что значит тонированный агат
Как отличить агат от подделки
Несмотря на то, что Агат является полудрагоценным камнем, а соответственно, его стоимость относительно невысока, его довольно часто подделывают. Объясняется это популярностью агата и его привлекательным внешним видом. В настоящее время подделка агата осуществляется с применением химических веществ. Чаще всего за натуральный агат пытаются выдать окрашенное стекло или пластик. Могут также применяться дешевые минералы.
Помимо этого, существуют методы тонировки натуральных агатов. То нированные агаты — это натуральные минералы, обработанные химическими веществами для усиления естественного цвета или получения востребованной яркой окраски. Чаше всего тонируют серые и белые агаты. Камни обрабатывают растворами кислот и щелочей, солей металлов. Черный и коричневый агат получают при выдерживании минерала в сахарном сиропе с последующей обработкой серной кислотой. Комбинируют окрашивание с обжигом или другими видами термообработки. Контрастные температуры вызывают появление трещин, а заполнение их краской дает эффект «мха» или «вен дракона».
Как отличить тонированный агат:
Окрашенные зеленые и синие агаты выдают себя под фильтром Челси своим нежно-розовым свечением. Агаты очень редко флюоресцируют, и эффект этот у них если и имеется, то слабый, флуоресцентный цвет желтовато-зеленый. Любой силы флюоресценция любым другом цветом говорит об окрашенности.
Как отличить агат от подделки:
• Стеклянные и пластиковые «агаты» при правильном подходе к их обработке и окраске, порой, сложно отличить от натуральных камней. Однако есть один хороший способ распознания искусственного агата, основанный на способности камня нагреваться. Агат, как и другие настоящие драгоценные или полудрагоценные камни, нагревается очень медленно. Если сжать его в руке, он не сразу примет тепло тела человека и какое-то время будет оставаться холодным. Пластик и стекло быстро нагреются в руках, выдав подделку.
• Черный агат считается самым ценным из всех разновидностей этого камня, поэтому его подделывают чаще всего. Зачастую, для подделки агата черного применяется прессованная крошка. Чтобы распознать подделку черного агата, изготовленную из прессованной крошки, нужно аккуратно провести острием иглы по камню (там, где царапина будет незаметной). Крошка очень хрупкая, в отличие от натурального агата, поэтому при таком эксперименте камень будет крошиться. Следует обратить внимание еще и на то, что натуральный агат не бывает одноцветным – в нем должны присутствовать полосы серого, красного, белого либо другого цвета.
• Если в своей шкатулке Вы нашли камень, похожий на агат, и хотите проверить подлинность агата, можете просто опустить половину камня в воду на несколько часов. После этого посмотрите, не потускнела ли та часть камня, которая была в воде? Не поменялся ли ее цвет? Так ли она блестит на солнце, как вторая половина камня? Если такие изменения есть, то камень искусственный. К слову, с купленным агатом можно провести такой же эксперимент.
Что такое «тонированные минералы» и насколько они безопасны
Очень часто можно встретить в продаже тонированные минералы. Чаще всего тонированными оказываются агаты, кварцы, халцедоны, кварциты, нефриты, топазы, бериллы, хаулиты, жемчуг, кораллы и некоторые другие. После воздействия химическими реагентами цвет камней становится ярким, чего не скажешь о натуральных камнях, окрашивание которых в природе происходит в течение значительно более длительного времени и в более спокойные тона.
В связи с этим может возникнуть резонный вопрос: не опасно ли искусственное окрашивание и что оно вообще из себя представляет?
Например, агаты. Чтобы придать красивый вид этому часто внешне непривлекательному минералу, его подвергают тонированию по технологии горячего окрашивания. Научились это делать еще в ХVІІІ веке. С помощью оксида железа агат делают красным. Для этого камень сначала помещают в раствор, а потом обжигают. Пропитка соляной кислотой и последующее нагревание приводят к тому, что агат приобретает ярко-лимонный цвет. Нитрат кобальта или обработка нагретой серной кислотой становятся причиной окрашивания агата в черный цвет. Если поместить агат в раствор желтой кровяной соли, а потом прокипятить в железном купоросе, то сможем получить синий или голубой самоцвет. Под воздействием хрома и сильного нагревания из серого агата может получиться яблочно-зеленый камушек.
По тому же принципу окрашивают и некоторые другие минералы.
Кроме химических методов воздействия применяются также технологии кристаллографии, физики высоких давлений, заполнения трещин,термообработки, ионизирующего облучения, благодаря которым люди научились придавать красивые цвета и цветовые сочетания бесцветным, серым и блеклым минералам. Так бериллы из бледно-желтых могут превратиться в ярко-лимонные и бирюзовые. Белый бесцветный нефрит может стать черным или зеленым. Если нагреть желтый топаз до 300-400 градусов в автоклаве, то он может приобрести розовый или зеленый цвет и превратиться либо в берилл, либо в голубой аквамарин.
Зачем это нужно? Природа, безусловно, щедра. Но такого количества камней высокого качества и яркого, интересного цвета, которое требуется в ювелирном искусстве для изготовления украшений, в природе нет. При этом в природных условиях встречается большое количество малоценных сортов самоцветов, которые идентичны по составу, но уступают по внешним признакам: горного хрусталя, агата, топаза, нефрита, кварца, халцедона. Таким образом, в результате облагораживания улучшаются декоративно-ювелирные свойства камней.
Что такое тонированный агат?
Агат является полупрозрачным кристаллизованным кварцем, имеющим жилы или ветвящиеся включения халцедона. Особенность данного минерала заключается в наличии многочисленных слоев различных оттенков. Более того, каждый из них неодинаково прозрачен, что придает агату еще большую красоту. Их появление до сих пор остается загадкой для ученых. Чаще всего встречаются агаты серого, голубого и белого оттенков.
Агаты бывают самых разных цветов, причем встречаются как прозрачные, так и непрозрачные. В одном образце могут быть представлены разные оттенки цвета. Но часто этот тип камней подвергают искусственному окрашиванию для придания большей яркости натуральному цвету.
Окрашивать агаты умели еще в глубокой древности. Плиний пишет, что в Аравии агат вываривали в меду в течение семи суток, а затем обрабатывали серной кислотой. Позднее научились окрашивать агаты в красные, зеленые, коричневые, синие и другие тона. Римские мастера умели окрашивать агат в густой черный цвет, который не встречается в природе. Затем секрет окраски был утерян и вновь открыт в 1819 г. немецкими огранщиками.
Тонкости технологии окрашивания агатов хранятся в секрете.
Красная окраска достигается оксидом железа. Агат помещают в раствор азотнокислого железа и затем «обжигают» (то есть сильно нагревают). Варьируя технологию этого процесса, удается добиваться различных тонов красного цвета. Желтые слои, только за счет прокаливания становятся красными.
Желтая окраска получается тоже с помощью оксида железа. Пропитка агатов соляной кислотой с последующим легким нагреванием приводит к появлению лимонно-желтого цвета.
Синяя и голубая окраска достигается применением двухвалентного железа.
Для получения зеленой окраски,агаты пропитывают раствором солей хрома, а затем подвергают сильному нагреванию до появления зеленой окраски. К такому же эффекту приводит и воздействие нитрата никеля с последующим обжигом.
Агат «кракеле», или «вены дракона.
Камень изначально поддается воздействию высоких температур, а затем резкому охлаждению. Результатом данной обработки является самоцвет, покрытый сетью красивый мелких трещин — агаты «кракеле».
Если камень тонировали до обработки, получаются более светлые трещины на темном фоне — тогда агат называют «африканским».
Самоцвет, тонированный после обработки, носит название «вены дракона» — он обладает темными трещинами на светлом фоне.
Тонированные природные самоцветы также часто называют облагороженными. Тонировка минералов очень стойкая, однако яркость окраски может поблекнуть под длительным воздействием прямых солнечных лучей и морской воды, из-за высокого содержания в ней минеральных солей. При бережном отношении украшения из натуральных камней будут радовать вас долгие годы.
Тонированные камни и как их делают
Чтобы прояснить эту тему, нужно понять, каким образом вообще могут изменять свой природный цвет камни. Что делает человек, чтобы их окраска стала другой? Зная это, мы сможем и сказать, насколько стойкой она окажется.
Для удобства разделим все существующие варианты на три группы и рассмотрим их отдельно.
Группа первая. Изменение цвета камней с помощью физического воздействия
К этой первой группе мы условно причисляем такие варианты «окрашивания» камней, как изменение их цвета с помощью облучения и повышенной температуры.
Природные цитрины, не подверженные термической обработке, обычно имеют светлый оттенок
Подводя итог информации о камнях, подвергнутых физическому воздействию (облучению или сильному прогреву) с целью изменения цвета, отметим ещё раз, что проделывается такое часто. Полученная окраска остаётся стойкой и никак не меняется со временем, а вот натуральной, природной для камня она, конечно же, не является.
Группа вторая. Изменение цвета камней с помощью химического воздействия
Камни, подвергнутые изменению цвета этим способом, обосновались на рынке давно и плотно. Что, в общем-то, немудрено: издавна находилось немало ловких людей, готовых покрасить не очень привлекательный камушек, чтобы увеличить его цену или даже выдать за редкую диковинку.
Итак, что мы имеем на прилавках? Имеем мы засилье агатов розового, синего, голубого, горчично-жёлтого, красно-рыжего, мятно-зелёного, и чёрного цвета, все тона которых можно описать коротко как «вырви глаз». Можно ли представить, что такое выросло в природе? Теоретически можно, конечно, минералы бывают очень яркие. Но вот именно агаты в большинстве своём куда более сдержанные и гармоничные по тону камни. Но мы уже, увы, отвыкаем от этого. Более того, окрашенным агатам приписывают магические свойства (кто не слышал про «чёрный агат»), которых, разумеется, у них не более, чем у краски, которой их тонировали.
Эта иллюстрация из книг по минералогии, как и предыдущая, показывает классические варианты окраски агата. Природный цвет имеет только первый сектор, остальные части камня тонированы
Пройдёмся по «радуге». Ярко-синих и ярко-голубых агатов просто не бывает. Фуксийно-розовых тоже. И зелёных, да. Есть определённые и совершенно конкретные природные сорта, которые имеют розоватые, нежно-бело-голубые и глухие зеленоватые оттенки, но ничего общего с этой кислотной «красотой» они не имеют. Ярко-чёрный агат, сияющий, как отполированный бок элитного автомобиля, тоже миф и не более того (хотя как «магические» именно такие камушки обычно и продают). Горчичный тон красителя тоже очень характерен и крайне редок в природе. С оранжево-рыжим же всё сложней: совсем близко по тону природный сердолик и карнеол. Здесь различение не такое уж простое, но если учесть, что красят сейчас агаты просто массово, то принимаем за основу, что именно тонированный камень вы встретите значительно чаще, чем образец природного тона. Натуральный сердолик чаще всего светлее, прозрачнее, желтее, без характерного насыщенного почти красного оттенка. Если камень при этом имеет трещинки-«кракле», он стопроцентно был окрашен.
Подборка популярных образцов бижутерии и коллекционных камушков. Камней природного цвета здесь нет
Несколько образцов тонированного халцедона
Также мы знаем примеры химического усиления окраски лазуритов (у скромненьких тусклых образцов усиливают синий, он при этом приобретает характерный кричащий тон с небольшим сине-фиолетовым отливом). Встречали мы на просторах Сети и крайне странные единичные попытки окрасить в ярко-розовый лунные камни-плагиоклазы (фото опубликовано здесь). У них, как и у всех других камней, имеющих слоистую, трещиноватую структуру, краситель проникает в первую очередь именно в трещинки, и их рисунок начинает выделяться цветом. Это дополнительный признак, по которому искусственно окрашенный камень легко отличить.
Львиная доля окрашенных химически камней сохраняет новый цвет стойко, и он не меняется. Исключения составляют те случаи, когда оттенок привносили без прогрева, и сами красители оставляют желать лучшего. Тут уже могут быть самые разные проблемы, в том числе окрашенная кожа или одежда носящего украшение.
Иногда, чтобы понять, натуральный ли цвет у камня, его на незаметном участке можно потереть ватной палочкой со спиртом или другим растворителем. Это сработает далеко не всегда, но в части случаев покажет правду.
Тем же путём простой пропитки красят и культивированный жемчуг. Результат держится вполне устойчиво, выцветания не происходит.
Наконец, иногда совсем уж дешёвые бусины тонируют лаковой плёнкой, убивая двух зайцев: придавая новый цвет и имитируя гладкую шлифовку. Такие покрытия не выносят обычно даже обычных царапин и хорошо видны своей границей у дырочек бусин. Раскусить происхождение этой «красоты» не составит труда, лак процарапать можно даже ногтем или иголкой, а стойкость его не выдерживает никакой критики. Так имитируют из керамики, стекла, бросовых камней и полимеров красный коралл, гранат, бирюзу, хризоколлу, жемчуг, непрозрачный турмалин поделочного качества. И да, в отдельных случаях краситься он может, даже просто контактируя с кожей или тканью.
Группа третья, условная. Изменение цвета камней из-за воздействия времени.
Надеемся, что наша статья оказалась полезной! 🙂
Цвета натуральных и облагороженных агатов
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, до конца разобраться в теме какого же цвета бывают натуральные агаты. Насколько я знаю, агаты красят, нагревают и химически обрабатывают для получения разного цвета. Например, получение цвета сердолика в процессе нагревания камня. (Поправьте меня, пожалуйста, если я что-то не так понимаю).
1) Так вот вопрос каких цветов бывают натуральные агаты (самые распространенные, которые используют для изготовления бусин).
2) Каких цветов могут быть нагретые агаты ( из какого цвета какой цвет получается)
3) Каких цветов могут быть химически обработанные агаты.
На приведенном фото мне кажется, что бусина окрашена или нагрета. Так ли это?Огромное спасибо за Ваше время и терпение!
Фотографию мы Вашу удалили, так как изображение камня на ней слишком малое, чтобы быть информативным.
Камни, окрашенные диффузией мелкодисперсного красителя всегда более мутные и с не природными оттенками цвета. В сильную лупу х30 (дорогую, не китайскую) иногда можно увидеть распределение частиц красителя в объеме камня. =
Спасибо огромное за такой познавательный ответ. Возникла еще парочка вопросов на эту тему: 1) А как быть с черными и коричневыми агатами? Бывают ли они природными таких цветов или их все же прокрашивают? 2) Всегда ли натуральный камень больше просвечивается на свету и выглядит мутным, если он прокрашен?
Черный агат ВСЕГДА просвечивается: слабее Серпуховской + сильнее Чукотский Рывеемский. В тонких сколах до 3-х и 10-ти мм, соответственно. = Черные фрагменты агата «Пиранья» (Эквадор) и редких черных желваков Бразильских и Аргентинских агатов также просвечивают в сколах до 5-10 мм. =
Простите за повтор снова. А как же на счет прокраски агатов до глубокого черного цвета? Или я не правильно поняла, что не красят, есть только натуральные?
Некоторые виды микропористых агатов (бразильский, тиманский) красят в тонких пластинах (до 8 мм) черными красителями [современный Китай] или жженым сахаром [старая немецкая технология из Идар Оберштейн’a].
По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ.
8 968 750 10 00 Татьяна
8 963 750 34 34 Елена
По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора: