение

Раздел I. Положение о структурном подразделении

Раздел I. Положение о структурном подразделении

На основе положения составляется штатное расписание данного подразделения и организуется его повседневная деятельность.

Положения должны быть конкретными и составляться по единой методике и структуре:

6. Взаимоотношения с другими подразделениями.

В разделе «Общие положения» указывается точное наименование подразделения, его место в организационной структуре органа исполнительной власти, степень самостоятельности, в чьем непосредственном подчинении находится данное подразделение, кто непосредственно руководит подразделением. Кроме того, необходимо дать перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми данное подразделение руководствуется в своей деятельности.

Раздел «Задачи» содержит формулировку основных задач подразделения, обеспечивающих эффективный вклад этой деятельности в выполнение задач, стоящих перед данным органом исполнительной власти в целом. Особое внимание при этом необходимо обращать на взаимную согласованность формулировок задач взаимосвязанных подразделений.

В разделе «Структура» следует показать перечень внутренних звеньев, входящих в него (сектора, бюро, группы и т.п.), а также порядок распределения обязанностей между работниками подразделения.

Раздел «Функции» содержит всестороннюю характеристику деятельности данного подразделения. Функции должны быть четко сформулированы на основе глубокого изучения организационной деятельности в целом и необходимости распределения между внутренними звеньями подразделения всего объема работ, возложенных на данное подразделение. Кроме того, указывается степень самостоятельности подразделения в решении тех или иных вопросов.

Раздел «Права» содержат перечень прав, реализуемых руководителем, другими работниками подразделения, необходимых для реализации возложенных на подразделение функций, в соответствии с установившимися разделением и кооперацией труда. Следует выделить специальные права подразделения, если оно наделено ими в отличие от других аналогичных подразделений. Важно при изложении прав подразделения отразить их соответствие действующему законодательству, а также документам, регламентирующим деятельности внутри учреждения.

Раздел «Взаимоотношения с другими подразделениями» определяет взаимосвязи подразделений в ходе осуществления функций учреждения в целом, взаимные обязательства подразделений, отражается характеристика входящей и исходящей документации (отчетной, плановой, аналитической и др.). При разработке данного раздела указывается наименование документации, периодичность представления, наименование подразделения, которое представляет данную информацию, а также наименование подразделения, получающего ее. Очень важно, чтобы данный раздел согласовывался с аналогичными разделами других подразделений, указанных в нем.

В разделе «Ответственность», с учетом особенностей работы, подразделения отражается характеристика основных позиций, по которым руководитель подразделения несет личную ответственность за выполнение возложенных на подразделение задач, предусматриваемых данным положением, за достоверность информации и документации, подготавливаемой подразделением, за правильность применения тех или иных инструкций, положений и т.п., за рациональную организацию труда исполнителей, за состояние трудовой дисциплины и работу с кадрами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Типовое положение о системе управления охраной труда

Типовое положение о СУОТ – это нормативный документ, установленный приказом Минтруда 438н от 19.08.2016 г., в котором даны рекомендации работодателю, как ему создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).

Фактически, типовое положение нужно для того, чтобы разработать внутреннее положение о СУОТ в организации.

Приказ 438н «Типовое положение о СУОТ» ЗДЕСЬ
Пример внутреннего положения о СУОТ организации СКАЧАТЬ

что значит типовое положение. Смотреть фото что значит типовое положение. Смотреть картинку что значит типовое положение. Картинка про что значит типовое положение. Фото что значит типовое положение

Приказ 438н носит рекомендательный характер. Не смотря на это, его активно использует Государственная инспекция труда при проверках организаций.

Прежде чем читать дальше, рекомендуем ознакомиться со статей «Что такое система управления охраной труда«.

Комментарии к типовому положению о СУОТ 438н

Разберем типовое положение о СУОТ. Оно состоит из состоит из 10 частей:

1. Общие положения.
2. Политика работодателя в области охраны труда.
3. Цели работодателя в области охраны труда.
4. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей).
5. Процедуры для достижения целей работодателя в области охраны труда.
6. Планирование мероприятий по реализации процедур.
7. Контроль функционирования системы управления и мониторинг реализации процедур.
8. Планирование улучшений функционирования системы управления.
9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
10. Управление документами.

Рассмотрим каждую более подробно:

1. Общие положения

Этот раздел содержит термины и информацию о соответствии положения о системе управления охраной труда текущему законодательству в области охраны труда. В данном разделе подробно рассказывается на какие законодательные акты опирается положение о СУОТ, и о взаимосвязи этого документа с другими положениями, действующими в организации.

Политика содержит информацию о намерении работодателя и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Здесь подробно описываются обязанности работодателя в части охраны труда, которые он обязуется выполнять. Тут же озвучиваются и цели, которые планируется достичь. Своего образа идеальная модель, к которой стремится работодатель.

3. Цели работодателя в области охраны труда

Этот пункт приказа 438 н тесно связан с разделом два, с той лишь разницей, что намеченные цели расписаны более подробно.

4. Обеспечение функционирования системы управления ОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя)

С этим пунктом положения о системе управления охраной труда все гораздо сложнее, и он индивидуален для каждого случая, так как все организации работают в разных сферах, и, соответственно для каждой из сфер свои требования, в том числе и в вопросах охраны труда.

Ярким примером может служить сравнение работы офисных сотрудников юридической компании и горновых доменной печи металлургического производства. Перечень требований к этим категориям работников будет значительно отличаться.

Данный пункт приказа 438 н подвергается тщательной проверке со стороны трудового инспектора. Согласно алгоритму проверки создания и обеспечения функционирования системы управления (часть 2 приказа Федеральной службы по труду и занятости № 77 “Об утверждении Методических рекомендаций»), обязанности в области охраны труда должны быть распределены на всех уровнях управления, которые предусмотрены штатным расписанием.

На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника. Исследование указанной процедуры позволяет инспектору определить круг лиц, виновных в нарушении установленных требований. Поэтому распределение ответственности и обязанностей должно быть тщательно продумано и осуществимо на практике.

Если Вы назначаете сотрудника ответственным за что-либо, он должен иметь возможность контролировать этот вопрос. Например, некорректно назначать ответственным за соблюдение правил техники безопасности на участке выпуска металлопроката главного бухгалтера финансового отдела. Он не имеет отношения к производству, а следовательно, не знаком с производственными процессами и предъявляемыми к нему требованиями. Правильным, будет назначить ответственного из лица бригадиров или мастеров этого участка.

При распределении ответственности придерживайтесь следующих принципов:

1) Работники выполняют требования техники безопасности и несут ответственность ТОЛЬКО за соблюдение этих правил. Разработка правил, а также организационные моменты (обеспечение СИЗ, соответствие оборудования требованиям техники безопасности и т.д.) не входят в их компетенцию.

Рассмотрим два простых примера.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) не сделал вовремя заказ у службы обеспечения, в связи с этим сотрудники приступают к работе без использования СИЗ. В данном случае, работник не виноват в их отсутствии, поэтому нести ответственность за то, что он приступил к работе без СИЗ, он не может и не должен. Согласно требованиям законодательства, работник должен был отказаться приступать к работе, на что имеет полное право. Однако на практике чаще всего сотрудник вынужден мириться с недостатками в организации безопасной работы, чтобы не лишиться работы.

2) Руководители участков, в непосредственное подчинение которых входят работники, являются первой ступенью контроля. Именно они отвечают за соблюдение сотрудниками правил техники безопасности, использования СИЗ и других важных требований. Их задача обеспечить контроль, инструктировать их и при необходимости принимать меры по привлечению сотрудников к ответственности за несоблюдение требований охраны труда. С точки зрения охраны труда именно руководители первого порядка являются самым важным звеном. Они “ближе” всех к работникам и имеют практические, а не теоретические навыки в вопросах охраны труда. Именно через них руководители более высокого порядка и специалист по охране труда получают “обратную связь” от сотрудников. Поэтому и ответственность они несут в соответствии с данным принципом.

Сосредоточьтесь в первую очередь на их работе.

Рассмотрим все тот же пример и две ситуации.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности. Однако присутствует и вина его руководителя. Он должен был осуществить контроль перед допуском сотрудника к работе.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) не сделал вовремя заказ у службы обеспечения, в связи с этим сотрудники приступают к работе без использования СИЗ. Здесь начальник производственного участка несет двойную ответственность. Во-первых, он не отследил сроки заказа необходимых СИЗ, а во-вторых, допустил к работе сотрудников, без наличия у них необходимых СИЗ.

Как видите, руководитель первого порядка несет ответственность в любом случае, в независимости от того, кто виноват, он лично или его работники. Поэтому он заинтересован в том, чтобы его подчиненные не нарушали требований техники безопасности. Для этого он осуществляет контроль их работы. В том числе его оплошность или безответственность могут привести к негативным последствиям (травма. штраф и т.д.), поэтому наряду с этим он несет и личную ответственность.

Если же заказ им был сделан вовремя, но СИЗ не поступили, он не должен допускать сотрудников к работе. В противном случае, из-за чужой ошибки он берет на себя большую ответственность, в виде допуска сотрудников к работе без СИЗ. В ряде случаев данные действия могут быть основанием для привлечения к уголовной ответственности. В связи с этим в положении о СУОТ должно быть четко прописано за что отвечает руководитель первого порядка, и какие он имеет полномочия, для того чтобы избежать подобных ситуаций.

3) Руководители второго порядка и выше тоже несут ответственность. Они чаще всего “оторваны” от производственной деятельности и в их компетенцию входят по большей части организационные вопросы. Однако это не снимает с них ответственности. Их ошибка влияет на всех, кто находится в их подчинении.

Следовательно, степень их ответственности должна быть более высокой, по сравнению с другими работниками.

Обратимся к тому же примеру. За руководителя второго порядка мы будем считать руководителя службы обеспечения.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности. Однако присутствует и вина его руководителя (первого порядка). Он должен был осуществить контроль перед допуском сотрудника к работе. Казалось бы, на этом круг “виноватых” замыкается, однако это не так.

Помимо организации закупок, начальник службы обеспечения должен контролировать лиц, от которых он получает информацию. Если он вовремя обеспечил подразделения всем необходимым, он должен позаботиться о том, чтобы его работа не была напрасной.

Зачем ему закупать СИЗ, если никто не осуществляет контроль за их выдачей и использованием? В ходе проверки к начальнику службы обеспечения может быть задан вопрос “Контролируете ли Вы процесс обеспечения СИЗ, если Ваши сотрудники не используют их при выполнении должностных обязанностей?”.

В этой ситуации факт совершения закупки СИЗ уже не будет играть никакой роли, так как данное мероприятие без надлежащего контроля абсолютно бесполезно. Поэтому после того, как начальник службы обеспечения передал СИЗ, он должен проконтролировать, что они действительно выдаются и используются правильно. Делает он это посредством контроля руководителей первого порядка.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) вовремя сделал заказ СИЗ у службы обеспечения. Однако руководитель службы обеспечения в требуемые сроки СИЗ не закупил, и теперь у сотрудников они отсутствуют.

В результате создается ситуация, когда работа фактически не может быть выполнена, так как руководитель первого порядка не в праве допускать сотрудников к работе без необходимых СИЗ. Если же работы все-таки продолжают выполняться, то из-за отсутствия СИЗ “под удар” попадают не только работники, жизнь и здоровье которых подвержены риску, но и руководитель первого порядка, так как он осознанно нарушает законодательство, несмотря на то, что данная ситуация возникла не по его вине.

Помимо этого, на начальника службы обеспечения может быть наложена ответственность и со стороны вышестоящего руководства. Ведь деньги на СИЗ были выделены, а результата нет. Таким образом руководитель второго и выше порядка также несет ответственность в любом случае. Однако степень ответственности уже гораздо выше, так как чем выше уровень, тем больше людей у тебя в подчинении. Соответственно на большем количестве людей могут отразиться последствия неправильных действий.

Данный пример-наглядная демонстрация того, как тесно связаны между собой части любой организации.

Количество уровней руководства может быть гораздо большим, или значительно меньшим, однако вне зависимости от этого ответственность и обязанности должны быть распределены. Именно это позволит определить круг лиц, виновных в нарушении установленных требований. Причем не только в ходе проверки трудовой инспекции, но и внутреннего аудита.

5. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда

Пожалуй, один из самых важных и сложных блоков Приказа 438 н на сегодняшний день. Помимо распределения ответственности, работодатель должен разработать “план действий”, с помощью которого он достигнет озвученной им “идеальной модели”.

В документе, по которому работает трудовая инспекция, особое внимание уделено не только типовым мероприятиям по охране труда (обеспечение СИЗ, обучение по охране труда и т.д.), но и профессиональным рискам.

На сегодняшний день, провести оценку профессиональных рисков обязан каждый работодатель. Однако проблема в том, что в законодательстве на сегодняшней день нет утвержденного документа, который бы регулировал данный вопрос. Есть лишь перечень опасностей, которые могут влиять на работника в процессе его трудовой деятельности. Сам же процесс оценки профессиональных рисков никак не регламентирован. Существуют лишь различные методики, основанные на разных принципах и подходах (метод Дельфи, матричный метод и т.д.).

В связи с этим работодатель на сегодняшний день может либо обратится в специализированную организацию, которая проведет данное мероприятие, либо же провести данную процедуру самостоятельно силами службы охраны труда. Главная цель — идентификация всех опасностей, которые могут воздействовать на работника в процессе его трудовой деятельности и разработка мероприятий по защите от них.

6. Планирование мероприятий по реализации процедур

После получения информации о рисках и разработки мероприятий по устранению этих рисков, либо же снижения их воздействия на работников, работодатель фиксирует в положение о системе управления охраной труда план по реализации намеченных процедур. Сроки, финансирование, ответственные лица и т.д.

7. Контроль функционирования и мониторинг реал изации процедур

В данном разделе подробно описаны механизмы контроля за соблюдением положений данного документа. Назначение ответственных лиц, методы контроля (отчеты, сравнение и т.д.), периодичность и другие необходимые показатели.

8. Планирование улучшений функционирования управление охраной труда

После разработки положения о СУОТ, в последующем, с большой степенью вероятности будут выявлены недостатки в вопросах охраны труда. Именно на их исправлении и будет выстраиваться план улучшений.

9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

Данному вопросу в положении о системе управления охране труда для трудовой инспекции уделено большое внимание. Со стороны работодателя требуется не только снижение травматизма и профессиональных заболеваний, но и алгоритм действий, если такие ситуации возникают. Важно не только действовать согласно законодательству, но извлечь пользу из “горького опыта”. Опираться на него в дальнейшем, с целью избежать повторения.

10. Управление документами системы управления ОТ

Правильно и удобно организованный документооборот эффективный механизм в реализации всех необходимых мероприятий. Поэтому он должен быть строго регламентирован. Делается это для упрощения контроля и удобства работы с ним.

Подводя итог, можно сказать, что система управления труда в организации один из фундаментальных документов, без которого невозможно нормальное функционирование. Именно поэтому данный вопрос требует тщательного внимания не только со стороны службы охраны труда, но и работников и руководителей всех порядков и подразделений организации.

В этой стате мы подробно разобрали приказ 438н «Типовое положение о СУОТ» и положение о системе управления охраной труда. Удачи в профессиональном развитии!

Источник

Как составить положение об организации работы по охране труда

Организация безопасных условий работы — это одно из первоочередных обязательств предприятия по отношению к персоналу. Законодательство, в свою очередь, требует от работодателя надлежащего ведения соответствующей документации. Зафиксировать все, что необходимо в связи с обеспечением процесса охраны труда, призвано соответствующее положение.

Для чего необходимо

Главным предназначением, которое выполняет положение об организации работы по охране труда в организации (ОТ), является описание всех аспектов обеспечения безопасности жизни и здоровья сотрудников предприятия: организационного, правового, технического, социального, реабилитационного, профилактического. Таким образом, в локальном нормативном акте фиксируется:

Порядок утверждения

Обязанность по составлению и утверждению на предприятии правил по ОТ продиктована ч. 2 ст. 212 ТК РФ. В Письме Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373 разъясняется, что организация вправе самостоятельно устанавливать, какие разделы и требования включать в документ в зависимости от специфики ее деятельности.

Следовательно, локальный нормативный акт, который утвердит образец положения по охране труда в организации на 2019 год, подписывает руководитель предприятия.

Что касается разработки документа, то ответственное за нее лицо назначается на усмотрение работодателя. Обычно эта обязанность закрепляется за специалистом по ОТ. Наиболее эффективной является коллегиальная схема разработки положения, задействующая представителей бухгалтерии, кадровой, юридической службы и, самое главное, представителей производственных подразделений. Это позволит учесть все возможные нюансы, в том числе производственного характера, и минимизировать вероятность замечаний от различных контролирующих органов.

Типовое положение

При разработке документа по ОТ рекомендуется придерживаться структуры, предложенной Приказом от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».

РазделСодержание
Общие положенияЦель, нормативная база
Политика по ОТПринципы обеспечения безопасности рабочих условий
Цели предприятияЦели работодателя в области ОТ
Обеспечение функционирования системы управления ОТРаспределение обязанностей по ОТ между должностными лицами
Процедуры по обеспечению ОТПорядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков
Планирование мероприятий по реализации процедурПорядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур
КонтрольОписание мероприятий по оценке условий труда
Планирование улучшенийПлан по усовершенствованию системы ОТ
Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаиАлгоритм действий в чрезвычайной ситуации
Управление документамиПравила ведения и хранения документов по ОТ

Образец положения

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА

Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Общества.

Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, которое подчиняется непосредственно директору Общества.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевыми), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.

Основные задачи должностного лица, ответственного за организацию работы по охране труда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н, межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления, обеспечивающая управление рисками и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью Общества.

Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.

Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.

Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются:

Основные задачи Системы управления охраной труда в Обществе:

ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основные цели работодателя в области охраны труда содержатся в Политике в области охраны труда, определенной разделом 2 настоящего Положения, и достигаются путем реализации работодателем соответствующих процедур.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

Структура системы управления охраной труда. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.

Управление охраной труда на первом уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет работодатель в лице директора Общества.

Управление охраной труда на втором уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.

Управление охраной труда на третьем уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет комиссия по охране труда.

Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ОБЩЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Директор Общества в порядке, установленном законодательством:

Где хранится и сколько

Порядок хранения локального нормативного акта по ОТ определяется на усмотрение работодателя. Типовое положение об охране труда в 2019 году — не исключение. Для этой цели издается приказ, в котором указывается место хранения документа и ответственное за него лицо.

Что касается срока хранения документа, то он регламентирован законом — Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». В соответствии с этим законодательным актом, положение об ОТ подлежит хранению в течение 45 лет, а при наличии тяжелых, вредных и опасных условий труда — в течение 75 лет.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *