что значит третий класс велосипеда
Классификация современных велосипедов
Ниже изложена довольно подробная классификация велосипедов по их типам и назначению, которая будет полезна всем тем, кто хочет выбрать велосипед в соответствие со своими потребностями. В последние годы появилось множество новых подтипов велосипедов, поэтому классификация постепенно изменяется. Данная версия статьи актуальна на 2019 год. Начнем с наиболее характерных видов.
Горный велосипед (он же MTB, ATB, mountain bike, all-terrain bike)
Это наиболее распространенный и популярный на настоящий момент в России тип велосипедов. Маунтинбайк предназначен для езды по дорогам невысокого качества (или вне дорог), по местности с сильно пересеченным рельефом. Понятие «горный велосипед» очень широко и объединяет несколько существенно отличающихся по назначению и конструкции подтипов.
По назначению горные велосипеды делятся на байки для таких дисциплин, как даунхил, фрирайд или эндуро, бэккантри, кросскантри, фристайл, дёрт и стрит, а также горные велосипеды, без ярко выраженной направленности.
Большую часть недорогих и средних по цене MTB как раз и составляют «обычные» неспециализированные горные велосипеды, рассчитанные на умеренно агрессивную езду по дорогам различного качества. Это именно то, что подойдет большинству просто катающихся людей.
Чаще всего, это алюминиевые хардтейлы – велосипеды с амортизационной вилкой, но без заднего амортизатора, сильно усложняющего конструкцию. Геометрия рамы обуславливает среднюю по высоте посадку, которая соответствует умеренной интенсивности движения и не будет чрезмерно нагружать руки. Амортизационные вилки используются недорогие. Большинство горных велосипедов комплектуются дисковыми тормозами. Обычно есть возможность легко установить дополнительное оборудование: крылья, багажник, подножку и прочее. Примером могут служить такие MTB как Author Solution, Pegas или Traction. Существуют модели с низкими «женскими» рамами, такие, как Author Quanta или полувысокими женскими, как Author Solution ASL. Самые дешевые горные велосипеды, например, Horst Tempo или Author Outset, можно рассматривать исключительно как прогулочные.
По мере увеличения стоимости, горные велосипеды приобретают ту или иную специализацию.
Ближе всего к горным велосипедам общего назначения стоят велосипеды для кросскантри (crosscountry, XC racing). Этот тип велосипедов помогает спортсмену максимально быстро передвигаться по трассе с умеренно пересеченным рельефом, как с горы, так и в гору. Обычно это хардтейлы с карбоновыми, и, все реже, алюминиевыми рамами с удлиненным передним треугольником, обеспечивающим более низкую посадку для активной езды. XC-байки комплектуются блокируемой амортизационной вилкой с ходом около 100 мм и трансмиссией высокого уровня: Shimano SLX и выше. Дисковые тормоза стали стандартом. Примером таких велосипедов могут служить велосипеды Scott из серии Scale или Author, начиная с модели Instinct и выше.
Полноподвесочные велосипеды в кросскантри используются не так часто ввиду большего веса и потерь энергии на раскачку задней подвески при педалировании, они актуальнее в XC-марафонах. Пример двухподвесов для кросскантри – Scott Spark. С 1996 года соревнования по кросскантри входят в программу Олимпийских игр и Чемпионата мира по горному велосипеду.
У некоторых производителей можно встретить такой подтип маунтин-байка, как бэккантри (backcountry), олмаунтин (all mountain) или трэйл (trail) – это несколько усиленные байки, по сравнению с кросскантрийными и обычными MTB. Могут быть хардтейлами или двухподвесами. Сюда же можно отнести и велосипеды для внедорожных марафонов, например, Scott Genius – относительно легкие двухподвесочные байки с ходом подвесок около 120 мм, Author A-Ray.
Велосипеды для фрирайда (freeride, FR) или эндуро (enduro) являются еще более усиленным вариантом. Комплектуются вилками и задними подвесками с ходом около 150-170 мм. Стихия этих велосипедов – езда вне дорог на высокой скорости. В целом, фрирайдные велосипеды похожи на даунхильные, но приспособлены для езды не только вниз с горы.
Велосипеды для скоростного спуска с гор (downhill, DH) – это двухподвесочные велосипеды с очень прочными рамами, длинноходными вилками и задними амортизаторами с ходом 200-240 мм. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам исключительно под гору. Вес велосипеда достигает 20 килограмм. Спереди лишь одна звезда с успокоителем цепи, а сзади кассета с узким набором передаточных чисел. Передвигаться на DH-велосипеде по ровному месту или в гору относительно тяжело. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают очень высокую стоимость. Пример – Scott Gambler. В настоящее время даунхилл включен в программу Чемпионата мира по горному велосипеду.
Фэт-байки (fatbike, fat-bike) – велосипеды с покрышками шириной порядка 4″, позволяющими за счет низкого давления двигаться по рыхлому грунту: песку или снегу. На фатбайках я регулярно вижу людей на пляжах, в парках и даже на лыжне для конькового хода. Но и по твердому грунту фатбайки идут вполне приемлемо. Рама и жесткая вилка таких велосипедов, естественно, шире обычных. Примером может служить Fuji Wendigo.
Любители фристайла, стрита и всевозможных трюков на велосипедах используют специальные горные велосипеды – сток. Мощная рама очень малой ростовки, прочное заднее колесо и легкое переднее, обычно на жесткой вилке. Руль широкий, седло установлено предельно низко. Спереди всего одна звезда и рокринг для ее защиты. Сзади часто можно увидеть шоссейную кассету или вообще всего одну передачу. Используются велосипеды как в соревнованиях по преодолению всевозможных препятствий, так и при неспешной городской езде с постоянными запрыгиваниями на все встречные поребрики, тумбы, парапеты и лестницы – стрите.
Еще существуют такие стили катания, как дёрт-джампинг (dirt jumping) и норт-шор (north shore), велосипеды для которых отчасти напоминают триальные и фри-райдные, хотя обычно и являются специализированными, к примеру с 24-дюймовыми колесами для дёрт-джампинга. Пример – Scott Voltage YZ.
До 2009 года почти все горные велосипеды комплектовались колесами диаметром 26 дюймов. Но в 2019 году 26-дюймовые велосипеды остались лишь в бюджетном сегменте. Их вытеснили горные велосипеды на 27.5-дюймовых колесах и, твентинайнеры (29er) – горные велосипеды с колесами 29 дюймов, например Author Instinct 29.
Если рассматривать общие черты горного велосипеда, то к ним можно отнести следующие. Прочная рама относительно небольшого размера с большим дорожным просветом. Наличие, за редким исключением, амортизации переднего или обоих колес. Прочные колеса с широкой и «зубастой» резиной. Тормоза почти всегда дисковые.
В настоящее время горные велосипеды оборудуются 11-30 скоростями, которые обеспечивают изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Конструкция трансмиссии позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.
Обычный горный велосипед – самый универсальный тип велосипедов, хотя, лучше всего он приспособлен для движения по грунтовым дорогам и лесным тропам с сильно пересеченным рельефом. Прочие подтипы MTB ориентированы на конкретные дисциплины.
Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike)
Визитная карточка – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Рама шоссейного велосипеда довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть различными: алюминиевые сплавы или карбон. Дополняет раму жесткая, обычно карбоновая, вилка. В итоге вес велосипеда составляет порядка 7-10 кг.
Колеса с очень узкими (18-28 мм) и гладкими покрышками высокого давления. Две или три ведущих звезды и 9-11 ведомых звездочек, подобранных с малым шагом от передачи к передаче. Характерная особенность современных шоссейных велосипедов – манетки, интегрированные в тормозные ручки. До недавнего времени, тормоза только клещевого типа, но теперь иногда и дисковые.
Кроме традиционных «шоссейников» существуют специализированные модели для триатлона и разделочные велосипеды, но это уже исключительно для спорта.
На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость заметно выше, чем на гибридном или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на зернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден снизить скорость.
Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность, что плохо для движения по городу. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта или по битому асфальту. На большинство шоссейных велосипедов достаточно сложно установить дополнительное оборудование.
Городской велосипед (citybike, дорожный велосипед)
Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу. Это абсолютно неспортивные велосипеды.
Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) рама, обычно большие колеса 28» с шинами средней ширины и мелким протектором. Практически всегда установлены несъемные щитки на колесах, защита цепи и багажник. Иногда – подножка, зеркала заднего вида, корзина, электрооборудование и прочее.
Очень высокая посадка на городском велосипеде и широкое подпружиненное седло обуславливают комфорт при неспешной езде.
Современные ситибайки нередко комплектуются многоскоростными планетарными втулками с внутренним переключением передач. Но есть велосипеды, которые по всем параметрам, исключая внешнее переключение передач, можно также отнести к городским: например, Author Victoria.
К классу городских относятся и так называемые круизеры (cruiser) и чопперы – велосипеды с характерной вытянутой рамой, установленной под очень острым углом вилкой и широченным рулем. Посадка вертикальная или даже с наклоном назад. Своего рода стилизация под старые велосипеды и под соответствующие мотоциклы.
Тяжелые односкоростные городские велосипеды (которые назывались в нашей стране дорожными, а за границей coaster brake) почти вышли из употребления. Зато легкие минималистичные односкоростные фиксы (fix, fixed-gear) или сингл-спиды (single speed) наоборот приобретают все большую популярность. Обычно они сделаны в формате трекового велосипеда или подобного велосипеда с прямым рулем. Например, Fuji Declaration, на фото слева. Главное отличие – вес в 9-11 кг против 15-18.
Кроме того, сейчас выпускаются и псевдо-горные велосипеды, ориентированные на езду по городу, обладающие жесткими вилками и относительно узкими сликовыми шинами. Примером могут служить велосипеды Cannondale Bad Boy или Scott Sub прошлых лет на 26-дюймовых колесах.
Главное достоинство ситибайков – практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые узлы – тормоза и механизмы переключения передач – хорошо защищены от грязи или попросту отсутствуют. Планетарная втулка позволяет переключать передачи стоя на месте, что удобно для городской езды с ее частыми остановками. Но классические сити-байки достаточно тяжелы – порядка 15-18 кг – и не предназначены для высоких нагрузок. В то же самое время, на фиксах гоняет спортивная молодежь.
Гибрид (hybrid, cross bike, trekking bike)
Горные, шоссейные и городские велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов.
Один из них – гибридный велосипед. Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.
Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме. Большинство гибридных велосипедов оборудуется амортизационными вилками с ходом всего 50-60 мм, все чаще появляются дисковые тормоза. На гибридный велосипед можно легко устанавливать практически любые аксессуары.
Другое характерное отличие гибрида от MTB – его колеса (28», 622 мм). Они комплектуются шинами шириной 32-42 мм с умеренно развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда, хотя часть оборудования может быть специализированным.
Багажник, щитки, «рога» на руле и другие аксессуары могут как отсутствовать, обычно это гибриды со спортивным уклоном, так и входить в заводскую комплектацию велосипеда. Некоторые компании, например Scott и Marin, выпускают также серию шоссейных гибридов, полностью оборудованных шоссейными трансмиссиями, жесткими вилками и узкими покрышками – например, Scott Roadster или AGang Sincity. Фактически это почти шоссейные велосипеды, но с прямым рулем.
Главное преимущество гибридного велосипеда – его универсальность: при некотором снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет несколько лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме бездорожья и совсем плохих дорог. Например, у компании Author сейчас представлена очень широкая линейка гибридов, включая модели с дисковыми тормозами и карбоновыми рамами.
Туринг (touring, туристический велосипед)
Если гибрид – это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по хорошим шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.
Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама из высококачественной хромомолибденовой стали обычно длиннее, что повышает плавность хода и гасит вибрации, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.
Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами и резиной пошире. Другое отличие – увеличенный диапазон передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного или гибридного.
Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньше зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом.
Но из крупных производителей их всего по 1-2 модели собирают только Fuji, Trek, Kona и Cannondale.
Циклокроссовый велосипед (CX) и грэвел-байк (gravel bike)
Если же вам нужен внедорожный шоссейник, то альтернативой турингу для более активного передвижения могут стать такие велосипеды, как циклокроссовый велосипед и грэвел байк. Принципиальная разница состоит лишь в том, что циклокроссовый велосипед, например, Scott Speedster CX, обязан соответствовать требованиям UCI и является чисто спортивным байком для велокросса, а грэвел-байк, например, Author Ronin или Author Aura XR, свободен от ограничений и по сути ближе к туристическим велосипедам. Ронин, например, отличается мягкой хромомолибденовой рамой, дисковыми тормозами и относительно широкой резиной 40-622 мм. На него можно поставить задний и передний багажники, а можно ездить в быстром темпе без груза. По прочности оба типа велосипедов ощутимо превосходят классические шоссейные велосипеды.
Складной велосипед (folding bike)
Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или на общественном транспорте. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния.
Складные велосипеды бывают и многоскоростными. Колеса, как правило, 20″ или 24″, но есть и 16″, и 26″. Примером могут служить Author Simplex или почти все велосипеды Dahon. Совсем экзотические конструкции типа Strida мало превосходят по размерам сложенную детскую коляску, но существенно уступают прочим в ходовых качествах.
Недостатки подавляющего большинства складных велосипедов – плохая накатистость и эффективность, обусловленная маленьким размером колес и высокой посадкой.
Велосипед для триала и фристайла (BMX, мод)
Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для него характерны колеса 20″ с 48 спицами, пеги (специальные упоры по торцам осей колес), так называемый гиророторный механизм, позволяющий многократно вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков, защита каретки.
Трековый велосипед (track bicycle)
Специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная исключительно для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Переднее и заднее колеса нередко имеют разный диаметр. Руль – «бараньи рога». Это самый легкий тип велосипедов.
Детский велосипед (kids bike)
Самые разнообразные велосипеды небольшого размера с 2, 3, 4 колесами. Бывают и многоскоростные аналоги горных или шоссейных велосипедов. Например, Author Cosmic на 20-дюймовых колесах с 6 передачами. Вы можете подробнее почитать о детских велосипедах отдельно.
Электровелосипед
В последнее время, благодаря появлению легких и энергоемких аккумуляторов, бурное развитие получили электровелосипеды: велосипеды, оборудованные мотор-втулкой переднего или заднего колеса мощностью до 250 Вт. Основное назначение электродвигателя – помощь при движении на педалях, хотя, многие пользуются электровелосипедами, как мопедами. Бывают в самых различных форматах: городские, складные и даже горные. Например, Author Electra. Все что выглядит как велосипед, но имеет мощность более 250 Вт или не имеет встроенного ограничения в 25 км/ч формально относится к категории мопедов.
Другие типы велосипедов
Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы (велосипеды на двух человек) не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки. Тандемы можно тоже делить на горные, шоссейные и т. д. по используемым комплектующим и назначению.
Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с лежачей на сиденье типа кресла. Этот тип велосипедов называют лигерад или рикамбент (recumbent bike). Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, а не веломобилям, это наличие лишь двух колес и необходимости держать равновесие.
Также существуют грузовые велосипеды с кузовом, трехколесные и четырехколесные велосипеды, велорикши и т. д.
Резюме
Так какой же велосипед нужен именно вам? Прежде чем покупать велосипед, подумайте, где и как вы будете его использовать: ездить на работу или на дачу, кататься вечером в парке, гонять с крутых гор, прыгать по бордюрам. Пофантазируйте. Может быть, ваши запросы столь разносторонни, что вам необходимо два или три велосипеда, ведь абсолютно универсального не существует. Главное – определиться, где и как вы собираетесь ездить.
Принципиальные критерии для подбора велосипеда, которые следует учитывать, следующие: дорожный – внедорожный (со всеми промежуточными градациями), спортивный – утилитарный (то же самое), мужской – женский (требуется ли низкая рама), полноразмерный – складной (хранение, перевозка). И, само собой, приобретать велосипед следует с учетом вашего роста (или возраста для ребенка).
Велик лайф. Выбор велосипеда – правильный подход.
Со всех сторон только и слышно о здоровом образе жизни и активном спорте. Согласно статистическим данным, одним из лучших видов спорта, позволяющих не только физически развиваться, но и получать эстетическое удовлетворение, считается велоспорт.
Казалось бы, достаточно купить велосипед, дорожную сумку-холодильник под перекус, воду — и можно отправляться в путь. Но первое, с чем сталкивается будущий велосипедист – вопрос выбора хорошего велосипеда. Ассортимент их в продаже очень велик, но продавцы советуют только модели подороже, не обращая внимания важные нюансы выбора. В такой среде ошибиться очень даже просто. Так как выбрать велосипед для удовлетворения собственных нужд?
Прежде, чем приступить к выбору велосипедов, стоит посмотреть на главные их виды. Существует семь основных видов велосипедов:
Городской велосипед рассчитан на езду в пределах города. Теоретически на нем можно развить высокую скорость, но придется постараться. Городским он называется из-за удобной геометрии рамы, а также наличия дополнительных опций – передач (от 18 до 24), мягкого седла и багажника (встречается не всегда, но модели с багажником можно найти в продаже). Его лучше выбрать именно для использования в городе.
Горный велосипед отличается от всех остальных тем, что имеет усиленную наварками и косынками раму с более широким диапазоном скоростей (18-27). Горный велосипед имеет несколько разновидностей – кросс-кантри (стандартный горный велосипед), all-mountain (предназначен ля преодоления препятствий средней сложности) и эндуро – для уверенной езды по сложным участкам.
Как правило, рамы могут быть как жесткими, так и с амортизатором (обычно короткоходным). Вилки без амортизаторов используют только в некоторых случаях – во всех остальных применяется вилка с ходом от 100 до 160 мм.
Шоссейный велосипед специально создан для того, чтобы велосипедист без проблем мог набирать повышенную скорость, поэтому рама предельно облегчена (среднестатистический вес – 7 кг). В таких велосипедах используются облегченные колеса с диаметром 26 дюймов (в некоторых случаях – 29”), ведущие звезды имеют большое количество шлицов, что обеспечивает большую скорость при не интенсивном прокручивании педалей. Седло узкое — для более удобного педалирования. Для большей устойчивости и облегчения веса «шоссейники» не используют амортизаторы.
Гибридные велосипеды близки по конструкции к горным, но имеют большие колеса, почти как у шоссейных. Здесь также установлена система переключения передач, а спереди используют короткоходную вилку (обычно до 80 мм).
Велосипед для ВМХ – это специализированный «транспорт» для совершения трюков на специализированной площадке. Его лучше выбрать в том случае, если хочется научиться новых трюков на велосипеде.Как правило, ВМХ сам по себе небольшой – больше подходит для детей возрастом до 10 лет.
Рама максимально усилена в области крепления перьев и труб рамы (верхней и нижней). Передач здесь нет, ибо скорость – это не главное. Седло присутствует далеко не всегда. Велосипед не предназначен для длительной езды по шоссе или горным дорогам из-за банальной неприспособленности.
Велосипед для фрирайда и даунхилла отличается от всех остальных тем, он может без проблем преодолевать такие участки бездорожья, по которым даже шагать трудно. Здесь используется сложная амортизационная система, которая состоит из длинноходного амортизатора (до 80мм) и длинноходной вилки (до 200 мм хода). Как в амортизаторе, так и в вилке можно регулировать чувствительность путем изменения параметров компрессии, жесткости пружины и давления воздуха.
Специализированные велосипеды, видов которых очень много, и к которым также относятся тандемы, складные велосипеды, моноциклы, веломобили, водные, железнодорожные и многие другие.
Выбор велосипедов достаточно большой, чтобы растеряться, но на этом их классификация не заканчивается, и чтобы иметь общее представление о модификациях велосипедов, с которыми можно столкнуться при покупке, стоит рассмотреть, какие бывают типы велосипедов.
Все велосипеды подразделяются на такие основные типы:
По возрасту «наездника»:
Детские – малогабаритные велосипеды, которые рассчитаны на детей до 5-7 лет. К таким типам относятся трехколесные велосипеды для совсем маленьких и двухколесные с дополнительными боковыми съемными колесиками, помогающими освоить настоящую «двухколесную» езду. Как правило, все детские велосипеды не имеют излишеств в конструкции и рассчитаны, как временное транспортное средство, поэтому все механизмы упрощены.
Подростковые – уменьшенная копия взрослого велосипеда, рассчитанная для детей 6-13 лет, имеет усиленную конструкцию с повышенными мерами безопасности, для чего устанавливаются резиновые накладки и тормозная каретка в заднюю вилку. Все узлы заимствованы у «взрослого» велосипеда, но вес его все же облегчен, и педальные шатуны модернизированы.
Взрослые велосипеды имеют полную комплектацию в зависимости от заданных параметров. Они могут отличаться по росту, т.е. устанавливаются определенного размера колеса, педальные шатуны и седло. Такие типы велосипедов подразделяются на указанные выше виды.
По конструктивным особенностям:
Количество скоростей – особый параметр, от которого напрямую зависит скоростной режим и силовая нагрузка. Считается, что чем больше скоростей, тем лучше (легче подобрать комфортный режим), но в отдельных случаях оказываются более надежными 6-8 скоростей, нежели 24.
Амортизационная система напрямую влияет на комфортность езды и устойчивость велосипеда на дороге. Как правило, разделяют четыре вида амортизационных компоновок:
Ригид (Rigid) – отсутствие амортизаторов улучшает устойчивость. Такая система используется на шоссейных, городских велосипедах и ВМХ. Отсутствие амортизаторов иногда можно заметить на упрощенных моделях велосипедов.
Хардтейл (HardTail) – присутствует амортизационная вилка, имеющая ход от 30 до 200 мм, в зависимости от особенностей конструкции. Амортизационная вилка хорошо обрабатывает мелкие неровности на дороге. Она используется на всех видах велосипедов за исключением шоссейников, ВМХ и триала.
Двухподвес (FullSuspension) – амортизаторы установлены на передней и задней подвеске. Это улучшает комфортность управления велосипедом, поэтому в большинстве случаев устанавливаются на горных и экстремальных моделях.
Стоит отметить, что чем меньше ход подвески, тем более устойчив транспорт на скорости. Ход заднего линка может создать трудности с установкой багажника, но эта проблема уже давно решена путем установки багажников с креплением к подседельному штырю. Даже несмотря на то, что достать такой багажник весьма проблематично, знайте, что такая вещь все же есть, и ею все же лучше обзавестись.
Софттейл (SoftTail) – стандартная вилка и особая система задней подвески, обеспечивающая более комфортную езду. Такая система обычно встречается на экзотических велосипедах.
Безусловно, классификация велосипедов дает только общее понимание об их модификациях, но не объясняет, как выбрать велосипед, поэтому перед покупкой необходимо определиться с основными факторами отбора и выработать собственную стратегию.
На что следует обратить внимание
Рама велосипеда может быть изготовлена из стали, алюминия, магния или карбона. Тип металла влияет на вес, прочность и цену.
Рамы из стали применяются в дешевых моделях. Они прочные и просты в обслуживании. Так как велосипед собран на стальной раме, главным минусом является склонность к возникновению ржавчины и большой вес – готовый велосипед может весить до 18 кг.
Рама из хроммолибденовой стали. Данный сплав тоже стоит не дорого, но велосипеды имеют чуть меньший вес и достаточный уровень прочности. Что важно, рамы, которые полностью состоят из хроммолибденовой стали, редко встречаются, так как их полностью вытесняет алюминий. Сейчас подобные рамы практически не выпускают.
Алюминиевые рамы считаются самыми распространенными, так как имеют приемлемый вес и высокий уровень прочности. Благодаря особым свойствам материала можно создавать прочные велосипедные рамы, имеющие большой диаметр труб, большой запас мощности и небольшой вес. Вышеуказанный металл используют велосипедах бюджетного класса и выше.
Магний выступает еще одним металлом, который применяется при производстве велосипедных рам. Он очень прочный и легкий, но и стоит тоже не дешево. Лишь люди, которые занимаются велосипедным спортом на профессиональном уровне, могут позволить себе покупку велосипеда на магниевой раме.
Для производства велосипедов в последнее время начали применяться и такие материалы как кевлар и карбон. Велосипеды, рамы в которых сделаны из композитных материалов, отличаются чрезмерной легкостью. Карбон весит в три раза меньше стали и имеет прочность в 6 раз высшую, чем обыкновенная стальная рама.
являются не менее важным критерием при выборе велосипеда, и это необходимо учитывать. Кроме того, нужно обратить внимание на их диаметр и ширину обода.
Если на велосипеде установлены колеса, имеющие большой диаметр, то благодаря этому можно ездить на большие расстояния с меньшими затратами энергии.
Лучший вариант – велосипед с алюминиевым ободом, так как он прочный, легкий, устойчив к коррозии. Из сплава алюминия изготавливают также втулки и спицы. Благодаря им, колесо становится упругим и прочным.
Во многом поведение велосипеда на трассе или дороге будет зависеть от ширины протектора и его высоты. Для велосипеда горного типа, который Вы будите использовать для езды по местности пересеченного типа, лучше выбрать широкие колеса с высокимишипами. Если придерживаться этого правила, проблем во время езды по мокрой траве, грязи или песку возникнуть не должно.
Для скоростных и ровных дорог необходимо выбирать велосипед, имеющий узкие шины без протектора (слики).
В настоящее время имеется исключительный вариант – полуслик. Средняя часть шины такого велосипеда имеет гладкую поверхность и боковые шипы. Данный вариант — самый приемлемый для велосипедистов-любителей. Благодаря этому велосипедист чувствует себя комфортно не только на ровной дороге, но и пересеченной местности.
Единственный важный критерий, на который необходимо обратить внимание во время пользования полусликов – резкие повороты. При наклоне контактная площадь поверхности колеса приходится на шипы, а это в свою очередь способствует уменьшению коэффициента сцепления.Таким образом, риск падения возрастает.
В связи с тем, что нагрузка на переднее и заднее колесо не равномерная, необходимо подбирать разные варианты шин.
Для прогулочной езды наиболее подходящими являются широкие и длинные седла, для соревнований – жесткие и узкие седла.
Ничего сложного также нет и в материале, из которого изготавливается седло. На моделях подешевле устанавливается седло, состоящее из вспененного полимера, который сверху обтягивается кожзаменителем.
Седло можно регулировать по наклону, большинство имеет систему смещения назад и вперед. Таким образом, на транспортном средстве выбирается удобное положение. Зачастую необходимо регулировать положение седла велосипеда в зависимости от роста, чтобы велосипедист могудобно крутить педали на нижней мертвой точке с вытянутой ногой.
При выборе тормозов необходимо учитывать важный нюанс — каким образом будет происходить передача усилия на колодки – при помощи прямой, либо же центральной тяги (V-brake). Среди основных плюсов прямой тяги можно выделить прямую передачу усилия, благодаря чему данная система является более эффективной.
Во время центрального торможения происходит утрата большей части усилия, так как использование дополнительных рычагов не гарантирует полное сохранение передаваемой энергии.
В вибрейках (название происходит от англ. V-brake) колодки прижимаются к ободу, и таким образом происходит торможение. Такая система, к сожалению, имеет некоторые минусы: во время дождя обод и колодки намокают, и в связи с этим происходит проскальживание, то есть снижение эффективности работы колодок.
Когда в колодках накапливается мокрая грязь, то продолжать безопасное движение становится еще сложнее. Кроме того, при наличии неровностей на колесе, колодка будет постоянно тормозить велосипедиста, вне зависимости от того, хочет он этого или нет.
Остается лишь один выход: сделать выбор в пользу велосипеда, имеющего дисковые тормоза. Они стоят на порядок выше, но что примечательно, работа дисковых тормозов всегда эффективна и налажена.
Кроме того, работа тормозов дискового типа не зависит от погодных условий и состояния колеса. Так как велосипед с дисковыми тормозами лучше ведет себя на дороге, он стоит на порядок дороже обычного. Среди основных отличий тормозов такого плана можно выделить факт зажатия ротора, расположенного на втулке колеса.
Итак, при большой нагрузке и частой езде необходимо выбирать велосипед, имеющий дисковые гидравлические тормоза, но лишь в том случае, когда это по карману. Стоимость гидравлических тормозов довольно высокая, но сила торможения принципиально отличается.
На городских (дорожных) велосипедах зачастую используют лишь амортизационную вилку. Амортизаторы используются далеко не всегда. Они необходимы для того, чтобы уменьшить вибрации, в связи с этим ими оснащены преимущественно горные велосипеды.
В этом широчайшем модельном ряду особо выделяются велосипеды, оснащенные так называемой амортизационной вилкой. Велосипеды с жесткой рамой и «мягкой» вилкой получили название «хардтейл». Вилка — это приспособление, внутри которого находятся направляющие штанги с картриджами или пружинами. Правую и левую часть вилки соединяет корона и «горилла». Последний элемент используется для усиления конструкции.
Вилка с двумя коронами устанавливается в том случае, если она в процессе эксплуатации будет испытывать большие нагрузки. На штанах вилки располагаются тормозные (дисковые или обычные, в зависимости от конструкции) крепления.
Перед тем, как решить, какой велосипед взять, подумайте о возможном выборе велосипеда, который использует полную систему подвески – «двухподвес».
В заднем амортизаторе зачастую применяются такие же механизмы для амортизации, как и на вилке амортизационного типа. Но на данном критерии необходимо останавливаться в том случае, если Вы планируете использовать свой велосипед для экстремальной езды. Во всех остальных случаях амортизатор, располагающийся сзади, станет помехой для развития высокой скорости, да и заплатить за сам велосипед с подобной рамой придется немало.
Если вы хотите использовать хардтейл или ригид, то для устранения вибраций, отходящих от заднего колеса, необходимо чтобы на седле велосипеда были установлены пружины с небольшим уровнем жесткости.
Выбор хорошего велосипеда зависит от типа амортизационных систем, которые используются. Самыми дешевыми и простыми считаются пружинные амортизаторы, но у них есть один существенный недостаток – недолговечность. По истечению определенного времени пружина теряет свою упругость, поэтому амортизационные свойства со временем ухудшаются.
Чтобы пружинные амортизаторы работали мягче, в них устанавливаются демпферы (специальные элементы, основная функция которых заключается в поглощении резонансных колебаний) либо материалы из полимера. Но система такого уровня также имеет много недостатков, так как при низких температурах свойства полимеров теряются, ухудшая таким образом работу амортизатора или вилки.
Кроме этого в качестве демпфера в амортизаторах может применяться воздух. Его закачивают при помощи насоса в вилку. Амортизационная конструкция весит немного, но такие вилки/амортизаторы чувствительны к состоянию сальников и пыльников. Плохое состояние пыльников и сальников может плохо сказаться на работе вилки, поскольку в процессе использования воздушного амортизационного элемента возможны утечки воздуха.
В числе лидеров — масляные амортизаторы. В их качестве выступают картриджи, которые наполняются маслом разной вязкости (от 2.5W до 10W). Для амортизации используют воздух или пружины.
Самыми долговечными являются масляно-воздушные (пружинные) амортизаторы, так как они выдерживают не только огромные нагрузки, но и резкие перепады температур. Их стоимость начинается с отметки 150 у.е. и выше. Если позволяют средства, и Вы решили остановиться на выборе велосипеда с масляно-воздушными амортизаторами, это самый идеальный вариант для вас!
Если в комплекте присутствуют высококачественные амортизаторы, ездок с легкостью может подобрать под себя длину хода, уровень отскока/компрессии амортизатора и так далее. Узнать какой ход/показатель компрессии является идеальным, велосипедист может исходя из поведения транспортного средства на дороге.
Несколько советов по выбору велосипеда
Для правильного выбора =необходимо учитывать такие параметры:
Основное предназначение велосипеда
Если вы планируете ездить по городу, то подойдут городской или гибридный, а для загородной езды стоит учесть специфику дороги, ведь по трассе больше подойдет шоссейный, а для проселочных дорог – горный и экстремальный. Если предполагаются дальние путешествия, то стоит покупать кросс-кантрийный велосипед с соответствующей комплектацией.
На разных модификациях устанавливаются разные системы переключения скоростей, поэтому стоит серьезно отнестись изучению установленного комплекта. Практически все модели можно модернизировать под свои потребности, все зависит лишь от ваших потребностей.
Ростовка велосипеда, т.е. его высота и длина
Стоит учесть, что чем длиннее велосипед, тем он устойчивее на трассе, но менее маневренный, поэтому для длительных трассовых поездок подойдет удлиненная база, а для городской увертливой езды – короткие модели.
Ростовка велосипеда должна обязательно быть комфортной. Настроить велосипед под свой рост можно с помощью подседельного штыря. Он вылетает на высоту до 40 см. В подходящем для вас велосипеде рама должна находиться ниже промежности велосипедиста максимум на 10 см.
Обратите внимание на возможность установки крыльев для езды по грязи или в дождливую погоду, возможности установки багажника для перевозки груза или закрепления сумки-холодильника, а также места для установки дополнительного оборудования. Все эти аксессуары обычно можно приобрести у продавца того же магазина, в котором осуществляется покупка.
Главный фактор, который напрямую свидетельствует об уровне надежности транспортного средства и сроке его эксплуатации. Дешевые модели не могут похвастаться наличием амортизационной системы и надежным качеством механизма переключения передач. Здесь можно сэкономить на каких-либо дополнительных системах. Более качественный комплект будет стоить больших денег.
Купить велосипед – конечно большое дело, но одного только велосипеда не всегда будет достаточно, чтобы отправляться в дорогу. Уже на этапе покупки нужно сразу определиться с тем, какой комплект дополнительных аксессуаров выбрать.
Велосипедные «мелочи» — вовсе не мелочи
Даже если вы себя считаете профессиональным велосипедистом, вам не обойтись без специализированной защитной одежды:
Велошлема открытого или закрытого типа (фуллфейса), коленоголени и налокотников. Все эти элементы защиты изготовлены из специального пластика. Внутри они имеют уплотнительные амортизационные подкладки;
Кожаные перчатки, укороченные шорты и джерси (спортивная футболка с «дышащей» структурой).
Не обойтись в дороге и без набора инструментов, ведь в процессе езды риск пробить колесо или сломать что-то остается большим. Время от времени придется также подтягивать все болты и гайки, проверять натяжение спиц с помощью специального инструмента. Комплект должен быть полным, при этом не лишним будет приобрести подвесную сумку. Однозначно, вам понадобится нормальный насос и ремкомплект для камер.
Дополнительно приобретите крылья и багажник, если они не шли в комплекте. Самый простой способ определить то, нужно ли что-то приобретать – посмотреть на велосипед со стороны. Возможно, вы захотите установить велокомпьютер и навигатор, чтобы полностью контролировать свой путь.
Для езды в темное время суток заранее позаботьтесь об установке системы освещения, причем обязательно побеспокойтесь и о задних габаритных огнях. Установка дополнительных светоотражателей также не будет лишней.
Собрав воедино все указанные факторы, можно с легкостью определиться, как выбрать велосипед подходящего вам вида, типа и комплектации.
Про колеса инфа неверная.
Не рассказано ничего о грамотном выборе велосипеда.
да тут полный треш написан, не дай Бог вообще новичку это прочитать, давно так не смеялся )) но пожалуйста не надо так, если вы ничего не понимаете в велосипедах, их классификации, тех. характеристиках и прочих элементарных вещах.
В описании ДХ/ФР циферки перепутал. Ход подвески (у тебя амортизатора) не до 80, а до 240.
Честно говоря статья обо всем, но очень поверхностно. Называть кантрийник горным велосипедом неправильно.
Привет. Посоветуйте мне пожалуйста нормальный велосипед за 10-15к для езду по городу. Асфальт, невысокие бордюры, грунтовая дорога.
Офигенная статья для начала летнего сезона 🙂
Инфа вся правильная, но вот честно, ничуть не помогает в выборе конкретной модели.
Я бы дала 2 основных совета:
1) главное взять велосипед под цели, потому что двухпрдвес по трассе не поедет хоть ты тресни
2) не брать ашано-байк типа stels/stern/stark и прочее гЭ.
Если бюджет ограничен, то лучше взять подешевле всё остальное, но втулки поставить качественные.
ХЕЛП. Вот смотрите. Мой рост 187, вес 85. Кататься буду только по городу-до работы и обратно. Что я смогу себе купить-бюджет до 30т.р. Вообще запутался (буду покупать весной)
берите любой с алюминиевой рамой. вам как начинающему особой разницы в навеске нет. через пару лет все равно любую нужно менять, тогда и возьмёте по уровню к которому дойдете
Быстрее. Выше. Сильнее
Йога явно не для меня
через время после родов начала заниматься спортом и поняла почему эти позы так называются!
Субботняя покатушка под моросящим дождиком
В прошедшую субботу решил скатать с новым, для меня, велоклубом. Маршрут казался интересным, ввиду не изъезженности мной севера ЛО. Старт был на станции 73 километр, финиш планировался в Рощино.
Маршрут пролегал мимо нескольких озер, к примеру озеро Глазок:
Перед обедом посетили олений питомник:
Обедали на берегу большого Лебяжьего озера (это если четыре часа вечера можно назвать обедом):
Большую часть дня моросил дождик. И вот, ближе к финишу, основательно промокнув, части из нас пришла идея не финишировать так скоро, а то 60км это не дистанция ведь. И мы поехали дальше.. У поселка Белоостров отсеялись еще четверо и дальнейший мой путь в сторону дома происходил в сопровождении двух дам, которые посчитали, что если не сделать сотку, то зря поехали кататься. Навернув шавермы в Сестрорецке и после, поколебавшись «а не сесть ли в электричку?», было решено пилить дальше, и вот наканец-то Питер:
На набережной реки Фонтанки мы расстались и отправились каждый своей дорогой, но дистанция у всех получилась примерно одинаковая
Вело. само. да что ты блин такое?
Указатель сложности трассы: «Выше «Эксперта»»
Профессионал спустился по тропе, сложность которой нельзя оценить по существующей классификации даунхилла, потому что она за неё выходит. В процессе спуска он истерически ржал в охреневании и местами слезал с велосипеда, чтобы сначала пройти участок пешком.
Первое золото на ЧМ IM 70.3 по триатлону в истории РФ
18 сентября 2021г. свершилось историческое событие в истории любительского триатлона в РФ.
Время Ильи составило 4:08:32, на плавание он затратил 28:05, Т1 преодолел за 2:54, велоэтап проехал за 2:13:59, Т2 прошел за 1:37 и беговой этап завершил за 1:21:58.
Илье не хватило 3:16 чтобы взять бронзу в общем зачете среди любителей!
Гонка Лес-200 (как не надо ездить гонку)
Гонка на 200 км по мещёрским лесам
Началось всё с того, что товарисч скинул мне ссылку на это мероприятие. Идея слегка упороться в лесах мне понравилась, тем более, что намечалась сухая погода, да и места там красивые.☀️
Сомнений в том, что проеду у меня не было, ибо периодически катался в тех местах и знал, что меня ждёт. Катить собирался в своём темпе не претендуя на призовое место, т.к. для этого как минимум надо во-первых продумать свой экип и стратегию (а мне лень), и во-вторых еще много тренироваться. Нет, я конечно не совсем разваливающийся пенсионер, и прокатиться на шоссере пару-тройку сотен км за день в соседний город, чтобы поужинать в кафешке, не проблема. Но все эти катушки я еду в своём комфортном темпе, делаю остановку, если надо. На гонку это совсем не похоже.🚴
В общем, вся моя подготовка к гонке была — это найти место для ночлега, купить пачку батончиков в дорогу и найти в шкафу нужные шмотки))
Собственно, из-за моего раздолбайства пошло не по плану почти всё, что можно_))🤦
Для начала я опоздал на нужный мне экпресс до Петушков, поэтому пришлось ехать на обычной эльке-скотовозке в тамбуре впечатанным в свой вел. Но это было только начало 🤦😁
Приехав в Петушки, встретился с ребятами из команды «Не те лоси», с которыми мы скооперировались на номер в гостишке. Вчетвером докатили до гостишки, заселились и вкусно поужинали.🍜
С утра позавтракали, собрались для старта. Непосредственно перед стартом выяснилось, что я забыл дома «закрывашку» для питьевой системы… Из подручных материалов — карандаша и изоленты, я соорудил некий «костыль» для решения проблемы. Но он не сработал: вода пролилась в рюкзак. Наверно, это потому, что я использовал черную изоленту, а не синюю!🤔😁 Уменьшив кол-во воды в гидраторе, чтобы не вытекала, я решил ехать как есть! Не отменять же старт из-за этой фигни!
Перед стартом встречаю довольно много знакомых, тоже жаждущих песков и болот )) И вот наконец 11 часов мы стартуем! Народ с первых километров начинает растягиваться по лесу. Вскоре догоняю Иру. Она едет примерно в том же темпе, поэтому решили ехать сообща.
Покрытие дорог здесь в основном песчаное. На нашем же маршруте встречается весь почти весь спектр препятствий: глубокие пески, где вел вязнет и его приходится катить, поле с кочками, немного говен и переправы. На одной из таких переправ кто-то упал. Правда до канавы он не долетел: зацепился между деревьев — повезло))
Между тем всё это время вода из гидратора продолжала выливаться, стекая по спине мне в штаны, пока не закончилась))😬 Была у меня еще бутылка с водой, так что до источника воды должно было хватить. А вот мокрая спина и жопа доставляли дискомфорт.
На 37_м километре у нас брод через речку Поля, до которого мы вскоре и докатили. Решили через речку перейти, т.к. на призовые места не претендовали, да и к ночи по прогнозу 0 градусов. Мокрые ноги в такую погоду совсем не к стати (мокрой спины и жопы мне было вполне достаточно)
После брода многие отдыхают, а кто-то вообще делает шашлык))
Через часок в д. Березняки встретили Жамала, который ждал отставшего товарища. Жамал было присоединился к нам, но поле колодца куда-то исчез)
В колодце пополнили запасы воды. И дернул меня черт опять налить её в гидратор! Хоть налил туда меньше половины, чтобы не переливалось через край, гидратор все равно протёк! Начавшие высыхать шмотки опять намокли.🤦
Несмотря на то, что стартовали сто человек, ощущение такое, что кроме тебя в лесу никого нет. Многие километры можно никого так и не встретить — все растянулись. Иногда кого-то догоняешь, или наоборот кто-то догоняет тебя. Вскоре поравнялись с Димой из команды 3х9. Как раз кстати, т.к. у Иры периодически сводило ноги, а у Димы был гель с магнием, которым он её и угостил.
К 16 ч выкатываем неожиданно на асфальт. Ура! Можно отдохнуть от этих песчаников! Хотя ехать всё равно тяжеловато для асфальта. Может я просто привык к шоссейнику, а может и подустал. Но счастье длиться не долго, и вскоре мы опять сворачиваем в пески и болота))
И на 80_м километре маршрута у меня слетает правая педаль. Сюрприз однако! Хотел же в начале сезона выкинуть эти отжившие своё педали и купить новые… Изучив сломанный узел понял, что починить всё это дело здесь не получиться… Если бы тут была хотя бы помойка с железками, то я б придумал, как с помощью говна и палок прикрепить педальку на место (с гидратором почти получилось), но… ни помойки, ни говна, ни подходящих палок тут нет. У нескольких человек, которые нас догнали тоже никаких полезных железок не оказалось. Сливаться так же некуда, поэтому вперёд!
Пока я размышлял, что делать дальше и чесал репу педалью, нас догнал Вова из «Не тех лосей». Стоять дальше смысла не имело, поэтому всандалил педаль на место и мы покатили дальше втроем.
По пескам да кочкам ехать со сваливающейся педалью то еще удовольствие. По асфальту проблем бы не было, кроме дикого люфта. Зато здесь, при каждом заезде в пески или на неровную дорогу педаль слетала с оси. Приходилось каждый раз останавливаться, чтобы нацепить её обратно. Пытаться стартовать с места в песках, тоже то еще удовольствие.
Пески тут попадаются особо глубокие и затяжные, поэтому ребята по очереди периодически падают, а у меня падает педаль))
Всё так же едем втроем в пределах видимости, иногда разъезжаясь и снова догоняя друг друга. На 100_м километре остановились для зеленой остановки и немного перекусить. Тут выяснилось, что кабель для зарядки телефона я оставил в номере… Хорошо, что все это время мой телефон был выключен, т.к. пользовались навигатором Иры. А так бы помимо педали, я б лишился еще и навигации посреди маршрута, а без неё было бы сложно выбраться из леса по этой хитросплетённой сети дорожек и троп.
Тут же нас снова догнал Вова, который выглядел очень упоротым и подумывал о сливе)) Решили всё-таки доехать уже до КП на 110_м километре до темноты, там зайти в магазин, отдохнуть, и заодно подумать как быть дальше. Ира вломила немного вперёд — видимо больше всех хотела выехать из этих песков.
В 18:50 уже в сумерках въехали в пос. Уршельский, где почти на самом въезде обнаружили пафосное такое кафе! Круто и неожиданно для деревеньки среди болот и лесов! Как хотелось остаться там и плотно поужинать) Но по опыту знаю, что это чревато большой потерей времени, да и желудок потом будет давить на глаза, особенно в ночное время. Поэтому лучше ехать вперёд! Фотаемся у КП, едем в магаз за водой и перекусом. Там же встречаем Диму из 3х9. Через некоторое время прикатывает пара на фэтах — у них по дороге отломился багажник, но его удалось починить.
Отдыхаем и решаем дальше в темноте ехать по возможности вчетвером — так веселее.
В темноте мне ехать конечно сложнее: педаль все так же отпадает на каждой неровности. И если при свете дня видно куда её надевать, или где она валяется, то ночью приходится на все эти процедуры тратить гораздо больше времени. (подумывал уже ограбить кого-нить на правую педаль, да с Crank_ами никого не встретил😁) Поэтому начинаю периодически отставать от ребят, которых приходится потом нагонять. Из-за этих остановок-догонялок я подупоролся. А когда на 130м км маршрута мы остановились на пятиминутку, выяснилось, что ротор заднего колеса зажат… Т.е. всё это время я катил в таком режиме… То-то тяжеловато было… С этой проблемой быстро разобрался, откалибровав калипер. Ехать стало заметно легче.
На 152_м км брод, который так же проходим пёхом. (перед бродом у источника нас зазывали на шашлыки, но не хотелось задерживаться). Тут посреди реки нас неожиданно ослепляет вспышка фотокамеры. А я то уж хотел бежать из реки, думал молния ))) Пока мы тормозили у источника да брод переходили, нас опять настигли ребята на фэтах.
Задерживаться возле брода мы не стали, ибо сильно остываешь. Тем более нам осталось каких-то 48 км до финиша, и уже хотелось скорее приехать.
Поехали бодро, но через несколько км я всё же отстал: педаль не давала о себе забывать. А пока остановишься, найдёшь да нацепишь, ребята оказываются уже далеко впереди. После серии таких остановок я и вовсе потерял их из виду. Ну да ладно, включил свой навигатор и поехал неспеша, так, чтобы без этих педальных кувырканий. Скоро меня снова догнали ребята на фэтах, как раз в тот момент, когда у меня стал гаснуть фонарь. Запасные аккумы почему-то не заработали (то ли сдохли, то ли незаряженные взял). Хорошо, что ребзя поделились своими. Меняю аккумы — фонарь светит. Дальше катим втроем. Еще через 5-7 км замечаю, что свет фонаря снова тускнеет. Видимо аккумы тоже не очень свежие оказались. Включаю фонарь на экономичный режим и стараюсь держаться за ребятами, чтобы не остаться совсем в темноте. Держаться сложно, т.к. педаль, мать её…
Ещё через пяток км догоняем Иру. Она едет одна, т.к. Вова с Димой учесали вперед. Упоролась. Основной фонарь тоже не горит, едет с налобником. Притормаживаю, решили остановиться на 5 мин отдохнуть, заодно поищу 3_й комплект аккумов, который тоже вроде бы брал. Ура! Аккумы есть, и они заряжены! Дальше едем с нормальным светом. Кроме того, ехать осталось всего 30_ку и надеемся за пару часов её одолеть.
Последняя тридцатка оказалась коварна: впереди было много песков и неровной дороги. Поскольку все кочки я проезжал сидя на сидушке, т.к. привставать на педалях было чревато (педаль, мля!), то моя задница уже давно хотела в отпуск и немедленно!
На 190_м км нас ждало последнее испытание — проход через болото. В темноте форсировать эту преграду удалось не сразу, минут 15 мы ходили вокруг этих говен, высказывая слова благодарности оргам за такой чудесный подарок перед финишем)) Но, слегка замочив ноги, всё же прошли. Где-то среди этих болот я окончательно посеял свою педаль и дальше поехал без нее.
Кое-как докрутили последние 10 км! И вот наконец огни пос. Крутово! Ура, доехали!! Вот и Богдарня, где нас встречают, навешивают золотые медали из дерева и приглашают к столу. Припёрлись мы достаточно поздно — в начале четвёртого утра.
Возле палаток с едой задают странный вопрос, что будем есть: суп или плов. Есть будем ВСЁ, возможно даже с тарелкой! Если кто-то выбирает что-то одно, то он явно никуда не ездил, а спал в номере, и такого человека смело можно дисквалифицировать)) Суп и плов восхитительны! После ужина иду в номер отмываться от свинства и спать.
С утра в 11ч дивимся на победителей и идем завтракать. А дальше уже сборы и долгий путь на электричках до дома.
З.Ы. формат гонки мне понравился, особенно болото в конце))
Моё раздолбайское отсутствие подготовки к данному мероприятию внесло свою долю авантюризма и непредсказуемости на маршруте)) Однозначно сгоняю еще, уже именно в формате гонки, а не покатушки, как ехал в этот раз.
Зимой, только если не успеет навалить снега, а то будет как в прошлый раз, на моей узкой и незимней резине))