что значит товары двойного назначения

Товары двойного назначения

Товары двойного назначения – что это?

Товары двойного назначения − это товары, используемые в общегражданских промышленных целях, но при этом имеющие свойства которые могут быть использованы при создании вооружения.

К таким товарам относятся отдельные виды сырья, материалов, оборудования, а также технологии и научно-техническая информация, которые могут быть применены при создании:

Список товаров двойного назначения, так и контроль за их экспортом в нашей стране регулируется Постановлениями Правительства и Указами Президента. В каждой стране установлен свой перечень товаров и технологий признанных товарами двойного назначения (но как правило списки схожи и имеют общие обоснования).

Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) иногда сталкиваются со сложностями при экспорте, казалось бы, самых обычных товаров. Проблемы возникают, когда представители таможни не могут точно установить, относится ли вывозимая продукция к подконтрольным товарам, и требуется ли оформление разрешительной документации для ее перемещения за границу.

что значит товары двойного назначения. Смотреть фото что значит товары двойного назначения. Смотреть картинку что значит товары двойного назначения. Картинка про что значит товары двойного назначения. Фото что значит товары двойного назначения

При этом к товарам двойного назначения относятся отдельные виды сырья, материалов, оборудования, а также технологии, которые могут использоваться не только в гражданских, но и в военных целях, например, для создания различных видов вооружения: ядерного, химического и др.

Списки контролируемых товаров

Кто определяет принадлежность изделия к товарам двойного назначения?

Обязанность по идентификации контролируемых товаров и технологий возложена на российских участников ВЭД. Таким образом, предприниматель должен сам определить, относится ли вывозимая продукция к товарам двойного назначения и, при необходимости, обратиться в лицензирующий орган для оформления разрешительной документации. Однако нередко возникают ситуации, когда экспортер осуществил предварительную проверку и уверен в том, что экспортируемые изделия не относятся к контролируемым товарам, но у представителей таможни возникли сомнения по этому поводу. В таком случае сотрудники таможни запрашивают у экспортера заключение ФСТЭК (Эксконт) – официальный документ, который выдает уполномоченная экспертная организация после проведения идентификационной экспертизы товара.

Совпадение кода ТН ВЭД – это приговор?

На практике случается, что код ТН ВЭД, присвоенный экспортируемому товару, совпадает с кодом изделий, находящихся в контрольных списках. Однако это не всегда говорит о принадлежности продукции к товарам двойного назначения.

Необходимо также проверить соответствие технических характеристик изделия параметрам подконтрольных товаров. Если они не совпадают, то товар не может быть отнесен к данной категории, и, следовательно, не может быть никаких препятствий для его отправки за границу.

Всегда ли нужно оформлять лицензию на товары двойного назначения?

Получение лицензии не требуется в том случае, если с территории РФ вывозится:

Правомерность осуществления безлицензионного вывоза товаров двойного назначения должна быть письменно подтверждена ФСТЭК.

Во всех остальных ситуациях для экспорта указанных товаров требуется оформить лицензию ФСТЭК.

Источник

Таможенное оформление товаров двойного назначения

Что такое товары двойного назначение

Для того чтобы понять, на какие товары в декларации таможенным органам следует обратить внимание, ФТС совместно с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) формирует перечень кодов ТН ВЭД с разъясняющими примечаниями. Этот перечень впоследствии утверждается указами Президента РФ.

Список товаров двойного применения

Список товаров двойного применения и технологий двойного назначения был утвержден Указом Президента №1661.

Противогазы, защитные костюмы, перчатки, обувь для работы в условиях радиоактивной, химической, бактериологической зараженности. Электронное оборудование, распознающие наличие в непосредственной близости взрывчатых веществ. Заменители, имитирующие токсические вещества при учениях, исследованиях. Бронежилеты и ряд компонентов для них. Дистанционно управляемые ТС. Подрыватели. Детонаторы. Зарядные устройства и их компоненты. Взрывчатые вещества (тетразины, нитроглицерин, триазол, тетразолы, имидазолы, октоген, фуразаны и проч.). Многокоординатные ткацкие машины. Устройства ультразвуковой дефектоскопии с программным управлением. Оборудование для производства препрегов. Материалы, созданные для поглощения электромагнитных волн. Проводники, сконструированные из сверхпроводящих композиционных материалов. Технологии производства и разработки полибензотиазолов и многое другое.

Порядок пропуска, таможенный контроль и таможенное оформление товаров двойного назначения.

Перед началом совершения таможенных операций необходимо проверить находится ли его товар в перечнях подконтрольной продукции. Однозначное отнесение товара к продукции двойного назначения осуществляется при совпадении двух признаков:

В настоящее время такие списки (перечни) утверждены Указами Президента РФ:

Разовые и генеральные лицензии

Внешнеэкономические операции с товарами двойного назначения, предусматривающие их передачу иностранным лицам, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Разовая лицензия выдается Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на основании полученных результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке Федеральной службой по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Генеральные лицензии выдаются на основании решений Правительства Российской Федерации. Генеральные лицензии выдаются юридическим лицам, создавшим внутрифирменную программу экспортного контроля и получившим в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации. Подготовка проектов решений Правительства Российской Федерации по вопросам выдачи генеральных лицензий и их внесение в установленном порядке осуществляются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Таким образом, таможенное оформление товаров двойного назначения производится при условии представления в таможенный орган лицензии.

Оформление лицензии на товары двойного назначения не требуется в случае:

Правомерность осуществления безлицензионного вывоза товаров двойного применения должна быть письменно подтверждена Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Документы для оформления лицензии экспортного контроля

Срок рассмотрения заявления о выдачи лицензии может составлять до 45 дней. Поэтому важно заранее позаботиться о ее получении лицензии при экспорте продукции, которая может попадать под действия экспортного контроля в качестве товаров двойного назначения.

Тем не менее для точного определения кода ТН ВЭД и за консультацией по совершению операций товаров двойного назначения необходимо обратиться к специалистам по таможенному оформлению.

Источник

Товары двойного назначения

Оформление разрешительных документов для ввоза и вывоза товаров двойного назначения:

В России [1] в рамках реализации международных договоренностей в области экспортного контроля [2] разрабатываются и принимаются меры по обеспечению порядка идентификации контролируемых товаров и технологий — товаров двойного назначения.

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются по представлению Правительства Российской Федерации Указами Президента. В настоящее время действуют шесть контрольных списков:

Содержание

Виды разрешительных документов, применяемых в отношении продукции двойного назначения

Перемещение контролируемых товаров, попадающих в Списки и по коду ТН ВЭД, и по наименованию, осуществляется на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых ФСТЭК России.

Разовая лицензия

Разовая Лицензия ФСТЭК является официальным документом, разрешающим заявителю осуществление экспорта (импорта) контролируемого товара.

Лицензия может быть оформлена на российское юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.

Разовая Лицензия на экспорт выдается на товары из любого из 6 Списков (перечней) контролируемой продукции. Разовая Лицензия на импорт оформляется только на:

Разовая Лицензия на импорт товаров из Списка 04 не оформляется.

Основанием для выдачи лицензии является заключение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой ФСТЭК России.

Внесение изменений в лицензию не допускается, за исключением продления срока действия (может быть продлен не более, чем на 1 год, для завершения участником ВЭД своих обязательств по внешнеэкономической сделке).

За предоставление Лицензии необходимо оплатить государственную пошлину — 7500 рублей.

Лицензию необходимо зарегистрировать на таможне в том регионе, где будет проходить таможенное оформление. После окончания срока действия, владелец лицензии должен направить во ФСТЭК информацию об ее исполнении.

Порядок выдачи лицензий ФСТЭК России определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 691 «Об утверждении положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».

Срок оформления разовой Лицензии – не более 45 дней.

Генеральная лицензия

Генеральная Лицензия выдается только на экспорт одного вида контролируемого товара из любого из 6 Списков, с указанием его предельного количества и без указания конкретного покупателя товаров в определенной стране.

Генеральная Лицензия выдается только российскому юридическому лицу или индивидуального предпринимателю, создавшему внутреннюю программу экспортного контроля (ВПЭК) и получившему свидетельство о государственной аккредитации. ФСТЭК России ведет Реестр аккредитованных российских участников ВЭД, создавших такую программу.

Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, на экспорт которых разрешается выдача генеральных Лицензий, определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок выдачи генеральной Лицензии ФСТЭК России осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 691Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 691 «Об утверждении положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».

Получение генеральной Лицензии достаточно длительный процесс и может составлять до 60 дней (не считая аккредитации ВПЭК).

Отличия Разовой и Генеральной Лицензий

Товары двойного назначения
Контролируемые товары и технологии, включенные в списки товаров двойного назначения
что значит товары двойного назначения. Смотреть фото что значит товары двойного назначения. Смотреть картинку что значит товары двойного назначения. Картинка про что значит товары двойного назначения. Фото что значит товары двойного назначения
Основные НПА
Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»
Списки контролируемых товаров
Услуги IFCG
КритерийРазовая лицензияГенеральная лицензия
ПроцедураЭкспорт, импортЭкспорт
ТоварКонкретная контролируемая продукцияОпределенный вид контролируемой продукции
Страна покупателя или продавцаОднаНесколько
Конечный пользовательОпределенНе определен
Основание выдачиГосударственная экспертиза внешнеэкономической сделкиРешение Правительства РФ
ЗаявительРоссийское юридическое лицо или индивидуальный предпринимательРоссийское юридическое, или индивидуальный предприниматель, создавшие внутреннюю программу экспортного контроля и получившее свидетельство о ее государственной регистрации

Разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации

Получить разрешения Комиссии потребуется в следующих случаях:

1) для временного вывоза контролируемых товаров без их передачи иностранному лицу с последующим возвратом на территорию России (например, временный вывоз товара на выставку);

Решение о выдаче или отказе в выдаче Разрешения принимается по результатам государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой ФСТЭК России совместно с другими федеральными органами.

Срок рассмотрения документов составляет 45 календарных дней.

Идентификационное Заключение ФСТЭК России

В случаях, если ввозимый (вывозимый) товар не попадает в Списки товаров двойного назначения, ФСТЭК выдает Заключение о непринадлежности экспортируемой продукции к контролируемой.

Часто такое Заключение требуется, если товар представляет собой технически сложное оборудование и почти всегда в случаях экспорта в определенные страны (Украина, Иран, Израиль, Сирия, Афганистан).

Заключение выдается на ввоз определенного количества конкретной продукции, с указанием покупателя (продавца), конечного пользователя товаров в определенной стране. Товары, вывозимые (ввозимые) не должны копироваться, модернизироваться, реэкспортироваться и передаваться третьим лицам без письменного согласия экспортера (импортера) согласованного со ФСТЭК России.

Заключение действует в течение срока действия внешнеторгового контракта. Порядок выдачи Заключений регламентирован Приказом ФСТЭК России от 30.10.2018 № 193.

Заключение независимой идентификационной экспертизы

ФСТЭК России предоставляет российским организациям специальное разрешение на осуществление независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» идентифицировать товар на предмет попадания его под требования экспортного контроля должен участник внешнеэкономической деятельности. Тем не менее, импортер (экспортер) может обратиться к таким организациям за получением экспертизы своего товара.

Порядок проведения независимой идентификационной экспертизы установлен Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. № 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля».

Заключение по идентификационной экспертизе содержит информацию о российском и иностранном участнике внешнеэкономической операции, конечном пользователе и стране назначения, а также объект экспертизы (товар) с указанием поставляемого количества, его характеристики, технические параметры, код ТН ВЭД.

По результатам экспертизы делается вывод о принадлежности (непринадлежности) продукции к товарам и технологиям, включенным в контрольные Списки, о применении или неприменении в отношении товаров, стран и участников внешнеэкономической сделки специальных экономических мер.

Заключение независимой идентификационной экспертизы является основанием для совершения ввоза (вывоза) товара, срока действия не имеет.

Письмо-разъяснение ФСТЭК России

Кроме Лицензий, Заключений и Разрешений в области экспортного контроля используется ещё один вид документа, выдаваемый ФСТЭК России – это письмо-разъяснение по запросу заявителя в отношении неконтролируемых товаров.

Данное письмо содержит вывод ФСТЭК России о не применении в отношении товара запретов и ограничений при их перемещении за пределы РФ.

Документ выдается на поставку в конкретную страну определенного вида товара, классифицируемого определенным кодом ТН ВЭД, не попадающего ни в один из Списков контролируемых товаров, за исключением случаев, когда вывозимый товар поставляется в иностранные государства, находящимися под санкциями Совета Безопасности ООН либо будет использоваться иностранными организациями. В отношении которых имеется информация об их причастности к военным программа зарубежных стран.

Такое письмо может быть выдано, например, на простые товары бытового назначения – сплит-системы для охлаждения и обогрева помещений (товарная позиция 8415). Письмо не содержит ссылки на внешнеторговый контракт, не имеет срока действия.

Примечания

См. также:

Энциклопедия IFCG — открытый информационный ресурс для участников и экспертов в области ВЭД.

Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

В частности, мы готовы оказать услуги по оформлению следующих разрешительных документов для ввоза и вывоза товаров двойного назначения:

Источник

Товары двойного назначения – к чему должен быть готов декларант?

Для того чтобы понять, на какие товары в декларации таможенным органам следует обратить внимание, ФТС совместно с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) формирует перечень кодов ТН ВЭД (на уровне товарных позиций и субпозиций) с разъясняющими примечаниями. Этот перечень впоследствии утверждается указами Президента РФ. Развитие науки и техники не стоит на месте, поэтому и перечень систематически обновляется.

Нередко возникают ситуации, когда совершенно безобидный на первый взгляд товар, согласно присвоенному код ТН ВЭД, попадает в группу товаров двойного назначения. Например, в товарную позицию 7326 (изделия из черных металлов) попадает декоративная стальная пластина, которая будет использована для украшения интерьера магазина. Сюда же попадают и жесткие пластины для бронежилетов, включенные в перечень товаров экспортного контроля. Каким же образом избежать возможные осложнения при таможенном оформлении в случае, если в вашей декларации обнаружились коды ТН ВЭД, внесенные в перечень объектов экспортного контроля?

Список контролируемых товаров содержит не только таможенный код, но и примечания к данному коду с описанием технических характеристик и сферы применения конкретного изделия. В случае если товар явно не относится к объектам экспортного контроля, участник ВЭД при декларировании может предоставить подробное техническое описание с указанием основных функций и области использования данной продукции, включая ссылки на открытые интернет-источники производителя. Сотрудники таможни сравнивают полученные данные с информацией в перечне и разрешают свободное перемещение товара.

Однако чаще встречается ситуация, когда сотрудник таможни не решается взять на себя ответственность за принятие такого решения, поскольку возможная сфера применения товара не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Это может коснуться, например, компьютерной техники, радио или навигационного оборудования (эхолоты для рыбалки). В этом случае участнику ВЭД необходимо провести независимую идентификационную экспертизу в аккредитованной ФСТЭК российской экспертной организации. На основании данной проверки предпринимателю выдается заключение Эксконт о принадлежности или непринадлежности товара к объектам экспортного контроля. Полученное разрешение действует в течение срока контракта, но не более 1 года, за исключением некоторых особых категорий.

Если в результате проведенной экспертизы товар был отнесен к товарам двойного назначения, предпринимателю необходимо будет получить лицензию ФСТЭК на право осуществления внешнеэкономических операций с такой продукцией. Разовая лицензия выдается под конкретный контракт, после полной проверки всех документов, сопровождающих сделку, на государственном уровне, с привлечением Министерства обороны РФ, МИД РФ. Если компания осуществляет торговлю подобными товарами на постоянной основе и создала внутрифирменную программу экспортного контроля, по решению Правительства РФ ей может быть выдана генеральная лицензия. Данный документ в обязательном порядке предоставляется при таможенном оформлении грузов.

Источник

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю

Условия, при которых они могут стать объектом внешнеторговой сделки, строго регламентированы нормативами и законами, принятыми на государственном уровне. Наличие этих правовых норм позволяет обеспечивать не только безопасность оборота указанных товаров внутри страны, но и соблюдение требований подписанных Россией международных договоров.

Базовым документом, регулирующим правоотношения при их обороте, является Федеральный закон от 18.07.99 № 183 «Об экспортном контроле». Он устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области данного вида контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников экономической деятельности (ВЭД).

В этих условиях эффективность в работе таможенной службы становится одним из основных рычагов, с помощью которых государство влияет на указанный сегмент внешнеэкономической деятельности. Таможенный контроль является важным элементом национальной системы экспортного контроля. В его рамках в соответствии с Законом о таможенном регулировании осуществляется идентификация контролируемых товаров и технологий; разрешительный порядок ведения внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, который предусматривает лицензирование или иную форму государственного регулирования; таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ товаров и технологий.

Особенно значима роль таможенных органов в случае контроля за вывозом за границу товаров двойного назначения. Уточню, что за нарушения в области экспортного контроля в России установлена трехступенчатая ответственность: гражданско-правовая, административная и уголовная. Она может выражаться в форме наложения штрафных санкций, лишения права заниматься ВЭД или уголовного преследования за совершенные нарушения действующих правил и норм.

Однако, несмотря на запреты и строгий контроль, постоянно находятся предприниматели, которые пытаются так или иначе обойти законы. Таможенная служба регулярно задерживает нарушителей. Случаи выявления относительно крупных незаконных сделок в данной сфере становятся достоянием общественности и широко освещаются в СМИ.

Для этого потенциальные поставщики должны четко понимать цели экспортного контроля, уметь выявлять и правильно реагировать на любые подозрительные обстоятельства, которые имеют место при совершении той или иной внешнеэкономической сделки. Сегодня указанный вид контроль является не только реальным инструментом нераспространения, но и неотъемлемым элементом цивилизованных норм поведения в международной торговле так называемой чувствительной продукцией.

Как уже отмечал, особую роль в осуществлении экспортного контроля играют таможенные органы. Несколько примеров, которые приведу ниже, наглядно показывают, что с возложенными на них обязанностями они в целом достаточно успешно справляются. Так, проявив бдительность, сотрудники Шереметьевской таможни пресекли поставку за рубеж партии «гражданских обтекателей». Они не удовлетворились представленным участниками ВЭД экспертным заключением и обратились с запросом по данному товару в профильный ЦНИИ ВВС Минобороны.

Из полученного ответа следовало, что отправлявшиеся на экспорт изделия «могут быть использованы при создании вооружений и иной военной техники… Попадают под запреты и ограничения при перемещении через границу Российской Федерации». Это заключение стало основанием для возбуждения уголовного дела по части 1 статьи 226 Уголовного кодекса (УК) РФ «Контрабанда».

Другой канал контрабанды товаров двойного назначения пресекла Южная оперативная таможня. Она выявила факты незаконных поставок в Казахстан коммерческих партий изделий, содержащих взрывчатые вещества. К соседям отправлялись парашютные ракеты бедствия ПРБ-4 и фальшфейеры красного огня, которые относятся к опасным грузам 1-го класса. Их перевозка осуществлялась через международный автомобильный пункт пропуска Караозек (Астраханская таможня) с сокрытием от таможенного контроля.

В результате оперативно-разыскных мероприятий выяснилось, что преступная деятельность велась с 2014 года. Всего было незаконно вывезено 1848 единиц товаров, содержащих взрывчатые вещества, а также 39 единиц самоспасателей СИП-1. Указанные товары входят в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений военной техники. В отношении директора организации-экспортера возбуждено два уголовных дела по части 1 статьи 226.1 УК РФ.

Сотрудники Самарской таможни выявили 9 случаев незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов двойного назначения (бронежилеты). По данному факту было возбуждено 6 уголовных дел и одно дело об административном правонарушении (АП). Оперативники Башкортостанской таможни задержали гражданина РФ, пытавшегося вывезти в Казахстан товары двойного назначения, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники, – противогазы. Суд приговорил предпринимателя к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.

Кроме того, в 2019 году на Урале сотрудники оперативной таможни арестовали предпринимателя из Нижнего Тагила за попытку вывоза в Казахстан 31 бронежилета и 4 шлемов без лицензии. Нарушитель подавал на нее запрос, но, получив отказ, решил замаскировать амуницию под личные вещи и отправить транспортной компанией. По этому факту возбуждено уголовное дело, виновнику грозит до 7 лет тюрьмы.

В другом случае сотрудники Оренбургской таможни завели уголовное дело на предпринимателя, который пытался без сопроводительной документации переправить в Казахстан 186 бронежилетов «Модуль-3М». За лицензией подозреваемый даже не обращался.

К сожалению, можно еще много привести примеров, связанных с несоблюдением или нарушением участниками ВЭД таможенного законодательства при отправке за рубеж товаров двойного назначения. В завершение статьи отмечу, что в современных условиях экспортный контроль является не только инструментом нераспространения, но и неотъемлемым элементом цивилизованных норм поведения бизнеса при осуществлении международной торговли «чувствительной продукцией».
Для того чтобы стать полноправными и надежными партнерами иностранных фирм и успешно работать на мировых рынках высоких технологий, отечественные товаропроизводители должны прежде всего научиться играть по общепринятым правилам, которые участникам ВЭД необходимо как минимум знать.

Клавдий КОРНЯКОВ,
к.э.н., доцент Института права
и национальной безопасности
РАНХГС при Президенте РФ,
«Таможенные новости»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *