что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Быт. 9:4

Свт. Иоанн Златоуст

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Свт. Филарет (Дроздов)

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Только плоти с душою ее, то есть кровью ее, не ешьте. Дав человеку власть над животными, Бог полагает ей сим законом пределы и являет Свою власть над самым человеком. Сей закон повторяется между законами, данными Моисею (Лев. 17:10-14; Втор. 12:23), и даже в Новом Завете (Деян. 15:20). Из соображения сих повторительных законов с первым нетрудно усмотреть, что употребление крови запрещается во всех ее видах, поскольку она может быть отделена. Из того же соображения открываются и причины запрещения крови.

Естественная: ибо душа плоти в крови есть. (Лев. 17:11), то есть кровь есть седалище и ближайший орган действий души. (Древние вообще так думали. Иосиф: χωρίς αίματος, εν τούτω γαρ η ψνχη Без крови; ибо в ней душа. Плутарх: το αιμα νομη και τροφή εστι του πνεύματος? De Poesi Homerica. Кровь есть пажить и пища духа). Приемля живейшие напечатления свойств душевных, она может более или менее переносить их с собою и в другие тела, как найдено опытами перелития. Итак, быть может, что частое и в большом количестве употребление крови в пищу естественно сопровождалось бы в человеке вредными последствиями.

Обрядовая и вместе прообразовательная: и Я дал ее (кровь) вам на алтарь, очищать души ваши, ибо кровь очищает душу (Лев. 17:11). Кровь священна, потому что в жертвах очищает души, или точнее, поелику невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов изглаждала грехи (Евр. 10:4); изобразует кровь Иисуса Христа, очищающую от всякого греха (1 Ин. 1:7). Посему, отлучая кровь от животных, употребляемых в пищу, закон превращает, некоторым образом, каждое заклание животного в жертвоприношение.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21–22, 9:1–7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа.

Точию мяса в крови души да не снесте

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Запрещение вкушения крови и человекоубийства.

Толковая Библия.

Источник

Толкование на Бытие 9:4

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Бытие 9:4 / Быт 9:4

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Только плоти с душою ее, то есть кровью ее, не ешьте. Дав человеку власть над животными, Бог полагает ей сим законом пределы и являет Свою власть над самым человеком. Сей закон повторяется между законами, данными Моисею (Лев. 17:10−14; Втор. 12:23), и даже в Новом Завете (Деян. 15:20). Из соображения сих повторительных законов с первым нетрудно усмотреть, что употребление крови запрещается во всех ее видах, поскольку она может быть отделена. Из того же соображения открываются и причины запрещения крови.

Естественная: ибо душа плоти в крови есть. (Лев. 17:11), то есть кровь есть седалище и ближайший орган действий души. (Древние вообще так думали. Иосиф: χωρίς αίματος, εν τούτω γαρ η ψνχη Без крови; ибо в ней душа. Плутарх: το αιμα νομη και τροφή εστι του πνεύματος? De Poesi Homerica. Кровь есть пажить и пища духа). Приемля живейшие напечатления свойств душевных, она может более или менее переносить их с собою и в другие тела, как найдено опытами перелития. Итак, быть может, что частое и в большом количестве употребление крови в пищу естественно сопровождалось бы в человеке вредными последствиями.

Обрядовая и вместе прообразовательная: и Я дал ее (кровь) вам на алтарь, очищать души ваши, ибо кровь очищает душу (Лев. 17:11). Кровь священна, потому что в жертвах очищает души, или точнее, поелику невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов изглаждала грехи (Евр. 10:4); изобразует кровь Иисуса Христа, очищающую от всякого греха (1 Ин. 1:7). Посему, отлучая кровь от животных, употребляемых в пищу, закон превращает, некоторым образом, каждое заклание животного в жертвоприношение.

Источник: Толкование на Книгу Бытия.

Виссарион (Нечаев) (1822−1905)

XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21−22, 9:1−7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа.

Точию мяса в крови души да не снесте

Источник: Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П. (1852−1904)

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Запрещение вкушения крови и человекоубийства.

«только плоти с душею ее, с кровью ее не ешьте…» Давая новый закон о пище, Бог вводит в него существенное ограничение — запрещает употреблять в пищу кровь животных. Причина этого запрещения указывается здесь же, именно в том, что кровь животного как бы отождествляется с его душой. Подобная идея встречается и во многих других местах Священного Писания (Лев. 17:11, 14; Втор. 12:16). Любопытно, что кроме Священного Писания, она находится в сочинениях многих древних писателей, и по преимуществу у классиков (Вергилия, Емпедокла, Пифагора и др.). Таким образом, общенародная психология древности основной принцип животной жизни, т. е. то, что называется душою, полагала скрытым в крови его. Становясь на точку зрения этой наивной психологии и желая на почве ее внушить человеку возможно больше уважения ко всякой чужой (в том числе и животной) жизни, Бог и дает запрещение употреблять в пищу кровь. Это — первая Ноева заповедь; впоследствии, при Моисее, она получила более подробное изложение и более обширную аргументацию физическую, моральную (обрядовую; Притч. 28:17) и прообразовательную (Лев. 17:11; ср. Евр. 10:4 и Ин. 1:17).

Источник

Кровь

4. только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте…
(Книга Бытие 9:4)
16. только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду.
(Книга Второзаконие 12:16)
23. только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом…
(Книга Второзаконие 12:23)
27. и совершай всесожжения твои, мясо и кровь, на жертвеннике Господа, Бога твоего; но кровь [других] жертв твоих должна быть проливаема у жертвенника Господа, Бога твоего, а мясо ешь.
(Книга Второзаконие 12:27)
26. Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.
(Книга Левит 19:26)
10. Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее…
(Книга Левит 17:10)
11. потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;
12. потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови.
13. Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею,
14. ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится.
(Книга Левит 17:11-14)

Итак, отсюда видно, что душа это кровь; кровь и душа одно. Что это может значить? Означает ли это то, что душа в эритроцитах?
Кровь — жидкая подвижная соединительная ткань внутренней среды организма, которая состоит из жидкой среды — плазмы и взвешенных в ней клеток — форменных элементов: клеток лейкоцитов, постклеточных структур (эритроцитов) и тромбоцитов (кровяные пластинки).
Или и в других элементах крови?
Но дело в том, что древние люди, что писали Библию и читали вряд ли были осведомлены о таких тонкостях нашего внутрителесного устройства.
Следовательно, когда говорится «душа в крови» или «кровь это душа», то имеется в виду (Библией) что-то другое. Что же?

Может дело в том, что когда истекает кровь (из раны) мы чувствуем как из нас «вытекает сама жизнь». Все имеют такой опыт. Значит, похоже что под выражением «кровь это душа» следует понимать тонко чувственное восприятие «фактора крови». И, действительно, по логике, душа же это не плоть; она имеет отношение к нашему самоощущению.
Значит, нельзя есть с кровью потому что мы воспринимаем кровь (любую кровь) как аспект души. Воспринимаем это бессознательно. И получается, если вкушать, например, мясо с кровью, мы неощутимо для рассудка «вкушаем душу» (свою? или — чужую). Потому — грех.
Но отчего же грех? Не от того ли, что во рту зубы? И мы «кусаем душу». Наверное, здесь имеет место некий анти духовный эффект нашей самости: мы таким образом себя и психологически и духовно изничтожаем (в самой сути).
Если даже мы просто пьем, все равно ощущение зубного приятия пищи остается.
Так же еще возможно дело в том, что порезавшись мы можем зализать ранку. И если потом едим мясо с кровью, то возникает нехорошая «накладка на самость».

Посмотрим что в Библии еще есть по этому вопросу.

20. а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
(Деяния свт. Апостолов 15:20)
29. воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
(Деяния свт. Апостолов 15:29)

Здесь речь апостольская к обращенным язычникам.
28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого…
(Деяния свт. Апостолов 15:28)
«Кроме сего необходимого» — и апостолы говорят о воздержании (от крови).
Почему обращенным язычникам не (было) сказано так: «ни одна душа из вас не должна есть крови»? Именно так: «есть крови». А речь о воздержании.
Воздерживаться означает держать себя от желания. Удерживать.
Это звучит как наставление, но не как приказ, подобный сказанному в Ветхом Завете (евреям): «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте».
А «воздерживайтесь» звучит более мягко.
То есть, это говорит о том, что по сравнению с прямым указанием «не есть с кровью» — «воздерживайтесь» звучит как совет.
И так же, (нам) необходимо помнить, что воздерживаться можно только от того к чему (мы) испытываем желание, тягу, страсть.
Именно потому что эти обращенные язычники испытывали страсть к удавленине и крови, им было сказано воздерживаться: то есть, для них звучало бы странно сказанное о воздержании относительно того к чему они не испытывали тяги. Заметим также что не было сказано «остерегаться» сего, потому что тогда это звучит так же навязчиво, категорически, почти аналогично «не ешьте с кровью».
Важно понять здесь разницу этих наставлений в их глубинном смысловом значении: значение «не ешьте с кровью» более существенно по сравнению с «воздерживайтесь».
Отсюда вопрос. Как «Свидетели Иеговы» умудрились понять «воздерживайтесь» в качестве ПРИКАЗА (от Бога) не переливать кровь в случае жизненной для этого необходимости. Если, во-первых, значение сказанного в понятии «воздержания» имеет смягченную основу по сравнению с «не ешьте»; во-вторых, воздерживаться можно только от того к чему присутствует, обнаруживается тяга, желание, страсть.
Если же такой тяги нет, то такое наставление звучит крайне абсурдно, а значит, вряд ли может соответствовать истине, принадлежать Слову Бога.
Более того. провоцируя (у себя) мысль, что нужно именно ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ от того к чему тяги нет. мы, в конечном итоге, эту тягу у себя провоцируем (эффект психологических весов).
Попробуем понять на примере.
И «проведем соцопрос». Мы будем задавать прохожим вопрос следующего содержания:
— Считаете ли вы, что вам следует воздержаться от бейсджампинга (прыжков с парашютом с высотных зданий), потому что это опасно для здоровья и жизни?
Итак, мы «опросим» сто человек. Разного пола и возраста (кроме детей).
Мы не формулируем вопрос как «считаете ли вы, что вам НЕ СЛЕДУЕТ этого делать». Ведь человек (если только нам не попадется реальный бейсджампингист) не обнаруживает у себя ПРИЧИН для сего действия, не так ли? И, в принципе, сказанное нами «следует воздерживаться» может быть им (нечаянно) воспринято в понятийном значении «не следует этого делать».
Обычно же подобные опросы звучат как «хотели бы вы попробовать бейсджампинг?». И там уже выясняется есть у человека тяга к такому досугу-спорту или нет (он может и не задумывался ни разу о таком, но вот — соцопрос: помог задуматься).
Следовательно, прежде чем говорить о запрете на переливание крови (среди верующих, что исповедуют Учение Библии), нужно провести опрос и выяснить есть ли у таковых тяга или желание к переливанию крови — вне зависимости от медицинской необходимости. Просто: есть ли желание, чтобы с нами произвели эту процедуру. Хотим ли мы перелить себе кровь. Просто так.
Как. «просто так», для примера, прыгают с парашютом с высотных зданий ради досуга. Итак, может ли быть у нас такое хобби — переливание крови и, соответственно, увлеченность или тяга к такому занятию.
И. вот если выяснится, что у основной массы (верующих) такая ТЯГА есть, тогда есть смысл обратиться к Библии и вспомнить про «воздерживайтесь от крови»; потому что у людей имеется страсть к переливанию крови. Желание приятия (чужой) крови в себя через вену.
И в таком случае эти верующие приравниваются (Библией) к обращенным язычникам, которым следует говорить о наказах Бога осторожно, с опаской, что они могут воспротивиться Учению.
Ибо конкретно для евреев (Богом) сказано: НЕ ЕШЬТЕ С КРОВЬЮ.
Категорически и внушительно.
Бог не говорит (древним) евреям — «воздерживайтесь».
Таким образом, «Свидетели Иеговы» современного мира, во-первых, приравнивают себя к новообращенным язычникам, с которыми Бог говорит (через апостола) полунаставительно, с опаской, что они могут воспротивиться наказам свята. Во-вторых, они пытаются, видимо, привить у себя бессознательную потребность к потреблению крови через вену и — сопротивляться этому, воздерживаться от этого (в дальнейшем). Потому что без психологической зависимости от процедуры переливания крови нет и воздержания: в таком случае сие звучит абсурдно и вразрез истине.
Поэтому они идут до конца, и даже когда встает вопрос сохранения жизни их собственных детей при возникшей необходимости переливания ради сохранения жизни (ребенка), они отказывают врачам в своем разрешении (как родителей) сию процедуру произвести. Это дает им необходимую установку для закрепления у себя лично ПОТРЕБНОСТИ в процедуре переливания крови, чтобы в дальнейшем именно ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ от сего.
Однако, дополнительно возникает проблема греха связанного с пренебрежительным отношением как к своей так и к другой (чужой) жизни.
Осознают ли «Свидетели Иеговы» эту путаницу в понимании Божьего Слова?
Грех пассивного детоубийства мало чем отличается от того, если бы они умерщвляли своих детей собственными руками. Получается, они это делают «руками врачей».

Дополнительно интересный и познавательный материал:

ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ ДЕТЕЙ [1]

Пишет вам отец двоих детей, мальчиков одиннадцати и пяти лет. Прочитал в вашей газете (номер семь) статью “Правда о “Свидетелях Иеговы” и решил поделиться своей бедой. Моя жена около двенадцати лет находится в названной организации. Об этом я узнал от воспитателей детского сада, когда они попросили поговорить с супругой, чтобы она прекратила распространять журналы “Сторожевая башня” и “Пробудитесь”. Больно вспоминать эти годы, когда семья практически была на грани распада, и хотя сейчас положение несколько стабилизировалось, тревога за будущее детей остается.

По настоянию надзирателей секты они по-прежнему посещают собрания и так называемые кружки, где под прикрытием изучения Библии по существу происходит вызубривание инструкций для последующего проповедования. Об их смысле напрямую цинично говорится в служебных материалах программы Школы теократического служения и “Наше царственное служение”. Обычно это инструкция типа: “. если тебя спросят о том-то, то отвечай вот так” или “. спроси у прохожего о том-то. а если он ответит так. то задай ему второй, вот такой вопрос. ”. Старший сын уже имеет практику проповедования в общественных местах и отчета перед старейшинами секты.

Сейчас мне абсолютно ясно, что основной смысл проповедования заключается в привлечении в секту дополнительных людей, что дает определенные преимущества членам секты, в том числе и в материальном плане [2]. Собственно говоря, подобные “пирамидальные” системы в нашем обществе, к сожалению, не новость. Покрыто тайной, откуда идет финансирование секты, кто руководители секты, каково у них гражданство [3].

Автоматическое заучивание инструкций приводит к ограничению возможности ребенка самостоятельно мыслить. А что может быть хуже для отца и вообще общества, когда подрастают молодые люди, не способные лично принимать решения, но способные по указанию чужого дяди воплощать его мысли?

Серьезные опасения возникают относительно здоровья вовлеченных в секту. Речь идет о пресловутом отказе от переливания крови. Случись беда, не дай Бог, судьбу моих детей будут решать не врачи, а некие люди из так называемого Комитета по связям с больницами. Кстати сказать, эти “специалисты” пользуются полностью сфальсифицированной статистикой осложнений при переливаниях крови [4].

Об отношении секты “Свидетели Иеговы” к православной церкви говорить вообще не приходится: пожалуй нигде с такой силой не формируется к ней неприязнь. Детям внушают за версту обходить православные храмы, не говоря о том, что появление в доме православных атрибутов вызывает у них паническое состояние.

Все это не может не возмущать. Как можно допускать такое отношение к православной церкви, являющейся частью истории, культуры нашего народа? Или, как можно допускать такое отношение к детям, когда одна лишь только мысль, что один из родителей “не будет жить в Новом мире” уже доставляет им душевную боль?

И последнее, что касается осознания нашими гражданами сущности подобной прозападной организации и начинающимся судебным процессом против нее [5]. Дело в том, что на этом фоне становится все более очевидной неразборчивость наших защитников прав человека в отношении подобных организаций. Парадокс заключается в том, что отстаивая право на свободу совести и вероисповедания они практически защищают антидемократическую организацию, деятельность которой практически закрыта от граждан.

[1] Русь Державная. № 11-12 (55-56) за 1998 год.

[2] К сожалению нам не совсем понятно – о каком преимуществе в материальном плане в данном случае идет речь. (Здесь и далее примечания Катехизической службы).

Факт существующей опасности осложнения сам по себе не может служить причиной для отказа от переливания крови. Необходимость применения того или иного вида лечения в медицинской практике устанавливается, если показания к нему перевешивают риск возможных осложнений. Таким образом, если существуют ситуации, когда без переливания крови в данный момент обойтись нельзя, если оно только может спасти жизнь человека, то на возможные нежелательные последствия опять же в данный момент не обращают внимания, стремясь в то же время свести их риск к минимуму, для чего разработаны специальные правила и методики. Главное спасена жизнь пациента, выиграно время, а для лечения возможных осложнений в современной медицине уже накоплен богатый набор методик и препаратов, хотя некоторые проблемы окончательно до сих пор не решены (например, СПИД).

[5] Видимо, речь идет о деле по запрещению деятельности московской общины Свидетелей Иеговы, слушания которого проходили в 1998-1999 годах.

Источник

Тема: Так значит, Бог заповедовал не есть мясо?

Опции темы

Так значит, Бог заповедовал не есть мясо?

Что означает фраза Быт. 9:4 «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте»?
Нельзя есть мясо вообще или нельзя только в живом виде и без полностью спущенной крови, как это делают в Израиле?

что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть картинку что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Картинка про что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте

Тут тебе указание кровушку в пищу не употреблять и всего то.

. или невежества читателя что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть картинку что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Картинка про что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте

что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть картинку что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Картинка про что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть картинку что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Картинка про что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте

Так хочется кровушки попить. Говорят она очень полезна

Но всё же если челоек и съест кого-нибудь живьём, очевидно не умрёт, если это не татантул или скорпион, например.

Наверное, строение душ животных и людей различно, раз их происхождение и посмертная судьба по Библии совершенно различны.

Эта заповедь коррелирует с заповедью «не убий» человека, которая тоже нравственная заповедь, ведь это и пролитие крови человека и причинение его душе страданий. Поэтому и обижать душу, всё равно покушаться или даже убивать её.

Ещё добавою, что пророки, писавшие строки Писания, не так как Вы писали, или как некоторые недобросовестные студенты, а прежде воочию видели ту духовную реальность, и не найдя подходящих слов, чтобы её выразить, ожидали пророческого откровения от Духа, и вот мы имеем эти слова.

А что критикую, извиняйте, работа такая. Не можете считать её, критику, и не для Вас, и не ради Вас, (правда, хотелось бы чтобы и Вас осиял Лик Божий), если она поперёк стоит, а для читаталей, особенно в аллегориях не искушённых.

Приветствую участников обсуждения.
Запрета употреблять мясо вообще, я не вижу, а вот что не всякое мясо можно употреблять в пищу я вижу. Когда моя семья стала придерживаться этих указаний, здоровье у нас улучшилось явно, стали меньше болеть. Да в настоящее время уже и ученые, которые исследуют влияние питания на здоровье, не зная Библии, подтверждают эти ограничения научно.

Вот что написано в Лев. 11 гл.
1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
6 и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.
9 Из всех [животных], которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;
10 а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;
11 они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;
12 все [животные], у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас.
13 Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла,
14 коршуна и сокола с породою его,
15 всякого ворона с породою его,
16 страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,
17 филина, рыболова и ибиса,
18 лебедя, пеликана и сипа,
19 цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.
20 Все [животные] пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех [ногах], скверны для нас
;» и т.д.
С уважением

Надо помнить, что Библия дана народу, живущему в субтропическом климате, где зимы толком не бывает, и фруктов изобилие. А как быть нам не севере, особенно зимой в нашими килокалориями, идущими только на сугрев тела?

что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть картинку что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Картинка про что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте

В интернете текст, набранный заглавными буквами, означает крик. Пожалуйста, не кричите что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Смотреть картинку что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Картинка про что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьте. Фото что значит только плоти с душею ее с кровью ее не ешьтеи не используйте в сообщениях очень крупный шрифт. Уважайте собеседников.

Источник

Бытие 9 глава

Бог благословляет Ноя.

Быт.9:1. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им

Подобно тому, как родоначальник первого мира — Адам, тотчас же по сотворении, получил от Бога особое благословение (Быт. 1:28-30), и родоначальник второго мира — Ной получает подобное же благословение. Как то, так и это благословение одинаково касается трех пунктов: размножения человека, его власти (обладания) над животными и его питания. Сила этого божественного благословения касалась не одного только праведного Ноя, но и «сынов его», т. е., как наличного, так и будущего его потомства, короче сказать — всего человеческого рода, обновленного теперь и призванного к новой жизни.

плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю;

Но не добавлено, как некогда Адаму: «и обладайте ею» так как человек через грехопадение утратил эту богоподобную силу или, по крайней мере, сильно умалил и сократил эту богоподобную свою способность. И только второй Адам — Господь наш Иисус Христос, уничтоживший власть греха, снова покорил все под ноги Свои и не оставил ничего Ему непокоренного (1Кор. 15:27; Еф. 1:22; Евр. 2:8).

Быт.9:2. да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;

«Сего не было в благословении, данном Адаму: он был владыкою твари, но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом» (Филарет).

Быт.9:3. все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё;

Это будет уже второй по числу закон о пище (Быт. 2:16), разрешающий теперь наряду с прежними родами ее — зеленью и полевыми злаками еще и один новый, именно — мясо животных, птиц и рыб, словом все то, что движется и живет. Причину нового разрешения блаженный Феодорит выясняет следующим образом: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать».

Запрещение вкушения крови и человекоубийства.

Быт.9:4. только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;

Давая новый закон о пище, Бог вводит в него существенное ограничение — запрещает употреблять в пищу кровь животных. Причина этого запрещения указывается здесь же, именно в том, что кровь животного как бы отождествляется с его душой. Подобная идея встречается и во многих других местах Священного Писания (Лев. 17:11, 14; Втор. 12:16; Притч. 28:17). Любопытно, что кроме Священного Писания, она находится в сочинениях многих древних писателей, и по преимуществу у классиков (Вергилия, Емпедокла, Пифагора и др.). Таким образом, общенародная психология древности основной принцип животной жизни, т. е. то, что называется душою, полагала скрытым в крови его. Становясь на точку зрения этой наивной психологии и желая на почве ее внушить человеку возможно больше уважения ко всякой чужой (в том числе и животной) жизни, Бог и дает запрещение употреблять в пищу кровь. Это — первая Ноева заповедь; впоследствии, при Моисее, она получила более подробное изложение и более обширную аргументацию физическую, моральную, обрядовую и прообразовательную (Лев. 17:11; ср. Евр. 10:4; Ин. 1:17).

Быт.9:5. Я взыщу и вашу кровь,: в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя,

Эти слова дают прекрасное подтверждение только что приведенного нами взгляда на кровь, как седалище души. Даже и к крови животного Господь внушает должное уважение строгим взысканием; и чтобы еще рельефнее оттенить мысль о преступности убийств, Бог и говорит, что за кровь человека Он взыщет не только с сознательного убийцы, но даже и с неразумного животного и дикого зверя, что впоследствии получило даже и определенную законодательную санкцию (Исх. 21:28).

взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;

Если убийство человека неразумным животным подвергалось суровой каре, то, разумеется, гораздо преступнее и посему во много раз сильнее преследовалось убийство человека человеком же. В самих словах данного текста некоторые не без основания видят осуждение двух родов убийства — самоубийства (человека от руки человека, т. е. себя) и убийства других.

Быт.9:6. кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека:

Закон, запрещающий человекоубийство, получает свое изъятие, но такое, которое еще более укрепляет силу этого закона, сдерживая нарушение его страхом соответствующей (подобной же) расправы. Это позволение прекрасно выражает собой дух и сущность всей ветхозаветной морали, требовавшей ока за око, зуба за зуб, жизни за жизнь (Исх. 21:24; Лев. 24:20; 2Цар. 1:16). Здесь же лежит основание древнему обычаю кровной мести, культурным пережитком которого, до известной степени, являются и наши современные дуэли. Но христианство, привнесшее в мир новые гуманные начала, давно уже осудило эту практику: как невольного, так даже и вольного убийцу он заповедует не умерщвлять, а всячески исправлять его и возвращать к истинно человеческой жизни.

ибо человек создан по образу Божию;

Вот внутреннее, глубочайшее основание того, почему убийство человека особенно преступно. Создание человека по образу Божию, ставя его как бы в отношение некоторого духовного родства с самим Богом, делает его личность священной и неприкосновенной, так что решительно никто, не исключая и самого человека, не имеет права посягать на его жизнь, единственным распорядителем которой является лишь сам даровавший ее Бог. В этих словах важно отметить, во-первых, то, что здесь impliemphasis подтверждается отличие образа от подобия, а во-вторых, и то, что наличность образа Божия не отрицается и в нашем человеке.

Заключение завета Бога с Ноем.

Быт.9:8. И сказал Бог Ною и сынам его с ним:

В рассматриваемом разделе говорится о возобновлении того завета, который Господь благословил заключить с Ноем еще пред потопом (Быт. 6:18). Но теперь этот завет провозглашается еще торжественней и в более широком объеме: раньше он был только личный союз Бога с праведным Ноем («с тобою»); теперь в него входят и все семейство Ноя («с вами») и все их будущее потомство и даже мир животных.

Быт.9:9. вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,

Это был завет спасения от разрушения и смерти, и в этом смысле он может служить прообразом евангельского обетования, проповедующего благую весть об избавлении от вечной, греховной смерти (Иез. 34:25, 37:26; Иер. 32:40).

Быт.9:10-11. и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;

поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

Вот еще доказательство того, насколько тесна связь человека со всей природой: падает человек, падает и вся природа; гибнет человек, погибает и все живущее, наконец, восстает человек и с ним восстает и вся тварь (Рим 8.20).

Дарование знамения радуги.

Быт.9:12-13. И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:

Я полагаю радугу мою в облаке, чтобы она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

В качестве внешнего, видимого знака, удостоверяющего неповторяемость мирового потопа, Бог указал человеку на радугу, известное атмосферическое явление, состоящее в преломлении и разложении светового солнечного луча в прозрачной среде (массе) воды. Что касается того, как понимать самое значение этого знамения, то мнения экзегетов здесь расходятся: одни думают, что радуга с этого момента появляется только впервые и что раньше ее не существовало совершенно потому, что не было вовсе дождя, а земля орошалась только туманом и росою, как это можно предполагать на основании 6 ст. 2 гл. (Быт. 2:6). Другие более основательно допускают, что радуга существовала и раньше; но прежде она была совершенно безразличным небесным феноменом, — теперь же ей усваивается особенное символизирующее действие. И то обстоятельство, что для данной цели избрана именно радуга, а не что-либо иное, имеет свое полное оправдание: дело в том, что радуга, т. е. видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь при том условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом. Естествоиспытатели и теперь наблюдают, что радуги не бывает при тропических ливнях. Отсюда, появление радуги есть естественное доказательство того, что дождь не имеет угрожающего характера и непохож на наводнение пред потопом (Быт. 7:11). Этому-то естественному натуральному явлению Бог и благоволил усвоить особое символическое значение, избрав его знамением Своего завета с Ноем. Аналогичные с данным примеры представляет, напр., ползание змия на чреве, ставшее символом унижения, или погружение в воду при таинстве крещения, сделавшееся символом очищения от первородного греха.

В Священном Писании мы встречаемся и с другими выражениями символического значения радуги: она служит одним из атрибутов божественного суда над миром вместе с молнией (Пс. 17:14) или же является знамением божественного величия и славы (Иез. 1:27-28; Сир. 43:12-13; Откр. 4:3, 10:1). Идея об особом таинственном знаменовании радуги, по-видимому, нашла себе отклик и в универсальных мифах языческой древности, где радуга чаще всего изображалась в виде кроткой посланницы небес, несущей на землю радость, мир и благоволение богов.

Быт.9:14. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке;

Глагол «наводить» в священно-библейском языке употребляется главным образом для выражения понятия какой-либо надвигающейся опасности или грозы (Быт. 6и мн. др.). Таким образом, в момент наибольшего ожидания опасности, Господь и обещает посылать радугу, как символ помилования и избавления от небесной кары.

Быт.9:15-16. и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

Это не более, как антропоморфическое изображение идеи божественного промышления о людях, которое, по аналогии с человеком, представляется вспоминающим о них всякий раз, когда им грозит какая-либо скрытая опасность. Это общее промыслительное отношение Бога к людям не исключает и частных специальных действий божественного промышления, вытекающего из факта заключенного между Богом и Ноем завета.

Быт.9:17. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Это — заключительные слова ко всей довольно пространной речи о завете и его значении.

Ной насаждает виноградник.

Быт.9:18. Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет.

Отсюда начинается новый библейский раздел — история детей и дальнейшего потомства Ноя (toldoth Noach). Что касается значения самих имен его непосредственных детей, то, согласно наиболее принятому толкованию, слово «Сим» значит «знак, помета», отсюда — вообще «имя»; слово «Хам», вероятно, значит «жгучий, черный, темный, смуглый» и слово «Иафет» означает «распространение». Само перечисление сыновей Ноя сделано здесь с той целью, чтобы показать, что человечество не имело кроме них никаких других родоначальников.

Хам же был отец Ханаана.

По объяснению Иоанна Златоуста, «Писание хочет этим указать нам на крайнее невоздержание Хама, на то, что ни столь великое бедствие (потоп), и такая тесная жизнь в ковчеге, не могли обуздать его, но между тем, как старший его брат доселе еще не имеет детей, он во время такого гнева Божия, когда погибала вся вселенная, предался невоздержанию и не удержал необузданной своей похоти» (Бес. 28). Это не исключает собой и другого объяснения, по которому Ханаан указан здесь как представитель того племени хамитов, которые, получили имя хананеев и живя впоследствии по соседству с евреями, всего более приходили в соприкосновение с историей богоизбранного народа (Быт. 12:6).

Быт.9:19. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.

Далее, в 10 главе, (Быт. 11:1, 19:31), мы увидим более подробное раскрытие этой мысли. Здесь же можем лишь отметить, что потомство Сима (семиты) населило Армению, Месопотамию, Сирию и Аравию; потомство Хама эмигрировало главным образом в Африку, и, наконец, потомки Иафета распространились по северной части Азии, в Индии, проникли в Европу и даже, вероятно, в Америку (Деян. 17:26).

Засыпает и осмеивается своим сыном.

Эти стихи раскрывают нам повод, вызвавший последующее важное пророчество Ноя.

Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;

Армения, где, по свидетельству Библии, осел Ноев ковчег, считается родиной винограда.

и выпил он вина, и опьянел, и: лежал обнаженным в шатре своем.

Умеренное употребление винограда и виноградного сока представляет собой прекрасное и здоровое лечебное средство, так что, рассматриваемая с этой точки зрения Ноем культура винограда есть полезное и хорошее дело. Но допотопное человечество совершенно не было знакомо с нею и с употреблением вина; впервые со всем этим пришлось познакомиться только Ною, и легко могло случиться, что он, не зная силы и действия вина, выпил его больше, чем бы это следовало, и впал в то состояние, которое здесь указано. Самое выражение «начат» (LXX, славян.) уже показывает, что он положил начало употреблению вина и подвергся опьянению по совершенному неверию и по незнанию меры употребления вина. Эти ошибки даже праведников являются лучшим предостережением для нас против нашей самонадеянности (1Кор. 10:12) и наиболее действительным лекарством в тех случаях, когда нами овладевает отчаяние и малодушие ввиду нашей греховности (Иер. 8:4). «Для того и описаны, — говорит Иоанн Златоуст, — не только добродетели сынов, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым подражали» (Бес. 29).

Быт.9:22. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего,

Хам увидел ту самую наготу, которую мучительно ощутили и наши прародители тотчас по вкушении запрещенного плода (Быт. 3:7) и которую из чувства стыда прикрыли опоясаниями. Однако, со стороны Ноя во всем этом было очень мало вины: во-первых, как видно из контекста, он сделал это во сне и следовательно, бессознательно; во-вторых, он допустил это дома (в шатре своем), куда не должен проникать чужой нескромный взор и где всякий человек в праве позволить себе большую свободу и непринужденность действий.

и выйдя, рассказал двум братьям своим.

Эта последняя прибавка и выдает всю вину Хама: если бы Хам был только невольным свидетелем такой несколько соблазнительной картины и не придал всему виденному никакого особенного значения, то он и не совершил бы никакого преступления. Но Священное Писание говорит о противоположном: «в этой поспешности рассказать, что он видел, братьям, видна глубоко испорченная натура; в поступке его видна злобная радость в унижение отца, чувство гордости и собственного превосходства и отсутствие чувства стыда» (Властов). Вскрывая довольно ясно выраженные здесь мотивы Хама, мы можем сказать, что он издевался перед братьями над своим отцом, изображая в неприглядном свете то, как их отец — этот шестисотлетний старец, такой непоколебимый столп благочестия и веры — мог дойти до такого смешного состояния! «Он, может быть, рассказывая о случившемся, еще издевался над посрамлением отца, не внимая премудрому, который говорит: не ищи славы в бесчестии отца твоего» (Иоанн Златоуст. Бес. 29), (Сир. 3:10; Исх. 21:17; Лев.19:3; Мф. 15:4; Притч. 30:17). Он как бы был рад, что тот, кто служил образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам в неприличном положении от опьянения.

Быт.9:23. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли и покрыли наготу отца своего;

Этим действием они не только не выразили сочувствия к поступку Хама, но и уничтожили самую его причину. И поскольку Хам обнаружил порочную наклонность и испорченное воображение, отсутствие сыновней почтительности, постольку, наоборот, Сим и Иафет дали нам назидательный пример целомудрия, стыдливости и высокой сыновней любви и почтительности к своему отцу даже и в такой исключительный момент, когда он, по-видимому, меньше всего этого заслуживал.

лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

Мелкая, но весьма характерная деталь,доказывающая, до какой степени нравственной чуткости доходило моральное чувство двух этих достойных сынов Ноя.

Быт.9:24. Ной проспался от вина своего

Отсюда ясно, что все предшествующее случилось с Ноем во время его сна, т. е. помимо участия его сознательной воли.

и узнал, что сделал над ним меньший сын его,

«Откуда он узнал это? — спрашивает Иоанн Златоуст и отвечает так: может быть рассказали братья, не с тем, чтобы обвинить брата, но чтобы объяснить дело, как оно происходило, дабы Хам получил соответственное своей болезни врачевство» (Бес. 24.). Не менее мудро разрешает Иоанн Златоуст и другое недоумение — каким образом следует понимать здесь наименование Хама «меньшим» или младшим сыном, когда достоверно известно, что он был средним (Быт. 9:18): «Хам, конечно, не был самым младшим; он был второй и старше Иафета, но если он и был старше его по возрасту, то по душе оказался моложе и дерзость поставила его ниже младшего брата». В еврейском тексте слово «меньший» выражает собой сравнительную форму, а не превосходную и следовательно не указывает на Хама, как на самого меньшого из всех сынов Ноя, а лишь на сравнительно младшего именно по отношению к Симу.

Ной проклинает Ханаана.

Три данных стиха заключают в себе вдохновенное пророчество Ноя, который, исходя из фактов, обнаруживших склонности и поведение его детей, предрекает будущую судьбу каждого из них, вместе с их потомством.

Быт.9:25 и сказал: проклят Ханаан;

На вопрос, почему вся тяжесть этого проклятия падает не на Хама, главного виновника всего, а на сына его Ханаана, существует несколько более или менее правдоподобных догадок.

Так, Ориген, следуя иудейской традиции объясняет это тем, что отрок Ханаан будто бы первый заметил непристойное положение своего спящего деда и указал на него своему отцу Хаму: но это объяснение, помимо всего прочего, не выдерживает критики уже по одному тому, что никогда нельзя считать в одном и том же проступке более ответственным юного, неразумного отрока, чем зрелого мужа.

Гораздо глубже и основательнее другое объяснение этого, предложенное Златоустом: «Не без цели и не напрасно упомянуло Писание о сыне (Хама), но по некоторой сокровенной причине. Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе с тем не нарушить благословения, данного уже Богом: «благословил, — сказано, — Бог Ноя и сынов его», когда они вышли из ковчега (Быт. 9:1); далее Златоуст подробно разъясняет, что Ной, наложив проклятие на Ханаана, больше всех воплотившего в себе типические черты своего отца и потому особенно близкого и дорогого ему, нанес именно этим наиболее чувствительное наказание и самому Хаму. Наконец, не лишено значения и вышеуказанное нами соображение об исключительно важной роли племен в будущей истории Израиля, в духе пророческого прозрения которой Ной и изрекает проклятие на потомство одного только Ханаана, не касаясь других детей Хама.

раб рабов будет он у братьев своих.

Это обычная в еврейском языке форма усиления мысли (превосходная степень), которая описательно всего лучше может быть переведена так: в полном подчинении и во всесовершенном рабстве будет потомство Ханаана у потомков Сима и Иафета. И история, действительно, дала полное оправдание этого пророчества. Так, потомки Ханаана были умерщвлены и обращены в рабство евреями при Иисусе Навине, во время завоевания им земли обетованной (Нав. 9:23). Не раз и еще, в особенности при Давиде и Соломоне, хананеи испытали на себе тяжелую руку потомков Сима и послужили им (3Цар. 9:20-21). А другие отрасли хамитов — финикияне и в особенности ефиопляне были покорены племенами Иафета — персами, греками и римлянами.

Быт.9:26. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов;

Пророчество, данное Симу, составляет полную противоположность предыдущему: то начиналось с проклятия, это начинается с благословения; то предрекало рабство, это возвещает господство. Самая формула — «благословен Господь Бог», когда она прилагается к Богу, означает вознесение хвалы и благодарности Богу (Еф. 1:3); но всего замечательнее в ней то, что здесь Бог откровения — Всевышний — впервые называется собственно Богом Сима. Это означает, что потомство Сима будет стоять в особых, исключительно близких отношениях к Творцу, в качестве родоначальников богоизбранного еврейского народа, и что из него произойдут патриархи и пророки — служители Бога на земле и, наконец, из него потом произойдет и сам Христос Спаситель.

Ханаан же будет рабом ему;

Разумеются ближайшим образом те подчиненно вассальные отношения, в которых находились хананеи у евреев в эпоху Иисуса Навина и во времена еврейских царей.

Молитва Ноя за Иафета.

Быт.9:27. да распространит Бог Иафета,

В еврейском тексте здесь дана своеобразная игра слов (japhet éjephet), или параллелизм понятий, так как имя «Иафет» и обозначает «широкое распространение». Потомству Иафета, таким образом, предрекалось самое широкое расселение по лицу земли; и действительно, в лице народов Кавказа оно заселило большую часть Азии, почти всю Европу и Америку, не говоря уже о том, что оно же составляет привилегированную часть населения и в остальных странах Нового и Старого света.

Количественному распространению иафетитов отвечает и его интеллектуальное превосходство: метафизика Индии, философия Греции, стратегия Рима и вся современная мировая цивилизация обязана своим существованием и процветанием, главным образом, гению иафетитов.

и да вселится он в шатрах Симовых;

Речь не о Боге, как то ошибочно полагали некоторые (Филон, Феодорит, Онкелос и др.), но об Иафете, которому со временем предрекается и господствующее положение даже над потомством Сима. И, действительно, это пророчество оправдалось в двояком смысле: и в смысле политическом, когда римляне, потомки Иафета, покорили иудеев и разрушили самый Иерусалим, и в религиозном, когда вместе с Израилем в Церковь Христову вступали язычники (Еф 2.11-15). «Посредством этих благословений, изреченных Симу и Иафету, он (Ной), кажется мне, предвозвестил призвание двух народов, именно: через Сима — иудеев, так как от него произошел патриарх Авраам и народ иудейский, а через Иафета — призвание язычников» (Иоанн Златоуст, Бес. 30).

Ханаан же да будет рабом ему.

Оправдание этого пророчества можно, главным образом, видеть в росте невольничества черных рас у белой и во всестороннем преобладании последней над первыми.

Заключая детальный комментарий пророчества Ноя, мы должны сказать, что это — одно из самых знаменательных сказаний, обнимающее в общем схематическом очерке главные течения всей последующей истории человечества, олицетворенное в судьбе трех сынов Ноя, как родоначальников всего последующего человечества: здесь и возлюбленный первенец Ноя — Сим, которому предрекается особое божественное благоволение, здесь и неблагодарный Хам, которому возвещается отвержение, рабство, здесь и младший сын — Иафет, на судьбе которого имело исполниться евангельское пророчество, что «последние да будут первыми», первыми как в культурно-историческом, так и в христианско-религиозном смысле.

Быт.9:28. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.

По вычислениям некоторых библеистов триста пятидесятый год послепотопной эпохи падает на пятьдесят восьмой год жизни Авраама; следовательно, Ной был свидетелем постройки вавилонской башни и последующего за ней рассеяния народов.

Быт.9:29. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Обе эти хронологические даты напоминают нам хорошо известные подобные же примеры из генеалогии сифитов (Быт. 5 и др.), Ной был последним из патриархов, доживших до такой глубокой старости и это — не без особенного божественного промышления: деятель последних шести веков допотопного мира, Ной был и свидетелем первых трех с половиною веков истории нового, послепотопного человечества и своей личностью как бы скреплял оба этих мира и служил носителем и хранителем всех универсальных традиций человечества. Шестьсот лет допотопной жизни Ноя позволяли ему видеть еще Мафусала и слышать из его уст рассказы о первобытных временах, полученных Мафусалом непосредственно от самого Адама, а триста пятьдесят лет послепотопного периода открывали возможность личной беседы и передачи всех священных традиций Аврааму, откуда через две-три посредствующих ступени (Иаков, Левий, Кааф), все это и чисто естественным путем могло дойти до бытописателя Моисея, который помимо этого, был и озарен также особым сверхъестественным божественным Откровением. «Так близко передавалось изустное предание, начертанное на страницах Библии, и в то время, когда Моисей начертывал его, весь народ еврейский мог поверить в истину этих сказаний с преданиями старцев» (Властов).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *